Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского. В.Тропинин Кружевница.pptx - Презентация по русскому языку на тему: Сочинение по картине В.А. Троп

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского. В.Тропинин Кружевница.pptx - Презентация по русскому языку на тему: Сочинение по картине В.А. Троп











1 из 10

Презентация на тему: Тропинин Василий Андреевич

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823). В. А. Тропинин. «Автопортрет». Около 1824.

№ слайда 3

Описание слайда:

ТРОПИНИН Василий Андреевич , русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России. Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве. «Портрет А. В. Тропинина» (сына художника). Около 1818 года. Третьяковская галерея.

№ слайда 4

Описание слайда:

Раннее творчество Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба - в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три - там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

№ слайда 5

Описание слайда:

Портрет и жанр Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг.. В. А. Тропинин. «Кружевница». 1823 год. Третьяковская галерея.

№ слайда 8

Описание слайда:

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени. В. А. Тропинин. «Портрет неизвестного в халате с трубкой». Эта картина необычна по своей стилистике, она выделяется среди бытовых портретов, написанных художником в 1840-1850-е годы. Резкий боковой свет выявляет выразительные черты лица портретируемого и придает образу некую романтичность, свойственную более ранним работам Тропинина.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Сочинение по картине
В.А. Тропинина
«Кружевница»
4 класс

 Василий Андреевич Тропинин (1776­1857)
родился в семье крепостных, которые
принадлежали графу А. С. Миниху, в
принадлежащем графу селе Карпово в
Новгородской губернии.
 Отец будущего художника был управляющим
графского имения и за добросовестную
службу получил вольную, однако дети его
остались крепостными и перешли в
собственность графа И. И. Моркова в числе
прочего имущества, которое Миних
определил в приданое своей дочери,
вышедшей замуж за Моркова.

 Первоначально Василия Андреевича отдали в
ученики к кондитеру.
 Однако способности юноши к рисованию были так
заметны, что барин разрешил ему посещать занятия
в петербургской Академии художеств.
 Талант молодого человека быстро раскрылся. Но
ещё долгие годы он оставался крепостным.
 Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал
портреты барина и членов его семьи, расписывал
местную церковь…
 Лишь в возрасте 47 лет получил наконец вольную
благодаря усиленным хлопотам ценителей
искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой
войны 1812 г.

 Что же касается женского рукоделья, то здесь,
возможно, сыграли роль детские воспоминания -
художник вырос в большом имении, а в те времена в
барских усадьбах девушки­служанки, да зачастую и
сами барыни старательно трудились над
разнообразными изящными вещицами.
 Не исключено, что с женским рукодельем художник
связывал - в большей степени, наверное,
подсознательно - ощущение домашнего уюта и
тепла.
 И это предположение лишь крепнет, стоит
повнимательнее взглянуть на картину
«Кружевница».

 На картине изображение молодая девушка, занятая
плетением кружев. Сейчас далеко не все знают, как это
делается, и что за таинственное приспособление держит
в руках мастерица.
 Коклюшки - так называются небольшие палочки с
заострённой головкой, на которые наматываются нитки.
 В зависимости от узора коклюшек может использоваться
очень много. Их перебирают в определённой
очерёдности, переплетая нитки, затем всё повторяется
- так появляется узор.
 На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для
плетения.
 Работа с коклюшками требует немалой сноровки - не
спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюшка где
должна быть. Во времена Тропинина этому ремеслу
начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь
девушкой, нередко уже была высококлассной
мастерицей.

 В нижней части картины виден фрагмент изящного
кружева, которым отделывались модные платья
дворянок. Сама же мастерица одета очень просто, на её
голубовато­сером платьице с короткими рукавами нет
кружев и вышивок, лишь белый платочек наброшен на
плечи. Но несмотря на скромность наряда, трудно не
заметить обаяние девушки, её красоту и свежесть.
Причёска проста, как и наряд - волосы гладко зачёсаны,
сзади стянуты в узел. Никаких прядок, локонов - они
только мешают работе. Зато как выразительно лицо:
большие тёмные глаза под чёрными бровями, плавные
линии носа, губ, изящные очертания лица. Взгляд,
брошенный в сторону - может, на художника, может
быть, кто­то вошёл в комнату. Тщательно прорисованы
руки, которые продолжают работу. Ногти аккуратно
подстрижены, чтобы случайно не задеть нити, не
испортить кружево.

 Картина написана в золотисто­серо­коричневых
тонах. В ней нет пестроты, излишней яркости.
Немалую роль играет освещение - свет падает на
кружевницу, и она со своей работой чётко
выделяется на коричневатом фоне.
 При взгляде на картину все приходят в восхищение
от красоты живописного искусства: приятность
кисти, правильное, счастливое освещение, колорит
ясный, естественный.
 В настоящее время картина В. А. Тропинина
«Кружевница» хранится в знаменитой
Третьяковской галерее в Москве.

Цель: развивать умение определять основное содержание картины, подбирать нужные слова и определения для описания изображённого, передавать своё отношение к увиденному.

Формируемые УУД: п. – осознанное и правильное построение устной и письменной речи; к. – владение монологической и диалогической формами речи; р.- составление плана и последовательности действий; л. – нравсвенно-эстетическое оценивание материала.

Оборудование: презентация, образцы кружев вологодских и елецких.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Стр.130, упр.246.

Какие словосочетания составили?

Назовите склонение и падеж имён существительных.

3. Актуализация знаний.

Составьте словосочетания, определите склонение и падеж имён существительных.

Восхищаться, кружево; ветка, сирень; отдыхали, дерево; плыли, лодка; одежда, работница.

4.Самоопределение к деятельности.

Стих. Л. Юдникова «Вологодские кружева»

О чём это стихотворение?

Кого называют кружевницами?

Что такое кружево? (показать)

А теперь посмотрите репродукции в «Картинной галерее» и скажите, по какой картине мы сегодня будем работать.

5. Работа по теме урока.

А) Рассказ о В.А. Тропинине (презентация).

Самые известные картины художника (репродукции).

Б) Беседа по картине «Кружевница»(слайд, учебник)

Стр.130, упр.247 (вопросы и задания).

Портрет – словарная работа.

В) Рассказ о кружеве и кружевницах (слайды)

Коклюшка – деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева.

Г) Составление плана.

1. Творчество портретиста В.А.Тропинина.

2. Описание картины:

Колорит (цвет);

Образ девушки (лицо, взгляд, волосы);

Руки кружевницы;

Её одежда.

3. Моё отношение к картине.

Д. Словарная работа.

Краски тёплые.

Тона спокойные.

Нет резких контрастов.

6. Физкультминутка.

7. Написание сочинения.

8. Рефлексия.

(Чтение и анализ сочинений).

Мы видим картину В.А.Тропинина «Кружевница». На ней изображена девушка, которая плетёт кружево.

В основном художник использует тёмные цвета, а вот кружево выделяется белизной и отражает свет. На этом тёмном фоне девушка очень заметна: по лицу, рукам и не очень тёмной одежде.

По лицу девушки видно, что работа доставляет ей удовольствие. Взгляд весёлый и приветливый. Волосы собраны в пучок, поэтому кажется, что она коротко острижена.

Руки, а особенно, пальцы у мастерицы нежные, ведь грубыми руками такую тонкую работу не сделать.

Тёмно-зелёное платье не отвлекает нас от сюжета картины.

Мне Картина понравилась тем, что я увидел, какие удивительные мастерицы жили в нашей стране.

Картина В.А.Тропинина «Кружевница» произвела на меня сильное впечатление.

Художник очень талантливо показал красоту девушки. Её взгляд удивительный. В нём чувствуется скромность и обаяние. Руки мастерицы нежные и красивые.

Лицо девушки освещено солнцем, поэтому оно излучает тепло. Особенно мне понравились её глаза –большие и тёмные. Волосы собраны в простую причёску, только один локон выбился. Весь облик девушки показывает, что она спокойна и увлечена любимым делом.

Одежда написана светлыми тонами. Платье простое, жемчужно-серого цвета. На плечах рукодельницы светлая шаль.

Художник чётко прорисовал инструменты, которыми работает девушка, потому что с уважением относится к её труду. А я восхищаюсь творчеством самого хуожника.

На картине В.А.Тропинина «Кружевница» изображена молодая девушка, которая склонилась над работой – плетением кружев. Художник выбрал для портрета обычную крестьянскую девушку, чтобы показать нам, что красота присуща и простым людям.

Девушка одета в простое тёмное платье, на плечи наброшена косынка. Чёрные волосы завязаны в тугой узел. Её большие тёмные глаза внимательно смотрят с портрета, губы застыли в лёгкой улыбке.

Перед мастерицей стоит станок с наброшенной на него дорогой тканью, которую уже украсили тончайшие кружева. Руки девушки привычно держат коклюшки.

Портрет «Кружевница», словно фотография, запечатлел один миг из жизни девушки.

9. Подведение итогов урока.

С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?

Какие его картины вам особенно зпомнились?

Портрет – это …...

Как называют художника, который пишет портреты? (Портретист).

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)


История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей кружевниц, для обучения плетению кружев детей- сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт- Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались мастериц, в 1912 году


В годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.


В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.






В 1960 г. В связи с упразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик, а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» для учащихся 4 класса по программе «Школа России» учебник «Русский язык – 1 часть». Картина написана в золотисто-серо-коричневых тонах. В ней нет пестроты, излишней яркости. Немалую роль играет освещение - свет падает на кружевницу, и она со своей работой чётко выделяется на коричневатом фоне. При взгляде на картину все приходят в восхищение от красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» 4 класс

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в семье крепостных, которые принадлежали графу А. С. Миниху, в принадлежащем графу селе Карпово в Новгородской губернии. Отец будущего художника был управляющим графского имения и за добросовестную службу получил вольную, однако дети его остались крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего имущества, которое Миних определил в приданое своей дочери, вышедшей замуж за Моркова.

Первоначально Василия Андреевича отдали в ученики к кондитеру. Однако способности юноши к рисованию были так заметны, что барин разрешил ему посещать занятия в петербургской Академии художеств. Талант молодого человека быстро раскрылся. Но ещё долгие годы он оставался крепостным. Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал портреты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь… Лишь в возрасте 47 лет получил наконец вольную благодаря усиленным хлопотам ценителей искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой войны 1812 г.

Что же касается женского рукоделья, то здесь, возможно, сыграли роль детские воспоминания - художник вырос в большом имении, а в те времена в барских усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над разнообразными изящными вещицами. Не исключено, что с женским рукодельем художник связывал - в большей степени, наверное, подсознательно - ощущение домашнего уюта и тепла. И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину «Кружевница».

На картине изображение молодая девушка, занятая плетением кружев. Сейчас далеко не все знают, как это делается, и что за таинственное приспособление держит в руках мастерица. Коклюшки - так называются небольшие палочки с заострённой головкой, на которые наматываются нитки. В зависимости от узора коклюшек может использоваться очень много. Их перебирают в определённой очерёдности, переплетая нитки, затем всё повторяется - так появляется узор. На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для плетения. Работа с коклюшками требует немалой сноровки - не спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюшка где должна быть. Во времена Тропинина этому ремеслу начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококлассной мастерицей.

В нижней части картины виден фрагмент изящного кружева, которым отделывались модные платья дворянок. Сама же мастерица одета очень просто, на её голубовато-сером платьице с короткими рукавами нет кружев и вышивок, лишь белый платочек наброшен на плечи. Но несмотря на скромность наряда, трудно не заметить обаяние девушки, её красоту и свежесть. Причёска проста, как и наряд - волосы гладко зачёсаны, сзади стянуты в узел. Никаких прядок, локонов - они только мешают работе. Зато как выразительно лицо: большие тёмные глаза под чёрными бровями, плавные линии носа, губ, изящные очертания лица. Взгляд, брошенный в сторону - может, на художника, может быть, кто-то вошёл в комнату. Тщательно прорисованы руки, которые продолжают работу. Ногти аккуратно подстрижены, чтобы случайно не задеть нити, не испортить кружево.

Картина написана в золотисто-серо-коричневых тонах. В ней нет пестроты, излишней яркости. Немалую роль играет освещение - свет падает на кружевницу, и она со своей работой чётко выделяется на коричневатом фоне. При взгляде на картину все приходят в восхищение от красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. В настоящее время картина В. А. Тропинина «Кружевница» хранится в знаменитой Третьяковской галерее в Москве.

План: 1. О художнике. 2. Описание картины: Цветовое решение картины. Лицо девушки, её волосы. Руки труженицы. Одежда кружевницы. Труд мастерицы. 3. Своё отношение к картине.




просмотров