Правила наблюдения в психологии. Метод наблюдения в психологии развития. Пример ситуаций наблюдения

Правила наблюдения в психологии. Метод наблюдения в психологии развития. Пример ситуаций наблюдения

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприя-тие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим и наиболее часто используемым психологическим методом. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, и в то же время оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятель-ности, различные типы эксперимента и т. д. Наблюдение используется для выявления и описания новых психологических фактов и психических явлений. В психологии наблюдение используется для достижения следую-щих исследовательских и диагностических целей:

· изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению). Например, изучение проявлений внимания учащихся на уроке;

· выявление у людей тех или иных известных психических особен-ностей. Например, диагностика уровня развития игровой деятельности у дошкольников;

· изучение особенностей поведения, общения и деятельности людей, имеющих различные психические характеристики. Например, изучение средств общения у педагогов с авторитарным стилем общения;

· выявление причин, лежащих в основе тех или иных проблем у людей. Например, диагностика способов взаимодействия матери и тревож-ного ребёнка.

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

- целенаправленностью : наблюдатель должен отчётливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность пре-вратится в регистрацию отдельных ярких и отчётливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случай-ное от типичного, закономерного;

- планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где и при каких условиях;

- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

- регистрацией результатов , что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;



- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих чёткому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интер-претаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определённых условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности восприни-мающего, чем итоги наблюдения житейского.

Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам наблюдения можно отнести следующее:

· возможность собирать многообразные сведения: вербальную информацию, действия, движения, поступки и т. д.;

· естественность условий деятельности наблюдаемого обеспечивает экологическую валидность исследования;

· возможность привлечения к исследованию в качестве наблюдаемых представителей любых социальных и возрастных групп независимо от получения их предварительного согласия;



· возможность целостного восприятия личности наблюдаемого.

Среди слабых сторон наблюдения как метода исследования выде-ляют следующие особенности:

· субъективность результатов исследования, так как они зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работо-способности исследователя;

· исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения, поэтому психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;

· вследствие пассивности позиции наблюдателя и невозможности вмешиваться в наблюдаемый процесс наблюдаемые факты сложно отделить от множества попутных явлений, что затрудняет установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями (проблема внутренней валидности);

· невозможность вмешиваться в наблюдаемый процесс не позволяет вызывать интересующее наблюдателя явление, что требует больших временных затрат для получения фактов, соответствующих цели наблюдения (проблема внешней валидности);

· в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты из-за невозможности воспро-изведения ситуации, а значит, нельзя проверить надёжность первоначально полученных данных.

В зависимости от целей и способов организации наблюдения выделяют различные виды наблюдения .

По степени стандартизации процедуры наблюдения различают несистематическое (свободное, поисковое) и систематическое (структу-рированное, стандартизированное) наблюдение:

· несистематическое (свободное, поисковое) наблюдение связано с определённой целью, оно лишено чётких ограничений в выборе того, что подлежит фиксации. В нём допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Такое наблюдение, как правило, проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а созда-ние некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;

· систематическое (структурированное, стандартизированное) наблюдение проводится по определенному плану, и наблюдаемые факты фиксируются без отступлений от заранее разработанной программы. В таком наблюдении чётко определены содержание исследовательских действий, способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение применяется тогда, когда требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые (например, в психодиагностической практике).

В зависимости от полноты регистрируемых данных выделяют сплошное и выборочное наблюдение:

· при проведении сплошного наблюдения исследователь фиксирует все доступные ему факты;

· при проведении выборочного наблюдения он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов (например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. п.).

По характеру взаимодействия с объектом выделяют включённое и стороннее наблюдение:

· включённое наблюдение предполагает личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником событий, а не наблюдателем. Следует учитывать, что включенное наблюдение, при котором исследо-ватель маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведе-ние исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они являются объектами наблюдения;

· стороннее наблюдение проводится без непосредственного участия наблюдателя в наблюдаемых событиях.

По осведомлённости наблюдаемых лиц о проводимом за ними наблюдении выделяют скрытое и открытое наблюдение:

· наблюдение является скрытым , когда люди не знают, что они являются объектами наблюдения;

· наблюдение является открытым , когда люди осведомлены о производимом за ними наблюдении. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Но через какое-то время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе.

Относительно времени исследования различают однократное, периодическое и лонгитюдное наблюдение:

· однократное наблюдение за определённым лицом является единичным, производимым только один раз;

· периодическое наблюдение осуществляется за конкретным лицом в течение определённых промежутков времени;

· лонгитюдное наблюдение (от англ. «долгота») характеризуется особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

Выбор вида наблюдения определяется целью и задачами конкретного исследования.

Изучая психические явления, исследователь может наблюдать следующие проявления активности человека:

· речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжи-тельность, интенсивность, направленность, пара- и экстралингвистические особенности речи: силу, высоту, громкость и тембр голоса, интонацию, паузы, речевые вкрапления);

· выразительные движения (экспрессию лица, тела и др.);

· движения (поза, осанка, походка, жесты, действия, автоконтакты различных частей тела, положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам, скорость и направления движения);

· действия (направленность на цель, используемые средства для достижения цели, скорость, темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др.);

· внешний облик человека (одежда, обувь, косметика, украшения, состояние кожи, волос, причёска);

· физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия и др.).

При составлении программы наблюдения следует учитывать, что регистрируемые признаки имеют следующие характеристики:

а) ситуационный характер внешних проявлений, так как именно ситуация выступает одной из детерминант поведения человека. Поэтому наблюдателю необходимо учитывать наличие в поведении как ситуационных, так и устойчивых проявлений психики;

б) многозначность одного и того же признака, заключающаяся в том, что он может быть выразителем многих и разных психических состояний и свойств. Например, одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательное отношение. Поэтому восприятие позы зависит от ситуации (контекста) наблюдения;

в) индивидуальность внешнего выражения одних и тех же психических особенностей. Например, быстрый темп речи у очень спокойного и рассудительного человека интерпретируется иначе, чем такой же темп речи у активного и импульсивного человека.

Рассмотрим этапы научного наблюдения:

1) определение цели наблюдения как изучаемого психического явления в соответствии с объектом и предметом исследования;

2) выбор объекта наблюдения (какой индивид или какая группа подлежат изучению);

3) построение теоретической модели изучаемого психического явления как основы для разработки программы наблюдения;

4) разработка программы наблюдения: составление перечня предпо-лагаемых психологических фактов, которые раскрывают содержание изучаемых психических явлений;

5) планирование ситуаций наблюдения, в которых возможна актуализация изучаемых психических явлений;

6) подбор вида наблюдения, в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимых психологических фактов;

7) установление продолжительности общего времени и количества наблюдений;

8) выбор способов регистрации наблюдаемых фактов;

9) прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможности их предотвращения;

10) осуществление пилотажного (пробного) наблюдения, необходи-мого для уточнения программы наблюдения и выявления организа-ционных недоработок;

11) проведение наблюдения по доработанной программе;

12) обработка и интерпретация полученных результатов.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с исполь-зованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в прин-ципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюда-телем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюю-датель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. п. А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения :

· галла-эффект . Обобщённое впечатление наблюдателя ведёт к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий;

· эффект снисхождения . Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему;

· ошибка центральной тенденции . Наблюдатель стремится давать усреднённую оценку наблюдаемому поведению;

· ошибка корреляции . Оценка одного признака поведения даётся на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи);

· ошибка контраста . Склонность наблюдателя выделять у наблюю-даемых черты, противоположные собственным;

· ошибка первого впечатления . Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Кроме типичных ошибок, выделенных А.А. Ершовым, можно указать ещё ряд ошибок:

· стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь неосознанно игнорирует всё, что может её противоречить:

· исследователь смешивает главное и второстепенное, случайное и закономерное в процессе наблюдения;

· начинающий исследователь часто не разводит наблюдаемые признаки и стоящие за ними психические явления и поэтому делает преждевременные обобщения и выводы;

· исследователь не принимает во внимание возможные мотивы дейст-вий, самочувствие наблюдаемых и значимые изменения условий ситуации.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необхо-димо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включённый в процесс экспериментирования. Результаты наблюю-дения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

В целях повышения достоверности процедуры наблюдения в психологии применяются коллективные изучения объекта независимыми друг от друга наблюдателями, технические средства фиксации и обработки данных, детально разрабатываются программы наблюдений. Практи-куются повторные наблюдения одних и тех же объектов.

Составление протокола наблюдений и варианты регистрации наблю-даемых фактов зависит от вида наблюдения по степени стандартизации процедуры и полноты регистрируемых данных.

Что касается способов регистрации получаемых данных, то в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Свободное (несистематическое, поисковое) наблюдение, как правило, предполагает регистрацию максимального числа доступных для наблюдения фактов. Поэтому протокол наблюдения представляет собой фотозапись наблюдаемых явлений в свободной форме. Для удобства дальнейшего анализа целесообразно разделить бланк протокола на три поля, отделяющих внешние условия активности наблюдаемого объекта от фактов его активности и от первичной интерпретации (истолкования) его активности исследователем (см. таблицу 6).

Таблица 6 – Протокол наблюдения

При проведении стандартизированного систематического наблюдения выделяют три разновидности процедур регистрации результатов:

1) Использование признаковых (знаковых) систем . При этом заранее в ходе подготовки бланков наблюдений описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них и насколько часто проявились в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений.

К примеру, какие признаки интереса студентов к содержанию учебного занятия Вы можете назвать? Каковы признаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу?

Разумеется, среди названных Вами признаков не должно быть слов типа «внимательный, «интересующийся», «понимающий» и др., так как они относятся к первичной интерпретации и нуждаются в конкретизации значения. А такие признаки, как «оживлённая жестикуляция», «жевание карандаша», и т.п. свидетельствуют и об интенсивности интереса и о полнейшем отсутствии последнего.

Очевидно, что предложенная система признаков не является исчер-пывающей. В ходе наблюдения может вполне проявиться какая-либо существенная характеристика, ранее упущенная нами. При данном способе регистрации результатов совокупность признаков считается открытой. В неё при необходимости разрешено вносить те или иные дополнения уже после начала наблюдения.

2) Применение системы категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять в неё что-либо новое в процессе наблюдения нельзя, так как считается, что она составляется на научной основе и представляет собой теоретическую модель изучаемого явления. Предполагается, что совокупность категорий охватывает все теоретически возможные проявления изучаемого процесса. Система категорий применяется, когда наблюдение осуществляется за сложным многомерным явлением, которое нельзя разложить на сумму отдельных элементов, так как каждое наблюдаемое свойство находится в системной взаимосвязи с другими свойствами.

Р. Бейлз путём свободного наблюдения за работой групп выявил более 80 признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий, а последние – в 4 класса (см. рисунок 11):

Работая с системой категорий Р. Бейлза, наблюдатель имеет возможность зафиксировать формальную (но не содержательную) сторону общегрупповой дискуссии. Для этого он, выучив перечень категорий, соотносит их с репликами участников общения. Запись наблюдаемого при этом может быть произведена так:

Кто говорит (источник сообщения);

К кому обращается (адресат);

При анализе записи номер категории указывает и на тип высказывания, и на его эмоциональную окраску, и на стадию решения проблемы. Частота речевых актов также отражает особенности протекания дискуссии, в частности, в виде процентных соотношений разных видов актов на различных стадиях обсуждения.

11. Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой;

12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя.

Рисунок 11 – Система категорий Р. Бейлза

Строчными латинскими буквами здесь обозначены связи между категориями: а – проблемы ориентации; b – проблемы оценивания, c – проблемы контроля, d – проблемы нахождения решения, e – проблемы преодоления напряжённости, f – проблемы интеграции. Выделение этих связей основано на соответствующей концепции стадий групповой работы при решении задач.

3) Шкала рейтинга (от англ. «оценка», «порядок», «классификация»). При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или на качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

Рассмотрим варианты фиксации степени выраженности различных свойств. Например, выраженность интереса, проявляемого ребёнком в ходе занятий или совместной деятельности, может быть зафиксирована следующим способом, при котором каждый уровень изучаемого свойства имеет качественную определённость (см. таблицу 7).

Таблица 7 – Протокол регистрации проявлений интереса ребёнком

Другим примером может быть регистрация готовности ребёнка к сотрудничеству со сверстником с помощью двухполюсной градуирован-ной шкалы, где каждый уровень свойства имеет только количественную определённость (см. таблицу 8).

Таблица 8 – Протокол регистрации проявлений готовности ребёнка к сотрудничеству со сверстниками

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описаниянаиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемогообъекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдения считается одним из старейшим психологических методов. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

9. Характ-ка опроса как метода психол-ого исследования

Ме́тод опро́са – психол-ий вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные . Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.

Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.

В этом уроке мы разделили методы психологии на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

Практическая (или прикладная) психология направлена на работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.

Часть первая. Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

Существует несколько видов наблюдения:

  • Полевое - в обычной жизни;
  • Лабораторное - в особых условиях;
  • Опосредованное;
  • Непосредственное;
  • Включенное;
  • Невключенное;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Сплошное;
  • Выборочное;
  • Систематическое;
  • Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

  • Невозможность или сложность повторного наблюдения;
  • Эмоциональная окрашенность наблюдения;
  • Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

    Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения - это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

  • Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
  • Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
  • Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

    То есть объект наблюдения - это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

    Как проводится наблюдение?

    Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

    • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
    • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
    • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

    Наблюдение состоит из нескольких этапов:

    1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
    2. Определение способа наблюдения;
    3. Выбор способа регистрации данных;
    4. Создание плана;
    5. Выбор способа обработки результатов;
    6. Наблюдение;
    7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

    Следует определиться и со средствами наблюдения - оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

    • Наблюдатель не влияет на процесс;
    • Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

    Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

    • Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
    • Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
    • Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
    • Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

    Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

    ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

    Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное - это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

    Психологический эксперимент

    Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.

    Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):

    • Лабораторный - когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
    • Естественный - проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
    • Психолого-педагогический - когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
    • Пилотажный - пробный эксперимент, проводимый перед основным.

    Есть и эксперименты по уровню осознанности:

    • Явный - испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;
    • Скрытый - испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;
    • Комбинированный - испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.

    Организация процесса эксперимента

    Исследователь должен поставить чёткую задачу - для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

    Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

    • Объективность полученных данных;
    • Надёжность полученных данных;
    • Валидность полученных данных.

    Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.

    • Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
    • Возможность повторного проведения;
    • Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

    Минусы (по мнению некоторых специалистов):

    • Психика сложна для исследования;
    • Психика непостоянна и уникальна;
    • Психика обладает свойством спонтанности.

    По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.

    Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

    ПРИМЕР: Допустим, вам хочется больше узнать о поведении людей в тех или иных обстоятельствах, увидеть, как они будут на что-то реагировать и, возможно, даже понять ход их мыслей. Смоделируйте для этого какую-то ситуацию и используйте её в жизни. В качестве примера можно привести следующее: человеку было интересно, как реагируют окружающие на сидящего рядом и опирающегося на них в транспорте спящего человека. Для этого он взял своего друга, который снимал происходящее на камеру, и несколько раз повторял одно и то же действие: он делал вид, что спит и облокачивался на соседа. Реакция людей была разной: кто-то отодвигался, кто-то будил и выражал недовольство, кто-то мирно сидел, подставив плечо «уставшему» человеку. Но на основе полученных видеозаписей был сделан вывод: люди, в большинстве своём, негативно реагируют на «инородный объект» в своём личном пространстве и испытывают неприятные эмоции. Но это лишь «верхушка айсберга» и психологическое отторжение людей друг от друга можно интерпретировать совершенно по-разному.

    Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение - это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.

    Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

    Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

    • Ведение личных записей (дневника);
    • Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
    • Повышение самооценки;
    • Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

    Применение самонаблюдения в жизни - это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

    ПРИМЕР: Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

    Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

    Психологическое тестирование

    Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

    Основными характеристиками психологических тестов являются:

    • Валидность - соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
    • Надёжность - соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
    • Достоверность - свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
    • Репрезентативность - соответствие нормам.

    По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест - это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

    Существуют различные виды тестов:

    • Тесты на профориентацию - для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
    • Тесты личности - для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
    • Тесты интеллекта - для изучения степени развития интеллекта;
    • Вербальные тесты - для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
    • Тесты достижений - для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

    Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

    Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

    ПРИМЕР: Надоело зарабатывать деньги тем способом, который не приносит ни морального, ни психологического, ни эмоционального удовлетворения. Мечтаете о том, чтобы наконец уволиться и заняться чем-то другим. Но вот чем - не знаете. Найдите несколько тестов на профессиональную ориентацию и сами себя протестируйте. Вполне возможно, что вы узнаете о себе какие-то вещи, о которых раньше даже понятия не имели. Результаты таких тестов могут помочь вам раскрыть новые грани вас самих и будут способствовать пониманию того, чем бы вам хотелось заниматься на самом деле, и к чему у вас есть склонности. А зная всё это, гораздо проще найти себе занятие по душе. К тому же, это ещё хорошо и тем, что человек, занимаясь любимым делом и получая от него удовольствие, становится более счастливым и удовлетворённым по жизни и, ко всему прочему, начинает больше зарабатывать.

    Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.

    Биографический метод

    Биографический метод в психологии - это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

    Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

    ПРИМЕР: Вы руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

    Использование биографического метода - это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

    Опрос

    Опрос - вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос - это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

    Опросы разделяют на:

    • Стандартизированные - строгие и дающие общее представление о проблеме;
    • Нестандартизированные - менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

    В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

    Виды опросов:

    • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
    • Устный - позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
    • Анкетирование - предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
    • Личностные тесты - для определения психических особенностей личности;
    • Интервью - личная беседа (относится и к методу беседы).

    При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

    • Отдельность и лаконичность;
    • Исключение специфических терминов;
    • Краткость;
    • Конкретность;
    • Без подсказок;
    • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
    • Вопросы не должны отталкивать;
    • Вопросы не должны что-либо внушать.

    В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

    • Открытые - предлагающие ответы в свободной форме;
    • Закрытые - предлагающие заготовленные ответы;
    • Субъективные - об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
    • Проективные - о третьем лице (без указания на респондента).

    Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

    ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

    Опросы и анкетирования - это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

    Беседа

    Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

    Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком - объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

    • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
    • Установить контакт с исследуемым человеком;
    • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
    • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
    • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
    • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
    • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
    • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
    • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

    Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

    ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности - поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо - с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

    Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

    Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

    Часть вторая. Методы практической психологии

    Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Поговорим немного о каждом из них.

    Внушение

    Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения. Средство внушения особой роли не играет. Главная задача - осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).

    От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.

    Существует несколько видов внушений:

    • Прямое - воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
    • Косвенное - скрытое (промежуточные действия, раздражители);
    • Намеренное;
    • Ненамеренное;
    • Положительное;
    • Отрицательное.

    Есть и разные приёмы внушения:

    • Приёмы прямого внушения - совет, команда, наставление, приказ;
    • Приёмы косвенного внушения - осуждение, одобрение, намёк;
    • Приёмы скрытого внушения - предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

    Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

    ПРИМЕР: Широко известен пример внушения, называемый эффектом «плацебо» явление улучшения состояния больного при приёме лекарства, которое, по его мнению, обладает определёнными свойствами, когда на самом деле это пустышка. Вы можете применить данный метод на практике. Если, к примеру, у кого-то из ваших близких вдруг разболелась голова, дайте ему простую пустую капсулу под видом средства от головной боли - через некоторое время «лекарство» подействует и головная боль прекратится. Это и есть .

    Подкрепление

    Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

    Подкрепление может быть следующих видов:

    • Положительное - закрепляется правильное поведение/действие;
    • Негативное - предотвращается неправильное поведение/действие;
    • Осознанное;
    • Неосознанное;
    • Стихийное - происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
    • Намеренное - сознательное действие (воспитание, дрессировка);
    • Разовое;
    • Систематическое;
    • Прямое;
    • Косвенное;
    • Базовое;
    • Вторичное;
    • Полное;
    • Частичное.

    Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

    ПРИМЕР: Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь - это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это - положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан - разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат - систематическое положительное подкрепление.

    Психологическая консультация

    Психологическая консультация - это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.

    Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:

    • Отношения - ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
    • Индивидуальные проблемы - здоровье, невезучесть, самоорганизация;
    • Работа - увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.

    Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:

    • Контакт;
    • Запрос;
    • План;
    • Настройка на работу;
    • Реализация;
    • Домашние задания;
    • Завершение.

    Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.

    ПРИМЕР: Толчком для того, чтобы прибегнуть к психологической консультации, может послужить абсолютно любая жизненная ситуация, с решением которой человек не может справиться самостоятельно. Это и возникновение проблем на работе, и неурядицы в семейных отношениях, депрессия, потеря интереса к жизни, неспособность избавиться от вредных привычек, дисгармония, борьба с самим собой и множество других причин. Поэтому, если вы чувствуете, что вас на протяжении продолжительного периода времени одолевают и беспокоят какие-то навязчивые мысли или состояния и вы понимаете, что не можете справиться с этим в одиночку, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, то без тени сомнения и стеснения обращайтесь за помощью к специалисту. Сегодня существует огромное количество кабинетов, клиник и центров психологической помощи, где свои услуги предоставляют опытные высококвалифицированные психологи.

    На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.

    Любой психический процесс должен рассматриваться психологической наукой таким, каким он является в действительности. А это предполагает его изучение в тесной взаимосвязи с окружающим миром и внешними условиями, в которых живёт человек, ведь именно они получают отражение в его психике. Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.

    Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В этой статье предлагаем вам рассмотреть один из основных приемов, который включают в себя в психологии. Наблюдение предполагает целенаправленное и преднамеренное восприятие объекта исследования. В социальных науках его применение представляет наибольшую трудность, поскольку субъект и объект исследования - человек, а значит в результаты могут привноситься субъективные оценки наблюдателя, его отношение и установки.

Наблюдение - один из основных эмпирических методов, самый простой и обыкновенный в естественных условиях. Чтобы его результаты оказались точными, наблюдателю следует оставаться в стороне, быть незамеченным или же стать частью группы, в которую входит объект наблюдения, смешаться с ней, чтобы не вызвать к себе внимание. Исследователь должен фиксировать и оценивать события, связанные с целью наблюдения.

Элементы этого приема включают в себя теоретическое мышление (различные контроль результатов, осмысление) и количественный шкалирование и др.).

Изучая основные методы психологии, наблюдение следует непременно отметить и по возможности применять. Ведь это один из основных приемов, которым пользуется современная наука.

Необходимо сказать, что наблюдение в психологии непременно является несколько субъективным. Степень субъективности могут снизить отказ от быстрых выводов и обобщений, неоднократность наблюдения, а также использование наряду с ним других методов. Лучше, чтобы в исследовании участвовало сразу несколько наблюдателей. Чтобы повысить эффективность этого метода, часто используются различные карты наблюдений и опросники. Они позволяют сконцентрироваться на наиболее важных моментах и не отвлекаться на несущественные.

Отличительные черты наблюдения

Наблюдение в психологии всегда проводится с определенной целью, по заранее намеченному плану, оснащено различными предметами, необходимыми для фиксации результатов и осуществления самого процесса.

Этот метод позволяет собирать эмпирические данные, формировать представления об объектах исследования, а также проверять различные догадки и теории, связанные с ним.

Наблюдение осуществляет познание с помощью прямого контакта, основываясь на показаниях органов чувств, поэтому оно является первым в истории научным приемом.

Методы психологии (наблюдение, эксперимент и др.) имеют свои характерные особенности. Эти особенности позволяют выделить их как отдельный вид исследований. Наблюдение в психологии отличается типом отношения к объекту (например, в беседе или эксперименте специалист создает специальные условия, вызывающие то или иное явление), присутствием непосредственного контакта с ним (который отсутствует при изучении продуктов деятельности, а также не всегда присутствует в эксперименте).

С методологической точки зрения ему присуща универсальность, то есть возможность использования наблюдения по отношению к широкому кругу различных психических явлений, а также гибкость (наличие возможности изменять "поле охвата" объекта или гипотезу в процессе исследования) и минимальные требования к техническому, аппаратному обеспечению процедуры. В этом методы психологии наблюдение, эксперимент и другие сильно отличаются.

В научной литературе термины "наблюдение", "объективное наблюдение" и "внешнее употребление" часто используются как синонимы. Психическая жизнь - сложное явление, недоступное прямому взору извне, скрытое от посторонних глаз. Поэтому первоначально единственным методом психологии являлась интроспекция (самонаблюдение), и лишь с развитием науки внешнее наблюдение стало применяться, когда осуществлялось наблюдение за человеком (психология, социология и другие науки).

В отечественной психологии основные принципы наблюдения описываются в работах таких ученых, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.

Виды объектов

Наблюдение и эксперимент в психологии, так же как и другие методы, могут иметь следующие объекты исследования:

Человек (или животное);

Целая группа людей.

Предметом наблюдения может быть, как правило, только внешний компонент деятельности (движения, перемещение, соприкосновения, совместные действия, речевые акты, мимика, внешние проявления вегетативных реакций, а также различные ситуации как спонтанные, так и организованные).

Правила наблюдения

При применении этого метода существует ряд правил:

1. Следует проводить систематические, многократные исследования, в изменяющихся и повторяющихся ситуациях, чтобы выделить закономерности и случайные совпадения.

2. Не стоит делать следует непременно делать альтернативные предположения о том, что стоит за тем или иным поведением, и проверять их.

3. Частные ситуации и условия необходимо сопоставлять с общими, рассматривая их в контексте различных общностей (личности в целом, общей ситуации, стадии психического развития, например, по отношению к ребенку, и т. д.), поскольку такое рассмотрение зачастую полностью меняет психологический смысл наблюдаемого.

Для того, чтобы минимизировать неточности и ошибки исследования, обеспечить его объективность, как уже было отмечено, необходимо, чтобы исследователь не выдал своего присутствия. Нужно сделать так, чтобы наблюдатель смог видеть, сам при этом оставаясь незамеченным в качестве исследователя. Особенности наблюдения в психологии предполагают по возможности наименьшее участие в нем субъекта.

Этого можно добиться следующим:

- "примелькаться", то есть сделать так, чтобы объект исследования привык к присутствию наблюдателя - часто присутствовать в поле его зрения, как будто не обращая внимания на него;

Объяснить наличие постороннего некоторой целью, приемлемой для объекта изучения, например, учителю в школе сказать о том, что вы бы хотели присутствовать на уроке, чтобы освоить его методику;

Заменить наблюдателя техникой, регистрирующей (видекамерой, например), которая обеспечит точную фиксацию и будет меньше смущать наблюдаемого;

Осуществлять изучение из темной комнаты, смежной с той, где находятся наблюдаемые, например, отделенной от нее специальным стеклом Гезелла, с односторонней световой проводимостью;

Использовать съемку скрытой камерой.

Цель должна быть четко сформирована, поскольку лишь в очень редких случаях случайные наблюдения приводят к важным открытиям.

Виды наблюдения

В психологии очень разнообразны. Исчерпывающей единой классификации нет, поэтому перечислим лишь основные.

1. Систематическое и случайное. Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью на протяжении всего периода изучения. Промежутки времени между наблюдениями определяются внешними условиями, природой изучаемого объекта.

2. Открытое или скрытое. Данные виды наблюдения в психологии характеризуют позицию наблюдателя к объекту исследования. Например, при скрытом наблюдении исследователь смотрит через стекло Гезелла на объект изучения, а при открытом - наблюдаемый тоже видит исследователя.

В качестве подвида сюда относится и включенное наблюдение, когда субъект сам является членом группы, участником событий. Включенное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым (например, если исследователь не сообщает о том, что он является таковым, другим членам группы).

Некоторые виды наблюдения являются как бы промежуточными между включенным и невключенным наблюдением. Например, когда педагог изучает поведение учеников во время урока: здесь исследователь включается в ситуацию, но иначе, чем объекты изучения, их позиции неравноправны по отношению к управлению ситуацией.

3. Полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных для наблюдаемого условиях, подразумевает отсутствие какой бы то ни было инициативы со стороны исследователя. Данное наблюдение в психологии позволяет изучить естественную жизнь наблюдаемого объекта. К его недостаткам относятся трудоемкость, а также неконтролируемость ситуации исследователем, невозможность систематического наблюдения. Лабораторное предоставляет возможность изучать объект в контролируемой, удобной для исследователя ситуации, однако может существенно исказить результаты исследования.

4. Лонгитюдное, периодическое и одиночное. Данные виды выделяются по времени организации исследования. Лонгитюдное ("продольное") осуществляется в течение длительного времени, зачастую нескольких лет, а также предполагает непрерывный контакт наблюдателя с объектом. Результаты подобного исследования отмечаются в виде дневников, которые широко охватывают образ жизни, поведение, различные привычки изучаемого объекта.

Периодическое наблюдение - самый распространенный вид временной организации исследования. Оно осуществляется в течение некоторых точно определенных промежутков времени. Одиночные, или однократные, наблюдения проводятся в виде описания отдельного случая, который может быть как типичным, так и уникальным при изучении того или иного феномена или процесса.

Единицы наблюдения, их регистрация

Единицы наблюдения - простые или сложные действия объекта исследования, доступные наблюдателю. Для их регистрации используются специальные документы:

1. Карточка наблюдения. Она необходима, чтобы регистрировать те или иные признаки в формализованном и зачастую закодированном виде. По ходу исследования может быть использовано несколько таких карточек, отдельно для каждой единицы изучения.

2. Протокол наблюдения. Предназначен для того, чтобы фиксировать комбинированные результаты в формализованных и неформализованных процедурах. Он отражает взаимодействие карточек наблюдения.

3. Дневник наблюдений. Психология часто использует различные журналы наблюдений. Они необходимы для того, чтобы зафиксировать полученные результаты исследования. В них указываются не только различные сведения о самом объекте, но также и совершенные в ходе изучения действия наблюдателя.

При записи результатов может применяться также различная кино- и видеоаппаратура.

Пример использования наблюдения

Хорошо раскрывают в психологии примеры. Рассмотрим конкретный пример, где используется этот прием.

Например, военному исследователю необходимо выяснить, кто из военнослужащих склонен к различным правонарушением, например, стяжательству, пьянству, насилию. Объектом наблюдения являются новоприбывшие солдаты.

Сначала исследователь собирает через офицеров подразделений, к которым относятся объекты исследования, информацию о них. Эта информация может быть получена, например, от сопровождавших новоприбывших к месту службы с призывного пункта, с помощью беседы, анализа документов. При этом необходимо особенно обратить внимание на то, в какой социальной среде рос и воспитывался солдат (благополучная или неблагополучная, полная или неполная семья, принадлежащая или непринадлежащая к группе с негативными ценностными ориентациями), на его поведение (привлекался или нет у уголовной или административной ответственности, наличие или отсутствие отрицательных характеристик с работы или учебы), на его психологические и физиологические характеристики (черты характера, уровень развития и др.).

Вместе с этим наблюдатель определяет особые признаки, позволяющие судить о склонности объектов к отклоняющемуся поведению. Считается, что к лицам с отклоняющимся (девиантным) поведением принадлежат солдаты, поведение которых не соответствует принятым в этом обществе нравственным и правовым нормам. Это может быть, например, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, неподчинение командирам, оскорбление сослуживцев, упрямство, попытки доминирования и т. д.

Исходя из этих признаков, исследователи с помощью в основном случайного наблюдения собирают уточняющую информацию обо всех солдатах, а затем составляется подробная программа исследования.

Изучающий выделяет ситуации, категории и единицы наблюдения, подготавливает инструментарий (протоколы, карточки, дневники наблюдения).

Пример ситуаций наблюдения

Реализуют метод наблюдения в психологии примеры типичных ситуаций, среди которых стоит отметить:

Учебные занятия. Во время такой деятельности определяется общий уровень подготовки, умений, знаний, степень усердия солдат, выявляется уровень сплоченности коллектива в целом, степень его стремления к получению знаний.

Перерывы, часы досуга. В этих ситуациях наблюдателя могут интересовать темы разговоров, лидеры и их влияние на остальных участников диалогов, различные мнения и точки зрения солдат.

Хозяйственные работы. Здесь могут представлять интерес отношение к труду изучаемых, различные взаимоотношения между военными при выполнении хозяйственных работ, а также лидеры и подчиненные. Важно отметить, что при наличии больших объемов труда, а также в критических ситуациях (при землетрясении, пожаре, наводнении) особенно проявляются такие качества, как выдержка, целеустремленность, сплоченность, взаимовыручка членов коллектива.

Смена караула, развод и несение службы. В этих ситуациях выявляются степень воинской подготовки, уровень навыков и умений, мотивация к выполнению обязанностей, убеждения солдат.

Здесь можно обратить внимание на общую дисциплину, реакцию военных на служебные обязанности и их распределение.

Особую роль играют различные конфликтные ситуации, в которых наиболее ярко проявляются взаимоотношения между солдатами и их поведение. Важно отметить зачинщиков, а также указать причины, динамику и развязку конфликта, определить роли различных участников.

Наблюдение в педагогической психологии

Данный вид исследования используется в основном при изучении особенностей поведения учащихся и педагогов, стиля их деятельности. Здесь важно соблюдение двух основных условий: наблюдаемый не должен знать, что является объектом исследования; исследователь не должен вмешиваться в деятельность наблюдаемого.

Наблюдение в социальной психологии следует осуществлять по заранее разработанной программе. Фиксировать необходимо лишь те проявления активности объектов, которые соответствуют задачам и целям проводимого исследования. Лучше всего использовать видеосъемку, так как она позволяет изучать явления неоднократно и обеспечивает максимальную достоверность полученных выводов.

В педагогической психологии в основном используется невключенное наблюдение, но иногда может проводиться и включенное, позволяющее исследователю ощутить на собственном опыте, какие переживания испытывают наблюдаемые. Однако при этом особенно следует стремиться сохранять объективность.

Наблюдение в возрастной психологии

Здесь оно может быть как сплошным, так и выборочным. Если наблюдение охватывает многие стороны поведения наблюдаемого одновременно, в течение длительного времени, и осуществляется в отношении либо одного, либо нескольких детей, оно называется сплошным. При этом зачастую отмечается некоторая избирательность: критерием отбора выступает новизна. При осуществлении выборочного наблюдения указывается и оценивается лишь одна конкретная сторона поведения изучаемого ребенка или же его поведение в отдельных, определенных ситуациях, через некоторые промежутки времени (реализуют такое наблюдение в психологии примеры следующие: Ч. Дарвин наблюдал за проявлением эмоций своего сына, а отечественный лингвист А. Н. Гвоздев записывал речь своего ребенка на протяжении первых восьми лет его жизни).

Ценность данного приема в возрастной психологии состоит в том, что для применения этого метода не существует никаких возрастных ограничений для изучаемого объекта. Отслеживание жизни наблюдаемого на протяжении длительного времени позволяет найти переломные моменты, критические периоды в его развитии.

Наблюдение в психологии, примеры которого мы только что указали, здесь чаще всего используется для сбора данных на начальном этапе исследования. Но иногда его применяют и в качестве основного метода.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что фиксировать и наблюдать можно лишь внешние результаты психической деятельности человека и их проявления. Однако целый ряд важных психологических составляющих, объясняющих поведение, остается внешне не проявленным, а следовательно, не может быть зафиксирован с помощью наблюдения. Так, например, нельзя проследить мыслительную деятельность, различные скрытые эмоциональные переживания и состояния.

Поэтому даже там, где метод наблюдения является основным, ведущим, наряду с ним используется и ряд других приемов, таких как опрос, беседа, другие дополнительные методы. Наблюдение и эксперимент в психологии также часто применяются совместно.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс APA и наблюдения


Wikimedia Foundation . 2010 .



просмотров