Арт терапия значение жемчуга в мандале. Применение метода мандалы в психотерапевтической работе. Нулевая стадия «Чистый свет»

Арт терапия значение жемчуга в мандале. Применение метода мандалы в психотерапевтической работе. Нулевая стадия «Чистый свет»

Автор Сальцына А.М

Введение

Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита озна­чает «священный круг». Круг издревле существовал во всех религиях человечества. Изображение мандал можно встретить на протяжении всей истории развития человечества у разных народов в разных культурах. Круг — это Архетипический символ, который является наиболее естественной формой, используемой в арт-терапии, так как этот образ проходит через всю челове­ческую историю. Круг — это базовый символ, который обозначает целостность, защищенность и все что с этим связано, это знак Абсолюта и совершенства. Круг несет в себе разные метафоры:

«в кругу семьи», «обручальное кольцо», «в кругу друзей», «венок», «нимб», «яйцеклетка», «эмбрион в матке», «капля». В сказках очень много связано с кругом: «тарелочка с голубой каёмочкой», «зеркальце», «яйцо».

Мандала с давних пор несет в себе духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь, накопить новые силы и энергию.

Мандалы в психотерапию ввел Карл Густав Юнг. Он с большим интересом изучал мандалы и обратил внимание западных исследователей-психоаналитиков на этот метод. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг вспоминает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Исследования своих рисунков и рисунков своих пациентов привели Юнга к заключению, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент, и с помощью мандал он стал фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Юнг говорил, что “мандалы… обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая… обозначена кругом, поделенным на четыре части (кватерность). Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом”.

Глава 1. Применение метод мандалы в психотерапевтической работе

Мандалы – это эффективный, безопасный и одновременно глубокий метод диагностики и интеграции личности в психотерапевтической и психокоррекционной работе с разными клиентами. Диапазон применения данного метода в психотерапии очень широк. От тяжелых кризисных состояний, как способ экстренной помощи, до самостоятельной работы клиента дома. Юнг считал манадлы «единственным способом аутопсихотерапии». Этот метод не имеет противопоказаний, поэтому его активно используют в психиатрии, при психокоррекции, в семейном консультировании, различного рода тренингах саморазвития и самосовершенствования, в бизнес-консультировании. Мандалы не имеют ограничений по возрасту, поэтому хороши как для детей, так и для взрослых.

Мандала несет в себе диагностическую и терапевтическую функции.

В диагностике мандала обеспечивает доступ к глубинному бессознательному клиенту, что помогает определить ситуацию клиента на настоящий момент времени, определить на каком отрезке своего жизненного пути он сейчас находится, выяснить истинные потребности человека. Ведь создавая мандалу, человек открывает для себя, в первую очередь, свой внутренний мир в настоящий момент времени, свой Я — образ вне социума, свою самость.

В терапии мандала помогает человеку обрести свою целостность, уникальность, защищенность, структуру и границы, что способствует быстрой интеграции личности.

Взаимодействуя с мандалами в терапевтическом процессе, человек восстанавливает и укрепляет связь между сознательным и бессознательным «Я», это и способствует исцелению и гармонизации личности.

Мандала может использоваться как в индивидуальном консультировании, так и в группе.

При создании мандал, можно использовать различные материалы и разные способы.

Можно использовать в работе уже готовые мандалы: тибетские мандалы, большой круг Келлог, их можно описывать, созерцать, на них можно медитировать, сочинять разные истории. Можно раскрашивать готовые мандалы – раскраски. Манадалы можно рисовать, используя разные виды красок, карандашей, пастель, восковые мелки. Мандалы можно создавать и из других, иногда даже подручных, материалов:

— насыпать из песка и разного вида круп,

— выкладывать из камней, ракушек, различных тканей, ниток, платков и даже предметов, которые могут быть у человека под рукой,

— выкладывать из человеческих тел в групповой работе.

Глава 2. Клиентский случай из практики

Описание клинического случая.

Возраст – 52

Работает в налоговой инспекции последние 15 лет. Запрос на психотерапию касался коррекции веса. На момент обращения за помощью вес женщины достиг отметки 119 кг, размер одежды 58. Марина не замужем, и в официальном браке никогда не состояла. Проживает вдвоем с сыном 18 лет. Есть отношения с женатым мужчиной. Снизить вес ей рекомендовал врач эндокринолог, у Марины в анамнезе сахарный диабет, который диагностировали два года назад. Метод мандала был использован в начале психотерапевтической работы во время третьей встречи, на этапе определения желаемого результата, с целью повышения мотивации и наполнения клиентки ресурсами для предстоящей психотерапевтической работы. Опираясь на знания структуры личности зависимого человека, учитывая инфантильное (детское) эмоционально-образное мышление, магическое мышление, клиентке была предложена техника мандалы с кристаллом.

Описание проведения техники мандала с кристаллом.

Кристаллизация – это появление и зарождение чего-то нового, если это новое приходит в жизнь осознанно, то эти изменения становятся необратимыми.

На сессии клиентке была предоставлена основа мандалы на формате А3, гуашь и кисти. С собой на встречу Марина принесла небольшой кристалл.

Этапы работы.

  1. Определение текущего состояния.

В начале сессии, клиентка отметила некоторое волнение по поводу предстоящей работы, сомнения, которые возникают у нее периодически и связаны с вопросом «сможет ли она стать более стройной», тревогу, и при этом демонстрировала свою готовность и интерес к работе.

  1. Определение своего заветного желания.

На первом этапе клиентка сформулировала свое желание так:

«Я хочу похудеть».

В ходе анализа и разбора слова «похудеть» по составу, клиентка переформулировала свое желание «Я хочу быть стройной!»

Клиентка положила свой кристалл в центр основы манадлы, после чего она была введена в состояние небольшого транса с целью прислушаться к себе, увидеть образ желаемого состояния и ощутить соотносится ли образ желания с кристаллом, который лежит в центре мандалы.

  1. Проверка желания на экологичность и безопасность для самой клиентки и окружающих ее людей по СМАРРТ.

Цель клиентки по СМАРРТ:

Конкретна – стройность, легкость, жизнерадостность.

Измерима – результаты можно измерить с помощью весов и сантиметровой ленты.

Достижима – критерии, по которым можно отследить достижения – вес и объёмы, эмоциональный фон.

Реальна – результаты работы зависят от клиентки и находятся в зоне ее контроля.

Актуальна – основной мотив связан с желанием улучшить свое состояние здоровья, что было настоятельно рекомендовано врачом и желанием выглядеть привлекательно.

Время – Марина для работы над снижением веса определила для себя срок в течении года.

  1. Формулирование желания.

Клиентке было предложено поработать над формулировкой желания, с целью сделать его понятным, конкретным, с учетом всех модальностей.

После проведенной работы, желание обрело следующую формулировку:

«Я жизнерадостная привлекательная легкая на подъём женщина с оптимальным весом и размером одежды 50.»

  1. Концентрация желания в кристалле.
  2. Рисование мандалы. Клиентке было рекомендовано рисовать мандалу быстро, следить за внутренним импульсом.
  3. Рекомендации для самостоятельной работы с мандалой.

Марине было рекомендовано повесить мандалу в том месте, где ее не будут видеть чужие люди. Она выбрала место на дверце шкафа в своей спальне, по крайней мере два раза в день – утром и вечером, открывая дверцу шкафа, чтобы взять одежду, она будет смотреть на мандалу и вспоминать про свое желание.

Кристалл Марина положила себе в косметичку, которая всегда находится при ней в ее дамской сумочки, где лежит губная помада, которой она достаточно часто пользуется в течении дня, кристалл будет выполнять туже функцию своеобразного якоря.

Когда Марина обретет желаемый вес, мандалу было рекомендовано сжечь на открытом огне.

  1. Подведение итогов работы.

В заключительной части сессии клиентка отметила, что работа с мандалой желания принесла ей удовольствие, уверенность в себе и своих силах, ушли сомнение и вместе с ними тревога, вместо этого клиентка почувствовала себя наполненной энергией и запланировала для себя три первых шага, которые она сделает на предстоящей недели до следующей сессии:

Шаг 1 – ежедневные прогулки в течении 30 минут.

Шаг 2 – ведение дневника питания ежедневно.

Шаг 3 – введение режима дня.

За неделю, после данный работы, вес Марины снизился на 2 кг, объёмы ушли на 9 см. Эти результаты клиентку порадовали и воодушевили на дальнейшую работу. Психотерапия с клиенткой продолжается до сих пор. В течении полугода в результате работы по коррекции веса, Марина снизила вес на 19 кг.

Заключение

Мандалы, созданные индивидуально или группой людей с помощью разных материалов, являются способом соединения в единое целое того, что было разрозненно. Для человека исцеляющим является сам процесс созидания, поскольку мандала способствует структурированию себя.

Именно творческое взаимодействие с мандалой наполняет внутренний мир человека нужной энергией для исцеления, восстанавливает душевное равновесие и спокойствие, в результате чего, человек обретает свою целостность и уникальность, а также получает доступ к своим внутренним ресурсам для возможных и желаемых изменений и трансформации личности.

Исходя из того, что данный арт-терапевтический метод является одним из самых экологичных, его достаточно широко и активно применяют в своей психокоррекционной и психотерапевтической работе психологи – практики.

Список литературы

  1. Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.
  2. Копытин А.И. Диагностика в арттерапии. Метод «мандала». СПб., 2002.
  3. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. Учебное пособие. М., 2007.
  4. Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М., 2015.

Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. (Джоан Келлог)

Как часто в процессе жизни, на прогулке, в поездках, передвижениях на работу, на отдыхе, дома вы обращаете внимание на формы в виде круга, которые окружают вас? В метро, в парках, на фасадах полах, потолках зданий, в особенности соборов, церквей… Возможно, некоторые из них даже вызывали у вас какие-то ассоциации, резонансы, эмоции, мысли, действовали завораживающе.

Такие геометрические фигуры в виде окружности, иногда вписанной в квадрат, называют мандалами. Слово «мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». В буддисткой и индуистской традициях мандалы являются священными и символизируют вселенную. Форма мандалы – окружность напоминает Землю или материнское лоно. К ней обращались различные культуры во все времена. Сами мандалы по сути являются энергетическими матрицами, сконцентрированными сгустками энергии. Создавая круг, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Само по себе создание мандалы помогает активизировать основные внутренние источники энергии, запечатленные на уровне подсознания, включая механизмы саморегуляции. Мандалу можно назвать «психологическим преобразователем», помогающим человеку установить связь с самим собой.

В западной психологии понятие «мандала» появилось благодаря К. Юнгу. Многие годы он рисовал изображения мандал, осознавая, что они являются символом целостности, полноты, и использовал их в клиентской работе. «Мандала рассматривалась им как архетип, как образ огромного вместилища всех богов, как символ микрокосма (целостной - прошедшей индивидуации - личности), являющегося отражением макрокосма (Бога). В 1928 г. Юнг обозначил «бога внутри» термином «самость» (следуя теологической традиции, многие юнгианцы и по сей день пишут это слово с заглавной буквы, подчеркивая божественность самости). После нескольких лет создания своих собственных рисунков мандалы, Юнг сделал заключение, что она отображает карту смысла и целей жизни человека.»

У Юнга существует много последователей, которые использовали мандалы в психологической работе. Сегодня хочу рассказать об одной арт-терапевтической технике, которая работает практически с любыми психологическими запросами – это «Большой Круг Мандал» (БКМ) (автор – Джоан Келлог). БКМ описывает последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни). Методы БКМ были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов.

У каждого бывают такие моменты, когда сложно понять саму (самого) себя, осознать что происходит на самом деле, бывает, что одолевает чувство смятения, тоски и просто возникает желание чтобы ЭТО побыстрее закончилось.

В такие моменты ключом к началу выхода из сложных состояний может стать работа с БКМ. Уникальность этого инструмента в том, что он работает практически с любыми темами, при этом бережно и мягко обращаясь к подсознанию. Даже диагностическая сессия сама по себе уже является целительной, так как на уровне сознания происходят инстайты. Например, «где я нахожусь» и «куда я хочу двигаться». Также начинается работа на подсознательном уровне.

«Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения» (Джоан Келлог). Работа с БКМ помогает обращаться к глубинным областям сознания, раскрывая внутреннюю энергию, высвобождая подавленные, непрожитые переживания страхов, боли, разочарования, гнева и трансформируя их. Также работа с определенным набором проформ мандал может активизировать Вашу созидательную энергию и помочь направить ее на процесс творчества. Обращаясь внутрь себя, мы находим силу, не зависящую от внешних источников. Эта энергия даёт силы для реализации творчества в любом его проявлении, того что мы интуитивно чувствовали, но не решались реализовать.

Когда в течение прошлого года я проходила курс обучения по работе с БКМ, было такое ощущение, что я заново проживала целую жизнь, начиная с момента «до рождения», само рождение, контакт с мамой, папой, после – сепарация, взрослая жизнь, взращивание плодов своего труда, наслаждение этими плодами и раздача, фрагментация и заканчивая «трансцедентальным экстазом» – «смертью» или иными словами перерождением, выходом на новый уровень. Во время прохождения последней 12-ой стадии буквально «возникла» моя картина «Танец». При работе с этой стадией энергия начинает подниматься фонтаном и уже не творить невозможно.

Очень люблю этот инструмент и активно его использую в индивидуальной работе, на ART-медитациях.

Рисование мандал – один из способов установления контакта со своим подсознанием. В кругу можно рисовать своё состояние, а также описывать свои чувства, мысли, эмоции (две-три страницы в день). Попробуйте обращаться к нему хотя бы раз в день и посмотрите, что изменится. Ведь всё происходит там, где наше внимание. Всем изобилия и процветания, дорогие!

www.artdasha.com

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Мандала терапия: показания

  • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • депрессии;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • склонность к суициду;
  • потеря творческого потенциала;
  • кризис среднего или подросткового возраста;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Значение цветов и символов

Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:

Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

Корни – связь с родными, с родной землёй.

Деревья – мироздание, основательность.

Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

Собака – дружелюбие, преданность.

Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

Змея – мудрость, хитрость.

Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

Голубь – счастье, любовь.

Павлин – сила характера, гордость.

Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

Диагностика по сочетанию цветов:

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:

  • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
  • Контур – ключ взаимодействия с миром.
  • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Основы рисования

Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Диагностика по цветам мандалы

Диагностика по цветам мандалы

Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Бывают нарисованные мандалы, используемые для сосредоточения и исцеления, мандалы, сделанные из цветного песка, мандалы обусловленного просветления ума (бодхичитта), мандалы абсолютного ума просветления и т. д.

В настоящее время существует множество методов диагностики своего психологического состояния и познания себя. Одним из таких методов является диагностика по рисунку и цветам мандалы. Если нарисовать ее и раскрасить в разные цвета, то можно пополнить свои знания о себе как о цветовой личности.

Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.

Символы в рисунке мандалы имеют следующее значение:

Круг означает целостность и защищенность;

Крест указывает на вашу нерешительность;

Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе;

Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости;

Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению;

Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса;

Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление;

Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует солнце, иногда ясновидение;

Различные изображения животных в рисунке мандалы – это ваше отражение зрительного представления нашего бессознательного.

Выбор цветов в мандале дает много информации о личности и душевном состоянии автора рисунка, поэтому при ее рисовании не следует думать о значении цветов, а стараться быть предельно искренним в отражении своего душевного состояния. При рисовании мандалы часто прибегают к своим любимым цветам, дети же почти всегда используют все цвета радуги. Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения. Наглядно это можно увидеть из рисунков мандал одной моей клиентки на следующем примере.

Пример. Перед вами два рисунка мандал, выполненные цветными фломастерами пятидесятилетней женщиной в разный промежуток времени (см. цветную вкладку, рис. 1, 2). Первый рисунок мандалы она нарисовала до увлечения танцами, а второй – три месяца спустя, в фазе активных занятий. Сравнивая два рисунка, можно заметить, как поменялись символы, формы и цвета во втором рисунке. Так, в первом случае мандала состоит из разных мелких геометрических фигур с острыми краями. Кроме того, есть изображения за ее пределами, что свидетельствует о неблагоприятном психологическом состоянии и тревожности женщины. Да и цвета первого рисунка выглядят более мрачными по сравнению со вторым.

На втором рисунке (см. цветную вкладку, рис. 2) можно увидеть уже совсем другую картину: появились новые символы больших размеров, например, глаз и символ скрипичного ключа, который отражает тесную связь женщины с миром музыки и танцев, яркие и насыщенные цвета. Так, желтый и синий цвета в рисунке мандалы говорят о ее хорошем самочувствии и настроении. Как рассказывает сама женщина, у нее повысилась интуиция после того, как она стала заниматься танцами. Она стала более активна и подвижна.

Д. Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида мандал в диагностике: симметричные и композиционно сложные. Первый вид мандал отражает текущий момент времени и ситуацию, а второй – осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – сознательные. При диагностике мандалы внимание в первую очередь следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.

Рисовать мандалу можно под расслабляющую музыку акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Выбор цветов абсолютно свободный.

Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения. Если красный цвет отсутствует в рисунке, то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе.

Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.

Желтый цвет – энергия, солнце и тепло. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения. Преобладание или отсутствие желтого цвета указывает на большую силу воли и высокий интеллект автора рисунка.

Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.

Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.

Синий цвет – цвет покоя и мира в душе. В рисунке мандалы темно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни, а также указывает на неблагоприятные психологические условия в детстве.

Сиреневый цвет в рисунках мандалы указывает на духовное обновление, но в то же время свидетельствует о бегстве от реальности.

Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности.

Белый – духовность, чистота, свет.

Серый – нейтральный цвет, говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.

Коричневый цвет – отражение потребности в эмоциональной безопасности. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений.

Черный – цвет тьмы, пустоты, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты.

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Диагностика Когда человек приходит на лечение с низкой уверенностью в себе и очевидно высокой потребностью в поддержке, должен рассматриваться диагноз ЗРЛ. Например, Карен, 45-летняя замужняя женщина, была направлена на лечение ее врачом в связи с приступами паники. В

Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл Арнольд

Глава 16. Алмазный центр мандалы Сущность - это Пустота Все остальное несущественно…. В этом мире обмана пустота - это то Чего желает твоя душа «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики - что «существует универсальная пустота, все сущее

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Диагностика Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный

Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Аппе Франческа

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

18. Динамическая природа фрактальной мандалы Итак, «…эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Понятно, что в этом «…вечно бодром круге жизни»251 бессмысленны такие понятия классической физики, как «материальная субстанция» и

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

22. Беременность фрактальной мандалы Многим нравится метафорическое сравнение Фрактальной Мандалы с «женским лоном», «маткой» (matrix), или с «мисс яйцеклеткой»287, или, в языческом, древнерусском, бесстыдном стиле, - с похотливой и агрессивно ненасытной Богиней ПИЗИ288, или

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Диагностика Тест. Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан) Этот тест позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет ваше поведение: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется

Из книги Сновидения в бодрствовании. Методы 24-часового осознаваемого сновидения автора Минделл Арнольд

Диагностика Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный),

Из книги автора

Диагностика Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс) Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по

Из книги автора

Диагностика Опросник для оценки импульсивности Вам предлагается 15 вопросов. При утвердительном ответе ставьте рядом с вопросом знак «+», при отрицательном – знак «–».1. Отмечаете ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?2. Свойственно ли вам в

Из книги автора

Диагностика Тест: Способность к эмпатии Оцените каждое из утверждений следующим образом: ответ «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, «да, всегда» – 5. Убедитесь, что вы дали ответ во всех пунктах.1. Мне больше нравятся книги о

Из книги автора

Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.Рисуя, ребенок уже в 3–4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние.

Из книги автора

Мандалы черного цвета Мандалы выполнены в технике граттаж. Мандалы способствуют раскрытию экстрасенсорного потенциала, стимулируют основные источники подсознания, включают механизмы саморегуляции. На рисунок мандалы можно смотреть в течение пяти минут в любое время

Из книги автора

5. Рисование мандалы: выразительная сила искусства Мандала – это санскритское слово. Буквально означающее «круг» или «завершение». В наиболее общем смысле этот термин можно использовать для любого узора, обладающего сложной геометрической симметрией, например,

Из книги автора

16 Алмазный центр мандалы Сущность – это Пустота, Все остальное несущественно… В этом мире обмана пустота – это то Чего желает твоя душа. «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики – что «существует универсальная пустота, все сущее

Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Цвет.

Выход за границы.

Расположение цветов относительно друг друга.

Сочетаемость цветов.

Включенность ребенка в работу.

Цвет рамки.

Центр мандалы (см. рис. вверху).

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому ). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия
к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А.Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

Развитие творчества;

Развитие произвольности поведения;

Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание аккуратности;

Активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное - соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

Создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

Достаточное время для работы;

Соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

Разнообразие изобразительных материалов;

Использование релаксационной и медитативной музыки;

Хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

Придумать ей название,

Подобрать для нее фон,

Вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков

Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А.И. Копытин.

Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

№ п/п

Основные этапы занятия

Диагнастико-
коррекционные задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в индивидуальную или групповую работу

Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования

Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти

Основной

Основной

Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного

Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка

Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы:

1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).

3. Что для тебя значат эти цвета?

4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

5. Что тебе было сложно делать, а что легко?

6. Что ты сейчас чувствуешь?

7. Ты доволен результатом?

8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Завершающий

Наблюдение за ребенком

Медитативный момент

После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)

Звучание тихой, релаксационной музыки

Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Выключается музыка, психолог благодарит за работу

Технологическая карта «Создание песочной мандалы»

Групповое или индивидуальное
коррекционно-развивающее занятие для детей

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.

Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин).

Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.

№ п/п

Основные этапы занятия

Психолого-
коррекционные
задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника

Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)

Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т.п.

Основной
1-й вариант

Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей

Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи?» (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога.)

Миниатюрные игрушки

Завершающий

Как называется твоя страна?
Что любят ее жители?

2-й вариант
«Мандала на песке»

Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения

Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей

В процессе работы звучит релаксационная музыка

3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния

Диагностический аспект

Медитативный момент

Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого:

Ads by OffersWizard×1. Дети намазывают клеем ПВА круг.



просмотров