“Темное царство” в новое время (о пьесе “Бесприданница” А. Островского). Конспект урока литературы на тему: «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница Другие сочинения по этому произведению

“Темное царство” в новое время (о пьесе “Бесприданница” А. Островского). Конспект урока литературы на тему: «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница Другие сочинения по этому произведению


Домашнее задание к уроку

1. Выберите цитатный материал для характеристики Дикого и Кабановой.
2. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры "Грозы" – Дикой и Кабанова? Что сближает их? Почему им удается "тиранствовать"? На чем держится их власть?

Дикой и Кабанова

С первых же сцен «Грозы» мы попадаем в мрачную и душную обстановку особого мира, который с легкой руки Н.А.Добролюбова получил наименование «темное царство». Этот фразеологизм – сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы» лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. Здесь царят «жестокие нравы», характеристику которых развертывает в третьем явлении первого акта Кулигин.

Задание

Обратимся к тексту. Используя приготовленный дома материал, охарактеризуйте Дикого и Кабанову. Какая оценка дана им уже на первых страницах пьесы?

Ответ

Имена Дикого и Кабановой звучат уже в экспозиции.

"Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!" – говорит Шапкин. И далее добавляет: "Хороша тоже и Кабаниха".

Кудряш уточняет: "Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался".

Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

К у л и г и н. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Ш а п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Ш а п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.

Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру.

Задание

Прочитайте, как Дикой разговаривает с Борисом.

Ответ

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать.

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался!

Вопрос

Как характеризует Дикого его речь?

Ответ

Грубый и бесцеремонный. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей "Грозы". Она характеризует Дикого как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь.

Задание

Найти место в тексте, где Кулигин просит денег на громоотвод.

Ответ

С.267 д. IV, явл. II

Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. "Как с цепи сорвался!" – характеризует его Кудряш.

Вопрос

А со всеми ли грубо ведет себя Дикой? Давайте понаблюдаем, как он разговаривает с Кабановой?

Ответ

С.253 д.III, явл. II

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит: "Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!.." Однако та его довольно быстро укротила: "Ну, ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!" Обратим внимание на то, как они называют друг друга: кум, кума. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно, миролюбиво.

Вопрос

А может ли еще кто-нибудь из персонажей "Грозы" противостоять Дикому?

Ответ

Да, Кудряш.

Ш а п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Ш а п к и н. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Ш а п к и н. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Ш а п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Ш а п к и н. Ой ли?

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Ш а п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Вывод

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, не отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих.

Комментарий учителя

Поведение Дикого и Кабановой можно охарактеризовать словом, которое ввел в литературу Островский – "самодуры". В одной из пьес он дал объяснение этому понятию: "Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое".

Островский не только ввел в литературу слово "самодур", но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается. Что означает это слово? Самодурами обычно называют тех, кто действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими.

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура.

Во многих сценах пьесы присутствует Кабанова, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке.

Задание

Охарактеризуйте Кабанову.

Ответ

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она внешне спокойна, владеет собой. Но размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями.

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву). Ее уважает Дикой. Но это не интересует драматурга.

Вопрос

Как вы думаете, какова ее роль в пьесе?

Ответ

Кабаниха – выразитель идей и принципов "темного царства". Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.

Вопрос

Как Кабаниха относится к своим детям? Можно ли сказать, что Кабанова любит своих детей?

Ответ

Она декларирует свою любовь к детям. Возможно, сама она даже верит в то, что любит их. С Варварой она разговаривает ласково. Зная, как несладка участь замужней женщины, позволяет ей нагуляться вволю.

К Тихону она испытывает материнскую ревность. Ей не нравится, как Тихон обращается с Катериной. Ей кажется, что Катерина отобрала у нее сына.

"Любовь" Кабанихи к своим детям – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее "заботы" доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара.

Вопрос

Каким образом Кабанова воздействует на окружающих?

Ответ

Она умело использует различные приемы для утверждения своей воли. Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно ("Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит"), и лицемерно прибедняться ("Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать"), и властно приказывать ("Смотри ж, помни! На носу себе заруби!", "В ноги кланяйся!"). Ханжество Кабанихи проявляется в частом применении церковных оборотов: "Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!"; "Только грех один!".

Вопрос

Как можно одним словом охарактеризовать натуру Кабановой?

Ответ

Властная, деспотичная.

Вопрос

Деспотичен ли Дикой?

Ответ

Образ Дикого выглядит порой комически: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненно нежелание расставаться с деньгами.

Вопрос

Кто по-настоящему деспотичен в пьесе?

Ответ

Кабаниха, с ее хитростью, лицемерием, холодной жестокостью, страшна по-настоящему.

Вопрос

Как вы думаете, что опаснее для общественной нравственности: самодурство или деспотизм? Почему?

Ответ

Деспотизм. В пьесе показан застой, стояние на месте. Последствия этого страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове и являются Дикой и Кабанова.

Вывод

Власть Дикого и Кабановой основана на безропотном повиновении их близких и деньгах. Никто ничего не может ответить тиранам. Обитатели города Калинова не хотят менять существующее положение вещей, поэтому Дикой и Кабанова продолжают тиранствовать безнаказанно. Если положение в Калинове останется прежним, то тирания будет продолжаться еще долго. Дикой и Кабанова являются властителями "темного царства": Они не могут жить иначе, поэтому их усилия направлены к одной цели. Эта цель – сохранение своей власти.

Домашнее задание

1. Соберите материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. В нескольких словах дайте краткую характеристику каждому из них.

МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгура Пермского края.

Конспект урока литературы на тему:

Выполнил: учитель русского языка и литературы Шавырин Сергей Николаевич.

Кунгур 2015 г.

«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница»

Цели урока

Обучающие:

1) проверить знание текста драмы А.Н.Островского «Бесприданница»;

2) проанализировать взаимоотношения героев драмы – представителей «темного царства»;

3) раскрыть жизненные позиции Х.И.Огудаловой, М.П.Кнурова, В.Д. Вожеватова, Ю.К.Карандышева, С.С.Паратова.

Развивающие:

1) развивать память, внимание, мышление с помощью операций синтеза, анализа, сравнения, сопоставления.

Воспитательные:

1) формировать уважение учащихся к личности человека;

2) воспитывать неприятие отрицательных качеств человека – эгоизма, бессердечия, жестокости.

3) способствовать воспитанию разносторонне развитой личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы : презентация, DVD с фильмом «Жестокий романс», тексты произведения.

Методические приемы: беседа, демонстрация, доклады учащихся.

План урока

    Организационный момент.

    Тест на знание текста драмы «Бесприданница».

    Оформление тетрадей, эпиграф.

    Доклад учащегося «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Аналитическая беседа с учащимися с просмотром фрагментов фильма «Жестокий романс».

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока.

Ход урока

    Орг. момент , включающий настрой на занятие и сообщение целей урока.

    Тест (презентация)

1.Перечислите фамилию, имя и отчество основных героев драмы «Бесприданница» (Харита Игнатьевна Огудалова, Лариса Дмитриевна Огудалова, Сергей Сергеевич Паратов, Юлий Капитоныч Карандышев, Мокий Парменыч Кнуров, Василий Данилыч Вожеватов).

2.Угадайте героев «Бесприданницы»?

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому – у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» – лакея.

В) он чуть не женился на Ларисе, а ее маму называет тетенькой?

3.Кто из героев сказал следующие фразы?

А) Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует (Кнуров)

Б) Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески (Харита Игнатьевна).

В) Мой родной, разбирайте людей. Я еду-еду, не свищу, а наеду – не спущу! (Паратов)

Г) Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Наконец слово для меня найдено (Лариса).

Д) Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву! (Лариса)

Е) Я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся мне в глаза! (Карандышев).

4.О ком это сказано?

А) Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а и почету большого не было. Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, чтоб не совсем пусто было в доме (о Карандышеве).

Б) Ничего земного, этого житейского нет. Она создана для блеску (о Ларисе).

В) Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад! (о Паратове).

Г) Она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже оязаны принять участие в ее судьбе (о Ларисе)

    Оформление тетрадей, запись темы, эпиграф.

Тема «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница».

Эпиграф

«В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалась чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях» (В.П.Буренин).

    Доклад учащегося на тему «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Беседа

Одним из самых близких людей для главной героини пьесы-Ларисы Огудаловой - является ее мать, Харита Игнатьевна Огудалова. Что мы знаем о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны?

Нравственный облик Хариты Игнатьевны определяется прежде всего ее общественным положением, ее бедностью. Чтобы обеспечить свою старость, Огудалова способна обманывать, хитрить и унижаться. Дочери она говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь!»

Просмотр сцены, в которой Харита Игнатьевна берет у Кнурова деньги за подарок Вожеватова.

Сцена, в которой Огудалова берет деньги за подарок своей дочери у Кнурова показывает, что она способна врать и хитрить, и что своего она не упустит.

Каковы взаимоотношения матери и дочери?

Харита Игнатьевна готова торговать даже красотой и молодостью своей дочери. При этом она оправдывается тем, что это все она делает не для себя. Когда Кнуров намекает ей на то, что готов взять Ларису на содержание, Огудалова как бы не понимает намека, но в то же время ободряет Кнурова, не противоречит ему. А позже Огудалова почти не прекословит, когда Лариса уезжает на Волгу на пикник.

Как Харита Игнатьевна относятся к другим героям пьесы – Кнурову, Вожеватову. Карандышеву, Паратову?

К каждому из героев пьсы у Огудаловой свой подход. Кнурова, например, она очень уважает, заискивает перед ним, соглашается с каждым его словом. С Паратовым Сергеем Сергеевичем Огудалова тоже любезна, ведет с ним дружеские беседы, называет родным. А он в свою очередь называет её тетенькой. С Карандышевым Огудалова говорит пренебрежительно, с иронией, подшучивает над ним, потому что он бедный жених и незнатный.

Кто является идеалом для Хариты Игнатьевны?

Кнуров – богатый, сильный человек, перед которым она готова заискивать и унижаться

Кто такие Кнуров и Вожеватов? Каковы взаимоотношения между купцами? Как характеризуют Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе?

Это богатые состоятельные купцы, которые очень гордятся своим положением С одной стороны, они друг к другу относятся с почтением, уважительно разговаривают друг с другом, но за всем этим видно их недоверие друг другу, настороженность. Особенно это проявляется, когда они говорят о Ларисе.

А как Кнуров и Вожеватов относятся к Ларисе?

Кнуров всегда почтительно разговаривает с Ларисой, вроде бы доброжелательно. Но на самом деле он её не уважает. Видит в ней только предмет своих желаний, вещь, которую хотел бы иметь.

Вожеватов тоже очень расчетлив. Хотя он знает Ларису с детства, но к ней тоже пренебрежителен и бездушен.

Просмотр сцены, в которой Кнуров и Вожеватов ведут разговор о Ларисе.

Просмотр сцены, когда Лариса обращается за помощью к Вожеватову.

Почему он ей не помог?

Он говорит, что у него слово честно- купеческое. Но мне кажется, что этим он только прикрывается, потому что у него нет настоящих теплых искренних чувств к Ларисе – ни любви, ни дружбы. Он считает, что в этом мире каждый сам за себя. А так как он знает, что Лариса не будет с ним, то он теряет к ней всякий интерес.

В драме есть герой, который иначе относится к Ларисе. Это Карандышев?

Кто такой Карандышев?

Как он держится с другими героями пьесы – Кнуровым, Вожеватовым, Паратовым?

Карандышев – небогатый мелкий чиновник. Он не любит богатых людей, потому что они унижают его. Он осуждает Кнурова. Паратова, Вожеватова, и в то же время завидует им.

Карандышев очень горд и в то же время боится попасть в смешное положение, хотя все время в него попадает (например, сцена неудачного самоубийства). Он постоянно пытается всех поучать, но никто его не слушает, все над ним смеются, никто не принимает его всерьез. И это злит и раздражает Карандышева, он решает отомстить

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (цитаты в презентации)

Лариса не любит, конечно. Карандышева. Сначала она даже не обращает на него внимание. Но от безысходности она решается выйти за него замуж и пытается найти в нем что-нибудь хорошее, говорит ему, что хотела бы полюбить его в дальнейшем. Но Карандышев, несмотря на уверения в любви, Ларису не понимает. Он не соглашается уехать из города, не соглашается устроить скромную свадьбу, потому что брак этот для него – это способ выйти в люди, стать наравне с теми, кому он завидует, то есть наравне с Кнуровым, Паратовым

Просмотр сцены, в которой Карандышев решает мстить.

Каким мы видим Карандышева в сцене, когда он узнает о бегстве Ларисы на Волгу?

Он очень жалкий и несчастный здесь. Бегство Ларисы для него - страшный удар. Он оскорблен, унижен, чувствует горечь и растеренность, и в то же время злобу. Это было последней каплей, потому что он решается мстить и даже хватается за пистолет, решает отомстить обидчикам.

Какие чувства Карандышев вызывает у вас?

- он жалок и смешон, особенно когда он пытается всем доказать, что он чего-то стоит. Например, на званом обеде он даже не замечает, что все над ним издеваются и никто его не принимает всерьез.

- да, он вызывает с одной стороны чувство смеха, потому что он нелеп и смешон, а с другой стороны, чувство жалости, потому что он несчастный человек, ему больно и тяжело от пренебрежения других.

- я его в какой-то степени осуждаю, потому что он тоже эгоист и хотя он говорит, то любит Ларису, и действительно он ее любит, относится к ней лучше, чем другие, но он ее не понимает, и не жалеет. Вместо того, чтобы бросить это общество Кнуровых и Паратовых, уехать с Ларисой, как она просит, он решает всем отомстить и тем самым приближает трагическую развязку.

Верно, мы видим, что нигде Лариса, главная героиня, не встречает понимания.

А что объединяет всех этих героев – Огудалову Хариту Игнатьевну, Кнурова, Вожеватова, Карандышева? При ответе на этот вопрос обратите внимание на записанную нами тему урока.

-Все они относятся к этому «темному царству», являются его представителями.

-В переносном значении эти люди, наверное, и живут в этом темном царстве, где нет ничего светлого, у них только темные мысли и желания.

Какие черты темного царства вы можете назвать?

Самодурство (они думают, что им все дозволено, что для них нет преград), жадность, любовь к деньгам, богатству, жестокость, эгоизм, бессердечие, отсутствие искренности, доброты.

Учитель:

Верно, каждый из перечисленных нами героев – это представитель «темного царства» царства самодурства и жестокости, в котором одни мнят себя хозяевами, попирая все нравственные законы (Кнуров, Вожеватов), другие – рабски приспосабливаются к сильным этого мира, унижаются перед ними (Харита Игнатьевна), третьи – тайно ненавидят более успешных окружающих и в то же время зависят от них, и даже стремятся стать такими же (Карандышев).

На следующем занятии мы продолжим тему «темного царства» и попытаемся увидеть, проникают ли в «темное царство» лучи света. Мы поговорим с вами об образе Ларисы Огудаловой.

6.Домашнее задание

Подумайте над вопросами:

1.Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие герои пьесы? Каковы его жизненные принципы?

2.Какой мы видим главную героиню? К кому из литературных героинь она близка? В чем причина её гибели?

7.Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

К каким выводам пришли?

Мы говорили о говорящих фамилиях, оказывается, каждая фамилия героев драмы что-либо обозначает, как-то раскрывает героев.

Говорили о взаимоотношениях героев драмы, о их принципах, о том, как они относятся к Ларисе, главной героине.

Мы пришли к выводу, что все эти герои – Кнуров, Вожеватов, Карандышев, Огудалова – относятся к «темному царству», царству самодурства и жестокости.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

А. Н. Островский

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот «Домострой», по другую - Катерина и молодое поколение города.

Герои драмы живут в городе Калинове. Этот город занимает маленькое, но не последнее место в России того времени, в то же время он - олицетворение крепостничества и «Домостроя». За стенами города чудится другой, чужой мир. Не зря Островский в ремарках упоминает Волгу, «общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид». Мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, «безудержно огромного». Это мир Катерины, родившейся и выросшей на Волге. За этим миром кроется та жизнь, которой так боятся Кабаниха и ей подобные. По словам странницы Феклуши, «старый мир» уходит, лишь в этом городе «рай и тишина», в других же местах «просто содом»: люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия», а в Москве «теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит». Но и в старом Калинове что-то меняется. Новые мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и представителей более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть по ним время.

Познакомимся с остальными представителями Калинова.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.



Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Дикому и Кабанихе - представителям старого порядка, противостоит Кулигин. Кулигин - изобретатель, его взгляды соответствуют просветительским взглядам. Он хочет изобрести солнечные часы, «перпетуум мобиле», громоотвод. Его изобретение громоотвода символично, так же как в драме символична гроза. Недаром так не любит Кулигина Дикой, который обзывает его «червяком», «татарином» и «разбойником». Готовность Дикого отправить изобретателя-просветителя к городничему, его попытки опровергнуть знания Кулигина, основываясь на самом диком религиозном суеверии, - все это тоже в пьесе приобретает символическое значение. Кулигин цитирует Ломоносова и Державина, ссылается на их авторитет. Он живет в старом «домостроевском» мире, где еще верят в предзнаменования и людей с «песьими головами», однако образ Кулигина - свидетельство того, что в «темном царстве» уже появились люди, которые могут стать нравственными судьями тех, кто над ними господствует. Поэтому в конце драмы именно Кулигин выносит тело Катерины на берег и произносит полные укоризны слова.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того что-



бы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Катерина отличается и от представителей молодежи - Варвары и Кудряша. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя. Островский мог бы закончить драму сценой покаяния Катерины. Но это бы значило, что «темное царство» победило. Катерина погибает, и в этом ее победа над старым миром.

По словам современников, пьеса Островского «Гроза» имела очень большое значение. В ней показаны два мира, два образа жизни - старый и новый с их представителями. Гибель главной героини Катерины наводит на мысль, что новый мир победит и что именно этот мир придет на смену старому.

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница». «Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность. Таких жертв «тёмного царства» в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства». Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её.

Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни. Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. «Тёмное царство» найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина. Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!

» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».

Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».

Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Апр 24 2016

Название статьи Н. А. Добролюбова «Темное царство» относится к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до «Грозы» и «Бесприданницы», но обозначает явление, присущее в полной мере обеим этим драмам - узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуют дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежит тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол. Действие в обеих драмах происходит в живописных городах верховьев Волги - Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но пейзажа, его великолепие резко контрастируют с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаются две стороны: для себя и напоказ.

Публичная сторона этой жизни - прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная в городе происходит в тишине запертых домов, за высоким забором. Об этом говорит в своем монологе Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства». Смотреть на чужую жизнь «в людях да на улице», но не выносить сор из избы - это сознательный принцип «темного царства», ведь только так можно утвердить самодурство сильных и беззащитность слабых. Типичным примером самодурства представлен Дикой - богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпит, чтоб ему перечили, поэтому всех домашних держит в страхе, срывая на них злость по любому поводу.

Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: «А то я, что ли, покоряться стану!» И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от . Сильные в городе корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Кулигин приводит в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца - так много на него жалоб, а тот лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!» Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, поэтому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренту хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю «не столько из корысти, сколько из зависти». Они готовы потратиться, «да уж и ему станет в копейку», а для этого используют пьяных приказных, которые за деньги строчат любые «злостные кляузы» на ближних.

Произвол сильных и бесправие слабых не оставляют надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона. Лицемерие и ханжество также являются отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния.

Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики мы узнаем, что Кабанова «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна постоянно говорит о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видит, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем.

Она прикидывается слабой и беспомощной, но тут же прорываются властные нотки, и понятна реплика Варвары: «Не уважишь тебя, как же!» Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа «выть» на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажутся дьявольским наваждением, и на поезде она, «хоть ты золотом осыпь», не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагают, что Литва с неба упала, и веруют в геенну огненную.



просмотров