Севастопольские рассказы л н толстого обзор. Толстой «Севастопольские рассказы» – анализ

Севастопольские рассказы л н толстого обзор. Толстой «Севастопольские рассказы» – анализ

«Севастопольские рассказы», анализ которых представлен в статье, делятся на следующие 3 части: «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае».

Многие события обороны Севастополя в 1-й части видятся нам глазами поручика Козельцова, а также его младшего брата Володи». Оба брата в конце первой части погибают — старший Козельцов в геройской атаке, закончившейся нашей победой, а Володя на батарее, захваченной французами.

Во 2-й части меняется манера изложения. Рассказчик, alter ego самого автора, выдвигается теперь на первый план и является деятельным участником событий произведения.

Реально-бытовая деталь в традициях очерковой прозы 1840-х годов с особым вкусом «выписывается» Толстым. Вслед за рассказчиком читатель видит суету на набережной, военный госпиталь, расположившийся в бывшем Севастопольском собрании, трактир. Однако плодотворно и мотивированно используя литературную технику натуральной школы, Л.H. Толстой не делает описание быта самоценным, как в физиологических очерках У него это просто частности, которые играют свою роль в сложном, организованном глубокой и самостоятельной авторской мыслью художественном целом.

Читая описание пребывания рассказчика на четвертом бастионе, можно почувствовать, на каком реальном жизненном опыте автора основано и описание в «Войне и мире» действий батареи Тушина под Шенграбеном, и пребывания Пьера на батарее Раевского под Бородином. Настоящий героизм не терпит театральности и аффектов. Рассказчик встречает на батарее морского офицера. Во время разговора возобновляется артиллерийская дуэль, от близких разрывов неприятельских бомб гибнут люди Рассказчик отмечает странность собственных ощущений.

Нравственные уроки, невольно преподанные ему защитниками четвертого бастиона, не ведающими, что они герои, приводят его к «кульминационным» по своему значению размышлениям («Итак, вы видели защитников Севастополя…»). К этим словам необходимо добавить то, чего рассказчик нигде не говорит. Он сам защитник Севастополя, имеющий мужество забираться в самые горячие точки обороны, разделяя все опасности передовой линии со сражающимися на ней воинами.

В третьей части произведения "Севастопольские рассказы" опять действует вымышленное лицо — штабс-капитан Михайлов, отличающийся «робостью и ограниченным взглядом». Как и в первой части, автор соответственно этому переходит от документально-очерковой манеры повествования к инсценировкам, диалогам и иным приемам сюжетной художественной прозы. Много внимания уделено характеристике сословного расслоения офицерской среды, которое вопреки разуму и военной целесообразности сохраняется и в обстановке непрерывных боев (Михайлова мучит то, что он «аристократ» но отношению к одним, но некоторые особы — «аристократы» по отношению к нему). Во время сцены боя вводится зарисовка, напоминающая эпизод со смертельным ранением князя Андрея под Бородином — возле Михайлова и другого офицера, Праскухина, падает бомба; Михайлов бросается ничком на землю, уцелев (его легко ранит в голову), а Праскухин, оставшийся на ногах, погибает.

Третья часть произведения "Севастопольские рассказы" Толстого кончается эпизодом перемирия, когда враги, русские и французы, встречаются и беседуют под белыми флагами. В этом эпизоде мысль Толстого обретает интонации, снова напоминающие «Войну и мир», ее философско-исторические и морально-религиозные обертоны.

Тип урока: интегрированный (литература, история).

  1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
  3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”, слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор

Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.

Учитель литературы Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его “Севастопольских рассказах”. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя.

Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

Работа биографов

В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.

Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” - таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.

1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.

Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.

Работа биографов.

7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.

Работа художников.

Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?

(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающим Севастополь). (Приложение 1 , Приложение 2 ).

Учитель литературы:

Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке “Как умирают русские солдаты”. В одном из рассказов мы читаем: “Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда”. Эти люди стали героями рассказов: “Севастополь в декабре месяце”, 1854 год; “Севастополь в мае”, 1855 год; “Севастополь в августе”, 1855 год.

1. Рассказ: “Севастополь в декабре месяце”.

Справка историков:

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

Учитель литературы: В рассказе “Севастополь в декабре” Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...”.

Работа с классом по содержанию рассказа “Севастополь в декабре месяце”

Первая группа литературоведов:

Рассказ является своеобразным “путеводителем” по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения “вы” в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: “Вы подходите к пристани…”, “Вы отчалили от берега...”, “...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”. Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Учитель литературы

Приложение 3).

Литературоведы:

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах “стоптанные в разные стороны каблуки”, старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с “провизией”, когда он отправляется на бастион, торчит “конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой”. У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели - в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:

На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников оброны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.

Учитель литературы

Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. “Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,- говорил Толстой.- И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к родине”.

Академик Е.Терле называл “Севастопольские рассказы” правдивым историческим документом, современники воспринимали их как “корреспонденции с театра военных действий”. Печатались они в журнале “Современник”.

А как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? (очерк).

Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в “…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа”. Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы “…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”

Работа биографов

Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. “…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение - и войска, и государства”. Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

2. Рассказ “Севастополь в мае”.

Справка историков:

Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.

Учитель литературы

Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот “маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек. Сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья”. Так в “Севастопольских рассказах” впервые в творчестве Толстого возникает “наполеоновская тема”.

Вторая группа литературоведов

Толстой сосредоточивает внимание на лицах “аристократического” круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный “аристократ” князь Гальцин оказывается способным испытать “ужасный стыд” за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы

Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод “диалектики души”.

Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. “И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия”.

3. “Севастополь в августе”.

Справка историков:

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

Третья группа литературоведов

Третий из “Севастопольских рассказов” - “Севастополь в августе 1855 года” - посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: “Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам”. “На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела”.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы:

В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.

Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

Учитель литературы

Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного - не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.

А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о “Севастопольских рассказах”. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?

Работа художников.

Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4 ).

Свою картину он назвал “Апофеоз войны”. На раме надпись: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”. В словаре С.И.Ожегова слово “апофеоз” имеет два значения: 1) прославление, возвеличение чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений. - В каком значении употребил слово художник? - Какую мысль стремится передать художник?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы.
  2. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Материалы для выставки в школе
  3. История России. Конец 17-19 век. В.И. Буганов П.Н. Зырянов учебник для 10-го класса
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. М., 1996.

«Севастопольские рассказы» - это цикл из трёх рассказов. Они были написаны великим писателем Львом Толстым. Каждый человек, который познакомился с произведениями, не остался равнодушным, так как каждый из трёх рассказов описывает оборону Севастополя. Они передают эмоции и переживания воюющих солдат. Найти отношение автора к боевым действиям, а именно к бессмысленности войны, можно в произведении «Севастополь в декабре месяце». Анализ рассказа поможет понять то, что хотел донести автор своему читателю.

«Севастопольские рассказы»

Нужно сказать, что достоверность и точность событий, происходящих во время обороны Севастополя, автору удалось передать читателю не только благодаря своему мастерству и таланту, но и тому, что автор «Севастопольских рассказов» находился в городе с 1854 по 1855 год. В течение почти 2 месяцев Толстой дежурил на батарее на Четвёртом бастионе, который тогда по праву считался самым опасным. Кроме того, автор участвовал в бою на Чёрной речке, а также в сражениях, происходящих во время последнего штурма Севастополя.

В 1855 в журнале «Современник» в виде статьи был опубликован рассказ «Севастополь в декабре месяце». поможет каждому читателю определить основную мысль и идею произведения.

Обзор города и жизни его обитателей

«Севастополь в декабре месяце» - это одно из произведений «Севастопольских рассказов», написанных Л. Толстым. Этот рассказ самый первый в цикле, и именно он знакомит читателей с сюжетом произведения.

Произведение «Севастополь в декабре месяце» начинается с обзора города. Скорее всего, он был основан на личных впечатлениях автора. Лев Толстой рассказывает читателю, что, несмотря на что в городе до сих пор идёт война, все его жители давно не обращают внимания на боевые действия. Все они заняты своими делами и проблемами, а взрывы их уже не пугают.

Никого из читателей не оставляют равнодушным события, описываемые в произведении «Севастополь в декабре». Анализ произведения сделать совсем несложно, так как читается оно на одном дыхании.

Рассказы офицеров и солдат об обороне Севастополя

Произведением, в котором наблюдаются эмоции солдат во время боя, является «Севастополь в декабре». Рассказ передаёт эмоции и переживания людей, которые гибли под пулями за свою родину.

Автор в начале рассказа «Севастополь в декабре месяце» рассказывает читателю, что раненые солдаты в больницах делились между собой событиями, происходящими на поле боя, а также рассказывали друг другу о том, кто и как потерял своё здоровье при обороне Севастополя. Стоит отметить, что врачи удаляют конечности солдатам с равнодушием, без всяких эмоций.

Толстой рассказывает в произведении «Севастополе в декабре месяца», что по пути на четвёртый бастион можно встретить всё меньше невоенных людей: чаще всего попадаются носилки с раненными солдатами, а также военные.

Офицер-артиллерист повествует, как во время штурма на батарее осталось всего лишь одно действующее оружие. Позже он поделился, что бомба попала прямо в матросскую землянку и убила 11 человек.

Эмоции и переживания главных героев

В конце рассказа «Севастополя в декабре месяце» речь идёт об эмоциях солдат во время боевых действий. Автор говорит, что когда ядро летит на солдата, у него возникает чувство страха и наслаждения: в подобной игре со смертью есть некая прелесть.

Все любители военной литературы просто обязаны прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения каждому поможет понять, о чём идёт речь в произведении. Оно раскрывает для своих читателей настоящую правду о том, как проходила оборона города, а также показывает эмоции и переживания главных героев.

«Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» вызывает у читателя много разных эмоций. Сначала он может удивиться тому, насколько спокойно люди начинают относиться к войне. Однако, с другой стороны, читатель понимает, что в глубине души каждый солдат и простой житель боится за свою жизнь, но всё равно отважно сражается за свою родину. Автор заставляет читателя испытывать гордость за русский народ, который не сдавался ни в каких ситуациях, смело шёл вперёд и был уверен в собственной победе.

Гамму впечатлений и эмоций вызывает у читателей прочтение рассказа «Севастополь в декабре». Анализ этого произведения показывает читателю все основные события, происходящие во время обороны Севастополя.

Лев Толстой уделяет много внимания эмоциям и переживаниям военных: о чём они думают, чего боятся, чего ждут и как воспринимают окружающий их мир. Автор показывает читателю быт и привычки солдат. Толстой сумел передать оборону Севастополя читателю другими красками, открыть её по-новому. Прочитав рассказ «Севастополь в декабре», можно окунуться в жизнь, прочувствовать эмоции военных, а также раскрыть истории человеческих судеб.

Идея и основная мысль произведения

Нужно сказать, что произведение Толстого посвящено не столько событиям при обороне Севастополя, сколько раскрытию эмоций, душевных переживаний и страхов героев рассказа. Автор ушёл от привычного описания военных действий: героических образов солдат, а также восторженного чувства победы. Толстой изложил всю правду о войне, а также о её участниках.

Безусловно, никого не оставит равнодушным рассказ «Севастополь в декабре месяце». Отзывы о произведении это подтверждают.

Правда войны в «Севастопольских рассказах» Толстого

    Произведение: Севастопольские рассказы

    Это сочинение списано 3 441 раз

Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. “Дух в войсках выше всякого описания,- писал он брату Сергею.- Во времена Древней Греции не было столько геройства”.Под грохот орудий четвертого бастиона, окутанный пороховым дымом, Л. Н. Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне города, “Севастополь в декабре месяце”, за ним последовали два других: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении- в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника.

Первый рассказ говорит о Севастополе в декабре 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла несколько поотдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово “покой”. Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные.

Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. “Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит!” Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней или послезавтрашней неизбежной гибели! Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. Второй рассказ относится к маю 1855 года, а помечен этот рассказ уже 26 июня 1855 года. В мае произошла кровавая битва гарнизона против почти всей осаждающей город армии, желавшей во что бы то ни стало овладеть тремя передовыми укреплениями. Толстой не описывает этих кровавых майских.и июньских встреч, но читателю рассказа ясно по всему, что совсем недавно, только что, произошли очень крупные события у осажденного города.

Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Неужели враги, только что в яростной рукопашной борьбе резавшие и коловшие друг друга, могут так дружелюбно разговаривать, с такой лаской, так любезно и предупредительно относиться друг к другу? Но и здесь, как и везде, Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.

Третий рассказ повествует о Севастополе в августе 1855 года. Это последний, самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, месяц падения Севастополя. “Во время обеда недалеко от дома, в котором сидели офицеры, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна застлало пороховым дымом.- Вы этого, я думаю, в Петербурге не видали; а здесь часто бывают такие сюрпризы,- сказал батарейный командир.- Посмотрите, Вланг, где это лопнула”. Писатель показывает героизм людей, привыкших к повседневным обстрелам. Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие. Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев.Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.

Новаторство Л. Толстого в изображении войны, реализм, художественные достоинства “Севастопольских рассказов” снискали высокую оценку современников.

Некрасов писал: “Достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем ие отступающая правда…” Не в этом ли кроется секрет неослабевающей популярности рассказов Толстого, полных патриотичёского пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны как убийства.

В июле 1855 года, в самый разгар Крымской войны, когда взоры всей России были прикованы к героической обороне Севастополя, в журнале "Современник" стали появляться севастопольские рассказы Л.Н. Толстого, которые были встречены с особым интересом. По свидетельству А.В.Дружинина, "вся читающая Россия восхищалась "Севастополем в декабре", "Севастополем в мае", "Севастополем в августе месяце".

Не только поэтические достоинства рассказов привлекли к ним острое внимание и горячий интерес. В этих рассказах были выражены очень важные политические истины, были поставлены волнующие социальные вопросы. Толстой отразил глубокие общественные настроения, и в этом, наряду с их высоким художественным мастерством, заключался секрет того большого впечатления, которое произвели рассказы Толстого на передовые слои русского общества.

Правду, глубокую, трезвую правду - вот что прежде всего увидели и оценили читатели в севастопольских рассказах. Правду о патриотическом подъёме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах и настроениях, которые были близки всему русскому обществу, и, с другой стороны, правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой.

Толстой показывает Севастополь и его мужественных защитников не в парадном, не в традиционном литературном их одеянии, но в их истинном виде - "в крови, в страданиях, в смерти". Он сорвал с войны её романтические покровы и показал её реалистически, правдиво, без прикрас.

Нельзя сказать, что до Толстого никто так не показывал войну. При всём новаторстве Толстого, он в изображении войны имел предшественника, Михаила Юрьевича Лермонтова . В стихотворении 1840 года, которое начинается словами: "Я к вам пишу случайно; право..." - Лермонтов так описывает сражение при реке Валерик:

Едва лишь выбрался обоз

В поляну, дело началось.

Чу! В арьергард орудья просят;

Вот ружья из кустов выносят,

Вот тащат за ноги людей

И кличут громко лекарей;

А вот и слева, из опушки,

Вдруг с гиком кинулись на пушки;

И градом пуль с вершин дерев

Отряд осыпан. Впереди же

Всё тихо - там между кустов

Бежал поток. Подходим ближе,

Пустили несколько гранат;

Ещё подвинулись; молчат;

Но вот над бревнами завала

Ружье как будто заблистало,

Потом мелькнуло шапки две;

И вновь всё спряталось в траве.

То было грозное молчанье,

Недолго длилося оно,

Но в этом странном ожиданье

Забилось сердце не одно.

Вдруг залп... глядим: лежат рядами...

Лермонтовское описание войны не прямо похоже, но оно в духе более поздних описаний Толстого. Лермонтовым была сделана важная в литературном смысле заявка, которую после него в полной мере осуществил Толстой.

Новаторство военных рассказов Толстого заключается в том, что, рисуя войну правдиво, без прикрас, писатель в центре своих батальных сцен поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир , мотивировал действия и поступки его сокровенными, глубоко затаенными мыслями и чувствами. При этом в центре военных повествований Толстого стоит всегда человек из народа, своим ратным трудом, своим неприметным подвигом решающий судьбы отечества, а все другие персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлён народ.

В рассказах Толстого впервые в русской и мировой литературе традиционная батальная живопись была "очеловечена" , то есть углублена и обогащена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека - участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми её ужасами и величием была показана "изнутри", путем раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых её участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе - вот в чём состоял тот шаг вперёд, который Толстой в своих военных рассказах сделал по сравнению с его предшественниками.

В толстовских описаниях человеческого поведения на войне прежде всего поражает исключительно меткая и острая наблюдательность. В севастопольских рассказах рассыпаны десятки метких психологических наблюдений над общими свойствами солдат в бою. Но Толстой не ограничивается этими наблюдениями. Он стремится проникнуть во внутренний мир каждого своего персонажа, уловить его индивидуальные, лишь ему свойственные переживания в боевой обстановке. А через эту индивидуализацию мы постигаем и общие черты поведения и переживаний человека на войне.

Исключительно разнообразны приемы психологизации , применяемые Толстым. Раскрывая "диалектику души" своих героев, он показывает, как отмечал Чернышевский, не только конечные результаты душевных движений, но и сам процесс внутренней жизни.

На первом плане в богатейшем арсенале приёмов психологической характеристики героев стоит у Толстого точное воспроизведение внутренней речи. Автор как бы "слышит" потаённые разговоры, которые люди ведут с самими собой, как бы "видит" весь процесс движения мысли и точно его воспроизводит в рассказе. И именно потому, что писатель глубоко проникает в души своих героев, их "неслышные" разговоры становятся самой правдивой и убедительной их характеристикой.

Но особенной художественной силы достигает Толстой в изображении предсмертных размышлений своих героев. Перед лицом смертельной опасности ощущения человека особенно остры. С молниеносной быстротой проносятся перед его умственным взором образы и воспоминания, зарождаются и исчезают ощущения, возникают и сменяются вереницы мыслей. Надо обладать гениальным даром психолога, высшей способностью проникать во внутренний мир людей, чтобы правдиво изобразить эти неповторимые, сокровенные минуты.

Раскрывая перед нами внутренний мир героев, Толстой не ограничивается ролью объективного наблюдателя этого мира. Он активно вмешивается в самонаблюдения героев, в их размышления, напоминает нам то, что они забыли, исправляет все отступления от правды, которые они допускают в своих мыслях и поступках. Такое авторское вмешательство помогает более углубленному восприятию внутренних переживаний персонажей, выявляет их подлинный характер. Чаще всего прием авторского вмешательства служит Толстому для прямого разоблачения персонажа, для "срывания масок".

Чертами новаторства отмечена и композиция рассказов Толстого . Её характеризует, с одной стороны, строгий отбор жизненного материала, ограничение повествования в пределах определенного времени и пространства, а с другой - тяготение к широкому, многоплановому изображению действительности, к постановке актуальных социальных проблем. Первый севастопольский рассказ, например, охватывает события, которые укладываются между утренней зарей и вечерним закатом, то есть события одного дня. А какое огромное жизненное содержание вместил в себя этот рассказ!

Своеобразны, новы и принципы построения образа , применяемые автором в севастопольских рассказах. Наряду с тонкостью и правдивостью психологических характеристик писатель всегда стремится к правдивому изображению поступков своих героев, а также к конкретно-наглядному изображению той среды, в которой они действуют. Герои Толстого, даже второстепенные, имеют своё индивидуальное лицо, четкую социальную характеристику, своеобразную манеру говорить и действовать. При всей кажущейся схожести персонажей каждый из них - индивидуальность, живая, неповторимая личность.

От "Севастопольских рассказов" многое важное идет в творчестве Л.Н.Толстого. От них прямой путь к "Войне и миру" . Б.М. Эйхенбаум назвал очерки о Севастополе своеобразными "этюдами" к "Войне и миру": "Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные "тональности", и даже сплетение батального жанра с семейным".

От "Севастопольских рассказов" многое идет в русской литературе, и больше всего, конечно, эта толстовская, эта обязательная после Толстого потребность правды при изображении войны. Все большие русские и зарубежные писатели, авторы произведений о войне, испытывали эту потребность правды. После Толстого она стала непременным долгом художника, законом художественного творчества.

Кавказские военные рассказы («Набег», «Рубка леса» и другие как источник и материал для «Севастопольских рассказов»)

«В этот Рим Толстой изобразил дорогу исключительной простоты и правды» (Ю. Айхенвальд). Толстой выступил как очевидец и участник событий войны. На Кавказе знакомится с декабристами и приходит к выводу, что в их среде существует разделение на простых солдат и офицеров и лже-, которые воюют ради ленточки. Солдаты здесь не воюют, а работают. Толстой исследует войну и психологию человека на ней. Он появляется на Кавказе в 1851 г. с братом Николаем, служит рядовым, затем фейерверкером. В последующем для Толстого этот период был школой постижения подлинного облика войны.

Ранние военные рассказы:

«Набег» . В центре - капитан Хлопов, от лица которого ведется повествование. Он симпатичен всем, у него простое русское лицо. Этот персонаж - явный предшественник капитана Тушина. Раскрывается тема храбрости, здесь храбр тот, кто ведет себя как следует, проявляя стойкость и силу духа. Между образами Хлопова и поручика Розенкранца прослеживается явная антитеза.

«Рубка леса» : размышления о духе русского солдата, показаны такие его черты,как скромность и простота.

«Как умирают русские солдаты» («Тревога») - незакончен, опубликован впервые только в 1928 году. Это скорее документальный очерк, ведь в нем точно указано место и время действия. Примечательно внимание Толстого к деталям, характеризующим поведение человека в экстренной ситуации. В центре повествования эпизод, когда солдат Бондарчук догоняет роту и падает, боясь, что сбудется плохая примета. Автор выступает как знаток народной речи, исследует переход человека в состояние смерти. Вывод Толстого заключается в уверенном утверждении истины, что «велика слава русского народа», простые русские солдаты символизируют силу души, великую простоту и бессознательность силы.

«Севастопольские рассказы»: проблематика, тематическое и жанрово-структурное своеобразие, философия «войны и мира».

В 1853-56 гг. разразилась Крымская война, отмечена она была сражением в гавани Синоп. 30 ноября 1853 года под командованием Нахимова восемь судов одержали победу над всем турецким флотом с огромными потерями со стороны турецкой армии. После этой победы Англия и Франция вступают в союз с Турцией, численность войск достигает 120 тысяч человек, и главная их цель - уничтожение Черноморского флота и отделение Крыма от России. Уволен князь Меньшиков, отступает и князь Горчаков, и тогда Севастополь остается на попечении одного гарнизона на протяжении 349 дней. Организаторами обороны явились Нахимов, а также генералы Истомин, Корнилов, Тотлебек. Несмотря на то, что французам удалось взять Севастополь, для Толстого оборона этого города явилась показателем величия духа русского народа.

Автор размышляет о войне, что это такое и зачем она нужна. В целом войну Толстой не принимает как явление, проявляя пацифизм, причем некоторые исследователи утверждают, что в этих рассказах происходит дегероизация войны и ее участников. Но это большая натяжка, так как Толстой лишь развенчивает ложную героику, показывая, что война есть испытание человека в экстремальных условиях. Три рассказа,каждый из которых - абсолютно самостоятельное произведение со своими жанровыми признаками. Первый рассказ - лирический монолог, в котором создается образ города-героя, второй - обличает тенденции, построен на антитезе солдатских масс и офицерской среды, третий - широкое эпическое полотно, в котором даны судьбы города-героя. В целом это своеобразная трилогия, в которой можно говорить о постановке проблем истории и судьбы России. Основная тема всех рассказов - героизм и патриотизм русского народа, но в каждом рассказе эта тема решается по-своему. Реализм Толстого в изображении войны заключается в том, что изображена она не в правильном и красивом строе с музыкой, а в настоящих ее проявлениях - крови, страданиях, смерти.

Первый рассказ называется «Севастополь в декабре», первоначально - «Севастополь днем и ночью». В его основе - подлинные факты и события. Здесь достаточно сложная система повествования. Мы встречаемся с образом человека, впервые приехавшего в Севастополь, видящего только «будничных» людей, рассказчик же приглашает его в «путешествие» по городу. Создается целый ряд картин, выстраивающих образ города-героя. Первая картина - госпиталь, эпизодические персонажи: герой-раненый, рвущийся в бой; умирающий человек; матроска с оторванной ногой; операционная комната - одного солдата оперируют без обезболивающего, другой ждет своей очереди. Это натурализм, который не вызывает отвращения, а, наоборот, сострадание и удивление. Описание четвертого бастиона, где витает смерть. Толстой создает собирательный образ солдатской массы, народа. Главное, как считает автор - это дух защитников Севастополя. Все показанные образы подводят к выводу о национальном характере, о сути патриотизма, главный герой произведения - русский народ.

Второй рассказ - «Севастополь в мае», первоначально - «Ночь весной 55 года в Севастополе», написан в течение недели. Здесь преимущественно изображена офицерская среда. Толстой усиливает критические, сатирические ноты, рассказ подвергается множеству цензурных изменений. В центре - большая группа офицеров: пехотный Михайлов, юнкер-барон Пест, аристократ Калугин, князь Гальцин, ротмистр Проскухин. Еще одна причина войны - массовое тщеславие. Композиция: в центре эпизод с князем Гальциным и толпой раненых, затрагивается проблема истинного и ложного героизма. В эпизоде с гибелью Проскухина за несколько секунд до взрыва происходит внутренний монолог героя.

Философия войны по Толстому:

1) пацифизм. 2) реализм в изображении 3)особенности изображения героев и героического, внимание к психологии человека на войне.

Последний рассказ интересен с точки зрения эпизодов войны. Счастливая минута в жизни Михаила Козельцова, когда он умирает. Здесь утверждается художественный метод автора, разрабатывается им диалектика души и характера, историко-философская концепция. Проявляется мастерство художника и в батальных сценах, присутствуют символические образы - описание поля сражения, десятилетний мальчик, собирающий голубые цветы - безымянный персонаж, передающий мысли и чувства автора в образной форме; восприятие войны через «уста младенца» - и отражение ее страшного облика (аналогичный образ в «Войне и мире» - совет в Филях глазами Малаши).

Похожие материалы:



просмотров