Проблематика романа «Война и мир» Льва Толстого - сочинение. Проблематика, конфликт, идейный смысл романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Идейно-нравственные искания героев. «Мысль народная» в романе Толстой война и мир основные проблемы

Проблематика романа «Война и мир» Льва Толстого - сочинение. Проблематика, конфликт, идейный смысл романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Идейно-нравственные искания героев. «Мысль народная» в романе Толстой война и мир основные проблемы

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

Л.Н. Толстой.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.

Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои - люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого - то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.

У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству.

Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что - нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.

И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание - служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, - славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.

Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание - «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.

Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.

Задачи и тесты по теме "Сюжет, герои, проблематика романа Война и мир Л. Н. Толстого"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Урок 3.

Роман «Война и мир» - роман-эпопея:

проблематика, образы, жанр

Цель: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Ход урока

Урок-лекция учителя, учащиеся ведут конспект.

I . Запись эпиграфа и плана:

1. История создания романа «Война и мир».

2. Историческая основа и проблематика романа.

3. Смысл названия романа, герои, композиция.

«Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорожденного ребенка до последней вспышки

чувства умирающего старика все горести и радости,

доступные человеку, - все есть в этой картине!

Критик Н. Страхов

I I. Материал лекции.

Роман «Война и мир» - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века. К. Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным...» Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Первая читательница романа, жена писателя С. А. Толстая, писала мужу: «Переписываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т. е. духовно твой роман».

    Что можно сказать о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на основе прослушанных высказываний?

1. История создания романа.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы» от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг» (см. схему в Приложении 1).

2. Историческая основа и проблематика романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-м томе - 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; 3-й том - 1812 г., 4-й том - 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жизни и жизни города.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и России.

Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действующих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от французского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского - вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен - затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрократической орды - проблему критики правителей.

3. Смысл названия романа, герои и композиция.

Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).

Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой».

Всего в романе свыше 550 лиц. Без такого количества героев не возможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т. е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века (сравните с романами «Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского и др.). Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Если мы вспомним Базарова, то в основном он дан в общении с братьями Кирсановыми, Одинцовой. Герои же Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей.

Заглавие романа образно передает его смысл.

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определили Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) - это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.

4. Жанр.

Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга - как Библия.

«Что такое «Война и мир»?

Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника.

«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор

в той форме, в которой оно выразилось

Л. Н. Толстой.

«... Это не роман вообще, не исторический роман, даже не истории-

ческая хроника, это хроника семейная... это быль, и быль семейная».

Н. Страхов

«...оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в

себе эпопею, исторический роман и очерк правое».

И. С. Тургенев

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

«Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка - для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

Признаки эпопеи - тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание - «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм... прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе - только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.

I II . Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам).

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника с. 240-245.

2. Выбрать тему реферата по роману «Война и мир»:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Дубина народной войны».

в) Подлинные герои 1812 г.

г) Придворные и военные «трутни».

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа - персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

к) Пейзаж в романе «Война и мир».

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир» (на примере одного из персонажей).

3. Подготовиться к беседе по т. I, ч. 1.

а) Салон А. П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

б) П. Безухов (гл. 2-6, 12-13, 18-25) и А. Болконский 9-я гл. 3-60 в начале пути и идейных исканий.

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

5. Индивидуальное задание. Сообщение «Исторический комментарий» к содержанию романа «Война и мир» (Приложение 2).

Приложение 1

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». История создания.

Вывод: «Я старался писать историю народа».

1857 г. - после встречи с декабристами Л. Н. Толстой задумал роман об одном из них.

1825 - «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 - «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»

1805 - «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав не удач и нашего срама».

Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Приложение 2

Исторический комментарий к т. I романа «Война и мир».

В I т. романа-эпопеи «Война и мир» действие разворачивается в 1805 г.

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине - острове Корсика - фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали ёго, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французcкую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем - отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом - Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Военные действия России против Франции были вызваны прежде всего боязнью царского правительства перед распространением по всей Европе «революционной заразы».

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.

Не только социальные и сословные проблемы нашли отражение в эпопее Толстого «Война и мир», велика роль философских размышлений автора на вечные темы: проблемы человека и общества , личности и истории , самореализации и христианства .

Как и многие его современники, Толстой пытался найти образ «героя нашего времени». Им сталАндрей Болконский , принадлежащий к высшему дворянскому сословию, но отрицающий его . Первоначальные мучительные раздумья Болконского, равно как описанные желания вкусить славы Наполеона , рождены отвращением к бессмысленной и порочной «светской» жизни. Тем не менее столь тяжелое чувство возникает, растет под влиянием фальшивых отношений с женой Лизой , «маленькой княгиней», как ее все называли. Ложь этих отношений во многом обусловлена тоже «светскими» устоями. Но для самого Андрея непереносимой оказывается мысль о том, что он ошибся в себе, что его любовь к Лизе оказалась мнимой. Подчеркивая редкое внешнее очарование «маленькой княгини», Толстой раскрывает ее внутреннюю бессодержательность. Слишком поздно понимает Андрей, что оказался игрушкой собственной плотской страсти. Он вынужден терпеть около себя пустое и жалкое существо. Когда Лиза умирает при родах, в душе Андрея созревает новое, болезненное ощущение вины перед нею. Отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыл об обязанностях мужа и отца .

Так в семейной ситуации конкретизируется восприятие Андреем (несомненно, близкое автору) аристократического мира. Бесконечно сильнее, однако, гнетет Андрея сознание своей двойственности, слабости и эгоизма. В сопереживании герою созревают всегда нелегкие размышления о том, что такое истинное чувство , почему люди нередко ошибаются в своем избраннике или избраннице, каким должен быть их союз... В процессе не просто прочтения, а вживания в произведение очень существенным моментом становится доверие к князю Андрею, ощущение правды его состояния, нравственной чистоты личности. Он близок каждому, так как совершает общие для всех людей ошибки . Но в то же время он бесконечно выше других по глубине мысли, ответственности за свои и чужие поступки.

Все, что происходит далее с князем Андреем, так или иначе связано с пережитым им. Наташа Ростова привлекает Болконского именно тем, чего была лишена Лиза: искренностью, поэтичностью, свежестью и живостью чувств. А разрыв с Наташей , совпадая с грозными событиями 1812 года, предельно обостряет его одиночество, разочарование в возможности личного счастья . Начинается поиск иных ценностей, иных деяний. Князь Андрей едет на фронт и здесь осознает себя частью большого, а не узкоинтимного мира . Так формируется новое отношение к войне: восхищение сплоченностью, нравственной силой солдат , стремление слиться с ними. Возникшее тяготение к народной жизни ощущается в сокровенных переживаниях князя Андрея.

Смертельно раненый Болконский встречается и с Наташей, и с Курагиным. Собственные мучения только вначале гасят разум. Едва боль отступает, в пробужденном сознании князя Андрея возникает светлая картина детства, некогда пережитых радостей, а среди них главное – встреча с Наташей . Память доносит ее юный облик, восхитившие его при первом знакомстве – на бале. Сама жизнь, ее нетленные ценности противостоят страданиям смерти . Поэтому у Болконского «любовь и нежность к ней (Наташе) еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». С освобождением от суетного, наносного князь Андрей и в Курагине (оказавшемся в той же операционной избе) видит прежде всего несчастное существо, бесславно умирающее после долгих лет лжи и обмана. «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

В этой сцене нередко усматривали христианское всепрощение (возлюби врага своего). Толстой вложил в нее иной смысл. Жалость-любовь (народное отождествление этих чувств) проявилась к тому, кто бездумно отнял у себя красоту чистого, осмысленного бытия. Князь Андрей неожиданно понимает эту драму Курагина, в страстном порыве сочувствуя ему.

Внутренняя метаморфоза Болконского происходит при небывалом подъеме духовной энергии (упадке телесной) . В отрыве от всего материального он постигает высшее («божье» , по его слову) предназначение сущего – единение человеческих сердец. С лихорадочным восторгом (это состояние «подчеркнуто» в тексте) он отдается жажде разделить горести и ошибки тех, кто томиться в одиночестве . Так выражаются морально-этические идеалы автора . Они волнуют, как сама не лишенная призрачности мечта о гармонии мира, мгновенном возрождении личности . Герой будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия. И только смерть уносит радостную, светлую любовь, наступает тьма . Трудно переоценить впечатление от этих страниц романа. Приходит иное ощущение наших истинных возможностей, перспектив жизни и ответственности перед нею, краткой, быстротекущей, но единственно прекрасной. Параллель юность-смерть обладает редкой емкостью и силой воздействия.

Но несомненно, что наиболее яркой из затронутых Толстым проблем является проблема роли личности в истории . По Толстому, в историческом процессе осуществляется скрытая ведущая целесообразность. Для каждого человека деятельность в ее субъективных целях является сознательной и свободной, но в сложение итогов многих и разных деятельностей получается не предусматриваемый и не сознаваемый людьми результат, осуществляющий волю «провидения». Чем более отдельные люди связаны в своей деятельности с другими людьми, тем более они служат «необходимости», то есть более их воля переплетается, сливается с волею многих других людей и через то становится менее субъективно свободной. С этой точки зрения общественные деятели являются наименее субъективно свободными и наиболее вынужденными сообразовываться с общими обстоятельствами и подчиняться необходимости.

В огромном большинстве этот закон люди выполняют неведомо для себя , слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей. И лишь «великие люди» оказываются способными в некоторой мере отрешиться от узколичного, проникнуться целями понятой ими совершающейся общей необходимости и, таким образом, стать в своей деятельности сознательными проводниками высшего общего смысла истории.

Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории» . Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра I в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова . Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий , в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа , то есть он может быть сознательным проводником хода истории . Кутузов сам близок народу , он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии).

Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории . Образ наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм . Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек , он не может определять нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. Новаторство Толстого состояло в том, что он внес в историю нравственный критерий .

Что же Толстому кажется ведущим в изображаемом им потоке жизни? Вопреки всему, Толстой придает громадное и активное значение субъективному началу жизни, человеческому «я» . Он создавал «Войну и мир» в эпоху бурного демократического движения, сильно подчеркнувшего роль самой личности в собственных ей судьбах.

В этом романе нашли отражение философические воззрения автора на жизнь и его понимание жизни . Толстой фаталист , но не в том целом, восточном значении этого слова, которое усвоено верой слепой, чуждой всякого рассуждения. Фатализм графа Толстого – это чадо времени, фатализм резонирующий, фатализм, выражающий собою не сплошную веру, а итог несчетного множества сомнений, недоумений и отрицаний . Если бы он убежден был просто, что история, как наука, бессмыслица, потому что разумных явлений в ней нет, а есть только один немой и совершенно непостижимый рок, который понять невозможно, потому что декреты его совершенно не сходятся с нашими человеческими понятиями о правде и справедливости, то сказали бы только, что не разделяем этого верования. Но автор не идет так далеко. Он убежден, что исторические явления нельзя объяснить научным путем; но он не решается допустить, чтобы их уже вовсе ничем нельзя было объяснить. Напротив, он думает, что все станет ясно для нас, если мы допустим предназначение . Далее, он отвергает инициативу личную как фактор, имеющий свою долю участия в событиях исторических. Он говорит, что так называемые великие люди суть ярлыки, дающие только имя событию, но меньше всего имеющие с ним связи, потому что их действия только кажутся им произвольными, а в сущности они вынуждены роковым ходом истории и определены предвечно . Но он не решается идти до конца и сказать, что человек совершенно лишен инициативы, что все его действия вынуждены законом строгой необходимости и имеют неотвратимый, роковой смысл. Напротив, он полагает, что в мелкой среде личного интереса человек пользуется свободой для достижения своих целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но, прибавляет он, как только действие сделано, так оно становится невозвратимо и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение . Вывод такой, что действие человеческое свободно, пока он не сделал его, но после того, как сделал, оно становится вынужденным, определенным задолго до его совершения, определенным предвечно ... Этого, признаемся, мы не можем понять, и мы предпочли бы вовсе не объяснять ничего, чем объяснить таким способом. Это крайний и самый отчаянный скептицизм. Он отнимает смысл у всего, что для нас может иметь какой-нибудь смысл, и переносит его с отрицательным знаком на место, для нас совершенно чуждое и непостижимое. Он отнимает у человека всякую веру в себя и в других людей , всякое уважение к какой бы то ни было, доступной ему, полезной, общественной деятельности, заставляя его смотреть на эту деятельность как на смешное усилие муравья сдвинуть гору. Всякая жертва, приносимая человеком в порыве сердечного увлечения, всякая славная цель впереди, побуждающая его у тяжелому подвигу, - все с такой точки зрения должно показаться ему ребячеством, глупым задором. К счастью, автор «Войны и мира» не всегда смотрит на жизнь с такой точки зрения . К счастью, он поэт и художник в десять раз более, чем философ. И никакой скептицизм не мешает ему как художнику видеть жизнь во всей полноте ее содержания , - со всеми ее роскошными красками, - и никакой фатализм не мешает ему как поэту чувствовать энергетический пульс истории в теплом, живом человеке, в лице, а не в скелете философического итога.

Он любит людей , им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а естественною и безотчетной любовью русского к русскому, сына к отцу , участием зрелого и высокоразвитого человека к молодому повесе, который напоминает ему молодость.

Роман "Война и мир", фундаментальный труд великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого, был написан в период с 1863 по 1869 г.

Замысел произведения автор сформировал задолго до написания, обратившись к теме которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Лев Толстой вознамерился показать жизнь российского общества того времени, а поскольку оппозиционное движение различных тайных обществ с участием декабристов было наиболее радикальным и значимым в политической жизни российского государства, то писатель решил использовать эту тему как основу своего произведения.

Трактовка романа

В черновике предисловия к будущему литературному шедевру "Война и мир" проблемы романа Лев Николаевич Толстой обозначил как поиски главного героя. Писатель предполагал, что это будет образ декабриста, одного из героев того времени, возвращающегося вместе со своим семейством в родные места после ссылки. Однако фабула романа требовала характерного описания главного персонажа со времен его юности, и значит, необходимо было вернуться примерно на 20 лет назад, в его прошлое. Писатель принял решение начать повествование именно с 1805 года. Вместе с тем, общая тема романа "Война и мир" требовала трактовки более широкой, нежели та, которую раскрывал сюжет о декабристах и, таким образом, в ходе написания романа на первое место вышла война против Наполеона и события, так или иначе с ней связанные.

Внимание писателя переключилось на Отечественную войну 1812 года, а также на период, предшествующий вторжению французской армии во главе с Наполеоном Бонапартом. Тем не менее, несколько глав из неоконченного произведения 1860 года под названием "Декабристы" Толстой использовал в романе "Война и мир". Проблемы романа заключались в построении сюжета, который по замыслу автора должен был охватить почти четверть века истории русского народа и русской армии. Писателю это удалось, с задачей он справился блестяще.

Примеры героизма в романе

Свое эпохальное произведение "Война и мир" Толстой Лев Николаевич писал шесть лет, аналогичных по глубине и силе повествования романов в мировой литературе больше нет. Роман впечатляет образностью, каждый персонаж прописан с высокой степенью достоверности, героизм русских солдат очевиден - они воюют за правое дело, за свои семьи, за родную землю. Пример тому и его батарея, сдержавшая наступление неприятеля. Беспримерное мужество русской армии в сражении на когда решилась судьба России, описано писателем с пугающей натуралистичностью, но каждое слово на страницах романа, несомненно, правдиво. Моральное состояние французов, разумеется, не выдерживает никакого сравнения с боевым духом русских солдат, в этом, по большому счету, и была заложена главная основа победы российской армии. Все персонажи Толстого отражены в романе как патриоты своей земли.

Литература и живопись

При написании произведения "Война и мир" проблемы романа заключались еще и в том, что он являлся беллетристикой, широчайшим полем, мозаикой из человеческих судеб. Персонажи Льва Толстого выписаны тонкими, точными штрихами, его литературное мастерство можно сравнить с живописью Паоло Веронезе, который также досконально передавал каждую черточку в лицах своих героев на огромных полотнах венецианского Дворца дожей, а героев этих сотни.

Художественная ценность произведения

В романе "Война и мир" Толстой представил на страницах все общественные слои, от простого солдата до императора и его окружения. Показаны все возрастные категории, различные сословия, богатые и бедные, добропорядочные и бесчестные, здоровые и больные. Русское общество, низы и средний класс, царь и его подданные - всем нашлось место в величайшем литературном произведении того времени.

Художественность произведения тесно переплетается с реалиями жизни, толпа простолюдинов, маргинальная часть общества бывает порой дикой неуправляемой силой, движимой порывом. Сцена убийства Верещагина тому пример. Зверская, низменная беспощадность как результат импульса все сметает на своем пути - таков народ русский, история знает несколько подобных примеров. В этом и заключается главный смысл романа "Война и мир" - показать русское общество, все его достоинства и недостатки.

Философия романа

На протяжении всего романа Лев Николаевич Толстой старается осмыслить исконное начало жизни русского человека, определить причины стихийности его поступков. Философия произведения заключается в том, что воля и способности отдельных людей пропадают втуне, если они не соприкасаются с реальностью, уходят в сторону от происходящего. Только беззаветное служение идее может подвигнуть человека на битву за правое дело, вывести его на поля сражений, заставить принять смерть как должное.

Характерность

Многочисленные образы романа "Война и мир" представлены автором доходчиво, с описанием характера каждого. Отсюда особое, почтительное отношение писателя к Кутузову, который силен не стратегическим талантом и геройством воина, а тем, что он осознал тот единственный метод, следуя которому можно справиться с Наполеоном. Отсюда отрицание Толстым личных качеств самого Наполеона, который кичился своими достижениями, приписывая их своей мнимой исключительности. Писатель не пожалел красок при описании простого солдата Каратаева Платона, пребывающего, по мнению Толстого, в ипостаси величайшего мудреца, только потому, что тот осознал себя частью целого, общественного и отбросил прочь свою индивидуальность.

Ответственность писателя

Философичность Льва Толстого заключается не в рассуждениях на тему, как это обычно бывает у большинства писателей, а в скрупулезном анализе мельчайших подробностей событий, происходящих в обществе, а также в его гениальной способности объединить разрозненные детали в одно целое, создав законченную картину и подписав ее своим именем. Ответственность Толстого чувствуется в каждой главе его бессмертного произведения, это завораживает читателя, который постепенно начинает мыслить в одном направлении с автором.

Персонажи

В произведении заключались еще и в том, что необходимо было обозначить одним из главных персонажей целиком русскую армию. Красной нитью в произведении проходит тема безоговорочной поддержки солдат и полководцев народом. Очистить землю русскую от нашествия - об этом думали все: офицеры, солдаты, крестьяне, рабочие, чиновники. Самобытность русского народа не могла быть нарушена нашествием извне, это не укладывается в ментальность российского общества, а раз так, захватчик непременно будет уничтожен. На этот результат работала мысль каждого русского человека. Сокрушающий размах патриотизм и любовь к отечеству породили "дубину народной войны", которая уничтожила врагов.

Лев Толстой гордится военной мощью русской армии, помноженной на патриотизм и самоотверженность остального населения российского государства. Народ-богатырь соединился с русским дворянством в годы войны, чтобы выбить неприятеля. Лучшие представители дворянского сословия России потянулись к массам, среди них были и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, Наташа Ростова и Василий Денисов.

Образ Кутузова

Герой Михаил Илларионович Кутузов, был неотделим от своих солдат, именно это придавало ему силы. Полководец не получал моральной поддержки от императора, его тайно ненавидели, но Кутузов в лояльности царского окружения и не нуждался, у него был гораздо более мощный источник вдохновения - армия, солдаты и преданные офицеры. Генерал-фельдмаршал Кутузов победил, выполняя волю русского народа, хорошо понимая цель, стоящую перед ним и перед всей страной.

Издания

Характеристика романа "Война и мир" раскрывает могучий потенциал русского общества, история которого не знает порабощений. Недальновидность амбиционных захватчиков вроде Наполеона, их напыщенность, кроме позора, ничего не несет. Историческое военное противостояние неизбежно заканчивается победой русского народа.

В 1865 году в журнале "Русский вестник" были опубликованы две первые части романа под названием "1805 год". Полное издание эпохального произведения "Война и мир" Толстого, в шести томах, вышло в свет в 1869 году.

Лев Николаевич Толстой, роман "Война и мир" навечно вошли в золотой фонд мировой литературы.

Проблематика романа «Война и мир» включает в себя несколько тем. Давайте рассмотрим главные.

Тема настоящей жизни

Что такое настоящая жизнь? Многие герои романа способствуют развитию общества и являются достаточно активными людьми. Однако настоящая жизнь - это то, что творится у них в душе. Речь идет главным образом о Ростовых, Безуховых, Болконских, да и о простых крестьянах. Самый искренний и настоящий человек - это, без сомнения, Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского

Чем он занимается на протяжении романа?

Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?

Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой - Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.

Жизнь Пьера Безухова

А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.

Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то - нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.

Тема семьи

Семья для писателя - это база для развития человеческой души.

Так оно и есть в действительности. На примере нескольких семей автор выражает свое мнение о домашнем очаге. В романе подробно рассказывается о Курагиных, Ростовых и Болконских. Это главные действующие лица произведения.

Ростовы и Болконские

Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.

Курагины

А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.

Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.

Тема народа и личности

В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.

Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, - «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.

Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.

Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые "военные трутни", среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» - произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.

В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.



просмотров