Третьяковская галерея искусство xx века как пройти. Самые известные шедевры третьяковской галереи. Зал древнерусской живописи

Третьяковская галерея искусство xx века как пройти. Самые известные шедевры третьяковской галереи. Зал древнерусской живописи

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Бесценное сокровище русской культуры, хранилище самых дорогих русскому сердцу картин, Третьяковская галерея – светлая радость России.

История «Третьяковки»

Наверное, даже весьма далёкий от искусства человек почувствует щемящую грусть при виде «Алёнушки» Виктора Васнецова или тихое умиротворение от картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». В этом, наверное, и есть основное предназначение этого музея – не только тщательно собрать и бережно хранить золотой фонд живописи Руси, но и выступать в качестве объединяющего звена для, к сожалению, в большой степени разобщённого в наши дни народа. Культура скрепляет и даёт уверенность в том, что и дальше будет существовать нечто, характеризуемое сердцевиной, стержнем Руси.

Как известно, галерея была основана в 1850 годы человеком, в честь которого она впоследствии и была названа - Павлом Третьяковым. Будучи высокообразованным и дальновидным меценатом, Павел Михайлович умел находить жемчужины среди работ тогда ещё неизвестных художников. Именно его стараниями получили признание многие гении того времени. Скупая понравившиеся ему картины, некоторых мастеров он даже спасал от бедности, как, например, Саврасова. Год за годом Павел Михайлович отбирал по крупицам самые лучшие, самые важные картины, заранее решив для себя, что в будущем передаст всё накопленное Москве.

Старания Третьякова не прошли даром: в наши дни Третьяковская галерея, наряду с Московским Кремлём, двуглавым орлом и Медным всадником стала символом России, памятником неиссякаемого дара русского человека видеть и переносить на холст красивое.

В стенах Третьяковской галереи можно почувствовать дух старого времени, силу и мощь русского духа и мысли. Счастье переполняет от созерцания той скромной красоты нашей Родины, что вместили в себя великие полотна. Сколь умело и с любовью передал Исаак Левитан настроение родной природы, её неяркие краски и задумчивость. Какие золотые нивы и лазурное небо на картинах Мясоедова. Насколько точны и исполнены жизненности работы Шишкина.

Неотрывно связана русская живопись и с другими видами искусства, «Демон сидящий» Врубеля, например, вызывает в памяти произведения Михаила Лермонтова, а «Богатыри» Виктора Васнецова - русские былины, эпос, в котором отражена рать и доблесть Древней Руси.

Всё, что можно увидеть в Третьяковской галерее - это отражение целых веков, навсегда вписанное кистью и красками в причудливое переплетение истории. Быт крестьян и пейзажи, изображения святых и портреты великих дворян и знаменитых людей, военные панорамы и футуристические натюрморты начала XX века - всё это летопись народа русского. Нельзя не упомянуть и то, что помимо живописи, в фонде галереи также хранятся и скульптуры, графика и иконы древнерусских мастеров. Наверняка каждый русский человек помнит хотя бы из уроков истории в школе известнейшую икону Андрея Рублёва «Троица», а ведь это ещё один из столпов русской культуры - православное христианство, святая вера народа, живое и трепетное чувство.

Нет ничего прекраснее, чем осознавать, что Третьяковская галерея - одна из самых известных в мире, что она привлекает множество путешественников со всего земного шара, желающих не просто посетить музей по программе, но прикоснуться к таинственной русской душе. У Парижа есть Лувр, у Нью-Йорка - Музей Метрополитен, у России – Третьяковка, как принято её немного фамильярно называть: это наша общая гордость, отличительный знак, культура, воплощённая в собрании предметов искусства.

Вячеслав Подгорный

Третьяковская галерея

Посещение Москвы туристами и «командировочными», как принято говорить, не обходится без знакомства с Третьяковкой. Она является лицом столичного мира искусств и лакмусовой бумажкой культурного развития россиян.

Биография Третьяковки началась с 1856 года. К тому моменту музей нельзя было назвать музеем в полном смысле. Третьяков Павел Михайлович представил на своей первой экспозиции судное собрание экспонатов – это «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы Шинлера, «Искушение» Василия Григорьевича Худякова и несколько полотен голландских мастеров и литографий, приобретенных им собственноручно. Спустя какое – то время коллекцию пополнили полотна русского живописца Якоби Валерия Ивановича, Клодта старшего и русского пейзажиста Алексея Саврасова.

Свою экспозицию Павел Михайлович планировал расширять и дальше, для чего мечтал приобрести дорогостоящее собрание полотен Прянишникова Федора Ивановича, – общественного деятеля и библиофила. Цена была непомерной, поэтому Румянцевская галерея с удовольствием приобрела работы Прянишникова, но впоследствии они все же вошли в коллекцию Третьяковки.

Все последующее время Третьяков пополнял выставочные экземпляры, полагаясь на собственный интерес и вкус. Художникам-передвижникам Павел Михайлович уделял особо много внимания. Скупал их работы, разбавив уже существующее собрание жанровых и исторических работ пейзажами Шишкина, Саврасова и Крамского. Причем, последний написал портрет Третьякова.

Кроме приобретения бесценных полотен меценат Третьяков занимался благотворительностью, помогая все тем же передвижникам. Иные нашли даже кров в стенах дома Третьяковых, например Иван Крамской, ставший впоследствии лучшим другом Павла.

С трепетом относился основатель музея к работам Владимира Перова. Он покупал готовые полотна художника («Сельский крестный ход на Пасхе», «Дилетант» и «Тройка»), а после смерти Владимира Васильевича устраивал выставки в память о творчестве великого мастера. Примерно в 1964 году Третьяковскую коллекцию разбавила «Княжна Тараканова» Флавицкого, а спустя несколько лет Бронников написал одно из любимейших произведений Веры Николаевны Третьяковой, – супруги Павла Михайловича, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

И так, пейзаж. Ему Третьяков посвятил много времени, внезапно полюбив именно этот жанр в период шестидесятых голов позапрошлого столетия. Однако портреты снискали к себе достойное внимание, и, как свидетельствует современное собрание работ, изображения именитых людей населили экспозицию Третьяковки. Так, неимоверными усилиями Павел Михайлович уговорил позировать Льва Толстого для написания его же портрета. Это был 1783 год.

Спустя год Павел Михайлович приобрёл коллекцию Верещагина за девяносто две тысячи рублей. Художник только что вернулся из Туркестана, представив зрителю необычные образцы работ с восточным колоритом. Новое приобретение Третьяков планировал отдать в дар Московскому училищу живописи. Однако училище дар не приняло, по причине отсутствия свободной площади. Следующим на очереди в одариваемых было общество любителей художеств в Москве, откуда спустя три года, собрание вернулось к Павлу Михайловичу.

Случилась так, что к 1872 году экспозиция картин с тала объёмной и не умещалась боле в доме на Лаврушинском переулке. Было принято решение о строительстве другого здания, которое вмещало бы выставочные залы. Возведение нового корпуса завершилось к 1874 году. Но судьба музея на этом не закончилась и девяностых годах позапрошлого столетия Галерея расширилась за счет новых шести залов.

В 1892 году Павел Третьяков передал своё детище в дар столице. Предвидя трудности с содержанием здания и пополнением собрания, Третьяков составил завещание о передаче после своей смерти 150 тысяч рублей в Галерею для её ремонта и содержания и 125 тысяч – для приобретения новых шедевров и предметов искусства. К завещанию прилагались древние иконы – бесценное древнерусское собрание, в том числе часть недвижимого имущества Павла Михайловича. Вплоть до 1898 года, вплоть до своей смерти.

Завещание вступило в законную силу в 1899 году, тогда же Галерея попала под покровительство самого императора Николая II и, созданного по решению Московской Думы, Совета, которому надлежало управлять теперь уже Городской художественной галереей братьев Третьяковых. Александра Боткина, живописцы Остроухов и Серов, коллекционер Иван цветков и главный хранитель музея, – Хруслов Е. М. – вошли в состав Совета. А последний настолько был предан коллекции Третьяковской Галереи, что покончил жизнь самоубийством после вандализма свершенного над полотном «Иван Грозный убивает своего сына». За время своего руководства Хруслов внес новаторское предложение о систематизации собрания братьев Третьяковых в хронологическом порядке. Теперь коллекция имела четкую градацию по эпохам, начиная с древнерусской иконописи вплоть до современного искусства. При этом было создано подробное научное описание каждого экспоната.

В период советского времени Третьяковская галерея стала называться Музеем имени Третьяковых. Теперь её хранителем стал Грабарь Игорь Эммануилович. В его бытность коллекция Галереи пополнилась полотнами и экспонатами, конфискованными из частных собраний знати и переданными другими музеями. Авангардные работы Татлина, и Казимира Малевича вдохнули новую жизнь в классическое собрание музея. А расширение Галереи за счет дому в Малом Толмачевском переулке позволило расположить в нём третьяковскую библиотеку, фонды графики, сокровищницу, научные и архивные отделы.

В период Второй Мировой войны галерея спасала экспонаты, извлекая из рам, запаивая в металлических тубусах холсты. Коллекцию вывозили частями в Новосибирск, начиная с лета 2014 года. Всего было 4 этапа эвакуации, а к 1942 году, когда немецкие войска были откинуты далеко от Москвы, экспозиция вернулась из Новосибирска в родные стены. Часть зданий музея была разрушена, но это не помешало проведению юбилейной выставки.

Послевоенная жизнь Третьяковки был плодотворной на приобретение новых экспонатов. Галерее были подарены произведения Бенуа, Рериха, Петрова – Водкина, Саврасова, Врубеля и других живописцев. В 1956 году, когда собрание работ уже не вмещалось на площади музея, было принято решение о расширении Галереи за счет строительства нового здания на берегу Москвы-реки.

В новое здание планировалось перевезти большую часть коллекции, однако в 1959 году новенькую постройку подарили Картинной галерее СССР, недавно созданной. Зато в середине восьмидесятых прошлого столетия коллекция этой самой Галереи СССР слилась с третьяковским собранием. В тот период объединенные музеи стали именовать иначе – Государственная Третьяковская галерея, а корпус в Лаврушинском переулке закрыли на реконструкцию.

В начале восьмидесятых, когда Королев Юрий Константинович, – советский живописец, – возглавил Третьяковскую галерею, началось её грандиозное переустройство. В планы Королева входило создание огромного музейного комплекса с хранилищами, конференц-залами в тандеме с историческим обликом, который нужно было сохранить и продолжить. Появились реставрационные мастерские и хранилища образцов искусства – депозитарии.

Первых посетителей после реконструкции дом в Лаврушинском переулке встретил в 1986 году. Тогда же Третьяковская галерея объединилась с квартирой – музеем Васнецова А. М., домами – музеями В. М. Васнецова и Корина П. Д., мастерской – музеем Голубкиной А. С. Теперь этот союз носит название Всероссийского Музейного Объединения «Государственная Третьяковская галерея».

В середине девяностых (1995 год) перестройка завершилась появлением десяти новых залов. Площадь позволила расширить собрание древнерусской экспозиции, открыть выставки скульптурных произведений XVIII – XX веков, разместить панно Врубеля «Принцесса Греза» в отдельном помещении. Основным зданием стало считаться то, что находится на Крымском валу.

Ирина Никонова

Шедевры «Третьяковки»

Более ста лет Третьяковская галерея является одной из обязательных для посещения туристов достопримечательностью российской столицы, входящей в культурную программу. Но прежде, чем отправиться в этот храм искусства, следует хотя бы бегло ознакомиться с экспозицией художественного музея. Можно приобрести брошюру или «покопаться» в интернете.

Немного об истории музея

Российский меценат Павел Третьяков уже несколько лет собирал коллекцию живописи. В 1856 году в своём доме он открыл галерею, а в 1892 году передал её государству. Она насчитывала уже более 1000 картин в живописи и графике, а также нескольких скульптур. С того времени галерея развивалась уже как государственная галерея. Она неоднократно расширялась, появлялись новые корпуса, но оставалась на прежнем месте. В честь 100-летнего юбилея, в 1956 году, у здания установили памятник П. Третьякову.

Семь известных с детства картин, находящихся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи

«Богатыри»

Полотно В. М. Васнецова «Богатыри» - настоящий шедевр и символ русского искусства. Картина была создана во II пол. XIX столетия. Именно в то время русские живописцы создавали много картин на тему русских сказок и былин. Многие из них написали всего по одной картине, но у Васнецова эта тема стала основой его творчества. Это произведение он писал около 30 лет. Картина символизируют силу русского народа. Размер полотна – 295 х 446 см.

«Иван Грозный убивает сына»

Известный всем эпизод российской истории, однако окутанный тайнами и загадками, изображён на трагическом полотне Ильи Репина. Ужас на лице царя и умирающий на его руках сын. Впечатление, от этой картины ошеломляющее. Ведь царь убивает сына Ивана, прерывая династию Рюриковичей, которая правила Русью с IX столетия. Это момент прозрения и царь изображен обезумевшим от содеянного им, не грозным самодержцем, а испуганным стариком с безумными глазами..

«Утро в сосновом бору»

Этот шедевр И. Шишкина, знаком нам с раннего детства. Нельзя не восхититься природой, которая оживает на ранней заре. Вот и шаловливые медвежата решили устроить качели. Наверное, уже никого не удивить фактом того, что легендарных мишек дорисовал К. Савицкий. Лес, освещённый лучами восходящего солнца, прописан очень детально, а семья медведей добавляет реалистичности этому замечательному произведению.

«Боярыня Морозова»

XVII, церковный раскол. Боярыня Морозова осталась верной старообрядческой вере, даже под угрозой ссылки. Картина условно разделена на две части. С одной стороны стоят старообрядцы, искренне переживающие и сочувствующие, именно им Морозова и показывает характерный жест. С другой стороны – новообрядцы, они злорадно насмехаются над боярыней, создавая яркий эмоциональный контраст.

Раскол... Вот главная идея этого полотна. В. Суриков писал это гениальное произведение более четырёх лет. И оно принесло ему не только славу, но и бессмертие.

«Тройка»

Одна из самых эмоциональных картин Перова, передающая всю тяжесть судьбы сирот того времени. Холодная зима, ветер, и трое маленьких детей, вынужденные тащить тяжёлый груз. Какой-то мужчина решил им помочь, по его усилиям можно судить о весе бочки. Измученные глаза детей невольно вызывают грусть или даже слёзы на лице.

«Неизвестная»

На небольшом полотне Крамского изображена незнакомка – это дворянка, разъезжающая в экипаже по Петербургу. Обратите внимание на её богатый костюм, состоящий из европейских элементов одежды и аксессуаров. Личность девушки и по сей день остаётся загадкой для искусствоведов.

«Явление Христа народу»

Грандиозное полотно на основе сюжета из Евангелия, над которым Иванов работал 20 лет. Здесь и апостолы, и старцы, и раб, и странник, и ещё много других людей, разных по своему социальному положению. Мастерски выполненная работа несёт большую эмоциональную нагрузку.

Кроме вышеперечисленных картин есть ещё много картин, которые по праву вошли в золотую летопись российского искусства. Это произведения: Грабаря, Крамского, Иванова, Репина, Врубеля, Айвазовского, Перова... Проведенный день в Третьяковской галерее подарит вам массу впечатлений и эмоций. Надолго запомнится день, когда вы прикоснулись не только к настоящему искусству, но и к русской истории.

Наталья Абдуллаева

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.


История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.


Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.


Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год
"Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.


Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.



Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII - первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.


Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы


Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи , главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг - купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение ». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами », которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей... Я иного мнения, иначе... не собирал бы коллекцию русских картин...».

Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы - члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным . Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!

Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея - крупнейший музей национального изобразительного искусства .

Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» - широко приобщать к искусству народные массы.

Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея - это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».



просмотров