Могучее царство шопена вдали от родины. Могучее царство Шопена. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ. I. Организационный момент

Могучее царство шопена вдали от родины. Могучее царство Шопена. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ. I. Организационный момент

«Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки». Тема урока «Могучее царство Шопена» (учитель Лискина Лариса Витальевна) Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика...»

Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока «Могучее царство Шопена»

(учитель Лискина Лариса Витальевна)

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ

Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.

Развить умение определять музыкальные произведения на слух;

Владеть первоначальными певческими навыками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные:

Формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.

Оборудование:

Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);

Аудиозапись «Русский вальс» А. Пахмутовой;

Карточки для работы в паре;



Тексты песен;

Портрет Ф. Шопена.

Ход урока:

Организационный момент

(Нацелить внимание обучающихся на урок.)

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. Давайте посмотрим видео фрагмент.

(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в исполнении Д.Мацуева).

Учитель: Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк…

Лев Озеров

II. Актуализация.

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в удивительный мир великих гениев. Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся: Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)

Учитель: Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?

Учащиеся: Царство.

Учитель: Синоним слов: мощный, значительный, величественный?

Учащиеся: Могучий

Учитель: А теперь сформулируем тему:

Учащиеся: «Могучее царство Ф. Шопена»

III. Сообщение темы.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.

В этом году 22 февраля исполнилось бы 206 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:

Учащиеся:

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.

IV. Постановка задач

Учитель: В каком веке жил великий гений Шопен?

Дети: 19 век.

Учитель: Шопен жил и занимался творчеством в 19 веке. Он прожил 39 лет. За свою короткую жизнь, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по настоящее время. Его произведения живы, они нас радуют и производят на нас воодушевление, позитив, хорошее настроение.

Учитель: Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока, в исполнении пианиста Дениса Мацуева. И в хореографическом репертуаре Шумиловской школы искусств есть танец «Вальс с веерами» под эту прекрасную мелодию.

Учитель: Шопен сочинял музыку, которая вызывает не только положительные эмоции, но и печальные и грустные.

А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого Шопеновского Траурного марша из сонаты №2.

Учитель: Давайте послушаем.

Учитель: Какие эмоции у вас вызвал этот Траурный марш Шопена?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Дети: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

V. Работа по теме.

(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)

Учитель: Откройте интернет и найдите биографию Шопена. Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Дети: Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное!

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, оберегов и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Учитель: Во сколько лет Шопен покинул Польшу?

Дети: ответы детей

Учитель: В 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

Учитель: Какое сильнее потрясение пережил Шопен в своей жизни?

Дети: ответы детей

Учитель: Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.

Учитель: В какой стране умер Шопен?

Учитель: Он похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью:

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Учитель: Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам.

Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.

Учитель: Кто знаком с творчеством пианистом Владислава Шпильмана?

Дети: ответы детей

Учитель: Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав, он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.

Учитель: Что можете добавить о творчестве В. Шпильмана?

Дети: ответы детей

Учитель: После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль. Всего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.». Издание переведено на 38 языков.

Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».

(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)

Учитель: Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?

Учащиеся: Любовь к Родине.

Учитель: Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.

Учитель: Мелодия - точное повторение Вальса №7.

Учитель: Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия.

VII. Работа над песнейРазучивание песни «Русский вальс»

VI. Рефлексия

Учитель: (Раздаются карточки для работ в паре)

РАБОТА В ПАРЕ

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.

Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

Любимый инструмент Шопена.

О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется -

Любви воспоминанье

САМООЦЕНКА

VII. Итог урока.

Учитель: Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);).

Учитель:

Всем спасибо! До свидания!

Похожие работы:

«Сценарий внеклассного мероприятия "Моя Родина – моя гордость!" Подготовила учитель Крупенина Г.М.Основные цели и задачи:формировать у молодых граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к своей Родине, к своему народу;развивать у школьников стремление добросовестно выполнять граждан...»

«Этап урока, время Ход урока Деятельность учащихся Средства Формы работы Начало Орг.момент Good Morning, boys and girls! I am glad to see you at our lesson. You see some guests have come to us. Please, turn and greet them. Well, thank you. Sit down. I hope we’ll work as usually and you’ll do your best. By the way, how ar...»

Программа,

Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока «Могучее царство Шопена»

Цель : знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф. Шопена.

Задачи: Воспитательная : прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчестве Ф. Шопена.

Образовательная: познакомить с эпохой романтизма и образами камерной музыки.

Развивающая: учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен,

Знать: основные моменты творчества Ф. Шопена; различные жанры фортепианной миниатюры.

Ход урока

Организационный момент.

Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести.

Cлайд №2 и №3 Слушание Вальс и Полонез.

Догадались?

Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить.

Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы

Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Слайд №4 (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Слайд №5 - Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить? Слайд №6

Фрагмент документальной энциклопедии «Ф. Шопен», работа с карточками .

Фридерик Шопен не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет. Ближе всего ему были близки жанры миниатюры

Слайд №7 (небольшие пьесы): прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец – это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым.

Конечно, в современном мире слушателям классической музыки становиться, понятен музыкальный язык Ф. Шопена. В знак любви и уважения к творчеству Ф. Шопена петербургский композитор Сергей Савенков использует мелодию ноктюрна и пишет изумительную песню на стихи Татьяны Тарасовой. Песня имеет популярность среди детских коллективов , часто звучит и на радио. Слайд №8

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Слайд №9 Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой – трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац)

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное “движение и жизнь души”. Слайд №10

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф. Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает?

Слайд №13 Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера

Слайд №14, 15 - Этюд № 12 и Прелюдию № 24, что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке? Слайд №16

Слайд №17 Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист. Владимир Ефремович Шостак

Подведение итога урока вам нужно ответить на ряд вопросов

1. Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф. Шопен.

2. Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

3. Действительно ли Ф. Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

4. Какие жанры миниатюры были близки Ф. Шопену. (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки)

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность) Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины. Слайд № 18

Какое на родине утро!

Какие луга и леса,

Сверкает роса перламутром.

Родная земля...Эх! Краса!

Здесь пахнет полынью, травою,

Молодою зелёной листвой

Ах, родина, только с тобой

Я связан навек судьбой!

Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Слайд №19

Исполнение песни «Весна России» музыка А. Ермолова, слова Гулевской .

Слайд №20,№21, №22, №23,№24, №25, №26, №27

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”. Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке? Любимый инструмент Шопена. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Слайд №28 Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется -

Любви воспоминанье

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50 г. Новосибирска

Могучее царство Фридерика Шопена

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Разработала: Гладких А. С.,

учитель музыки МБОУ СОШ №50

Новосибирск 2016 г

План - конспект урока музыки в 6 классе

Тема урока: «Могучее царство Ф. Шопена».

Цель урока: Знакомство учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.

Задачи урока:

  1. Обучающие: познакомить с эпохой романтизма и образами камерной музыки; помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений;
  2. развивающие: развивать наглядно – образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать; учить размышлять о музыке, уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен;
  3. воспитательные: прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчества Ф. Шопена; воспитание чувства гражданственности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, инструмент фортепиано.

Ресурсный материал :

  1. Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Этюд №12, Прелюдия №24 в исполнении С. Рихтера, фрагмент документальной энциклопедии «Ф. Шопен», «Вальс a – moll» и «Вальс Es – dur , Мазурка До мажор, Вальс ля минор, Полонез соль минор;
  2. Аудиозапись «Родина моя - Россия» из репертуара группы «Папины Дети»;
  3. Карточки для работы;
  4. Тексты песен;
  5. Портрет Ф. Шопена.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(Нацелить внимание обучающихся на урок.)

Учитель:

Здравствуйте.

Внимание на экран!

(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в исполнении Д.Мацуева).

II. Актуализация.

Учитель: Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся:

Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)

III. Сообщение темы и цели урока:

Учитель:

Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?

Учащиеся:

Царство.

Учитель:

Синоним слов: мощный, значительный, величественный?

Учащиеся:

Могучий

Учитель:

А теперь сформулируем тему урока:

Учащиеся:

- «Могучее царство Ф. Шопена»

Цель нашего урока – проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.

Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.

IV. Работа по теме:

Учитель:

- Фридерик Шопен – основоположник польской музыкальной классики. Это композитор-романтик, но особый романтик. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей. Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепианных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день.

Учитель:

Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Учащиеся:

Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве.

Учитель: Давайте посмотрим, какой же была его жизнь (фрагмент документальной энциклопедии «Ф.Шопен», работа с карточками) .

В 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожив в Вене, он переехал в Париж. Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все его мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала его личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. В Париже он встретил свою любовь – Аврору Дюдеван, известную под псевдонимом Жорж Санд. Но все это не приносило ему счастья. Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Учитель: Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера Этюд № 12 и Прелюдию № 24.

(Просмотр видео: фрагменты Этюда №12 и Прелюдии № 24 Ф. Шопена в исполнении С. Рихтера)

Что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке?

Учащиеся: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе . Здесь слышится протест против несправедливости восстания.

Учитель: Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность - одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев - мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии.

(Слушание Мазурки до мажор, Вальса ля минор, Полонеза соль минор)

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна! А для нас Родина – это Россия.

V. Работа над песней

Разучивание песни «Родина моя - Россия»

VI. Рефлексия

Учитель : Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена? Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

А теперь сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.

Всем спасибо! До свидания!
Звучит музыкальное произведение Ф. Шопена.


Фридерик Шопен


В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры.

Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении) , и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца.

Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом.

После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: "Изумительные способности. Музыкальный гений". К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран.

Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало Adagio моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе". Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла") .

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.

Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь.

С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название "революционного". В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь.

Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину.

Шопен "завоевал" Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением. В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным.

О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: "Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства". Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.

На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан". Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: "Шапки долой, господа, перед вами гений". <

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками.

Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей. С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его "Конрада Валленрода", родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича.

Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было. Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по "музыкальным портретам" Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д"Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена. Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации.

Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое "самопожертвование" и "материнские заботы" о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти.

Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, "которая отравила все его существование", была виновницей его гибели. "Ядовитым растением" называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних.

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.

Такова Вторая соната (с похоронным маршем) , принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией.

Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби.

Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли.

Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание. "Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось", - писал он одному из своих друзей.

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге.

Единственный известный снимок композитора, сделанный в год его смерти в 1849. Фотография находится в частной коллекции

По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.


Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие тво­рения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.

Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Вес­на и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венча­ние». «Над вымыслом слезами обольюсь».

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печа­ли весел, а в веселье печален». Связь времен.

Жиз­ненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве , нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.

Форма. Сходство и различия как основной принцип разви­тия и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкаль­ных образов на основе их сопоставления, столкновения, конф­ликта.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опе­ре, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные ил­люстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, дра­матические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.
Обобщение материала III четверти.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и ра­дость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.

Исследовательский проект.

Раскрываются следующие содержательные линии: Прог­раммная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сце­ны. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль , хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Темы исследовательских проектов:

Образы Родины, родно­го края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечест­ва в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные ис­полнители и исполнительские коллективы. Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения , мнения. Авторская песня: люби­мые барды. Что такое современность в музыке.

Обобщение материала IV четверти.

Музыкальный материал

Прелюдия № 24; Баллада 1 для фортепиано. Ф. Шо­пен.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Кварте­та № 2. А. Бородин.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки со­ло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фраг­менты) для клавира. И.-С. Бах.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж »). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз. Мозаика. Пье­са для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Ме­тель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Симфония 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин. Симфония 3 («Ге­роическая») (4-я часть). Л. Бетховен. Увертюра к опере «Рус­лан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подольского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из ки­нофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.



просмотров