Психологическая активизация творческого мышления

Психологическая активизация творческого мышления

Т. «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вопросы 1. СТРУКТУРА МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДЫ И ИХ

Актуальность ОДНИМ ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕДУРА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В СТРУКТУРЕ МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАНИМАЮТ ВАЖНОЕ МЕСТО НАРЯДУ С МЕТОДАМИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА И ОСНОВАНЫ НА ОЗАРЕНИИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА СИНЕРГИИ СИСТЕМ.

ТИПИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИК - ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ СИТУАЦИИ; ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ, ЗАТРУДНЯЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ОБРАБОТКИ; -НЕВЫСОКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВОСПРИНИМАЕМОГО ОБЪЕКТА, ДЕЛАЮЩАЯ ДОСТАТОЧНО БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О НЕМ; - ПРОСТО НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОСМЫСЛЕННОГО ВЫВОДА; -НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ БЫСТРОГО РЕШЕНИЯ. СОЗИДАНИЕ НОВОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ ■ УМЕНИЕ УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ; ■ БЕГЛОСТЬ, УМЕНИЕ УВИДЕТЬ В ПРОБЛЕМЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНЫХ СТОРОН И СВЯЗЕЙ; ■ ГИБКОСТЬ КАК УМЕНИЕ ПОНЯТЬ НОВУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УСВОЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ; ■ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ОТХОД ОТ ШАБЛОНА; ■ СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕГРУППИРОВКЕ ИДЕЙ И СВЯЗЕЙ; ■ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАГИРОВАНИЮ ИЛИ АНАЛИЗУ; ■ СПОСОБНОСТЬ К КОНКРЕТИЗАЦИИ ИЛИ СИНТЕЗУ; ■ ОЩУЩЕНИЕ СТРОЙНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕЙ.

ОБЩИМИ МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ КОМБИНИРОВАНИЕ И АНАЛОГИЗИРОВАНИЕ НАРЯДУ С ТАКИМИ ПРИЕМАМИ, КАК ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ СВЯЗЕЙ И ПЕРЕНОС ФУНКЦИИ ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ. ПСИХОЛОГАМИ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО РАСКРЕПОЩЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ УПРАВЛЯЕТ ПОРОЖДЕНИЕМ БЕСЧИСЛЕННЫХ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ СЛУЧАЙНЫХ АССОЦИАЦИЙ. ПЕРВОПРИЧИНОЙ И ОСНОВОЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА НАШЕГО МОЗГА, УНИКАЛЬНОСТЬ КОТОРОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН РАЗВИВАЕТСЯ ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЕВОСТОРОННИХ И ПРАВОСТОРОННИХ МОЗГОВЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ПРЕОБЛАДАЕТ ЛЕВОСТОРОННЕЕ МЫШЛЕНИЕ. ЭМОЦИИ СОДЕЙСТВУЮТ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРАВОМ МОЗГЕ. ОБРАБОТАННАЯ ОБЕИМИ ЧАСТЯМИ МОЗГА ИНФОРМАЦИЯ ЗАПОМИНАЕТСЯ НАДЕЖНЕЕ. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧУВСТВА ОБУЧАЕМОГО СОДЕЙСТВУЕТ ПРАВОМОЗГОВОЙ ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИГРАЕТ ВСЕ БОЛЕЕ ВАЖНУЮ, РОЛЬ В КАРЬЕРЕ МЕНЕДЖЕРА И ЕГО РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ. К ЧИСЛУ УСПЕШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ МОЗГОВЫХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОЛОГИ ТАКЖЕ ОТНОСЯТ ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - ВООБРАЖЕНИЕ, ВИДЕНИЕ, НАПРИМЕР, БУДУЩЕГО ИЗДЕЛИЯ, КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИЛИ ПРОБЛЕМЫ И ПУТЕЙ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. КТО ВИЗУАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ТОТ С БОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ ДОСТИГАЕТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. ПООЩРЕНИЮ ЯРКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СОДЕЙСТВУЮТ РАЗВИВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ. ВИДЕНИЕ - ЭТО ПРАВОМОЗГОВАЯ ФУНКЦИЯ И ОДНОВРЕМЕННО МЕТОД РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИ ЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. ГРАФИКИ, ДИАГРАММЫ, СХЕМЫ, РИСУН КИ, КАРТИНЫ ПООЩРЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. АНАЛОГИИ - ЭТО СРАВНЕНИЯ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ЭТОТ МЕТОД МОТИВИРУЕТ ИНТУИЦИЮ И СИНТЕЗИРУЕТ МЫШЛЕНИЕ, РАЗВИВАЯ СИСТЕМНУЮ АНАЛИТИКУ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО МЕТАФОРА - ЭТОТ МЕТОД МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ОСНОВАН НА СОЕДИНЕНИИ ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ ИЛИ ДЕЛ ПО ОБЩЕМУ ПРИНЦИПУ, НАПРИМЕР ЭЛЕКТРИЧЕСТВО СВЯЗЫВАЕТСЯ С НАПРАВЛЕННЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ ИЛИ ЕЩЕ ПРОЩЕ - С ВОДОЙ, ТЕКУЩЕЙ ПО ТРУБАМ, ВРЕМЕНИ ПРИПИСЫВАЮТСЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА - СУРОВЫЕ ГОДЫ, СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ, СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА. МЕТАФОРЫ СОДЕЙСТВУЮТ ИГРЕ С ПОНЯТИЯМИ. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЙ МЕЖДУ ПРОБЛЕМАМИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУКИ И ПРАКТИКИ, ЧТОБЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ ПОИСКУ РЕШЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ ПРОБЛЕМ БИЗНЕСА И БИОЛОГИИ ПРИВОДИТ К ПОНЯТИЯМ, НАПРИМЕР, ВЫЖИВАНИЯ, АДАПТАЦИИ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ, САНАЦИЯМ. ЮМОР - АКТИВНО ОБЪЕДИНЯЕТ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛЕВОГО МОЗГА И КРЕАТИВНОСТЬ ПРАВОГО. ВО ВРЕМЯ СМЕХА МОЗГ ВЫРАБАТЫВАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ГОРМОН ЭНДОРФИН, ОБЛАДАЮЩИЙ ОБЕЗБОЛИВАЮЩИМ И ТРАНКВИЛИЗИРУЮЩИМ СВОЙСТВАМИ И СОДЕЙСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА БЛАГОПОЛУЧИЯ.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ: ■ АССОЦИАТИВНЫЕ: - МЕТОДЫ АНАЛОГИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНОСТЬЮ; ■ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ: - ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ТОЧКИ; - ДРОБЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НА НОВОЙ ОСНОВЕ; - РАВНОУДАЛЕННОЙ ТОЧКИ; - РАЗВОРОТА; - ВРАЩЕНИЯ ВНИМАНИЯ (МАТРИЧНЫХ СТРУКТУР); - ВКЛЮЧЕНИЯ (СУПЕРПОЗИЦИИ); - АСИММЕТРИИ; ■ ДИНАМИЧЕСКИЕ: - МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ; - НЕПРЕРЫВНОСТИ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ; - ПРОСКОКА; - ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ; ■ ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ: - ОСЛАБЛЕНИЯ УСЛОВИЙ (РЕЛАКСАЦИИ); - ЗАМЕНЫ.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ■ МОЗГОВОЙ АТАКИ И СВЕРНУТОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ; ■ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ■ АССОЦИАЦИЙ; ■ СЦЕНАРИЕВ; ■ СУДА; ■ СИНЕКТИКИ; ■ ГОРДОНА; ■ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ; ■ «МЕТРА» ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД; ■ ЦЕЛЕВЫХ ОБСУЖДЕНИЙ (КОМИССИЙ).

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (БРЕЙНШТОРМИНГ) ПРЕДЛОЖИЛ В 1938 Г. АМЕРИКАНСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ СБОРН. А. О МЕТОД БАЗИРУЕТСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВАН НА ТОМ, ЧТО ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАЧАСТУЮ СДЕРЖИВАЕТСЯ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ПРИЧИНАМ, СРЕДИ КОТОРЫХ СУЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ БАРЬЕРЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ БЕЗ ИХ АНАЛИЗА И ОБСУЖДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ, А УСПЕХ ПРОВЕДЕНИЯ ШТУРМА ЗАВИСИТ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ДВУХ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ: ■ ГРУППА МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ИДЕИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА, ЧЕМ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕХ ЖЕ ЛЮДЕЙ ЗА СЧЕТ СИНЕРГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА; ■ ЕСЛИ ГРУППА НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ, ТО ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ГОСПОДСТВУЮЩЕГО В ЭТОТ МОМЕНТ, НЕЛЬЗЯ ТОРМОЗИТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ ЭТИХ ИДЕЙ.

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (БРЕЙНШТОРМИНГ) СУТЬ МЕТОДА: КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ГРУППЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ВЫСКАЗЫВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕИ ПО ПОВОДУ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОБОСНОВАННОСТИ, ОСУЩЕСТВИМОСТИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ТЕМ ЛУЧШЕ. РУКОВОДИТ АТАКОЙ ВЕДУЩИЙ. С ИНФОРМАЦИЕЙ О ХАРАКТЕРЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ЗНАКОМЯТСЯ ЗАРАНЕЕ. ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫСЛУШИВАЮТСЯ БЕЗ КРИТИКИ И ОЦЕНКИ (ЗА ЭТИМ СЛЕДИТ ВЕДУЩИЙ), А ИХ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТСЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИДЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАПИСЕЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ СЕКРЕТАРИАТОМ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ФОРМИРУЕТСЯ СПИСОК, В КОТОРОМ ВСЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТРУКТУРИРУЮТСЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПАРАМЕТРАМ (КРИТЕРИЯМ),

ЭТАПЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА 1. подготовка – формирование Ц, подбор участников, решение орг. вопросов. 2. генерирование идей - а) регламент – постановка идей, их анализ, сопоставление списка идей; б) правила – свобода, творчество, фиксация высказываний, время для обдумывания; 3. анализ и оценка идей а) диагностика; б) классификация; в) оценка реализации; г) выбор оригинальных идей; д) список годных.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ МОЗГОВОГО ШТУРМА НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ («КРУГЛЫЙ СТОЛ»), И УЧАСТНИКОВ. НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ - ОТ 4 ДО 12 ЧЕЛОВЕК, ПРИ ЭТОМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАДО ПРИГЛАШАТЬ КАК СПЕЦИАЛИСТОВ, ТАК И НЕСПЕЦИАЛИСТОВ: ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ ИДЕИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИНАДЛЕЖАТ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ЗАДАННОЙ ОБЛАСТИ, НО КОСВЕННО СВЯЗАНЫ С РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ «НАОБОРОТ» , ИЛИ «СВЕРНУТАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА» , КАК МЕТОД ВО МНОГОМ НАПОМИНАЕТ ОБЫЧНУЮ «МОЗГОВУЮ АТАКУ» , НО ПРИ ЭТОМ УЧАСТНИКАМИ НЕ ТОЛЬКО РАЗРЕШАЕТСЯ, НО И ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАТЬ КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО СФОРМУЛИРОВАННЫМ ИДЕЯМ. СЛОЖНОСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ СВЯЗАНЫ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ КОРРЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДРУГ К ДРУГУ. ОБЫЧНО В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО МЕТОДА УЧАСТНИКИ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО НАЙТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛАБЫХ МЕСТ В КАЖДОЙ ИДЕЕ, НО И ПРЕДЛОЖИТЬ ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ. ЭТОТ МЕТОД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОБЫЧНО ПРИ ДЕФИЦИТЕ ВРЕМЕНИ, ОТПУЩЕННОГО НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ПО СУТИ ДЕЛА ЭТО УСКОРЕННАЯ, ИЛИ «СВЕРНУТАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА» . АНАЛИЗ СУЩНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИВО ДИТ К ДВУМ

Противоречия МОЗГОВОГО ШТУРМА АНАЛИЗ СУЩНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИВОДИТ К ДВУМ ПРОТИВОРЕЧИВЫМВЫВОДАМ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ ИДЕЮ НА ЭТАПЕ ГЕНЕРИРОВАНИЯ, ЕЕ НЕОБХОДИМО КРИТИКОВАТЬ, А КРИТИКА ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ ШТУРМА ЗАПРЕЩЕНА. С ДРУГОЙ - ЧТОБЫ НАПРАВЛЯТЬ ХОД РЕШЕНИЯ В ОДНУ СТОРОНУ, НЕОБХОДИМО ИМ УПРАВЛЯТЬ, А СУТЬ МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ХАОТИЧЕСКОМ ГЕНЕРИРОВАНИИ ИДЕЙ.

МЕТОД СИНЕКТИКИ УСТРАНЯЕТ ОТМЕЧЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ГДЕ ШТУРМ ВЕДЕТСЯ ПОСТОЯННОЙ ГРУППОЙ СО СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫМ СОСТАВОМ. У. ГОРДОН (АВТОР МЕТОДА) В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕВРАТИТЬ ПРОДУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОТЕКАЮЩИЙ В СФЕРЕ ПОДСОЗНАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ, ИЗ СТИХИЙНОГО В СОЗНАТЕЛЬНО УПРАВЛЯЕМЫЙ, В 1960 Г. ВВЕЛ ОСОЗНАННЫЙ ПОИСК АНАЛОГИЙ В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ. ЦЕЛЬ АНАЛОГИЙ - СБИТЬ ПРИВЫЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХОРОШО ИЗВЕСТНЫХ ВЕЩАХ, ВЗГЛЯНУТЬ ПО НОВОМУ НА «НАСЛЕДСТВО ИЗ ЗАМОРОЖЕННЫХ СЛОВ» И СПОСОБОВ ПОНИМАНИЯ.

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ■ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ РАССМОТРЕНИЕ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ; ■ ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ, ИЛИ ЭМПАТИЯ, ПРЕДЛАГАЕТ «ВЖИТЬСЯ» В ОБРАЗ РАССМАТРИВАЕМОГО ОБЪЕКТА, ОЩУТИТЬ ЕГО СОСТОЯ НИЕ И НА ОСНОВЕ СОБСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ ПРЕДЛОЖИТЬ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ; ■ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ - НАХОЖДЕНИЕ КРАТКОГО СИМВОЛИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЗАДАЧИ ИЛИ ОБЪЕКТА, ОБЫЧНО В ФОРМЕ СОЧЕТАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, КОТОРЫЕ В ФОРМЕ ПАРАДОКСА ХАРАКТЕРИЗУЮТ СУЩНОСТЬ ОБЪЕКТА (НАПРИМЕР, ГОЛОВКА МОЛОТКА, ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ, ПОДАВИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ И Т. П.); ■ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПОИСКАТЬ РЕШЕНИЯ В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, А ТАКЖЕ ИЗЛОЖИТЬ ЗАДАЧУ В ТЕРМИНАХ СКАЗОК, МИФОВ, ЛЕГЕНД.

МЕТОД СИНЕКТИКИ: НАЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПУТЕМ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОИСКА АНАЛОГИЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ. 1. ФОРМИРУЕТСЯ ГРУППА ИЗ 5 7 ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИХ ГИБКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ОПЫТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СОВМЕСТИМОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ. 2. ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ НАВЫКИ СОВМЕСТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. 3. ПЕРЕБИРАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИЗВЕСТНЫЕ ПОДОБНЫЕ РЕШЕНИЯ, НО ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ И НЕВОЗМОЖНЫЕ (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ) РЕШЕНИЯ. 4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБСУЖДАТЬ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ. 5. РАЗРЕШАЕТСЯ КАЖДОМУ ПРЕКРАТИТЬ РАБОТУ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ ПРИЧИН. 6. РОЛЬ ВЕДУЩЕГО ПЕРИОДИЧЕСКИ ПЕРЕХОДИТ К ДРУГИМ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ.

ЭТАПЫ МЕТОДА СИНЕКТИКИ РАБОТА ГРУППЫ ПРОХОДИТ ВДВА ЭТАПА. ЗАДАЧА ПЕРВОГО ЭТАПА - СДЕЛАТЬ НЕПРИВЫЧНОЕ ПРИВЫЧНЫМ. ДЛЯ ЭТОГО ПУТЕМ ОБОБЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЙ НЕПРИВЫЧНУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ОБЪЕКТ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА АНАЛОГИЙ ПОМЕЩАЮТ В ПРИВЫЧНЫЙ КОНТЕКСТ, И ЕЕ НЕПРИВЫЧНОСТЬ ИСЧЕЗАЕТ. ПОСЛЕ ЭТОГО НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП, ЗАДАЧА КОТОРОГО - СДЕЛАТЬ ПРИВЫЧНОЕ НЕПРИВЫЧНЫМ (ВЕРНУТЬСЯ К ИСХОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1) ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ; 2) ОЧИЩЕНИЕ ОТ ОЧЕВИДНЫХ РЕШЕНИЙ - ДИСКУССИЯ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ЧЛЕНЫ ГРУППЫ ВЫЯСНЯЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ НА ОЧЕВИДНЫЕ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЕДВА ЛИ ДАДУТ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПРОСТОЕ СОЧЕТАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ (ЭТОТ ЭТАП НАПОМИНАЕТ МОЗГОВОЙ ШТУРМ); 3) ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕОБЫЧНОГО В ПРИВЫЧНОЕ - ПОИСК АНАЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ВЫРАЗИТЬ «ЗАДАННУЮ ПРОБЛЕМУ» В ТЕРМИНАХ, ХОРОШО ЗНАКОМЫХ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ ПО ОПЫТУ РАБОТЫ (В ПОПЫТКЕ ПРОНИКНУТЬ В СУТЬ ПРОБЛЕМЫ И РАСПУТАТЬ КЛУБОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ ИГНОРИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И СОГЛАШЕНИЙ); 4) ПРОБЛЕМА, КАК ОНА ПОНЯТА - ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫЕ ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ; 5) НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПРЕДЛАГАЕТ ДАТЬ РЕШЕНИЕ, ПОЛЬЗУЯСЬ ОДНИМ ИЗ ТИПОВ АНАЛОГИЙ. ЧЛЕНЫ ГРУППЫ В СВОБОДНОЙ МАНЕРЕ ПРОИГРЫВАЮТ КАЖДЫЙ НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС.

МЕТОД ДЕЛЬФИ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ НЕВОЗМОЖЕН. В В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА СБОР ГРУППЫ СООТВЕТСТВИИ С ПРОЦЕДУРОЙ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ВСТРЕЧАТЬСЯ И ОБМЕНИВАТЬСЯ МНЕНИЯМИ ПО ПОВОДУ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ МНЕНИЙ. ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ. 1. ЧЛЕНАМ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ЦЕЛЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ДЕТАЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ ПО РАС СМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. 2. КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНОНИМНО. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ СОБИРАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ, И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ СОСТАВЛЯЕТСЯ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, 4. КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ ПОЛУЧАЕТ КОПИЮ ДОКУМЕНТА. 5. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОКУМЕНТОМ (АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ) МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ МНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ В ОТНОШЕНИИ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙ. 6. ЭТАПЫ С 3 ГО ПО 5 Й ПОВТОРЯЮТ СТОЛЬКО РАЗ, СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО РЕШЕНИЯ. ЭТОТ МЕТОД ПРИМЕНИМ, КОГДА НЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВРЕМЕНИ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ, И РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ЭКСПЕРТАМИ.

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ В МЕТОДЕ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ ИДЕЙ ОСНОВНЫМИ СЛУЖАТ СЛУЧАЙНО ИСТОЧНИКАМИ ВЫБРАННЫЕ ДЛЯ ПОНЯТИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЭТОМ АССОЦИАЦИИ И МЕТАФОРЫ. НАПРИМЕР, АССОЦИАЦИИ К СЛОВУ «ЛЕД»: СТЕКЛО (ХРУПКОЕ, ПРОЗРАЧНОЕ, СКОЛЬЗКОЕ И Т. Д.), НЕГ (ЛЕД - ПРОИЗВОДНОЕ ОТ СНЕГА, ЕСЛИ ПОСЛЕДНИЙ С ПОЛИТЬ ВОДОЙ НА МОРОЗЕ), МАСЛО (ТАЕТ, КАК И ЛЕД). ДАЛЕЕ - СЛЕДУЮЩАЯ АССОЦИАЦИЯ: МАСЛО - НОЖ - УЗКОЕ ЛЕЗВИЕ! МОЖЕТ БЫТЬ ЕЩЕ ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ: СТЕКЛО - СТЕКЛОРЕЗ (НАДЛОМ) - ОПЯТЬ ХРУПКОСТЬ. ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ: ЛЕД - МОКРЫЙ ЗАМЕРЗШИЙ СНЕГ - ТАЕТ ПОД СОЛНЦЕМ - АБСОЛЮТНО ЧЕРНОЕ ТЕЛО - ВОДА - ВОДЯНАЯ ПОДУШКА. ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ И ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТАФОРЫ, НАПРИМЕР, МЕТАФОРЫ ЗАГАДКИ (ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ - ОГУРЕЦ). ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ БАЗИРУЕТСЯ НА ТАКИХ ПРИНЦИПАХ, КАК СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ, АНТИКОНФОРМИЗМ, ОТСРОЧЕННЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОД ОСНОВАН НА КОМБИНИРОВАНИИ ВЫДЕЛЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ ИХ ПРИЗНАКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. В РАМКАХ ЭТОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖЕТ ЗАВИСЕТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ, А ЗАТЕМ НАСТУПАЕТ ПРОЦЕСС ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПУТЕМ ПЕРЕБОРА ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ ЭТИХ ЗНАЧЕНИЙ. ВПЕРВЫЕ МЕТОД БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В 1942 Г. , КОГДА Ф. ЦВИККИ НАЧАЛ РАЗРАБАТЫВАТЬ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ В ФИРМЕ «АЭРОДЖЕМН ИНЖИНИРИНГ КОРПОРЕЙШЕН» .

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОСТРОЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ МАТРИЦ ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРЕЕ И ТОЧНЕЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ ПОНЯТИЙ И ФАКТОРОВ. КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО МЕТОДА ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ НЕОБХОДИМО РАЗБИТЬ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ (ФУНКЦИОНАЛЬНО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ), ТАКИЕ, БЕЗ КОТОРЫХ ОБЪЕКТ НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ФУНКЦИИ. ЗАТЕМ СЛЕДУЕТ ВЫПИСАТЬ ОТДЕЛЬНО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И ЗАПИСАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О НИХ (ВАРИАНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ) БЕЗ СВЯЗИ С ОБЪЕКТОМ (ИЗДЕЛИЕМ), Т. Е. ПРИМЕНИТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ К ДРУГИМ АНАЛОГИНЫМ ИЗДЕЛИЯМ.

МЕТОД СЦЕНАРИЕВ СЦЕНАРИЯМИ НАЗЫВАЮТ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОПИСАНИЯ ТОГО, ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ В БУДУЩЕМ. СЦЕНАРИИ ОБОСНОВАННЫЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО, СВОЕОБРАЗНЫЙ РАССКАЗ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИТСЯ, СЛИ. . . » . « Е ОБЫЧНО РАЗРАБАТЫВАЮТ НЕСКОЛЬКО СЦЕНАРИЕВ: ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ, ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ. ПЕРЕД РАЗРАБОТКОЙ СЦЕНАРИЯ СОСТАВЛЯЮТ ПЕРЕЧНИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ХОД СОБЫТИЙ И НАЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ. ПОИСК НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ ВНОВЬ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДАМИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ ОЦЕНИВАЕТСЯ МЕТОДОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ ИЛИ МЕТОДАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ КРИТЕРИЕВ, ПРАВИЛА ВЫБОРА НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ. ЭТОТ МЕТОД ПРИМЕНЯЕТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ЦЕЛЬ НЕЯСНА, А ЕСТЬ ТОЛЬКО ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ. СОБЫТИЯ НИЖНЕГО УРОВНЯ ДЕКОМПОЗИЦИИ РАНЖИРУЮТСЯ ПО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ. НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ И ЕСТЬ ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ.

МЕТОД ГОРДОНА МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО УЧАСТНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ЗАРАНЕЕ НЕ ЗНАЮТ, КАКАЯ ИМЕННО ПРОБЛЕМА БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ, ПОЭТОМУ ОНИ НЕ СКОВАНЫ ПРИВЫЧНЫМИ ШАБЛОНАМИ. ВЕДУЩИЙ В САМЫХ ОБЩИХ СЛОВАХ ИЗЛАГАЕТ НЕКОТОРУЮ КОНЦЕПЦИЮ, СВЯЗАННУЮ С РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ. УЧАСТНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ИДЕИ ДЛЯ «РАЗГОНА» , ЗАТЕМ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЕДУЩЕГО УТОЧНЯЕТСЯ ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ. ПОСЛЕ ЭТОГО ВСКРЫВАЕТСЯ ТА САМАЯ ПРОБЛЕМА, РАДИ КОТОРОЙ И ЗАТЕВАЛОСЬ ОБСУЖДЕНИЕ. В РЕЗУЛЬТАТЕ УЖЕ «РАЗОГРЕТЫЕ» УЧАСТНИКИ НАЧИНАЮТ ВЫСКАЗЫВАТЬ СОВЕРШЕННО КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДУМАЮТ, КАК ИХ РЕАЛИЗОВАТЬ.

МЕТОД ЦЕЛЕВЫХ ОБСУЖДЕНИЙ СУТЬ МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРОВЕДЕНИИ СОВЕЩАНИЯ, НАПРАВЛЯЕМОГО ВЕДУЩИМ, С ТЕМ ЧТОБЫ ВОВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ В ОТКРЫТУЮ И ЗАИНТЕРЕСОВАННУЮ ДИСКУССИЮ И НЕ ДАТЬ СОВЕЩАНИЮ ВЫЛИТЬСЯ В СЕРИЮ ПАССИВНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ. ОТЛИЧИЕ ОТ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ АТАКИ» И МЕТОДА ГОРДОНА В ТОМ, ЧТО УЧАСТНИКИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ГОТОВЯТ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПО РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. ЭТО ОДНОВРЕМЕННО И ХОРОШО, И ПЛОХО. ХОРОШО ПОТОМУ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ, НЕТОРОПЛИВО ВЗВЕСИТЬ ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ» , ЕСЛИ НАДО, ПРИМЕНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ ИДЕЙ. ПЛОХО ПОТОМУ, ЧТО ПРИШЕДШЕМУ К КАКОМУ ЛИБО РЕШЕНИЮ ПОТОМ БУДЕТ ТРУДНО ОТБРОСИТЬ ЕГО.

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СУТЬ МЕТОДА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ГЕНЕРАЦИЯ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ КАК БЫ «НАПРАВЛЯЕТСЯ» СПИСКАМИ КОНТРОЛЬНЫХ (НАВОДЯЩИХ) ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТСЯ РАЗНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ИЛИ ЭКСПЕРТАМИ. ЭТО ОБЫЧНО ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ВИДА: «А ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ВСЕ НАОБОРОТ? ; А ЕСЛИ ИЗМЕ НИТЬ ПОСТАНОВКУ ЗАДАЧИ? ; А ЕСЛИ ВЗЯТЬ ДРУГОЙ МАТЕРИАЛ ИЛИ ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ ОБЪЕКТА? » УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО (ОЧЕНЬ КОРОТКО) И ПЕРЕДАЮТ ДРУГУ ПО КРУГУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ ЗНАКОМИТСЯ С ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ КАЖДОГО И ДАЕТ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ НА ЭТОТ СЧЕТ. ПРИ ЭТОМ РЕШЕНИЯ КАК БЫ АККУМУЛИРУЮТСЯ НА ОДНОМ ЛИСТЕ КАЖДОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ. ОВТОРЯТЬСЯ ПРИ ЭТОМ НЕ НУЖНО. П

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД « ЕТРА» М МЕТОД СОЧЕТАЕТ В СЕБЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА, СИНЕКТИКИ, МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ И МЕТОД АНАЛОГИЙ. АНАЛОГОВАЯ МЕТОДИКА «МЕТРА» СОСТОИТ ИЗ ШЕСТИ ФАЗ. 1. ЗАДАЧА СТАВИТСЯ В ИСКОМОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ, А ВЕДУЩИЙ ПРИЗЫВАЕТ УЧАСТНИКОВ К СВОБОДНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ (ЦЕЛЬ - ОЗНАКОМИТЬ УЧАСТНИКОВ С СУЩЕСТВОМ ПРОБЛЕМЫ). 2. ПРОИСХОДИТ «ДРОБЛЕНИЕ» ИСХОДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ: ОБ ОБЪЕКТЕ, ПРЕДМЕТЕ, СУБЪЕКТЕ, СВЯЗЯХ (ПРОБЛЕМА «РАЗЖЕВЫВАЕТСЯ»). 3. ПЕРЕСМОТР ИСХОДНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ И ПОПЫТКА НОВОЙ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ, (ПРОИСХОДИТ РАСШИРЕНИЕ ЗАДАЧИ И УПРОЩЕНИЕ ЕЕ ПОСТАНОВКИ). 4. РАЗВИТИЕ АНАЛОГИЙ В НОВОЙ ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ РАЗДЕЛИТЬ ЕЕ НА РЯД ПОДПРОБЛЕМ 5. СВОБОДНЫЙ ПОИСК АНАЛОГИЙ И АССОЦИАЦИЙ, КАК МОЖНО БОЛЕЕ ФАНТАСТИЧНЫХ И РАСКРЕПОЩЕННЫХ (ФАЗА «СВОБОДНОГО ПОЛЕТА»). 6. ВОЗВРАТ К ИСХОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ, А ВЫДВИНУТЫЕ АНАЛОГИИ «ПЕРЕВОДЯТСЯ» НА ЯЗЫК ДЕЛОВЫХ ТЕРМИНОВ.

МЕТОД ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ МЕТОД РАЗРАБОТАН НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ, ПОЛУЧЕННОЙ ПУТЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ НА ПОДЦЕЛИ. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ СОЗДАЕТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАКОГО АНАЛИЗА. ИДЕЯ РАЗРАБОТКИ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ АМЕРИКАНСКОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ ЧЕРЧМЕНУ, ПРИМЕНИВШЕМУ ТАКОЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СВЯЗАННЫЙ ГРАФ БЕЗ ЦИКЛОВ, ПОЭТОМУ МОЖНО ДАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ - ЭТО ГРАФ, ВЫРАЖАЮЩИЙ СОПОДЧИНЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ, КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕЛИ И РЕСУРСЫ. ПРИ ПОСТРОЕНИИ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ТЕНДЕНЦИИ ОЖИДАЕМОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЭКСПЕРТНЫМИ ПРОГНОЗАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ, ПРОИЗВОДИТСЯ МЕТОДОМ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ.

Через творческие занятия человек способен выражать себя, демонстрируя свои личностные качества, таланты и навыки. Также при помощи творчества можно проявить свою индивидуальность и степень значимости. Развитие творческих способностей во многом способствует глубокому познанию окружающей действительности, а также своего внутреннего мира.

Рис. Методы активации творческого мышления

Особенности творческого мышления

Способность к адаптации

Заключается в умении и моделировать будущие ситуации, выстраивая обстоятельства так, как это необходимо в конкретный момент. Человек способен легко переключать свое внимание на другую точку зрения и обрабатывать большой объем поступающей информации.

Гибкое восприятие

Люди, обладающие гибким восприятием окружающего мира, могут без труда изменить свой взгляд на тот или иной объект (явление). Они всегда готовы к всестороннему рассмотрению обстоятельств. Благодаря этому люди с гибким восприятием могут повысить степень уникальности любого объекта (явления), а также найти для него новые области применения.

Многогранность

Подразумевает широкий кругозор и стремление к рассмотрению ситуаций с необычных и не свойственных им сторон. Например, человек будет считаться многогранной личностью, если способен создавать лайфхаки - маленькие хитрости, с помощью которых можно облегчить какую-либо работу.

Нетривиальность

Это качество заключается в желании и умении создавать уникальные вещи. И неважно, что это будет. Возможно, стихотворение, картина или какое-нибудь устройство. Смысл остается одинаковым. Человек способен раскрывать свой потенциал, создавая уникальные идеи и/или предметы. Но есть одной условие: созданная в процессе творчества вещь должна обязательно представлять ценность.

Опытные психологи разработали массу уникальных методик, при помощи которых можно . Созданные методы позволяют изменить устоявшийся взгляд на определенные вещи, «потеснить» репродуктивное мышление, освободив в сознании место для «рождения» новых идей.

Наиболее популярными методиками развития творческих качеств являются:

  • «Изменение условий задачи»
    Позволяет активизировать мыслительный процесс и сформировать принципиально новое восприятие определенной ситуации. Человек учится видеть поставленную перед собой цель по-иному. Сначала он меняет временные и/или размерные показатели цели, после чего появляются свежие идеи относительно достижения желаемого
  • «Активная фантазия»
    Попробуйте немного пофантазировать. Задавайте себе безумные вопросы и старайтесь подробно на них ответить. Например, как изменилась бы жизнь, если бы все растения были красного цвета? А что произойдет, если у людей будет не две, а четыре руки? А какие глобальные последствия имел бы тот факт, что люди могут летать?
  • «Мозговой штурм»
    Пожалуй, самый распространенный способ активизировать творческое мышление, а также повысить степень его продуктивности. Суть методики, разработанной и впервые примененной в Америке более 70 лет назад, заключается в коллективном поиске решений с целью выполнения определенных задач. При этом все участники «мозгового штурма» должны быть распределены на тех, кто предлагает варианты решений, и тех, кто критикует их. Кстати,

Кто-то пишет замечательные картины, кто-то с помощью зарифмованных строк создает настоящие поэтические шедевры. Искусство живет в каждом. человек способен делать поистине поразительные вещи!

05.05.2017 3408 +6

Существуют методы активизации творческого мышления, методы систематического поиска, методы направленного поиска. Целесообразность применения метода, принадлежащей к той или иной группе. Зависит от сложности решаемой задачи. Методы активизации творческого мышления направлены на устранение психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений. Они позволяют увеличить число выдвигаемых идей, повышают производительность процесса. К наиболее известным методам психологической активизации относятся: мозговой штурм, теневая мозговая атака, метод фокальных объектов, синектика, метод «приёмы аналогий», конференция идей, метод «коучинг» и другие.

К методам систематизированного поиска относятся: функционально-стоимостный анализ (ФСА), морфологического анализ, функциональный метод проектирования Митчетта, списки контрольных вопросов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм, метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений.

Среди этих методов некоторые являлись развитием или синтезом других, например метод ФСА. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод технико-экономического исследования технических систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами и затратами на проявление этих свойств.

Основными принципами ФСА являются:

1. Функциональный подход, который предполагает абстрагирование от объекта как материально-вещественной структуры, формулирование его главной полезной функции (ГПФ) по строгим правилам, с учетом того, что выполнению полезных функций в анализируемом объекте всегда сопутствуют вредные и нейтральные функции, и представление объекта как комплекса выполняемых им функций. Функции классифицируются и ранжируются по значимости, относительно ГПФ, а также оценивается качество выполнения функций.

2. Стоимостный подход, экономический анализ.

3. Системный подход и поэтапность проведения ФСА.

4. Выявление нежелательных эффектов.

5. Коллективное творчество.

6. Применение дополнительных методов технического творчества (методы активизации творческого мышления, ТРИЗ).

7. Алгоритмичность анализа.

8. Итеративный подход.

Результатом проведения ФСА является построение модели идеального объекта на заключительном этапе функционально-идеального моделирования, а также получение списка задач и предложений по реализации идеальной модели.

Методов направленного поиска два – функционально-физический метод поискового конструирования Р. Колера и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Теория решения изобретательских задач разработана в 60-х годах 20 века. Автором теории является Генрих Саулович Альтшуллер – писатель-фантаст, инженер, изобретатель. Все началось с противоречия. Альтшуллер проделал гигантский объём работы. Проанализировав десятки тысяч изобретений из патентных баз и технической литературы, обнаружил, что огромное многообразие уникальных задач из разных областей техники можно свести к ограниченному числу типовых технических противоречий, решения которых уже кем-то когда-то найдены. Примеры таких противоречий: прочность – вес, скорость – маневренность и так далее. Альтшуллер считал, что техника развивается через возникновение и разрешение подобных противоречий. В противоположность широко распространенной идеологии поиска компромиссов он утверждал, что лучшее изобретательское решение устранит противоречие. Чтобы облегчить поиск таких решений, он собрал и систематизировал типовые решения часто встречающихся противоречий. Так появилась таблица применения приёмов разрешения технических противоречий. В ТРИЗ главным направлением стало раскрытие закономерностей развития систем в технике, искусстве, да и в любой другой области, в которой возникают изобретательские задачи: творческие задачи, неразрешимые привычными путями.

ТРИЗ представляет набор методов, объединённых общей теорией. Основным инструментом ТРИЗ являлся алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), который представляет ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию. ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.

Недостатки ТРИЗ: так и не были найдены четкие механизмы перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьёзные сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ. Диалектический подход (анализ противоречий), заложенный в АРИЗ, был искажён введением понятий техническое и физическое противоречие. Эти новые понятия искажали суть диалектического противоречия, сформулированного в диалектической логике, что приводило к трудностям в выявлении противоречия при попытках решения с помощью АРИЗ реальных изобретательских задач. Большинство из сформулированных законов развития технических систем являются скорее закономерностями развития техники, причем далеко не полными. По этой причине, стройной методологии решения задач, основанной на законах развития, так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений. Как и любая методика, ТРИЗ не является универсальной. Тризовские законы развития технических систем не применимы живым и информационным системам. ТРИЗ не решит задачу, если нет четких данных о причинно-следственных связях между элементами внутри системы и характере взаимодействия системы с надсистемой.

На определенных этапах работы по методике ТРИЗ (либо ФСА) поиск новых идей и решений требует дополнительных заданий и привлечения специалистов из различных областей науки и техники. И тут уже может возникнуть следующая проблема проектирования – нехватка знаний, а также ограниченность средств.

Несмотря на эти недостатки, работает Международная Ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ); региональные Ассоциации ТРИЗ в США, Франции, Италии, Австрии, Израиле, Австралии, Южной Корее, Тайване, Мексике, Латинской Америке и в странах бывшего СССР. В США работает институт Альтшуллера (The Altshuller Institute). Саммит разработчиков ТРИЗ имеет целью объединить специалистов, которые занимаются развитием теории и методики. В Internet имеется несколько сотен сайтов и более миллиона ссылок, посвященных ТРИЗ.

Проводятся международные конференции по ТРИЗ. В США Институтом Альтшуллера, в Европе МА ТРИЗ и ETRIA, в Японии ТРИЗ Форум.

Чтобы решить исследовательскую задачу, нужно ее сформулировать как изобретательскую. Затем формулируем к задаче противоречие, идеальный конечный результат (ИКР). Противоречие и ИКР выявляют суть, подталкивают к решениям. Формулировать ИКР и противоречие можно в нескольких вариантах. Это позволяет найти несколько решений сразу.

Далее выявляем имеющиеся ресурсы. Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении задачи. Желательно использовать ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.

Найденные решения оцениваем с позиций идеальности. Задаем вопросы:

Насколько сложно и дорого осуществить решение?

Задействованы ли ресурсы системы?

Будут ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?

ТРИЗ включает:

· законы развития технических систем (ТС)

· информационный фонд ТРИЗ (система приемов, эффекты, стандарты, ресурсы)

· вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем

· алгоритм решения изобретательских задач

· метод выявления и прогнозирования аварийных ситуаций и нежелательных явлений

· методы системного анализа и синтеза (системный подход, анализ и синтез потребностей, функциональный анализ и синтез)

· функционально-стоимостный анализ

· методы развития творческого воображения

· теория развития творческой личности

· теория развития творческих коллективов

Разделы ТРИЗ можем разделить на методы решения проблем и методы развития творческих качеств.

Законы развития технических систем – наиболее общие статистические закономерности и тенденции развития техники, выявление в результате анализа патентного фонда и истории развития техники.

Информационный фонд включает:

· Систему стандартов на решение изобретательских задач (типовые решения определённого класса задач);

· Задачи – аналогии;

· Технологические эффекты (технические эффекты, физические эффекты, химические эффекты, математические эффекты, в часности, наиболее разработанные из них в настоящее время – геометрические, а также таблицы их использования).

· Приемы устранения противоречий и таблицы их применения;

· Приемы разрешения технических противоречий (40 основных приемов и таблица их применения и 10 дополнительных);

· Приемы разрешения физических противоречий (приемы – антиприёмы, приёмы, разбитые на группы, способы разрешения физического противоречия).

· Макро и микроуровни приёмов усранения противоречий.

· Ресурсы природы и техники и способы их использования.

АРИЗ – это программа (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, решению задач. АРИЗ включает: программу, информационное обеспечение, питающееся из информационного фонда, и методы управления психологическими факторами, которые входят составной частью в методы развития творческого воображения, предусмотрены части, предназначенные для выбора задачи и оценки полученного решения.

Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ)позволяет создать структурную модель исходной технической системы, выявить её свойства, с помощью специальных правил преобразовать модель задачи, получив тем самым структуру решения, которое устраняет недостатки исходной задачи.

Вепольный анализ – это специальный язык формул, с помощью которого легко описать любую техническую систему в виде определённой (структурной) модели. Построенная модель преобразуют по специальным правилам и закономерностям, получая структурное решение задачи.

ТРИЗ включает аппарат системных исследований, специализированный для анализа и синтеза технических систем, основанный на закономерностях развития техники и для прогнозирования развития технических систем.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (функций, ещё воспринимаемыми как качество) и затратами на достижения этих свойств. Используется как методология непрерывного совершенствования продукции, услуг, производственных технологий, организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.

Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения (разработана Г. Альтшуллером и П. Амнуэлем). Представляет набор приёмов фантазирования и специальных методов (например, метод ассоциаций, метод тенденций, метод скрытых свойств объекта, взгляд со стороны и др.).

Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусманом и Л. Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Функции ТРИЗ:

· Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

· Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

· Развитие качеств творческой личности.

· Решение научных исследовательских задач.

· Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.

· Выявление причин брака и аварийных ситуаций.

· Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения проблем.

· Объективная оценка решений.

· Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания.

· Развитие творческого воображения и мышления, творческих коллективов.

Простейшие приёмы изобретательства:

Аналогия

При решении задач идею решения можно получить путём применения известного аналогического решения, содержащегося в технической, художественной литературе, природе.

Выявлением и использованием аналогий в природе занимается бионика. Она исследует объекты живого и растительного мира и выявляет принципы их действия и конструктивные особенности, с целью применения этих знаний в науке и технике.

Инверсия или обратная аналогия означает выполнение чего-нибудь наоборот. Этот приём означает, что если объект рассматривается снаружи, то, возможно, мы достигаем желательного результата, если будем его исследовать изнутри. Если какой-то объект расположен вертикально. То применение инверсии означает, что его ставят горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приёмник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель.

Эмпатия – это отождествление себя с личностью другого человека, способность поставит себя на место другого. Приёмом часто пользуются артисты. Писатели, художники. Проектировщик отождествляет себя с разрабатываемым объектом, процессом, деталью. Применение заключается в том, чтобы человек посмотрел с позиции детали (с «её точки зрения»), что можно сделать для устранения недостатков или для выполнения новых функций.

Фантазия

Использование фантазии для стимулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы. Часто бывает полезно рассматривать идеальные решения, даже если это сопряжено с некоторой долей фантазии. Есть надежда, что размышления о желательном могут натолкнуться на новую идею или точку зрения, которая, в конечном счёте, приведёт к новому, осуществимому решению.

Мозговой штурм

Сущность мозговой атаки – дать свободный выход мыслям из подсознания. По теории З. Фрейда, управляемое сознание является тонким слоем на массе неуправляемого подсознания. При мозговой атаке нужно создать условия, чтобы расковать подсознание. Цель – анализ круга возможностей, стимулирование воображения, создание поля идей, на котором можно выбрать наилучшую.

Процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. При обсуждении задачи многие не решаются высказывать смелые, неожиданные идеи, опасаясь насмешек, ошибок, отрицательного отношения руководителя.

1) назначьте кого-нибудь в качестве ведущего. Именно он должен обеспечить каждому из участников возможность обсуждения выдвинутых идей. Перед выступлением следующего участника ведущий обобщает предложения предыдущего;

2) усиливайте и поощряйте все предложения. Не думайте на данном этапе о деталях. Сконцентрируйте усилия на выработке как можно большего числа идей. Поощряйте краткие выступления без оценки собственных или чужих мыслей;

3) ошибочных идей не существует;

4) выслушайте идею до конца;

5) никто не знает ответов на все вопросы. Успех работы группы зависит оттого, будет ли способен каждый участник согласиться с мнением и замечаниями остальных. Поощряйте всех принимать активное участие и избегайте навязывать свою собственную повестку дня;

6) отберите наилучшие предложения. По истечении отведенного срока попросите участников разделить идеи на три группы: 1 – имеющие отличный потенциал, 2 – хорошие, 3 – неприемлемые;

7) сконцентрируйте внимание на наиболее обещающих предложениях из первой группы. Отшлифуйте эти идеи. Проведите второй мозговой штурм, чтобы определить, почему они хорошо подходят и как они могут быть реализованы. Поищите способы, как можно извлечь из них наибольшую прибыль;

8) сохраните наилучшие из остальных идей. Ведите картотеку других потенциально пригодных возможностей.

Морфологический анализ – является примером системного подхода. Метод разработан Ф. Цвикки, который интуитивно применил морфологический подход к решению астрофизических проблем и предсказал существование нейтронных звёзд.

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы. Независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге даётся ответ на более обширный вопрос.

Суть состоит в построении таблиц, которые должны охватить все мыслимые варианты.

Метод способен породить много комбинационных идей, но не способен выделить из множества идей достаточную для решения задачи.

Метод контрольных вопросов – позволяет генерировать идеи и решения, стимулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога изобретателей. Авторы отбирают из изобретательского опыта вопросы, которые обеспечивают преимущества метода контрольных вопросов перед обычным методом проб и ошибок. Один из наиболее полных и удачных списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Согласно нему необходимо:

1) узнать мнение некоторых неосведомлённых в данном деле людей (т.е. избежать психологической инерции);

2) устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая без критики каждую идею;

3) испробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.

4) представить фантастические, биологические, экономические, химические и другие аналогии.

Вопросы в такой системе позволяют полнее увидеть свойство совершенствующего объекта, но как его изменить – они не подсказывают.

Б. Ванганди разработал 108 приёмов и вопросов, использование которых может или эффективно решить проблему или привести к новой идее.

1) Изложите свою проблему в форме рассказа (так можно обнаружить незамеченную ранее информацию детали).

2) Что в проблеме является наиболее важным?

3) Найдите новую формулировку проблемы.

4) Что изменится после решения проблемы?

5) Измените название проблемы.

6) Почему данная ситуация является проблемой? и т.д.

Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.

Метод фокальных объектов не даёт гарантии, что может получиться что-то конкретное, но он раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится.

Метод синектики, предложенный В.Дж. Гордоном, является наиболее эффективным методом психологической активизации творчества. Синектика является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведёт постоянная группа. Её члены привыкают к современной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Постоянные группы имеют много преимуществ. Постепенно накапливается опыт решения задач. Можно совершенствовать состав группы, вводя новых участников. Растёт взаимопонимание, идеи схватываются с полуслова. Руководитель синектической группы направляет процесс решения, призывая поочерёдному использованию аналогий: это стимулирует генерирование идей и не стесняет свободы поиска.

В методе применяется четыре вида аналогий – прямая, символическая, фантастическая, личная.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожими аналогичными предметами.

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающие суть явления. Например, при решении задачи, связанной мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) – весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.

Важно умение превращать непривычное – в привычное и, наоборот, привычное – в непривычное. Видеть за новой (а поэтому непривычной) проблемой, ситуацией знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Важен свежий взгляд на то, что уже стало привычным. Если абсолютно правильно сформулировать изобретательскую задачу, она престанет быть задачей: её решение сделается очевидным.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Содержание:

Существует множество различных методов активизации мышления. В этой статье мы рассмотрим три наиболее действенных:

  • физиологический;
  • социальный;
  • подсознательный.

И начнем с самого простого, который вы можете использовать хоть сейчас.

Физиологический метод активизации мышления

Этот метод активно использовал Аристотель, и его философская школа даже получила название по имени этого метода. Как это ни странно, столь простой и эффективный, он не получил дальнейшего развития, хотя его эффективность может проверить любой желающий.

Этот метод использовали практически все великие умы. Хотя приходили к нему стихийно. Сам Аристотель считал этот метод настолько очевидным, что специально не заострял на нем внимания. Исследователи творческого мышления нашли массу экзотических вариантов активизации мышления, но не заметили столь простого способа, не требующего практически никаких усилий. Простота метода послужила прекрасной маскировкой.

Насколько метод оказался скрытым, видно по книге бригадного генерала армии США Вашингтона Плэтта «Стратегическая разведка». В этой книге профессиональный разведчик учит замечать самые мелкие детали и подробности при анализе разведданных. И он же приводит пример своего исследования, посвященного активизации мыслительной деятельности. В этом исследовании нескольким крупнейшим американским ученым была разослана анкета с вопросами о том, как они приходят к научному открытию и что этому способствует. Далее Плэтт приводит массу конкретных примеров, характерных для каждого ученого. В том числе, он указывает и на метод Аристотеля, но… не придает ему никакого значения. А теперь посмотрим внимательно на ту фразу, которую пишет Плэтт: «Ряд научных работников заявили, что самые лучшие мысли приходят в голову, когда они утром идут пешком из дома в лабораторию или вечером, когда они возвращаются домой».

Обратите внимание, мысли приходят в голову не в лаборатории, которая собственно и предназначена для научных исследований, а вне ее.

Аристотель первым заметил это, поэтому, когда организовал свою философскую школу Ликей, то предусмотрел в ней крытую галерею для прогулок (peripatos), которая и дала название философской школе. Последователей Аристотеля стали называть перипатетиками - прогуливающимися.

А физиологический метод состоит в том, что если вам нужно решить проблему, то лучше всего прогуляться, раздумывая над этой проблемой.

Затруднились с ответом?
Тут же вставайте и начинайте ходить. В голове сразу прояснится.

Почему же прогулка так влияет на мышление? Одна из причин состоит в улучшении кислородного снабжения мозга. Около половины всего кислорода, который мы вдыхаем, потребляет головной мозг. Кровь протекает через мозг в 5-7 раз скорее, чем через расслабленные мышцы. Как только участок нервной ткани мозга активизируется, ему требуется больше кислорода. Поэтому прогулка на свежем воздухе столь важна. Как только мозг начинает думать, ему нужен кислород, а прогулка дает возможность поставлять кислород в больших количествах.

Другим важным фактором является ритмичность движений. Мышление - это ритмический процесс, поэтому ходьба в ровном темпе позволяет подчинить работу мозга нужному ритму. Сочетание ритмических движений мышц и свежего воздуха дают мгновенный эффект активизации мышления.

Метод кажется очень простым, но дает совершенно поразительные результаты. Гельмгольц совершил самые известные открытия во время ночных прогулок. Ганс Селье, открывший явление стресса, писал, что «хорошие идеи нередко приходили ко мне во время пеших прогулок от дома до гаража». Джон Стюарт Милль с детских лет и буквально до последних дней жизни предавался умственным занятиям во время длительных пеших прогулок. Карл Маркс за время работы над «Капиталом» протоптал дорожку на ковре своей комнаты.

Столкнувшись с трудной проблемой, попробуйте неспешно прогуляться по городскому парку, и вы заметите, насколько более ясным стало ваше мышление.

Существует и прямо противоположный вариант физиологического метода. Его придумал доктор Еширо Накаматс, автор более двух тысяч изобретений, включая дискету, жесткий диск и цифровой дисплей часов. Когда Накаматс раздумывает над очередным изобретением, он ныряет в бассейн с ручкой и пластиковой карточкой. Сидя под водой, он записывает приходящие идеи, пока хватает воздуха. По словам Накаматса лучшие идеи посещают его перед самым всплытием. Врач Роберт Доман объясняет этот эффект тем, что в ответ на повышение содержания углекислого газа в крови сонные артерии, питающие мозг кровью, расширяются, обильно подавая в мозг кислород.

Можете попробовать и вариант Накаматса, хотя, согласитесь, прогулка все же более легкий и приятный для использования метод.

Социальный метод активизации мышления

Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить».
Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив. ..
Николай Некрасов

Этот вариант активизации мышления хорошо знаком преподавателям, лекторам и иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его секрет состоит в том, что диффузные понятия не могут быть основой мышления. Для того чтобы перевести диффузные понятия в стереотипные, нужно мысленно подобрать термины, которые описывают ситуацию. Но это очень трудно сделать именно потому, что в голове каша.

Самый простой выход в этой ситуации - рассказать проблему другому человеку. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда начинали объяснять кому-либо свою проблему - и в этот момент приходило решение. Это и есть социальный вариант активизации мышления.

Теперь вы уже знаете, в чем секрет, и можете использовать этот вариант сознательно. Данный метод очень хорошо помогает в тех случаях, когда вы разбираетесь в новой и незнакомой проблеме. В вашем сознании появляется масса новых, а потому диффузных понятий. Вам кажется, что вы все понимаете, но сформулировать свое понимание не можете. Обычно так и говорят: «Все понимаю, а сказать не могу». Это иллюзия. Понимание — это умение объяснить, а если вы объяснить не можете, значит, и не понимаете.

Для применения этого метода ваш собеседник совершенно не обязан быть экспертом и даже может совсем не разбираться в ситуации. Вы можете говорить о вашей проблеме школьнику, детсадовцу, грудному младенцу и даже котенку. Вопрос не в том, кому вы это говорите, а в самом процессе объяснения.

Говорить нужно обстоятельно и подробно, тщательно формулируя те затруднения, с которыми вы сталкиваетесь. Стараясь по мере возможности избегать заумных терминов. Вы увидите насколько проблема становится проще, когда описываете ее простыми словами.

Если проблема не слишком занудна, то лучше рассказать о ней не одному человеку, а нескольким. С каждым новым рассказом проблема будет становиться все более простой, пока ее решение не станет практически очевидным. Это хорошо знают преподаватели, что выражено в старой шутке, когда лектор жалуется: «Что за тупые студенты мне попались. Один раз объясняю - не понимают. Второй раз объясняю - не понимают. Третий раз объясняю - уже сам понял, а они все равно не понимают».

Усилить действие данного метода можно письменным описанием проблемы. Этот вариант можно использовать в том случае, если проблема громоздка и ее решение займет продолжительный срок: месяцы или годы. Письменное изложение требует от человека, чтобы он описал все стороны проблемы. И часто получается, что, только начав писать, он понимает, что знает о предмете точно, а что - туманно. И большую ошибку совершают те, кто не любит писать, объясняя это тем, что у них нет способности к писательству. Никаких особых способностей здесь не нужно. Это легко видеть по форумам в Интернете, где самые разные люди легко пишут сообщения по десятку предложений в каждом. А результаты переписки могут занимать десятки страниц.

Хитрость - в том, что человек легко пишет о тех вещах, которые понимает.
Хотите хорошо писать — хорошо поймите, о чем пишете.

Жак Барзун советовал начинающим писателям: «Заставьте поверить, что вы хотите склонить кого-нибудь к вашей точке зрения; иными словами, придумайте тезис и начните его излагать… При небольшом первоначальном усилии - вызов дару слова - вы заметите, что ваша скованность исчезает и вы по-настоящему втягиваетесь в дело. Тема захватывает вас, как это происходит со всеми писателями, у которых работа вошла в привычку».

Студенты часто удивляются, насколько хорошо преподаватель владеет предметом. Но удивительного ничего нет. Он этот предмет не только постоянно объясняет, но и постоянно готовит письменные материалы: лекции, контрольные, методические указания.

Социальный вариант можно сочетать с физиологическим. Математики Гильберт, Гурвиц и Минковский обсуждали математические проблемы во время долгих прогулок.

Активация подсознания

Наиболее эффективным методом активизации мышления является активация подсознания. Его преимущество в том, что интеллект будет работать на вас днем и ночью. А так как интеллект - это мощная штука, то существует очень мало задач, которые не поддаются данному методу.

Собственно, этот метод и есть визитная карточка гениев. Их поразительные интеллектуальные достижения кажутся непостижимыми. «Как так, я задачку по арифметике полдня решаю, а он открыл дифференциальное исчисление!» Поэтому очень распространена отговорка, что у гениев особый интеллект и они не такие, как все.

Но все значительно проще. Мозг гениев устроен так же, только они им постоянно пользуются. Вот и вся разгадка.

В чем суть метода? Решать задачи на сознательном уровне не всегда получается. У человека масса житейских забот, которые требуют внимания, поэтому он вынужден постоянно отвлекаться. В результате мозг постоянно простаивает. Мы используем его всего на несколько процентов. Разные исследователи называют разные цифры, но вполне очевидно, что большую часть времени наше сознание занято полной ерундой типа «Сколько стоит вот та блестящая штучка» или «Куда подевались мои тапочки». Но даже если мы сядем и возьмем чистый лист бумаги с намерением сделать гениальное открытие, то непременно зазвонит телефон и ваше сознание опять будет забито всяким мусором. Открытие опять не состоится.

А ведь к нашим услугам всегда действующее подсознание. Почему знание о том, как завязывать шнурки, мы в подсознание кладем, а что-либо более серьезное - нет? Ведь подсознание столь же разумно, как и сознание, нужно только правильно им пользоваться.

Методика активации подсознания очень проста и состоит из трех простых этапов.

  • Сначала сформулируйте тот вопрос, который вас сейчас интересует. Формулировка должна содержать не более семи слов и подразумевать точный ответ.
  • Запишите этот вопрос и приблизительно раз в день останавливайте на нем взгляд. Читать его даже не обязательно. Подсознание само его заметит.
  • Прекратите сознательно обдумывать этот вопрос, но продолжайте внимательно наблюдать и собирать информацию по этой теме.

Что же будет происходить с вашими мыслями? Как только вы четко сформулировали вопрос, в подсознании тут же образовалась комната, куда мышление будет тащить всякую всячину. Краткая формулировка сформирует детектор ответа. И теперь подсознание готово к работе. Каждое вновь принесенное знание будет проверяться детектором, и если он сработает, то подсознание тут же закричит: «Эврика!» - и потащит готовый ответ в сознание.

Реально это будет выглядеть так, что вы совершенно неожиданно сообразите, в чем дело. Это произойдет в любой бытовой ситуации. С Архимедом это произошло в ванне, а с Ньютоном - под яблоней. В обоих случаях подсознание уже имело детектор ответа, а дополнительная информация только дорисовала недостающую деталь.

У этого метода есть очень важное ограничение. Интеллект будет работать только в том случае, если задача вам действительно интересна. В противном случае ваша задачка тут же будет заброшена в самый дальний угол памяти, и интеллект забудет о ней.

Сила этого метода заключается в том, что число вопросов, которые вы можете задавать подсознанию, не ограничено. Именно поэтому гении столь многого добивались. Им было все интересно, и их мозг днем и ночью работал над всё новыми проблемами.

Если вы задали мышлению очень трудную задачу, то оно может решить ее не сразу (иногда это может занять несколько лет) - но рано или поздно все равно решит, поэтому не расстраивайтесь. Альберт Эйнштейн сформулировал очень простой вопрос: «Можно ли определить, что лифт движется, находясь в нем?» Проблема долго не поддавалась решению, но когда все-таки решилась, то Эйнштейн создал теорию относительности. Так что не бойтесь задавать сложные вопросы. Интеллект именно для них и создан.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Логика

ЛЕКЦИЯ № 3

3.1.МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Случай при решении творческих задачи и (изобретательстве) имеет большое значение. Но для того, чтобы случайность состоялась, крайне важно, чтобы она произошла с подготовленным человеком и в том момент, когда он решает соответствующую случаю задачу. Чтобы увеличить вероятность встречи с нужной случайностью, следует увеличить количество собственных действий, экспериментов и проб.

Метод проб и ошибок - ϶ᴛᴏ самый древний метод создания технических систем (метод решения любых творческих задач). Метод подкупает своей простотой и надежностью – взял, примерил, отбросил и т.д. Метод проб и ошибок и сегодня остается самым распространенным среди изобретателœей и рационализаторов.

Выявлено, что для того, чтобы сделать этим способом хотя бы одно изобретение среднего уровня, требуется совершить многие сотни и даже тысячи проб. Талантливый изобретатель успевает в уме за короткое время перебрать десятки, а то и тысячи вариантов.

Т.Эдисон, использующий в своем творчестве в основном метод проб и ошибок. Чтобы увеличить эффективность данного метода А. Эдисон создал целый институт экспериментаторов, которые искали нужный материал для нити накаливания электрической лампы, провели многие тысячи опытов.

Но к серединœе ХХ века стало очевидно, что даже самое полное использование людских ресурсов не может обеспечить необходимых темпов производства изобретений.

Возникла крайне важно сть в разработке технологии (методологии) производства изобретений.

Долгое время внимание исследователœей было сосредоточено на психологии изобретательства. Считалось (да и по сей день считается), что главное - ϶ᴛᴏ мыслительные процессы, происходящие в мозгу изобретателя. Исследуя их, надеялись понять, как проявляется новая идея. Но существенных успехов на этом пути не было достигнуто. Нужен был другой подход.

3.2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. В случае если человек считает, что его идея плоха, он не захочет высказывать ее в слух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсœегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозгового штурма (метод мозговой атаки).

Метод прямой мозговой атаки. Основателœем современных методов мозговой атаки Алекс Осборн, который создал школу подготовки изобретателœей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но и во всœех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном делœе, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д. Этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.

А Осборн считал, что творческие способности есть у всœех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителœем. А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.

Для проведения мозговой атаки по решению творческий задачи подбирают коллектив , состоящий из двух групп людей по 3 – 10 человек в каждой. Одна группа ʼʼгенераторов идейʼʼ только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа ʼʼэкспертовʼʼ выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.

В состав группы генераторов идей включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением.

В группу экспертов включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области создаваемого технического объекта.

В группу генераторов идей желательно включить:

Специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т.д.), которые обеспечат комплексное и всœестороннее рассмотрение задачи;

Людей ʼʼсо стороныʼʼ, не имеющих никакого отношения к решаемой задачи;

Женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин.

Правила для участников мозговой атаки таковы:

Нужно стремиться высказывать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в т.ч. фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей. ʼʼБезумныеʼʼ идеи - ϶ᴛᴏ катализаторы, без которых не возникнут ʼʼцепныеʼʼ реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям;

Во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей;

Способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры;

Нужно стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи;

Между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.

Успех поиска во многом зависит от того, как организуется мозговая атака.

Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи.

Полная продолжительность сеанса не должна превышать 1,5 – 2 часа, из которых:

1) 5 – 10 минут идет на представление участников совещания друг другу и на их ознакомление с правилами проведения мозговой атаки;

3) процесс мозговой атаки занимает 20 -30 минут;

4) 30 - 45 минут затрачивается на составление отредактированного списка идей.

Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за ʼʼкруглымʼʼ столом. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем.

Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натурных образцов, макетов и эскизов технического объекта͵ который требуется улучшить.

Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством руководителя творческой группы. Во время сеанса он обеспечивает соблюдение правил участниками без всяких приказаний и критических замечаний. Он обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в чересчур прагматическом и узком направлении. Вместе с тем, он следит за регламентом совещания и периодически сообщает сколько минут осталось до конца сеанса.

После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона и т.д.).

Эксперты очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы:

1) наиболее приемлемые и легко реализуемые;

2) наиболее эффективные и перспективные;

3) малозначимые.

Двойная прямая мозговая атака. Суть метода состоит в следующем. Всем участникам заранее высылаются пригласительные билеты, в которых указана цель и основные правила предстоящей сессии. Оптимальное количество участников от 20 до 60 человек. Продолжительность сессии 5-6 часов. Работа идет в четыре этапа:

1 этап : осуществляется постановка творческой задачи.

2 этап : коллективное генерирование идей по правилам прямой мозговой атаки.

3 этап: во время перерыва (1,5 – 2 часа) участники сессии в непринужденной обстановке обсуждают и критикуют идеи, высказанные на втором этапе.

4 этап: после перерыва вновь происходит коллективное генерирование идей, но с учетом высказанных в перерыве критических замечаний.

Метод обратной мозговой атаки. В его базе лежит закономерность прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, согласно которой переход к новым образцам и поколениям техники происходит путем выявления и устранения недостатков (дефектов) в уже существующих. В отличие от метода прямой мозговой атаки, целью этого метода является составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта путем всœесторонней, ничем не ограниченной критики. На сеансе обратного мозгового штурма ведется анализ слабых мест и дефектов объекта (технологического процесса, машины или ее узла и т.д.), которые крайне важно устранить. После рекомендаций экспертов проводится прямой мозговой штурм по ликвидации и устранению вскрытых недостатков.

Метод обратной мозговой атаки направлен в основном на усовершенствование и доработку имеющихся технических решений.

Метод массовой атаки. Метод предназначен для генерирования новых идей при большом количестве участников. Всех присутствующих в большой аудитории разделяют на небольшие оперативные группы (5-6 человек в группе). При этом назначается руководитель всœей сессии, а также руководители каждой оперативной группы. Оперативные группы проводят самостоятельные сессии по методу прямого мозгового штурма. Обычно для работы групп дают 15 минут. Сразу после генерирования идей участники проводят их оценку и выбирают для сообщения большой аудитории одну или несколько оригинальных идей. При этом время для оценки идей не должно превышать время, выделœенное для их генерирования.

Основной недостаток метода: большие ʼʼинформационные шумыʼʼ и ответвление внимания отдельных участников из-за большого количества людей, присутствующих в аудитории.

3.3.МЕТОД ИНВЕРСИИ

Прием инверсия или обратная аналогия означает – выполнить что-нибудь наоборот. Стоит сказать, что для него характерны выражения: перевернуть вверх ʼʼногамиʼʼ, вывернуть наизнанку, поменять местами и т.д. Этот прием может означать, что если объект рассматривается снаружи, то возможно, мы достигнем желательного результата͵ если будем его исследовать изнутри. В случае если какой-то объект расположен вертикально, то применение инверсии означает, что его следует поставить горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приемник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всœего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения.

К примеру, ведется поиск прочности изделия, и для этой цели стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, к примеру, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Другой пример.
Размещено на реф.рф
Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целœесообразно рассматривать данный же объект с внутренней стороны.

Этот метод часто называют методом обращения. А.Ф. Эсаулов в связи с анализом метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: Гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести ʼʼВне Землиʼʼ он писал, что ʼʼпридумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…ʼʼ.

Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединœения и разъединœения элементов системы и т.д.). Метод инверсии в поисках истины ʼʼобъединяетʼʼ в процессе мышления ʼʼсвязанные противоположностиʼʼ анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта͵ увеличение или, напротив - уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединœение и объединœение, конвергенцию (сужение поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), в случае если не удается решить задачу сначала до конца, то попытайтесь решить задачу от конца до начала.

Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" 2017, 2018.



просмотров