Особняк зинаиды морозовой. Особняк Морозовой на Спиридоновке, арх. Ф.О. Шехтель Особняк зинаиды морозовой на спиридоновке как попасть

Особняк зинаиды морозовой. Особняк Морозовой на Спиридоновке, арх. Ф.О. Шехтель Особняк зинаиды морозовой на спиридоновке как попасть

Прекрасный московский особняк Саввы Морозова , что на Спиридоновке, 17 (впоследствии принадлежал Рябушинским), построил молодой архитектор Франц (Фёдор) Шехтель . После постройки этого особняка Шехтель стал знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.


На дореволюционной фотографии

Савва Морозов, первым разглядевший в Шехтеле талантливого архитектора, был человеком страстным и горячим, способным на неординарные поступки, что не раз подтверждал в течение своей короткой жизни.

История строительства особняка связана с событиями, будоражившими всё светское общество Первопрестольной целых три года. Особняк был задуман как подарок для горячо любимой жены Зинаиды Григорьевны, которую он "увёл" у своего двоюродного племянника.

Её выдали замуж в семнадцать лет за сына купца Морозова, двоюродного племянника Саввы Тимофеевича. О любви её никто не спрашивал: стерпится - слюбится. Но муж предпочитал проводить время не с супругой, а в развлечениях с друзьями: за карточным столом, на охоте и скачках, подчёркивая каждый раз, что он не создан для семейной жизни.

Познакомился Савва Тимофеевич со своей будущей женой на одном из приёмов, который он устраивал для светского общества. Муж Зинаиды Григорьевны, Сергей Морозов, категорически отказался ехать на бал, демонстративно отправившись с друзьями на охоту. Жена решила не отказываться от приглашения и появилась на светском приёме в гордом одиночестве.

Можно представить реакцию на её появление без мужа со стороны светских львиц, тут же начавших перешёптываться, обсуждать и домысливать появление замужней дамы без супруга, что в приличном обществе было немыслимым эпатажем. Выручил её хозяин приёма: увидев глаза полные слёз и мгновенно оценив ситуацию, он решительно направился через весь зал к одиноко стоявшей молодой женщине .

Благодарный взгляд очаровательных глаз решил их судьбу: он влюбился. Горячо, страстно, не оглядываясь на пересуды и общественную мораль. Это была любовная история, очень похожая на любовь Анны Карениной и Вронского, но только со счастливым концом.

Поначалу всё развивалось именно так, как в знаменитом романе: ему его любовные похождения сходили с рук, а замужнюю женщину в одночасье сделали изгоем в светском обществе. Родственники были категорически против их отношений, тем более, что оба происходили из старообрядческих семей, в которых брак должен был оставаться неприкосновенным, что бы в семье ни происходило.


Родители Саввы надеялись, что сын перебесится и успокоится, муж Зинаиды Григорьевны увез её в Крым, надеясь, что в разлуке чувства сойдут на «нет». Но всё оказалось напрасным. В Крыму она все время рыдала, а ещё через несколько месяцев подала на развод, который был удовлетворен без всяких проволочек: у супругов не было детей.

После развода отношения Саввы и Зинаиды стали открытыми, а ещё через некоторое время он заявил матери, что они ждут ребёнка и намерены венчаться. И как ни сопротивлялась Мария Федоровна, мать Саввы Тимофеевича, упрекая, что он берёт в дом не только бесприданницу, но ещё и разведёнку, ничего не помогло.


Отец Зинаиды тоже был опечален, ответив на слова дочери, что она намерена венчаться второй раз, словами: «Мне бы лучше сойти в гроб, чем терпеть такой позор». Свадьба состоялась в июне 1888 года, а через полгода у молодожёнов появился первенец. Савве было 26, Зинаиде - 21. Сразу после свадьбы они уехали в Англию.

Между тем, дела Саввы Тимофеевича шли в гору, его Никольская мануфактура стала третьей по рентабельности, её ткани пользовались спросом не только в России, но и во всей Европе, а личный доход Морозова в десять раз превышал доход премьер-министра Витте. Тогда знаменитый купец и промышленник и решил купить землю и построить для своей любимой жены особняк.

Особняк должен был свидетельствовать, что у его хозяина есть не только деньги, но и вкус. И он получился именно таким. По красоте и убранству его можно сравнить разве что с особняком Арсения Морозова , тоже большого оригинала и любителя экзотики. Заказ на строительство Савва Морозов отдал Фрицу Шехтелю, который в то время увлекался модной готикой.


Но прежде архитектор решил предложить заказчику на выбор три варианта будущего особняка: в готическом стиле , в стиле ренессанса или рококо. Савва Морозов, большой англоман, многому научившийся на текстильных предприятиях Англии и получивший там образование, решил остановиться на английской неоготике.

На подготовку плана у архитектора ушло всего два месяца, за которые он сделал шестьсот чертежей, включая не только детали здания, но и его интерьера, начиная от мебели и кончая дверными ручками и решётками для камина.

При проектировании Шехтель отошёл от симметричной планировки, предпочтя ей живописную асимметрию. Для работы над дизайном он приглашает малоизвестного тогда Михаила Врубеля , выполнившего для особняка витраж «Встреча Рыцаря», скульптурную группу на парадной лестнице и три панно:

«Утро», «Полдень», «Вечер»


Все детали интерьера Шехтель заказывает только у лучших мастеров и промышленников: люстру в столовую - у Постникова, камин - у Захарова, дубовые панели зала и вестибюля - у императорского поставщика. Во всём интерьере чувствуется изысканный стиль, вкус и чувство меры.



О новом московском чуде заговорила вся Москва. Стрельчатые окна, остроконечные башенки, химеры, фонари, кованая решётка, рыцари создавали антураж средневековья, но кроме того в архитектуре и внутреннем интерьере особняка использовались элементы мавританского стиля и стиля модерн.

Но эклектика не мешала общему впечатлению, усиливая оригинальность и изящество особняка. В интерьере тоже присутствует смешение стилей: есть комнаты, выполненные в стиле рококо, ампира или ренессанса. Новоселье состоялось через четыре года - 8 февраля 1897. На нём присутствовал весь свет Москвы, начиная от аристократов, промышленников, финансистов и кончая художниками, писателями и театральными деятелями. Князь Щербатов писал:

«Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова… Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского «чуда».

На этот вечер собралось всё именитое купечество. Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова… большого ума, с прирождённым тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением чёрных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием…»

Хозяйка была довольна и решила во всем быть первой, навёрстывая годы, когда она была в глазах общества изгоем. Лучшие парижские платья, самые богатые украшения, всевозможные безделушки, учителя, портнихи, парикмахеры, воспитатели сделали из неё светскую даму. Особняк превратился в великосветский салон, в котором стал бывать весь цвет московской интеллигенции.


Но в семейной жизни наметился раскол. Савва Тимофеевич не любил светских мероприятий, предпочитая больше работать, чем развлекаться, да и в обычной жизни он был аскетом, обходясь минимумом. Но на прихоти жены смотрел сквозь пальцы, оплачивая все её астрономические счета. Семья разрушилась, он был втянут Марией Андреевой в финансирование большевиков, дела тоже покатились под горку. Савва Морозов оказался на грани нервного срыва. По Москве поползли слухи, которым в немалой степени способствовала и мать Саввы Тимофеевича, что он сходит с ума. Чтобы поправить его здоровье, Зинаида Григорьевна увозит мужа сначала в Берлин, потом в Канны.

Но через несколько дней после прибытия в Канны в мае 1905 года Савву Морозова найдут в гостиничном номере мёртвым. Официальная версия самоубийство, но в неё мало кто верит… Зинаида Григорьевна умрёт только в 1947 году, отметив свой восьмидесятилетний юбилей и пережив мужа на сорок два года.

Потрясающей красоты лестница с фигурными перилами, украшенная скульптурами Врубеля, необыкновенные витражи, камины, роспись и лепнина до сих пор удивляют и завораживают высоких гостей, посещающих дом приемов. Удивительно, что все старинные предметы, сохранившиеся в особняке, до сих пор выполняют свои функции. Любой камин при желании можно разжечь, а все часы показывают точное время.

На улице становится все теплее, и уже хочется оторваться от любимых сериалов и отправиться гулять. Куда стоит сходить в первую очередь? Мы вспомнили пять московских особняков, впечатляющих и снаружи и внутри.

Дом Пашкова

Мар 30 2017 в 1:47 PDT

Дек 8 2016 в 12:34 PST

В доме, построенном, вероятнее всего, архитектором Василием Баженовым, сейчас находится Российская государственная библиотека. Одно из самых красивых московских зданий в классическом стиле построено в 1784–1786 годах. Первым владельцем был сын денщика Петра I Петр Пашков. Потом здание принадлежало Московскому университету, Московскому дворянскому институту, Румянцевскому музею, в частности его библиотеке.

Там обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, там героиня Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит» искала интеллигентных женихов, там герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», стоя на бельведере, прощались с Москвой: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Как попасть: в составе экскурсии, которые проводятся ежедневно, кроме понедельника.

Дом Мельникова

Мар 20 2016 в 11:16 PDT

Мар 31 2017 в 1:49 PDT

Уникальное сооружение, построенное в 1929 году архитектором Константином Мельниковым как жилой дом для семьи и мастерская.

Шедевр авангарда представляет собой два цилиндра, врезанных друг в друга. Внутри тринадцать комнат, а весь третий этаж, куда можно подняться по винтовой лестнице, занимает мастерская. В этом доме великий советский архитектор жил до последних дней, потом там жила его семья. Сейчас дом Мельникова полностью находится под покровительством Музея архитектуры им. А. В. Щусева и работает как музей.

Адрес: пер. Кривоарбатский, 10

Как попасть: на сайте Музея архитектуры им. А. В. Щусева в разделе «Музей Мельниковых» есть телефон, по которому ведется запись на экскурсии. Билеты потом нужно заранее выкупить в музее архитектуры. В день в дом Мельникова может попасть только одна экскурсия из пяти человек. Посетить музей непросто, но и дом, и экскурсия того стоят.

Особняк Рябушинского

Мар 14 2017 в 12:50 PDT

Сен 18 2016 в 10:01 PDT

Модернистская жемчужина Москвы – дом, построенный Федором Шехтелем в 1903 году для русского предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Дом уникален, интерьеры его тоже создавал Шехтель. Нужно обратить внимание на контраст изгибов и плавных линий, знаменитую оплывающую мраморную лестницу в виде волны, лампу-медузу, на природные мотивы, свойственные модерну, во всем: от дверных ручек до витражей и ограды. В этом доме с 1931 по 1936 годы жил Максим Горький, вернувшийся из Италии. Сейчас там мемориальный дом-музей Горького.

Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2

Как попасть: попасть в особняк можно без записи. Режим работы музея: среда – воскресенье, с 11.00 до 17.30. Чтобы прослушать экскурсию, нужно позвонить в музей заранее.

Чайный дом на Мясницкой

Мар 13 2017 в 8:08 PDT

Окт 22 2016 в 1:19 PDT

Этот дом, стоящий недалеко от метро «Чистые пруды», называют «китайской шкатулкой». Особняк построен для торговца чаем Сергея Перлова в 1890–1893 годах архитектором Романом Клейном. Через три года по приказу Перлова архитектор Карл Гиппиус переоформил фасад в красочном китайском стиле. Дело в том, что в связи с коронацией Николая II в Москву намечался приезд влиятельного китайского посла Ли Хунчжана. Визит сановника гарантировал массу выгодных контрактов. У входа повесили китайский флаг, закупили шелковых китайских подушек, поставили наряженных «китайцев» у входа... Однако Ли Хунчжан остановился в другом месте, в доме конкурента и родного брата Сергея Перлова. Впрочем, новый яркий фасад стал привлекать клиентуру.

Адрес: ул. Спиридоновка, 17/1

Как попасть: попасть в особняк можно в дни культурного наследия, когда открываются двери многих архитектурных памятников, закрытых для свободных посещений в другое время. Дни культурного наследия в 2017 году совсем скоро: 16 апpeля и 20 мaя.

" правильно определили вычурный домик на фото №24 поста. Да, это бывший особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, 17 - а ныне Дом Приёмов МИДа, который используется для проведения встреч на высшем уровне (глав государств или правительств).


Блогерская судьбинушка непроста и весьма нестабильна - но зато интересна тем, что порой можно оказаться там, где ты бы никогда не оказался в обыденном стечении обстоятельств и при размеренной рутинной жизни. Так что волею судеб я тоже оказался там в середине декабря прошлого года и посмотрел особняк изнутри своими глазами. Точней, часть его. Обстановка в тот вечер не очень располагала к вдумчивому фотографированию и сосредоточению на деталях - но некоторые фото я всё же попутно сделал. Заранее извиняюсь за их небольшое количество и не очень хорошее качество, но раз попросили показать, сразу несколько человек - то выполняю просьбу моих уважаемых московских читателей. Пусть будет как бонус под Старый Новый год:)

1а. Ещё один ракурс особняка (1894, Ф.Г. Шехтель).

Из moscowwalks.ru:
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.

2. Парадный вход. Внизу по обеим сторонам - гардеробы для гостей.

3. Если пройти вглубь центральной оси - то вот такой общий вид.

4. Очень интересна главная лестница со змеями.

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович… Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же “друг семьи” Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.
Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты.
(moscowwalks.ru)

5. Рыцари изготовлены в Германии, конец XVIII в. Это - слева от входа в каминный зал.

6. А этот - справа.

7. По центру зала - МИДовская новогодняя ёлочка. Над окном - резная надпись "1894".

8. Вид в сторону каминного зала.

9. Парадный зал заседаний. Здесь обычно заседают на президентском уровне. Но в этот раз тут выступал министр Лавров, подводил "международные" итоги 2014 года.

10. Гостевая комната Саввы Морозова, а ныне - один из представительских залов. Справа виден проход в Парадный зал, см. выше.

11. Там же. На стенах - картины, подлинники. Авторов, увы, не укажу, не в курсе.

12. Ещё ракурс гостевой комнаты.

13. И её окна.

14. Вид на центральный холл со стороны каминного зала.

15. Парадная лестница на 2-й этаж, справа - скульптурная композиция Врубеля.

Вот и всё, из моих фото. Негусто - но что есть:)

Особняк МИД на Спиридоновке (бывш. особняк Морозова) usolt wrote in February 28th, 2007

СпецОсобняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала "Большая Восьмерка").
Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.




Так особняк выглядит снаружи

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович... Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же "друг семьи" Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу -- особняк еще цел до сих пор.

Обратите также внимание на большое окно второго этажа, из которого вылетела Маргарита.


Дьявольские существа на особняке


Вид сзади, с закрытой территории



Парадный холл особняка. Рыцари изготовлены в Германии, XVIII-XIX вв.



Бывшая гостевая комната Саввы

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.


Бывшая курительная комната. Росписи Врубеля.



Парадный Зал заседаний. Здесь заседают Президенты. Здесь была Большая Восьмерка.



Лестница на второй этаж. Скульптурная композиция Врубеля. (под лестницей стот обычный офисный стол и шкафы, ибо там сидит администрация)



Каминный зал (все камины в особняке действующие). Используется под протокольные заседания. Справа дверь на совершенную еврокухню.


Собственно сама кухня.


Какой-то изящный и хитрый шкафчик.


Проходная комната с изящным и хитрым шкафчиком и красной лампой, сделаной по эскизу Шехтеля.


Бывшая спальня Зинаиды Морозовой. Ныне комната все тех же протокольных заседаний.


Бывший будуар Морозовой. Ныне опять же заседательная.


Круглый стол, оригинальная мебель XIX века. Так заседают на высшем уровне.



Все старинные часы в особняке в рабочем состоянии, тикают и отбивают часы.



На бис: главный зал заседаний. Белый зал, он же Мраморный.


На Бис Рыцари =)

Лестница с фигурами (под ного одной из фигур виден монитор).

История этого готического особняка по улице Спиридоновка, 17 началась еще в 1893 году, когда Савва Тимофеевич Морозов выкупил стоявшую на этом месте старую усадьбу семейства Аксаковых. На тот момент здесь находился уже основательно обветшавший ампирный деревянный дом, который построили еще в 1814 году по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Витберга для государственного деятеля и поэта Ивана Ивановича Дмитриева.

Новый хозяин повелел снести старое строение, а на его месте выстроить новый особняк, который своим великолепием должен был поразить всю Москву.

Стоит отметить, что сам Савва Тимофеевич был весьма аскетичным человеком, к тому же старообрядцем, и такой шаг сделал только ради любимой молодой жены Зинаиды Григорьевны.


На предварительном этапе зодчий предложил Морозову три различных варианта постройки дома, выполненных в стилях ренессанса, рококо и неоготики. Так как купец и промышленник был тесно связан с текстильными предприятиями Манчестера, а также учился в знаменитом Кембридже, то и выбор был небеспочвенным - это английская неоготика.

План и композицию будущего особняка на Спиридоновке, 17 Федор Шехтель разрабатывал всего несколько месяцев. Зодчий выполнил порядка 600 чертежей, где отобразил не только детали самого здания, но даже аксессуары внутреннего убранства - мебель, эскизы интерьера, люстры и прочее. Таким образом, он пытался учесть все необходимое, чтобы в конечном итоге не ошибиться ни в деталях, ни в исполнении целого.

К работе был привлечен и художник Михаил Александрович Врубель, который выполнил множество элементов декора и эскизов помещений в морозовском особняке, а также создал действительные шедевры, среди которых панно «Времена года», скульптурная группа «Роберт и монахини» по мотивам оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол», украсившая парадную лестницу, и витраж «Встреча рыцаря-победителя».

Новый особняк для Зинаиды Морозовой возвели в некотором удалении от красной линии улицы, связав его с хозяйственным флигелем через устроенный подземный переход. Все это сделали, применив тогдашние европейские стандарты в строительстве подобных комплексов.

Главное здание имеет ассиметричную композицию, которая подчеркивается геометрическими объемами, контрастирующими с угловой частью, выполненной в форме средневековой башни. В последней разместили главный вход, оформленный в виде выступающего крыльца с устроенными арками-порталами. Более приватная левая часть особняка выходила в небольшой, но уютный сад.

Дом на Спиридоновке, 17 действительно стал лучшим творением в стиле неоготики в Первопрестольной. Его остроконечные башенки, стрельчатые окна, зубчатые стены, замысловатые фонари и кованая решетка, ограждающая территорию, будто переносили созерцателя в эпоху средневековья.

Помимо готического стиля, в оформлении дома прослеживаются и мотивы мавританской архитектуры, которые сводит воедино уже третий стиль - модерн. Оригинальность постройке придало и изящно выполненное смешение архитектурных элементов, живописи и скульптурных композиций.

Конечно, парадные интерьеры особняка резко контрастируют с кажущейся на их фоне аскетичной наружной отделкой дома. Декор помещений и старинная мебель выполнены, в основном, в традициях рыцарского средневековья. Но помимо этого, в особняке есть залы, оформленные в стиле рококо, ренессанса и даже ампира. Практически вся деревянная декоративная отделка, как и оригинальная мебель, были изготовлены на мебельной фабрике, принадлежавшей П.А. Шмиту - зятю первого супруга Зинаиды Григорьевны Морозовой.

Пышное новоселье в морозовском особняке состоялось в феврале 1897 года, 8 числа.

Из истории отношений Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны

Любовь Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны в те годы широко обсуждалась в Москве. Будучи замужем за Сергеем Викуловичем Морозовым, 18-летняя девушка встретила на балу его родного дядю. Это был Савва Морозов. Взаимные чувства развились настолько, что они ушли из своих семей и поженились. Это случилось в 1888 году. Их супружеская жизнь продлилась 17 лет.

Как говорилось выше, молодожены вселились в новый особняк в 1897 году. Казалось, что счастье будет вечным, но уже в 1898 году Савва Тимофеевич, будучи одним из главных учредителей Московского Художественного театра, влюбился в Марию Морозову - одну из актрис. Новые чувства сильно отразились на дальнейшей судьбе Морозова: семья практически разрушилась, начала катиться под гору деловая жизнь, прежнего душевного покоя не стало.

Закончил жизнь меценат и предприниматель в 1905 году в одной из гостиниц французских Канн. Было ли это убийством или самоубийством, до сих пор неизвестно.



просмотров