Театр античный. Театральное и музыкальное искусство античности Происхождение античной драмы

Театр античный. Театральное и музыкальное искусство античности Происхождение античной драмы

В эпоху греческой классики в лице трех великих трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида - и комедиографа Аристофана свой высочайший взлет совершило и театральное искусство.

Рождение греческой драмы и театра связано с религиозно-культовыми обрядами, посвященными умирающим и воскрешающим богам плодородия, прежде всего Дионису .

В греческой мифологии Дионис (или Вакх) - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. С древних времен на празднествах в его честь устраивались торжественные процессии к храму. Люди наряжались в козлиные шкуры, подвязывали рога, копыта и хвосты, изображая сатиров, спутников Диониса, и хором исполняли тор-жественные гимны - дифирамбы . Отсюда произошло название «тра-гедия», в буквальном переводе означающее «песнь козлов». Наряду с дифирамбами ряженая «свита Диониса» распевала и веселые карнавальные песни, устраивала шумное веселье. Постепенно из пляшущего хора ряже-ных выделился запевала - корифей , партия которого все более разрасталась.

Со временем эти театрализованные представления стали частью государственных праздников, на одном из которых, в 534 году до н.э., афинский поэт Феспид впервые в дополнение к хору ввел одного актера- декламатора. Актер вступал в диалог с хором и запевалой, давал пояснения по ходу представления, изображал различных героев, то есть стал носителем действия . Вот почему 534 год до н.э. считается годом рождения мирового театра.

Итак, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором. Содержание ее было связано с мифами о Дионисе, с изображением его «страстей», смерти и воскресения. Затем стали использоваться и другие мифы, а также исторические сюжеты.

Уже во второй половине 6 века до н.э. трагедия получила значи-тельное развитие. Кульминации же своей она достигла в демократичес-ких Афинах в 5 веке до н.э.

Классическую форму трагедии придал Эсхил , ослабив ее культовую привязанность и усилив самостоятельность театра. Он увеличил число актеров до двух, а Софокл - до трех. Так стало возможным драматичес-кое действие, независимое от хора. Хор же начинал и завершал пред-ставление, а также комментировал события по ходу действия. Не участ-вуя в сюжете трагедии, хор создавал эмоциональную атмосферу, в кото-рой пребывал герой, и эта атмосфера менялась по ходу событий. В хоре было 12 - 15 человек, но он говорил о себе в первом лице - «Я», под-черкивая монолитность народного суждения. Важно подчеркнуть, что в 5 веке до н.э. - классическом веке трагедии - хор собирался из люби-телей, то есть из самих афинских граждан.

Унисонное пение хора в сопровождении музыкальных инструментов, прежде всего флейт, чередовалось с разговорными диалогами и речевой декламацией, которая тоже могла иметь музыкальное сопровождение. В произведениях Еврипида появляется уже сольное пение, так называемая монодия («песнь одного») под аккомпанемент флейты или кифары.

Каждая трагедия - это борьба, она тяжела и трагична. Препятствия, возникающие на жизненном пути трагического героя, непреодолимы, они воздвигнуты роком - силой, против которой человек бессилен. Однако трагический герой готов умереть за свои убеждения.

В античном театре обычно не повторяли старых трагедий, поэтому число написанных произведений огромно: каждый из афинских трагиков создал около 100 трагедий. Однако время сохранило только малую часть написанного.

Среди дошедших до нас произведений Эсхила (7 трагедий) особое место занимает «Прикованный Прометей». Образ Прометея - один из са-мых ярких во всей античной трагедии, он стал символом тираноборчества,

Если Эсхил стал основоположником гражданской по своему звучанию трагедии, то Софокла больше привлекали нравственные проблемы. Его ге-рои - это воплощение нравственного идеала античности, люди, наделенные огромной силой духа. Таков Эдип («Царь Эдип» , «Эдип в Колоне» ) - без вины виноватый, невольно совершивший ужасный грех и, чтобы искупить его, выколовший себе глаза. Такова Антигона («Антигона»), идущая ради любви к брату на подвиг и смерть.

Иного героя выдвигает трагедия Еврипида , который показывает че-ловека со всеми его слабостями и пороками, не стремясь возвысить, «приподнять» над обыденностью. Исследуя человеческую природу, Еври-пид акцентирует в ней глубокие противоречия, душевное смятение, борь-бу страстей. Его герои одержимы любовью, ревностью, порой ради лично-го счастья они идут на преступления. Именно у Еврипида тема любовной страсти впервые становится основой трагического действия. Так, «Ме-дея» - трагедия оскорбленной любви и ревности, «Ипполит» - трагедия преступной любви (любовь Федры к собственному пасынку).

Наиболее выразительны у Еврипида женские образы - Медея, Федра, Электра, Ифигения. Особенно выделяется в этом ряду возвышенно-героический образ юной Ифигении («Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» ) - дочери, приносимой в жертву родным отцом. Все душевные силы ее направлены на благо своей отчизны. Тема патриотизма, готовности к подвигу была подсказана Еврипиду событиями современной ему действительности: в эпоху тягостной для всей Греции Пелопоннесской войны поэт призывал думать о спасении родины.

Подобным стремлением - выразить в художественной форме наиболее актуальные общественные, этические, философские проблемы своего вре-мени - пронизана вся античная трагедия.

Наряду с трагедией античный театр знал и комедию. Ее про-исхождение также берет начало от обрядовых действ в честь Диониса с шествием веселой толпы ряженых, их песнями и шутками (с ними и свя-зано название жанра, которое можно перевести как «песня гуляк»). Расцвет древнегреческой комедии связан с творчеством Аристофана, где дается смелая сатира на политическое и культурное состояние Афин в пору начавшегося в 4 веке до н.э. кризиса демократии («Всадники» , «Мир» , «Лягушки» , «Облака» ).

Подобно трагедии, античная комедия была музыкальной: она сопровождалась хоровыми и сольными песнями, веселыми танцами. В соответ-ствии с общим характером жанра - остро сатирического, порой грубоватого, непринужденного - музыка тоже была легкой и живой.

Театральное зрелище считалось в Древней Греции событием государственной важности. Театральные представления прово-дились во время общенародных праздников и продолжались 3 - 4 дня с самого утра до захода солнца. Все дела на это время приостанавлива-лись, закрывались суды, даже заключенных выпускали из тюрем. Публи-ка на подобных зрелищах была представлена всеми слоями общества, причем бедняки даже получали от властей деньги на вход.

Театр в Древней Греции устраивался под открытым небом. Ис-полнители выступали на круглой утрамбованной площадке - орхестре. Она располагалась у подножия холма, по склону которого полукру-гом спускались скамейки для зрителей - театрон . Позади орхестры находилась скена - небольшое деревянное или каменное строение, где хранились костюмы и декорации, и актеры готовились к новой роли. С течением времени передняя часть скены, обращенная к зрителям, ста-ла изображать место происходящего действия. При Софокле появились декорации - разрисованные доски или холсты. Занавес отсутствовал.

Самым старым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя. Сначала он был деревянным и сооружался только на время представлений. В 4 веке до н.э. театр Диониса был построен из камня. Он вмещал до 17 тысяч зрителей.

Главное, что отличало древнегреческого актера - маска, за-крывавшая почти всю голову. Для каждой роли имелась особая маска, по которой зритель догадывался, кто перед ним: царь или жрец, мужчи-на или женщина. Женские роли исполнялись мужчинами. Наличие маски исключало из театральной игры мимику, тем больше внимания уделялось жесту. Греческие актеры много работали над выразительностью тела, искусством движения. Кроме того, они должны были хорошо петь, тан-цевать.

Чтобы выделяться из хора, актеры надевали особую обувь на высо-ких платформах - котурны . Трагический актер был в хитоне - ши-рокой льняной рубашке, поверх которой надевался плащ - хламида.

Художественные идеи античного театра с его неразрывным синтезом поэзии и музыки навсегда остались в памяти поколений и послужили основанием для дальнейшего развития сценического искусства.

аналогичные представления устраивались и в других странах Древнего мира. Примером могут служить древнеегипетские мистерии, посвящен-ные богу Озирису.

1) в театре Древней Греции открытый проход на орхестру (См. Орхестра ) между амфитеатром и зданием скены (См. Скена ); через западный П. (справа от зрителей) вступал Хор , якобы приходивший из Афин, через восточный (левый) П.- из чужой страны.

2) В древнегреческой трагедии и древне-аттической комедии - первая вступительная песнь хора. Пение чередовалось с речитативом и декламацией.

Паро́д (др.-греч. πάροδος) в древнегреческом театре (трагедии икомедии ) -хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении ворхестру . Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра.

Определяя части трагедии в «Поэтике», Аристотель выделяет три жанра хоровой песни (др.-греч. χορικόν) - парод,стасим икоммос (др.-греч. κομμός). Согласно Аристотелю, парод - это вступительный хор, первое выступление хора, совершающееся сразу после Пролога. Позднейшие греческие словари и справочники (Суда ,«Ономастикон» Поллукса , словарь «Etymologicum magnum» ,Псевдо-Пселл ) с вариантами воспроизводят классические определения Аристотеля.

Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части Поэтики) не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» (др.-греч. εἴσοδος τοῦ χοροῦ) как о важном водоразделе в структуре комедии.

Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, омузыкальной ритмике игармонии ) затруднительно

Античная драма

Д. Дилите

Происхождение античной драмы

Существуют две теории по поводу происхождения греческой драмы: положения английской этнологической школы и традиционная позиция специалистов по классической филологии. Сторонники первой теории утверждают, что драма возникла из различных обрядовых и ритуальных действий: из погребальных плачей , из ритуала инициации . Вторые, соглашаясь, что различные обрядовые представления (например, спектакли Элевсинских мистерий) имели много общего, полагают, что все же надо бы очень осторожно связывать эти архаические, доисторические ритуалы с цивилизованным и интеллектуальным греческим V веком до н. э., что нет основания не доверять Аристотелю, выводящему греческую драму из гимнов и песен на празднествах в честь Диониса . Он утверждает, что трагедия первоначально возникла "от запевал дифирамбов" (Poet. 1449 a Аристотель. Поэтика. / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т IV. М., 1984, с. 650. Здесь и далее пер. М. Л. Гаспарова). Это положение Аристотеля подтверждает то, что спектакли ставились не когда угодно, а только во время празднеств в честь Диониса, которых было три: Великие Дионисии, Малые Дионисии и Ленеи.

Как мы уже упоминали, слово "дифирамб" негреческое (видимо, этот род песнопений эллины переняли из субстратной культуры), но в VII-VI вв. до н. э. дифирамб был известен и распространен в Греции. Дифирамбами называли песни празднеств в честь Диониса. Их исполнял предводитель хора и мужской хор из пятидесяти человек. Песни, исполняемые попеременно предводителем и хором, видимо, и должны считаться началом диалога драматического произведения. Мужчины, исполнявшие дифирамб, изображали спутников Диониса сатиров и силенов: они прикрепляли рога, надевали козлиные шкуры, иногда прицепляли лошадиные хвосты. Слово "трагедия" означает "песнь козла". Аристотель говорит, что поначалу трагедия была веселым действом, а позднее приняла возвышенный характер (Poet. 1449 a).

Комедия (греч. "комос" - ватага веселых гуляк, "ода" - песня). Песни и процессии комоса, скорее всего, были похожи на описанные Гоголем гуляния колядующих по деревне; по утверждению Аристотеля, комедия происходит "от запевал фаллических песен, какие и теперь еще в обычае во многих городах" (Poet. 1449 a). Веселая процессия на праздниках в честь Диониса пела песни, полные элементов ритуального поругания. Греки верили, что такие непристойные, смешные песни в форме диалога между отдельными группами процессии, способствуют урожайности и плодородию.

Таким образом, исполнители гимнов и песен на праздниках в честь Диониса постепенно стали действующими лицами. Дело в том, что греч. "драма" -это действие. И Аристотель подчеркивает, что драма подражает активно действующим людям (Poet. 1448 a).

Устройство театра и организация представлений

Греческий театр составляют три части: театр, оркестр и сцена. Места для зрителей, называемые театром (местом для зрелищ), обычно устраивали на склоне холма. Сначала зрители сидели на земле, потом были установлены каменные скамьи, рядами поднимающиеся вверх и дугой опоясывающие площадку в форме круга - орхестру (от греческого глагола со значением "танцевать), на которой происходили представления. За орхестрой натягивали палатку, называемую по-гречески "скине". В ней участники представления складывали маски и другие вещи. Чтобы каждый раз не нужно было бы натягивать палатку, впоследствии было установлено постоянное сооружение, которое люди и в дальнейшем продолжали называть скеной. Поскольку действие греческих драм чаще всего происходило не в закрытом помещении, а под открытым небом, здание скены после установки некоторых элементов декораций могло изображать храм, царский дворец и т. п. Если в таком здании не было необходимости, скену прикрывали натянутым на раму огромным полотном с нарисованным морем, горами или другим необходимым изображением. Позднее около скены было сооружено небольшое возвышение, которое постепенно все увеличивалось и превратилось в такую сцену, которую мы видим в современных театрах.

И трагедийные, и комедийные актеры носили маски, которые они надевали на голову. Маски изготавливались следующим образом: мастер обтягивал проволочный каркас полотном и на него накладывал гипс. Потом маску раскрашивали, прикрепляли волосы, бороду. Маска характеризовала пол, возраст, общественное положение, моральные качества и душевное состояние действующего лица с помощью цвета, формы лба, положения бровей. Если психологическое состояние действующего лица менялось, актер менял маску. Поскольку маска увеличивала голову, фигура актера казалась меньшей. Это подходило для комедии, а трагедийные актеры, желая избежать комического впечатления, носили специальную обувь на толстой подошве - котурны.

Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Сначала в драме играл один актер: надевая все время новые маски, он исполнял все роли. Исполнитель разговаривал с хором или один. Эсхил придумал выпустить на орхестру двух актеров, и между ними уже мог происходить диалог. Софокл увеличил количество действующих лиц, находящихся на орхестре одновременно, до трех. Исполнитель главной роли назывался протагонистом. Конечно, в драмах обычно было больше, чем три персонажа, и те же самые актеры получали по несколько ролей. Еще несколько актеров изображали слуг, спутников, воинов и других бессловесных персонажей. Важным действующим лицом в драмах был хор, который пел и танцевал на орхестре. С середины V с. до н. э. в трагедийном хоре было пятнадцать человек, а в комедийном - двадцать четыре. Самый главный хорист, руководитель хора назывался корифеем.

В театре были разнообразные механизмы, которые поднимали актера, сидящего на каком-нибудь бутафорном животном (Пегасе, птице, жуке), или спускали богов на землю. Поэтому внезапное появление бога, разрешавшего конфликт, называлось "богом из машины". В театроведении утвердился латинский перевод этого термина: deus ex machina.

В греческом театре драматург был не только писателем, но и композитором, и балетмейстером, и режиссером. Иногда он и сам играл какую-либо роль. Расходы на постановку спектакля покрывал гражданин, назначенный народным собранием.

В Афинах театральные представление окружал сакральный ореол: они происходили только на праздниках в честь Диониса и воспринимались как элемент почитания бога. Перед спекталями жрец Диониса приносил в жертву поросенка на алтаре, стоявшем в центре орхестры. Зрители шли в театр в красивой одежде и венках, как и при участии в других обрядах. Сначала театральные спектакли были бесплатными, позднее надо было приобретать глиняные или свинцовые номерки многократного пользования, указывающие место, которые стоили очень дешево. Небогатые люди получали для этого деньги от государства, и представления обычно смотрели все афиняне.

Обычно исполнялись три драматических произведения. Пьесы всегда оценивало жюри, состоящее из десяти членов. Таким образом, это были театральные состязания. Драматург, занявший первое место, получал венок из плюща. Третье место означало поражение.

0 комментариев

Группа танцующих и поющих исполнителей, участвующих в сценическом представлении древнегреческой драмы.

Литература

  • Stoessl F. Chor // KP. Bd. 1. 1979. Sp. 1154-1159
  • Bacon H. The Chorus in Greek Life and Drama // Arion. Vol. 3. 1995. P. 6-24
  • Wilson P. Leading the Tragic Khoros: Tragic Prestige in the Democratic City // Greek Tragedy and Historian / Ed. by C. Pelling. Oxford, 1997. P. 81-108
  • Wilson P. The Athenian Institution of the Khorēgia: the Chorus, the City and the Stage. Cambridge, 2000
  • Zarifi Y. Chorus and Dance in the Ancient World // The Cambridge Companion to Greek and Roman Theatre / Ed. by M. McDonald, J. M. Walton. Cambridge, 2007. P. 227-245
  • Hall E. Greek Tragedy. Suffering under the Sun. Oxford, 2010
  • История греческой литературы / Под ред. С. И. Соболевского и др. В 3 т. Т. I. М.; Л., 1946
  • Бондарь Л. Д. Афинские литургии V-IV вв. до н. э. СПб., 2009
  • Кулишова О. В. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. СПб., 2014

ТЕАТР АНТИЧНЫЙ, понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима . Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса , длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим даже выделялись деньги на посещение театра.

Дионис(Вакх – второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом , Сераписом и Амоном , древнеиранским Митрой , Адонисом , римским Либером, имевших в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. - года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматурговФеспид .В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе - Ленеи, когда ставились комедии и в декабре - сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике - Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел - непременный персонаж в мифологии Диониса.Трагедия по-гречески - песнь козлов (трагос и оде). Аналогичнокомедия производится откосмос и оде- песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей - появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии - тетралогии.

В Афинах Великие Дионисииначинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров, менад, бассаридов с жезлами, увитыми плющом, в рощу Академа, известную тем, что в ней располагалась школа философа Платона. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия (известна с 6 в. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.). На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра– место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Скена(в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы. Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу : это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе «место, с которого говорят»). Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб –и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.

Первоначально главным действующим лицом был хориз 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Отсюда французские классицисты 17 в. вывели правило единства времени и места . Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог . Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски . К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Например, после ослепления Эдип выходил в новой маске. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалойво главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, хора – сокращался. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод(проход), дальнейшие диалоги – эписодии(привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию , пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Поскольку театр в Греции вырос из государственного культа почитания покровителя бога земледелия, то само государство принимало участие в организации театральных представлений. Архонты и хореги – должностные лица – организовывали весь театральный процесс: искали авторов, актеров, выплачивали им гонорар, вкладывая в это свои средства. Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы в эпоху Перикла , когда творили Софокл и Еврипид, создатели великих трагедий. На Великих Дионисиях в марте им отводилось главное место. В виде тетралогий трагедии с заключающим их сатировскими драмами распределялись на три дня, после них ставились комедии. Все театральные постановки с 508 до н.э. проводились в виде состязаний – агона. Комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, венчала его венком из плюща и увековечивала его имя протоколом на мраморной плите – дидаскалиях. В основе оценок спектаклей – непосредственная реакция зрителей , чьи аплодисменты , свист или крики возмущения сопровождали действие (театральную прессу заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне). Эсхил – отец древнегреческой трагедии, талант которого необычайно высоко ценился, в театральных состязаниях не избежал поражений, и по этой причине был вынужден переселиться из Афин в Сицилию. Софокл, считавшийся баловнем судьбы, одержал 24 полные победы. Меньше всего побед одержал Еврипид. Несмотря на это памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, в век Перикла за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. Зрители впускались по билетам, на которых обозначались не отдельные места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразными лестницами, в которых граждане размещались по филам (Аттика делилась на 10 фил). Женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, т.к. в них часто допускались непристойные шутки. Например, у Аристофана содержались многочисленные намеки и пародии на современную литературу, философию и явления общественной жизни.

Расцвет афинской драматургии (5–4 вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы. Одновременно творил Аристофан – отец комедии, из произведений которого многое стало известным об особенностях греческой политической и культурной жизни.

Трагедии Эсхила отражали проблемы, волновавшие его современников. К их числу прежде всего относилась проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного долга перед государством (Прикованный Прометей , Персы , Просительницы , Семеро против Фив , трилогия Орестея ). Софокла также волновали большие философские и политические проблемы (Эдип царь , Антигона , Аякс , Филоктет , Электра ). Еврипидпервым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, увлечениями, страстями, толкавшими их на преступления (Алкестиада , Медея , Ипполит , Андромаха , Гекуба , Троянки , Вакханки , Ифигения в Авлиде ). Герои Еврипида погружены в себя, в свои переживания, внутреннюю борьбу, все безмерно страдают, поэтому его произведениям свойственен глубокий пессимизм. Ломая старые каноны, Еврипид проложил путь драматургии будущего. Недаром Аристотель назвал его самым трагическим поэтом, а Аристофан презирал за равнодушие к государственным проблемам.

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники , Птицы , Лисистрата , Экклезиазусы , Лягушки ). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами, порой непристойными остротами и эротикой.

Золотой век античного театра длился недолго. Это был именно век. На протяжении 5 в. до н.э театр сложился, вырос и в эллинистическое время (4 в. до н.э.) стал клониться к упадку. Трагический жанр быстро деградировал. У комедии была другая судьба. В эпоху эллинизма древнеаттическая комедия уступила место средней и новой аттическойкомедии (авторы: Филемон и Дафил). Их произведения дошли в пересказе римских авторов Теренция и Плавта . Крупнейшим представителем комедии в эпоху эллинизма стал Менандр (Дискол-Угрюмец , Третейский суд , Отрезанная коса ). Характерной чертой новой комедии стало полное равнодушие к общественной жизни, уход в жизнь частную. Наряду с театром официальным распространились театры бродячих комедиантов – флиаков и мимов. Они разыгрывали примитивные пьески часто непристойного содержания.

У этрусков и римлян, как и у всех народов, существовали обрядовые и культовые песни и игры, бытовал и театр народной комедии, идущий от этрусков театр гистрионов , к греческому миму был близок народный театрателана (от города Ателлы) с постоянно действующими лицами-масками: глупец Буккон, дурак Макк, простак Папп, хитрец Доссен. Он исполнял веселые народные веселые фарсы . В этой древней комедии масок содержались ростки будущей комедии дель арте . Римляне заимствовали у греков мифологию , пантеон богов, темы драматургических сочинений. Однако, несмотря на прямое заимствование, театр так и не стал органической частью римской культурной жизни. Непрерывно длящиеся войны, в которых участвовали поколения римских граждан, не могли не оказать пагубного влияния на их вкусы и психику. Римские граждане предпочитали грубые зрелища: смертельные схватки гладиаторов друг с другом и с животными на арене цирка . Наиболее известное театральное здание римской эпохи – огромное здание Колизея в Риме, который, в отличие от греческого амфитеатра, имел замкнутую форму и состоял из двух полукружий, его сцена-арена имела овальную форму.

Поскольку театральное представление не было связано с культом божества, а приурочивалось к праздникам, цирковым представлениям, гладиаторским боям, триумфам и погребениям государственных деятелей, освящениям храмов, то римский театр носил прикладной функциональный характер. Римская республика, а тем более империя, была государством олигархического типа, поэтому развитие культурной жизни также пошло по-другому, что сказалось и на театре. Он не мог пустить глубокие корни при таких условиях. Иным, чем в Греции, был статус актера. В отличие от греческого, он не был полноправным членом общества и его профессия презиралась.

Организация римского театра имела свою специфику. Хор не участвовал в представлении, актеры не носили масок. Проблематика римской драматургий не поднималась до нравственной высоты древнегреческой. До нашего времени полностью дошли сочинения лишь двух драматургов: Плавта и Теренция, комедиографов, один из которых происходил из низших слоев общества, а другой был рабом, отпущенным хозяином на волю за талант. Сюжеты их комедий были почерпнуты из пьес новоаттической комедии, их главный герой – ловкий пронырливый раб (Близнецы , Клад Плавта, коллизии этих пьес впоследствии заимствованы Шекспиром и Мольером). Теренций черпал свои сюжеты из пьес Менандра (Евнух , Братья , Самоистязатель , Девушка с Андреса , Свекровь ) и был известен больше как добросовестный переводчик, нежели оригинальный драматург. Трагический жанр представлен только произведениями Сенеки , философа-стоика, который писал пьесы на мифологические сюжеты для узкого круга избранных, и они, строго говоря, не имеют отношения к театру.

С утверждением Римской империи большое распространение получают пантомимы .Тем не менее римская драматургия оказала большое влияние на драматургию нового времени периода классицизма : Корнеля, Расина (в послеантичной Европе греческий язык был известен немногим).

Говоря о феномене античного театра, имеется в виду прежде всего «греческое чудо» и молодость греческой цивилизации. Простота и классическая ясность греческой культуры – наследие, которым до сих пор пользуется не только европейская, но и мировая культура.

Елена Ярошевич





просмотров