Значение солнца в древней мифологии. Обожествление солнца у разных народов. Значение солнца для человечества

Значение солнца в древней мифологии. Обожествление солнца у разных народов. Значение солнца для человечества

Еще в давние времена люди повсеместно поклонялись солнцу. Вокруг него создавали целые культы практически все народы мира. Символ солнца заключали во многие обереги, чтобы получить защиту, обрести счастье или просто пустить капельку света в жизнь.

Значение солнца для человечества

Практически все племена, когда-либо существовавшие на нашей планете, поклонялись небесному светилу. Его считали вечной и могущественной силой, источником неиссякаемой энергии. Люди всегда связывали с солнцем благодать и свои надежды на лучшее будущее.

Благодаря наблюдениям за горящей звездой человечество сделало множество открытий. Это колесо, календарь и другие удивительные вещи. Поэтому неудивительно, что даже современный человек очень часто использует символ солнца в амулетах и татуировках.

Знак солнца в древности

Археологи неоднократно находили наскальные рисунки солнца. В древности люди изображали небесное светило в качестве замкнутого круга с маленькой точкой в центре. Такая самая первая форма символизировала самопознание и цикличность происходящих вещей в мире. Солнечные знаки также наносили на амулеты, украшения, элементы одежды, ими украшали дома. Люди считали горящую звезду неким божеством, поклонялись ей и даже побаивались.

Общий смысл солнечного рисунка заключается в естественном течении времени, которое характерно для всей вселенной. Замкнутый обод круга свидетельствует о бесконечности всего существующего на земле. Такой сакральный смысл люди вкладывали в символ солнца в Египте, Азии, Индии и других древнейших цивилизациях.

Со временем у каждого народа появился свой знак небесного светила, который имел особое значение.

Солнечный символ у народов мира

Ацтекам замкнутый круг служил своеобразным многофункциональным календарем, который имел вид солнечного камня. С его помощью они определяли астрологические данные и узнавали время. Также талисман использовали для гармонизации и познания будущего.

Индейцы верили в солнечного духа, который является прародителем всего и отвечает за круговорот вещей. Амулеты с его изображением давали силу и защиту воинам, согревали в холодные ночи и приносили удачу.

Скандинавы описывали символ как колесо от квадриги самого солнца. Изготавливали его исключительно из золота. А означал он только положительное: благополучие, достаток, здоровье, плодородие и богатый урожай.

Символ солнца в древнем Египте носил оригинальное название - «крылатый диск». Он олицетворял Гора, который встал на борьбу с Сетом. Талисман использовали для защиты от любого негатива, будь то колдовство или физические воздействия.

Славяне любили мастерить наузы - обереги в виде узлов, олицетворяющие солнце. Они выполняли защитные функции и прогоняли темные мысли. Такие амулеты люди активно изготавливают и по сей день.

Рассмотрим славянские символы солнца более подробно.

Ярило

Этого бога изображали в качестве солнца или бородатого старца. Подобный знак наносили для восстановления энергии, равновесия, защиты от любых воздействий, обретения богатства, счастья, хорошего потомства, сохранения здоровья и мужского начала.

Славянский символ солнца очень сильно помогал в семейных делах и считался домашним оберегом. Его как амулет или статуэтку часто помещали в прихожей, спальне, гостиной и кухне. Также образ Ярилы некоторые умельцы вырезали на внешних стенах домов.

Что символизируют лучи

Астрологи не так давно смогли объяснить, что же означают лучи в амулетах. На звездной карте нужно внимательно рассмотреть расположение Малой и Большой Медведицы в полночь во время летнего и зимнего солнцестояния, а также осеннего и весеннего равноденствия. Если от Полярной звезды провести воображаемые линии к этим созвездиям, то как раз получатся солнечные лучи. Можно предположить, что наши предки использовали этот знак для определения местонахождения.

В амулетах лучи заключают в круг, тем самым символизируя непрерывную цикличность бытия. Также они могут быть загнуты по часовой стрелке и в обратном направлении. У славян символ солнца значение может иметь самое различное в зависимости от количества изображенных лучей. Четыре означают огонь, который горит на земле. Шесть лучей символизируют колесо бога Перуна. А восемь представляют мощь солнечного огня.

Солнечный крест

Этот символ имеет четыре луча и олицетворяет природные стихии, а также важные в жизни события: осеннее и весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние. Этот оберег был самым подходящим для хранителей леса и воинов.

Как амулет этот знак носили только зрелые люди, чтобы получить помощь предков для обретения мудрости и воспитания ребенка. Символ солнца в виде креста не давали носить детям, юношам и девушкам, поскольку считалось, что это испортит характер или нарушит психику.

Солнцеворот

Считается очень мощным знаком, поскольку объединяет в себе сразу трех богов - Даждьбога, Ярила и Хорса. Имеет шесть лучей, которые могут быть направлены как по часовой стрелке, так и против нее. Первый вариант относится к летнему солнцестоянию, а второй - к зимнему. Эти символы также называют Грозовиком и Громовиком.

Солнцеворот считается мужским символом, поскольку дает силы для сражений. Если же у женщины боевой характер, то такой оберег ей не навредит. Но обычно девушки носили другие амулеты - лунники. Шестилучевой символ солнца у славян выполнял защитную функцию и приносил победу. Поэтому его изображали повсеместно: на воротах, входных дверях, оружии, воинских знаменах и одежде.

Коловрат

Коловрат - самый популярный среди славянских символов. Он имеет восемь лучей, направленных по часовой стрелке, и замкнутых вкруг. Этот знак лучше всех отражает небесное светило.

Интересное название этого символа легко объясняется. «Коло» означает колесо, круг. А частица «врат» - движение. Получается, что знак коловрат символизирует вращение круга, непрерывность бытия и вечную жизнь. Поэтому люди верили, что этот солярный знак несет только хорошее: богатый урожай, защиту от зла, здоровье и удачу в добрых делах. Славянский символ солнца - коловрат - изображали в виде узора на кухонной утвари, вышивках и предметах домашнего обихода. И сегодня он популярен как амулет, выполняется из различных сплавов или дерева.

Славянские символы и свастика

Часто славянские символы считают исконно фашистскими знаками. Но это в корне неверно.

Если углубиться в историю, то люди повсеместно поклонялись солнцу, а русские и германские народы вообще изначально относились к одному индоевропейскому племени. Изображения с расходящимися лучами были очень популярны, и Гитлер в своей эмблеме взял за основу славянские символы, которые изначально несли лишь позитивный заряд. Фашизм очернил солнечный знак, и теперь весь мир относиться к нему негативно.

Гитлер считал, что символ солнца поможет ему в завоевании мира. Совпадение или нет, но славянские знаки не терпят использования во вред, и фашисты потерпели поражение.

Черное солнце

Также у славян существовал древнейший оккультный символ, о котором знали лишь немногие посвященные волхвы. Тайну знака открывали людям только в тяжелые времена, когда нужно было спасти целые поселения. Сам символ представляет собой правильную окружность, внутри которой заключено двенадцать рун.

Сакральный смысл черного солнца - это разрушение старого для построения лучшего нового. Обладая могущественной силой, талисман раскрывал тайны бытия, расширял границы сознания, давал мудрость и открывал каналы общения с усопшими. Знак также использовали для гадания, подчинения бесов и духов.

Тайный символ солнца у славян считался могущественным и страшным артефактом. Поэтому его использовали очень осторожно и только сведущие люди. От неопытных рук его просто скрывали.

Создание амулета

Славяне считали, что для изготовления солнечного талисмана предпочтительнее использовать золото. Делали его на природе 22 июня ранним утром, когда только забрезжит рассвет. С первыми лучами готовое украшение опускали в родниковую воду и читали заговор. Доставали талисман перед закатом, а потом прятали в белую ткань до 22 декабря, чтобы он напитался энергией. Амулет можно было носить только после зимнего солнцестояния.

Перед использованием оберег очищали дымом от сжигания таких трав, как зверобой, ромашка и шалфей. После его активировали чтением заговоров. Славянский символ солнца периодически нуждается в подзарядке. Поэтому раз в месяц амулет оставляли на свету или перед горящей свечой.

Солнечные обереги активно используют и по сей день в надежде изменить жизнь к лучшему или просто получить защиту от зла.


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.

Конечно, глядя на библейские сюжеты о Творении Земли, Солнца, Луны и звезд, так и хочется кольнуть вопросом-другим: чем же освещалась Земля в первые три дня Творения, если Солнце еще не существовало? Свет сам по себе? И каким образом Светило появилось в четвертый день, если оно, по мнению ученых, старше Земли?.. Но так ли безгрешна в своих суждениях наука? Все ли космические таинства ею разгаданы?! Ведь даже абстрагируясь от всего прочего, наука вынуждена признать: да, солнечно-земные связи не без неожиданностей. Странностей хватает. Скажем, известно, что Солнце притягивает свои спутники, которым - дабы не рухнуть в пекло Светила - надлежит двигаться достаточно быстро, но не слишком быстро - иначе они сгинут в межзвездных далях. То есть вращающиеся вокруг Светила небесные тела должны уложиться в четкие границы между состояниями «падения» и «убегания».

Так вот, оказывается, скорость менее трех километров в секунду для Земли - это гибель в солнечном пламени, а скорость, превышающая 42 километра в секунду, - прощание с Солнечной системой, вечный мрак и холод. Однако, по не ведомым нам причинам, скорость вращения нашей планеты далека от обеих крайностей, является промежуточной и самой надежной - около 30 километров в секунду! Не может не занимать и другое. Возникнув, Земля не просто находит свое место под Солнцем, а занимает наиболее уютную - исключительную нишу во Вселенной. Окажись она дальше от Солнца или, напротив, несколько ближе к нему, то ее наверняка бы ожидала горькая судьба Марса или не менее печальная участь Венеры. Словом, что бы мы ни извлекли из космологической схемы Солнце - Земля увидим, что сей мир, рожденный из «зияющей пустоты, именуемой Хаосом», обустроен достаточно разумно и тонко - с расчетов, что Солнце для нас куда больше чем сияющий на тверди небесный свет.

Уже шумеры главным богом видели бога Солнца Уту, который почитался как судья, хранитель справедливости и истины, помощник, личный бог-хранитель эпических героев первой династии Урука. И у вавилонян солнечный бог Шамаш считался одной из величайших сил мира, враждебной и благодетельной одновременно, то есть он представлялся двуликим богом: добрым и злым. Что примечательно, если в Финикии и ее колониях кроткому весеннему солнечному божеству Аштарет, родительнице и хранительнице жизни, жертв не приносили, то лютому Солнцу - истребителю Баалу-Молсху, посылающему засуху, чуму, войну и междоусобицы, во времена тех иле иных бедствий приносились многочисленные человеческие жертвы. Не удивительно, что и у персов среда богов первое место занимал Митра - солнечный бог справедливости, верности и правды. Он же - «дающий жизнь». Древнейшие сведения о Митре содержатся в «Авесте». Причем Митра - устроитель не только социального, но и природного Космоса.

По утверждениям науки, египтяне еще за 4000- 5000 лет до нашей эры верили в одушевленные небесные светила, однако сама вера возникла задолго до указанной эпохи. В Египте главенствовало учение о силе света и Солнце почиталось главным божеством. Это был бог Ра в Илиополе: Атум - в Эдфу и так далее. Собственно, и сам Египет получил название от посвящения его богу Солнца — означал «дом божественной субстанции Ра». Вот фрагмент одного из древнеегипетских гимнов Солнцу, сложенного 3500 лет назад.

Великолепно твое появленье на горизонте.
Воплощенный Атон, жизнетворец!..
Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на Земле.
На лицах людей твой свет…
Ты - единый творец, равного нет божества!
Землю ты создал по нраву себе.

Преклонение пред богом Солнца побудило египтян еще в легендарное время к наблюдениям за Светилом и попыткам создания солнечной теории. Результатом этого и явилось счисление времени. То есть египтяне как бы реализовали замысел Творца. Как бы там ни было, но им весьма рано удалось определить продолжительность года в 365,5 дня! У египтян Светило символизировало начало и источник всех вещей во Вселенной. Еще до 1400 года до нашей эры египетский фараон Аменхотеп IV, или «блеск солнечного диска», просветленный реформатор Египта, выдвинул Солнце на первый план как высочайшее начало в природе. Заметьте: воззрения Аменхотепа IV, которые, кстати, изложены в чудесном гимне, посвященном Солнцу, на 3200 лет (!) опередили научные доказательства главенствующей роли Светила.

Безо всякой натяжки можно утверждать, что никто не оказал такого влияния на образ мышления, творчество, космологию, культуру древних греков, как сын титанов Гипериона и Фейн - Гелиос. Это ему была возведена тридцатишестиметровая статуя «Колосс Родосский», ставшая пятым чудом света! В мифах «всевидящий» Гелиос - древнейшее олимпийское божество, которое своей стихийной силой дарует жизнь, и наказывает слепотой преступников, при этом он видит дела и богов и людей, но чаще всего дурные. Его потомство отличалось дерзностным нравом и склонностью к колдовским демоническим силам. Что же касается центральной идеи о Солнце как первооснове всего сущего, то она сильнее всего звучит в философских системах и воззрениях, нежели в тогдашней науке и мифотворчестве!

Инки также были поклонниками Светила и называли себя его детьми, принося ему человеческие жертвы. И в Индии Солнцу отдавалось бесспорное предпочтение. По числу упоминаний «Ригведе» земной бог огня Агни занимает второе место после Индры. Сама же жизнь в древнеиндийской мифологии представлялась как пламя. Поэтому солнечные божества Сурья и Савитар считались главнейшими богами, что перекликается как с сущностью китайского мировоззрения, так и с солнцепоклонничеством японцев.

Обратившись к древним легендам и сагам северных народов, увидим, что и здесь главенствует Светило - Соль. Такое же имя у римского бога Солнца, причем если его культ до второго века в основном был распространен среди крестьян, то затем он становится одним из ведущих в империи, когда в его образе сочетались не только религиозно-философские учения о Солнце как верховном боге, но и представления о Солнце как блюстителе справедливости.

«По умрьтвии же Феостовъ егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именем Солнце, егожъ наричють Дажьбогь. Солнце же царьоынъ Свароговъ еже есть Даждьбог». Приведенный фрагмент из «Хроники» Иоанна Малалы, находящийся в Ипатьевской летописи, и другие контексты свидетельствуют, что Даждьбог, входивший в состав так называемого Владимирова пантеона, с одной стороны, почитался как родоначальник, а с другой - покровитель древнерусского этноса, который, в свою очередь, может трактоваться как богатство, наследие Даждьбога. Что примечательно: и у славян Светило почиталось божеством благим, милосердным, но между тем оно наделялось и карательными функциями, являлось карателем всякого зла, нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла - неправды и нечестия!

В своей работе «Солнце в мифах и философии», профессор Александр Чижевский замечает: «В великолепии творческого гения древних мы видим не «наивные и жалкие сказки, которыми тешилась интуитивная мысль человека в былые времена», а многовековой коллективный опыт одареннейших народов, итог логической работы пытливых и неустанных наблюдателей природы, изумляющие по широте охвата натурфилософские синтезы, претворенные гениальными художниками в глубокие и тончайшие системы символов, которые и до сих пор не может дешифровать историческое знание при всех своих изощреннейших методах исследования.

Недаром же одно из величайших космогонических обобщений - гелиоцентризм - уже за 2100 лет до нашего времени имел апологетов в лице знаменитого астронома Аристарха Самосского (310-250 гг. до н. э.), изложившего свою гелиоцентрическую теорию в сочинении «Proportioness», к сожалению, не дошедшем до нас. Можно думать, что еще задолго до Аристарха Самосского идея о верховенстве Солнца над всей системой доминировала в умах астрономов того времени… За 1700 лет до Коперника сущность гелиоцентрической теории была известна, и несомненно, что толчком к возникновению гелиоцентризма послужила та же древняя теория о главенстве Солнца - теория, которой, очевидно, симпатизировала аполлиническо-солнечная душа древнего грека.

Достаточно было, однако, толчка мысли, чтобы исключительно путем правильных логических выводов греки за 100-200 лет пришли к тем выводам, на которые для всей остальной христианской Европы потребовалось 17 веков и принятие которых встретило огромное сопротивление религиозной догмы и буйство умственной нищеты…

Достаточно было понять, что Солнце является главною причиной самых существенных явлений окружающего мира, чтобы по аналогии прийти к признанию того, что и все прочие явления в мире зависят в той или иной мере от единой причины - Солнца. Даже те явления, зависимость которых от Солнца большею частью была недоступна непосредственному наблюдению, стали путем логического процесса сводиться к той же причине - Солнцу. И вот мы видим, что в истории античного мира настал такой момент, когда к Солнцу как первоначальной причине были сведены все явления природы и все обобщены в нем. Это был момент оформления идеи о главенстве Солнца в стройную философскую теорию, которая наложила неизгладимую печать на всем мышлении античного человека и отголоски которой побудили мысль человека к поискам научной мысли».

Хоть и утопали во мраке язычества и поклонялись не единому Богу, а целому пантеону богов, представляющих собой силы природы, были между тем людьми неглупыми и весьма наблюдательными. Они заметили, например, что каждому времени года соответствует своя, определённая фаза небесного светила. Вот только вывод сделали несколько поспешный ― если характер солнца меняется четырежды в год, значит, и богов, им повелевающих, должно быть четверо.

Четырёхликий бог солнца у славян

Логика их рассуждений была проста и по-житейски понятна. Не мог же в самом деле один и тот же бог устраивать летом жару, от которой выгорала земля, а зимой позволять морозам сковать природу льдом. Вот и возложили ответственность за всё происходящее в годичном цикле на четырёх богов ― Хорса, Ярилу, Даждьбога и Сварога. Таким образом, бог солнца в славянской мифологии получился четырёхликим.

Бог зимнего солнца

Новый год у наших предков наступал в день зимнего солнцестояния, то есть в конце декабря. С этого дня и до весеннего солнцестояния в свои права вступал Хорс. Этот бог солнца у славян имел вид некоего мужа средних лет, облачённого в плащ лазурного цвета, под которым виднелась рубаха, сшитая из грубого полотна, и такие же порты. На его румяном от мороза лице всегда лежала печать грусти от сознания своего бессилия перед ночными холодами.

Однако он был вполне способен усмирить метели и вьюги. При появлении его на небосклоне они почтительно затихали. Хорс любил в свою честь шумные празднества, сопровождавшиеся хороводами, пением и даже купанием в прорубях. Но была у этого божества и тёмная сторона ― одно из его воплощений отвечало за лютые зимние морозы. У славян днём Хорса считалось воскресенье, а металлом ― серебро.

Весенний и легкомысленный бог

С наступлением весны Хорс удалялся на покой, а его место занимал Ярило ― следующий по очереди бог солнца у славян. Он царствовал вплоть до летнего солнцестояния. В отличие от скромного на вид Хорса, Ярило представлялся в виде молодого голубоглазого красавца с золотистыми волосами. Живописно украшенный алым плащом, он восседал на огненном коне, отгоняя запоздалые холода пылающими стрелами.

Правда, ещё в те времена злые языки приписывали ему определённое сходство с любвиобильным греческим богом Эросом и даже с Вакхом ― богом вина и шумных веселий. Возможно, что и была в том доля истины, ведь под лучами весеннего солнца кружил хмель сладострастия буйные головы наших предков. За это и называли его славяне богом молодости и (понизив голос) любовных утех.

Летний повелитель солнца

Но проходили весенние дни, и в свои права вступал следующий бог солнца. У восточных славян он изображался самым величественным и полным достоинства повелителем дневного светила. Имя его было Даждьбог. Он вершил свой путь по небу, стоя в колеснице, запряжённой четвёркой златогривых крылатых коней. Сияние от его щита было тем самым солнечным светом, который озарял землю в погожие летние дни.

Почитание Даждьбога у наших предков было столь широким, что следы его капищ были обнаружены учёными при раскопках большинства древнерусских городищ. Характерной особенностью его культа является наличие рун ― образцов древней сакральной письменности, предназначенных для защиты их владельца от злых сил и помощи во всех начинаниях. Необычен и знак Даждьбога ― солярный квадрат. Это равносторонний четырёхугольник, в который вписан крест с загнутыми под прямым углом краями.

Осенний бог

И наконец, последний бог солнца в легендах славян - это Сварог. Вся осень с её ненастными днями и первыми ночными заморозками была периодом его царствования. Согласно легендам, Сварог принёс людям много полезных и нужных знаний. Он научил их добывать огонь, ковать металл и обрабатывать землю. Даже привычный в крестьянском хозяйстве плуг является подарком Сварога. Хозяек же он научил делать из молока сыр и творог.

Сварог ― самый старый бог солнца у древних славян. Он нарожал сыновей, которые пополнили собой пантеон языческих богов и вообще успел очень многое за свою жизнь. Но старость берёт своё, и поэтому его осеннее солнце холодное и тёмное. Как все старики, Сварог любит погреться. Его капищем (местом поклонения) может служить любая кузница или просто печь ― было бы лишь тепло старым костям. Это имеет подтверждение и в находках археологов. Его изображения встречались, как правило, в местах, где прежде разводился огонь.

Древнеславянский бог Ра

В заключение следует упомянуть, что известен и ещё один бог солнца у славян. О нём сохранились лишь отголоски древних легенд. Согласно этим сказаниям, он носил то же самое имя, что и его египетский аналог Ра, и являлся отцом двух языческих богов ― Велеса и Хорса. Последний, как мы знаем, пошёл по стопам отца и со временем занял его место, правда, ограничившись лишь царствованием в зимний период. Сам же бог Ра не умер, а, согласно легенде, достигнув старости, превратился в большую и полноводную реку, именуемую Волгой.

Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.

При изучении нового предмета НРК – Литературы Красноярского края мы увидели необычное изображения солнца, изображение солнца коренными народами Севера совершенно не напоминало привычный нам образ. На уроках окружающего мира, мы знакомились с изображением солнца в нашей русской культуре, и оба эти образа были противоположными. Мы заинтересовались – почему?

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние национальности народа и его условий жизни на изображение предметов окружающего нас мира.

Целью – проследить изменения образа солнца от древних славян до современности. Поэтому объектом исследования является образ Солнца в творчестве разных народов, а предметом – его образ в славянской литературе и современной русской литературе.

I. Представления древних славян о солнце

На народные представления о Солнце оказывала свое влияние церковь. В древнерусской литературе, особенно в былинах с Солнце сравнивали князя: «Ой, ты князь, Владимир Красное Солнышко» или богатыря, а в песнях и причитаниях XIX в. «светлое» или «красное солнышко» - это родственник или просто любимый человек.

В фольклоре Солнце называют ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях Солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, Солнце- это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, Солнце поднимают на своих крыльях ангелы Божьи.

В славянских поверьях Солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. В полдень и перед тем, как опуститься за горизонт, оно немного замедляет свой ход и отдыхает. На восходе в Пасху Солнце «играет» (переливается разными цветами), радуясь воскресению Христа, а на Ивана Купалу - купается в воде.

1. 1. Солнце в устном народном творчестве

Может быть, поэтому Солнце, часто упоминается в пословицах и поговорках. Не всякий вспомнит сказку или споет песню про Солнце, а пословицу когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что упомянул Солнце в разговоре. Многие пословицы появились в результате наблюдения над жизнью природы и людей, в результате интереса как солнце появляется на небосводе.

▪ Солнышко всходит, барских часов не спрашивает.

▪ Солнышко нас не дожидается.

▪ Запечет красно солнышко и на моем задворке.

▪ Придет солнышко и к нашим окошечкам.

▪ Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

▪ При солнышке тепло, при матери добро.

По народным представлениям, Солнце опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется:

За горушки она за высокия,

За облачка она за ходячии.

К красну солнышку девица во беседушку,

К светлу месяцу она в приберегушку!

В русских песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». В украинских колядках хозяин дома сравнивается с месяцем, его жена - с Солнцем, а звезды - с их детьми; также и в белорусской свадебной поэзии месяц - это мужичина, а Солнце - женщина. В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе:

Мне матушка - красна Солнушка,

А батюшка - светел Месяц,

Братцы у меня - часты Звездушки,

А сестрицы - белы Зорюшки».

В русской свадебной песне: «Ясен месяц - жених, красное солнце - невеста». Русские загадки про Солнце:

▪ Красная девушка по небу ходит.

▪ Красная, девушка в окно глядит.

▪ Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы.

▪ Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Обращаются славяне к образу солнца и в детском фольклоре. В потешках образ солнца упоминается в уменьшительно-ласкательном варианте. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети Солнца:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

1. 2. Художественное изображение солнца

В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ символизировали как колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солнечных знаков, которые, по-видимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х-ХIII вв. , главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, колесо, розетка и др. Такие мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества – приложение 1.

Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. «Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо», У болгар декабрь назывался «коложег», т. е. месяц возжжения солнечного колеса - время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: «Жили в лесу, молились колесу». В народных песнях пели: «Колесом-колесом сонычко в гору йде» - приложение 2.

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы изображали восход и заход Солнца, показанного в виде круга – приложение 3. На одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше - утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги - заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре – приложение 4.

Найти черты коренных народов Севера: долган, ненцев и эвенок, можно в образе Северного Солнца – приложение 5.

В современном искусстве, анимации художники тоже не обходят тему Солнца, изображая его таким, как им подсказывает их фантазия и понимание характера солнца – приложение 6 и 7.

Завораживают людей и фотографии солнца, люди снимают солнце в разных ракурсах, с особой любовью – приложение 8.

Особое место Солнце находит в детском творчестве. Дети начинают рисовать солнышко с самого малого возраста и совершенствуют свои умения на протяжении всего детства – приложение 9.

1. 3. Солнце - божество

Изучив эти данные мы пришли к выводу, что в жизни славян солнце было больше, чем образ, солнце было божеством. В древнеславянской мифологии Солнце предстает в образе двух богов: Даждьбог и Ярило.

Даждьбог - Бог лета и счастья, также известен как: Щедрый бог. Его символом является Солнечный диск, золотого цвета. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он -веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Ярило – Бог плодородия, культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.

Свет и сила Бог Ярило

Красное солнце наше

Нет тебя в мире краше!

Даруй Бог света, теплое лето.

А почему на масленицу угощали именно блинами? Этот обряд связан с огнем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца, люди старались помочь ему повыше забраться на небо, для этого Ярилу –солнце задабривали блинами, по форме, напоминающей солнечный круг. Сопровождалось этот действие закличкой:

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Именно, поэтому наши предки испытывали если не ужас и страх перед Солнцем, то искреннее уважение к нему. До наших дней дошли предания и суеверия связанные с Солнцем.

Во Владимирской губернии при виде восходящего, а также и заходящего Солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились «на солнышко». На него же и молились, находясь в поле, в лесах или лугах. К Солнцу или к восточной стороне, как правило, обращаются в заговорах:

Стану я на сырую землю,

Погляжу я на восточную сторонушку,

Как красное солнышко воссияло,

Припекает мхи-болоты, черные грязи.

Так бы припекала, присыхала обо мне.

1. 4. Суеверия, связанные с солнцем

Почитанием Солнца обусловлено множество правил и запретов: не становись к Солнцу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть Солнце, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз. После захода Солнца не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба.

Пытались древние славяне объяснить, откуда появилось Солнце, так рождались мифы и легенды о Солнце. В легенде «Рождение солнца» солнце предстает в образе отрицательного и злого героя, но так люди пытались пояснить появление Солнечного диска на небе.

И вот появилось солнце и стало убивать людей и сжигать их дома. Хотя люди собрали камни и колья, солнце убивало их, а люди ничего не могли ему сделать.

II. Солнце в современной и классической литературе

В славянском фольклоре Солнце предстает как в женском, так и в мужском образе. В сказках оно живет там, где земля сходится с небом, имеет мать и сестру, похищает себе жену у людей; к Солнцу отправляется человек, чтобы узнать, почему оно восходит веселое, а вечером садится печальное и темное, этот сюжет использован П. П. Ершовым в стихотворной сказке «Конек - Горбунок».

В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей обращается к Солнцу за помощью:

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в совете?. »

В русской народной сказке старик выдает своих дочерей за Солнце, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, Солнце печет их на самом себе.

Фольклорное творчество, и, прежде всего, сказки, всегда могут многое рассказать о народе, который их создал. Все сказки о солнце похожи друг на друга. В каждой народной сказке проявляются особенности ментальности народа, его мироощущения, понимания человека в мире, отношения к добру и злу. "Сказка ложь, да в ней намек", - лучшее тому доказательство из уст самого сказочника.

В сказке К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» Солнце становится на защиту человеку, и показывает читателю, что лаской и добром можно добиться большего, чем угрозами.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

В корякской народной сказке «Сохолылан»Солнце предстает перед нами не образе доброго, ласкового солнца, а трусливым, завистливым получеловеком, полубожеством, не захотевшим из-за красавицы обогревать земли, где находится тундра. Так коряки, пытаются объяснить условия и традиции своего жизненного уклада: вечную мерзлоту и полярную ночь.

Мы будем жить и здесь и немного в тундре. Пусть жители тундры немножко будут видеть меня. Но я буду ходить далеко от них. Пусть ворон помнит об этом.

Увидела дочь Севера, что нет близко солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны вороном, а он бессилен вернуть солнце тундре. Посмеялась она над вороном и ушла к своему отцу Северу. А солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ Солнца используют в своих произведениях многие писатели и поэты всех времен и народов.

Плачет бедный воробей.

Выйди, Солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно.

В поле зернышка не видно!

К. И. Чуковский «Краденое солнце»

Ученики нашего класса попытались изобразить свое солнышко, чтобы показать какой у него характер. Солнышко получилось у всех разное, наверное, оно перенимает черты своего художника, который его изображает.

У подсолнуха забота –

Ни минуты без заботы,

Пока солнышко стоит:

Как радар за самолетом,

Он за солнышком глядит. (В. Мусатов)



просмотров