Литературные направления классицизм сентиментализм романтизм реализм богачёва галина. Основные черты сентиментализма. Признаки сентиментализма в литературе Что такое сентиментализм в искусстве

Литературные направления классицизм сентиментализм романтизм реализм богачёва галина. Основные черты сентиментализма. Признаки сентиментализма в литературе Что такое сентиментализм в искусстве

Уроки 2–3
КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
И РОМАНТИЗМ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. - первоклассный, образцовый) - литературно-художественное направление, зародившееся в эпоху Возрождения и продолжавшее свое развитие до первых десятилетий XIX века. В историю литературы как понятие классицизм вошел в конце XIX-начале XX века. Основные его приметы определялись в соответствии с драматической теорией XVII века и с основными идеями трактата Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Классицизм рассматривался как направление, ориентирующееся на античное искусство. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, равнение на античные образцы и строгую подчиненность правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.

Коллективной эстетической нормой классицизма является категория «хорошего вкуса», выработанная так называемым «хорошим обществом». Вкус классицизма многословию предпочитает краткость, вычурности и сложности выражения - ясность и простоту, экстравагантному - благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы.

Выдвигавшиеся классицизмом требования простоты и ясности слога, смысловой наполненности образов, чувства меры и нормы в построении, сюжете и фабуле произведений до сих пор сохраняют свою эстетическую актуальность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от англ. - чувствительный; фр. - чувство) - одно из основных направлений в европейской литературе и искусстве XVIII века. Свое наименование сентиментализм получил после выхода в свет романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Л. Стерна. Именно в Англии это течение получило наиболее законченное выражение. Основное внимание писателей-сентименталистов сосредоточено на жизни человеческого сердца; внешний мир природы в их произведениях тесно связан с внутренним миром человеческой души, с напряженным интересом к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. Возвышенное начало, основополагающее в трудах теоретиков классицизма, в сентиментализме сменяется категорией трогательного, сочувствием к ближнему, обращением к естественно-бытовому поведению человека, тягой к добродетели. В России все основные произведения европейских сентименталистов были переведены еще в XVIII веке и пользовались большим читательским успехом, оказывали значительное влияние на отечественных писателей. Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.М. Карамзина («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Письма русского путешественника» и др.), в произведениях М.Н. Муравьева, Н.А. Львова, В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева.

РОМАНТИЗМ - одно из крупнейших, выразительных и эстетически значимых направлений в европейском и американском искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, получившее всемирное распространение и открывшее множество даровитых художников - поэтов, прозаиков и драматургов, живописцев и скульпторов, актеров, композиторов и музыкантов. Типичной приметой романтизма является резкое недовольство действительностью, постоянное сомнение в том, что жизнь общества или жизнь индивидуума может быть построена на началах добра и справедливости. Другой важной чертой романтического миросозерцания должна быть названа мечта об обновлении мира и человека наперекор разуму и реальным фактам, стремление к возвышенному, чаще всего недостижимому идеалу. Четкое осознание противоречия между идеалом и действительностью, ощущение разрыва между ними и вместе с тем жажда их воссоединения - определяющее начало романтического искусства.

Романтиков всегда привлекали фантастические сюжеты и образы, народные предания, притчи, сказки; их интересовали неведомые дальние страны, жизнь племен и народов, героические переломные исторические эпохи, благодатный и светлый мир живой природы, в который они были влюблены. В своих произведениях романтики сознательно смешивали высокое и низкое, трагическое и комическое, реальное и фантастическое, видоизменив и обновив старые жанры и создав новые - исторический роман, лиро-эпическую поэму, повесть-сказку. Им удалось сблизить литературу с фольклором, изменить сложившиеся представления о драматическом искусстве, проложить новые пути в лирике. Художественные открытия романтизма во многом подготовили появление реализма.

В иных условиях, нежели западно-европейский, возник и развивался русский романтизм, ставший главным событием литературной жизни в 1820-е годы. Его важнейшими приметами стали меньшая отчетливость основных признаков и свойств и более тесная связь с другими литературными направлениями, прежде всего с классицизмом и сентиментализмом. В истории и развитии русского романтизма исследователями принято выделять три периода. Период зарождения романтического направления в России приходится на 1801-1815 годы. Родоначальниками русского романтизма являются В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков, оказавшие огромное влияние на последующую литературу. Временем усиленного развития романтизма, заметного отмежевания от классицизма и сентиментализма становятся 1816 - 1825 годы. Ярким явлением этого периода была плодовитая литературная деятельность писателей-декабристов, а также творчество П.А. Вяземского, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига. Центральной фигурой русского романтизма становится А.С. Пушкин. В третий период, охватывающий 1826-1840 годы, романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Венцом этого направления стало творчество М.Ю. Лермонтова, лирика Ф.И. Тютчева, ранние произведения Н.В. Гоголя. В дальнейшем воздействие романтической эстетики сказывается на развитии русской литературы всего XIX века и в XX столетии. Романтические традиции сохраняются и до настоящего времени.

РЕАЛИЗМ (от позднелат. - вещественный, действительный) - ведущее литературное направление XIX-XX веков, один из главных художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу. Примечательно, что реализм и его теория стали российской прерогативой. Проблемы реалистического искусства занимали существенное место в литературно-эстетических размышлениях В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.В. Анненкова, Ф.М. Достоевского, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Шелгунова, Д.С. Мережковского, А.В. Луначарского, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского и др. В русле реализма и реалистической традиции, несмотря на отчетливое проявление тех или иных «нереалистических» тенденций, развивалось творчество большинства классиков отечественной словесности двух столетий. Стремясь к полноценному, с точки зрения жизненной правды, постижению реальности, прибегая (хотя и в необязательном порядке) к жизнеподобным формам, реализм, конечно же, создает у читателя только иллюзию изображаемой реальности. Достаточно поздно возникнув в истории культуры как одно из ведущих направлений, реализм переживает постоянные изменения и обновления, обнаруживая при этом закономерную «выживаемость» в самых разных социально-исторических условиях.

МОДЕРНИЗМ (от фр. - новейший) - эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и бурно развивавшаяся в 1920-1930-е годы. Модернизм возник в результате пересмотра философско-эстетических основ и творческих принципов художественной культуры XIX века, происходившего на протяжении 1870-1900 годов. Об этом свидетельствует история таких школ и направлений, как импрессионизм, символизм, футуризм и некоторых других. Несмотря на заметные различия программ и манифестов, всех их объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых перемен, сопровождающихся крахом предшествующих духовных ценностей. Хотя не существует программного документа, в котором содержались бы основные эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в культуре Запада и России выявляет устойчивость его особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе. Различные составляющие модернизма наблюдаются и в поэзии, и в драматургии, и в прозе.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (от англ., фр., нем. - после новейшего) - употребительный в последние десятилетия, но до сих пор не получивший четкого и однозначного толкования термин, понятийная суть которого сводится к тому, что это многозначный и многоуровневый, подверженный влиянию национально-исторических, социальных и пр. обстоятельств комплекс эстетических, философских, научно-теоретических представлений, обусловленных спецификой мировосприятия, мироощущения и оценки познавательных возможностей человека, его места и роли в окружающем мире. Зарождение этого направления в литературе обычно относят приблизительно к концу Второй мировой войны, однако как общественно-эстетический феномен постмодернизм был осознан в западной культуре и отражен как специфическое явление только в начале 1980-х годов. Всей своей сутью постмодернизм противостоит реализму. Во всяком случае, пытается противостоять. Не случайны в этой связи понятия, которыми оперируют теоретики данного направления: «мир как хаос», «постмодернистская чувствительность», «мир как текст», «сознание как текст», «интертекстуальность», «кризис авторитетов», «авторская маска», «пародийный модус повествования», фрагментарность повествования, мета-рассказ и т.п.

Аванга́рд (фр. avant-garde - передовой отряд), авангарди́зм - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

· футуризм - Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;

· экспрессионизм - Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Драматургия

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда - Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон , Эдуард Юнг , Томас Грей , Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Сентиментализм в английской литературе

Томас Грей

Родиной сентиментализма была Англия . В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и Весна,Осень., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными () под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей , автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (), «Кларисса Гарло» (), «Сэр Чарльз Грандисон» () - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» ( -) и «Сентиментального путешествия» ( ; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер , в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини » () переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобреана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Сентиментализм в русской литературе

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо , "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера . Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Лиза" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.

В живописи

Направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Русо.

Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъемом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен пе-рестраивают мироощущение передового человека. К этому направлению примыкает представленный в зале портрет Н.А. Зубовой, внучки А.В. Суворова, скопированный неизвестным мастером с портрета И.Б. Лампи Старшего, изображающий молодую женщину в парке, вдали от условностей светской жизни. Она задумчиво с полуулыбкой смотрит на зрителя, в ней все - простота и естественность. Сентиментализм противопоставлен прямолинейному и излишне логическому рассуждению о природе человеческого чувства, эмоциональное восприятие, непосредственно и более надежно ведущее к постижению истины. Сентиментализм расширил представление о душевной жизни человека, приблизившись к пониманию ее противоречий, самого процесса человеческого переживания. На рубеже двух веков развивалось творчество Н.И. Аргунова, одаренного крепо-стного графов Шереметьевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков - стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. В зале представлен портрет Н.П. Шереметьева. Он был подарен самим графом Ростовскому Спасо-Яковлевскому монастырю, где на его средства возводился собор. Портрету свойст-венна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеали-зации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице мо-дели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цве-та, красочных плоскостей. В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П.А. Бабина, П.И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния. Отдельную группу составляют представленные в зале детские портреты. В них подкупает простота и ясность трактовки образа. Если в XVIII веке чаще всего дети изображались с атрибутами мифологических героев в виде амуров, Аполлонов и Диан, то в XIX веке художники стремятся передать непосредственный образ ребенка, склад детского характера. Портреты представленные в зале, за редкими исключениями происходят из дво-рянских усадеб. Они входили в усадебные портретные галереи, основой которых были фамильные портреты. Собрание носило интимный преимущественно мемори-альный характер и отражало личные привязанности моделей и их отношение к предкам и современникам, память о которых старались сохранить для потомков. Изучение портретных галерей углубляет представление об эпохе, позволяет более рельефно ощутить ту конкретную обстановку, в которой жили произведения прошлого, и понять ряд особенностей их художественного языка. Портреты дают бо-гатейший материал для изучения истории отечественной культуры.

Особенно сильное влияние сентиментализма испытал В.Л. Боровиковский, изображавший многие свои модели на фоне английского парка, с мягким, чувственно-ранимым выражением на лице. Боровиковский был связан с английской традицией через кружок Н.А. Львова - А.Н. Оленина. Он хорошо знал типологию английского портрета, в частности, по работам модной в 1780 -е годы немецкой художницы А.Кауфман, получившей образование в Англии.

Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф.М. Матвеева прослеживается влияние "Водопадов" и "Видов Тиволи" Я. Мора.

В России также была популярна графика Дж. Флаксмана (иллюстрации к Гормеру, Эсхилу, Данте), оказавшая влияние на рисунки и гравюры Ф.Толстого, и мелкая пластика Веджвуда - в 1773 году императрица сделала британской мануфактуре фантастический по объему заказ на «Сервиз с зелёной лягушкой » из 952 предметов с видами Великобритании, хранящийся теперь в Эрмитаже.

В английском вкусе были исполнены миниатюры Г.И. Скородумова и А.Х. Ритта; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые "Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках" (1803-1804).

Британских художников во второй половине XVIII века в России работает меньше, чем французских или итальянских. Среди них наибольшую известность приобрел Ричард Бромптон, придворный художник Георга III, работавший в Петербурге в 1780 - 1783 гг. Ему принадлежат портреты великих князей Александра и Константина Павловичей, и принца Георга Уэльского, ставшие образцами изображения наследников в юном возрасте. Неоконченное Бромптоном изображение Екатерины на фоне флота получило воплощение в портрете императрицы в храме Минервы Д.Г. Левицкого.

Француз по происхождению П.Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России.

Однако картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа, были часто копируемы, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Скородмова, назначенного "кабинета Ея императорского величества гравером" и избранного Академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г.А. Потемкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: "манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур". Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его "Речи", в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду "высших" родов живописи и вводилось понятие "портрет в историческом стиле".

Литература

  • E. Schmidt, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).
  • Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).
  • P. Stapfer, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).
  • Joseph Texte, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).
  • L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).
  • «История русской литературы» А. Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).
  • Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).
  • С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Лучко, Клара Степановна
  • Стерн, Лоренс

Смотреть что такое "Сентиментализм" в других словарях:

    Сентиментализм - литературное направление в Зап. Европе и России XVIII нач. XIXвв. I. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ. Термин «С.» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), к рое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после … Литературная энциклопедия

    Сентиментализм - СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII м века и окрасившее собою начало XIX го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным… … Словарь литературных терминов

    сентиментализм - а, м. sentimentalisme m. 1. Литературное направление второй половины 18 начала 19 в., пришедшее на смену классицизму, характеризующееся особенным вниманием к душевному миру человека, к природе и отчасти идеализирующее действительность. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, САНТИМЕНТАЛИЗМ чувствительность. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. сентиментализм (фр. sentimentalisme sentiment чувство) 1) европейское литературное направление конца 18 нач … Словарь иностранных слов русского языка

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от французского sentiment чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 й половины 18 начала 19 вв. Отталкиваясь от просветительного рационализма (смотри Просвещение), объявил доминантой человеческой природы не разум, а … Современная энциклопедия

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от франц. sentiment чувство) течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 й пол. 18 нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма (см. Просвещение), объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство, и… … Большой Энциклопедический словарь

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - [сэ], сентиментализма, мн. нет, муж. (франц. sentimentalisme). 1. Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к… … Толковый словарь Ушакова

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, а, муж. 1. Художественное направление (в России в конце 18 и нач. 19 в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. 2.… … Толковый словарь Ожегова

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс .

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века - первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы : Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1.Повесть А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Карамзина «Бедная Лиза».

3. Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель : Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.

Задание

КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом - и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть, и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море, но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.

Повесть А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..

Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: , и.

Вершиной русского классицизма является творчество (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова - тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.

Реали́зм

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».

Сентиментализм - 18 век
Романтизм - вторая половина 18 - 19 век

Сентиментализм - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Сентиментализм выражает разочарование в “ цивилизации ”, основанной на идеалах “ разума ” (идеологии Просвещения) и провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека ”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. Художники, писавшие в этом жанре: Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон.
Родиной сентиментализма была Англия. Ему дал начало в конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727).
Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759-1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».
Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина (1797-1801).
Сентиментализм в английском изобразительном искусстве – реакция на буржуазные тенденции в обществе. Его яркие представители в живописи – Гейнсборо и Рейнольдс.
Одним из наиболее типичных представителей сентиментализма во французской живописи был Жан Батист Грёз.
Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъемом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают На рубеже двух веков развивалось творчество Н.И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметьевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков - стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. Его портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеализации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цвета, красочных плоскостей.
В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П.А. Бабина, П.И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния.

Романти́зм (фр. romantisme) - явление в европейской и американской культуре в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели).
В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Ярким представителем английского романтизма является Байрон.

В России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского.Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова.Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии Франц Шуберт; в Германии - Э. Т. А. Гофман, Карл Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман; в Италии - Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции - Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше Фредерик Шопен; в Венгрии Ференц Лист.

В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы. В изобразительном искусстве он характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, что и побудило исследователей выделить несколько направлений внутри общего романтического движения. Так, во Франции, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для немецкого варианта романтизма, наоборот, характерны созерцательно-меланхолические настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др.) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер).
В России ведущая роль в романтическом искусстве принадлежит портрету (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а также пейзажу (Сильв. Ф. Щедрин, М. Н, Воробьев, ранний И. К. Айвазовский). Этнографическое направление на российском материале талантливо разрабатывал в жанровых композициях поляк А. О. Орловский. Особенностью русского варианта романтизма стала потребность художников, выучеников академической школы, облекать романтические идеи в форму картины, построенной по канонам классицизма (таковы самые значительные полотна русской исторической живописи - "Смерть Камиллы, сестры Горация" и "Медный змий" Ф. А. Бруни, "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова, "Явление Христа народу" А. А. Иванова).
Вместе с тем при всем своеобразии национальных школ романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов "природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д.), и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Индивидуум становится для них действительно "мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир.
Особенно высоко ставили романтики личность художника, композитора, писателя, сопрягая их деятельность с мировым процессом творения. Отсюда - пристальный интерес ко всему своеобразному, непохожему, особенному. Именно романтизм был тем направлением, которое утвердило приоритет индивидуальной манеры художника и, в конечном счете, открыло дорогу к свободному выражению творческой личности.



просмотров