Архитектура османской империи. Архитектура турции Ранний Османский период

Архитектура османской империи. Архитектура турции Ранний Османский период


Османская архитектура (или, как ее называют, турецкая)- это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор – возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн.

Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство.

И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций.

Историческая справка:

В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.


Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы.

И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Ранний Османский период

Начиная с создания первых Османских бейликов,1300-1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением.


На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу джами (1396-1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть в Бурсе Улу Джами была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной.

После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле.

Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязида II (1501-1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

Классический период

В ходе классического периода (1437-1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

Великий зодчий Синан

Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы.

Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550-1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Мечеть Селимийе (1568-1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора.

Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран.

Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561-1563), мечеть Михриман Султан (1562-1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным – шюрфэ – балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Еще о работах Синана...

XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609-1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Сельджукское барокко

Во время правления Ахмеда III (1703-1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. А произведения архитектуры этого периода – медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко. После Турции он снова возник в Италии и пользовался популярностью в Османской империи, а декоративные элементы европейских барокко и рококо повлияли даже на религиозные сооружения Османской архитектуры.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских стиля были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек.

Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

Родина тюльпанов

Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов – Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине.

Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта – за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703- 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал "Лале Деври" – "Эрой тюльпанов". Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью – воровали цветы из садов султана и его придворных.

Естественно, современная Турция отличается от той, давней, но тюльпаны здесь по-прежнему любят, а в последние годы даже стремятся восстановить историческую справедливость – напомнить всему миру, что родина этих прекрасных декоративных цветов находится на Босфоре. Уже несколько лет подряд в апреле сады и парки Стамбула расцветают полями тюльпанов, а в апреле проводится тюльпанный фестиваль.

Поздний период

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603-1617) и мечеть Нур-у Османие (1748-1755), мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760-1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода.

Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853-1855) и мечеть Ортакёй (1854-1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.

Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884-1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос.

В конце XIX - начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле.

Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

  • Мечети Стамбула
  • Смотрим иллюстрации....
  • · Музыка Язык и литература · Османский язык · Диван · Тасаввуф · Проза Спорт · Масляная борьба · Лук · Копьё · Матрак Другое · Общественная структура · Образование
    ·
    Кухня · Ковры · Платье

    Османская архитектура - архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также армянской , иранской, византийской архитектуры . После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции . В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей .

    Османы достигли высокого уровня архитектуры. Освоенная ими техника создания огромного внутреннего пространства при помощи сводов, куполов, полукуполов и колонн, позволила создать эстетическую и элегантно утонченный стиль в исламской архитектуре. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи .

    Сельджукская архитектура

    Форма и стиль «сельджукской» монументальной архитектуры по существу были обязаны своим образованием армянскому зодчеству и его творцам. Кроме того, ряд форм «сельджукской» архитектуры являлись прямым воспроизведением форм армянских строений . Помимо этого, ряд архитекторов и зодчих строивших сельджукские строения, являлись армянами по происхождению. Однако кроме армянского влияния, сельджуки интегрировали в свою архитектуру элементы персидской архитектуры. Чаще всего сельджуки строили свои здания из кирпича, а внутренние и внешние стены оформлялись из мрамора, извести, гипса и т. д. Ещё в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии, создав на её территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители оставляли после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в традиционном для этих мест стиле.

    Ранний Османский период

    В начале XIV века были созданы первые Османские бейлики . В этот период османское искусство находилось в поиске новых идей. В столице Османов Бурсе была построена первая куполообразная мечеть сельджуков - Улу джами (1396-1400). Построенные в Стамбуле в период завоевания города мечеть Баязида II (1501-1506) считается произведениями раннего периода. К этому периоду также можно отнести мечети Фатих (1470), мечеть Махмут-паши (1464), дворец Топкапы (1475-1478).

    Классический период

    Классический период османской архитектуры в значительной степени связан с работами Мимара Синана . Этот архитектор сумел объединить и создать гармонию из различных архитектурных элементов и влияний, которые ране были приняты османской архитектурой . В мечетях, построенных Синаном, использовался купол похожий на купол собора Святой Софии, но с изменённой пропорцией и освобождением от колоннад, что в совокупности с большими окнами добавило больше света внутри помещений .

    В мечетях классического периода стали включаться внутренние дворы. Образцы османской архитектуры классического периода помимо Турции сохранились также на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе, Алжире и других странах бывшей Османской империи.

    Поздний период

    Заключительный период архитектуры в Османской империи начался после XX веке после прихода к власти младотурков (1908-1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом» . В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турков чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции.

    Один из самых ранних и наиболее важных примеров этого стиля является главное здание стамбульской почтовой службы (англ. Istanbul Central Post Office ), завершённое в 1909 году . В Анкаре, самая ранняя постройка в этом стиле является здание Национального Собрания Турецкой Республики (1917 г.), в котором сейчас находится Музей войны за независимость.

    Напишите отзыв о статье "Османская архитектура"

    Примечания

    1. А. Л. Якобсон . . № 4 . стр-цы. 126-130. ISSN 0135-0536 . Историко-филологический журнал (1983). Проверено 17 ноября 2012. .
    2. Seljuk architecture , Illustrated Dictionary of Historic Architecture , ed. Cyril M. Harris, (Dover Publications, 1977), 485.
    3. Architecture(Muhammadan) , H. Saladin, Encyclopaedia of Religion and Ethics , Vol.1, Ed. James Hastings and John Alexander, (Charles Scribner’s son, 1908), 753.
    4. Necipoğlu Gülru. . - Leiden: E.J. Brill, 1995. - P. 60. - ISBN 978-90-04-10314-6 .
    5. Behrens-Abouseif Doris. . - Leiden ; New York: E.J. Brill, 1989. - P. 29. - ISBN 90-04-08677-3 .
    6. Rice, John Gordon; Robert Clifford Ostergren (2005). «». The Professional geographer (Guilford Press) 57 (4). ISSN . Проверено 2007-08-20.
    7. Çevikalp, Mesut . , Today"s Zaman (27 августа 2008). Проверено 17 сентября 2008.
    8. Goodwin Godfrey. Sinan: Ottoman Architecture & its Values Today. - London: Saqi Books, 1993. - ISBN 0-86356-172-1 .
    9. Stratton Arthur. Sinan. - New York: Charles Scribner"s Sons, 1972. - ISBN 684-12582-X.
    10. Bozdogan Sibel. Modernism and Nation Building: Turkish Architectural Culture in the Early Republic. - Seattle and London: University of Washington Press, 2001. - ISBN 0-295-98152-0 .

    Ссылки

  • Социология
    • Социология раннего ислама
  • Исламские имена
    • Иранское имя
  • Исламская архитектура является разнообразием архитектурных стилей , которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в ранне-исламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

    История

    Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб - ниша, которая указывала киблу - направление к Каабе .

    Типология зданий

    Мечеть

    Персидский тип
    Османский тип
    Региональные стили

    На перефирии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах. присущих китайской архитектуре , а ее минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

    Медресе

    Медресе - религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образование. Единственным обязательным медресе было исламское право . Медресе разделялись по школе права , а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окруженного кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

    Ханака

    Мавританская архитектура

    Начатое в 785 году строительство Великой мечети в Кордове (ныне известной как Мескита) знаменует начало исламской архитектуры на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Мавританская архитектура достигла своего пика в строительстве Альгамбры , великолепного дворца в Гранаде .

    Османская архитектура

    Основная статья: Османская архитектура

    Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор - айван .

    Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль

    Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:

    • Большие купола
    • Минарет - бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов
    • Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру
    • Использование геометрических форм и рептативной архитектуры - арабеск
    • Использование симметрии
    • Раковины и фонтаны для ритуального умывания
    • Михраб - ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке
    • Использование ярких цветов
    • Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя
    • Отточенные арки и арки в виде подковы
    • Сотовый свод (мукарнас) - разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
    • Машрабия - балкон из кирпичей, или выгровированный из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным

    Примечания

    Литература

    • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. - 1-е изд. - М .: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. - 103 с.
    • Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. - Ташкент: Изд. им. Гафура Гуляма, 1976. - С. 8 - 9. - 115 с. - 3000 экз.
    • Засыпкин В. Н. Архитектура Средней Азии. - М .: Изд-во Академии архитекутры, 1948. - С. 12 - 13. - 158 с. - 10 000 экз.
    • Всемирная история архитектуры в 12 томах / под ред. Н. В. Баранова. - М .: Изд-во литературы по строительству, 1969. - Т. 8. - С. 332. - 491 с. - 11 500 экз.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Исламская архитектура" в других словарях:

      Исламская архитектура - на ранних этапах развития исламские постройки нередко возводились на базе существовавших античных и христианских сооружений. Поворотным сооружением стала мечеть Омара в Иерусалиме, известная под названием «Купол Скалы» (685 691). В VIII в.… … Архитектурный словарь

      Великих Моголов архитектура разнообразие архитектурных стилей существовавших на территории современной Индии, процветавший при императорской династии Великих Моголов середины XVI до конца XVII века. Могольский период отмечен стремительным… … Википедия

      - (англ. Pakistani architecture) включает в себя различные сооружения, построенные в разные периоды времени на территории государства. С началом цивилизации Инда в середине третьего тысячелетия до н. э., в районе, который… … Википедия

      Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

      Развалины Персеполиса, столицы Ахеменидкого Ирана Персидская архитектура или Иранская архитектура разнообразие архитектурных стилей, существовавших … Википедия

      Оттоманская архитектура - турецкая исламская архитектура с конца XIV до первых десятилетий XX в. во время правления тридцати восьми султанов династии Османов в Юго Восточной Европе (на Балканах), Северной Африке, Анатолии и на Ближнем Востоке. (Архитектура:… … Архитектурный словарь

      Эта статья в данный момент активно редактируется участником Miquele. Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты редактирования. Данное предупреждение… … Википедия

      Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия

      Город Куала Лумпур малайск. Wilayah Persekutuan Kuala Lumpur джави:كوالا لومڤور англ. Federal Territory of Kuala Lumpur кит. 吉隆坡联邦直辖区 хинди கோலாலம்பூர் … Википедия

      Ислам Столпы Ислама … Википедия

    Книги

    • Исламский мир. Художественная культура VII-XVII веков. Архитектура. Изображение. Орнамент. Каллиграфия , Т. Х. Стародуб , Книга посвящена тысячелетнему развитию средневекового искусства исламского мира - особой территориально-идеологической общности, объединившей под эгидой одной религии глубоко различные по… Категория: История и теория искусств Издатель: Восточная литература , Производитель:

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное государственное автономное

    образовательное учреждение

    высшего образования

    «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Политехнический Институт

    Кафедра материаловедения и технологий обработки материалов

    РЕФЕРАТ

    по И стории искусств

    тема: «Архитектура Османской империи»

    Преподаватель ___________ Ф.М. Носков

    Студент ___________ К.Т. Анапияева

    С одержание

    • Введение
    • 1. Османская архитектура
    • 2. Ранний Османский период
    • 3. Классический период
    • 4. Сельджукское барокко
    • 5. Поздний период
    • Заключение
    • Список используемых источников

    В ведение

    Так же, как и у многих народов, населяющих нашу планету, архитектура домов обыкновенных людей не может вызывать настоящий интерес. Чтобы действительно разобраться в архитектурных направлениях и прочувствовать полет мысли архитектора, необходимо обратить внимание на выдающиеся здания этой страны. В Турции это мечети, минареты, султанские дворцы и учебные заведения - медресе. Все эти здания носят на себе яркую печать османской культуры.

    Период Османской культуры длился с 14 по 19 века. На османскую архитектуру большое влияние оказала архитектура Византии, а также традиции строительства мамлюкского Египта. Так Собор Святой Софии, построенный во времена Константинополя, стал образцом для подражания и источником вдохновения для турецких зодчих. Для Османской архитектуры характерны величественные своды, купола и арки, а также удивительное разнообразие стилей, которое отразило смешение традиций Средиземноморья и Мусульманского Востока.

    1 . Османская архитектура

    Это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей. До 360 года на месте Айя-Софии стоял храм языческой Артемиды. Император Константин поставил на его месте небольшую церковь в честь Святой Софии. А в VI веке, согласно легенде, императору Юстиниану во сне явился ангел с планом строительства нового грандиозного храма. Строительство самой красивой церкви в Малой Азии длилось 5 лет, и все доходы империи за это время не покрыли стоимости строительства. Храм открыл свои двери для верующих на Рождество в 537 году. Здесь есть колонны, привезенные из древних разрушенных храмов Артемиды в Эфесе и Храма Солнца в Ливане, алтарь из золота, с сапфирами, рубинами, жемчугом, аметистами. В середине XV века войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, после чего к храму Святой Софии пристроили минареты и он стал мусульманской мечетью. Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей.

    Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор -- возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн. Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

    Историческая справка:

    · В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.

    · В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. В 1362 г. турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Эдирне.

    · В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.

    Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

    На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы. И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

    2. Ранний Османский период

    Начиная с создания первых Османских бейликов,1300--1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением. На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу- Джами (1396--1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть Улу-Джами является крупнейшей мечетью в Бурсе, так же она была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной. Строительство происходило между 1396--1400 годами по приказу султана Баязида I, архитектор Али Неджар. Особенностью Улу-Джами служат 20 куполов, расположенных по пять в четыре ряда. Существует предание, что их возвели вместо 20 отдельных мечетей, которые пообещал построить султан за победу в битве при Никополе (1396). Над мечетью возвышаются два минарета. Достопримечательностью сооружения является также фонтан, расположенный внутри здания, служивший когда-то для совершения омовения верующими перед молитвой. В расположенном над фонтаном куполе есть большое окно, играющее важную роль в освещении здания. Стены и столбы мечети украшают 192 надписи, представляющие собой выдающийся образец исламской каллиграфии в Турции.

    После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле. Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязита II (1501--1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475--1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

    Мечеть Байязит -- одна из больших мечетей Стамбула, имеет два минарета. Расположена в старой части города на площади Байязит. Рядом с мечетью находятся ворота Гранд базара и главные ворота Стамбульского университета. Эта мечеть, была разрушена и вновь перестроена по приказу Султана Мехмеда Завоевателя,. Считается она самым древним и оригинальным образцом архитектуры османского периода. Религиозный комплекс на площади Байязит к западу от Капалы Чарши, включает в себя мечеть Байязит (Beyazit Camii), имарет (столовая для питания служителей, учащихся, больных и неимущих), медресе, больницу, хамам и караван-сарай. Он построен по заказу сына завоевателя Константинополя султана Байязита II архитектором Йакубшах Бин Султаншах. Мечеть Байязит самая старая из сохранившихся султанских мечетей города, построена в переходном стиле от раннеосманского к классическому, под сильным влиянием архитектуры собора Айя-София. Её главный купол поддерживается двумя полукуполами, опирающимися на колонны из египетского порфира. Вход в мрачноватый внутренний двор, декорированный цветным мрамором и с элегантным фонтаном посередине, через куполообразные ворота в сельджукском стиле, внутри которых обычно располагаются продавцы чёток и парфюмерии. Интересная особенность мечети то, что один минарет удален от другого на расстояние почти 100 м. Другая особенность заключается в том, что мечеть Байязит как и большинство мечетей раннеосманского периода, изначально приспособлена для размещения паломников, купцов и бродячих дервишей. При строительстве комплекса широко использовались колонны из мрамора, гранита, порфира и другие строительные элементы, позаимствованные с древнего византийского форума Феодосия. Имарет и караван-сарай сейчас принадлежат муниципальной библиотеке, а в медресе, расположенном к западу от мечети, разместился музей каллиграфии. С южной стороны мечети несколько мавзолеев, среди которых и мавзолей основателя мечети -- султана Байязита II. Архитектурные особенности мечети Байязит совмещают смешанный стиль оригинальных мечетей Бурсы и мечетей позднего османского периода и являет собой образец переходного периода в турецкой архитектуре.

    3. Классический период

    В ходе классического периода (1437--1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы. Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе -- помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах. В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520--1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

    Великий зодчий Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это -- мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543--1548) и Сулейманийе (1549--1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566--1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей -- Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры.

    Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550--1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Можно отметить сходство этой мечети с мечетью Айя София, хоть эти два здания и разделяют тысячи лет. Однако различия есть - они внутри. В Айя Софии купол, подсвеченный окнами, кажется прихожанам недостижимо далеким, подобно Господу, удаленному от людей в космогонии византийского христианства. Ну а в мечети Сулеймание купол освещают почти полторы сотни окон, благодаря чему человек, сюда пришедший, попадает в поток света, струящегося от самой вершины купола на землю. Во внутреннем дворе мечети располагает мраморный фонтан для ритуальных омовений. Четыре минарета в углах напоминают о том, что Сулейман - четвертый султан после захвата османами Константинополя, а десять балконов-шерефе на минаретах символизируют, что он - десятый султан с момента основания Османской империи.

    Селимийе (1568--1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Она поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран. Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561--1563), мечеть Михриман Султан (1562--1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II. Минареты Синана -- это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным -- шюрфэ -- балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания. XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609--1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети -- Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя. Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

    4. Сельджукское барокко

    османский архитектура барокко

    Во время правления Ахмеда III (1703--1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. Архитектура барокко -- период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150--200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре, и архитектуре. Произведения архитектуры этого периода -- Мечеть Нуруосмание, медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко.

    Мечеть Нуруосмание - один из самых ярких образцов османского стиля барокко. Начиная с времени правления султана Ахмеда III, вошедшего в историю под названием «ляле дэврэ» (lв le devre -- период тюльпанов), в архитектуре летних вилл, павильонов и фонтанов сооружаемых в Стамбуле всё чаще стали встречаться элементы нового стиля барокко (barocco -- причудливый), занесенного из Европы. При султане Махмуде I влияние этого стиля уже стало заметно и в архитектуре мечетей, в частности мечети Нуруосмание (1748-1755, арх. Мустафа-ага и Фореман Симеон). Нуруосмание отличается от классических османских мечетей наличием украшений на внешних стенах здания, декорированными верхушками минаретов и большой нишей в центральном нефе с тремя входными дверями. Купол мечети (высота 26 м) установлен на четырех громадных арках с многочисленными окнами. Дизайн, необычного для классической мечети, полукруглого внутреннего двора с колоннами и куполами, но без традиционного фонтана омовений подчёркивает стремление к величию и пышности присущее стилю барокко. Единственный элемент, отражающий старые традиции это широкий резной фриз внутри здания, с прекрасным каллиграфическим изображением первой суры Корана. По традиции мечети надо было бы присвоить имя основателя, но султан Махмуд I умер, не дождавшись окончания строительства. Его преемник, Осман III, присвоил ей вычурное (в стиле барокко) имя Нуруосмание (Nur- Оsmaniye - Священный свет Османа). В комплекс, помимо мечети, входят медресе, фонтан, стоящий прямо у входа в Капалы Чарши, мавзолей матери Османа III -- Валиде Султан Шехсувар и библиотека рукописей на османском, арабском и персидском языках.

    Излюбленным сюжетом орнаментации османских стилей были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

    Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов -- Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520--1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта -- за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703? 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал «Лале Деври» -- «Эрой тюльпанов». Цветы появились повсюду -- в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице.

    5 . Поздний период

    Заключительный период архитектуры в Османской империи начался после XX веке после прихода к власти младотурков (1908--1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом». В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турков чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции.

    В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603--1617) и мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760--1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода. Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853--1855) и мечеть Ортакёй (1854--1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени. Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884--1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос. В конце XIX -- начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле. Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

    З аключение

    Возникновение османской архитектуры ознаменовалось переходом от простых форм, характерных для архитектуры Сельджуков, к величественным сооружениям, призванным показать всему миру роскошь и могущество Османской империи. В архитектурных формах османского стиля четко прослеживается влияние и других культур - армянской, иранской, и, конечно же, византийской. Византийские религиозные постройки - церкви и соборы - на протяжении четырехсот лет, последовавших после завоевания Фатихом Султаном Мехмедом Константинополя, служили османам образцами архитектуры. Основные черты османской архитектуры - устремленность сооружений вверх и сбалансированность композиции. Активно используются купола, арки, колонны, а в декоре зданий - восточный растительный орнамент. Классикой османской архитектуры считаются творения великого архитектора Мимара Синана. Пик его творчества пришелся на 16-й век, когда под руководством Синана были построены сотни мечетей, дворцов, мостов, фонтанов, медрессе и общественных зданий. Руке талантливого зодчего принадлежит знаменитая усыпальница Росксоланы, мечеть Шехзаде Мехмеда, мечеть Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне.

    С писок используемых источников

    1. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Взамен СТО 4.2-07-2012 ; введ. 09.01.2014. - Красноярск 2014. - 51с.

    2. Османская архитектура [Электронный ресурс]:Википедия - свободная энциклопедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Османская_архитектура

    3. Мечети Стамбула [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www.openarium.ru/Турция/Стамбул/Мечети/

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Развитие книгопечатного дела в Османской империи: создание и художественное оформление рукописных томов, производства бумаги и чернил. Стили и формы письма. Подчинение искусства мусульманским традициям. Развития архитектуры городов и сел, ее изменение.

      реферат , добавлен 26.07.2010

      Общая характеристика османского общества и османской культуры, распространение письменности и каллиграфии среди элиты. Жанры и формы османской литературы. Стамбул как крупнейший интеллектуальный и художественный центр империи и мусульманского мира.

      реферат , добавлен 26.07.2010

      Особенности архитектуры церкви Св. Михаила, являющейся символом Гамбурга и самым лучшим духовным сооружением в стиле барокко в северной Германии. Архитектура Алькасара в Сеговии, который в средние века служил одной из любимых резиденций королей Кастилии.

      презентация , добавлен 04.05.2011

      Древний Рим, ранняя Римская республика, расцвет Римской культуры: литература, архитектура. Эпоха ранней Империи: литература, архитектура. Культура упадка Римской империи. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры.

      доклад , добавлен 26.09.2002

      Особенности архитектуры в эпоху барокко, культовые сооружения данного периода. Значительные изменения в иконописи, использование старовизантийского письма. Рост популярности портретов сарматского типа. Развитие музыкального и театрального искусства.

      презентация , добавлен 16.04.2014

      Архитектура или зодчество, как искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Особенности развития и отличительные черты различных европейских архитектурных стилей: готика, романский стиль, барокко, рококо, классицизм, модерн.

      презентация , добавлен 19.02.2012

      Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии. Христианство как доминанта художественной культуры. Художественная система Византии: архитектура, изобразительное искусство, иконопись, музыка, литература, театр.

      контрольная работа , добавлен 07.11.2009

      Ислам как религия и культура. Священные писания ислама - последнее священное писание, которое ниспослано Богом. Архитектура мусульманских храмов. Мечеть Санджаклар - комбинация стилей. Мечеть из ветвей дерева в Эфиопии. Площадь Регистан в Самарканде.

      презентация , добавлен 22.05.2016

      Влияние различных факторов на культурный процесс в Киевской Руси. Архитектура и зодчество Киевской Руси до XI века. Строительство в период феодальной раздробленности. Архитектура Новгорода и Пскова. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

      курсовая работа , добавлен 25.03.2008

      Особенности русской архитектуры XVIII века, ее яркие представители и памятники, история и этапы становления. Предпосылки развития в России архитектуры барокко, роль Ф.Б. Растрелли в его популяризации. Развитие и направления изобразительного искусства.

    Из всех видов искусства наибольшее развитие в Османской империи получила архитектура.

    На первых порах она развивалась под сильным влиянием как сельджукского, так и византийского искусства. С начала XV в. турецкая архитектура принимает все более оригинальный характер. Основными памятниками турецкой архитектуры рассматриваемого периода были религиозные постройки - мечети, тюрбе и др.

    Султаны, члены династии, крупные сановники, желая украсить столицу, увековечить свое имя или совершить богоугодное дело, строили мечети, мавзолеи и другие религиозные здания. Многие мечети и дворцы являются шедеврами архитектуры. К ним относятся знаменитая Зеленая мечеть (Йешиль джами), построенная в Бурсе в 1419 г. султаном Мехмедом I Челеби (1413-1421 гг.) Свое название мечеть получила от украшающего ее фаянса бирюзового цвета. Поражает безупречный вкус и роскошь внутреннего убранства.

    В наружном оформлении мечети царят мрамор с тонкой резьбой и бирюзовые фаянсовые плитки, которые окаймляют окна. В интерьере приковывает внимание богатство изразцовых украшений с удивительной и замысловатой игрой цвета и рисунка. Окружности, звезды и геометрические фигуры в бирюзовом, зеленом, белом и голубом цвете чередуются друг с другом, образуя бесконечно меняющуюся композицию, которая своей изощренностью и вместе с тем гармонией должна воплощать не что иное, как небесный рай.

    Простая надпись по-персидски у богато украшенного алтаря (михраб) свидетельствует о том, что керамические плитки сработаны мастерами из Тебриза (Иран). Зеленая мечеть создана по схеме айван (терраса в домах восточного типа), с фонтаном в центральном зале и приподнятыми над полом галереями с каждой из четырех сторон для молящихся.

    Основой для средневекового искусства Турции стал художественный опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В конце 12-13 вв. из камня строились города (Конья и др.), окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга.

    Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях.

    Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики.



    Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность.

    Если зодчество Турции в 14 первой половине 15 вв. было связано преимущественно со строительными навыками сельджукского времени, то архитектуре конца 15-16 вв. свойственно в первую очередь творческое переосмысление византийских традиций.

    Разрабатывая тип купольного культового здания, турецкие мастера конца 15-16 вв. (прежде всего Синан) создавали грандиозные целостные, строго центрические пространственные композиции: вместе с тем архитектурная форма живописно обогащалась множеством сводов, ниш и окон, а внутренние помещения насыщались орнаментальными росписями и инкрустированными мраморными панелями.

    Особая декоративная пышность была характерна для дворцовых построек: стены зданий павильонного типа, возводившихся среди садов, украшались ковровыми керамическими композициями, где преобладали цветочные мотивы. В 12-19 вв. в турецких городах сооружались также медресе, мавзолеи, бани (обычно купольные), изысканно оформленные фонтаны. В городской жилой архитектуре преимущественное распространение получили фахверковые дома с выступающими верхними этажами.

    Бесспорным достижением турецких зодчих Эмина Оната и Орхана Арды является мавзолей Ататюрка - строгий, торжественный, впечатляющий по своей архитектуре.

    Мечеть Сулеймание

    Самая большая мечеть Стамбула выделяется своим огромным куполом на фоне старого города. Внимательный турист отметит сходство этой мечети с мечетью Айя София, хоть эти два здания и разделяет тысяч лет. Однако различия есть - они внутри.

    Мечеть Долмабахче

    Мечеть Долмабахче - это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор.

    Византийская церковь святого Георгия

    Храм святого Георгия находится в живописном уголке Аланьи, вблизи средневековой крепости.

    Мечеть Михримах султан

    Мечеть Михримах Султан, построенная в XVI веке, – яркий пример средневековой османской архитектуры. Особо примечательны витражные окна с ярким орнаментом и мраморный минбар, щедро отделанный ажурной резьбой. Двери и оконные ставни выполнены из дерева с инкрустацией перламутром и слоновой костью.

    Церковь св. Ирины

    Церковь Святой Ирины (на турецком Aya İrini, на греческом Αγία Ειρήνη, Айя-Ирена) самое раннее сооружение из всех церквей Константинополя, которое сохранилось до наших дней. Церковь была посвящена «Святому миру» а не святой Ирине, как гласят некоторые легенды, также добравшиеся до наших дней. Расположилась церковь во внутреннем дворике дворца Топкапы, который в свою очередь занимает не последнее место в культурном наследии Турции и находится в историческом районе Стамбула – районе Султанахмет.

    Армянская церковь Акдамар

    На острове Акдамар озера Ван когда-то стоял древний армянский монастырь, от которого до наших дней сохранилась только одна церковь Акдамар, построенная в X веке. От остальных монастырских построек не осталось и следа.

    Мечеть Фатиха

    Наиболее часто посещаемая и любимая туристами достопримечательность Трабзона – это Мечеть Фатиха, которая расположена в средневековой крепости.

    Подъем зодчества малоазийских сельджуков (сельджукидов) падает на время правления султана Ала ад-дина Кей Кубада I (1219-1236), при котором были построены города Алаие и Кубадие, строились мечети, караван-сараи, были реставрированы стены Конии и Сиваса.
    Индже-Минарели. Едва ли не самым интересным зданием периода строительства в Конии является купольная мечеть Индже-Минарели (1251).
    Само здание скромно, но портал его оформлен чрезвычайно пышно.
    Очень эффектны декоративные ленты с изящным эпиграфическим орнаментом, огибающие портал и как бы завязанные узлом над входом. Плоскость портала над стрельчатой нишей выбрана в форме совка и украшена огромными резными цветами.
    Такие же цветы находятся внутри мечети при переходе от куба основания к куполу, в месте, где обычно помещаются тромпы или сталактиты.
    Минарет мечети имеет характерную малоазийскую форму: призма, на ней - цилиндр; затем еще цилиндр меньшего объема и коническое завершение. Переходы от одного объема к другому оформляются в виде балкончиков, поддерживаемых ступеньками сталактитов.
    Преемниками династии сельджукидов в Малой Азии было государство турок-османов, формирование которого относится к первой половине 14 века.
    Первоначально вассалы Конийского султана, османы, после монгольского нашествия, в короткий срок, пользуясь преимуществами своей военно-феодальной организации и политической раздробленностью своих противников, не только подчинили себе близлежащие округа с греческим и тюркоязычным населением, но и распространились на Балканах.
    Архитектура классического периода (16 в). Так называемый «классический стиль» в архитектуре Турции падает на период после занятия турками Константинополя, то есть на период после 1453 года.
    Турция приобрела значение передовой державы, игравшей важную роль в торговой и политической жизни Европы и Востока, и к началу 16 века включала в свой состав Малую Азию, Египет, Северную Африку, часть Ирана, Балканский полуостров, Крым и значительные районы Кавказа.
    Подъем политического могущества повлек за собой расцвет искусства и, прежде всего, архитектуры.
    Наивысшего расцвета турецкая архитектура достигает в правление Сулеймана Законодателя (Сулеймана Великолепного, 1520-1566).
    Одним из слагаемых культурного наследия турок-османов было сельджукское искусство. Однако, придя на берег Босфора, османы столкнулись с древней и высокой архитектурой Византии. Великое сооружение византийцев - Софийский собор оказало заметное влияние на турецкое культовое зодчество.
    В решение культовых сооружений архитекторы Османской Турции привносят новые оригинальные черты как в поисках силуэта наружных масс зданий (ступенчатость, образованная рядом куполов, минареты), так и в разработке плана (двор на аркадах, перекрытых куполками). В здании собственно мечети турецкие архитекторы преодолевают расчлененность внутреннего пространства на нефы, давая благодаря опоре на 4 пилона или 4 колонны свободное, открытое взору посетителей, большое внутреннее пространство, освещенное рядами окон. Это получило свое развитие в работах знаменитого зодчего 16 века Ходжи Синана (1489-1573).
    Архитектор Синан. Синан строил, главным образом, в Стамбуле, украшая столицу Сулеймана Великолепного. Сохранившиеся списки работ архитектора насчитывают несколько сот сооружений, в том числе мечети, медресе, госпитали, караван-сараи, дворцы, бани, мосты, водопроводы (одних только мечетей Синан создал более восьмидесяти).
    Наиболее знаменитые его творения - мечеть Сулеймана в Стамбуле, мечеть Селима в Эдирне (Адрианополе), мечеть Шах-заде в Стамбуле.
    Мечеть Сулеймана (Сулеймание). Мечеть Сулеймана (1550-1556) величественно поднимается на вершине холма, господствующего над Золотым Рогом. Оригинально решенные перекрытия - купол, два примыкающих к нему полукупола над центральным нефом и меньшие куполки на углах и на боковых нефах - придают ступенчатость наружным массам здания.
    Характерный силуэт мечети подчеркивается четырьмя минаретами, которые поставлены по сторонам двора со своеобразным оптическим расчетом: минареты которые ближе к мечети, выше, чем два других, находящихся на концах двора. Это создает удачный эффект перспективы, подводя взгляд зрителя к куполу.
    План мечети напоминает план константинопольской Софии. Размеры ее - 63×69 м.
    Четыре огромных гранитных столба, взятых из императорского замка Юстиниана, держат купол. Высота купола- 71 метр (превышает высоту константинопольской Софии на 6.м); диаметр - 26 метров.
    В орнаментации интерьера оригинальны арки с чередующимися блоками темного и белого мрамора. Арки опираются на колонны с капителями в форме мраморных сталактитов с позолоченными ребрами.

    Мечеть Сулеймана (Сулеймание) в Стамбуле. План

    Сулеймание изобильно декорирована изразцами; в верхней части стен имеются эпиграфические фризы (белые по синему фону) и медальоны с надписями из Корана. Многочисленные окна увенчаны стрельчатыми тимпанами и украшены витражами.
    В мечети Сулеймание Синан достиг большой свободы внутреннего пространства путем облегчения системы опор боковых нефов. Окончательно эта задача была им разрешена в адрианопольской мечети Селимие (1567-1574).
    Ученики Синапа продолжили его «классический стиль».
    Мечеть Ахмеда (Ахмедие). Архитектор Мехмед Ага создал в 1609-1616 годах, неподалеку от Софии, на территории бывшего византийского императорского дворца и ипподрома самую большую в Стамбуле мечеть Ахмеда (Ахмедие) с шестью минаретами.
    Главное, что поражает в мечети Ахмеда, - это обилие света, который щедрым потоком льется из окон, расположенных в пяти этажах. После создания мечети Ахмеда «возобновленный классический стиль» повторяет найденные формы, утрачивая, вместе с тем, гармоничность и монументальность культовых сооружений 15-16 веков (например, мечеть Мухаммеда II в Стамбуле).
    Гражданское строительство 15-16 веков. Жилые дома Стамбула и других городов Османской Турции открыты не в сторону двора, а в сторону улицы, над которой нависают балконы или поддерживаемые консолями вторые этажи (что дает известную экономию площади). Материал нижйих этажей - фахверк (деревянный каркас и каменная забутовка на известковом растворе); второй этаж - деревянный. По плану дома однотипны: в подвальном помещении размещаются кухня, склад угля, часто прачечная и цистерна для дождевой воды; в первом этаже - гостиная и столовая (приемная часть - селямлик); во втором - женская половина (гарем).
    В малых формах - в намогильных сооружениях, киосках, фонтанах, а также в оформлении интерьеров жилых зданий наблюдается гораздо большая общность с декоративным искусством Ирана.
    Распад Османской империи, военное поражение и утеря значительных территорий в 18-19 веках привели архитектуру и другие виды искусства к упадку.

    Мавзолей в Галикарнасе

    Местонахождение : Галикарнас, Кария (Бодрум, Турция)

    Начало строительства : 359 г. до н.э.
    Являестя гробницей-памятником карийского правителя Мавсола

    Заказчик : супруга Мавсола Артемисия III (что примечательно, начала строить за 6 лет до смерти мужа)))

    Архитекторы : Сатир и Пифей

    Скульпторы : Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофей.

    Входит в 7 чудес света.

    Гробница дала название всем последующим сооружениям этого типа – мавзолеям.

    Источник :
    “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D.
    Professor of ART AND ARCHAEOLOGY
    IN RINCETON UNIVERSITY

    Дворец Топкапы

    Местонахождение : Стамбул (Турция)

    Создание: 1453-1853 гг.
    Заказчики: первоначально – султан Мехмед Завоеватель, позднейшая и главная перестройка при Сулеймане I

    Церковь святого Феодора в Константинополе

    Другое название : мечеть Килиссе-Джами, мечеть Молла-Гюран

    Местонахождение : Стамбул (Турция)
    Создание: ~ 1081-1118 гг.



    просмотров