«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией. Раскрепощение прислуги Простая служанка но гордая сканворд 6 букв

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией. Раскрепощение прислуги Простая служанка но гордая сканворд 6 букв

У каждого из нас по 2 родителя, 4 прародителя, 8 пра-прародителей и так далее в геометрической прогрессии. Количество наших предков в 10-м колене переваливает за тысячу, и при желании среди них без труда можно отыскать благородную дворянскую кровь. А значит есть кого объявить «настоящим предком», про остальных забыть, и начинать тосковать по «России, которую мы потеряли».
И я еще ни разу не слышал, чтобы хоть один коренной москвич или петербуржец вспоминал, что его предки попали в дореволюционные столицы в качестве кучеров, половых, прачек или горничных - неприятно рассказывать, что твои дедушки и бабушки подпадали под «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 года. А жили в начале ХХ века столичные родители кухаркиных детей, вот так.

«Барыня не дозволяет своей прислуге ходить по комнатам без передника, храни Господь, еще за барышню примут»

.
В журнале «Огонекъ», №47 от 23 ноября 1908 года были опубликованы рассуждения г-жи Северовой (литературный псевдоним Натальи Нордман, невенчанной жены Ильи Репина) о жизни домашней прислуги в Российской империи начала XX века.

«Недавно,— вспоминает г-жа Северова, — ко мне пришла наниматься одна молодая девушка.
— Отчего вы без места?— спросила я строго.
— Я только что из больницы! Месяц пролежала.
— Из больницы? От каких это болезней вы там лечились?
— Да и болезней то особенной не было — только ноги распухли и спину всю переломило это значит от лестниц, господа жили в 5-м этаже. Тоже головы кружение, так и валит, так и валит бывало. Меня дворник с места прямо в больницу и свез. Доктор сказал сильное переутомление!
— Что же вы там камни что ли ворочали?
Она долго конфузилась, но, наконец, мне удалось узнать, как именно она проводила день на последнем месте. В 6 вставать. «Будильника то нет, так поминутно с 4-х часов просыпаешься, боишься проспать». Горячий завтрак должен поспеть к 8-ми часам, 2-м кадетам с собою в корпус. «Битки рубишь, а носом так и клюешь. Самовар поставишь, одежду и сапоги им вычистить также надо. Уйдут кадеты, барина на службу «справлять», тоже самовар поставить, сапоги, одежду вычистить, за горячими булками, да за газетой сбегать на угол».

«Переступая за 8—10 р. порог нашего дома, они делаются нашей собственностью, их день и ночь принадлежать нам; сон, еда, количество работы — все зависит от нас»

«Уйдет барин, барыню и трех барышень справлять — сапоги, калоши, платье вычистить, за одними подолами, поверите ли, час стоишь, пылище, даже песок па зубах; в двенадцатом часу им кофе варить — по кроватям разносишь. Между делом комнаты убрать, лампы заправить, разгладить кое-что. К двум часам завтрак горячий, в лавку бежать, к обеду суп ставить.
Только отзавтракают, кадеты домой, да еще с товарищами валят, есть просят, чаю, за папиросами посылают, только кадеты сыты, барин идет, свежего чаю просит, а тут и гости подойдут, за сдобными булками беги, а потом за лимоном, сразу то не говорить, иной раз 5 раз подряд слетаю, за то и грудь, бывало, ломит не продохнуть.
Тут, смотришь, шестой час. Так и ахнешь, обед готовить, накрывать. Барыня ругается, зачем опоздала. За обедом сколько раз вниз пошлют в лавочку — то папиросы, то сельтерская, то пиво. После обеда посуды в кухне гора, а тут самовар ставь, а то и кофею, кто попросить, а иной раз гости в карты играть сядут, закуску готовь. К 12-ти часам ног не слышишь, ткнешься на плиту, только заснешь — звонок, одна барышня домой вернулась, только заснешь, кадет с балу, и так всю ночь, а в шесть то вставать — битки рубить».

«Домашняя прислуга считается десятками, сотнями тысяч, и между тем законом еще ничего не сделано для неё. Можно в самом деле сказать — не про нее закон писан»

«Выслушав этот рассказ, — пишет г-жа Северова, — я поняла, что эта молодая девушка слишком ревностно относилась к своим обязанностями, которые длились 20-ть часов в сутки, или же она была слишком мягкого характера и не умела грубить и огрызаться.
Выросшая в деревне, в одной избе с телятами и курами, является молодая девушка в Петербург и нанимается одной прислугой к господам. Темная кухня, в соседстве с водосточными трубами — арена её жизни. Тут она и спит, причесывает волосы у того же стола, где готовит, на нём же чистит юбки, сапоги, заправляет лампы».

«В баню её не пускают месяцами: некогда»

«Наши черные лестницы и задние дворы внушают омерзение, и мне кажется, что нечистоплотность и неаккуратность прислуги («бегаешь, бегаешь, некогда себе пуговицы пришить») являются в большинстве случаев недостатками вынужденными.
На голодный желудок, всю жизнь подавать собственными руками вкусные блюда, вдыхать их аромат, присутствовать, пока их «кушают господа», смакуют и хвалят («под конвоем едят, без нас не могут проглотить»), ну как тут не постараться стащить хоть потом кусочек, не полизать тарелку языком, не положить конфетку в карман, не глотнуть из горлышка вина.
Когда мы прикажем, наша молодая горничная должна подавать мыться нашим мужьям и сыновьями, носить им в кровать чай, убирать их постели, помогать одеваться. Часто прислуга остается с ними совсем одна в квартире и ночью по возвращении их с попоек снимает им сапоги и укладывает спать. Все это она должна делать, но горе ей, если на улице мы встретим её с пожарным».

Сто лет назад, осенью 1906 года, возникло Московское общество взаимопомощи домашней прислуги, профсоюз самой бесправной и низкооплачиваемой прислуги в Европе. Многие русские господа считали слуг ничем, взращивая в них желание разрушить все до основанья и стать всем. В конце концов, кухарки поддержали тех, кто обещал им бразды правления государством, а оказавшиеся в эмиграции господа пошли работать таксистами, которые в дореволюционной России считались ничем не лучше кухарок.


120 девок за щенка


Испокон веку в России наличие прислуги и ее количество считалось показателем достатка, а значит, и статуса любой боярской, дворянской или купеческой семьи. За ними тянулись и остальные подданные Российской империи. Тон, конечно, задавала аристократия, владельцы обширных поместий и десятков тысяч душ "крещеной собственности". Причем среди них находились господа со столь развитыми потребностями, что без дворни в несколько сотен человек обойтись никак не могли. Исследовавший положение русских крестьян И. Игнатович писал: "У матери И. С. Тургенева, Варвары Петровны, всей дворни было человек 200-300. Среди них были каретники, ткачи, столяры, портнихи, музыканты, пялечницы, коверщицы и т. д.; были особые пажи для различных мелких услуг в комнатах, в которые брались красивые крепостные мальчики".
Иногда потребность в огромном количестве служителей объяснялась увлечениями помещика. Наиболее состоятельные имели огромные псарни (до тысячи собак) и обширные конюшни, где трудились дворовые люди. Любители любовных утех заводили многонаселенные гаремы, включавшие малолеток. А самые просвещенные из аристократов обзаводились крепостными оркестрами, театрами и художественными мастерскими.
Большая дворня требовала и немалых расходов. Квалифицированные дворецкие, повара покупались за огромные деньги, ели с барского стола и даже получали жалованье (от ста до 2 тыс. рублей в год) или подарки. "Дворовая аристократия", в отличие от прочей дворни, нередко ютившейся в усадьбе где попало, жила в отдельных комнатах в барском доме или в домиках поблизости. Такими благами, как правило, пользовались "начальники частей домашнего управления": управляющие, кухмистер, приказчик, камердинеры, писарь, повар. У уважающей себя состоятельной дамы обязательно была камеристка — горничная, которая обслуживала только свою хозяйку и не делала другой домашней работы. Камеристки обычно одевались в строгом соответствии с последней парижской модой и выглядели иногда лучше госпожи. Они же сопровождали своих хозяек в поездках и путешествиях, в том числе и за границу.
Таким же признаком большого богатого дома было наличие экономки и кастелянши. Первая вела хозяйство, управляла остальной прислугой. Чаще всего экономки служили в домах вдовцов и старых холостяков. Кастелянши ведали столовым и спальным бельем.

Но большинству дворян многочисленная прислуга была не по карману. Ведь из 1850 тыс. российских дворян, как свидетельствовала статистика середины XIX века, лишь 130 тыс. имели землю и крестьян. Но и те, кто по праву мог называться помещиком, но имел за душой всего несколько десятков хлебопашеских душ, довольствовались скромной дворней — не более пяти человек: лакей и кучер, кухарка, горничная и няня при детях.
Малочисленная дворня размещалась обычно в двух комнатах: мужчины — в передней, женщины — в девичьей. В обязанности горничных входили уборка комнат, помощь хозяйке и ее дочерям при одевании и раздевании. Горничные и на стол подавали, если не было лакея.
Лакей прислуживал прежде всего барину — был у него на побегушках, а чаще, как свидетельствуют мемуары, спал на сундуке в передней. С приходом тепла у него появлялась важная миссия — спасать барина во время приема пищи от насекомых (бить мух). А кухарки не только стряпали, но и мыли полы в господском доме.
Но даже такая прислуга была чрезмерной для захудалых помещиков и служилых дворян, вовсе не имевших крестьян. Офицеры нередко переодевали в ливреи своих солдат. Но такие трюки неизменно вызывали насмешки окружающих.
Некоторым обнищавшим, разорившимся или просто малоземельным дворянам прислуга была совсем не по карману, но статус и привычка обязывали ее иметь. И тогда дворню попросту переводили на "подножный корм" и самообеспечение. Валенки или армяк домашней прислуге не полагались, и, появись нужда пойти куда-нибудь зимой, горничная или лакей просили их у кого-нибудь Христа ради. Некоторые помещики годами держали дворню на хлебе и воде, искренне считая, что крестьяне двужильные — и так не умрут.
"Пойманные беглые дворовые княгини Мансуровой (Нижегородской губ.) показали,— писал И. Игнатович,— что разбежались, будучи не в состоянии переносить голод от мало выдаваемой госпожой пищи".
Отношение владельца к "крещеной собственности" зависело от степени, как тогда говорили, нравственного развития помещика. Абсолютная власть над крепостными развращала. В любую минуту любой человек из дворни, как и любой крепостной, мог быть продан, проигран, подарен, сослан или избит, смещен с должности и отправлен на грязные работы. К примеру, дочь мелкопоместного дворянина О. Корнилова вспоминала, как у ее отца появился лакей: "Был очень невзрачный на вид, почему его и подарил нам прежний барин". Отдарили знакомого борзой собакой. Обмен дворовых на борзых был распространенным делом среди русских помещиков, шокировавшим иностранцев и просвещенных соотечественников. Иногда за собак отдавали целые села, так как борзой щенок мог стоить 3 тыс., а крепостная девушка — 25 рублей.

Хотя девушки и были не самым дорогим товаром, работали они в хозяйстве больше всех. В душных, тесных девичьих они постоянно плели кружева и вышивали. А иногда судьба в придачу к любвеобильному барину или вместо него посылала им психически нездоровую барыню, и тогда приходилось выносить и ее причуды. Про одну помещицу рассказывали, что она на каждом шагу, каждую минуту щипала и рвала дворовых баб и девок. Вид крови приводил ее в бешенство. "Как только увидит, что из носа, изо рта полилась кровь, она вскочит и, уже без памяти, рвет щеки, и губы, и волосы. Повалит девушку и, как зверь, начнет мять, рвать все, что под ней. Щиплет, хлещет, рвет, доходя до полного бешенства. Оторвется уже тогда, когда сама выбьется из сил, и упадет на стул совсем обессиленная и стонет".
Причем подобные случаи отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим. На протяжении многих лет до отмены в 1861 году крепостного права "всеподданнейшие отчеты" жандармов Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии пестрили сообщениями о зверствах помещиков, часто свидетельствовавших о явных психических отклонениях последних. И освобождение крестьян, сделавшее дворовых свободными людьми, не смогло радикально повлиять на их жизнь и условия труда.

Добровольные рабы


С февраля 1861 года вся прислуга в России — около 1400 тыс. человек — стала вольнонаемной. Наемные служители, правда, время от времени появлялись в состоятельных семьях и раньше. К примеру, как вспоминала О. Корнилова, чтобы они с братом были не хуже других и научились "французить", отец выписал им из Москвы гувернантку, знавшую французский язык.

Еще одной категорией наемной прислуги до 1861 года были отставные солдаты. Крестьяне, отслужившие 25 лет, оторвавшиеся от родни и сельской жизни, не хотели возвращаться в деревню и вновь становиться крепостными. И самые сметливые из них по протекции армейских начальников попадали в лакеи, швейцары, кучера. Граф А. Игнатьев, как правило рекомендовавший отставных солдат и унтер-офицеров своего полка в знакомые ему столичные дома, обзавелся таким образом чем-то вроде агентурной сети. Это очень помогало Игнатьеву делать карьеру (впоследствии он стал министром внутренних дел), поскольку двери этих особняков и дворцов для него всегда были открыты, а все, что происходило за ними, известно.
Прислуживать многие из бывших солдат обучались в армии, ведь армейское начальство из простонародья, включая самое мелкое, выбившись в люди, первым делом обзаводилось собственной прислугой.
"Не только фельдфебель, но каждый унтер и даже ефрейтор имели своих "камчедалов", т. е. своих денщиков, которых им иметь не полагалось,— вспоминал крестьянин Клинского уезда М. Гордеев.— "Камчедалы" чистили сапоги и одежду, носили обед, ставили самовары, нянчились с фельдфебельскими детьми, были на побегушках. Мелкое начальство донимало солдат поборами и взятками, заставляло водить в трактиры, кабаки и публичные дома и "ставить угощение". Побогаче солдаты, получавшие из дому деньги, откупались, победнее — отдавали все свои гроши, а вся остальная "солдатская скотинка" попадала в беспросветную каторгу: работала и жестоко наказывалась".
Практически то же самое началось и в российских городах после 1861 года. Мелкий чиновный люд, не мечтавший ранее о собственной прислуге, бросился обзаводиться ею, благо предложение на рынке домашних услуг значительно превышало спрос. Крестьяне, освобожденные от помещиков и от земли, будучи не в состоянии прокормиться в деревне, потянулись в город, многие подались в прислуги. В больших городах появились рекомендательные конторы — посредники между работодателем и слугой. В 1907 году русский экономист К. Флеров писал о них: "Эти конторы большей частью содержат женщины; ближайшая их цель — нажива, и если судить по массе злоупотреблений, которые допускают хозяева этих контор, то станет ясным, что польза, приносимая ими, ничтожна". Сплошь и рядом, писали "Русские ведомости", эти конторы берут с прислуги "последние гроши и не дают никакого места или рекомендуют первые попавшиеся места, так как конторы заинтересованы в том, чтобы прислуга меняла возможно чаще места, ибо при каждой перемене места контора взимает вновь 25 копеек с рубля". Кроме того, для скорого получения места было необходимо дать 2-3 рубля писцу или другому служащему конторы, иначе человек рисковал "не попасть на место в течение долгого времени".
Но контора лишь подыскивала место работы, не оформляя никакого договора между господином и слугой. Прислугу нанимали на словах. О правах речи не шло вообще. Если прислуга соглашалась на эти условия, она отдавала свой паспорт и поступала в полное распоряжение хозяев — без определенного рабочего дня, без определенных обязанностей, без обязательств со стороны работодателя. Многие годами работали без выходных, не зная отдыха даже в праздничные дни, не имея никакой возможности повидаться с родными или даже сходить в церковь. Наниматель прислуги, зная, что перед ним неграмотные и неразвитые деревенские люди, искренне полагал, что они нуждаются только в еде и сне.
Условия жизни тоже мало отличались от тех, что были в дореформенных дворянских усадьбах. Вся домашняя прислуга, за исключением прачек и отчасти швейцаров, жила в домах и квартирах своих хозяев. "Комнату свою редко где прислуга имеет, многим из нас приходится жить в душных кухнях или, еще хуже, спать где-нибудь в проходном коридоре, в сыром, грязном углу",— говорилось в 1905 году в "Северном голосе".
Цивилизованнее всех в этом вопросе были в то время англичане и американцы. Но и у них так стало не сразу.
В Соединенных Штатах в конце XIX века образовался острый недостаток прислуги, в результате чего цены были повышены, и пришлось прибегнуть к найму иностранцев (итальянцев, ирландцев). Чтобы выяснить причину массового оставления мест и нежелания служить домашней прислугой, американское министерство работ разослало опросные листы хозяевам и их слугам. Выяснилось, что "домашние работы ставят на низшую социальную ступень. Нельзя уходить по вечерам и в воскресенье. Работа слишком продолжительна. В других занятиях есть часы, после которых можно делать что угодно, не спрашивая ни у кого позволения. Хозяйки относятся невнимательно к своим слугам, не признают за ними никаких прав".

После этого кризиса хозяйки-американки резко изменили свое отношение к слугам. Их обеспечивали комнатой с ванной; им стали предоставлять журналы, книги, а также лошадей и экипажи для поездок в церковь; по вечерам разрешили принимать гостей; раз в год прислуге стал полагаться отпуск с сохранением жалованья. Все это стало нормой.
В Англии, Шотландии и Америке появились клубы для прислуги, где можно было провести время со своими знакомыми, почитать, иметь общую кассу на черные дни и свое рекомендательное бюро.
В Германии, Австрии и Франции для прислуги был установлен воскресный отдых — полдня один раз в две недели. В России же прислуга всегда воспринималась как неотделимая часть домашнего хозяйства, и минуты отдыха и возможность отлучки со двора она получала как милостыню.
Положение мужской прислуги во всех странах всегда было лучше женской — и работа разнообразнее, и плата за нее гораздо выше. Лакей всегда получал больше горничной, повар — больше кухарки. Было даже такое выражение: "Кухарка за повара". То есть если дом был средней руки и хозяева не могли позволить себе нанять повара, они приглашали квалифицированную кухарку, которая только варила-жарила, а подготовкой продуктов занималась ее помощница.
Наиболее обеспеченной частью прислуги были швейцары, получавшие помимо жалованья чаевые от гостей, размер которых иногда превышал их оклад. Приплачивали швейцарам и извозчики — за право постоять у перспективного дома в надежде заполучить богатого пассажира.

Рессора-кормилица


Предел мечтаний русской наемной прислуги — устроиться в аристократический дом или в Министерство двора. Последнее распределяло нанятых служителей по многочисленным дворцам и казенным учреждениям. При этом каждые два месяца происходила ротация. Всякий слуга, имевший скучную и неквалифицированную работу, на следующий срок получал более интересную должность, а те, кому на прежнем месте не перепадало чаевых, могли рассчитывать на более доходное место. Руководители министерства и управляющие императорскими дворцами по традиции делали сменяемым швейцарам и кучерам денежные подарки.
Впрочем, отдельным категориям прислуги в частных домах жилось ничуть не хуже. Военный министр А. Ф. Редигер, живший, как полагалось тогда, в казенной квартире в министерстве, заехав как-то в свою городскую квартиру, обнаружил, что у него живет и питается за его счет родня всей оставленной на хозяйстве прислуги.
Умели жить и кучера. Петербургский литератор Н. Н. Животов подслушал однажды, как красавец-кучер хвастался перед извозчиками своими способами выжимания из барина лишних рублей:
"Я, почитай, каждый день то рессору чиню, то лошадь кую (общий хохот). Овса положения нет, у меня три куля в неделю на пару идет (громкий смех). Лошадей убирает конюх, мое дело только на козлах сидеть и 30 рублев в месяц, окромя харчей и подарков...
— Ты, поди, сам бы барину 30 рублей в месяц дал,— заметил сосед.
— И 50 дал бы... Да что 50, намедни развинтил рессору у ландо, говорю, сломалась... Велел отправить к мастеру, а я мастеру красненькую в зубы и счет на 118 рублей. Это куме, значит, на зубок (общий хохот) ".
Особенно часто соблазн украсть возникал у прислуги в тех домах, где было принято деньги на пропитание выдавать ей на руки. "Это освобождает господ от излишней заботливости о хозяйстве, а прислугу приучает к недобросовестности,— писал К. Флеров.— Получаемые деньги она старается сберечь, а пропитание находит из остатков барского стола. Нечего и говорить, что питание это недостаточно; от него возникает малокровие и другие болезни. Кроме того, в этих случаях прислуга начинает утаивать часть продуктов от барского стола для себя. Все это вредно отзывается на характере прислуги, которая незаметно для себя становится недобросовестной".
Но в большинстве приличных домов прислуге полагался простой удешевленный стол: горячее блюдо с куском мяса поплоше, на второе — каша или картофель. Помимо этого выдавался фунт чая в месяц.
Траты на содержание себя в чистоте, на приобретение хорошей одежды прислуга должна была делать из своих сбережений, которые скопить было очень трудно, потому что почти вся зарплата отправлялась нуждающимся родственникам в деревню.
Среди женской прислуги самыми высокооплачиваемыми были кухарки. В провинции их доходы колебались от полутора до 15 рублей в месяц, в столице и крупных городах — от четырех до 30 рублей. Горничные и няньки зарабатывали чуть меньше.

В романе "Воскресение" типичный барин Л.Н. Толстой нарисовал типичную историю превращения совращенной прислуги в проститутку и преступницу

Совершенно особый род прислуги составляли кормилицы. Оплата их услуг осуществлялась по соглашению — в зависимости от состоятельности хозяина и способностей кормилицы. Кто в доме кормилица, было сразу видно, потому что только она носила особенно живописный костюм: атласный сарафан, расшитый галуном и украшенный металлическими ажурными пуговицами, под сарафаном — белая блузка, на шее — гирлянды бус, на голове — кокошник, расшитый бисером или искусственным жемчугом, с многочисленными шелковыми лентами сзади, голубыми — если кормила мальчика, розовыми — если девочку. Иногда даже цвет пальто кормилицы говорил о том, кого она выкармливает.
Прачки получали, как правило, от 25 копеек до одного рубля в день.
Во Франции того времени женщины зарабатывали (в переводе на русские деньги) от 7,5 до 30 рублей в месяц, мужчины — от 30 до 90 рублей. В Америке прислуга получала 6-7 рублей в неделю. Это было нормой, а вышеуказанные максимумы русских зарплат — редкими исключениями.

Избитые и соблазненные


Бесконечный рабочий день, однообразную еду и жизнь в заточении терпели ради голодающих в деревне младших братьев и сестер. Часто ко всему этому прилагались еще и моральные и физические издевательства со стороны господ и их детей, а также сексуальные домогательства.
Газеты начала ХХ века регулярно публиковали сообщения о пострадавшей прислуге. В "Русском слове" от 15 ноября 1909 года говорится:
"В настоящее время в Яузской больнице, в палате #42, уже около двух недель находится на излечении девочка А. Г. Голубева.
Больничные врачи лечат девочку от тяжелых истязаний, которым она подверглась, находясь на службе в качестве прислуги в одной из квартир дома Абемелек-Лазарова по Армянскому переулку. Насколько жестоки были эти истязания, можно судить хотя бы по тому, что, по словам обитателей этого дома, у девочки на голове волосы были вырваны.
Врач Яузской больницы подтвердил нам, что истязания были очень серьезны и что волосы на голове только теперь начинают отрастать".
Такие истории редко заканчивались судом, а если дело и доходило до этого, решение суда, как правило, было неадекватно преступлению. В обвинительном акте Московского окружного суда о мещанке города Саратова Марии Францевне Смирновой сообщается:
"23 июля 1902 г. в Москве крестьянка Наталья Васильевна Трунина, 13 лет, служившая в то время прислугой у мещанки Марии Францевой Смирновой, заявила приставу 2-го участка Яузской части, что хозяйка крайне жестоко с ней обращается, морит голодом и бьет.
На возникшем по сему поводу предварительном следствии освидетельствованием Труниной было установлено, что все тело ее покрыто множеством кровоподтеков, ссадин и рубцов, происшедших по заключению освидетельствовавшего ее врача от нанесенных ей в разное время побоев разными твердыми предметами и сечения.
Из показаний Труниной выяснилось, что она поступила к Смирновой за два года до обращения ее к полиции из приюта Общества попечения о бедных и что Смирнова с первого и до последнего дня ее жизни у нее постоянно била ее чем придется — палками, веревками, розгами, кулаками и ногами, таскала за волосы, запрещая при этом кричать и затыкая ей иногда рот тряпками, плохо ее кормила, мучила работой, заставляла спать на полу кухни на тряпье, которое на день уносилось в отхожее место, и выгоняла ее зимой раздетую в холодные сени.
Приведенные заявления Труниной нашли себе полное подтверждение в показаниях жильцов дома, где проживала Смирнова. Все они, а равно и местный дворник подтвердили, что Трунина постоянно была вся в синяках, часто плакала и жаловалась на бесконечные побои. Некоторые из жильцов ввиду того, что она голодала, кормили ее потихоньку от хозяйки. Смирнова, между прочим, не позволяла Труниной спать на подушке, которую ей было дала одна из жилиц. Как Смирнова била Трунину, почти никто не видел, но многие видели, что Трунина подолгу простаивала зимой в холодных сенях, будучи выгнана хозяйкой из квартиры, а на глазах жилиц Ивановых Смирнова как-то раз тащила Трунину за волосы по полу сеней в свою квартиру.
Во время производства предварительного следствия по сему делу возникло предположение, что Смирнова так же жестоко обращается и с новой своей прислугою Билинской, 14 лет, поступившей к ней летом 1902 г., вследствие чего в ночь на 5 декабря в квартиру Смирновой прибыл пристав 2-го участка Яузской части, заставший Билинскую спящей на полу кухни на разном тряпье, которое и было им отобрано.
Решением суда присяжных от 14 января 1904 г. Смирнова была приговорена к аресту на 3 месяца".
Девочками-подростками попадали крестьянки в город, в чужой дом, в мир невиданных вещей и людей. "Многие из них,— пишет Жюль Симон в книге "Работница в Европе",— находят соблазнителя в том доме, где они служат. Лакей, кучер имеют много случаев испортить нравственность служанок, проводящих с ними большую часть времени; иногда сам хозяин развращает бедную девушку, соблазняемую и его властью, и его состоянием". А оставшись без места, голодная и обозленная, она решалась "продолжать эту жалкую торговлю своим телом".
Во Франции, по сведениям, опубликованным Г. Мено, в одном из приютов в 1901 году было принято 2026 женщин на последнем месяце беременности, 1301 из них прежде были заняты в домашнем услужении. Приют Ледрю-Ролена для выздоравливающих после родов в том же году помог тысяче женщин, среди которых более 500 были кухарками и горничными. К этим цифрам нужно добавить еще и тех соблазненных служанок, которые отправлялись рожать в родную деревню. Эта проблема была интернациональной — и в Америке, и в Германии почти половина торговавших своим телом женщин работали когда-то прислугой.

Революционное движение


В 1905 году, когда в России разгорелось рабочее движение, мужская и женская прислуга примкнула к нему, организовав в Петербурге Союз домашней прислуги. Опубликовав свои требования в газете "Новая жизнь", активисты нового профессионального союза решили объявить забастовку, чтобы ускорить улучшение своего положения. Забастовка началась в Тифлисе и Варшаве, перекинулась в Москву, Петербург и другие города. Начала забастовку почти исключительно женская прислуга, позже под общим давлением решились бастовать и мужчины. Прислуга ходила по улицам и "снимала" своих товарищей, то есть заставляла их отказываться от работы у господ, присоединяться к союзу и предъявлять требования, выработанные союзом. "Новая жизнь" писала, что таким образом в Петербурге на митинг собралось 1,5 тыс. человек.
"В Москве недовольная прислуга разных возрастов,— сообщали "Русские ведомости",— от молодых девушек-горничных до старух-нянь, собралась значительной толпой и отправилась в рекомендательные конторы с целью предъявить требования относительно отмены несправедливых сборов. Рекомендательные конторы на Тверском бульваре, на Петровке и др. при приближении толпы забаррикадировали окна и двери конторских помещений деревянными щитами. Прислуга просила владельцев контор впустить их депутацию для переговоров, но хозяйки наотрез отказались. Насилий прислуга не хотела применять, а потому мирно разошлась по своим домам".
К весне 1906 года в России насчитывалось 47 профессиональных союзов прислуги. При этом, к примеру, повара имели организацию, отдельную от полотеров. И лишь в Москве было образовано единое Общество взаимопомощи домашней прислуги, которое известило о своем первом общем собрании в октябре 1906 года. Его члены требовали установления ограниченного рабочего дня, твердой оплаты труда. Однако вскоре активность этой, как и большинства прочих, организации сошла на нет. И только после Февральской революции профсоюзы прислуги появились вновь, проводя массовые манифестации и демонстрации. Но и после Октябрьского переворота управлять государством кухаркам так и не довелось.
СВЕТЛАНА КУЗНЕЦОВА

В журнале «Огонекъ», № 47 от 23 ноября 1908 года, были опубликованы рассуждения г-жи Северовой (литературный псевдоним Натальи Нордман, невенчанной жены Ильи Репина) о жизни домашней прислуги в Российской империи начала XX века.

Вот как это было...

«Недавно,- вспоминает г-жа Северова, - ко мне пришла наниматься одна молодая девушка.
- Отчего вы без места? - спросила я строго.
- Я только что из больницы! Месяц пролежала.
- Из больницы? От каких это болезней вы там лечились?
- Да и болезней то особенной не было - только ноги распухли и спину всю переломило это значит от лестниц, господа жили в 5-м этаже. Тоже головы кружение, так и валит, так и валит бывало. Меня дворник с места прямо в больницу и свез. Доктор сказал сильное переутомление!
- Что же вы там камни что ли ворочали?

Она долго конфузилась, но, наконец, мне удалось узнать, как именно она проводила день на последнем месте. В 6 вставать. «Будильника то нет, так поминутно с 4-х часов просыпаешься, боишься проспать». Горячий завтрак должен поспеть к 8-ми часам, 2-м кадетам с собою в корпус. «Битки рубишь, а носом так и клюешь. Самовар поставишь, одежду и сапоги им вычистить также надо. Уйдут кадеты, барина на службу „справлять“, тоже самовар поставить, сапоги, одежду вычистить, за горячими булками, да за газетой сбегать на угол».

«Уйдет барин, барыню и трех барышень справлять - сапоги, калоши, платье вычистить, за одними подолами, поверите ли, час стоишь, пылище, даже песок па зубах; в двенадцатом часу им кофе варить - по кроватям разносишь. Между делом комнаты убрать, лампы заправить, разгладить кое-что. К двум часам завтрак горячий, в лавку бежать, к обеду суп ставить.

Только отзавтракают, кадеты домой, да еще с товарищами валят, есть просят, чаю, за папиросами посылают, только кадеты сыты, барин идет, свежего чаю просит, а тут и гости подойдут, за сдобными булками беги, а потом за лимоном, сразу то не говорить, иной раз 5 раз подряд слетаю, за то и грудь, бывало, ломит не продохнуть.

Тут, смотришь, шестой час. Так и ахнешь, обед готовить, накрывать. Барыня ругается, зачем опоздала. За обедом сколько раз вниз пошлют в лавочку - то папиросы, то сельтерская, то пиво. После обеда посуды в кухне гора, а тут самовар ставь, а то и кофею, кто попросить, а иной раз гости в карты играть сядут, закуску готовь. К 12-ти часам ног не слышишь, ткнешься на плиту, только заснешь - звонок, одна барышня домой вернулась, только заснешь, кадет с балу, и так всю ночь, а в шесть то вставать - битки рубить».

«Переступая за 8–10 р. порог нашего дома, они делаются нашей собственностью, их день и ночь принадлежат нам; сон, еда, количество работы - все зависит от нас»
«Выслушав этот рассказ, - пишет г-жа Северова, - я поняла, что эта молодая девушка слишком ревностно относилась к своим обязанностями, которые длились 20 часов в сутки, или же она была слишком мягкого характера и не умела грубить и огрызаться.
Выросшая в деревне, в одной избе с телятами и курами, является молодая девушка в Петербург и нанимается одной прислугой к господам. Темная кухня, в соседстве с водосточными трубами - арена её жизни. Тут она и спит, причесывает волосы у того же стола, где готовит, на нём же чистит юбки, сапоги, заправляет лампы».

«Домашняя прислуга считается десятками, сотнями тысяч, и между тем законом еще ничего не сделано для неё. Можно в самом деле сказать - не про нее закон писан»

«Наши черные лестницы и задние дворы внушают омерзение, и мне кажется, что нечистоплотность и неаккуратность прислуги („бегаешь, бегаешь, некогда себе пуговицы пришить“) являются в большинстве случаев недостатками вынужденными.

На голодный желудок, всю жизнь подавать собственными руками вкусные блюда, вдыхать их аромат, присутствовать, пока их „кушают господа“, смакуют и хвалят („под конвоем едят, без нас не могут проглотить“), ну как тут не постараться стащить хоть потом кусочек, не полизать тарелку языком, не положить конфетку в карман, не глотнуть из горлышка вина.

Когда мы прикажем, наша молодая горничная должна подавать мыться нашим мужьям и сыновьями, носить им в кровать чай, убирать их постели, помогать одеваться. Часто прислуга остается с ними совсем одна в квартире и ночью по возвращении их с попоек снимает им сапоги и укладывает спать. Все это она должна делать, но горе ей, если на улице мы встретим её с пожарным.
И горе ей еще больше, если она объявит нам о вольном поведении нашего сына или мужа»

«Изв?стно, что столичная домашняя прислуга глубоко и почти поголовно развращена. Женская, большею частью незамужняя молодежь, массами прибывающая изъ деревень и поступающая въ услуженiе къ петербургскимъ „господамъ“ кухарками, горничными, прачками и пр., быстро и безповоротно вовлекается въ разврать и всей окружающей обстановкой, и безчисленными, нецеремонными ловеласами, начиная съ „барина“ и лакея, и кончая гвардейскимъ щеголемъ-солдатомъ, велемощнымъ дворникомъ и т. д. Разв? закаленная въ ц?ломудрiи весталка устояла-бы противъ такого непрерывнаго и разнороднаго соблазна со вс?хъ сторонъ! Можно положительно сказать, поэтому, что огромнейшая часть женской прислуги въ Петербурге (въ сложности, ея около 60 т.) сплошь проститутки, со стороны поведенiя». (В. Михневич, «Исторические Этюды Русской Жизни», С.-Петербург, 1886 г.).

Свои рассуждения г-жа Северова заканчивает пророчеством: «…еще 50 лет назад слуги назывались «домашней сволочью», «смердами», и именовались так и в официальных бумагах. Теперешнее наименование «люди» также уже отживает свое время и лет через 20 будет казаться диким и невозможным. «Если мы „люди“, то кто вы? - спросила меня одна молодая горничная, выразительно глядя мне в глаза».

Тема прислуги в 19м веке поистине неисчерпаема, охватить ее в одной статье не представляется возможным. Но не съем так покусаю:)

Итак, рассказ про прислугу, посвящается поклонникам Вудхауза.

Прислуга в 19м Веке


В 19м веке средний класс был уже достаточно богат, чтобы нанимать прислугу. Прислуга была символом благополучия, она освобождала хозяйку дома от уборки или приготовления пищи, позволяя ей вести образ жизни, достойный леди. Принято было нанимать хотя бы одну служанку – так в конце 19го века даже самые небогатые семьи нанимали «step girl», которая субботним утром чистила ступеньки и подметала крыльцо, таким образом попадаясь на глаза прохожим и соседям. Врачи, юристы, инженеры и другие профессионалы держали как минимум 3х слуг, ну а в богатых аристократических домах прислуга исчислялась десятками. Количество слуг, их внешность и манеры, сообщали о статусе их хозяев.

(с) Д. Бэрри, "Питер Пэн"

Основные классы прислуги


Дворецкий (butler) – отвечает за порядок в доме. У него почти нет обязанностей связанных с физическим трудом, он выше этого. Обычно дворецкий присматривает за слугами мужского пола и полирует серебро. В Something New Вудхауз так описыват дворецкого:

Butlers as a class seem to grow less and less like anything human in proportion to the magnificence of their surroundings. There is a type of butler employed in the comparatively modest homes of small country gentlemen who is practically a man and a brother; who hobnobs with the local tradesmen, sings a good comic song at the village inn, and in times of crisis will even turn to and work the pump when the water supply suddenly fails.
The greater the house the more does the butler diverge from this type. Blandings Castle was one of the more important of England"s show places, and Beach accordingly had acquired a dignified inertia that almost qualified him for inclusion in the vegetable kingdom. He moved--when he moved at all--slowly. He distilled speech with the air of one measuring out drops of some precious drug. His heavy-lidded eyes had the fixed expression of a statue"s.

Экономка (housekeeper)– отвечает на спальни и комнаты прислуги. Руководит уборкой, присматривает за кладовой, а так же следит за поведением служанок, чтобы не допустить распутства с их стороны.

Шеф-повар (chef) – в богатых домах зачастую француз и за свои услуги берет очень дорого. Часто находится в состоянии холодной войны с экономкой.

Камердинер (valet)– личный слуга хозяина дома. Заботится о его одежде, готовит багаж к путешествию, заряжает его ружья, подает клюшки для гольфа, отгоняет от него разъяренных лебедей, срывает его помолвки, спасает его от злобных тетушек и вообще учит уму разуму.

Личная горничная хозяйки/камеристка (lady"s maid) – помогает хозяйке причесываться и одеваться, готовит ванну, следит за ее драгоценностями и сопровождает хозяйку во время визитов.

Лакей (footman) – помогает заносить вещи в дом, приносит чай или газеты, сопровождает хозяйку во время походов по магазинам и носит ее покупки. Облаченный в ливрею, он может прислуживать за столом и своим видом придавать торжественность моменту.

Горничные (housemaids) – подметают во дворе (на рассвете, пока господа спят), убирают в комнатах (когда господа обедают).

Как и в обществе в целом, в «мире под лестницей» существовала своя иерархия. На самой высокой ступени находились учителя и гувернантки, которых, впрочем редко причисляли к прислуге. Затем шли слуги высшего звена, возглавляемые дворецким, и так по нисходящей. Очень интересно описывает эту иерархию все тот же Вудхауз. В данном отрывке он рассказывает про порядок принятия пищи.

Kitchen maids and scullery maids eat in the kitchen. Chauffeurs, footmen, under-butler, pantry boys, hall boy, odd man and steward"s-room footman take their meals in the servants" hall, waited on by the hall boy. The stillroom maids have breakfast and tea in the stillroom, and dinner and supper in the hall. The housemaids and nursery maids have breakfast and tea in the housemaid"s sitting-room, and dinner and supper in the hall. The head housemaid ranks next to the head stillroom maid. The laundry maids have a place of their own near the laundry, and the head laundry maid ranks above the head housemaid. The chef has his meals in a room of his own near the kitchen.


Кадр из фильма The Remains of the Day, где Энтони Хопкинс сыграл дворецкого Стивенса, а Эмма Томпсон - экономку. Хотя события в фмльме происходят на кануне Второй Мировой Войны, отношения между слугами и хозяевами мало чем отличаются от тех, что были в 19м веке.


Дживз в исполнении Стивена Фрая.


Дети с нянькой




Henry Morland, A Lady"s Maid Soaping Linen , ок. 1765-82. Конечно, эпоха отнюдь не викторианская, но пропустить такую очаровательную картинку просто жаль.


Прачки пришли за водой.


Служанка на кухне в сельском коттедже. Судя по фотографии, это еще очень молодая девушка. Впрочем, в то время на работу порою нанимали 10летних детей, зачастую из сиротских приютов (как Оливера Твиста)

Найм, Жалование и Положение Слуг


В 1777 году каждый наниматель должен был платить налог в размере 1 гинеи за слугу мужского пола – таким образом правительство надеялось покрыть расходы в войне с североамериканскими колониями. Хотя этот довольно высокий налог был отменен лишь в 1937 году, слуг по-прежнему продолжали нанимать. Прислугу можно было нанять несколькими способами. В течении столетий функционировали особые ярмарки (statute or hiring fair), на которые собирались работники, ищущие место. С собой они приносили какой-либо предмет, обозначающий их профессию – например, кровельщики держали в руках солому. Чтобы закрепить договор о найме, требовалось всего-навсего рукопожатие и выплата небольшой суммы авансом (этот аванс назывался fastening penny). Интересно отметить, что именно на такой ярмарке Мор из одноименной книги Пратчетта стал подмастерьем Смерти.

Ярмарка проходила примерно следующим образом: люди, ищущие работу,
ломаными линиями выстроились посреди площади. Многие из них прикрепили к
шляпам маленькие символы, показывающие миру, в какого рода работе они знают
толк. Пастухи носили клочки овечьей шерсти, возчики засовывали за тулью
прядку лошадиной гривы, мастера по внутренней отделке помещений - полоску
затейливых гессийских обоев, и так далее, и тому подобное. Мальчики,
желающие поступить в подмастерья, толпились, словно кучка робких овец, в
самой середине этого людского водоворота.
- Ты просто идешь и становишься туда. А потом кто-нибудь подходит и
предлагает взять тебя в ученики, - произнес Лезек голосом, из которого не
сумел изгнать нотки некоторой неуверенности. - Если ему понравится твой вид,
конечно.
- А как они это делают? - спросил Мор. - То есть, как они по виду
определяют, подходишь ты или нет?
- Ну... - Лезек сделал паузу. По поводу этой части программы Хамеш не
дал ему объяснений. Пришлось поднапрячься и поскрести по сусекам внутреннего
склада знаний в области рынка. К сожалению, склад содержал очень
ограниченную и сугубо специфическую информацию о продаже скота оптом и в
розницу. Осознавая недостаточность и неполную, скажем так, уместность этих
сведений, но не имея в своем распоряжении ничего другого, он наконец
решился:
- Я думаю, тебе считают зубы и все такое. Удостоверяются, что ты не
хрипишь и что с ногами у тебя все в порядке. На твоем месте я не стал бы
упоминать о любви к чтению. Это настораживает.
(с) Пратчетт, "Мор"

Кроме того, слугу можно было найти через биржу труда или специальное агентство по занятости. В начале своего существования, такие агентства печатали списки слуг, но эта практика пошла на спад когда увеличились тиражи газет. Подобные агентства нередко пользовались дурной славой, потому что могли взять у кандидата деньги и затем не организовать ни единого интервью с потенциальным нанимателем.

Среди слуг так же существовало собственное «сарафанное радио» - встречаясь в течении дня, слуги из разных домов могли обмениваться информацией и помогать друг другу найти новое место.

Чтобы получить хорошее место, требовались безупречные рекомендации от предыдущих хозяев. Тем не менее, не всякий хозяин мог нанять хорошего слугу, ведь нанимателем тоже требовались в своем роде рекомендации. Поскольку любимым занятием прислуги было перемывание костей господам, то дурная слава о жадных нанимателях распространялась довольно быстро. У слуг тоже были черные списки, и горе тому хозяину, который в него попадал! В цикле про Дживза и Вустера, Вудхауз частенько упоминает похожий спиcок, составленный членами клуба «Junior Ganymede»

- Это клуб для камердинеров на Керзон-стрит, я уже довольно давно в нем состою. Не сомневаюсь, что слуга джентльмена, занимающего столь заметное положение в обществе, как мистер Спод, тоже в него входит и, уж конечно, сообщил секретарю немало сведений о
своем хозяине, которые и занесены в клубную книгу.
-- Как вы сказали?
-- Согласно параграфу одиннадцатому устава заведения, каждый вступающий
в клуб обязан открыть клубу все, что он знает о своем хозяине. Из этих
сведений составляется увлекательное чтение, к тому же книга наталкивает на
размышления тех членов клуба, кто задумал перейти на службу к джентльменам,
чью репутацию не назовешь безупречной.
Меня пронзила некая мысль, и я вздрогнул. Чуть ли не подпрыгнул.
-- А что было, когда вы вступали?
-- Простите, сэр?
-- Вы рассказали им все об мне?
-- Да, конечно, сэр.
-- Как, все?! Даже тот случай, когда я удирал с яхты Стокера и мне
пришлось для маскировки намазать физиономию гуталином?
-- Да, сэр.
-- И о том вечере, когда я вернулся домой после дня рождения Понго
Твистлтона и принял торшер за грабителя?
-- Да, сэр. Дождливыми вечерами члены клуба с удовольствием читают
подобные истории.
-- Ах вот как, с удовольствием? (с)
Вудхауз, Фамильная честь Вустеров

Слугу могли уволить, уведомив его об увольнении за месяц или выплатив ему месячное жалование. Впрочем, в случае серьезного происшествие – скажем, кражи столового серебра - хозяин мог уволить слугу и без выплаты месячного жалования. К сожалению, эта практика сопровождалась нередкими злоупотреблениями, потому что именно хозяин определял серьезность нарушения. В свою очередь, слуга не мог покинуть место без предварительного уведомления об уходе.

В середине 19го века, горничная среднего звена получала в среднем 6 – 8 фунтов в год, плюс дополнительные деньги на чай, сахар и пиво. Горничная, которая прислуживала непосредственно хозяйке (lady"s maid) получала 12-15 фунтов в год плюс деньги на дополнительные расходы, ливрейный лакей – 15-15 фунтов в год, камердинер – 25- 50 фунтов в год. Кроме того, слуги традиционно получали денежный подарок под Рождество. Помимо выплат от нанимателей, слуги получали и чаевые от гостей. Обычно при найме хозяин сообщал слуге, как часто и в каких количествах в этом доме принимают гостей, так что новичок мог подсчитать, на какие чаевые ему рассчитывать. Чаевые раздавались при отъезде гостя: вся прислуга выстраивалась в два ряда возле двери, и гость раздавал чаевые в зависимости от полученных услуг или же от своего общественного статуса (т.е. щедрые чаевые свидетельствовали о его благосостоянии). В некоторых домах, чаевые получали только слуги мужского пола. Для небогатых людей раздача чаевых была кошмаром наяву, поэтому они могли отклонить приглашение, из страха показаться бедняком. Ведь если слуга получал слишком скупые чаевые, то при следующем посещении жадного гостя мог запросто устроить ему dolce vita – например, игнорировать или переиначивать все приказы постояльца.

До начала 19го века, слугам не полагались выходные. Считалось, что поступая в услужение, человек понимал что отныне каждая минута его времени принадлежит хозяевам. Так же считалось неприличным, если к слугам приходили в гости родственники или друзья – и в особенности друзья противоположного пола! Но в 19м веке хозяева стали разрешать слугам время от времени принимать родственников или же давать им выходные. А королева Виктория даже давала ежегодный бал для дворцовых слуг в замке Балморал.

Откладывая сбережения, слуги из богатых домов могли накопить значительную сумму, особенно если их наниматели не забывали упоминать их в завещаниях. После выхода на пенсию, бывшие слуги могли податься в торговлю или открыть трактир. Так же слуги, прожившие в доме много десятилетий, могли доживать свой век с хозяевами – особенно часто это происходило с нянями.

Положение слуг было двойственным. С одной стороны, они были частью семьи, знали все секреты, но им запрещено было сплетничать. Интересный пример такого отношения к прислуге является Бекассин, героиня комиксов для Semaine de Suzzette. Горничная из Бретани, наивная но преданная, она была нарисована безо рта и ушей – чтобы не могла подслушивать хозяйские разговоры и пересказывать их подружкам. Изначально личность слуги, его сексуальность как бы отрицалась. Например существовал обычай, когда хозяева давали служанке новое имя. Например, Молл Фландерс, героиню одноименного романа Дефо, хозяева величали «мисс Бетти» (и мисс Бетти, конечно, хозяевам дала прикурить) . Шарлотта Бронте так же упоминает собирательное имя горничных- "abigails"

(с) Шарлотта Бронте, "Джейн Эйр"

С именами дело вообще обстояло интересно. Насколько я понимаю, прислугу более высокого ранга – вроде дворецкого или личной горничной – называли исключительно по фамилии. Яркий пример такого обращения мы находим опять таки в книгах Вудхауза, где своего камердинера Берти Вустер называет «Дживз,» и лишь в The Tie That Binds мы узнаем имя Дживза – Реджинальд. Так же Вудхауз пишет, что в разговорах между слугами, лакей зачастую отзывался о своем господине фамильярно, называя его по имени – например, Фредди или Перси. В то же время остальные слуги называли упомянутого джентльмена по титулу – лорд такой-то или граф такой-то. Хотя в некоторых случаях дворецкий мог одернуть говорящего, если считал что тот «забывается» в своей фамильярности.

У прислуги не могло быть личной, семейной или сексуальной жизни. Служанки были зачастую не замужем и без детей. Если же служанке случалось забеременеть, она должна была сама позабоится о последствиях. Процент инфантицида среди служанок был очень высок. Если же отцом ребенка был хозяин дома, то служанке приходилось хранить молчание. Например, согласно упорным слухам, Хелен Демут, экономка в семье Карла Маркса, родила от него сына и всю жизнь молчала об этом.

Фактрум публикует увлекательную статью о «раскрепощении прислуги».

Я еще ни разу не слышал, чтобы хоть один коренной москвич или петербуржец вспоминал, что его предки попали в дореволюционные столицы в качестве кучеров, половых, прачек или горничных - неприятно рассказывать, что твои дедушки и бабушки подпадали под «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 года. А жили в начале ХХ века столичные родители кухаркиных детей вот так.

Источник фотографий: Pikabu.ru

В журнале «Огонекъ», № 47 от 23 ноября 1908 года, были опубликованы рассуждения г-жи Северовой (литературный псевдоним Натальи Нордман, невенчанной жены Ильи Репина) о жизни домашней прислуги в Российской империи начала XX века.

«Недавно,- вспоминает г-жа Северова, - ко мне пришла наниматься одна молодая девушка.

Отчего вы без места? - спросила я строго.
- Я только что из больницы! Месяц пролежала.
- Из больницы? От каких это болезней вы там лечились?
- Да и болезней то особенной не было - только ноги распухли и спину всю переломило это значит от лестниц, господа жили в 5-м этаже. Тоже головы кружение, так и валит, так и валит бывало. Меня дворник с места прямо в больницу и свез. Доктор сказал сильное переутомление!
- Что же вы там камни что ли ворочали?

Она долго конфузилась, но, наконец, мне удалось узнать, как именно она проводила день на последнем месте. В 6 вставать. «Будильника то нет, так поминутно с 4-х часов просыпаешься, боишься проспать». Горячий завтрак должен поспеть к 8-ми часам, 2-м кадетам с собою в корпус. «Битки рубишь, а носом так и клюешь. Самовар поставишь, одежду и сапоги им вычистить также надо. Уйдут кадеты, барина на службу „справлять“, тоже самовар поставить, сапоги, одежду вычистить, за горячими булками, да за газетой сбегать на угол».

«Уйдет барин, барыню и трех барышень справлять - сапоги, калоши, платье вычистить, за одними подолами, поверите ли, час стоишь, пылище, даже песок па зубах; в двенадцатом часу им кофе варить - по кроватям разносишь. Между делом комнаты убрать, лампы заправить, разгладить кое-что. К двум часам завтрак горячий, в лавку бежать, к обеду суп ставить.

Только отзавтракают, кадеты домой, да еще с товарищами валят, есть просят, чаю, за папиросами посылают, только кадеты сыты, барин идет, свежего чаю просит, а тут и гости подойдут, за сдобными булками беги, а потом за лимоном, сразу то не говорить, иной раз 5 раз подряд слетаю, за то и грудь, бывало, ломит не продохнуть.

Тут, смотришь, шестой час. Так и ахнешь, обед готовить, накрывать. Барыня ругается, зачем опоздала. За обедом сколько раз вниз пошлют в лавочку - то папиросы, то сельтерская, то пиво. После обеда посуды в кухне гора, а тут самовар ставь, а то и кофею, кто попросить, а иной раз гости в карты играть сядут, закуску готовь. К 12-ти часам ног не слышишь, ткнешься на плиту, только заснешь - звонок, одна барышня домой вернулась, только заснешь, кадет с балу, и так всю ночь, а в шесть то вставать - битки рубить».

«Переступая за 8–10 р. порог нашего дома, они делаются нашей собственностью, их день и ночь принадлежат нам; сон, еда, количество работы - все зависит от нас»

«Выслушав этот рассказ, - пишет г-жа Северова, - я поняла, что эта молодая девушка слишком ревностно относилась к своим обязанностями, которые длились 20 часов в сутки, или же она была слишком мягкого характера и не умела грубить и огрызаться.

Выросшая в деревне, в одной избе с телятами и курами, является молодая девушка в Петербург и нанимается одной прислугой к господам. Темная кухня, в соседстве с водосточными трубами - арена её жизни. Тут она и спит, причесывает волосы у того же стола, где готовит, на нём же чистит юбки, сапоги, заправляет лампы».

«Домашняя прислуга считается десятками, сотнями тысяч, и между тем законом еще ничего не сделано для неё. Можно в самом деле сказать - не про нее закон писан»

«Наши черные лестницы и задние дворы внушают омерзение, и мне кажется, что нечистоплотность и неаккуратность прислуги („бегаешь, бегаешь, некогда себе пуговицы пришить“) являются в большинстве случаев недостатками вынужденными.

На голодный желудок, всю жизнь подавать собственными руками вкусные блюда, вдыхать их аромат, присутствовать, пока их „кушают господа“, смакуют и хвалят („под конвоем едят, без нас не могут проглотить“), ну как тут не постараться стащить хоть потом кусочек, не полизать тарелку языком, не положить конфетку в карман, не глотнуть из горлышка вина.

Когда мы прикажем, наша молодая горничная должна подавать мыться нашим мужьям и сыновьями, носить им в кровать чай, убирать их постели, помогать одеваться. Часто прислуга остается с ними совсем одна в квартире и ночью по возвращении их с попоек снимает им сапоги и укладывает спать. Все это она должна делать, но горе ей, если на улице мы встретим её с пожарным.

И горе ей еще больше, если она объявит нам о вольном поведении нашего сына или мужа»

«Извѣстно, что столичная домашняя прислуга глубоко и почти поголовно развращена. Женская, большею частью незамужняя молодежь, массами прибывающая изъ деревень и поступающая въ услуженiе къ петербургскимъ „господамъ“ кухарками, горничными, прачками и пр., быстро и безповоротно вовлекается въ разврать и всей окружающей обстановкой, и безчисленными, нецеремонными ловеласами, начиная съ „барина“ и лакея, и кончая гвардейскимъ щеголемъ-солдатомъ, велемощнымъ дворникомъ и т. д. Развѣ закаленная въ цѣломудрiи весталка устояла-бы противъ такого непрерывнаго и разнороднаго соблазна со всѣхъ сторонъ! Можно положительно сказать, поэтому, что огромнейшая часть женской прислуги въ Петербурге (въ сложности, ея около 60 т.) сплошь проститутки, со стороны поведенiя». (В. Михневич, «Исторические Этюды Русской Жизни», С.-Петербург, 1886 г.).

Свои рассуждения г-жа Северова заканчивает пророчеством: «…еще 50 лет назад слуги назывались «домашней сволочью», «смердами», и именовались так и в официальных бумагах. Теперешнее наименование «люди» также уже отживает свое время и лет через 20 будет казаться диким и невозможным. «Если мы „люди“, то кто вы? - спросила меня одна молодая горничная, выразительно глядя мне в глаза».

Госпожа Северова немного ошиблась - не через 20, а уже через 9 лет случится революция, когда не захотевшие жить по-старому низы начнут массовое выпиливание верхов. И тогда молодые горничные посмотрят в глаза своим барыням еще выразительнее…



просмотров