1 основные понятия и сущность художественной культуры. Введение. Понятие культуры

1 основные понятия и сущность художественной культуры. Введение. Понятие культуры

Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.
Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.
Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны процессы, присущие всем типам общественного производства, а именно:
- производство художественных ценностей;
- функционирования художественных ценностей.
Эти процессы касаются и учреждений искусства, и собственно искусства.
Никакое социальное явление не может быть понят в рамках только одной определенной группы явлений. Понятие художественной культуры выражает принципиально новое отношение к искусству, акцентирует внимание на его социальном функционировании и связанности с системой организаций, управляющих художественным процессом, распространяют и хранят его продукты, готовят художественные кадры. Именно поэтому понятие "художественная культура" должно работать в рамках понимания всего социального контекста, в котором искусство функционирует. Художественное произведение - продукт не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования искусства в обществе. Рассматривая любое произведение искусства, следует учитывать формы его включения в социум и в культурную жизнь.
Сфера художественной культуры - это сфера художественных ценностей, представляющих высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности так или иначе всегда вовлечены в культуру, хотя могут сохранять свою естественную автономию (красота в природе). В данном случае втянутость эстетических ценностей в культуру объясняется тем, что общественная практика, деятельность людей ставят данное природное явление в определенное ценностное отношение к человечеству.
В системе художественной культуры выделяются три ее подсистемы, а именно:
художественное производство и его субъекты (т.е. профессиональные и самодеятельные художники). Художественное производство - это творческое продуцирование художественных ценностей. Для эффективного функционирования субъектов художественного производства важную роль играют организационные формы художественной деятельности (творческие союзы и самодеятельные коллективы. Сюда относится также система художественного образования (художественные вузы и другие учебные заведения, которые готовят профессиональные кадры для искусства), а также разного рода поощрения, стимулирования профессиональных и самодеятельных творцов искусства (смотры, конкурсы, премии, почетные звания и др.).
Художественное производство - это и продуктивное, и активно-движущее начало художественной культуры, состояние которой в первую очередь определяется уровнем развития искусства. Вместе с тем потенциал художественной культуры зависит и от отношения людей к искусству, и от характера их ценностных установок в отношении художественных произведений. Немаловажную роль играет также фактор, связанный с "временными возможностями художественной жизни, поскольку влияние искусства на людей осуществляется в определенном временном промежутке".
художественное потребления и их субъекты (зрители, читатели, слушатели). Сфера художественного потребления - это огромный мир художественных потребностей, вкусов, оценок, идеалов, сложный мир индивидуально-личностного восприятия художественных ценностей, обусловленный различными детерминантами (социальным положением, образованием, возрастом, материальными возможностями удовлетворения художественных потребностей и т.д.);
воспроизведение, тиражирование и распределение уже сделанных художественных ценностей. Иначе говоря, это индустрия тиражирование художественных произведений. Это художественные заведения и средства популяризации художественных ценностей, это пропаганда художественной культуры, эстетическое воспитание и др. По сути данная подсистема выполняет "посреднические" функции между художественным производством и художественным потреблением, между субъектами художественного производства и субъектами художественного потребления.

Важнейшей составляющей существования и функционирования художественной культуры в обществе есть процесс творчества.
Американский философ Э. Фромм называет потребность в творчестве одной из важнейших человеческих потребностей. Животному свойственно пассивное приспособление к миру, люди же пытаются превратить его. Творческий акт всегда является процессом высвобождения и преодоления. В нем присутствует переживание силы. Именно поэтому творчество является неотъемлемой от свободы. Только свободный может творить, отмечает философ.
Личность не может подняться над повседневной прозой жизни без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву. По мнению Фромма, это требование продиктовано наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества индивид объединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы, лишь в котором он только и может чувствовать себя действительно человеком.
Однако глубочайшее сущность творческого акта разворачивается в искусстве, в художественном творчестве. Искусство вообще является преимущественно сферой творческой. Любой творческий художественный акт является частичным превращением жизни. В творческом художественном отношении к миру раскрывается мир иной. Однако процесс и результат творчества несут в себе определенный элемент трагизма, выражающаяся в несоответствии между замыслом и его воплощением. Огромная творческая энергия великих художников никогда не может быть реализована в их произведениях полностью.
Художественные произведения, как правило, рассматриваются как результат специфически духовного восприятия действительности художником и, исходя из этого, его самовыражения. В то же время произведения искусства являются средствами духовного общения между людьми. Художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.
Новые явления художественной культуры рождаются в контексте данной исторической эпохи, национальной культуры, социальной структуры общества и т.д. И своим рождением, и художественным содержанием они представляют собой сложный сплав временного и непреходящего, национального и общечеловеческого. По-настоящему новые художественные явления в определенном смысле опережают свою эпоху, поскольку призваны "служить" не только нынешнему, но и будущем. Они перерастают уровень художественных потребностей своего времени и довольно часто оказываются непонятными этой эпохой. Поэтому одним из направлений и проявлений художественного развития является постепенное преодоление противоречий между художественным произведением и его восприятием, пониманием, оценкой.
Художественная культура каждой эпохи включает в себя явления, социальный и культурный смысл которых является отличным, а иногда и противоположным. Некоторые художественные явления представляют собой культурные реликты, остаточные элементы художественных систем, структур, стилей, которые исчезают. Вместе с тем в художественной культуре обнаруживаются и такие глубинные тенденции социального и художественного прогресса, которые пока еще не имеют прямой связи с текущими задачами времени.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

одна из специализированных сфер культуры, функционально ре-шающая задачи интеллект.-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Изучением Х.к. традиционно занимались филосо-фия и эстетика (как раздел философии) , истор. науки, иск-ведение и лит-ведение. При этом Х.к. рассматрива-лась в основном как совокупность нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич., генетич., историко-хронологич., формально-стилевом, художественно-технол. и иных "внутрихудож." ракурсах по-знания. Осн. акцент делался преимущественно на ана-лизе духовно-мировоззренч. и творч. проблем искусст-ва, на худож. качестве произведений и проф. мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации худож. образов. Более или менее цело-стное представление об искусстве формировалось в осн. эстетикой (философией искусства) в ракурсе осмысле-ния сущности прекрасного и творчества как способа его выражения. Внетворч. аспекты Х.к. (социал., функци-ональные, коммуникативные и пр.) , так же, как и ее место в системе культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций "духовного производства", противопоставляемого мате-риальному. Существ, сдвиг в научном понимании Х.к. произошел с зарождением семиотики и семантики культуры, интерпретировавших всю совокупность объектов Х.к. как систему смыслонесущих текстов, а феномен худож. образа как специфич. тип семантемы, несущей социально значимую информацию. Это позво-лило перейти от чисто субъективных, качественных (в существ, мере художественно-критич.) оценок явлений искусства к более объективированным научным иссле-дованиям признаков и параметров Х.к. Со своей сторо-ны серьезный вклад в объективизацию подходов к изу-чению Х.к. внесла антропология, рассматривавшая воп-росы генезиса и социальных функций худож. деятель-ности у архаич. сооб-в. В последние десятилетия появи-лись также работы по социологии искусства и Х.к. (в первую очередь массовой Х.к.) , существенно расширив-шие ракурс понимания этого феномена в его социаль-но-интегративных и регулятивных функциях. С культурологич. позиций Х.к. структурно включа-ет в себя подсистемы: собственно худож. творчества (как индивидуального, так и группового) ; его организа-ционной инфраструктуры (творч. ассоциации и органи-зации по размещению заказов и реализации худож. продукции) ; его материальной инфраструктуры (произ-водств. и демонстрационные площадки) ; худож. образо-вания и повышения квалификации (включая практику творч. конкурсов) ; организованной рефлексии процес-сов и рез-тов худож. творчества (худож. критика и прес-са, разл. области научного искусствознания) ; эстетич. воспитания и просвещения (совокупность средств сти-мулирования интереса населения к искусству) ; рестав-рации и сохранения худож. наследия; техн. эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции ути-литарного предназначения) ; художественно-творч. са-модеятельности населения; гос. политики в области Х.к. и ряд иных подсистем более частного порядка.

Содержат, ядро Х.к. - искусство (включая худож. лит-ру) как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуля-ции этого знания и социального опыта людей (прежде всего нравств. аспекта их взаимодействий) , порождения и селекции специфич. ценностных установок индивид. и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в худож. образах. Худож. образы при этом построены на вербальной, изобразит., звуковой или пластич. имитации наблюда-емых или представляемых объектов, процессов, колли-зий,ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведе-ния (нередко подаваемых в контрасте с их антиподами) , имеющих в конечном счете дидактич. предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей.

Фактически искусство проектирует мир вообража-емых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации) , выстроенных т. о., чтобы акцентировать внимание людей на тех нравств., этич., эстетич. и иных проблемах, к-рые акту-ализируются в данном произведении. При этом подни-маемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоц. пере-живание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом "обучают" его на этом приме-ре, вызывают в нем стремление к подражанию полю-бившимся ему образам и образцам (т.е. рекомендуемым эталонам) . В отличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его на отд. познаваемые сегменты и объекты, искусство стремится к познанию и образному отображению действительности в ее целос-тном, синтезированном виде посредством создания ее комплексных моделей со специфически расставленны-ми акцентами противопоставления позитивного начала (способствующего консолидации и взаимопониманию людей) негативному (ведущему в конечном счете к со-циальной деструкции и разобщению людей) .

Социокультурные функции искусства и Х.к. в целом в значит, мере связаны, во-первых, с нравств. осмыслением и обобщением социального опыта людей и формиро-ванием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощае-мых в худож. образах. В этой функции Х.к. коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные зада-чи своим специфич. способом. Во-вторых, с задачами со-циализации и инкультурации личности, введения ее в ак-туальную для сооб-ва систему нравств. и эстетич. ценно-стей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств. аспекте реальный социальный опыт человеч. взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравств. опыт, выстроенный на осно-ве придуманных образов и жизненных коллизий. Это ве-дет к существ, расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показат. примеров, рекомендуемых культурных образцов. Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общ-ва, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздей-ствия на сознание людей, отличающихся наиболее массо-вым распространением (в системы массового образова-ния, средств массовой информации, в инструментарий полит, агитации и пропаганды и т.п.) . И в-третьих, важ-нейшей функцией Х.к. является задача проектирования эстетически организованной (в пространств., декоратив-ном, интеллект., эмоц. и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожден-ных искусством художественно-культурных ценностей. Эта функция тесно связывает искусство со сферой мате-риального производства и строительства, на стыке с к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное твор-чество, архитектура и монументальные жанры изобразит. искусства.

И ценностно-социализирующая, и средоорганизующая функции Х.к. были заложены уже в самом истор. происхождении этого явления. В этой связи необходи-мо отметить, что худож. деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творче-ство и мастерство) имеют разл. генезис, специфика к-рого в большой мере определила осн. характеристики Х.к. как целостности. Худож. деятельность зародилась еще в верхнем палеолите (40 тыс. лет тому назад) как элемент магико-ритуальной религ. практики (изобра-зит. и динамич. имитация способов и объектов охоты, символика культа детородных функций женщин и т.п.) , из разного рода этикетных церемоний и способов обу-чения молодежи практич. навыкам охотничьей и иной социальной жизнедеятельности (в устной и демонстрац. формах, превращавшихся также в обрядовые действия) . Так или иначе, но речь шла прежде всего о разл. имита-ционно-игровых формах поведения или изобразит, фик-саций их значимых сущностей. И на протяжении почти всей истории человечества вплоть до конца средневековья худож. деятельность являлась преимущественно отраслью, "обслуживавшей" религ. , полит., образоват. и иные соци-альные функции, выделившись в самостоят, сферу дея-тельности лишь к началу Нового времени. Даже эпоха ан-тичности не являлась в этом смысле исключением, хотя особенный антропоморфный характер античных религий и их атрибутики порождает иллюзию о преобладании светских черт в Х.к. того времени.

Искусство же как особый тип деятельности, отличаю-щейся творчески-инновативным методом производства продукции, повышенным мастерством исполнения и вы-раженными индивидуально-авторскими чертами каждого продукта, являющегося по определению уникальным, не подлежащим вариативному воспроизводству произведе-нием, родилось преимущественно из ремесла в эпоху ста-новления городских цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э. С на-чалом социального расслоения об-ва, с появлением кате-гории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повы-шенным качеством, красотой и иными уникальными ха-рактеристиками, выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с ха-рактерными признаками авторского стиля исполнителя. Процесс постепенного сближения и слияния этой ремес-ленной, декоративно-прикладной деятельности с практи-кой собственно худож. длился на протяжении многих ве-ков, пока не образовался тот синтез худож. образа и ре-месла (мастерства!) его исполнения, к-рое называется ис-кусством в совр. понимании этого слова.

Хотя Х.к. и отличается творчески-инновативным подходом к образному моделированию действительно-сти, она является тем не менее высоконормативной сферой деятельности, постоянно регулируемой эстетич. предпочтениями "социального заказа"" (в т.ч. худож. модой) , выраженными в актуальных суждениях худож. критики и доминирующем худож. стиле; рынком практич. спроса на тех или иных авторов, исполнителей, жанры, произведения и пр.; внутрипроф. критериями качества и мастерства, специфич. технологиями работы с материалом и принципами формирования худож. об-разов, основанными на исторически сложившихся тра-дициях (академизм) , воспроизводимыми прежде всего "классич." худож. образованием, определяемыми на творч. конкурсах, и пр.; философией искусства, форму-лирующей его осн. эстетич. категории, и т.п.

Х.к. - одна из наиболее динамичных в изменчиво-сти своих форм областей культурной практики, чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экон. , полит, и иных условий жизни сооб-ва и связан-ных с ними колебаний "социального заказа" и рынка спроса на ту или иную худож. продукцию. Будучи од-ним из наиболее новаторских направлений в области форм создаваемой продукции, Х.к. одновременно оста-ется и одной из наиболее традиц. сфер культуры в воп-росах социально-нравств. содержания произведений, ориентированных на "вечные ценности" человеч. бы-тия, связанных с устойчивостью осн. антропол. и соци-альных интересов людей и вытекающих из этого нравств. проблем их межличностного взаимодействия, что выра-жается в искусстве в такого же рода устойчивости боль-шого числа "типовых" фабульных коллизий, "кочую-щих" сюжетов, "вечных" образов и тем.

Как и иные специализир. области культуры, Х.к. соци-ально стратифицирована. Ее первонач. разделение на проф. и народное (фольклорное) искусство со временем дополнилось выделением еще более узких зон худож. практики: религ. , аристократич. (элитарной) , детской (для детей) , военной (для военных) , тюремной (силами самих заключенных) и пр. С сер. 19 в. развивается и такое своеобр. явление, как массовая Х.к., в к-рой на вполне проф. уровне худож. мастерства излагается упрощенное, инфантилизированное смысловое содержание, а худож. образы и формы редуцируются к интеллект, и эстетич. уровню самого непритязат. потребителя.

Если на протяжении большей части своей истории Х.к. представляла собой сферу преимущественно инди-вид. творч. усилий, где художник помимо собственно проф. задач сам решал все организац., техн. и иные про-блемы (у крупных мастеров ситуация несколько облегча-лась наличием учеников, на к-рых возлагались разл. под-собные функции) , то в течение Нового и новейшего вре-мени Х.к. постепенно превратилась в развитую индуст-рию изготовления худож. продукции, обеспечение и реа-лизацию к-рой приняли на себя многочисл. служебные подсистемы Х.к., по своему техн. оснащению ныне явля-ющейся одним из наиболее наукоемких производств.

Следует заметить, что Х.к. при любых типах об-ществ. устройства всегда существовала преимуществен-но по законам свободного рынка, развиваясь в услови-ях жесткой творч. конкуренции и "продавая" свою про-дукцию, как правило, по ценам, регулируемым объек-тивным уровнем спроса. Вместе с тем практически во все времена и во всех сооб-вах светские и церковные власти пытались управлять и манипулировать в своих интересах содержанием и формами худож. творчества, прекрасно понимая исключит, идейно-пропагандистскую эффективность воздействия искусства на сознание и психику людей. Проблема взаимоотношений худож-ника и власти всегда была высокоактуальной в культу-рах многих народов и порождала феномен "андеграундного" искусства, не признаваемого властями и домини-рующими обществ, предпочтениями.

Совр. Х.к. постиндустр. стран одна из наиболее раз-витых и высокодоходных индустрий социальных услуг. При очевидном затухании традиций народного фольк-лорного искусства (или, точнее, перемещения практи-ки непроф. худож. творчества из сельской в городскую социальную среду и постепенного слияния этого явле-ния с элементами городской массовой культуры) в Х.к. в целом наметилась тенденция изменения принципа ее внутр. дифференцированности от социально обуслов-ленных жанров к иерархии уровней коммерч. рента-бельности тех или иных худож. феноменов (как "высо-кого", так и "низкого" жанров) . Подобное социальное переструктурирование Х.к. связано прежде всего с фор-мированием нац. Х.к. - явления, не встречавшегося в доиндустр. эпоху. Х.к. характерна прежде всего отсут-ствием выраженных границ социальной стратифициро-ванное(tm) субкультурных явлений, опр. уровнем худож. эрудированности и приобщенности к нац. худож. ценностям практически всех членов сооб-ва, что в конеч-ном счете повышает эффективность социально-интегративной функциональности Х.к. Существ, роль в этом процессе играют средства массового репродуцирования и тиражирования произведений искусства и их дистан-ционная трансляция электронными СМИ.

В целом, хотя в культурной жизни постиндустриаль-ных стран в последние десятилетия наблюдается опережа-ющее развитие явлений массовой Х.к. как наиболее рен-табельной с т. зр. потребит, спроса,"классич." направле-ния Х.к. остаются вполне актуальной областью культур-ной практики и выполняют свои ценностно-креативные, социализирующие и инкультурирующие функции в пол-ном объеме, соответствующем объективным социальным потребностям сооб-в; рассуждения же о кризисе "клас-сич." жанров Х.к. представляются малообоснованными.

Лит.: Худож. культура в докапиталистич. формациях. Л., 1984; Худож. культура в капиталистич. об-ве. Л., 1986; Художественная культура и гуманизация образования. СПб., 1992; Худож. культура и народное творчество. М., 1994; Худож. культура и просвещение России XX века. Екатеринбург, 1995; Худож. культура русской усадьбы. М.. 1995; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

А.Я. Флиер

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Художественная культура

☼ одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллект.-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Изучением Х.к. традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), истор. науки, иск-ведение и лит-ведение. При этом Х.к. рассматривалась в основном как совокупность нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич., генетич., историко-хронологич., формально-стилевом, художественно-технол. и иных "внутрихудож." ракурсах познания. Осн. акцент делался преимущественно на анализе духовно-мировоззренч. и творч. проблем искусства, на худож. качестве произведений и проф. мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации худож. образов. Более или менее целостное представление об искусстве формировалось в осн. эстетикой (философией искусства) в ракурсе осмысления сущности прекрасного и творчества как способа его выражения. Внетворч. аспекты Х.к. (социал., функциональные, коммуникативные и пр.), так же, как и ее место в системе культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций "духовного производства", противопоставляемого материальному. Существ. сдвиг в научном понимании Х.к. произошел с зарождением семиотики и семантики культуры (см. Семиотика , Культурная семантика), интерпретировавших всю совокупность объектов Х.к. как систему смыслонесущих текстов, а феномен худож. Образ а как специфич. тип семантемы, несущей социально значимую информацию. Это позволило перейти от чисто субъективных, качественных (в существ. мере художественно-критич.) оценок явлений искусства к более объективированным научным исследованиям признаков и параметров Х.к. Со своей стороны серьезный вклад в объективизацию подходов к изучению Х.к. внесла Антропология , рассматривавшая вопросы генезиса и социальных функций худож. деятельности у архаич. сооб-в. В последние десятилетия появились также работы по социологии искусства и Х.к. (в первую очередь массовой Х.к.), существенно расширившие ракурс понимания этого феномена в его социально-интегративных и регулятивных функциях. С культурологич. позиций Х.к. структурно включает в себя подсистемы: собственно худож. творчества (как индивидуального, так и группового); его организационной инфраструктуры (творч. ассоциации и организации по размещению заказов и реализации худож. продукции); его материальной инфраструктуры (производств. и демонстрационные площадки); худож. образования и повышения квалификации (включая практику творч. конкурсов); организованной рефлексии процессов и рез-тов худож. творчества (худож. критика и пресса, разл. области научного искусствознания); эстетич. воспитания и просвещения (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству); реставрации и сохранения худож. наследия; техн. эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции утилитарного предназначения); художественно-творч. самодеятельности населения; гос. политики в области Х.к. и ряд иных подсистем более частного порядка.

Содержат. ядро Х.к. – искусство (включая худож. лит-ру) как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей (прежде всего нравств. аспекта их взаимодействий), порождения и селекции специфич. ценностных установок индивид. и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в худож. образах. Худож. образы при этом построены на вербальной, изобразит., звуковой или пластич. имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий, ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведения (нередко подаваемых в контрасте с их антиподами), имеющих в конечном счете дидактич. предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей.

Фактически искусство проектирует мир воображаемых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации), выстроенных т. о., чтобы акцентировать внимание людей на тех нравств., этич., эстетич. и иных проблемах, к-рые актуализируются в данном произведении. При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоц. переживание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом "обучают" его на этом примере, вызывают в нем стремление к подражанию полюбившимся ему образам и образцам (т.е. рекомендуемым эталонам). В отличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его на отд. познаваемые сегменты и объекты, искусство стремится к познанию и образному отображению действительности в ее целостном, синтезированном виде посредством создания ее комплексных моделей со специфически расставленными акцентами противопоставления позитивного начала (способствующего консолидации и взаимопониманию людей) негативному (ведущему в конечном счете к социальной деструкции и разобщению людей).

Социокультурные функции искусства и Х.к. в целом в значит. мере связаны, во-первых, с нравств. осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в худож. образах. В этой функции Х.к. коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфич. способом. Во-вторых, с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для сооб-ва систему нравств. и эстетич. ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств. аспекте реальный социальный опыт человеч. взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравств. опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий. Это ведет к существ. расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показат. примеров, рекомендуемых культурных образцов. Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни об-ва, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, отличающихся наиболее массовым распространением (в системы массового образования, средств массовой информации, в инструментарий полит. агитации и пропаганды и т.п.). И в-третьих, важнейшей функцией Х.к. является задача проектирования эстетически организованной (в пространств., декоративном, интеллект., эмоц. и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Эта функция тесно связывает искусство со сферой материального производства и строительства, на стыке с к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура и монументальные жанры изобразит. искусства.

И ценностно-социализирующая, и средоорганизующая функции Х.к. были заложены уже в самом истор. происхождении этого явления. В этой связи необходимо отметить, что худож. деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творчество и мастерство) имеют разл. генезис, специфика к-рого в большой мере определила осн. характеристики Х.к. как целостности. Худож. деятельность зародилась еще в верхнем палеолите (40 тыс. лет тому назад) как элемент магико-ритуальной религ. практики (изобразит. и динамич. имитация способов и объектов охоты, символика культа детородных функций женщин и т.п.), из разного рода этикетных церемоний и способов обучения молодежи практич. навыкам охотничьей и иной социальной жизнедеятельности (в устной и демонстрац. формах, превращавшихся также в обрядовые действия). Так или иначе, но речь шла прежде всего о разл. имитационно-игровых формах поведения или изобразит. фиксаций их значимых сущностей. И на протяжении почти всей истории человечества вплоть до конца средневековья худож. деятельность являлась преимущественно отраслью, "обслуживавшей" религ., полит., образоват. и иные социальные функции, выделившись в самостоят. сферу деятельности лишь к началу Нового времени. Даже эпоха античности не являлась в этом смысле исключением, хотя особенный антропоморфный характер античных религий и их атрибутики порождает иллюзию о преобладании светских черт в Х.к. того времени.

Искусство же как особый тип деятельности, отличающейся творчески-инновативным методом производства продукции, повышенным мастерством исполнения и выраженными индивидуально-авторскими чертами каждого продукта, являющегося по определению уникальным, не подлежащим вариативному воспроизводству произведением, родилось преимущественно из ремесла в эпоху становления городских цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э. С началом социального расслоения об-ва, с появлением категории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повышенным качеством, красотой и иными уникальными характеристиками, выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с характерными признаками авторского стиля исполнителя. Процесс постепенного сближения и слияния этой ремесленной, декоративно-прикладной деятельности с практикой собственно худож. длился на протяжении многих веков, пока не образовался тот синтез худож. образа и ремесла (мастерства!) его исполнения, к-рое называется искусством в совр. понимании этого слова.

Хотя Х.к. и отличается творчески-инновативным подходом к образному моделированию действительности, она является тем не менее высоконормативной сферой деятельности, постоянно регулируемой эстетич. предпочтениями "социального заказа" (в т.ч. худож. модой), выраженными в актуальных суждениях худож. критики и доминирующем худож. стиле; рынком практич. спроса на тех или иных авторов, исполнителей, жанры, произведения и пр.; внутрипроф. критериями качества и мастерства, специфич. технологиями работы с материалом и принципами формирования худож. образов, основанными на исторически сложившихся традициях (академизм), воспроизводимыми прежде всего "классич." худож. образованием, определяемыми на творч. конкурсах, и пр.; философией искусства, формулирующей его осн. эстетич. категории, и т.п.

Х.к. – одна из наиболее динамичных в изменчивости своих форм областей культурной практики, чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экон., полит. и иных условий жизни сооб-ва и связанных с ними колебаний "социального заказа" и рынка спроса на ту или иную худож. продукцию. Будучи одним из наиболее новаторских направлений в области форм создаваемой продукции, Х.к. одновременно остается и одной из наиболее традиц. сфер культуры в вопросах социально-нравств. содержания произведений, ориентированных на "вечные ценности" человеч. бытия, связанных с устойчивостью осн. антропол. и социальных интересов людей и вытекающих из этого нравств. проблем их межличностного взаимодействия, что выражается в искусстве в такого же рода устойчивости большого числа "типовых" фабульных коллизий, "кочующих" сюжетов, "вечных" образов и тем.

Как и иные специализир. области культуры, Х.к. социально стратифицирована. Ее первонач. разделение на проф. и народное (фольклорное) искусство со временем дополнилось выделением еще более узких зон худож. практики: религ., аристократич. (элитарной), детской (для детей), военной (для военных), тюремной (силами самих заключенных) и пр. С сер. 19 в. развивается и такое своеобр. явление, как массовая Х.к., в к-рой на вполне проф. уровне худож. мастерства излагается упрощенное, инфантилизированное смысловое содержание, а худож. образы и формы редуцируются к интеллект. и эстетич. уровню самого непритязат. потребителя.

Если на протяжении большей части своей истории Х.к. представляла собой сферу преимущественно индивид. творч. усилий, где художник помимо собственно проф. задач сам решал все организац., техн. и иные проблемы (у крупных мастеров ситуация несколько облегчалась наличием учеников, на к-рых возлагались разл. подсобные функции), то в течение Нового и новейшего времени Х.к. постепенно превратилась в развитую индустрию изготовления худож. продукции, обеспечение и реализацию к-рой приняли на себя многочисл. служебные подсистемы Х.к., по своему техн. оснащению ныне являющейся одним из наиболее наукоемких производств.

Следует заметить, что Х.к. при любых типах обществ. устройства всегда существовала преимущественно по законам свободного рынка, развиваясь в условиях жесткой творч. конкуренции и "продавая" свою продукцию, как правило, по ценам, регулируемым объективным уровнем спроса. Вместе с тем практически во все времена и во всех сооб-вах светские и церковные власти пытались управлять и манипулировать в своих интересах содержанием и формами худож. творчества, прекрасно понимая исключит. идейно-пропагандистскую эффективность воздействия искусства на сознание и психику людей. Проблема взаимоотношений художника и власти всегда была высокоактуальной в культурах многих народов и порождала феномен "андеграундного" искусства, не признаваемого властями и доминирующими обществ. предпочтениями.

Совр. Х.к. постиндустр. стран – одна из наиболее развитых и высокодоходных индустрий социальных услуг. При очевидном затухании традиций народного фольклорного искусства (или, точнее, перемещения практики непроф. худож. творчества из сельской в городскую социальную среду и постепенного слияния этого явления с элементами городской массовой культуры) в Х.к. в целом наметилась тенденция изменения принципа ее внутр. дифференцированности от социально обусловленных жанров к иерархии уровней коммерч. рентабельности тех или иных худож. феноменов (как "высокого", так и "низкого" жанров). Подобное социальное переструктурирование Х.к. связано прежде всего с формированием нац. Х.к. – явления, не встречавшегося в доиндустр. эпоху. Х.к. характерна прежде всего отсутствием выраженных границ социальной стратифицированности субкультурных явлений, опр. уровнем худож. эрудированности и приобщенности к нац. худож. ценностям практически всех членов сооб-ва, что в конечном счете повышает эффективность социально-интегративной функциональности Х.к. Существ. роль в этом процессе играют средства массового репродуцирования и тиражирования произведений искусства и их дистанционная трансляция электронными СМИ.

В целом, хотя в культурной жизни постиндустриальных стран в последние десятилетия наблюдается опережающее развитие явлений массовой Х.к. как наиболее рентабельной с т. зр. потребит. спроса, "классич." направления Х.к. остаются вполне актуальной областью культурной практики и выполняют свои ценностно-креативные, социализирующие и инкультурирующие функции в полном объеме, соответствующем объективным социальным потребностям сооб-в; рассуждения же о кризисе "классич." жанров Х.к. представляются малообоснованными.

Лит. : Худож. культура в докапиталистич. формациях. Л., 1984; Худож. культура в капиталистич. об-ве. Л., 1986; Художественная культура и гуманизация образования. СПб., 1992; Худож. культура и народное творчество. М., 1994; Худож. культура и просвещение России XX века. Екатеринбург, 1995; Худож. культура русской усадьбы. М.. 1995; Каган М.С. - (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

- ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… … Энциклопедия культурологии

Современная энциклопедия

Культура - (от латинского cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от лат. cultura возделывание воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их… … Большой Энциклопедический словарь

Исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.… … Исторический словарь

Ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. 2.… … Энциклопедический словарь


У понятия «культура» сотни действующих определений. Большинство из них трактуют культура, как способ бытия человека в мире.

Всамом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты - религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало - идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму.

Материальн. и духовн. культуры сливаясь образуют художественный образ .

Художественный образ - обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления.

Например, в таких ярких художественных образах мировой литературы, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Гобсек, Фауст и т.д., в обобщенном виде переданы типические черты человека, его чувства, страсти, желания.

Художественный образ являетсянаглядным , т.е. доступным для восприятия, ичувственным , т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Поэтому можно сказать, что образ выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни. При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа - писатель, поэт, художник или артист - не просто пытается повторить, «удвоить» жизнь. Он ее дополняет, домысливает по художественным законам.

Культура - В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение"). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному". "Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. "Культура" как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

Функции культуры:

    Познавательная (накопление и передача знаний)

    Информационная (представляет информацию о человеке того времени)

    Регулятивная (регулировка форм поведения, нравы, обычай, традиции)

    Оценочная (формир. системы ценностей)

Задачи культуры:

    Передача знаний, ценностей через поколения.

    Очеловечивание природы, как среды обитания.

Понятие искусства

    в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;

    в широком - высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство - особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки - звук, для изобразительного искусства - цвет, для скульптуры - объем.

Цель искусства двойственна: для творца - это художественное самовыражение, для зрителя - наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью.

Искусство - важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство - художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Искусство понимают и в трех значениях:

    в широком смысле – художественное творчество (литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец, театр, кино.)

    в узком смысле – только изобразительное искусство.

    Как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Функции искусства:

    эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

    социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

    компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

    гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

    познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

    прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

    воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Виды искусства: (это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства - звук, цвет, телодвижение, слово и т.д)

Первичной формой искусства был особыйсинкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности - роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы - драма, эпос и лирика и многочисленные жанры - трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки - опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца - вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили - готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, - посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств - оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

    по количеству использованных средств - простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

    по соотношению произведения искусства и реальности - изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

    по отношению к пространству и времени - пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);

    по времени возникновения - традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

    по степени применимости в быту - прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Культурные стили:

Стиль формируется на основе общности системы, средств худ. выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейно-худож. содержания.

Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра. Говоря о индивидуальном стили можно говорить о творческой манере писателя.

Стиль также применяют для обозначения целых эпох. Различают

    Романский стиль

    Готический

    Ренессанский

  1. Классицизм и др.

В 19 веке развитие искусства определялось сложными взаимоотношениями, и зачастую переплетениями таких сложных стилевых худ. направлений, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Искусство обязано соответствовать 2 критериям:

    Должно обладать познавательной ценностью

    Эстетической ценностью

    Нравственной ценностью.

Истина, добро, красота.

2.Культура в первобытнообщинном обществе (материальная и духовная культура, наскальная живопись, скульптура и др.).

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века - поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.). Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым сталhomo sapiens, или «человек разумный».

Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи.

Художественная культура выступает одним из важнейших компонентов духовной культуры. Вместе с познавательной, религиозной, моральной, политической культурой она призвана формировать внутренний мир человека, способствовать развитию человека как творца культурных ценностей. Ядром художественной культуры является искусство как форма художественно-образной интерпретации действительного и мнимого. Виды искусства - литература, театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка благодаря использованию различных средств выразительности осваивают действительность в форме неповторимо-индивидуального художественного образа. Эти формы могут быть разными - от метафорической к реалистичной, и они всегда отражают судьбу людей и народов, идеи и проблемы своего времени.

В повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура- это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства (искусство включено в качестве составного элемента в различные виды деятельности и выполняет несколько важнейших для архаических культур функций - это и элемент магических ритуалов, и собственно эстетическая деятельность, и особый род познания действительности).

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах - и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

  • 1) практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)
  • 2) художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)
  • 3) создание произведений искусства - творческая деятельность
  • 4) восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля - начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Важную роль играет просветительский потенциал массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры, однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором - произведением - и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства).

Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Искусство - это сложная функционирующая система, логика развития которого не может быть сведена к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия. культура хореографический художественный танец

Можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния общества и его основных институтов (например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства - во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства--являлась идеология).

Логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства от способа общественного производства, от доминирующих в данной культуре духовных ценностей. Т.е. это определенная самостоятельность развития искусства, возможность его прорыва в сферу нового, неизвестного в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит, в конечном итоге, к расширенному воспроизводству всей культуры.

Кроме этого, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются абсолютно полнокровно и динамично, а другие уходят в тень. Более того, некоторые произведения искусства способны оказывать радикальное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр этого воздействия необычайно широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения.

Искусство - это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. Это, прежде всего, творчество, т. е. инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда - одна из самых острых проблем существования искусства - ощущение исчерпанности формы, боязнь эпигонства, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства - это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория «прекрасного», которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированны по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал «прекрасного». Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на формирования идеала прекрасного, являются:

  • 1) природные условия, характерные для данной конкретной культуры;
  • 2) некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии;
  • 3) художественные традиции данного исторического типа культуры;
  • 4) национальное представление об идеале «прекрасного»;
  • 5) социально-классовое понятие «прекрасного».

Искусство является одним из основных составных частей художественной культуры. Соответственно культура и искусство (как ее подсистема), выполняют одинаковые функции:

  • 1) общественно-преобразующую;
  • 2) познавательно-эвристическую;
  • 3) художественно-концептуальную;
  • 4) предвидения;
  • 5) информационную и коммуникативную;
  • 6) воспитательную;
  • 7) внушения;
  • 8) эстетическую;
  • 9) гедонистическую.
  • 1. Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Проявляется в том, что художественное произведение осуществляет идейно - эстетическое воздействие на людей, включает их в целостно направленную деятельность и тем самым участвует в преобразовании общества. Кроме того, сам процесс творчества - это преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов из реальной жизни. Любой материал, с которым работает художник, подлежит переработке, в результате которой появляется новое качество. Некоторые научные школы отрицают или умаляют возможность участия искусства в преобразовании существующего мира. Они сводят значимость искусства к выполнению компенсаторной функции - искусство в сфере Духа помогает восстановить утраченную гармонию. Такое действие присуще искусству, но идеи талантливого художника рано или поздно "будят" сознание аудитории, заставляют ее по-новому воспринять привычное явление.
  • 2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение). Несмотря на то, что крупнейшие философы мира Платон и Регель считали искусство нижней формой познания истины, которая не может вступать в соперничество ни с философией, ни с религией, все же познавательные возможности искусства огромные. Искусство способно исследовать те стороны жизни, которые недоступны науке. Искусство осваивает богатство предметно-чувственного мира, открывает новое в уже известных вещах, в обычном-необычное.
  • 3. Художественно-концептуальная (искусство как анализ состояния мира). Искусство стремится к глобальному мышлению, решению общемировых проблем, осмыслению состояния мира. Художника интересует и судьба его героев, и человечества в целом, он мыслит в масштабах Вселенной и истории, с ними согласовывает свое творчество. В современной науке сильное и антиинтеллектуальное течение, которое идет от интуитивизма Анри Бергсона, в психологии - от Зигмунда Фрейда, в искусстве - это текущий сюрреализм, который признает "автоматическое письмо", "эпидемию сна", "отключение ума".
  • 4. Функция прогнозирования. В данном случае речь идет об использовании интуиции. Если ученый делает вывод индуктивным путем, то художник способен образно представить себе будущее. Художник, опираясь на интуицию, может достоверно предсказать будущее путем экстраполяции - вероятного продолжения линии развития уже существующего
  • 5. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и общение). Анализ именно этой функции искусства лежит в основе современных эстетических теорий, которые разрабатываются семиотикой и др. Искусство рассматривается как своеобразный канал связи, как знаковая система, которая несет информацию. При этом информационные возможности художественного языка оказываются значительно шире, эмоционально сильнее, чем разговорная речь.
  • 6. Воспитательная (формирование целостной личности). Воспитательное значение философии заключается в воздействии на формирование мировоззрения, политики - на политические взгляды, а вот искусство влияет комплексно и на разум, и на душу человека, формирует целостную личность. Искусство влияет на личность через эстетический идеал, который проявляется как в положительных, так и отрицательных образах.
  • 7. Функция внушения. Искусство способно внушать способ мышления, чувства, почти гипнотическое влияние на человеческую психику. Особенно эта его способность проявляется в сложные периоды истории
  • 8. Эстетическая (формирование ценностных ориентаций). Под влиянием искусства формируются эстетические вкусы, пробуждается творческое начало личности, ее желание творить по законам красоты.
  • 9. Гедонистическая (функция наслаждения). Эта функция связана с тем, что существует игровой аспект художественной деятельности. Игра как проявление свободы приносит эстетическое наслаждение, радость, духовное вдохновение.

Таковы важнейшие функции искусства, хотя их перечень не ограничивается названными. Несмотря на отсутствие прямой прагматической целесообразности существования людей без искусства невозможно. Искусство формирует личность всесторонне, формирует моральные принципы, эстетические вкусы, расширяет кругозор, знания, воображение, фантазию. Всеобщая потребность в искусстве следует, по словам немецкого философа Г.Гегеля, из разумного стремления человека духовно освоить внутренний и внешний миры, представив их как предмет, в котором он узнает собственное "Я".

Подводя итог, можно сделать выводы, что художественная культура - это многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности, «опредмечивание» и «распредмечивание» эстетической информации. Художественная культура - это создание, распространение (с помощью каналов и средств массовой коммуникации), коллективное и индивидуальное восприятие, духовное и материальное освоение эстетических, художественных ценностей. Все звенья и слагаемые динамики художественной культуры взаимно предполагают и опосредуют друг друга, образуя сложно структурированную систему.



просмотров