Методика подготовки и проведения занятия по чтению художественной литературы в первой младшей группе. Перспективный план первой младшей группы Конспект чтения в младшей группе
Воспитатель МДОУ «ЦРР - детский сад № 247» г. Саратов
Учебно-методическая разработка. Перспективный план в ДОУ
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования.
Тексты прилагаются.
Сентябрь «Мы и наш детский сад» |
||
«Игрушки» «На что похоже солнце» Т. Бокова |
Вспомнить, что летом дети много играли с игрушками; помочь вспомнить знакомые стихи Познакомить детей с понятием «рифма»; развивать мышление |
|
«Мои игрушки» З. Петрова «Некогда» Б. Иовле |
Помочь детям научиться слушать стихотворные тексты; воспитывать бережное отношение к игрушкам Воспитывать умение различать плохие и хорошие поступки |
|
«Лето» В. Орлов «Утренние лучи» К. Ушинский |
Закрепить основные признаки лета Развивать умение слушать небольшие рассказы; продолжать знакомить детей с сезонными признаками |
|
Н. Калинина «В лесу» Стихотворение «Осеннее» |
Продолжать учить детей слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания о деревьях, цветах Продолжать знакомить детей с осенними признаками; расширять кругозор |
|
Октябрь «Мы и природа» |
||
Стихотворение «Трава. Кусты. Деревья» И. Токмакова «Осенние листья» |
Закреплять знания детей о видах растительности Продолжать знакомить детей с основными осенними признаками |
|
Ф. Гуринович «Огород» «По ягоды» Я. Тайц |
Закрепить знания об овощах и месте их произрастания Продолжать учить слушать небольшие произведения; воспитывать любовь к близким |
|
Н. Кисилева «Котенок и щенок» Русская народная песенка «Коровки» |
Поддерживать интерес к сказкам; закрепить знания о домашних животных; знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами; закреплять знания о домашних животных; учить отвечать на вопросы по тексту |
|
С. Маршак «Детки в клетке» К. Чуковский «Айболит» |
Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знания о диких животных Продолжать учить слушать большие по объему стихотворные произведения, отвечать на вопросы; закрепить знания о диких животных |
|
Ноябрь «Цветная страна» |
||
Л. Разумова «Красный цвет» «Светофор» Б. Житков |
Закрепить знания красного цвета; продолжать учить детей находить в окружающем предметы красного цвета Продолжать развивать умение слушать рассказы; закрепить знания красного цвета; продолжать знакомить с элементарными правилами дорожного движения |
|
К. Чуковский «Цыпленок «Солнышко, похожее на маму» А. Павлова |
Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; закрепить знание желтого цвета. Продолжать знакомить детей с природными явлениями; учить детей находить в окружающем предметы желтого цвета |
|
В. Сутеев «Капризная кошка» «Разноцветный подарок» П. Синявский |
Учить оценивать поступки героев; закрепить знание основных цветов Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знание основных цветов |
|
«Карандаш» Я. Тайц «Сказка про то, как краски рисовали» М. Шкурина |
Учить понимать юмор литературных произведений; закрепить знание синего цвета Познакомить детей с тем, что при смешивании красок получается другой цвет |
|
Декабрь «Зима» |
||
М. Клочкова «Снежинки» Зима для здоровья З. Александрова |
Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега Помочь детям понять пользу морозного воздуха |
|
Стихотворение «Птица» Стихотворение «Зимующие птицы» |
Продолжать знакомить детей с отличительными признаками птиц Закреплять имеющиеся знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам зимой |
|
Стихотворение «Звери зимой» «Как на горке снег» И. Токмакова |
Знакомить детей с тем, как зимуют дикие звери Продолжать знакомить детей с тем, что делают звери зимой |
|
О. Чусовитина «Скоро,скоро Новый год» Н. Мигунова «Новый год» |
Помочь детям запомнить стихотворение Продолжать знакомить детей с новогодними стихами |
|
Январь «Мы и наша семья» |
||
Потешка «Вот наши ручки» Про нос и язык. Пермяк Е. А. |
Продолжать знакомить с малыми формами фольклора; закрепить знание частей тела человека Продолжать знакомить детей с назначением частей тела |
|
З. Александрова «Плохая девочка» «Сам» В. Степанов |
Помочь понять детям, что все люди разные и поступают по разному; учить оценивать поступки героев Прививать детям положительные привычки |
|
Е. Благинина «Голышок - малышок» «Сто одежек» |
Закрепить знания детей о видах одежды Расширять словарный запас детей названиями предметов одежды |
|
Февраль «Наша семья» |
||
Н. Павлова «Чьи башмачки» «Модница и туфельки» Виктор Полянских |
Продолжать учить слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания обуви Продолжать знакомить детей с разнообразием видов обуви |
|
Стихотворение «Моя семья» «Помощница» Е. Благинина |
Помочь понять детям, кто является их семьей Помочь детям понять, чем можно помочь дома |
|
Полюбуйтесь-ка, игрушки! Е. Благинина Приходите, поглядите! Е. Благинина |
Воспитывать желание помогать взрослым Поддерживать желание детей совершать хорошие поступки |
|
З. Александрова «Дождик» И. Пивоварова «Волшебные палочки» |
Развивать усидчивость, внимание; закрепить знание о фиолетовом цвете Развивать умение воспринимать стихотворные тексты; закрепить знание основных цветов |
|
Март «Мы и наш дом» |
||
З. Александрова «Что взяла - клади на место» «У стола четыре ножки» С. Я. Маршак |
Помочь понять смысл стихотворения; закрепить знания мебели Продолжать знакомить детей с предметами мебели |
|
Что нельзя купить? Владимир Орлов «Три копейки на покупки» Ш. Галиев |
Помочь понять детям, что не все можно купить за деньги Помочь понять детям, что игрушки дорогие; воспитывать скромность |
|
И. Токмакова «Ай да суп» «Ой как вкусно пахнет щами» |
Помочь заучить наизусть небольшие стихи; закрепить знания о кухонной и столовой посуде Закрепить знания предметов столовой и кухонной посуды |
|
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар» К. Чуковский «Муха-цокотуха» |
Учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить знания о чайной посуде Учить слушать большие по объему стихотворные произведения; продолжать учить отвечать на вопросы |
|
Апрель «Весна и времена года» |
||
А. Плещеев «Мой садик» Р.н.с. «Заюшкина избушка» |
Учить находить в стихотворении сезонные признаки Познакомить с новой сказкой; помочь понять причину таяния лисичкиной избушки |
|
«Старик и яблони» Л. Толстой «Сказка про котенка Кузьку и прекрасный цветок» М. Шкурина |
Познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья Воспитывать бережное отношение к природе |
|
В. Сутеев «Кораблик» «Солнечная краска» М. Скрябцова |
Помочь понять смысл произведения: закрепить знание голубого цвета Довести до сознания детей смысл рассказа; закрепить голубой цвет |
|
Э. Мошковская «Добежали до вечера» Н. Калинина «Утром» |
Закрепить знание частей суток Продолжать знакомить с частями суток |
|
Май «Что мы знаем и умеем» |
||
Считалка «Мы делили апельсин» Лето Л. Корчагина |
Помочь запомнить считалку; закрепить знания о фруктах Продолжать знакомить детей с сезонными признаками |
|
«Медведь» Г. Ладонщиков «Времена года» А. Кузнецова |
Закрепить знания детей о временах года; воспитывать чувство юмора Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе |
|
В. Осеева «Плохо» «Страшный рассказ» Е. Чарушин |
Помочь детям понять смысл рассказа; воспитывать доброту, сострадание Развивать умение слушать произведения большие по объему; довести до сознания детей смысл |
|
«Здравствуй, лето» Т. Бокова Загадки об игрушках |
Развивать умение воспринимать стихотворный текст, выделяя сезонные признаки Развивать умение отгадывать загадки; мышление |
На что похоже солнце? Татьяна Бокова
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч — Почему же он горяч?
Если солнце — это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце — это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже,
всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ!
Скачать Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы
О қу қызметінің ұйымдастырылған технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Оқу облыстары / Образовательные области: Коммуникация
Бөлімдер / Раздел : Художественная литература
Тақырып / Тема: Чтение А. Барто «Грузовик»
Мақсаты / Цель : познакомить с содержанием стихотворения А. Барто, активизировать словарь по теме, познакомить с частями автомобиля, закрепить названия основных цветов.
Оборудование и материалы : игрушка грузовая машина, кошка, игрушка – кошка, машинки 4 основных цветов, фланелеграф, демонстрационная машинка со световым сигналом.
Словарная работа: грузовик
Қос тілдік компоненті/ Билингвальный компонент: машина – колік .
Тәрбиешінің іс-әрекетіДействия воспитателя
Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
Мотивациялық-лептік
Мотивационно-
побудительный
У меня в руках чудесный мешочек. В нем спряталась одна игрушка, с которой очень любят играть мальчики.
Кто попробует узнать игрушку, не раскрывая мешочка?
- Что это?
Словарная работа: грузовик.
Это грузовая машина. У нее есть кабина, кузов, колеса. Воспитатель показывает детям части машины.
Как играют этой игрушкой?
Верно. А что сейчас делает машина? Воспитатель прокатывает машину.
А сейчас, что машина делает?
Слушают воспитателя
Дети ощупывают мешочек, воспитатель помогает им
Это машина
Повторяют: грузовик.
Катают
Едет
Стоит
Ұйымдастық-ізденістік
Организационно-поисковый
Воспитатель исполняет песню «Едем, едем мы домой».
Едем, едем мы домой на машине грузовой,
Ворота отворяй, едет с поля урожай.
Билингвальный компонент: к ө л ік – машина.
А что же везет наш грузовик?
А что можно возить на грузовике?
А вот в стихотворении «Грузовик» дети решили везти необычный груз. Послушайте.
Чтение стихотворения.
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Грузовик», проигрывая.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Затем предлагает детям ответить на вопросы:
- Какая машина была у детей?
- Кого решили покатать дети?
- Куда они его посадили?
- Что сделал кот?
Давайте немножко отдохнем.
Физминутка.
Ножками затопали,
Зашагали по полу,
Там, там, там -
Тихо сели по местам.
Слушают воспитателя
Овощи и фрукты
Слушают стихотворение.
Наблюдают а проигрыванием стихотворения.
Отвечают на вопросы:
Грузовая
Кота
В кузов
Опрокинул грузовик
Выполняют физкультминутку в соответствии с текстом
Рефлексивті-корригирдікті
Рефлексивно - корригирующий
К нам в гости приехал легковой автомобиль, он может мигать фарами. И привез с собой друзей (На столе машинки, окрашенные в разные цвета). Он хочет знать, все ли дети знают цвета. Мы будем называть цвет машинок, и если правильный ответ автомобиль будет нам мигать.
Играют в игру вместе с автомобилем.
Называют цвета машин.
Күтімді нәтиже /Ожидаемый результат:
Елестету /Воспроизводят: в речи слова: грузовик, транспорт.
Түсіну / Понимают: содержание стихотворения.
Қолдану /Применяют: полученные знания на занятии.
Чтение художественной литературы – направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т.ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.
При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
^
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (1-3 ГОДА)
«Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы”
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
(восприятии) книг через решение следующих задач:
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
Развитие литературной речи;
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса»*.
^ Формирование интереса и потребности в чтении
понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,
приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй
группы раннего возраста,
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других
средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без
наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем
знакомых стихотворений.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24»
В.Берестов «Котёнок»
Конспект НОД по чтению художественной литературы в первой младшей группе № 11.
Составил воспитатель
Загидуллина Г.И.
г. Нижнекамск
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
Тема: «Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
Цель: Ознакомление детей с содержанием произведения В. Берестова «Котёнок».
Задачи:
Образовательные:
Учить определять животное по описанию.
Пополнить словарный запас: «котёнок», «мяу», «прыг-скок», «цап-царап».
Развивающие:
- Развивать способность понимать содержание стихотворения.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к животным.
Планируемые результаты: уметь по словесному описанию взрослого отгадывать животное, проявлять эмоциональную отзывчивость на стихотворение В. Берестова «Котёнок», активность при исполнении песни «Кошка», отвечать на простые вопросы.
Материалы и оборудование: иллюстрация к стихотворению, игрушка котёнок, платок.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникационная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы.
Интеграция ОО: познание, музыка, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы.
Приёмы и методы:
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей, сюрпризный момент.
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.
3. Приёмы поддержания интереса у детей: физкультминутка, исполнение песенки, чередование видов деятельности.
4. Приёмы оценки: поощрение.
Структура НОД:
I. Вводная часть -2 мин.
II. Основная часть – 4 мин.
III . Заключительная часть -2 мин.
ХОД НОД
1. Вводная часть.
(Дети занимают свои места. На столе игрушка, накрытая платком) .
Воспитатель: Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мурр… мяу… » Кто же он? (Ответы детей). Значит о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, это котёнок. (Снимает платок с игрушки). Котёнок маленький, у него нет имени. Давайте придумаем ему имя.
(Пушок) .
2. Основная часть.
Воспитатель: Котёнок Пушок – это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться.
(Показ иллюстрации) .
Послушайте стихотворение про котёнка.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится,
Прыг-скок. Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
Вопросы
Про кого рассказывается в стихотворении? (Ответы детей) .
Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.)
Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап) .
Как котёнок мяукает? (Мяу) .
(Ответы детей хором и индивидуально) .
Воспитатель: А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками.
(Дети встали возле стульчиков) .
Физкультминутка
Все котятки мыли лапки
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшко
Вот так, вот так!
А потом они играли
Вот так, вот так (прыжки)
А потом они устали
Сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска».
(Дети подпевают звукоподражательные слова) .
3. Рефлексия
Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок) .
Как его зовут (Пушок) .
Покажите, как Пушок прыгает?
Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам
До свидания.
Длительность 8 минут.