Какой я вижу сказку "русалочка". Г. Х. Андерсен Русалочка (использование приёма моделирования)

Какой я вижу сказку "русалочка". Г. Х. Андерсен Русалочка (использование приёма моделирования)

*** Авторский материал — копирование запрещено

П омните, в «Малахитовой шкатулке» Танюшка любила открывать заветный ларчик, долго-долго перебирать и забавляться драгоценными украшениями? А если представить, что в таком же волшебном сундучке лежат сказки и пословицы? Как к браслетам Танюшка подбирала кольца, к ожерелью – серьги, так и к сказкам занятно подбирать .

Народные сказки

«У страха глаза как плошки, а не видно ни крошки» — сказка «Кот и Лиса». Маленького невзрачного кота большие лесные звери из-за страха описывали огромным чудищем.

В украинской сказке «Сирко» взаимовыручка помогает псу Сирку остаться при хозяевах, а Волку выжить зимой — «Рука руку моет, а обе руки – лицо».

В «Колоске» ленивые мышата Круть и Верть правильно поняли намек Петушка. « Кто не работает, тот не ест» – это выражение и пословица и лозунг одновременно.

Благодаря смекалке, солдат в сказке «Каша из топора» сытно поел у скупой старухи. «Смекалка и воду останавливает» — говорят якуты. «Где не поможет топор, там подсобит смекалка».

«Крошешка -Хаврошечка» — «Творящий добро получает хорошее, творящий зло получает дурное» (турецкая пословица).

Женская хитрость и ум Марджаны помогают Али-Бабе справиться с сорока разбойниками. Узбекская и персидская пословицы на этот счет говорят — «Хитрость одной женщины – вьюк для сорока шести ишаков», «А хитрость и в былые времена была с умом и доблестью сходна».

Сказки «Царевна-Лягушка» и «Аленький цветочек» схожи тем, что их главные герои сумели рассмотреть светлую душу за безобразной внешностью. «Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу» — говорит азербайджанская пословица.

Сказки Пушкина

Долги необходимо отдавать, а «Обещание – это долг» — напоминает креольская пословица. Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» за отказ от своих слов поплатился жизнью.

Поговоркой стали заключительные слова «Сказки о рыбаке и рыбке». У разбитого корыта старуха осталась из-за неуёмной жадности. «Мешок желаний не имеет дна» — утверждает японская пословица. «Кто гонится за многим, тот лишиться малого» – предостерегает крымско-татарская мудрость.

Зарубежные сказки

В дивных сказках и историях Андерсена пословица или поговорка иногда бралась за основу сюжета. «Всяк знай свое место!» или «Всякий сверчок — знай свой шесток». В сказке автором приводится поговорка: «Спрятать дудку в карман». Это означает перекрыть поток неприятных новостей.

Ключевой фразой сказки «Пятеро из одного стручка» стала французская поговорка – «Делай, что должно, и будь, что будет».

Высокомерная принцесса готова поступиться своей спесью ради безделушек и целовать простого Свинопаса. «Спесь губит достоинство», «Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком».

Красивую и печальную сказку о Русалочке хорошо характеризуют – «Большая любовь всё прощает», «Любовь никогда не бывает без грусти». «Любовь молчаливого светлячка, жарче любви трескучей цикады» — так говорят японцы, когда невозможность признаться в чувстве только его усиливает.

Храбрый портняжка братьев Гримм победил великана отнюдь не силой. «Там, где сила бесполезна, поможет ум» — подсказывает египетская пословица. «Храбрость – сестра победы».

В «Золушке» трудолюбивая девушка, исполняя всевозможные прихоти матери и сестер, получила щедрое вознаграждение от феи. «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются» — английская пословица.

Сказок много, а пословиц ещё больше. Значит, волшебный сундучок можно пополнять до бесконечности и быть самым богатым в мире. «Имеешь ум – следуй за ним, нет его – следуй за пословицей».

Главная героиня сказки «Русалочка» — младшая дочь морского царя. Вместе со своими старшими сестрами, отцом и бабушкой она жила под водой, в прекрасном дворце из жемчуга. Жизнь в подводном царстве была прекрасна, но маленькой принцессе нравился тот огромный мир, который находился над поверхностью моря. Там на кораблях плавали люди, по воздуху летали птицы, а на суше стояли прекрасные города.

Дочерям морского царя не дозволялось подниматься на поверхность моря до наступления пятнадцати лет, и младшая дочь морского царя с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия. А пока ей приходилось слушать рассказы старших сестер о чудесах надводной жизни.

В день своего пятнадцатилетия русалочка поднялась на поверхность моря. Неподалеку она увидела большой корабль, на котором люди отмечали праздник. Среди прочих русалка выделила красивого принца, который ей очень понравился. Русалка долго наблюдала, как веселятся люди, пока не началась буря. Корабль стал тонуть, и тогда морская принцесса решила, что она обязательно должна спасти принца от смерти.

Русалочка нашла в бушующих водах тонущего принца и, подхватив его, поплыла к берегу. Там она оставила юношу, который был без сознания, и спряталась. Она видела, как из прибрежного храма вышла красивая девушка, которая позвала других людей на помощь, и принца унесли.

С тех пор русалочка потеряла покой. Она полюбила принца и хотела найти его. От своей бабушки она узнала, что люди живут меньше, чем русалки, но у них бессмертная душа. Русалочке тоже захотелось иметь бессмертную душу, и еще она желала находиться рядом с принцем. Тогда она отправилась за помощью к колдунье.

Колдунья согласилась ей помочь, но в качестве платы за услугу она забрала у русалочки ее чудесный голос. Она дала принцессе колдовской напиток, и сказала, что от этого напитка хвост русалочки превратится в ноги. Колдунья предупредила, что ходить по земле на ногах русалочке будет очень больно. А если принц не полюбит ее и женится на другой девушке, то русалочка превратится в морскую пену.

Морская принцесса на все согласилась. Вскоре она очутилась на берегу, и вместо хвоста у нее были ноги. Она могла ходить, как люди, но не могла произнести ни одного слова. Принц, очарованный красотой девушки, привел ее в свой дворец. Но со временем русалочка узнала, что принц любит не ее, а ту девушку из храма, которая нашла его на морском берегу. Он знал, что девушка из храма не может выйти за него замуж, но продолжал любить ее.

Русалочка всячески старалась очаровать принца, но ее попытки были безуспешными. Вскоре родители принца решил его женить на дочери соседнего короля, и принц вместе со свитой отправился на смотрины будущей невесты. Он не собирался на ней жениться, так как любил девушку из храма. Но каково было его удивление, когда в принцессе из соседнего королевства он узнал ту самую девушку. Оказалось, что в том храме принцесса только воспитывалась. Принц и принцесса поженились, и русалочка была на их свадьбе.

Когда корабль с новобрачными возвращался домой, из моря поднялись сестры русалочки. Они отдали морской колдунье свои прекрасные волосы, а взамен та дала им нож. Сестры сказали русалочке, что если она убьет принца этим ножом, то снова станет прежней и сможет вернуться в море. Но русалочка не смогла причинить вред человеку, которого любила, и она выбросила нож в море.

Когда взошло солнце, русалочка почувствовала, что она становится бесплотной, превращается в морскую пену. Но жизнь ее на этом не прекратилась. Она попала к дочерям воздуха, бесплотным созданиям, которые разносят по всей земле ветра и благоухание цветов. Сестры воздуха рассказали русалочке, что у них тоже нет бессмертной души, но если в течение трехсот дней делать добрые дела, тогда сестра воздуха сможет получить бессмертную душу. И русалочка поняла, что ее мечта о бессмертной душе может сбыться.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Русалочка» заключается в том, что не следует совершать необратимых поступков, последствия которых невозможно исправить. Русалочка согласилась на условия колдуньи, зная, что никогда не сможет стать прежней и что она может погибнуть, если принц на ней не женится. Надежды русалки на свадьбу с принцем не оправдались, и она превратилась в морскую пену.

Сказка учит не быть самонадеянным и просчитывать последствия своих поступков.

В сказке «Русалочка» мне понравилась главная героиня, русалочка. Она стремилась к жизни в огромном надводном мире и мечтала обрести бессмертную душу. Ради выполнения своей мечты русалочка пожертвовала всем, что ей было дорого, и она искренне любила принца, за которого хотела выйти замуж.

Какие пословицы подходят к сказке «Русалочка»?

Без мечты не проживешь.
Любовь правит миром.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Я не знал, что в каждой детской сказке
заключена вторая, которую в полной
мере могут понять только взрослые.
К.Г. Паустовский

« Какой я вижу сказку « Русалочка» ».
Я хочу выразить свое мнение о прочитанной сказке датского писателя Ганса Христиана Андерсена " Русалочка". Это красивая, печальная сказка о любви Русалочки к принцу.
Основной персонаж сказки- Русалочка, живущая в подводном царстве, далеко в море. Странное дитя была эта Русалочка, тихая и задумчивая. Она мечтала о том времени, когда увидит землю и жизнь людей, когда ей разрешат всплывать на поверхность моря, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, леса и города. Автор такими выражениями подчеркивает романтические чувства Русалочки. Мне очень понравилась Русалочка. Она добрая и отзывчивая, а еще очень мечтательная. Об этом говорит автор, когда пишет, что особенно удивительным казалось Русалочке, что цветы на земле пахнут, леса зеленые, что она не любила наряды, как ее сестры и другие русалки, а мечтала о цветах и о красоте земной жизни. Она захотела превратиться в человека, чтобы жить среди людей потому, что ее манил их мир. Когда принц женился на принцессе, Русалочка не стала мешать счастью принца потому, что любила его. Она не смогла убить принца после свадьбы, а пожертвовала своей жизнью ради него и превратилась в пену морскую. У нее было доброе сердце, и она не могла причинить принцу зла. Андерсен также подчеркивает необыкновенность Русалочки, когда пишет, что она вместе с детьми воздуха поднялась к облакам, чтобы нести людям исцеление и отраду. Сказка учит нас добру, любви, учит мечтать, а также не делать никому зла. Мне понравилось, как красочно описывает Г.Х. Андерсен подводное царство, в котором жила Русалочка: далеко в море, где вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная- прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. А когда я читала, как Русалочка в последний раз посмотрела на принца полуугасшим взором, а потом превратилась в морскую пену, то мне стало грустно.
Но, с другой стороны я считаю, что Русалочка немного эгоистична. Она захотела стать человеком и не подумала о том, что ее семья (бабушка и сестры) будет скучать по ней и, что если она умрет, им будет тяжело и грустно без нее.
" Русалочка"- это грустная сказка. Я считаю, что сказки должны быть счастливые. Ведь сказки пишутся для детей. А если у сказки грустный конец, то она может расстроить ожидания и чувства детей. Дети ждут счастливого конца сказки. В заключение я хочу сказать, что если сказка грустная, то это уже сказка для взрослых. Я рада, что прочитала ее, хотя в конце мне было очень грустно. Грустно от того, что Русалочка умерла.

Ганс Христиан Андерсен « Русалочка», издательство Баласс, Москва, 2004г.

Копай Наталья
Александровна
Приморский край,
г. Уссурийск
МБОУ СОШ № 14;
6"г" класс
Хобби: чтение, рисование
работа сгравюрой

ТЕ
МА. Произведение Андерсена « Русалочка ».
Авторы проекта: Бабич Н.П.
Участники проекта: учащиеся 4 классов.
Срок выполнения:3 урока.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий
Продукт проекта: детский иллюстрированный журнал
Основополагающий вопрос проекта: Какую роль играют в жизни любовь и доброта? Краткая аннотация проекта: данный проект поможет детям детально разобраться в произведении, выразить свое отношение к прочитанному. А так же на примере поступков героев произведения дать оценку своим собственным поступкам.
Цель
Создать через проектную деятельность и представить материал в виде детского журнала для библиотеки.
Формировать у учащихся 4 класса личностных компетенций, поисковые, менеджерские, презентационные, коммуникативные умения и навыки.
Учить соединять имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями.
Наши действия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Выработка плана действия по реализации проекта.
Определение проблемных групп.
Учащиеся делятся на группы.
Знакомство с инструкциями педагога.
Знакомство с требованиями к презентации.
КОНСТРУКЦИОННЫЙ ЭТАП
Поиск материалов по каждому направлению группы.
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.
Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма".
Учащиеся создают папки для материалов.
Общая папка:
Ссылки
Иллюстрации, фото
Тексты.
Направления групп
Группа: «Библиографы»
Группа: «Художники»
Группа: «Фантазёры»
Группа «Мыслители»
Определить проблему, цели и задачи каждой группы.
Сформировать банк интересных идей.
Определить этапы работы.
Группа « Библиографы»
1.Узнать, кто такие библиографы и библиофилы. Какое основное направление их деятельности.
2.Поиск сайтов по теме и анализ материалов, найденных в интернете и библиотеке.
3.Сбор интересных фактов из биографии Андерсена.
4. Выбор портрета писателя.
5. Написание аннотации к произведению Андерсена «Русалочка»
Группа «Художники»
1. Узнать, кто такие художники- иллюстраторы. Найти информацию о наиболее известных художниках- иллюстраторах.
2. Анализ материалов в Интернете и библиотеке.
3.Нарисовать портреты главных героев сказки. Дать словесные портреты.
4. Создание папки материалов группы
Группа «Фантазёры»
1.Узнать, какие наиболее популярные детские журналы существуют в современном мире? Какие рубрики бывают в детских журналах?
2.Провести аукцион стихов собственного сочинения по сказке Андерсена «Русалочка»
3. Подготовить ребусы, кроссворды, загадки к прочитанному произведению собственного сочинения.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации занимательного материала.
6.Создание папки материалов группы.
Группа «Мыслители»
1. Обсудить поступки героев и выделить основную мысль сказки.
2. Найти наиболее подходящие пословицы, отражающие главную мысль произведения.
3. Придумать игру «Доскажи словечко» с целью выявления уровня запоминания хода произведения до мелочей.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации своего материала.
5.Создание папки материалов группы
Ожидаемый результат
Каждая группа должна создать свою страничку журнала:
1.Дать ей название, отражающие суть страницы
2. Отобрать на страничку наиболее интересный материал
3. Аккуратно оформить
4. Интересно презентовать
5. Оценить работу каждой группы
6. Скрепить все странички и подарить в школьную библиотеку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАПЫ
Тема: Любовь и доброта в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Цель урока: Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, правильно оценивать поступки героев. Формировать умение постигать смысл и художественное содержание произведений. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.

Оборудование: интерактивная доска, журналы, дополнительные материалы, для создания страниц, звездочки.
Ход урока:
I. Оргмомент
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой зима в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Речевая разминка. Изобразить лягушку при помощи мимики.
Гимнастика для губ. Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видно.
Чтение текста «птичьим базаром». Читайте текст, не обращая внимания на то, что он как-то не так выглядит.
Квака лбюит убылстьая
Рот у Ккави до уешй
Хоть закязвочи пеширй
Тнуять гбуы пмяро к уашкм
Очень нравится луягшакм
Уыб лаются. Стюмеся.
А гзала у хин как бюлц да.
Собрать текст
-чтение шёпотом
- прочесть громко
- прочесть выразительно.

II. Сообщение темы и цели урока:
Звучит песня-клип «Сказки»
Есть на свете страна – это Сказка:
Чудесами полна, волшебством.
Дети любят её – там прекрасно.
Всех чарует своим колдовством.
Помнят сказки его наизусть…
В чудо - сказках есть радость и грусть.
Сегодня на уроке мы должны подвести итог работы по творчеству Андерсена. Свои умения и навыки мы должны выразить в проекте.
Проект – это продукт нашего труда и сегодня мы будем оформлять наш проект в виде журнала.
Беседа:
- Какие вы знаете современные детские журналы созданные по мотивам сказок? (Вини-Пух)
- Сегодня я предлагаю по мотивам сказки Андерсена создать журнал?
- Вспомните, что отображается на страницах детских журналов.(сообщения детей из группы «Художники»)
III. Инструктаж
- Я предлагаю вам название рубрик, а вы должны определить, какой материал вы поместите на данной странице.
1 страница Необыкновенная биография в обыкновенное время (об авторе)
2 страница Приглашаем в галерею (портреты, характеристики героев)
3 страница Шкатулка задачек (кроссворды, ребусы)
4 страница Секреты Андерсена (доскажи словечко, пословицы)
IV. Работа над проектами. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Дети работают в группах. Каждая группа отбирает материал и размещает (наклеивают) на страницу журнала. Страница с названием заранее подготовлена.
V. Презентация проектов. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждая группа выходит и поочерёдно представляет свою страницу. Говорит название страницы, девиз группы и сообщает, что можно прочитать на их страничке.
- Какие у вас будут вопросы к выступающему, дополнение, замечания?
Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)
Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)
Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?
Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь в жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.
Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?
(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир.) (докажи словами из текста)
Так что же такое любовь? В чем ее сила?
Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.
VI. Итог урока.
Заполнение индивидуальной таблицы «Для меня сегодняшний урок…»

Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. Понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3. безразлично 3. помогал другим 3. не понял

Знают Андерсена все на свете,
Помнят сказки его наизусть…
Их герои живут с нами вместе,
В чудо-сказках есть радость и грусть.

Сказка Русалочка – красивая трогательная история о силе любви, ради которой героиня пожертвовала собой и превратилась в морскую пену. Все девочки обязательно должны прочитать онлайн эту удивительную сказку.

Сказка Русалочка читать

У морского царя было шесть прекрасных дочерей. Любимица всех – самая младшая, Русалочка. Беззаботно резвилась она в подводном царстве. И только в день шестнадцатилетия ей позволили подняться на поверхность моря. С интересом рассматривала она людей на корабле. Там пышно праздновали день рождения принца, которому тоже исполнилось шестнадцать лет. Ночью во время шторма Русалочка спасла жизнь прекрасному незнакомцу, но вынуждена покинуть его на берегу, потому что на помощь спешили люди, а она не могла допустить, чтобы ее увидели. С тех пор она грустит о прекрасном принце. От бабушки она узнает, что только тогда она сможет стать человеком и обрести душу, когда полюбит ее человек. Ведьма помогает Русалочке избавиться от хвоста, взамен забирая ее волшебный голос. Каждое движение причиняет Русалочке острую боль. Бедняжка все терпит ради того, чтобы быть рядом с любимым. Но ей нужно завоевать любовь принца, иначе станет она морской пеной. Принц привязался к Русалочке, но не полюбил ее. Вскоре по настоянию родителей он плывет за прекрасной невестой. Немого найденыша он берет с собой. Увидев свою невесту, принц влюбляется в нее. Понимает Русалочка, что ей суждено умереть. Сестры пытаются спасти ее. Появляются они около корабля и дают младшей сестре острый нож. Если вонзить нож в сердце принца, кровь его попадет на ножки Русалочки, и она станет прежней. Посмотрела Русалочка на спящего возлюбленного, выбросила нож в море, и сама бросилась в волны. Стала она морской пеной и присоединилась к дочерям воздуха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Русалочка

В сказке раскрывается тема самоотверженной любви. Многие задаются вопросом: почему автор не сделал финал сказки счастливым подобно волшебным народным сказкам? Но автор хотел донести до читателя мысль, что настоящая любовь – не только счастье обладания, – это страдания, жертвы и мужество отказаться от любимого во имя его благополучия. Русалочка – идеал самопожертвования. Главная мысль сказки Русалочка – только настоящая любовь ради счастья любимого человека способна пожертвовать своими личными интересами.



просмотров