Хитроумный одиссей. Семёрка Мечей – Хитроумный Одиссей (Преломление архетипов в классическом Таро. Образы, ситуации). Смотреть что такое "Хитроумный одиссей" в других словарях

Хитроумный одиссей. Семёрка Мечей – Хитроумный Одиссей (Преломление архетипов в классическом Таро. Образы, ситуации). Смотреть что такое "Хитроумный одиссей" в других словарях

442 0

О человеке хитром, изобретательном. - Вы кого хотите обмануть? Меня?.. Еще не было такого хитроумного Одиссея, который объехал бы меня на вороных (Ф. Гладков. Берёзовая роща). - От мифического героя поэмы Гомера «Одиссея», царя острова Итака, отличавшегося хитростью, изобретательностью ума. Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008


Значения в других словарях

Хвост трубой

Прост. Экспрес. Молодцевато, самоуверенно (держать себя). - Он дома ночевать перестал. Заявится, поднарядится и пошёл - хвост трубой (Н. Ляшко. Сладкая каторга). «Ну вот, а пока живёшь тихонько. Юля совсем монашенкой - всё дома, читает да шьёт, - а я вечерком сапоги начистил, нос подпудрил и хвост трубой (М. Зощенко. Из писем и дневниковых записей). Фразеологический словарь русского литературного...

Хитрая штучка

Устар. Экспрес. О хитром, ловком человеке. [Звонцов:] Сестрица твоя хитрая штучка, от неё можно ожидать весьма серьёзных неприятностей (М. Горький. Егор Булычов и другие). - Он нас всех, вместе взятых, перехитрит, вокруг пальца обведёт и сухой из воды выйдет. Хитрая штучка (А. Степанов. Порт-Артур). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

Хитрый как лиса

Хитрый КАК ЛИСА кто. Разг. Экспрес. Очень хитрый, пронырливый, ловкий человек. Она только прикидывается такой, а сама хитрая, как лиса (Г. Матвеев. Семнадцатилетние). - Тебя, Варвара, обвертеть, что раз плюнуть… А эта бестия, как лиса. Хитрющий мужик (Ю. Брагуль. Новый день). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

(Мвхахахаха! Я все-таки нашла, что он писал об Одиссее)

Постоянный эпитет Одиссея в «Одиссее» «многострадальный», «многоумный». Одиссей очень сильно отличается от других героев(героев Илиады в том числе) В образе Одиссея изображена высшая степень практической сметливости, хитрости. Он не доверяет богам, прекрасно осознавая их коварство и хитрый нрав. Попав в очередное кораблекрушение, Одиссей принимает дар нимфы Левкотеи(плащ), но не отпускает бревно, т.к. понимает, что рассчитывать на богов нельзя(Мол, на Бога надейся, а сам не плошай)

Образ Одиссея пропитан патриотизмом, любовью к родине. Он мечтает вернуться на Итаку, к своей жене Пенелопе, сыну Телемаху.Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины. О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу на совете богов и просит его вернуть Одиссея домой.На него постоянно злится Посейдон. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов. Его дед дал ему имя именно как "человеку божеского гнева".

Неудивительно, что он часто прибегает к хитрости. То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть, и тем обманывает бдительность слепого Полифема.То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея.

Одиссей очень осторожен, по сути он не доверяет никому, он хитер и предусмотрителен. Он проявляет себя в разных областях жизни. Он и плотник, и пахарь, и мореплаватель. Объединяет почти все знания своей эпохи. Одиссею присущи и черты, роднящие его с другими героями. Он борец, крайне жестокий(убивает всех женихов), ему присуще общение с богами(Афина, Гермес).Тем не менее его хитрость, ум и предусмотрительность выделяют его среди всех остальных.

Краткий вариант

В.Г.Белинский писал: «Одиссей есть апофеоз человеческой мудрости; но в чем состоит его мудрость? В хитрости, часто грубой и плоской, в том, что на нашем прозаическом языке называется «надувательством». И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости».

Од.«многострадальный», «многоумный». Хитрец.Находчив. Не доверяет богам(принимает плащ Левкотеи, но бревно не бросает) Патриот. Несмотря на все беды, стремится к жене и сыну, на Итаку. Злится на него пост.Посейдон за то, что тот ослепил сына, Полифема. Объединяет все знания эпохи, плотник, мореплаватель, воин. Тем не менее, жесток(убийство женихов), общается с богами(Афина)

Суперкратко

Одиссей оч.хитрый, не доверяет богам и вечно выходит из разл.ситуаций, которые ему боги подстраивают. А Белинский говорил, что занимался он надувательством.

Краткое содержание «Одиссеи»:

Гомер просит Музу рассказать ему о странствиях Одиссея. На собрании богов на Олимпе Зевс вспоминает о безумии Эгисфа, пренебрегшего предупреждениями свыше, соблазнившего жену Агамемнона, Клитемнестру, и задумавшего убийство последнего. Позже его убивает сын Агамемнона, Орест.

Богиня Афина убеждает Зевса в том, что Одиссей должен вернуться домой, несмотря на гнев Посейдона, бога моря, разгневавшегося на Одиссея, т..к тот ослепил его сына, циклопа Полифема. Афина идет на Итаку, чтобы дать совет сыну Одиссея, Телемаху. Она требует, чтобы тот посетил греческих королей, Нестора и Менелая, в поисках новостей об Одиссее. На следующий день Телемах сзывает собрание и угрожает изгнать из дома женихов своей матери, Пенелопы

КНИГА 2 Телемах жалуется собранию о поведении женихов и просит последних возвращаться к себе домой. Два главных жениха, Антиной и Эвримах, обвиняют Пенелопу в том, что она не выбирает себе мужа. Антиной рассказывает, как Пенелопа обманула и отсрочила свое решение, плетя одежду для Лаэрта, отца Одиссея, днем и расплетая сделанное по ночам. С помощью Афины, Телемах находит себе корабль и плывет в Пилос, город Нестора, одного из участников Троянской войны.

КНИГА 3 В Пилосе, Телемаха встречает царь Нестор, который рассказывает о том, как греки покидали Трою, об убийстве Агамемнона и о возвращении домой Менелая. По просьбе Телемаха Нестор, в больших подробностях, рассказывает историю Эгисфа и Клитемнестры, их заговор противв Агамемнона и мщение Ореста. Нестор посылает своего сына, Писистрата, сопровождать Телемаха в Спарту, к царю Менелаю.

КНИГА 4 Телемах и Писистрат прибывают в Спарту. Царь Менелай празднует свадьбы своих детей, Гермионы и Мегапенфа. Менелай приветствует прибывших; к ним присоединяется Елена. Они вспоминают подвиги Одиссея в Трое. Менелай рассказывает о своей встрече с морским старцем Протеем, рассказавшим ему о смерти Аякса в море, об убийстве брата Менелая, Агамемнона, и о пленении Одиссея на Огигии, острове нимфы Калипсо. В это же время женихи на Итаке узнают об отъезде Телемаха и замышляют убить его.

КНИГА 5 По просьбе Афины, Зевс посылает вестника, Гермеса, к нимфе Калипсо с требованием отпустить Одиссея домой. Одиссей строит плот и плывет в Схерию, землю феаков. Посейдон, все еще сердитый на Одиссея, ломает его плот, но, с помощью Афины и морской нимфы Ино, Одиссей добирается до берега.

КНИГА 6 На следующее утро Навсикая, дочь царя феаков, отправляется на берег моря стирать одежду, как ей приказала Афина. Показывается Одиссей, чем испугивает Навсикаю и ее служанок. Т.к. он просит помощь, Навсикая дает ему одежду и объясняет, как лучше появиться в доме ее отца, Алкиноя.

КНИГА 7 Прибытие Одиссея во дворец Алкиноя. Ему дают место на пиру. Алкиной обещает, что поможет Одиссею вернуться на родину. Не открывая своего имени, Одиссей рассказывает о своем пребывании у Калипсо и о путешествии к Схерии. Алкиной просит Одиссея остаться и предлагает ему в жены свою дочь Навсикаю. Однако, если Одиссей захочет вернуться домой, феаки помогут ему.

КНИГА 8 На пиру у феаков, певец Демодок поет о Трое; устраиваются атлетические состязания. Сын Алкиноя, Лаодамас, просит Одиссея принять участие в состязании. Одиссей показывает свое умение в метании диска. Демодок поет о любви Ареса, бога войны, и Афродиты, богини любви, и о том, как Гефест, супруг Афродиты, поймал их и выставил на обозрение всем богам. Феаки дают Одиссею богатые подарки. По просьбе последнего Демодок поет о Троянском коне. Одиссей тронут до слез; его просят открыть, кто он такой и почему он плачет, когда рассказывают о Трое.

КНИГА 9 Одиссей называет свое имя и начинает рассказ о своих странствиях. Он описывает отплытие из Трои, начиная с нападения на киконов, во время которого многие его люди погибли, обезумев. Затем Одиссей рассказывает о посещении острова лотофагов; отведав их еды, многие люди Одиссея забыли о доме. Одиссей рассказывает также о приключениях в земле циклопов: их взял в плен Полифем; он съел нескольких воинов; оставшиеся опьянили его, ослепили и убежали из пещеры. После того, как Одиссей похвастался успехом, Полифем воззвал к Посейдону, своему отцу, отомстить за него, что и послужило причиной гнева Посейдона на Одиссея.

КНИГА 10 Одиссей рассказывает, как он и его люди добрались до острова Эола, царя, которому боги дали власть над ветрами. Эол дает Одиссею сумку, содержащую ветры, что должно помочь Одиссею вернуться домой. Люди Одиссея, однако, подумали, что в сумке находятся сокровища. Уже у берегов Итаки люди Одиссея, пока тот спал, открыли сумку. В результате их прибило опять к берегам острова Эола, но тот отказался помочь им во второй раз. Плывя дальше, путники достигли земли лестригонов. Эти гиганты напали на них и разрушили все корабли Одиссея, кроме одного. Потом Одиссей высадился на острове волшебницы Кирки, которая превратила его людей в свиней. С помощью Гермеса Одиссей избежал той же участи и вынудил Кирку снять чары с его людей. Одиссей и его люди оставались у Кирки целый год. Перед их отъездом Кирка сказала Одиссею, что он должен посетить царство мертвых и посоветоваться с прорицателем Тиресием.

КНИГА 11 В царстве мертвых Тиресий предупреждает Одиссея не трогать стада Гелиоса, бога солнца. Одиссей встретил также свою мать, Антиклею. Здесь Одиссея прерывают: его хвалит царица феаков Арета. Алкиной же просит Одиссея продолжать и рассказать о встрече с тенями греческих героев. Одиссей пересказывает встречу с Агамемноном и Ахиллом и с другими героями.

КНИГА 12 Одиссей рассказывает, как он и его люди вернулись на остров Кирки. Путники плывут мимо сирен и Одиссей, привязанный к мачте, слышал их песни. Потом они прошли мимо водоворота Харибды и чудовища Сциллы, которое съело шестерых людей Одиссея. По просьбе Эврилоха, одного из товарищей Одиссея, они высадились на Тринакии, острове солнечного бога Гелиоса. Штормы задержали их здесь на месяц и, несмотря на предупреждение Одиссея, его люди убили стада бога, пока Одиссей спал. Зевс наказал их штормом в море, во время которого только Одиссей был спасен. Он достиг острова Калипсо и, на этом, Одиссей заканчивает рассказ.

КНИГА 13 Феаки сопровождают Одиссея на Итаку и оставляют его спящим на острове. На обратном пути Посейдон превращает их корабль в камень. Афина советует Одиссею, как победить женихов и превращает его в старика.

КНИГА 14 Одиссей идет в дом своего старого слуги Эвмея, который хорошо принимает его. Одиссей рассказывает ему вымышленную историю о своей жизни: он, критский воин, воевал в Трое; потом побывал в Египте, Финикий и других странах. КНИГА 15 По требованию Афины Телемах оставляет дворец Менелая в Спарте. На Итаке Эвмей отвечает на вопросы Одиссея; он рассказывает, как его похитил финикийский слуга, как его выкупил Лаэрт. В это время Телемах избегает засады женихов и благополучно высаживается на Итаку.

КНИГА 16 Телемах посещает Эвмея и посылает его сообщить Пенелопе о своей приезде. Одиссей открывается Телемаху и они составляют план отмщения женихам. Пенелопа и женихи узнают, что Телемах вернулся. Женихи советуются, следует ли им убивать Телемаха. Пенелопа упрекает их за это.

КНИГА 17 Телемах возвращается домой и рассказывает Пенелопе о своем путешествии. Одиссей, переодетый нищим, идет во дворец в сопровождении Эвмея. Когда они подходят к дому, Аргос, старая собака Одиссея, узнает его и умирает. Одиссей просит милостыню у женихов и рассказывает им вымышленную историю о своих приключениях. Антиной, главный жених, оскорбляет Одиссея и бросает в него табуреткой. Эвмей рассказывает Пенелопе о "пришельце".

КНИГА 18 Пенелопа жалуется о поведении женихов. Пир превращается в драку, после того, как Одиссей сердит Эвримаха, одного из женихов.

КНИГА 19 Одиссей и Телемах убирают оружие и доспехи из залы. Пенелопа задает вопросы Одиссею. Он рассказывает ей вымышленную историю. Нянька Эвриклея моет ноги Одиссею и узнает его по шраму. Она почти выдает Одиссея. Пенелопа предлагает женихам устроить состязание с луком Одиссея. Она выйдет замуж за победителя.

КНИГА 20 На следующий день женихи собираются в доме Одиссея. Одиссей встречает Филоэтия, своего верного пастуха, и предсказывает свое собственное возвращение. Женихи решают не убивать Телемаха.

КНИГА 21 Пенелопа объявляет состязание, но никто не может натянуть тетиву лука. Одиссей открывается двум верным слугам: Эвмею и Филоэтию. Несмотря на протесты женихов Одиссею дают лук. Он натягивает его и пускает стрелу через ряд топоров.

КНИГА 22 Одиссей убивает Антиноя и открывается. Начинается битва и, с помощью Афины, все женихи убиты. Неверные служанки жестоко наказаны.

КНИГА 23 Эвриклея сообщает Пенелопе, что Одиссей вернулся и победил женихов. Пенелопа не верит и проверяет Одиссея. Она узнает его, т.к. он правильно отвечает на все вопросы. Радостная встреча.

КНИГА 24 Тени женихов спускаются в царство мертвых и рассказывают героям о своей судьбе. Одиссей встречает своего отца, Лаэрта. Родственники убитых женихов решают отомстить. После того, как один из них убит, Афина вмешивается и наводит мир.


12. Хронотоп в гомеровском эпосе.
Абсолютного пространства и времени у Гомера нет. В гомеровском эпосе нет единого и однообразно текущего времени. Как показывает Б.Хельвиг, на первый план выступает событие, действие , на фоне которого только и начинают проясняться время и пространство. Все, что на какой-то срок отступает у Гомера из поля его зрения, как бы выходит из рамок мира, перестает существовать и развиваться во времени.

Но в то же время существуют как бы два пространственно-временных измерения : одно для людей, другое же – для богов. Пространство и время богов шире, чем пространство и время остальных героев, и находится как бы в иной плоскости. Над ним в гомеровском эпосе возвышается еще сам поэт и его творческая воля, который, собственно говоря решает, как повернется повествование(с пространственно-временной точки зрения)Делая мир своего повествования в высшей степени наглядным в пространственном и временном смысле, поэт фактически сам создает его , исходя в конечном счете не из логики времени и пространства, а из логики действия и требований его наиболее полного развития.

Поэтому отражение времени специфично, далеко от действительности, реальности. Это во многом связано с архаичностью сознания. В поэмах два события одновременно происходить не могут – «закон хронологической несовместимости» - поединок Париса и Менелая. Самое стремление к концентрации действия приводит иногда к невыдержанности ситуаций. Так, сцены 3-й книги«Илиады» (единоборство Париса с Менелаем, смотр со стены) были бы гораздо уместнее в начале осады Трои, чем на десятый год войны, к которому приурочено действие «Илиады». В гомеровском повествовании часто удается обнаружить остатки более ранних стадий сюжета, не устраненные последующей переработкой; сказочные материалы, лежащие в основе «Одиссеи», подверглись, например, значительной переделке в целях смягчения.грубо-чудесных моментов, но от прежней формы сюжета сохранились следы, ощущаемые в контексте нынешней «Одиссеи» как «противоречия».

Гомер часто прибегает к приему ретрадации – задержки действия в напряженный момент. Скопление сравнений. Обрыв рассказа и переход к воспоминаниям (рубец Одиссея). Прием ретроспекции – более длительный, развернутый возврат в прошлое. Например, жезл Агамемнона перед речью войнов. Или копье Ахиллеса. Историческая удаленность. Время создается за счет гиперболизации того, что совершают – прием, недоступный современному человеку. Детали древнего быта + засчет близости между героями и богами.

Мифология – совершенно определенная система со своей спецификой восприятия времени. Цикличность. Воспоминание о прошлом как о борьбе индивидов – история мыслится органически, персонифицируется. Время не показывает возраста. Но психологизм не характерен. Закон божественного вмешательства.

Краткий вариант

Времени и простр.реального нет. Есть два пласта простр.-вр.:боги и люди. Плюс, еще над всеми поэт. Поэт решает,как обойтись с простр., временем. Много неувязок из-за этого. Битва Парис-Менелай логичнее не на 10йгод войны, а в начале. Но так хочет автор. Ретрадация-задержка действий в опр.момент. Ретроспекция-возвр.в прошлое.

Суперкратко

У Гомера нет реального времени и пространства, много чего накладывается. Но все так, как хочет Гомер и объясняется архаичностью мышления.


Похожая информация.


Герой мифологии древних греков, царь острова Итака, участник Троянской войны, отважный воин и умелый оратор. В «Илиаде» присутствует как ключевой персонаж. В поэме «Одиссея» - главный герой. Особенность Одиссея - изворотливый характер, умение хитростью выходить из опасных ситуаций, спасая себя и товарищей. Поэтому «хитроумный» стало одним из постоянных эпитетов героя.

История создания

Образ Одиссея стал отражением эпохи освоения греками морских просторов. Ситуации, когда воины отправлялись в плавание на своих кораблях и их связь с родными на долгое время оказывалась оборвана, нашли в истории о странствиях Одиссея свое мифологическое воплощение. О приключениях героя и о его пути домой, к жене Пенелопе, писали Гомер («Илиада», «Одиссея»), («Гекуба», «Киклоп»), («Аякс», «Филоктет») и прочие авторы.

Различные эпизоды из жизни героя запечатлены в виде рисунков на греческих вазах. По ним же можно восстановить предполагаемый облик героя. Одиссей - зрелый бородатый мужчина, часто изображается в овальной шапочке, которую носили греческие моряки.

Биография

Одиссей рожден от брака аргонавта Лаэрта, царя Итаки, и внучки бога Гермеса - Антиклеи. Дед героя Автолик носил гордое прозвание «самого вороватого из людей», был ловким мошенником и лично от Гермеса, своего отца, получил разрешение клясться именем этого бога и нарушать клятвы. Сам Одиссей женат на Пенелопе, которая родила герою сына Телемаха.


Одиссей встретил свою будущую жену Пенелопу в Спарте, куда прибыл, чтобы в числе прочих женихов свататься к Елене Прекрасной. Желающих жениться было множество, отец же Елены опасался делать выбор в пользу кого-то одного, чтобы не навлечь гнев остальных. Хитроумный Одиссей подал свежую идею - предоставить право голоса девушке, чтобы та выбирала жениха сама, а женихов связать клятвой, что в случае надобности все они помогут будущему мужу Елены.

Елена выбрала Менелая, сына микенского царя. Одиссей же положил глаз на Пенелопу. Отец Пенелопы дал слово, что выдаст дочь за того, кто одержит победу в соревнованиях в беге. Когда победителем стал Одиссей, отец попытался отговорить Пенелопу от этого замужества и остаться дома. Одиссей повторил свою уловку и дал невесте выбирать самой - остаться с отцом или отправиться с ним, а та, несмотря на уговоры родителя, выбрала героя. Сыграв свадьбу, Одиссей с молодой женой вернулся на Итаку.


Когда Парис похитил Елену, бывшие женихи засобирались на Троянскую войну. Оракул предсказал Одиссею, что если тот отправится под Трою, то вернется домой спустя 20 лет, нищим и без спутников. Герой попытался «откосить» от этого мероприятия. Одиссей попытался прикинуться сумасшедшим, но был разоблачен.

Мужчина принялся засевать поле солью, запрягши в плуг быка и коня, но, когда под плуг подбросили его новорожденного сына, вынужден был остановиться. Так стало ясно, что Одиссей вполне отдает себе отчет в своих действиях, и герою пришлось отправляться на войну. По версии Гомера героя уговаривал отправиться под Трою царь Агамемнон, который ради этого прибыл на Итаку.


Под Трою Одиссей приходит с 12 кораблями. Когда корабли пристают к берегу, никто не хочет сходить. Очередное предсказание обещает, что первый, кто ступит на землю Трои, непременно погибнет. Первым оказаться никому не хочется, поэтому Одиссей спрыгивает с корабля, и люди идут за ним. Хитроумный герой совершает обманный маневр и бросает себе под ноги щит, так что получается, что первым на троянскую землю ступил все-таки не он, а тот, кто спрыгнул следом.

За время войны Одиссей успевает свести личные счеты, выставив предателем человека, который бросил под плуг его сына, тем самым вынудив героя идти на войну. Для победы необходим ряд условий, и Одиссей одно за другим выполняет их. Добывает лук , который остался у Филоктета, брошенного еще в начале войны на острове и озлобленного на остальных. На пару с Диомедом крадет из Трои изваяние богини Афины. Наконец, Одиссей подает идею со знаменитым Троянских конем, благодаря которому вместе с прочими воинами попадает за стены города.


После победы под Троей корабли поворачивают назад и начинаются скитания Одиссея по морю. Герой переживает множество злоключений, в ходе которых теряет корабли и команду, и возвращается на Итаку спустя 10 лет после отплытия от берегов Трои. На Итаке тем временем женихи осаждают Пенелопу, утверждая, что Одиссей давно погиб и надо бы вторично выйти замуж, выбрав кого-то из них. Герой, обращенный Афиной в старика, приходит в собственный дворец, где его не узнает никто, кроме старой няньки и пса.

Пенелопа предлагает женихам состязание за свою руку - натянуть лук Одиссея и пустить стрелу сквозь 12 колец. Женихи подвергают оскорблениям Одиссея в облике старика, но справиться с луком никто из них не может. Тогда сам Одиссей пускает стрелу, таким образом открыв себя, а затем вместе со своим подросшим сыном Телемахом устраивает кровавое побоище и убивает женихов.


На этом странствия героя, однако, не заканчиваются. Родичи убитых им женихов требуют суда. Одиссей по решению третейского судьи оказывается на 10 лет изгнан с Итаки, где царем остается сын героя Телемах. Кроме этого, на героя гневается бог , которого герой оскорбил, ослепив сына бога Полифема, циклопа-великана.

Чтобы умилостивить бога, Одиссей должен с веслом на плечах идти пешком через горы, чтобы найти землю, где люди никогда не слышали о море. Одиссей находит землю, где его весло принимают за лопату, и останавливается там. Посейдон прощает героя, после того как тот приносит жертвы, а сам Одиссей женится на местной царице.


Дальнейшая судьба героя в разных источниках описывается по-разному. Одиссей либо умер в чужих землях (в разных версиях - в Этолии, Этрурии, Аркадии и т.д.), не вернувшись домой, либо вернулся после истечения срока изгнания на Итаку, где по ошибке был убит собственным сыном, рожденным от колдуньи Цирцеи. Есть даже версия, по которой Одиссей был превращен в коня да так и умер в этом облике от старости.

Легенды

Наиболее знаменитые приключения героя случились на пути из Трои домой и описаны в поэме Гомера «Одиссея». Возвращаясь, корабли Одиссея причаливают то к одному, то к другому острову, населенному мифологическими существами, и каждый раз герой теряет часть людей. На острове лотофагов растут лотосы, дарующие забвение тем, кто их съест. На острове циклопов живет одноглазый великан-людоед Полифем, сын Посейдона. Герои пытаются найти приют на ночь в пещере Полифема, и тот съедает некоторых из людей Одиссея.


Герой и оставшиеся в живых спутники ослепляют Полифема, выколов заостренным колом единственный глаз гиганта, а затем спасаются при помощи овец. Слепой великан исследует овец на ощупь, прежде чем выпустить тех из пещеры, но не находит героев, вцепившихся в шерсть животных снизу, и так те выбираются из пещеры. Однако Одиссей называет великану свое настоящее имя и тот обращается с воплем о помощи к своему отцу Посейдону. С той поры Посейдон гневается на Одиссея, что не делает путь героя домой по морю проще.


Сбежав от Полифема, герои попадают на остров бога ветров Эола. Тот преподносит Одиссею мех, внутри которого скрыты ветры. Герой не должен развязывать этот мех, пока не увидит берегов родной Итаки. Одиссей с командой почти добирается до дома, но его люди, думая, что внутри меха скрыто сокровище, развязывают тот, пока герой спит, выпускают ветры на волю, и корабль относит далеко в море.


На острове колдуньи Цирцеи спутники Одиссея превращаются в животных, отведав угощения, а сам герой зачинает с колдуньей сына, который, по одной из версий, станет причиной его смерти. С Цирцеей герой проводит год, а затем отправляется дальше и минует остров сирен, которые очаровывают и губят моряков пением, а после проплывает между громадным водоворотом Харибдой и шестиглавым чудищем Сциллой, которое сжирает еще шестерых членов команды.


Постепенно Одиссей теряет всех спутников и на острове у нимфы Калипсо оказывается в одиночестве. Нимфа влюбляется в Одиссея, и герой проводит с нею 7 лет, потому что на острове нет ни одного корабля, чтобы уплыть. В конце концов нимфе является Гермес и велит отпустить героя. Одиссей наконец-то может построить плот и уплыть.

  • Имя героя стало нарицательным. Слово «одиссея» означает долгое путешествие со многими препятствиями и приключениями и часто встречается в контекстах, далеких от древнегреческих реалий. Например, в названии фильма «Космическая одиссея 2001 года», снятом в 1968 году по мотивам рассказа Артура Кларка, или в названии приключенческого романа «Одиссея ».
  • В литературе Нового времени часто можно встретить образ Одиссея - переработанный или взятый «как есть». В книге «Эрик» появляется персонаж по имени Виндриссей - иронически переосмысленная вариация на тему Одиссея. В 2000 году вышел двухтомный роман Генри Лайона Олди «Одиссей, сын Лаэрта», где повествование ведется от лица героя.

  • Образ Одиссея проник и в кинематограф. В 2013 году вышел франко-итальянский сериал «Одиссей», где речь идет не о странствиях героя, но о семье, которая ждет его возвращения, об интригах и заговорах женихов, которые хотят захватить трон, и о событиях, которые происходят после того, как царь возвращается на остров. В 2008 году вышел приключенческий фильм Терри Ингрэма «Одиссей: Путешествие в подземный мир», где героя сыграл актер .
  • Одиссей - один из персонажей компьютерной игры в жанре стратегии «Age of Mythology», выпущенной в 2002 году.

Хитроумный одиссей О человеке хитром, изобретательном. - Вы кого хотите обмануть? Меня?.. Еще не было такого хитроумного Одиссея, который объехал бы меня на вороных (Ф. Гладков. Берёзовая роща). - От мифического героя поэмы Гомера «Одиссея», царя острова Итака, отличавшегося хитростью, изобретательностью ума.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Хитроумный одиссей" в других словарях:

    ОДИССЕЙ 12 НА ОСТРОВЕ ВОЛШЕБНИЦЫ КИРКИ - Долго плыли мы по безбрежному морю, проливал слезы о погибших товарищах. Наконец, достигли мы острова Эеи (1), где жила прекрасновласая волшебница Кирка, дочь бога Гелиоса. Два дня провели мы на берегу тихого залива. На третий день, опоясавшись… … Энциклопедия мифологии

    Одиссей (телефильм) - Одиссея The Odyssey Жанр исторический приключения Режиссёр Андрей Кончаловский Продюсер Дайсон Ловел … Википедия

    Одиссей - Эта страница посвящена древнегреческому мифологическому царю Одиссею. Для просмотра других значений этого имени, обратитесь к статье Одиссей (значения). Одиссей (Όδυσσεύς) Г … Википедия

    Одиссей (мифология) - Эта страница посвящена древнегреческому мифологическому царю Одиссею. Для просмотра других значений этого имени, обратитесь к статье Одиссей (значения). Одиссей (Όδυσσεύς) Голова мраморной статуи Одиссея, II век до н. э. Мифология:… … Википедия

    Одиссей - (греч., лат. Улисс) в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны (См. Троянская война), главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении О. на родину. О. отличался не … Большая советская энциклопедия

    Одиссей - (лат. Odysseus и Ulixes), в греч. мифологии храбрый, «хитроумный» герой троянского цикла мифов, царь Итаки, сын Лаэрта (называемый поэтому Лаэртидом) и Антиклеи. В послегомеровской мифологии считался также сыном Сизифа. О. побудил всех… … Словарь античности

    хитроумный - ая, ое; мен, мна, мно. 1. Проникнутый хитроумием, тонкостью, изобретательностью. Х ые замыслы. Х ая затея, выдумка. Х. план. Х. ход. 2. Сложно и искусно сделанный, хитро придуманный. Х ая резьба по дереву. Х ое устройство, приспособление. Х ая… … Энциклопедический словарь

    Одиссей - (греч.) – от «гневаться», Улисс (рим.) – царь о ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, внук Автолика, правнук Гермеса по материнской линии. (По некоторым версиям мифа, О. считают сыном прославленного обманщика Сисифа, соблазнившего Антиклею до ее… … Мифологический словарь

    хитроумный - ая, ое; мен, мна, мно. см. тж. хитроумно 1) Проникнутый хитроумием, тонкостью, изобретательностью. Х ые замыслы. Х ая затея, выдумка. Хитроу/мный план. Хитроу/мный ход. 2) Сложно и искусно сделанный, хитро придуманный … Словарь многих выражений

    ТРОЯ 12 ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОСАДЫ ТРОИ - Обрадовались греки, что окончилось их долгое плавание. Но когда подплыли ближе к берегам, то увидели, что их ждало уже сильное войско троянцев под предводительством Гектора, могучего сына престарелого царя Трои Приама. Как было пристать грекам к… … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Одиссей. Хитроумный герой , Поммо Иван. После девяти лет осады Трои и её падения все греческие цари вернулись домой. Лишь Одиссей, царь Итаки, не…

Рассказ об этой хитрости изложен в картинке классической карты Таро Райдера-Уэйта – семёрка мечей. Об этой стратегии Одиссея не написано в Илиаде...

Вот – очередной подвиг этого воина, действовавшего умом и никогда – физической силой.

Что же мы видим на картинке? На переднем плане изображён сам Одиссей, быстро убегающий из вражеского военного лагеря. Он хитро улыбается, как лиса, а в руках у него – 5 украденных у противника мечей... Ещё 2 – нетронутые, стоят спокойно на своём месте, воткнутые в межу. А теперь давайте рассмотрим задний фон этой картинки. В ней говорит каждая деталь, и всё очень важно!

На заднем плане мы видим 4 тёмные фигуры охранников лагеря, очевидно, бдящей ночной стражи.

Одна фигура – стоит, и в руках у этого стражника – его оружие (копьё).

Три же оставшиеся фигуры – сидят и, судя по тому, как они склонили друг к другу головы и оживлённо жестикулируют – ведут они интереснейший разговор, так что им нет дела до охраны лагеря!

Разумеется, Одиссей сделал самую простую и понятную вещь – он обезоружил этих охранников, кинувших свои мечи, вместо того, чтобы держать их крепко в руках.

Но почему такая странная арифметика? А вот с этим-то мы как раз и разберёмся!

Однако прежде урока арифметики у нас будет всё-таки урок физподготовки. Посмотрим на самое базовое и архетипичное – на динамику фигур.

Здесь есть тот, кто:

Бежит быстро (двигается) и это – Одиссей. Он же и – Победитель.
Тот, кто стоит на ногах и это – охранник с копьём. Он не понёс урона.
Те, кто сидят. И это – расположившиеся кружком стражи. Сидящие праздно потеряли мечи и свою честь.

Вот наглядная иллюстрация к известной мудрости:

«Лучше стоять, чем сидеть, но ещё лучше – идти, чем стоять».

Фигура, которая передаёт идею Движения (динамики) – это Одиссей-Победитель. Так что эта карта – гимн Движению и всем пословицам, которые его восхваляют.

(«Волка ноги кормят»).

Урок физподготовки – окончен, переходим к уроку арифметики...

Первый же вопрос, который должен прийти вам в голову:

«Почему Одиссей не украл вообще все мечи?»

Самый простой ответ очевиден и мудр: «Одиссей умеет соизмерять свои силы с амбициозными задачами!» Со всеми семью мечами Одиссей мог бы и не справиться – слишком тяжело, так что он взял ношу по силам.

Вот – первый урок всем нам! Вроде бы это так понятно, но как часто в жизни мы хватаем сразу все семь мечей!..

А вот вопрос второй, куда более тонкий: «Почему Одиссей оставил ровно два меча?»

Этот вопрос тесно связан с количеством обезоруженных им стражей.

Здесь уже Одиссей начинается как интриган и политик. Он знаток не только психологии человека, но и психологии больших и малых групп.

Три охранника-болтуна бегут к меже и видят, что осталось только два меча. Здесь начинается детская игра, где стульев на один меньше, чем детишек, которые хотят на них сесть!

Воин должен немедленно схватить оружие и вот кто-то один остаётся в дураках...

Можно задать «наивный» вопрос, связанный с наивное пониманием арифметики, когда люди думают, что «чем больше, тем лучше».

Вы можете спросить: «А почему Одиссей не оставил в дураках сразу двоих воинов? Так же унизительнее!» Оставил бы на троих им всего – один меч...

Вот, что ответил бы нам на это хитроумный политик Одиссей: «Двое припёртых к стене, а также униженных – это уже слишком много и слишком опасно!»

Это знает любой руководитель! Двое могут составить … партию и стать союзниками. Договориться между собой, выдумать историю, составить заговор.

А что может … один, бедолага? Когда человек остаётся в дуракх и в унижении – один, группа никогда не станет защищать его, и все поспешат от него отойти, отделаться... Такова психология человеческих групп...

Скажут неудачнику: «Да, не повезло тебе, брат». Да ещё и встанут на сторону обвинителей, и свою вину поспешат на него же свалить, по принципу: «семь бед – один ответ».

Двое с мечами (договорившись между собой) расскажут начальству так: «Вот, мы не выпускали из рук своё оружие. Так и сидели с ним всю ночь». И кто же поверит одному, если он станет излагать правду?

Зачем же хитроумный Одиссей придумал эту интригу? Наверняка ведь его больше интересовали не ценные мечи?

Ответ прост. Куда пойдёт обиженный человек, подло оставленный товарищами без меча? Он – грубо обижен, разочарован предательством друзей, с которыми только что сидел и весело болтал у костра.

Ну и, конечно, он боится кары за преступную халатность. Может быть, ему грозит казнь? Одно только ясно: он уже мораль готов к тому, чтобы не дожидаясь утра, побежать вдогонку за Одиссеем и стать перебежчиком, предателем, дезертиром.

Так, Одиссей, расчётливо украв только 5 мечей, приобретает ценного шпиона и нового бойца в свою армию.

Вот в чём смысл странной арифметической задачи: «Вас трое, а возможности спастись только две».

Значит, одному из вас – погибель. Психология группы такова, что она легко «сдаст» одного, жертвуя им почти без угрызений совести.

Когда из офиса удаляют одного сотрудника, все молчат. Когда удаляют сразу двух – это уже очень опасно для начальства. Двое могут и устроить что-нибудь развесёлое.

Расчёт такой политики всегда строится на предположительной «низости» человеческого материала. А когда человека застают врасплох, он почти всегда проявляет себя «Низко».

Конечно, будь воины волевыми, выдержанными, «настоящими», они могли бы поступить разными способами.

Например: кинуть жребий – кому одному брать на себя вину.

Или даже рассказать вообще всю праду и не хватать мечи, пытаясь себя «обелить» и отвечать перед начальством – всем вместе.

Если же в коллективе преобладает низкий инстинкт самосохранения (то есть, коллектива как такового – нет, а есть толпа мародёров, где каждый сам за себя), то, конечно, воины кинутся к оставшимся мечам, как дети к пирожным.

Финал этой драмы – открыт. Мы не знаем – какие воины нарисованы на картинке. Поведут они так, как предположил Одиссей (как все)? Или покажут дух боевого товарищества и высокую нравственность?

Итак, Одиссей оставил «в подарок» врагу два не украденных им меча. Оставленные мечи – это архетип «Троянского коня», «яблока раздора», это иллюстрация к строчке Гомера: «Бойтесь данайцев даже дары приносящих!»

Как видите, у Одиссея скорее всего, были силы, чтобы унести с собою вообще все семь мечей, но он умеет не жадничать, когда можно урвать более крупную добычу – «языка», да ещё и пришедшего по доброй воле!...

Это ещё и архетип «подарка», который всегда губит нашедшего или нашедших его.

Вспомним сказки о кладе, над которым проливают кровь друг дружки нашедшие его люди...

Одиссей, как настоящий искуситель, решил «проверить», чего же стоят эти воины вражеской армии, как они себя поведут:

Сохранят себе жизнь, солгав начальству и принеся в жертву товарища
или найдут в себе силы сказать: «Мы виновны, карайте».
Можно сказать, что на этой картинке мы видим, как Одиссей проводит важное исследование. Если результат будет неожиданным (воины окажутся сплочёнными и нетрусливыми, высокоморальными), скорее всего – Одиссею придётся идти с докладом к своему начальству и предупреждать: «Наш враг – грозный. Так просто его не победить».

Если же воины поведут себя как толпа мародёров – у Одиссея будут хорошие новости для начальства: «Это не армия, это – сброд! Их можно взять голыми руками и хитростями».

Так кто же мы с вами? Те, кого хочет видеть Одиссей во враге или всё же – герои?

Теоретически героем быть легко. Но кто бы из нас не схватил этот злосчастный меч, чтобы спасти свою жизнь здесь и сейчас.

Средний человек выберет жизнь (свою) даже ценой предательства. Эти – предадут друга, тот, в ответ, предаст весь свой полк.

Однако, в качестве Заключения, важно сказать вот что...

Карта Семёрка Мечей – это всё же карта Младшего Аркана. Она – о мелких событиях и о мелочах.

Драма и ловушка всех Младших Арканов всегда пасует там, где появляются Большие Настоящие люди. Как те, кто способен признать свою вину или хотя бы – честно кинуть жребий.

Сам Младший Аркан по своей сути – не требует «героизма до смерти». Если нам с вами выпала эта карта, речь пойдёт скорее всего о маленьких обидках и маленьких подлостях, не сравнимых с Троянской войной.

Но держите всегда в уме эту историю...

Медитируя над картой 7 Мечей, задавайте себе вопрос: смогу ли я приятно удивить хитроумного политика Одиссея и повести себя в спровоцированной им ситуации не как «все люди в среднем»?

Или же я сразу кинусь к мечу, как лошади к водопою?

Елена Назаренко



просмотров