Сын эфроса дмитрий крымов. Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество. Актуальное искусство и работа со студентами

Сын эфроса дмитрий крымов. Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество. Актуальное искусство и работа со студентами

Художник, сценограф, режиссер и театральный педагог. Дмитрий Анатольевич Крымов является членом Союза художников России и Союза театральных деятелей.

Дмитрий Крымов - сын знаменитых родителей Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой . Отец был известным режиссером-постановщиком, а мать - театральным критиком и искусствоведом. Дмитрию дали фамилию матери, так как в советское время Анатолию Эфросу чинили препятствия в карьере из-за еврейского происхождения.

В 1976 году он окончила Школу-студию МХАТ и сразу начал работать в Театре на Малой Бронной. Дипломная работа Крымова была по постановке его отца «Отелло».

Творческая деятельность Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

В 1985 году Дмитрий Крымов устроился художником-постановщиком в Театр на Таганке, где были поставлены его спектакли «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп» .

В начале 90-х в связи с кризисом Крымов был вынужден уйти из театра и заняться живописью, графикой. Картины Дмитрия Анатольевича были представлены в Русском музее, в музеях Франции, Германии, Англии. Сейчас же его работы можно увидеть в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Дмитрий Крымов работал во многих российских театрах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, ездил в Ригу, Таллин, Болгарию и Японию. Его талант художника-постановщика и режиссера оценен по достоинству во всем мире. Особенно желанный гость Крымов в Европе.

— Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер, — говорит о своей работе Дмитрий Крымов. — Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы.

В Российской академии театрального искусства Дмитрий Крымов преподает курс театральных художников и работает в своей творческой лаборатории «Школа драматического искусства». Лаборатория находится в Москве. Вместе с молодыми актерами, выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов ставит свои спектакли, которые показывает затем на международных фестивалях.

— Режиссер отвечает за спектакль, — рассказывает о профессии Дмитрий Крымов. — Я несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем.

Идеи для своих фантасмагорических спектаклей Дмитрий Крымов он берет из своего воображения, у других художников и своих студентов. Спектакли Крымова - это синтез пластических образов, рисунков, прозы и стихов. Не во всех из них есть сюжетная линия, или интригующие переплетения судеб, но всегда есть яркий визуальный образ, который вызывает отклик у каждого смотрящего и характерные чувства. Это заставляет театрального зрителя все чаще приходить на постановки режиссера Дмитрия Крымова.

"Первый спектакль нашей группы назывался «Недосказки» и был поставлен со студентами моего, тогда еще первого курса художественного факультета РАТИ. Основой спектакля стали русские народные сказки под редакцией Афанасьева, то есть, самые, что ни на есть «реальные» русские сказки. Этот спектакль был без слов. Артистами выступали те же студенты-художники, создававшие на глазах зрителей серию зрительных образов, объединенных одним сюжетом и идеей.

Театральная лаборатория Дмитрия Крымова ставила такие спектакли, как «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Торги» и ряд других. Известность в широких кругах постановки Крымова получили после интерпретации поэмы Лермонтова «Демон. Вид сверху» . Спектакль получил награды театральных критиков «Хрустальная Турандот» и Союза театральных деятелей «Золотая маска».

В 2010 вместе с Михаилом Барышниковым Дмитрий Крымов поставил спектакль «В Париже» , который увидели европейские зрители. Спектакль был на русском языке, но в России не был показан.

Спектакли Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

  • 1987 — Костюмер (фильм-спектакль) — художник
  • 1988 — У войны не женское лицо (фильм-спектакль) — художник
  • 1989 — Тартюф (фильм-спектакль) — художник
  • 2001 — Наполеон Первый (фильм-спектакль) — художник
  • 2005 — Анатолий Эфрос
  • 2005 — Острова (документальный)
  • 2012 — Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня… (фильм-спектакль) — режиссер
  • Тарарабумбия
  • Смерть Жирафа
  • Горки 10
  • Сны Катерины
  • Opus №7
  • Корова

В широком смысле любого деятеля искусства называют художником. А в случае с театральным режиссером Дмитрием Крымовым это слово используется и в прямом значении, ведь поначалу он трудился сценографом, за что даже получил отдельную премию, а также стал членом Союза художников и Академии художеств.

Детство и юность

10 октября 1954 года в театральной семье режиссера и критика Натальи Крымовой родился единственный сын Дима. Еще в детстве они решили дать ребенку фамилию матери, чтобы уберечь от будущих трудностей, ярлыков и даже табу, сопровождаемых носителей еврейского родового имени.

Однажды в интервью Дмитрий признался, что самым дальним родственником, которого он знает, являлся прадед Аким Фурсов, ялтинский сапожник. Вообще все, что связано с семейной биографией, для мужчины ценно и оберегаемо. Например, у него есть любимая легенда, связанная с моментом знакомства его родителей, когда отец произнес оригинальное:

«Мы сейчас поженимся или подождем, пока Вы закончите институт?».

Яркое воспоминание ранних лет жизни – первый поход в театр.

«Первым спектаклем, который я в своей жизни увидел, была легендарная мхатовская постановка «Синей птицы». Меня в 5 лет отвела на него мама. Лучшие воспоминания детства!», – поделился талантливый режиссер.

А вот репетиции, проводившиеся главой семейства, посещал нечасто, но запомнил главное:

«Он очень сосредоточенно искал в присутствии большого количества народа. И пробовал, и все были заворожены ходом мысли, которую он им предлагал. Это была его работа, его поиски».

И именно запах отца неразрывно связан с детством.

Способности к рисованию с каждым годом у мальчика увеличивались, и он мечтал учиться в Строгановском училище. Однако в положенный срок все изменили решение матери и нависшая угроза армии. Так Крымов попал в Школу-студию МХАТ, при поступлении в которую пригодились рукодельные таланты Натальи Анатольевны: от студентов требовалось обязательно умение что-то делать своими руками.

Театр и творчество

После окончания студии зачислен в состав театра на Малой Бронной, где создавал декорации и костюмы к спектаклям. Среди них нашлось место как классическим авторам – («Отелло), («Месяц в деревне»), так и советским – Алексею Арбузову («Воспоминание»), Игнатию Дворецкому («Директор театра») и другим. Также оформил мхатовские постановки отца – мольеровского «Тартюфа» и толстовского «Живого трупа».

Через 9 лет творческая биография пополнилась театром на Таганке, где благодаря ему свое художественное воплощение получили 3 постановки, среди них числилась и работа по произведению будущего нобелевского лауреата . Многие главные московские «храмы Мельпомены» приглашали Крымова для оформления собственных постановок, а к сотрудничеству – известные деятели искусства: , Евгений Арье, и т.д.

Начало 90-х выдалось непростым: сначала не стало страны, затем и отца. В этот период Дмитрий решил покинуть театр, как ему казалось, насовсем, и заняться живописью и графикой. Дело спорилось в руках мастера: проведены множество российских и зарубежных выставок.


Картины Крымова ранее были представлены на суд зрителям в Русском музее, в галереях Англии, Германии и Франции, а сейчас их можно найти в Третьяковке и Пушкинском музее. Далее являлся преподавателем ГИТИСа, где вел курс, в 2017-м получил звание почетного профессора, руководил Лабораторией в «Школе драматического искусства».

В этом же году здесь свет увидела «Безприданница» – с орфографической ошибкой в названии, «звонкой, как пощечина», отсылающей к высказыванию обожаемого режиссером Александра Сергеевича. Впрочем, это не первое гротескное и гиперболизированное авторское переложение : в 2016-м «О-й. Поздняя любовь» получила заветную «Золотую маску», как и его ведущая актриса .

Личная жизнь

В личной жизни Дмитрий Анатольевич – однолюб: как выбрал в себе в спутницы единственную женщину, так и остается ей верен до сих пор. Его жена Инна родилась 29 июня в Магадане, является автором проектов, продюсером документальных фильмов, а также организатором художественных выставок, ярмарок, аукционов. О себе говорит сдержанно:

«Жена. Родила сына. Построила дом. В свободное время помогаю Диме».

В семье родился единственный ребенок Михаил, освоивший профессию архитектора и ныне проживающий в США. Других детей у творческой пары нет.

На вопросы журналистов, на что Дмитрию ежедневно не хватает время, ответил, что на признание супруге в любви. И помывку автомобиля. Кстати, интервью с талантливым режиссером – отдельный вид интеллектуального удовольствия. Его глубокие и искрометные ответы корреспондентам поражают масштабом размышлений и мудрости.

Дмитрий Крымов сейчас

В 2018 году впервые на сцене Театра наций Дмитрий Крымов представил на суд зрителя далекую от школьного классического произведения комедию масок «Му-Му», где главная героиня – не жалеемая всеми утопленная собачонка, а девочка Маша.

В том же году в чеховском МХТ родился «Сережа» – сын погибшей от любви . Спектакль только отчасти напоминает знаменитый роман . Здесь же нашлось место и гроссмановской «Жизни и судьбе».


В последний летний день 31 августа 2018 года на официальном сайте Лаборатории появилась трогательная и емкая запись режиссера об уходе из «Школы драматического искусства». Если верить комментариям директора театра, то разногласий «на работе» не было.

«Вероятно, это какие-то личные мотивы и, возможно, планы, о которых может рассказать только сам Дмитрий Анатольевич», – подчеркнула Ольга Соколова, добавившая, что он пробудет на своем посту до ноября.

Кстати, отдельного внимания заслуживает уже упомянутый сайт. Здесь удивительно стильно и оригинально преподнесены, казалось бы, привычные (фото, видео, аудио) и непривычные (лица, учителя) разделы.

Дмитрий Анатольевич Крымов - знаменитый сценограф, художник и педагог театрального искусства. Видный представитель Союза художников и Союза театральных деятелей России. Жизнь Дмитрия - это творческий путь настоящего художника, наполненный значимыми достижениями в области живописи и театрального искусства.

Биография Дмитрия Крымова

Дмитрий воспитывался в творческой атмосфере. Отец — знаменитый режиссер-постановщик Анатолий Эфрос. Во времена СССР ему пришлось нелегко: еврейское происхождение мешало карьерному росту, поэтому мальчику дали фамилию матери. Наталья Крымова — талантливый искусствовед и видный театральный критик. Именно она привила тягу к искусству своему сыну с раннего детства.

1976 год знаменателен для Дмитрия окончанием школы-студии при МХАТ и началом профессиональной деятельности. Его карьера началась в Театре на Малой Бронной.

С 1985 до начала 90-х Дмитрий был художником-постановщиком в Театре на Таганке. Девяностые годы негативно отразились на всех отраслях жизни, включая искусство. Крымову пришлось уйти из театральной деятельности и посвятить себя графике и живописи. Его работы высоко ценятся во многих видных музеях России, Англии, Франции, Японии, Германии. Сегодня они являются частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи и музея имени Пушкина.

Творческая деятельность Крымова в качестве художника-постановщика особенно ценится в Европейских странах.

В настоящее время Дмитрий преподает в Российской академии театрального искусства. С участием выпускников театральных ВУЗов столицы он ставит драматические спектакли в своей творческой лаборатории. В дальнейшем они представляются на больших фестивалях театрального искусства. На творческом счету лаборатории Крымова десятки успешных постановок. Среди них можно выделить: «Демон. Вид сверху» (авторская трактовка поэмы Лермонтова); «Три сестры»; «Торги» и прочие.

Благодаря совместным усилиям режиссеров Дмитрия Крымова и Михаила Барышникова в 2010 году европейской публике был представлен спектакль «В Париже». Несмотря на русскоязычную постановку, премьера на родине так и не состоялась.

Личная жизнь Дмитрия Крымова

Успешный режиссер и художник живет не только профессиональной деятельностью. Он — глава счастливой семьи.

Жена Инна по образованию является экономистом и социальным психологом. Сейчас она помогает мужу в его творчестве. У супругов есть сын.

Дмитрий уже несколько лет не отмечает свои дни рождения. Вместо этого он посещает могилы родителей, чтобы поблагодарить их за все, что они ему дали.

Карьера Режиссер, Режиссер-постановщик, Автор

Всего фильмов 23

Жанры антреприза, драма, опера

Жанры антреприза драма опера

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог.

Дмитрий Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 года он начал работать в . Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене .
С 1985 Крымов — художник-постановщик , где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.

С 2002 года он преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре « ».

Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, « » по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, « » пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, « » по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, « » по рассказу Платонова, « » (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), « » — спектакль к 150-летнему юбилею Чехова.

Дмитрий Крымов: «Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут... Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с такими людьми меньше работать».

«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».

«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».

Помню выпуск передачи "Школа Злословия", где Анатолий Васильев - основатель "Школы драматического искусства"- говорил об идеале своего Театра, представляя его (Театр) как некий шатер, где действие идет вне зависимости от присутствия зрителя: зритель может прийти в Театр в любое время, также он может и уйти из него, но действие останется не прерываемым, оно как происходило, так и будет происходить, т.е. Театр, в понимании Васильева, есть не что иное, как обособленный, автономный мир, внутри которого действуют свои законы и принципы.
Вкладывая подобную концепцию понимания жизнедеятельности Театра, Дмитрий Крымов, ставит еще один опыт в своей Лаборатории, результатом которого становится спектакль под странным название упорядоченных женских имен "Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня" по циклу бунинских рассказов из книги "Темные аллеи". Этот спектакль (в отличие от книги, где читателем овладевает нечто трагическое, темное и сладко щемящее душу) - сплошная шутка. С искривленной ухмылкой. Перевертыш. Или, если еще точнее выразиться, фокус.
Вы заходите в зал и и в легком замешательстве думаете, а не рано ли Вы зашли? Но проходите дальше по рядам, потому что, вроде, все тоже проходят, и вот садитесь на свое место. А по сцене, не обращая на Вас никакого внимания, уже расхаживают актеры: кто переодевается, кто гримируется. Складывается ощущение, что Вам просто дали возможность подглядеть в дверной глазок за подготовкой к спектаклю.
И вот дальше Вы видите, как загорается проводка, как вспыхивает пожар, происходит взрыв (наверное, как метафора любовных переживаний) и актеры в панике сбегают со сцены, а Вы, зритель. все равно сидите (Вам же разрешили подглядывать, вот Вы и подглядываете). Потом перед Вашими глазами в ящике безжалостно распиливают женщину, и она остается без ног, плачет немного, тщетно примеряет себе ноги манекена, но потом появляется.другая женщина (тоже, кстати из ящика), и мы видим ее историю любви, она смеется и тоже немного плачет, а потом она сменяется третьей женщиной, а третья - четвертой, четвертая-пятой, пятая-шестой, шестая-седьмой. И у каждой своя история. На несколько минут. В нескольких фрагментных словах-воспоминаниях. И все они (героини) почему-то появляются на сцену из ящиков. Как куклы. Как живые скульптуры, застывшие во времени, в памяти воспоминающего.
На протяжении всего спектакля режиссер и актеры не перестают удивлять зрителя, показывая фокус за фокусом (в спектакле задействован известный иллюзионист Рафаэль Циталашвили, чья работа выглядит особенно эффектно). Кроме того, что у первой героини, которую вначале распилили и которая весь спектакль пролежала не шелохнувшись (!), появляются ноги, и она страстно оттанцовывает свой любовный танец с мужчиной, все сценическое действие спектакля перевертывается режиссером, ставится совершенно в другое время-пространство. Оказывается, все эти женщины со своими изголенными нервами - это просто засушенные гербарии любви (получается, мы смотрели на сцене то, как режиссер брал и таинственно раскрывал перед нами книгу бунинских "Темных аллей", перелистывая перед нами страницы, между которыми сохранились засушенные цветы прошлых жизней). И еще оказывается, что все эти женщины - это всего лишь экспонаты в музее, куда школьная учительница привела на урок литературы нерадивых учеников-одиннадцатиклассников, непрестанно жующих что-то и смеющихся о каких-то гадостях. Все превращается в какую-то иронию с горьким привкусом. Была живая любовь. А теперь остались только пыльные хрестоматийные издания в школьных библиотеках. Время не убивает, но искажает. И глядя на этот фокус, Вам остается только удивляться такой особо быстрой и непредсказуемой развязке событий. Вот только героини-женщины плакали и мужчины передавали друг другу по рукам женское белье, витая в мыслях о наслаждениях. А теперь толпа одиннадцатиклассников, не проявляя ни малейшего интереса, уходит из зала, задорно смеясь и подталкивая друг друга, за прилежной молоденькой учительницей, наверное, еще неопытной в любви.
А Вы остаетесь. И вам тоже, вроде, как-то надо уходить.Вы встаете с кресла и недоумеваете от такой странной действительности с упорядоченными событиями под названием - жизнь.



просмотров