Вольтер: афоризмы, цитаты, высказывания. Французкий писатель XVIII в. Вольтер сказал: "Кальвин открыл двери монастырей не для того,чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир" Как вы понимаете это высказывание

Вольтер: афоризмы, цитаты, высказывания. Французкий писатель XVIII в. Вольтер сказал: "Кальвин открыл двери монастырей не для того,чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир" Как вы понимаете это высказывание

Меткое замечание Вольтера вполне применимо к Женеве, походившей во времена Кальвина на какой-то особый монастырь, в котором властвовала деспотичная и желчная воля Кальвина. Недаром враги Кальвина прозвали его «женевским папой» . Это прозвище имело свои основания. Так же как и в Рим, в пуританскую Женеву отовсюду стекались почитатели и ученики Кальвина. Так же как и римский папа, Кальвин признавал только свои мнения и не признавал чужих, подчас проявляя исступлённую нетерпимость, достойную католического инквизитора
.
Чтоб понять - здесь:

Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания» . Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.
Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек) . Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир» . Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой» . Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий

Франсуа Мари Аруэ (настоящее имя Вольтера) родился в семье судьи, выбравшего для сына судьбу юриста, однако тот предпочёл литературу. Отучившись в иезуитском колледже "латыни и всяким глупостям", он забросил право и начал свою литературную деятельность.

Сначала Вольтер был поэтом-нахлебником, шутом во дворцах аристократов, но острый как бритва язык сыграл с ним злую шутку - его бросили в Бастилию за сатирические стишки в адрес регента и его дочери и выпустили лишь при условии, что он хотя бы на несколько лет покинет Францию. Вольтер уехал в Англию, где прожил три года, изучая её политический строй, науку, философию и литературу. Вернувшись на родину, Вольтер издал свои впечатления под заголовком "Философские письма" . Книгу конфисковали, редактора бросили в тюрьму, а Вольтер бежал в провинцию.

Во Франции писатель не чувствовал себя в безопасности - слишком многие затаили на него обиду. Вольтер находился в переписке с прусским королем Фридрихом II, что позволило ему поселиться в Берлине, но и там он не задержался - разругался с королем из-за денежных махинаций и ссоры с президентом Академии Мопертюи.

В итоге он уехал в Швейцарию и купил имение неподалеку от Женевы, переименовав его в "Отрадное". Позже Вольтер приобрёл ещё два имения на границе с Францией, где жил почти до самой смерти. Мнение философа, ставшего богатым и независимым капиталистом, ссужающим под проценты деньги аристократам, уже невозможно было игнорировать, а знакомства с сильнейшими мира сего делали его практически всемогущим. Дружбой с мыслителем гордились такие "просвещённые" монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III.

В 1774 году Людовика XV сменил Людовик XVI, а ещё четыре года спустя 84-летний Вольтер вернулся в Париж, приобрел себе особняк на улице Ришелье и продолжил писать. Апофеозом его творчества стала пьеса "Ирэна" , за право поставить которую боролись лучшие театры. После того, как Вольтера назначили директором Парижской Академии, он взялся за переработку академического словаря.

Боли, на которые Вольтер сперва не обращал внимания, усилились. Во время обострения светило медицины, доктор Троншен диагностировал рак предстательной железы. К тому времени мыслитель уже крепко сидел на опии, который помогал хоть немного притуплять боль. Писатель ещё крепился и отпускал свои едкие замечания, но все чаще шутки прерывались гримасами боли. Летальный исход был неизбежен.

Последние попытки семьи примирить Вольтера с католической церковью увенчались провалом. Есть легенда, по которой на предложение священнослужителей "отречься от Сатаны и прийти к Господу" Вольтер ответил: "Зачем перед смертью приобретать новых врагов?".

В 1791 Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон, где захоронены все выдающиеся французы, и переименовать набережную Театинцев в набережную Вольтера. Перенос останков вызвал бурный протест у французов. Во времена Реставрации ходил слух, что останки философа выкрали и утопили их в негашеной извести. Так это или нет, но гроб мыслителя с эпитафией "Сердце моё здесь, но дух мой повсюду" по сей день находятся в Пантеоне.

В день рождения великого француза "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных историй из его жизни.

1. Один французский врач, вернувшись из России, сказал Вольтеру, что его восторги по поводу этой страны сильно преувеличены. Писатель не хотел вступать в спор и ответил: "Мой друг! Я очень боюсь холодов, а русские дарят мне такие чудесные шубы!".

2. Во время осады одной крепости Вольтер внимательно изучал осадные орудия. Военачальник, заметив это, предложил поэту спуститься в траншею. Поэт отказался, сказав, что с удовольствием воспоет военные подвиги, но разделять их он не польстится.

3. Иногда поэт возвращался в Париж, скрываясь под чужим именем. Однажды у заставы его остановили полицейские, которые спросили, не имеет ли он при себе предметов, запрещённых законом. Вольтер ответил, что единственной контрабандой в карете является он сам.

4. Русская императрица прислала писателю шкатулку из слоновой кости, которую выточила самостоятельно. Вольтер, взяв несколько уроков у племянницы, прислал Екатерине II в ответ пару шёлковых чулок. К посылке он приложил стихи, в которых говорилось, что получив от нее мужскую работу, сделанную женщиной, он просит её величество принять женскую работу, сделанную мужскими руками.

5. Однажды у Вольтера спросили, есть ли на свете предмет, на который не была бы обращена его беспощадная ирония. Писатель ответил, что не стал бы иронизировать сам над собой.

6. У Вольтера спросили, какие у него отношения с Богом. Писатель спокойно ответил, что они здороваются, но не разговаривают.

7. В Бастилию Вольтер попал за свой острый язык, но и выбрался он благодаря изящной словесности. При первой же возможности он написал оскорбленному принцу Франции: "Умоляю вас, не заботьтесь о моем жилище и питании". И подписался "Эдип". Либо у регента было развитое чувство юмора, либо до него дошло возмущение поклонников Вольтера из высшего света, но после этого поэт быстро покинул темницу и уехал в Англию.

8. Однажды король Пруссии Фридрих II пригласил Вольтера на лодочную прогулку. Мыслитель, увидев, что дно лодки пропускает воду, быстро выскочил на берег. Король засмеялся: "Как вы боитесь за свою жизнь, а я вот не боюсь". Обиженный Вольтер холодно ответил: "Это легко понять: королей на свете сколько угодно, а Вольтер только один" .

9. Один прусский генерал составлял записи о России, а Вольтер переводил их на французский. Прибежал гонец с очередным литературным трудом Фридриха II , который надеялся на то, что мыслитель оценит и исправит их, если потребуется. Вольтер оторвался от своего занятия и сказал генералу: "Друг мой! Нам придется отложить нашу работу. Видите, король прислал мне в стирку свое грязное белье. Надо его постирать". Эти слова передали королю, после чего последовал Вольтер спешно покинул Пруссию.

10. Вольтер с удовольствием принимал гостей в Фернейском замке. Один из особенно наглых гостей, обманутый радушием хозяина, выразил желание остаться в замке на несколько недель. Вольтер отказал ему, сказав: "Вы хотите походить на ! Тот принимал постоялые дворы за замки, а вы принимаете замок за постоялый двор".

11. Уставший и озябший после прогулки, Вольтер грелся у камина. Один молодой поэт с надеждой протянул мэтру свои стихи. Писатель скептически прочитал их и высказал мнение: "Если бы в ваших стихах было больше огня или в огне (он указал на камин) больше ваших стихов, я бы быстрее согрелся".

12. Однажды Вольтер восхитился французским художником Жозефом Верне и сказал ему: "Мсье Верне! Вы станете бессмертным, так как ваши краски самые лучшие и прочные в мире". Художник скромно ответил: "Мои краски не могут равняться с вашими чернилами".

13. Когда физику Алессандро Вольта передали, что мыслитель высоко ценит его деятельность, он ответил, что стоит чего-то уже потому, что Вольта - это пол-Вольтера.

14. На вопрос "В чём разница между хорошим и прекрасным?" Вольтер отвечал, что хорошее требует доказательств, а прекрасное - нет.

15. Писатель восхищённо отзывался о трудах доктора Галлера. Ему передали, что сам Галлер не ценит работы мыслителя так высоко. Вольтер заметил: "Удел смертных - ошибаться. Возможно, мы оба ошибаемся".

Согласно Кальвину, каждый человек в любое время и в любом месте находится на службе Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары: время, здоровье, собственность. Основной формой служения Богу является труд. Результат этого труда – материальное благосостояние – воспринимается как Божье благословение и указание на то, что человек входит в число предопределенных ко спасению. Это учение способствовало формированию особой этики кальвинизма, основанной на принципах «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Основной добродетелью кальвинисты считали труд, а грехом – праздность. Отсюда крайне негативное отношение к любым развлечениям. Города, в которых господствующим вероисповеданием становился кальвинизм, превращались в подобия гигантских казарм: звон колокола указывал общее для всех жителей время пробуждения, молитвы, отхода ко сну и т. д. Яркая цветная одежда запрещалась, все праздники и развлечения также отменялись. Смех считался тяжелым грехом. Единственным днем отдыха было воскресенье, которое посвящалось молитвам и пению псалмов.

В бессмертие отправляются с небольшим багажом.

Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея.

Бог вовсе не должен страдать из-за тупости своего священника.

Для того, чтобы его [Бога] познать, надо быть им самим.

Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков.

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

Если Бога нет, то его определённо следовало бы выдумать.

Идеи Бога среди людей столь же различны, как их религии и законы. Все люди рождаются с носом и пятью пальцами, но ни один из них не появляется на свет со знанием Бога; прискорбно это или же нет, но таково, несомненно, человеческое состояние.

Беда тому, кто говорит все, что он может сказать.

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.

Лучшее - враг хорошего.

гениальность

Его [Шекспира] гений принадлежит ему, а его недостатки – его веку.

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.

Дружба великого человека – благодеяние (дар) богов.

Вся сила женщин – в слабостях мужчин.

Долгая жизнь становится мучением для женщины, которая все свое счастье полагала в том, чтобы таскать за собой толпу поклонников.

Женщина умеет хранить только одну тайну: то, сколько ей лет.

Женщина - это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.

К живым следует относиться доброжелательно, о мертвых же нужно говорить только правду.

Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям.

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.

история

Вся древняя история не более чем вымысел, с которым все согласны.

История – это не что иное, как картина преступлений и несчастий.

Когда читаешь вашу книгу, разбирает охота побегать на четвереньках.

Люди пользуются умом лишь для того, чтобы оправдать свои несправедливости, и языком лишь для того, чтобы скрывать свои мысли.

Всегда наслаждаться - значит вовсе не наслаждаться.

о себе

Во Франции приходится быть либо наковальней, либо молотом; я родился наковальней.

Оптимизм - это страсть утверждать, что всё хорошо, когда в действительности всё плохо.

отчаяние

Отчаяние нередко выигрывало сражения.

Послушание несправедливым приказам есть преступление.

Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Будем работать без рассуждений, это единственное средство сделать жизнь сносною.

О живых следует говорить уважительно; о мертвых - только правду.

Справедливее всего распределён разум - никто не жалуется, что его обделили.

Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет.

Метафизика – наука заумная и обобщающая, стыковка философских понятий с точными дисциплинами. Слушающий метафизические размышления, кивает головой, ничего не понимая, также как и говорящий о высоких материях оратор.

Низкие люди любят рассказать о себе и гордости своей, в отличие от человека достойного, который принципиально избегает разговоров о своей сущности, вникая в дела других. – Вольтер

Глупость и добавленные к ней высокие манеры помогут вам добиться успехов на всяком поприще.

Государство, называющаяся Священная Римская Империя, по сути, не соответствовала ни одному из приведенных высоких слов.

Вольтер: Догма о бессмертии души – не что иное, как постулат устрашения и утешения одновременно.

В старости все получают огорчения. Благоразумие старости – это смиренность и безропотность получения запланированных огорчений.

Громадное количество законов сродни кучке лекарей, когда бессилие и болезни прогрессирует несмотря на усилия.

Под случаем мы понимает действия или бездействия, приведшие в цели или результату, причины которых мы не понимаем. Действий без оснований не бывает.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Вольтера читайте на страницах:

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.

Труд избавляет человека от трех главных зол скуки, порока и нужды.

Человек рожден без всяких принципов, но со способностью их воспринимать.

Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.

Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться.

Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его.

Доброта требует доказательств, красота же их не требует.

Когда быдло берется рассуждать – все пропало.

Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все.

Предрассудок есть мнение не основанное на рассудке.

Честь – это бриллиант на руке у добродетели.

Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает.

Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали.

Греки, вложившие в такое множество слов так мало мыслей.

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.

Естественное всегда прекрасно.

Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

Журналы – это архивы пустяков.

Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать.

Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.

Всякое желание есть зачаток новой скорби.

Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником.

Суеверие делает людей глупцами.

Самое необходимое искусство при дворе состоит не в том, чтобы хорошо говорить, а в том, чтобы уметь молчать.

Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем.

Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен.

Как правило, счастье – это еще несвершенное желаемое, а горе – реальная действительность.

Медленнотекущее время способно и горы разгладить.

Беда тому, кто говорит все, что он может сказать.

Что бы ты ни делал, попирай все препятствия и люби тех, кто любит тебя.

Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, – это философия.

Бескрайне великая гордость свойственна бесконечно маленьким людям.

Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.

Я умею только сомневаться.

Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным.

Метафизические системы для философов – то же, что романы для женщин.

Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас – это хорошо поступать самим.

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак. Хотя я полагаю, что брак на неделю-другую древнее.

Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом, – если, конечно, это правда, что он умер.

Все жанры искусства хороши, кроме скучного, но скука – не жанр.

“Что такое оптимизм? ” “Увы, сказал Кандид, это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо”.

Не неравенство тягостно, а зависимость.

Человек родиться, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки.

Человек может быть не согласен с мнением другого, но он обязан уважать право каждого на его высказывание.

С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.

Все мои усилия сводились к тому, чтобы убавить у людей глупости и прибавить им честности.

Объясненная шутка перестает быть шуткой.

Жизнь подобна пиру Домокла – меч свыше грозит нам вечно.

Я не согласен с тем, что вы говорите, но я до последнего буду защищать ваше право это говорить.

Рай там, где я.

Величайшие распри производят меньше преступлений, чем фанатизм.

Оптимизм – это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо.

Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным.

Осмельтесь мыслить самостоятельно.

Самыми чувствительными обидами бывают насмешки.

Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали.

Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано.

Опасно быть правым, когда правительство ошибается.

Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения.

Самолюбие сродни воздушному шару – стоит лишь уколоть и содержимое вырывается наружу.

Излишек – вещь крайне необходимая.

Злословие – бессмертная дочь самолюбия и праздности.

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.

Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина.

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы.

Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.

Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину, чтобы мир стал таким, каков есть.

Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть.

Все что становится обыденным, мало ценится.

Верить в Бога невозможно, не верить в него – абсурдно.

Времена наиболее суеверные были всегда временами ужаснейших преступлений.

Человек, верно служащий на благо своей родины, может и не нуждаться в предках.

Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.

Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле.

Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения – это величайшие на свете чудеса.

Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвертое убивает.

Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения.

История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Соперничество – пища для гения.

Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.

Предрассудки – разум глупцов.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины.

Ни на что не годится тот, кто годится только для себя.

Труд устраняет скуку, порок и нищету.

Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве.

Суеверные в обществе – то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.

Великие дела всегда вершатся с не менее великими препятствиями.

Чтение без размышления уверяет в том, что вы много знаете, а осмысленное чтение с размышлениями дает ясное представление о том, что это далеко не так.

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.

Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.

Главное – ладить с самим собой.

Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит нас на скуку.

Глаза дружбы редко ошибаются.

Платье внушает глупцам уважение.

Величие разума заключается в способности жить в мире и согласии с теми, кто его не имеет.

Во все времена и во всех странах и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло.

Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера.

Как-то у Вольтера спросили: где бы он хотел быть после смерти – в раю или в аду? Он ответил: “В раю климат лучше, но в аду компания настолько приятнее!”.

Люди легко верят тому, чего страстно желают.

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.

Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики – мыслить.



просмотров