Творчество салтыкова щедрина его произведения. Салтыков-щедрин биография. Новый этап творчества. «Губернские очерки»

Творчество салтыкова щедрина его произведения. Салтыков-щедрин биография. Новый этап творчества. «Губернские очерки»

Он вошел в литературу под именем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношение к семье, отношения помещиков и «рабов» он позже воссоздает в «Пошехонской старине» и «Господах Головлевых». В 1844 году он был выпущен из лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Работа не мешает его литературным делам. Практически друг за другом выходят две его первые повести. Одна из них – «Запутанное дело» - появилось под псевдонимом «Щедрин». За это произведение его отправляют в ссылку на Вятку («Вятский плен») там он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину. Ссылка кончилась в 1855 году. С 1848 по 1856 года – в литературной деятельности перерыв. В 1856 году выходят «Губернские очерки», принесшие ему большую славу, он продолжает служить сначала в министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери.

В 1862 году он оставил должность, решая посвятить все свое время литературному труду. По приезду в Петербург он вошел в состав редакции «Современника». В 1868 он становиться членом редакции журнала «Отечественные записки».

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 года Щедрин написал: «В 1868 году совсем оставил службу и отдался литературе, в настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю смерти…»

Самый интересный роман Щедрина это конечно «История одного города»

Проблема этого романа – это проблема жанра. Автор стремился обнаружить смысловое единство всех эпох развития общества при самодержавии. К сожалению, этот смысл книги оказался достигнут далеко не всем его современникам, и это породило множество не всегда точных толкований.

В центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношения народа и власти, глупцов и градоначальников. Сатирически освещается история вымышленного города Глупова. Стремясь придать героям и событиям обобщенный смысл, Щедрин часто прибегает к анахронизмам – смешению времен. Повествование идет от лица вымышленного архивариуса. Но в рассказ нередко вплетаются факты и события более позднего времени.

Фантастически характеристики глуповских обывателей: временами они похожи на столичных или губернских горожан, но иногда эти «горожане» пашут и сеют, пасут скот и живут в деревенских избах.

Градоначальники совмещают в себе повадки, типичные для русских царей и вельмож, с действиями и поступками, характерными для городничего или сельского старосты.

Смысл финала в том, что Щедрин почувствовал отрицательные стороны стихийного крестьянского движения и предостерегал от его разрушительных последствий.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Родился 15 января (27 н.с.)1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин. Детские годы прошли в родовом имении отца в "…годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода. Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.

Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.

В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником, там же во время следствий и командировок собирал информацию для своих произведений.

В 1855 году Салтыкову-Щедрину наконец разрешили покинуть Вятку, в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. Возвратившись из ссылки, Салтыков-Щедрин возобновляет литературную деятельность. Написанные по материалам, собранным за время пребывания в Вятке, «Губернские очерки» быстро завоевывают популярность у читателей, имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником».

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

Весьма вероятно, что стеснения, которые "Современник" на каждом шагу встречал со стороны цензуры, в связи с отсутствием надежды на скорую перемену к лучшему, побудили Салтыкова опять вступить на службу, но по другому ведомству, менее прикосновенному к злобе дня. В ноябри 1864 г. он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. — в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности: в продолжение трех лет (1865, 1866, 1867) в печати появилась только одна его статья.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 году пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875-м, будучи во Франции, встретился с Флобером и Тургеневым. Большинство произведений Михаила того времени были наполнены глубочайшим смыслом и непревзойденной сатирой, кульминация которой достигла своего апогея в гротеске под названием «Современная идиллия», а также «Господа Головлевы».

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: "Современные идиллии" (1877-1883); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883-1884).

В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала Салтыков-Щедрин пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов - в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, Салтыков-Щедрин создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882-86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886-87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России - «Пошехонскую старину» (1887-1889).

10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в семье богатых помещиков (по отцу принадлежал к дворянскому роду, а по матери - к купеческому). С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов.

Первые пробы пера относятся к началу 40-х гг., когда Салтыков учился в Царскосельском лицее. В марте 1841 г. в журнале “Библиотека для чтения” было опубликовано его стихотворение “Лира”. Первые поэтические произведения носили ученический характер. После окончания лицея Салтыков стал в качестве рецензента сотрудничать с журналом “Современник” (редактором которого был H.A. Некрасов). В ноябре 1847 г. в журнале “Отечественные записки” он впервые опубликовал повесть “Противоречия” (за подписью М. Непанов). Позднее появилась повесть “Запутанное дело”, подписанная М.С. и напечатанная в “Отечественных записках”. Но тут писателя постигла неудача: цензурный комитет признал повесть предосудительным произведением.

Будучи воспитанным на идеях революционно-демократического крыла русских литераторов (прежде всего Белинского), Щедрин некоторое время примыкал к кружку петрашевцев (который он покинул в начале 1847 г.). Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего князю А.И. Чернышеву на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего “вредные” идеи. Писатель был арестован и в апреле 1848 г. отправлен на службу в Вятку под особый надзор начальника губернии. С этого момента путь Щедрина стал достаточно тернистым. И хотя за время пребывания в Вятке Салтыков поднимается по служебной лестнице (от чиновника губернского правления до советника Вятского губернского правления), обвинение в неблагонадежности надолго ограничило свободу писателя.

В 1855 г. после смерти Николая I и вмешательства в судьбу Салтыкова генерал-адъютанта П.П. Ланского (двоюродного брата нового министра внутренних дел С.С. Ланского и мужа вдовы A.C. Пушкина Натальи Николаевны) его освобождают из-под надзора и разрешают “проживать и служить, где пожелает”. В 1856 г. писатель возвращается в Петербург. В августе того же года он начинает публикацию “Губернских очерков” под псевдонимом Н. Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции. Писателю прочили славу будущего Гоголя. В 1858 г. Салтыкова назначают вице-губернатором в Рязань, в 1860-м - вице-губернатором в Тверь. В этот период он издает циклы “Невинные рассказы” (1857-1863), “Сатиры в прозе” (1859- 1862). В конце 1862 г. писатель переезжает в Петербург, затем в имение Витенево под Москву. Осенью 1864 г. он был назначен председателем пензенской Казенной палаты. В 1863-1864 гг. Салтыков-Щедрин опубликовал в “Современнике” 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла “Помпадуры и помпадурши”.

В 1865 г. писатель временно отошел от литературной деятельности, в конце 1866 г. он был назначен управляющим Казенной палатой в Туле, а осенью 1867 г. - в Рязани. Летом 1868 г. Салтыков-Щедрин окончательно расстается с государственной службой и выходит в отставку.

С 1868 г. начинается новый этап в творчестве Щедрина. В это время появляются циклы “Письма о провинции” и “Признаки времени” (оба - 1868), “Господа ташкентцы” (1869-1872), в полном объеме публикуются “Помпадуры и помпадурши” (1863-1874), “Дневник провинциала в Петербурге” (1872-1873), “Благонамеренные речи” (1872-1876), “Господа Головлевы” (1875-1880), “Современная идиллия” (1877-1883) и рад других произведений.

Щедрин создает сатирическую картину жизни русского общества, осмеивает его пороки, выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров.

В конце 60-х - начале 70-х окончательно формируется зрелая творческая манера Щедрина, его “эзоповский язык”, помогающий писателю с демократическими взглядами на перспективы развития общества не только избегать препоны цензуры, но и более рельефно и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев.

Одним из наиболее крупных произведений в творчестве Щедрина стала книга “История одного города” (1869-1870), которая выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторские черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п.), которые нашли отражение позднее в цикле “Сказки” (1869-1886).

В конце творческого пути Щедрин пишет цикл “Мелочи жизни” (1886-1887) и книгу “Пошехонская старина” (1887-1889), в которой подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в “Господах Голавлевых”), но и социально-психологические типы крестьян.

Критика нередко писала о том, что Щедрин, продолжая традиции своих предшественников, создал сатирическую энциклопедию русской жизни. Не только художественное новаторство Щедрина, но и общественное звучание его произведений навсегда оставили его имя на страницах истории русской литературы.

на тему: "Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского"


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889)


Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Молодой Салтыков получил прекрасное образование. Он окончил Дворянский институт в Москве, а потом Царскосельский лицей и был зачислен чиновником на службу в военное ведомство.

Уже во время учебы в лицее юноша приобщился к чтению статей Белинского, а по окончании его примкнул к кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В 1847 г. была опубликована повесть Салтыкова "Противоречия", а в 1848 г. - повесть "Запутанное дело". Оба произведения были созданы в духе "натуральной школы". Напуганные Французской революцией, власти арестовали автора этих повестей за "вредное направление" и отправили в ссылку в Вятку. Там он прожил семь лет, служа чиновником губернского правления. Художественным итогом этого периода можно считать цикл "Губернские очерки", опубликованный под псевдонимом "Н. Щедрин", ставшим отныне писательским именем М.Е. Салтыкова. После изгнания он возвращается в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел. Затем его назначают рязанским и тверским вице-губернатором. В 1864-1868 гг. он является председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Административная служба дает ему богатый материал для написания произведений.

В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869-1870). В книге нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но нельзя буквально понимать временные рамки книги, указанные автором: 1731-1826 гг. Речь в ней идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образа отечественной истории. Одним из приемов создания такого образа является анахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой. В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе над книгой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй - описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова. Жизнеописания градоначальников открывает портрет Брудастого, который произносил всего два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом всей истории Глупова. Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали гротеск и сатирическая фантастика. Эти приемы помогают Щедрину поставить точный диагноз многих социальных болезней. В книге дан сатирический портрет деспотического режима, который держится на определенных свойствах народа, воплотивших слабые стороны народного миросозерцания. В их числе Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое терпение и слепую веру в верховную власть. Такое изображение давало повод некоторым критикам упрекать Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему отношении, но они не поняли, что это диктуется не только глубокой любовью к народу и сочувствием его положению, но и трезвой оценкой социально-исторической ситуации. Жестокий и беспощадный смех в "Истории одного города" имеет очистительный смысл.

В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды относительно особенностей жанра романа и задач современного романа. Писатель считал, что классический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. В романе изображен распад буржуазной семьи. Этот процесс сатирик считал симптомом серьезной общественной болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают патриархальных дворян Ростовых. Это люди с совершенно иной психологией. Щедрин сосредоточивает внимание не на материальном разорении дворянской семьи (напротив, его Головлевы прекрасно приспособились к современным условиям и разбогатели), а на процессе духовного опустошения своих персонажей.

Итоговым произведением писателя принято считать "Сказки". Над этой книгой Щедрин работал в 1882-1886 гг. В ней нашли отражение все главные сатирические темы его творчества. В основе сатирической фантазии "Сказок" лежат народные сказки о животных. Щедрин не только заимствует в фольклоре готовые образы, но и развивает заложенное в них сатирическое начало. Как к испытанному средству прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно условно разделить на четыре группы: сатира на правящие круги, сатира на либеральных интеллигентов, сказки о народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.

К первой группе относятся сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках "Карась-идеалист" и "Самоотверженный заяц".

Горькой иронией пронизаны "Коняга" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". В "Повести" мужик предстает как первоисточник и основа жизни. Он находчив, трудолюбив, ловок, но в то же время привык к повиновению. Гротескным становится образ мужика, вьющего веревку, которой генералы привязывают его, чтобы не сбежал.

В "Сказках" Щедрина звучит сочувствие к бесправному и страдающему народу и вместе с тем осуждение его покорности, гражданской пассивности и политической наивности.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)


Отец Достоевского принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия. Мать писателя - Мария Федоровна, урожденная Нечаева. Сам Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а, выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь и родился Федор Михайлович Достоевский.

В 1838 г. юноша поступил в Главное инженерное училище, которое окончил в 1843 г. и был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Но уже в 1844 г. он вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе. Еще в 1843 г. он перевел роман Бальзака "Евгения Гранде", а в 1845 г. написал свою первую оригинальную повесть "Бедные люди". Повесть была напечатана в альманахе Некрасова "Петербургский сборник" в 1846 г. и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Она привела в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг "натуральной школы".

В центре повести - история взаимоотношений титулярного советника Макара Алексеевича Девушкина, образ которого восходит к таким персонажам, как Самсон Вырин Пушкина и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя, и молодой сироты Варвары Алексеевны Доброселовой, рассказанная в их письмах друг к другу. Такая "архаическая" литературная форма, напоминающая сентиментальные романы в письмах, позволила Достоевскому глубоко раскрыть внутренний мир своих персонажей, показать самосознание "маленького человека". Этот герой наделен обостренным чувством собственного достоинства. Но у задавленного нуждой Макара Алексеевича Девушкина это чувство развивается в какой-то болезненной форме, заставляя его смотреть на себя со стороны и оценивать свои поступки глазами окружающих. Понятие "бедный" в произведении Достоевского приобретает философскую окраску, обнаруживая неблагополучие, "болезнь" всей современной цивилизации.

За участие в кружке Буташевича-Петрашевского, приверженца учения французского социалиста-утописта Фурье, Достоевский был арестован 23 апреля 1849 г. и приговорен к смертной казни, которая должна была состояться 24 декабря, но в последний момент, когда осужденный уже стоял на эшафоте и ждал расстрела, ему было объявлено о том, что он лишается "прав состояния" и приговаривается к каторжным работам на четыре года и последующей службе в армии рядовым. Четыре года провел Достоевский в омском каторжном остроге, а затем служил в Сибирском 7-м линейном батальоне сначала рядовым, потом унтер-офицером и в 1859 г. в чине подпоручика вышел в отставку. В том же году Достоевский получил возможность переехать в Тверь, а затем и в Петербург. Так, спустя десять лет Достоевский возвращается в литературу.

Годы, проведенные на каторге и солдатской службе, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Он разочаровался в утопическом социализме, у него складывается новая система общественно-политических и этических взглядов, получившая название "почвенничества" и представляющая собой вариант христианского социализма. По его мнению, современное состояние общества, называемое цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, неизбежно влечет за собой создание ложных кумиров, которым начинает поклоняться человек. Атеистический индивидуализм, по мысли Достоевского, может привести человечество к катастрофическому концу.

Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития. Идею разумного и гармонического общества социалисты, как считает Достоевский, взяли в христианстве, но наметили ложный путь ее осуществления. Но человеческое совершенство зависит от экономического устройства общества, а нравственные начала определяют область общественных, и в том числе экономических, отношений. Идеал - это принесение своего "я" в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу - нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Но это страдание уравновешивается блаженством исполнения закона. По убеждению Достоевского, этот нравственный закон христианства лучше других уберегла русская культура, в которой отсутствует начало обособления людей, столь характерное для культуры европейской. Русская же интеллигенция в своей европеизации оторвалась от народных начал, и ей следует вернуться к ним, "обществу" вернуться к "почве", чтобы дать миру новую общечеловеческую идею, ибо русскому народу суждена великая миссия всечеловеческого воссоединения. Но время такого воссоединения оторванного от "почвы" общества еще далеко впереди.

Середина 60-х гг. - сложный период в истории страны. Общественное движение после неудачного покушения Каракозова на Александра II было сковано правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Освобожденная в условиях ломки русского общества "личная инициатива", не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, оказывалась во власти "новейших идей", возводивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном состоянии общества.

Именно такое болезненное состояние общества и молодого человека, ставшего его жертвой, изображает Достоевский в романе "Преступление и наказание" (1866). Его героем стал не просто человек, непосредственно участвующий в изображаемых событиях, но и идеологически оценивающий их. Идея зачастую становится непосредственным импульсом поступков, руководя действиями человека. Развенчание ложных социалистических идеи составляет важную часть замысла романа.

В центре романа - фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми идеями, новыми общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культ активной личности героя, который ради достижения своих целей может пренебречь всеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убежден, что именно такие люди движут историю, обеспечивают исторический прогресс общества, прочие же - просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом, человечество оказывается разделенным на две неравные части, одна из которых "право имеет", а другая - "твари дрожащие". Эта идея родилась у Раскольникова в результате наблюдений за жизнью современного ему общества, в котором меньшинству богатых и сильных позволено все, и изучения исторического развития человечества, где царил тот же закон. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху, живущую ростовщичеством и приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает сам герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество прежде всего духовное, его жизненную неприкаянность.

Все действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления. Прежде всего в противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура Раскольникова; Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила чувства, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая глубокая и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенному идеей, действиями "натуры" являются и сны Раскольникова. В одном из них перед героем проходит картина из детства, глубоко запавшая в душу ребенка. Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и в итоге забивают ее насмерть. Сон потрясает Раскольникова не меньше, чем пережитое наяву, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за Лермонтовым: "идеи - создания органические... их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие..." Действия Раскольникова, совершенные под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чем не повинная Лизавета, а ведь она из числа тех самых людей, которые страдают от угнетения таких, как старуха-процентщица, и которых в своих расчетах освобождает от этой бесчеловечной власти Раскольников. Но жизнь нередко опровергает самые продуманные расчеты, не укладываясь в рамки исчерпывающих теоретических объяснений. Рушится и теория Раскольникова, построенная на сведении всего богатства и многообразия жизненных отношений к нескольким первопричинам, легко поддающимся объяснению и в силу этого позволяющим изменять весь строй жизни согласно воле одного человека.

Убив старуху, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с людьми, он как бы отрезал себя от всего человечества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого иссушающего душу отчуждения. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж - Сонечка Мармеладова. Ей открывается Раскольников, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила "вечный" нравственный закон и загубила свою душу. Он жаждет найти в Соне союзника, но находит сурового судью, который в то же время становится и сострадающим преступнику человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе "кровь по совести". Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не "тварь дрожащую", как полагал он вначале, приняв ее самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, "униженных и оскорбленных", помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в жизни Раскольникова, началом его душевного исцеления, которое завершится только на каторге после тяжелой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Именно тогда приснится Раскольникову провидческий сон, который, по мысли Достоевского, дает образ современной больной цивилизации, пораженной недугом индивидуализма, когда превыше всего каждый человек ставит свое желание и волю, пренебрегая желаниями и интересами других людей.

Роман "Преступление и наказание" станет ответом Достоевского на новую духовно-культурную ситуацию, которая сложилась в России в пореформенные годы, когда общество мучительно пыталось найти или выработать новые принципы построения жизни в стране.

Роман "Идиот" (1868) был задуман Достоевским как продолжение "Преступления и наказания", и в нем он намеревался дать образ "положительно прекрасного человека". Главный герой романа возвращается в Россию после долгого вынужденного отсутствия. Много лет он провел за границей в клинике для душевнобольных, вне современной цивилизации, пытаясь излечиться от тяжелого недуга. Но именно этот страдающий, болезненный человек оказывается духовно здоровым в петербургском обществе. Он отличается от всех других героев своей детской непосредственностью, простотой и отсутствием какого бы то ни было эгоистического чувства, а главное, он совершенно лишен ложного самолюбия, и это делает его душу свободной. Он не боится выглядеть смешным в глазах окружающих, его невозможно обидеть или оскорбить. Личность князя Мышкина действует на людей обновляюще. Он призван, по мысли автора, спасти этот мир, как спас его когда-то Иисус Христос. Но вопреки этому князь провоцирует катастрофу. Это проявляется в сюжетной линии, связанной с историей любви Настасье Филипповне и дружбой с богатым купцом Пар-феном Рогожиным, страстно любящим ту же женщину. Такая коллизия романа свидетельствует о длительном и тяжелом пути к христианскому добру, на котором неизбежна мучительная борьба в сознании людей, пораженном недугами современной цивилизации. Но только путем страданий достигнет человечество христианского идеала, олицетворением которого стал в романе князь Мышкин.

Роман "Братья Карамазовы" (1879-1880) вобрал в себя основные мотивы произведений Достоевского. Действие романа происходит в провинциальном городе Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых. Всеобщий разрыв связей характеризует атмосферу города, символизирующего современную Достоевскому Россию. В семействе Карамазовых родственные узы не просто ослаблены - члены семьи живут в атмосфере вражды и ненависти. Болезнь под названием "карамазовщина", заключающаяся в отрицании всех святынь, охватила все российское общество. Главным носителем этой болезни в романе выступает Карамазов-старший. В мире, где все связи между людьми извращены и каждый стремится возвыситься над другими, где торжествует исступленное самоутверждение, нет никаких моральных норм. В убийстве Федора Павловича виноват не только непосредственный убийца - Смердяков, незаконный сын Федора Павловича и дурочки Елизаветы Смердящей, но и старшие сыновья - Дмитрий и Иван.

"Карамазовщина" стала, по мысли Достоевского, русским вариантом всеевропейской болезни, охватившей современное общество. Причины ее в том, что человечество, утратив нравственные ценности, освященные религией, самообожествилось. Истоки этого всемирного духовного кризиса Достоевский видит во всеобщем безверии. Своеобразным нервным центром романа становится сочиненная Иваном легенда о Великом инквизиторе, в которой герой ее, Великий инквизитор, противопоставляет духовной силе, которая якобы не может объединить людей, силу материальную, основанную на торжестве земной власти кесаря. Однако всем эмоциональным строем повествования Достоевский развенчивает идеи Великого инквизитора и, следовательно, автора легенды Ивана Карамазова. Идеям, отрицающим духовное начало в человеке, Достоевский противопоставляет идеи христианства как могучего жизнеутверждающего источника, отрицающего силы распада и разложения. В романе носителем этих идей является старец Зосима, чьи доброта и гуманность основаны на вере в Божественное начало, существующее в каждом человеке. В личности Христа видел Достоевский далекий идеал, к которому стремится человечество, достижение которого возможно не в одиночку, а только общими усилиями, через братскую любовь всех людей друг к другу.



просмотров