Сценки по сказкам евгения шварца. «Два клена». Сценарий театрального представления по одноименной сказке Е. Л. Шварца для детей подготовительной группы. Обсуждение сказок, прочитанных детьми

Сценки по сказкам евгения шварца. «Два клена». Сценарий театрального представления по одноименной сказке Е. Л. Шварца для детей подготовительной группы. Обсуждение сказок, прочитанных детьми

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы сказать во весь голос то, что думаешь.

Е. Шварц

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Слово ведущего.

Ведущий. За что мы любим сказки?

За то, что они будничную жизнь поворачивают к нам своей удивительной стороной, где самые обычные вещи и люди начинают жить другой жизнью.

За что мы любим сказки Евгения Шварца?

Герои его сказок ощущаются как живые люди. В его сказках, как во всех лучших сказках на свете, добро всегда побеждает зло. Его сказки учат быть великодушными, верными и храбрыми. Уже для многих поколений и детей, и взрослых Евгений Шварц стал постоянным спутником, веселым и мудрым другом, а придуманные писателем меткие и остроумные крылатые фразы гуляют по свету как народные поговорки, а это, согласитесь, бывает не часто.

II. Игра «Вспомните сказку».

Задача учащихся вспомнить, из каких сказок эти слова:

«Я не волшебник, я только учусь». («Золушка».)

«Любовь позволяет нам творить настоящие чудеса». («Золушка».)

«Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники». («Снежная королева».)

«Очень вредно не ездить на бал, когда ты заслужил это». («Золушка».)

«Не стоит говорить о чувствах, когда делаются дела». («Снежная королева».)

«Я себя не просто люблю - я в себе души не чаю». («Два клена».)

«Будете мешать - оставлю без завтрака». («Обыкновенное чудо».)

«Во мне тетя родная проснулась, дура неисправимая». («Обыкновенное чудо».)

«Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему». («Обыкновенное чудо».)

Показать портрет Е. Шварца.

III. Слово о писателе.

Ведущий. В жизни Евгений Львович, великолепный красавец, был сердечным и добрым, веселым и праздничным человеком, желанным гостем на детских новогодних елках и на встречах с первоклассниками в детской библиотеке, душой любой компании взрослых, будь это маститые, седобородые профессора или известные писатели. Шварц был замечательным рассказчиком, слушали его со всем вниманием, боясь пропустить мимо ушей что-нибудь смешное и интересное.

Только не надо думать, что он прожил безоблачную жизнь.

Его образование (он поступил в Московский университет на юридический факультет) осталось незавершённым, помешали войны - Первая мировая, потом Гражданская. Правда, воевал Шварц недолго: был контужен - от этого у него всю жизнь тряслись руки. Переболел сыпным тифом, от которого мало кто поправлялся. И всю жизнь потом ему, писателю, писать и печатать на машинке было трудно.

После гражданской войны кем только он не работал: и артистом, и журналистом, и - нужда заставляла - грузчиком в угольной гавани.

Есть досыта ему тоже не всегда удавалось, причем не только в молодости: он был в Ленинграде (сейчас Петербург) в самые Трудные месяцы блокады, его крупная, полная фигура похудела больше чем вдвое.

И писательские его дела далеко не всегда шли блестяще, ведь бывали времена, когда сказка считалась жанром сомнительным, а то и вредным - выдумкой, уводящей от реальности, от практической жизни. Приходилось объяснять, ради чего она рассказывается.

Да и широкое признание пришло к Шварцу после смерти.

В конце жизни он тяжко болел, но жизнерадостность, внимание к людям, любовь к шутке, как и любовь к труду, не оставляли его никогда.

Вот один забавный эпизод из жизни Евгения Шварца, который характеризует его как человека, который понимал толк в хорошей шутке.

В юности он был влюблен в юную актрису, армянку Ганю. Ганя долго противилась ухаживаниям Евгения Шварца и не соглашалась выйти за него замуж. Однажды в конце ноября поздно вечером они гуляли вдоль берега Дона (дело было в Ростове), и Шварц уверял Ганю, что готов сделать ради нее все, что угодно.

А если я скажу: прыгни в Дон? - засмеялась девушка.

Зря она так сказала. Потому что в ту же секунду Шварц перелетел через парапет и прыгнул в ледяную воду прямо как был — в шляпе, пальто и в калошах. Правда, следует признать, что после этого Ганя сразу вышла за него замуж.

Евгений Шварц вырос в семье врачей и с детства полюбил Две вещи: театр и книги. С одинаковым восторгом он читал и перечитывал «Принца и нищего» М. Твена и «Кавказского пленника» Льва Толстого, книги Жюля Верна и Майна Рида, Виктора Гюго и Конан Дойля.

Он сделал свой выбор в раннем детстве, еще не переступив порога школы, еще не написав ни строчки по причине ужасного

почерка. На вопрос мамы: «Кем же ты будешь"?» - он ответил полушепотом: «Романистом», забыв от застенчивости и смятения, что существует более простое слово: «писатель».

И он действительно стал писателем. Его творческая щедрость поражала: не проходило и дня без написанной страницы. Пьесы «Два клена», «Золушка», «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Голый король», «Обыкновенное чудо», повести «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси», сказки «Новые похождения Кота в сапогах», «Два брата», цирковое или эстрадное представление, сценарии, воспоминания, литературные портреты - одно шло за другим, один замысел подгонял другой. Фантазия писателя была неистощима, а он сам был великим тружеником.

IV. Представление «Сказки о потерянном времени».

Ведущий. Писатель словно старался не растратить времени зря, как это неосторожно сделали в его «Сказке о потерянном времени» Петя Зубов, Маруся Поспелова, Вася Зайцев и Надя Соколова. Эти ленивые школьники всюду опаздывали, от всех отставали, пока не превратились в молодых стариков или старых ребят.

У ребят осталась одна-единственная возможность вернуть потерянную молодость. Какая? Пробраться в избушку злых волшебников и ровно в 12 часов повернуть стрелку ходиков на 77 кругов назад. Но сначала Пете нужно найти всех собратьев по несчастью.

Игра «Да - нет».

По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью?

(Отвечайте «да» или «нет», «подходит» - «не подходит».)

Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да.)

Старик едет на пожарной машине тушить пожар. (Нет.)

Старик прицепился к трамваю № 9. (Да.)

Старик несет ведро и кисть. (Нет.)

Старушка играет в классики на одной ножке. (Да.)

Старик посыпает тротуар песком. (Нет.)

Старушка играет в мячик. (Да.)

Идет старушка с большой корзинкой. (Нет.)

Евгений Шварц заключает эту хорошо закончившуюся для ребят-лентяев историю следующими словами:

«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Викторина «Посчитаем».

1. Сколько оборотов стрелки надо было сделать ребятам, чтобы вернуть молодость? (77.)

2. Сколько мальчиков и девочек попало в беду? (4.)

3. Сколько 2-классников и сколько 3-классников было среди них? (Трое третьеклассников и одна второклассница.)

4. Сколько злых волшебников жило в избушке? (4.)

5. Выберите из списка имен детей и злых волшебников имена ребят, потерявших молодость.

Пантелей

Ведущий . Кроме оригинальных сказок Евгений Шварц написал несколько историй по мотивам широко известных сказок, чаще всего - X. К. Андерсена или Шарля Перро, но каждая сказка Шварца - это самостоятельное произведение, настолько в них все по-другому и все по-новому.

Чьи сказки дополнил Евгений Шварц?

- «Новые приключения Кота в сапогах». (Ш. Перро.)

- «Золушка». (Ш. Перро.)

- «Снежная королева». (X. К. Андерсен.)

- «Голый король». (X. К. Андерсен.)

- «Красная Шапочка». (III. Перро.)

- «Тень». (X. К. Андерсен.)

V. Представление сказки «Новые приключения Кота в сапогах».

Ведущий. Кота в сапогах все помните? Чем Кот в сапогах отличается от обыкновенного кота? (Выслушать ответы детей и предложить ответы из сказки Е. Шварца «Новые приключения Кота в сапогах».)

Говорит по-человечьи.

Сказки рассказывает.

Наперегонки бегает.

В прятки играет.

Воды не боится, плавает и на боку, и на спине, и по- собачьи, и по-лягушачьи.

В сказке Евгения Шварца Кот в сапогах заскучал, растолстел без трудностей - живот мешает сапоги надевать - и отправился в путь за сложными делами.

Сначала он помог капитану большого красивого корабля всех крыс извести. А потом спас сына капитана Сережу от чар злой волшебницы. Сережа был на вид мальчик хороший, здоровый, румяный, аккуратный, а вел себя как разбойник: то Кота за хвост дернет, то планер сломает. Это злая волшебница, зеленая жаба ростом с хорошее ведро, силой своего колдовства заставляла Сережу вести себя плохо.

Как спасти Сережу? Коту в сапогах в этом деле помогли все воспитанники детского сада, которые вместе с Сережей приехали летом на дачу. Окружили дети жабу, она раздулась от злости и... лопнула.

Вопрос внимательным читателям:

За спасение Сережи Кот в сапогах получил от капитана и капитанши в подарок... что?

Новые сапоги и шляпу. +

Новый костюм.

Один килограмм молочных сосисок.

Путевку в санаторий.

VI. Представление сказки «Два брата».

Ведущий . Эта история случилась накануне Нового года.

Отправились отец с матерью на три дня в город за елочными украшениями, а дома оставили сыновей, Старшего и Младшего, наказав им не ссориться и не обижать друг друга.

В 6 часов вечера Старший сел читать книжку, а Младший от скуки стал просить: «Поиграй со мной». За это вытолкал Старший Младшего во двор и запер дверь. Когда часы показывали без четверти восемь, Старший опомнился, открыл дверь, но Младший исчез. Вернулись домой родители и обо всем узнали. Поседел отец от рассказа Старшего и тихо сказал:

Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.

Старший нашел Младшего во дворце злого Прадедушки Мороза, который не любил живых птиц, а любил вечный покой, и спас Младшего. И с тех пор братья живут дружно и счастливо.

Задания для эрудитов.

а) Назовите сказки, которые напоминают вам по содержанию сказку Евгения Шварца «Два брата».

(«Мороз Иванович» В. Одоевского, «Морозко», «Про ленивицу и радивицу».)

б) Сравните просто сказки и пьесы-сказки. Чем замечательны пьесы-сказки? (В пьесе-сказке нет слов автора (кроме ремарок), герои разговаривают друг с другом.)

VII. Представление сказки «Два клена».

Ведущий. Злобная Яга превратила двух мальчиков- братьев, сыновей неутомимой Василисы-работницы, в деревья. Любовь и смекалка матери, помощь сынишки Вани, птиц, зверей и даже избушки на курьих ножках, к которым отнеслись по- человечески, разрушили козни злой Яги.

VIII. Представление сказки «Снежная королева».

Ведущий. Жили в доме со своей старенькой бабушкой Герда и Кей. Кей попал под власть Снежной королевы. Чтобы спасти брата, Герда готова на все.

IX. Представление сказки «Обыкновенное чудо».

Ведущий . Добрый волшебник может делать поразительные вещи: с помощью землетрясений он сбивает масло, ураган заставляет таскать мебель. Однажды он встретил в лесу молодого медведя, голова лобастая, глаза умные, и превратил медведя в юношу с таким условием: если его полюбит и поцелует принцесса, юноша снова станет медведем.

Как вы думаете, чем закончилась эта сказка? (После поцелуя принцессы юноша не превратился в медведя, потому что любовь - самое сильное волшебство на земле.)

А теперь я хочу представить вам две чудесные повести Евгения Шварца о детях - «Первоклассница» и «Приключения Шуры и Маруси».

X. Представление повести «Первоклассница».

Ведущий. Эта повесть - про девочку Марусю, которая поступила в первый класс, подружилась с девочками, полюбила учительницу Анну Ивановну, научившую девочек не только писать, читать и считать, но и следующему:

Вставать и садиться тихо;

Слушаться всех учительниц;

Приходить в школу аккуратными;

Радоваться успеху своих подруг и помогать им в трудную минуту (зачитать).

XI. Представление повести «Приключения Шуры и Маруси».

Ведущий. Перед вами - настоящая приключенческая история. Жили-были две сестренки - Маруся и Шура, семи с половиной лет и пяти лет. Однажды бабушка пошла в магазин, а девочки, не послушав бабушку, вышли на площадку, чтобы посмотреть на жалобно мяукающую кошку, а дверь и захлопнулась. Много страху натерпелись девочки, со многими хорошими людьми познакомились, прежде чем снова попали домой.

Вопрос для эрудитов:

Девочки узнали, как много в доме незаметных помощников - людей, которые оберегают и дом, и живущих в доме людей. Назовите профессии незаметных помощников.

1. Старичок с клещами и молотком в руках - «топит паровое отопление». Это кочегар, истопник.

2. Черный человек, в черной рубахе, с черными от сажи руками и лицом, он чистит трубы. Это трубочист.

3. В фартуке, с метлой в руках, он двор подметает, у ворот сторожит. Это дворник.

XII. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями произведений Евгения Шварца. Он, конечно, волшебник, но бег времени не подчиняется никаким чарам. Однако не стоит расстраиваться! Поспешите в библиотеку, найдите на книжных полках те произведения, о которых мы сегодня говорили, и вы вновь окажитесь в стране сказок, волшебства, приключений.

Литература

1. Голованова, М. В. «Я не волшебник, я еще только учусь...»: о творчестве Е. Л. Шварца, 1896-1958 [Текст] / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 2-5.

2. Житие сказочника. Евгений Шварц: Из автобиографической прозы; Письма; Воспоминания о писателе [Текст]. - М., 1991.

3. Корф, О. Б. Е. Л. Шварц (1896-1958) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от О до Я. - М. : Стрелец, 2006.-С. 52-53.

4. Крыжановский, А. «За что мы любим праздник?..» [Текст] / А. Крыжановский // А. Крыжановский. Шварц Е. Л. Рассеянный волшебник: сказки, пьесы. - Л., 1989. - С. 268-270.

5. Писатели нашего детства. 100 имен [Текст] : биографический словарь: в 3 ч. Ч. 3. - М., 2000. - С. 489-495.

6. Разгон, Л. Евгений Шварц [Текст] / Л. Разгон // Пионер. - 1986. — № 11. - С. 36.

7. Рахманов, Л. Обыкновенный волшебник [Текст] / Л. Рахманов // Л. Рахманов. Шварц Е. Л. Сказки, повести, пьесы. - Л., 1969.-С. 291-300.

8. Сивоконь, С. Безумство храбрых [Текст] / С. Сивоконь // Детская литература. - 1990. - С. 102-106.

9. Тихомирова, И. И. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] / И. И. Тихомирова // Очерки о детских писателях: справочник для учителей нач. классов. - М., 1999. - С. 229-231.

10. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 1998, август. - С. 2-3. - (Сказочники).

11. Шварц, Е. Сказки, повести, пьесы [Текст] / Е. Шварц. - Л., 1969.

12. Шварц, Е. Л. «Родина моей души...» [Текст] : из воспоминаний / Е. Л. Шварц. Два брата: сказка. - Л., 1987. — С. 41— 45. - (Читаем сами).

13. Шварц, Е. Л. Два брата [Текст] : сказка / Е. Л. Шварц. - Л., 1987. - (Читаем сами).

14. Шварц, Е. Л. Из воспоминаний о прочитанных в детстве книгах [Текст] / Е. Л. Шварц // Костер. - 2002. - № 2. - С. 13-14. - (Аптека для души).

15. Шварц, Е. Л. Клад, Снежная королева, Голый король, Тень. Дракон, Два клена, Обыкновенное чудо, Повесть о молодых супругах, Золушка, Дон Кихот [Текст] : пьесы / Е. Шварц. - М.; Л., 1962.

16. Шварц, Е. Л. Первоклассница [Текст] / Е. Шварц. - М., 2006. - (Библиотека школьника).

П.Шварц, Е. Л. Рассеянный волшебник [Текст] : сказки, пьесы/Е. Шварц.-Л., 1989.

18. Юбилей сказочника [Текст] // Стригунок. - 1996. - № 5. - С. 4.

\ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий для школы "Сказка о потерянном времени" (Е. Шварц)

Сценарий разработала и прислала: Галина

Действующие лица:

Волшебники:

  • Василий Перфирьевич-(В.П. )
  • Михаил Михайлович-(М.М. )
  • Мария Ивановна-(М.И. )

Дети:

  • 1 мальчик-(1м. )
  • 2 мальчик-(2м. )
  • девочка-(Д. )

Другие:

  • Милиционер-(Мил. )
  • Женщина-(Ж.)
  • Дедушка-(Дед. )
  • Таня-(Таня)
  • Коля-(Коля)

Действие 1.

(Сказочный лес. Волшебники идут друг за другом и поют песню.)

Песня волшебников.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем Шёл однажды кое-как в кой-какую школу, Шёл однажды кое-как и ловил ворон, А за ним - тик-так, тик-так - времени вагон! Припев: А мы всё время убиваем время, Проматываем, прожигаем время. А где берём всё время это время - Об этом мы не скажем никому! И пока ловил ворон кое-кто с портфелем, Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой, А бородку-то ему дал на память он, Чтобы было кой-кому чем ловить ворон! Припев.

(Волшебники шепчутся.)

В.П . - Сверим часы. Пошли!

(Расходятся в разные стороны.)

Действие 2.

Перед школой. Звонок на урок. Ученики бегут в школу.

1 м . - Зубрилы побежали!

(1м. и девочка расходятся в разные стороны. Девочка играет в классики.)

М.И. подглядывает за девочкой.

Появляется 2 м. и разбивает стекло из рогатки. Старик (М.М. ) подглядывает.

1м. кривляется перед витриной. К нему подходит В.П.

В.П. - Ты чего тут делаешь?

1 м. - Я? Ничего.

В.П. - Совсем ничего?

1 м. - Совсем.

В.П. - Совсем, совсем, совсем ничего не делаешь?

1 м. - Да ничего я не делаю.

В.П. - Вот и хорошо. Вот и отлично. Спасибо тебе, мальчик, большое спасибо.

В.П. жмёт руку 1 м. и они превращаются друг в друга.

1 м. - Вот это да! Дяденька, вы фокусник?

В.П. - Фокусник, фокусник. А ну, закрой глаза - ещё не то увидишь!

(1 м. закрывает глаза. В.П. уходит.)

1 м. - Пора? Дяденька, пора?

Пора - не пора, открываю глаза! (замечает бороду)

Ой! Что это? Ой!

(Бежит к милиционеру)

1 м. - Дяденька, кто я?

Милиционер - Простите, дедушка, не понял?

(1 м. разворачивается и уходит, плача. Садится на скамейку. К нему подходит М.И. - девочка.)

М.И. - Что, допрыгался?

1 м. - Дяденька, это Вы?

М.И. - Дяденька? А с тобой который работал?

1 м. - Где он, который худой?

М.И. - Слушай меня. Ты как ленился? Я спрашиваю - время ты как профукивал?

1м. - Да ничего я не делал! Я с отражением играл.

М.И. - Да ты что! А во что?

1м. - Во всё. Язык ей показывал.

М.И. - Надо-же! Талантливо! А моя бездарь - на одной ножке скакала.

(Бежит девочка, превращенная в старуху.)

Д. - А ну, держи её! Держи, кому говорю?

(М.И. из-за угла)

М.И. - Привет бабушке!

Д. - Лопух! Растяпа!

1м. - Ты чего?

Д. -Расчевокался! Кричали тебе - держи.

1м. - А чего она такого сделала?

Д. - Тебе-то ничего, а мне - чего. Я какая? Видишь?

1м. - Противная.

Д. - Что?

1м. - А какая?

Д. - Старая. А какая была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Нормальная - молодая. А какая она была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Старая! А какой сделалась?

1м. - Слушай! Мой тоже стариком был. И тоже молодым стал. А я?

Д. - Я? Я? Давай - за мной!

(Уходят)

Д. - Умные какие - детей в стариков превращать! Со мной такие фокусы не пройдут!

1м. - Точно! И у меня фокусник был.

(Подходят к забору. За ним - стройка. Смотрят в дырку в заборе. Разбивается стекло. Бежит М.М. с рогаткой. За ним милиционер. М.М. пролезает в забор.)

Мил. - Где мальчик?

1м. - Там. В лесу.

Д. - Какой он мальчик? Он один из них. Ловите его.

(Мил. смотрит через забор - стройка.)

Мил. - Да где ж там лес-то? Эх, старость - не радость.

(Дети проверяют)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Дошло.

Д. - А до меня - нет. Лезь за мной.

1м. - Страшно!

Д. - Ну, где ты там? Давай быстрее сюда. Ты что, хочешь навсегда стариком остаться?

(1м. перелезает через забор. Они оказываются в сказочном лесу)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Нет.

Д. - Они здесь живут.

Видишь, как намусорили? Что, у них, дежурных что ли нету?

(Подходят к часам, которые идут в обратную сторону)

Действие 3.

(В доме волшебников)

В.П. - Вы меня просто удивляете, Марь Иванна! Какое легкомыслие - подойти и выболтать все наши секреты.

М.И. - Да будет Вам, Василий Парфирьич.

М.М. - (поет) А мы всё время

Убиваем время…

В.П. - Михал Михалыч, ну прекратите, наконец, своё дурацкое пение.

Вы, Марь Ивана, простите, только о себе думаете. Вы же ему подсказали, что мы его время украли. Более того - Вы ему самую суть раскрыли.

М.И. - Это какую же, какую?

М.М. - (поет) А вот какую (2 раза)

Я вот кукую (2 раза)

В.П. - Это я или Вы спрашивали его - как он ленился? Это я или Вы дали ему возможность догадаться, что только у лентяев и можно украсть время?

М.М. - (поет) Только у лентяев (2 раза)

Можно времечко украсть.

В.П. - Михал Михалыч, да прекратите Вы своё пение или нет?

М.М. - (поет) Лопнуло терпение -

Прекращаю пение. (разбивает стекло в домике)

В.П. - Намёк я Ваш понял, Михал Михалыч, но между прочим колотить стёла и витрины лучше в лесу, а не в городе, где мы с вами работаем, и где сегодня Вы троих навели на наш след. А что, если они сюда заявятся? А?

М.И. - Ну и зануда Вы, Василий Парфирьич.

В.П. - А. Так, по-вашему я - зануда?

М.И. - Да, да!

В.П. - А знаете ли вы, что лентяи сейчас на вес золота? Это вам не 10 лет назад! Лентяй другой пошёл. Он для чего с уроков удирает? Чтобы в окна из рогатки стрелять? Нет, дорогие, нет! Он теперь хобби занимается.

М.И. - Ха-ха-ха! Хобби!

В.П. - Разве с таким лентяем поработаешь? Он тебе ни минуты не даст.

М.И. - Да ну Вас! В кои-то веки я с лоботрясом поговорила - а уж крику-то, крику! Что же по-вашему - они вот так прямо и догадались, что надо найти третьего, попасть в кой-какой тупик, кой на что влезть, и кой куда заглянуть. Найти в кой-каком лесу кой-какую избушку и кой-какие часы перевести в кой-какую сторону. Тьфу! С Вами сама занудой станешь.

М.М. - А пробьёт 12 (2 раза)

Их время станет нашим навсегда! (разбивает стекло)

Д. - Попасть в кой-какой тупик.

1м. - Попали.

Д. - Залезть кой-куда.

1м. - На забор.

Д. - Кой-куда спрыгнуть.

1м. - В лес.

Д. - Найти кой-какую избушку.

1м. - Нашли.

Д. - И кой-какие стрелки перевести в кой-какую сторону. За мной!

1м. - Куда?

Д. - Искать третьего.

(убегают)

Действие 4.

(В городе)

Подходят к женщине.

1м. - Простите, дедушка…

Ж. - Кто? Дедушка? Какой я вам дедушка? Ещё скажите - бабушка! Нахальство какое.

Подходят к дедушке.

Д. - Дедушка, Вы настоящий или с Вами тоже работали?

Дед. - Простите, что значит - настоящий? А какой же я, по-вашему, деревянный?

1м. - Настоящий.

Д. - Да.

2м. - (в виде дедушки) А, ну-ка, мальчик, переведи меня через дорогу.

Коля - Пожалуйста.

2м. - Молодец! Иди - уроки учи. Отличником будешь.

2м. - (смеётся) А, ну-ка, девочка, переведи меня на другую сторону.

Таня - Сейчас, дедушка.

2м. - Эх, старших не уважаешь! Торопишься куда-то. С ноги сбиваешься. Веди назад!

(Подходят 1м. и Д. )

Д. - Дедушка шутит. Ты иди, девочка, иди. Мы сами его переведём.

2м. - Эй, старики, вы чего?

(Разговор на скамейке)

2м. - Нет, старики, это не для меня. Кое-куда идти, кое-чего переводить. А для чего? Снова уроки зубрить, контрольные писать, диктанты! Да мне это вот как надоело. Давайте, старики, так - время каждый сам терял - пускай каждый сам себе его и возвращает.

(Все молчат)

Мы что - в молчанку играем?

Ну, как хотите.

Ну, старики, не жмите на психику.

В общем - я пошёл, старики. (Встаёт, делает 2 шага вперёд - оборачивается)

Нет, я серьёзно. Я ведь уйду. Ну, чего расселись - сидите, а время-то не ждёт. Айда в ваше кой-куда!

Действие 5.

(Сказочный лес)

В доме волшебников -

В.П. - телефонную трубку) Алло! Вася, это я Парфирьич.

М.И. - (крутит обруч)

М.М. -(бегает с пистолетом) Та-та-та-та-та!

Дети подходят к часам и поворачивают стрелки в обратную сторону. В доме все замирают на месте. Часы бьют 12 раз. Волшебники превращаются в стариков, а дети - в детей.

Дети - (хором) УРА!

Действие 6.

Перед школой. Звенит звонок. Школьники бегут в школу. Сзади идут 2м. , Д, 1м. 1м. останавливается перед витриной и начинает по привычке кривляться. Вдруг видит в отражении бороду.

1м. - Ой! Ой-ой-ой! (бежит в школу) Машет рукой.

Евгений Львович Шварц. Родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани - умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Русский драматург советского периода, прозаик, сценарист.

Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича (Васильевича) Шварца (1874-1940), крещённого еврея, студента-медика (позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875-1942), русской, слушательницы акушерских курсов, дочери рязанского цехового Фёдора Сергеевича(Евгеньевича) Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком рязанского помещика Телепнева).

В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный в православие, считал себя русским, раннее его детство прошло в переездах, связанных со службой отца: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань и др. Дальнейшие детство и юность прошли в Майкопе.

В 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.

Осенью 1916 года был призван в армию.

В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером.

В начале 1918 года в Екатеринодаре вступил в Добровольческую армию.

Участвовал в «Ледяном походе». При штурме Екатеринодара получил тяжёлую контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю жизнь.

После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году вместе с ростовской труппой приехал в Петроград. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине, был секретарём Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор.

Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте (Артёмовске). Выпускал литературное приложение к газете - «Забой».

После возвращения с Донбасса появилось первое детское произведение Шварца - «Рассказ старой балалайки», вышедший в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год.


С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др.

В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца «Ундервуд». Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.

Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, отказывался эвакуироваться, но позже был эвакуирован в Киров, где написал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда, «Далекий край» - об эвакуированных детях.

Когда в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо» .

Пьесы Евгения Шварца:

«Ундервуд» - пьеса в 3-х действиях - 1928
«Пустяки» - пьеса для кукольного театра - 1932
«Клад» - сказка в 4-х действиях - 1934
«Принцесса и свинопас» - 1934
«Голый король» - сказка в 2-х действиях - 1934
«Похождения Гогенштауфена» - пьеса, 1934
«Красная шапочка» - сказка в 3-х действиях - 1936
«Снежная королева» - сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы - 1939
«Кукольный город» - пьеса для кукольного театра - 1939
«Тень» - сказка в 3-х действиях - 1940
«Сказка о потерянном времени» - «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях - 1940
«Брат и сестра» - 1940
«Наше гостеприимство» - 1941
«Под липами Берлина» (совместно с ) - антифашистская пьеса-памфлет - 1941
«Далекий край» - 1942
«Одна ночь» - пьеса в 3-х действиях - 1943
«Дракон» - сказка в 3-х действиях - 1944
«Сказка о храбром солдате» - пьеса для кукольного театра - 1946
«Сто друзей» - пьеса для кукольного театра - 1948
«Два клёна» - сказка в 3-х действиях - 1953
«Обыкновенное чудо» - сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована)
«Повесть о молодых супругах» / «Первый год» - пьеса в 3-х действиях - 1957

Сценарии Евгения Шварца:

1930 - Настоящие охотники. Автор надписей
1931 - Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
1938 - Доктор Айболит
1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
1947 - Золушка (сценарий 1945 года)
1948 - Первоклассница
1957 - Дон-Кихот
1959 - Марья-искусница
1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с )
1966 - Снежная королева

Другие произведения Евгения Шварца:

«Рассказ старой балалайки», 1925
«Два брата» (сказка)
«Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
«Первоклассница» (повесть), 1949
«Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
«Рассеянный волшебник» (сказка)
«Сказка о потерянном времени» (сказка)
Стихи (1920-е - 1950-е гг.)
«Чужая девочка» (рассказ)
Мемуары. Париж, 1982
Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Экранизации произведений Евгения Шварца:

1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1959 - Марья-искусница - режиссёр А. А. Роу
1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».
1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина
1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко
1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
1971 - Тень - авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова
1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров
1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена»
1988 - Убить дракона - авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров, режиссёр М. А. Захаров
1991 - Тень, или Может быть, все обойдется.
1977 - Два клёна
1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн
2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia»)
2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).


Сценарий урока – литературной гостиной с использованием компьютера.

Преподаватели - , учитель русского языка и литературы,

Учитель информатики

Предмет – литература

Тема – Евгений Львович Шварц. Жизнь и творчество. Литературная гостиная «Жил-был сказочник».

Продолжительность занятия – 90 минут

Образовательное учреждение – Томская область , ЗАТО Северск, Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 000»

В массовой практике обучения неповторимость творчества и жизненного пути писателя осваивается в стандартной форме традиционного урока, что снижает эффективность учебного процесса.

В январе 2008 г. исполнится 50 лет со дня смерти. О творчестве Евгения Львовича Шварца в школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому решила посвятить урок изучению жизни и творчестве этого замечательного драматурга и провести его в нетрадиционной форме, в форме литературной гостиной. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, помогло пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, развитию их артистических способностей.

Компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с людьми из ближайшего окружения драматурга, продемонстрировать фотографии из спектаклей и фильмов.

Поскольку традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения изучаемой темы, а также не предоставляет возможностей всем учащимся для самораскрытия, форма данного занятия эти проблемы во многом позволила решить.

Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, актёров, танцоров, исполнителей песен, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к уроку, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы занятия под сопровождение мелодии из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Рассказ ведущих о жизни.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, подготовить к восприятию фрагмента из сказки.

Сценка №1. Отрывок из пьесы «Тень»

Сценка №2. Отрывок из пьесы «Дракон»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы, показать особенности сатирических образов Шварца.

Продолжение рассказа о жизни Шварца.

Образовательная задача – дать представление о фактах биографии драматурга.

Исполнение песни «Песня волшебника».

Задача – эмоционально воздействовать на учащихся и подготовить к восприятию фрагмента.

Сценка №3. Отрывок из пьесы «Обыкновенное чудо»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы.

Заключительное слово ведущих. Исполнение стихотворения.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, показать особенности философской лирики.

Исполнение песни из кинофильма «Давайте негромко, давайте вполголоса».

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся.

Литературная гостиная, посвящённая Е. Шварцу,

«Жил – был сказочник».

Ведущий 1.

…В самые темные годы от сказочника-поэта мы столько вдохнули свободы, столько видали света…

Эти стихи поэтесса Ольга Берггольц посвятила удивительному сказочнику, писателю и драматургу. Пьесы - сказки Шварца: «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» - знает каждый; фильмы, поставленные по его сценариям, «Золушка», «Дон Кихот», с детства любимы и вызывают только восторг.

Ведущий 2.

«Н а свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки... Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы. Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..? Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - писал о произведениях Евгения Шварца режиссёр Николай Павлович Акимов. И это есть обыкновенное чудо.

Ведущий 3.

Обращение к жанру сказки у Е. Шварца не было случайностью. В 30-е годы XX века строгая иерархия установилась не только в обществе, но и в литературе. «Главными жанрами считались эпопея, роман. Сказка же располагалась в самом низу иерархической пирамиды, что и определяло меньшую бдительность цензуры. «Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц объяснял свою приверженность к этому жанру. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.

Ведущий 4.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября , родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Ведущий 1.

Поступив в Ростовский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой, актрисой Гаянэ Холодовой, приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде, работали в театре на Бородинке.

Ведущий 2.

Вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. Он как-то сразу стал своим во всех петроградских литературных кружках, из «серапионов» он особенно подружился с Зощенко. Шварц стал часто бывать у Николая Чуковского, и Корней Чуковский взял его к себе в секретари.

Ведущий 3.

Весной 1923 года Шварц решил побывать у родителей на Донбассе и предложил своему другу М. Слонимскому ехать с ним… Слонимского пригласили на работу в редакцию первого литературного журнала, и он привел Шварца. Шварц начал печататься, подписываясь псевдонимом «Щур». Когда выход нового журнала наладился и состав сотрудников определился, Шварц вернулся в Петроград.

Ведущий 4.

В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе. С 1925 г. Шварц – секретарь журнала «Ленинград», чуть позже – детского отдела Госиздата. Вот как вспоминает свою первую встречу с руководителями отдела Л. Пантелеев (отрывок из кн. «Мы знали Евгения Шварца», стр.42)

Ведущий 1.

Вскоре детский писатель стал детским драматургом. И в личной жизни у Шварца в этот период происходят изменения. Он был тогда влюблён в Катю Зильбер, которая стала его женой и музой до конца его жизни. Но для того, чтобы соединиться, обоим пришлось сломать то, что у них сложилось до встречи. Евгению Львовичу это было особенно трудно, так как он оставил жену и дочку.

Ведущий 2.

Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.

Волшебник . В тот день, когда началась эта сказка, в страну, где жили наши герои, приехал учёный. Его зовут Христиан – Теодор. Он добр, легковерен и близорук . Может быть, поэтому он и не заметил, как любит его самоотверженная Аннунциата, и влюбился в неизвестную белокурую красавицу, живущую в доме напротив.

Исполняется вальс.

Хозяйка.

По чисто сказочной случайности красавица эта оказалась принцессой. С этого начинается пьеса, с этого начинаются все злоключения Христиана Теодора.

Отрывок из пьесы «Тень»

Ведущий 3.

В сказке, как будто списанной с действительности 30 – 40-х годов, от ученого отворачиваются друзья, его предает невеста, но не желает унижаться перед своей тенью, и за это его казнят. По счастью, ученого воскресили, и он вместе с преданной Аннунциатой покинул эту страну. Ведь это уже не сказочная страна. Сказка когда-то жила здесь, но её выгнали.

Ведущий 4.

Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, пока ему не стало совсем плохо, и тогда, наконец, Шварц эвакуировался. Вскоре Театр комедии Н. Акимова тоже был эвакуирован и осел в столице Таджикистана. Через некоторое время удалось вызвать и Евгения Львовича. В Душанбе Шварц написал сказку «Дракон». Шварц писал об отвратительном Драконе, о городе, подавленном его владычеством . Когда в 1944 году Театр комедии переехал в Москву и показал там премьеру «Дракона», Акимову сообщили, что спектакль этот играть нельзя. Акимов, Шварц и их друзья спасали пьесу как могли. Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Сценка из пьесы «Дракон».

Ведущий 1.

В последнее время Шварца всё чаще называют Ланцелотом. Но ни характером, ни поступками своими Шварц не походил на своего героя. Настоящий Шварц знал и неуверенность в собственных силах и страх. Это сейчас пьеса «Дракон» воспринимается как сатира на Сталина. На самом же деле смеяться над Сталиным Шварц никогда не решился бы. Это обстоятельство, возможно, и позволило ему создать гениальную пьесу не про Сталина, а про человеческую натуру, в которой заложено нечто такое, что делает возможным существование тоталитаризма. В сказке Ланцелот в открытом бою спасает и свою возлюбленную, и весь город. А что мог сделать Евгений Шварц? Сжав зубы, он молчал, когда в пасти Дракона исчезли один за другим его ближайшие друзья – Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс. Кошмар 30-х годов воспринимался им как нечто мистическое, похожее на козни Дракона. Но он никогда не называл зло добром, не учил ни классовой, ни какой–нибудь другой ненависти. Не случайно вскоре после ареста Заболоцкого ночью и в квартире Шварца раздался страшный звонок в дверь. Некто постарался напомнить драматургу, что может прийти и его черёд.

Ведущий 2.

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. Итак, один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми, - его всё тянет к чудесам, превращениям, приключениям. Исполняется «Песня Волшебника».

Сценка из пьесы «Обыкновенное чудо».

Ведущий 3. В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» - самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно - ведь повествовала она о Любви. Мало того - в этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты, что подтверждалось и характером Волшебника, и посвящением пьесы Екатерине Ивановне Шварц. Согласитесь: ведь они похожи – Шварц и Хозяин? Жаль только, что это была последняя сказка Волшебника.

Волшебник. Стихотворение « Меня Господь благословил идти…»

Ведущий 4.

Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ. По-моему, каламбур удался… А вы как считаете? «Божье повеленье» Евгений Шварц выполнил.

Песня «Давайте негромко, давайте вполголоса…» (Выходят все актёры)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «СКАЗКА ГРЕЕТ СЕРДЦЕ» (О ТВОРЧЕСТВЕ Е,Л, ШВАРЦА)

Звучит музыка из фильма «Обыкновенное чудо» Небольшая комната в гостинице, в южной стране, две двери: одна в коридор, другая на балкон | сумерки | на диване сидит ученый, молодой человек двадцати шести лет | он шарит рукой по столу – ищет очки.

СЛАЙД 1

УЧЁНЫЙ: Когда теряешь очки, это, конечно, неприятно. Но вместе с тем и прекрасно – в сумерках вся моя комната представляется не такою, как обычно. Этот плед, брошенный в кресло, кажется мне сейчас очень милою и доброю принцессою. Я влюблен в нее, и она пришла ко мне в гости. Она не одна, конечно. Принцессе не полагается ходить без свиты. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный. И если советы тайного советника оказываются гибельными, он от них начисто отрекается впоследствии. Он утверждает, что его просто не расслышали, и это очень практично с его стороны. А это кто? Кто этот незнакомец, худой и стройный, весь в черном, с белым лицом? Почему мне вдруг пришло в голову, что это жених принцессы? Ведь влюблен в принцессу я! Я так влюблен в нее, что это будет просто чудовищно, если она выйдет за другого.

смеется

Прелесть всех этих выдумок в том, что едва я надену очки, как все вернется на свое место. Плед станет пледом, часы часами, а этот зловещий незнакомец исчезнет.

шарит руками по столу

Ну, вот и очки.

СЛАЙД 2 . РАЗДАЁТСЯ БОЙ ЧАСОВ, ВЫХОДЯТ ВЕДУЩИЕ.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья! Часы предупредили о начале нашей литературной гостиной. Самое дорогое для человека - время. Не будем терять ни минуты. Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнике, точнее сказочнике, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

СЛАЙД 3

ВЕДУЩИЙ: Сказка – это ведь самое первое, самое древнее, самое вечное, самое тайное, а, значит, и не контролируемое сверху, место встречи новенькой человеческой души с вечным человеческим словом.

ВЕДУЩИЙ: Сказка опирается на вечные истины, которые потому и вечные, что живут вне политики, вне конкретного времени. Эти истины – законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения во всех нормальных обществах.

ВЕДУЩИЙ: Законы эти, если верить Шварцу, таковы:

Добро – всегда побеждает. Не сразу, конечно. Но где-то поближе к финалу – непременно!

ВЕДУЩИЙ: Истина в представлении писателя – тоже обязательно, пусть и в самом конце сказки, но торжествует. А негодяи – непременно получают по заслугам. Торжество этих законов – вот цель общества. Их соблюдение должно быть нормой жизни.

ВЕДУЩИЙ: Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из - под его пера вышло более 20 сказочных пьес для кукольного, драматического театров и кинофильмов.

ВЕДУЩИЙ: Если найдется человек, которому кажется, что он не знаком с творчеством Евгения Львовича Шварца, переубедить его не стоит никакого труда. Достаточно лишь произнести волшебные слова: "Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!", и он воскликнет: "Да это же "Снежная королева" Андерсена!". Так-то оно так, да не совсем… Дело в том, что нет в сказке великого датчанина никаких "пурре-базелюрре", как нет в "Снежной королеве" и образа сказочника, эти слова произносящего. Нет там и мрачного Советника со второй коронной фразой о том, что он "а) отомстит, б) скоро отомстит и в) страшно отомстит".

СЛАЙД 4.

ВЕДУЩИЙ: Продолжим дальше копаться в вашем подсознании… "Я не волшебник, я только учусь", "Какое сказочное свинство!"… Не спешите приписывать эти крылатые выражения Шарлю Перро. В его "Золушке" этого нет и в помине. Все дело в том, что, вспоминая и "Золушку", и "Снежную королеву", вы вспоминаете в первую очередь не книжки, а "важнейшее из искусств" - кино.

ВЕДУЩИЙ: Но мало кто помнит, что оба замечательных фильма снимались именно по сценариям Евгения Шварца, изрядно преобразившего, а точнее сказать - обогатившего классические сюжеты.

СЛАЙД 5.

Золушка входит в королевский замок, навстречу ей устремляется король. Он бежит так быстро, что великолепная мантия развевается за королевскими плечами.

Король. Здравствуйте, неизвестная, прекрасная, таинственная гостья! Нет, нет, не делайте реверанс на ступеньках. Это так опасно. Не снимайте, пожалуйста, перчатку. Здравствуйте! Я ужасно рад, что вы приехали!

Золушка. Здравствуйте, ваше величество! Я тоже рада, что приехала. Мне очень нравится у вас.

Король. Ха-ха-ха! Вот радость-то! Она говорит искренне!

Золушка. Конечно, ваше величество.

Король. Идемте, идемте.

Он подает руку Золушке и торжественно ведет ее.

Король. Старые друзья – это, конечно, штука хорошая, но их уж ничем не удивишь! Вот, например, кот в сапогах. Славный парень, умница, но, как приедет, сейчас же снимет сапоги, ляжет на пол возле камина и дремлет. Или мальчик с пальчик. Милый, остроумный человек, но отчаянный игрок. Все время играет в прятки на деньги. А попробуй найди его. А главное, у них все в прошлом. Их сказки уже сыграны и всем известны. А вы… Как король сказочного королевства, я чувствую, что вы стоите на пороге удивительных сказочных событий.

Золушка. Правда?

Король. Честное королевское!

ПЕСНЯ ЗОЛУШКИ

ВЕДУЩИЙ : Как странно, что Евгений Шварц жил в XX веке. Казалось, он мог приятельствовать с Андерсеном или братьями Гримм. А он выбрал для себя время, когда особенно боялись сказок. В середине 20-х считалось, что сказки затрудняют постижение ребенком нового мира. Потому вся детская литература была под подозрением. А создавать свой сказочный мир было почти безумием.

СЛАЙД 6.

ВЕДУЩИЙ : Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, а другим сведениям в 1895 появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

СЛАЙД 7.

ВЕДУЩИЙ : Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. ВЕДУЩИЙ : Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

ВЕДУЩИЙ : С раннего детства Женя признавал только те выдуманные истории, которые имели счастливый финал. Этим очень разумно пользовалась мама. Когда наступал час приема ненавистной пищи, например, обеда, мама всегда в это время импровизировала как бы некую сказку. Когда обед приближался к середине, в маминой сказке тотчас обнаруживался какой-нибудь несчастный герой на утлом суденышке в бушующем море-океане. А дальше будущему сказочнику предъявлялся ультиматум: «Доедай все до конца! Если хоть что-нибудь останется на твоей тарелке, они там все на судне утопнут в море!» И несчастный Женя подчищал свою тарелку до полного сияния, только чтобы все у всех и всегда кончалось хорошо.

СЛАЙД 8.

ВЕДУЩИЙ : Уже в детстве, утверждает легенда, маленький Женя умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нем странным образом как-то сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость. В три года научился читать, еще раньше – мечтать, чуть позже решил стать «романистом», и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.

ВЕДУЩИЙ : Однажды, мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лег на ковер, повалялся у маминых ног и ответил полушепотом: „Романистом“. В смятении своем я забыл, что существует более простое слово – «писатель». Но я не сомневался, что буду писателем...

СЛАЙД 9

УЧЕНЫЙ : В семь лет мне выписали еженедельный журнал «Светлячок», издаваемый неким Федоровым-Давыдовым. Он меня не слишком обрадовал. Был он тоненький. От номера до номера проходило невыносимо много времени. Неделя в те времена казалась мне бесконечной. А кроме всего я жил сложно, а журнал был прост».

ВЕДУЩИЙ : Конечно, с ребенком, живущим так «сложно», родителям было непросто. Рассказывают, что были у маленького Жени брючки. Когда он из них вырос, мама, естественно, решила брючки выбросить. Не тут-то было. Будущий писатель возмутился: как же так? Столько лет брючки старались, работали на Женю, бегали вместе с ним на свидания к соседскому петуху, и вот теперь мама их выбрасывает?! Нет, так не по-людски с любимыми вещами не расстаются! И Женя похоронил любимые брючки, а на могиле произнес в качестве прочувствованного слова монолог Отелло над погубленной им Дездемоной.

ВЕДУЩИЙ : Ясно было, что добром подобные истории не кончатся. Быть беде. В смысле, быть в семье Шварцев – писателю.

СЛАЙД 10.

ВЕДУЩИЙ : Детские годы и юность драматурга прошли в городе Майкоп. Эти места он всегда вспоминал с исключительной нежностью.

СЛАЙД 11.

ВЕДУЩИЙ : Своими писательскими амбициями Женя достал своих родителей, и как только мальчик с грехом пополам в 1912 году окончил реальное училище в Майкопе и дорос из Жени до Евгения, они отослали его в Москву на юридический факультет Университета изучать перспективную, как им казалось, профессию юриста. Два года Шварц честно пытался одолеть юридическую науку, но через два года, так и не сдав экзамен по специальности «римское право», вернулся домой. Перед приездом он отправил родителям знаменитую телеграмму: «Римское право умирает, но не сдается!»

СЛАЙД 12.

Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

СЛАЙД 13.

ВЕДУЩИЙ : В 1917 году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застает революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.

ВЕДУЩИЙ : Начинал свой путь в искусстве Шварц – актером. Он приехал из Москвы, вот собственно на что ушли два года учебы в Московском университете, ярким, темпераментным, как сейчас сказали бы, шоуменом, способным держать внимание любой публики каким угодно текстом, а иногда и вовсе без оного. Была у него коронная сценка-импровизация «Заседание суда». Да, это было настоящее, как и положено, заседание суда, с монологами адвоката, прокурора, свидетелей защиты и обвинения, все как у людей.

ВЕДУЩИЙ : Только все участники судебного заседания были не люди, а собаки. Евгений Львович выходил на сцену кабаре и лаял за своих персонажей. Но лаял строго по системе Станиславского. Вживаясь в каждого персонажа. Поэтому за грозного прокурора – лаял так, а за мудрого судью – иначе. Успех этого номера был грандиозный.

СЛАЙД 14.

ОТРЫВОК ИЗ «СКАЗКИ О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ВЕДУЩИЙ : Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по

арифметике, и даже по пению. «Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню». А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все "успею" да "успею". И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием.

Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

ПЕТЯ: Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

ТЁТЯ НАТАША: Кто меня зовет?

ПЕТЯ: Это я. Петя Зубов.

ТЁТЯ НАТАША: А почему у тебя сегодня голос такой хриплый?

ПЕТЯ: А я и сам удивляюсь. Вдруг охрип ни с того ни с сего.

ВЕДУЩИЙ: Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:

ТЁТЯ НАТАША: Ой!

ПЕТЯ (испуганно): Тетя Наташа, что с вами?

ТЁТЯ НАТАША: Как что? Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

ПЕТЯ: Какой же я дедушка? Я - Петя, ученик третьего класса.

ТЁТЯ НАТАША: Да вы посмотрите в зеркало!

ВЕДУЩИЙ: Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что

превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:

ПЕТЯ: Мама!

Бежит и думает:

ПЕТЯ: "Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало".

ВЕДУЩИЙ: Прибежал Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь.

Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

МАМА: Вам кого, дедушка?

ПЕТЯ: Ты меня не узнаешь?

МАМА: Простите, нет.

ВЕДУЩИЙ: Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят. Идет он и думает.

ПЕТЯ: Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков,

ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики -

те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен,

когда всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут -

ведь я всего только три года работал. Да и как работал - на двойки да на

тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же все это кончится?

ВЕДУЩИЙ : Главная мысль сказки: “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.

ВЕДУЩИЙ : А чем закончится сказка, вы знаете, когда её прочитаете.

СЛАЙД 15.

ВЕДУЩИЙ : А мы продолжаем вам рассказывать сказку о жизни Евгения Львовича. В 1917 году Шварц был призван в армию. Когда случился Октябрьский переворот, Евгений Львович вступил в ряды Добровольческой армии. Он получил сильную контузию при штурме Екатеринодара и был демобилизован. Травма не прошла для его здоровья бесследно – тремор рук сопровождал писателя до конца его дней.

СЛАЙД 16.

ВЕДУЩИЙ : В 1921 Евгений Львович приехал в Петроград. Вскоре он оставил сцену и стал секретарем у знаменитого Корнея Чуковского, помогая ему в литературных вопросах. В 1923-1924 годах Шварц писал фельетоны для изданий Донецка, взяв псевдоним Дед Сарай.

ВЕДУЩИЙ : В 1924 писатель начал работать в детской редакции Госиздата, помогая молодым авторам сделать первые шаги в литературе. Он принял участие в создании и работе изданий «Еж» и «Чиж».

ВЕДУЩИЙ : Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов «Рассказ старой балалайки» - появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).

СЛАЙД 17.

ВЕДУЩИЙ : Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром.

ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Дом бабушки Красной Шапочки. Бабушка сидит у окна, вяжет.

Бабушка. Выдумали! Тридцать семь и два, даже полтора, так изволь в кровати лежать. Ха! Не на таковскую напали. Горло, так и быть, завязала, а в кровать – нет! Скорее лопну, а в кровать не лягу. Я уж сегодня и на речку сбегала, и за грибами сбегала, и пыль обмела, и чай вскипятила, и даже на гитаре поиграла. Старинный романс. (Поёт.) «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять». Хе-хе-хе! Красной Шапочке об этом не скажу все-таки. Боюсь – заругает. Она строгая у нас. Она…

Вдали раздается крик: «Помогите!» Бабушка вскакивает.

Бабушка. Что такое? Никак, на помощь зовут? (Выглядывает из окна. В руках ее ружье.) Кто там кричит?

Волк (вбегает) . Ой, помогите, ой!

Бабушка. Что такое? Почему такое?

Волк. За мною волк гонится…

Бабушка. Ничего! Сейчас я его застрелю.

Волк. Ах, нет, нет! Вы сами как хотите, а я очень боюсь! Спрячьте меня под кровать. Прошу.

Бабушка. Экий ты какой! Ну, иди в дом!

Видна комната. Волк входит в комнату.

Бабушка. Ну, лезь под кровать.

Волк (басом) . Брось ружье!

Бабушка. Что такое?

Волк. А то! ( Выбивает у бабушки ружье лапой. Открывает гигантскую свою пасть. Проглатывает бабушку.)

Бабушка (из волчьего живота) . Да ты, никак, меня надул. Ты волк?

Волк. А ты думала? Ха-ха-ха! Где твои очки? Вот они. Где чепчик? Вот он. Очень хорошо! Ха-ха-ха!

Бабушка. Не смейся, ты меня трясешь.

Волк. Ладно!

Бабушка. Я знаю, что ты задумал! Ты задумал Красную Шапочку съесть!

Волк. Обязательно.

Бабушка. Только попробуй! Я ей крикну: уходи, съест!

Волк. А я сейчас тремя одеялами укроюсь, – она и не услышит.

Бабушка. Не смей!

Волк укрывается двумя одеялами.

Бабушка. Не смей!

Волк укрывается еще одним одеялом. Бабушку не слышно.

Волк. То-то, замолкла. Ну и жарко же под тремя одеялами. Эй, ты там, бабушка! Не смей меня бить кулаком в живот. Что? И каблуком не смей. Никак, идет! Идет! Воу!

Красная Шапочка вбегает. Видна под окном. В руках у нее букет цветов.

Красная Шапочка. Ну, птицы, до свиданья, дорогие. Спасибо вам за помощь, друзья.

Птицы. Мы подождем! Мы боимся! Нам кажется…

Красная Шапочка. Нет, нет, улетайте! (Вбегает в дом и останавливается, пораженная.)

Птицы. Смотрите на окна. Она испугалась! Подождем, подождем! Посмотрим, посмотрим…

Красная Шапочка. Бабушка, отчего ты такая белая?

Волк. Оттого, что больная.

Красная Шапочка. Бабушка, отчего у тебя такой странный голос?

Волк. Оттого, что горло болит.

Красная Шапочка. Бабушка, а отчего у тебя сегодня такие большие глаза?

Волк. Чтобы тебя получше видеть.

Красная Шапочка. Бабушка! А отчего у тебя такие большие руки?

Волк. Чтобы тебя покрепче обнять. Подойди сюда.

Красная Шапочка. Бабушка! А отчего у тебя такие большие зубы?

Волк (ревет) . Чтоб съесть тебя! (Проглатывает девочку. Укладывается на постели, сбросив с себя все одеяла.)

Птицы отчаянно кричат.

Волк. А-ха-ха! Наконец-то! Молодец! Съел! Победил!

Красная Шапочка. А кто здесь еще у волка в животе?

Бабушка. Кто же, как не бабушка!

Красная Шапочка. Он и тебя съел? Ты, бабушка, не бойся, – мы спасемся.

Бабушка. Учи меня… Будто я не знаю.

Волк. Тише вы там! Не мешайте мне спать!

Бабушка. Отстань! Что это? Он тебя с корзинкой проглотил? Дай-ка мне кусочек пирога. Спасибо. Внучка! Да ты, никак, плачешь?

Красная Шапочка. Это я не от страху, бабушка, а мне обидно, что он меня перехитрил.

Бабушка. Сейчас он тебя, а потом ты его. Ты не плачь, ты думай, как нам спастись.

Красная Шапочка. Я знаю, как нам спастись! Птицы, сюда! Скорее!

Птицы. Ты жива? Девочка! Ты жива?

Красная Шапочка. Да, птицы. Как можно скорее летите все на восток и на восток. На перекрестке двух дорожек стоит человек. Расскажите ему все. Летите! Скорей!

Птицы. Летим. ( Улетают.)

Бабушка. Красная Шапочка, ты на меня не сердишься?

Красная Шапочка. За что?

Бабушка. Я компресс сняла. Уж очень тут жарко.

Красная Шапочка. Давай я завяжу. Сейчас же. Нас очень скоро спасут, а ты простудишься. Нас очень скоро спасут. Слышишь?

СЛАЙД 18.

ВЕДУЩИЙ : Первой супругой Евгения стала Гаянэ Халайджиева. Она была актрисой театра в Ростове-на-Дону. Шварц долго добивался согласия на брак и добился благодаря своему экстравагантному поступку – в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Пара поженилась и в скором времени у них родилась дочь Наталья.

ВЕДУЩИЙ : «Увы, – вспоминал потом Евгений Львович, – наш брак оказался неудачен, потому, наверное, что совершился не на небесах, а в воде ледяного Дона».

СЛАЙД 19.

ВЕДУЩИЙ: В 1927 году Евгений познакомился с братом своего друга на одном из литературных собраний. Тот был с женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Долгий тайный роман с Екатериной Ивановной мучил Евгения Шварца, который не хотел причинять боль близким. Однако, в конце концов пара освободилась от прежних браков и соединилась. С Екатериной Евгений прожил 30 лет, до последнего своего вздоха.

ДУЭТ ЭМИЛЯ И ЭМИЛИИ

СЛАЙД 20.

ВЕДУЩИЙ : С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.

СЛАЙД 21.

ВЕДУЩИЙ : Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

СЛАЙД 22.

ВЕДУЩИЙ : В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто - «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны - и каждый раз с неизменным успехом.

ВЕДУЩИЙ : После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц. В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская, Янина Жеймо, Толубеев, Черкасов, Гарин и другие.
ВЕДУЩИЙ
: Первый сборник пьес Евгения Шварца увидел свет лишь после кончины Иосифа Сталина.

ВЕДУЩИЙ : «На свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки...

ВЕДУЩИЙ : Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы.

ВЕДУЩИЙ : Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..?

ВЕДУЩИЙ : Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У сказок и пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста.

СЛАЙД 23.

ВЕДУЩИЙ: Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ.

МУЗЫКА

УЧЁНЫЙ: Шварц жил в сложные времена, когда такие понятия как жалость, сострадание, сочувствие считались устаревшими. Но сказочник Шварц остался одним из немногих, кто продолжал наивно настаивать: http://www.skazka.com.ru/bio/evgenii-shvarc



просмотров