«Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи - гениальное творение мастера. Почему Франческо дель Джокондо не выкупил у Леонардо портрет жены

«Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи - гениальное творение мастера. Почему Франческо дель Джокондо не выкупил у Леонардо портрет жены

Археологическая экспедиция под руководством Сильвано Винчети, главы Национального комитета по развитию исторического и культурного наследия, пару дней назад обнаружила в заброшенном монастыре Святой Урсулы во Флеренции захоронение. Там находились два женских скелета, один из которых, по предположению археологов, имеет прямое отношение к Джоконде, изображенной на портрете Леонардо да Винчи.
С апреля в склепе учёными были найдены останки уже пяти человек, но они точно не принадлежали Моне Лизе. Один из новонайденных скелетов сохранился достаточно хорошо, а от второго остались лишь фрагменты. Но главное, что черепа находятся в отличном состоянии, это означает, что у учёных есть большие шансы восстановить по ним лица людей.
Винчети: «Мы почти уверены, что все найденные нами останки XVI века. Мы нашли в архивах, что это крипты монахов-францисканцев, а ведь дочь Лизы Герардини дель Джоконды была монахиней именно этого ордена. Поэтому её мать, которую все называют Монай Лизой, и разрешили похоронить здесь. Это была большая честь». «Если все пойдет, как запланировано, то мы сможем восстановить её лицо, это позволяют современные технологии».

(Всего 13 фото)

Спонсор поста: Галстуки : В интернет-магазине «MONDIGO» вы можете приобрести самые модные и актуальные сегодня модели галстуков. Этот стильный аксессуар уже давно перешел в разряд знаковых, выразительных элементов мужского гардероба. Широкие, узкие галстуки, однотонные или комбинированные - мужчине остается только выбирать, а производители удовлетворят спрос на эту продукцию.

1. Лиза дель Джокондо (15 июня 1479 — 15 июля 1542), также известная как Лиза Герардини, Джоконда и Мона Лиза — знатная флорентийка, изображённая на знаменитой картине Леонардо да Винчи. Родилась во Флоренции в знатной семье. Рано вышла замуж за торговца тканями Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, родила шестерых детей. Как и многие другие флорентийцы, Франческо был ценителем искусства и оказывал покровительство художникам. Общепринятая версия гласит, что портрет Лизы дель Джокондо был написан Леонардо. Он мог быть заказан художнику её мужем, вероятно, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.

2. (Photo: AFP/Getty Images)

3. (Photo: AFP/Getty Images)

4. (Photo: WENN)

5. (Photo: AFP/Getty Images)

7. (Photo: WENN)

8. (Photo: WENN)

Не один десяток лет историки, искусствоведы, журналисты и просто интересующиеся люди спорят о загадках «Моны Лизы». В чем секрет ее улыбки? Кто на самом деле запечатлен на портрете Леонардо? Ежегодно в Лувр приезжает свыше 8 миллионов посетителей, желающих полюбоваться его творением.

Так как же эта скромно одетая женщина с легкой, едва уловимой улыбкой заняла почетное место на пьедестале почета среди легендарных творений других великих художников?

Заслуженная слава

Давайте для начала забудем, что «Мона Лиза» Леонардо да Винчи - гениальное творение художника. Что мы видим перед собой? С едва заметной улыбкой на лице на нас смотрит уже немолодая, скромно одетая женщина. Она не красавица, но что-то в ней приковывает взгляд. Слава - удивительное явление. Бездарную картину не поможет раскрутить никакая реклама, а «Джоконда» - визитная карточка знаменитого флорентинца, известная на весь мир.

Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя, известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция… Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».

Всеобщее признание

Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом», и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».

Художник и искусствовед, был первым, кто в слово перевел славу «Джоконды». В своем «Жизнеописании знаменитых живописцев…» он назвал портрет скорее божественным, чем человечным, кроме того, он дал такую оценку, ни разу не увидев картину вживую. Автор лишь выразил всеобщее мнение, таким образом, предоставив «Джоконде» высокую репутацию в кругах профессионалов.

Кто позировал для портрета?

Единственным подтверждением того, как шло создание портрета, являются слова Джорджо Вазави, который утверждает, что на картине запечатлена жена Франческо Джокондо, флорентийского магната, 25-летняя Мона Лиза. Он говорит, что пока да Винчи писал портрет, вокруг девушки постоянно играли на лире и пели, а придворные шуты поддерживали хорошее настроение, именно из-за этого улыбка Моны Лизы настолько нежна и приятна.

Но существует немало доказательств того, что Джорджо ошибался. Во-первых, голову девушки покрывает траурная вдовья вуаль, а Франческо Джокондо прожил долгую жизнь. Во-вторых, почему Леонардо не отдал портрет заказчику?

Известно, что художник не расставался с портретом до самой смерти, хотя ему предлагали большие по тем временам деньги. В 1925 году искусствоведы предположили, что портрет принадлежит любовнице Джулиано Медичи - вдове Констанцие д’Авалос. Позже Карло Педретти выдвинул другой вариант: это может быть Пачифика Бандано, другая любовница Педретти. Она была вдовой испанского дворянина, была хорошо образованной, имела веселый нрав и украшала своим присутствием любую компанию.

Кто же настоящая Мона Лиза Леонардо да Винчи? Мнения расходятся. Быть может, Лиза Герардини, а возможно, Изабелла Гуаландо, Филиберта Савойская или Пачифика Брандано… Как знать?

От короля к королю, из королевства в королевство

Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли, именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников. Первым местом, где был замечен портрет Моны Лизы, была баня короля Монарх поместил туда картину не из-за неуважения или незнания того, какое гениальное творение ему досталось, наоборот, важнейшим местом Французского королевства была именно баня в Фонтенбло. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.

После Фонтенбло картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи побывала в стенах Лувра, Версаля, Тюильри, два века она путешествовала из дворца во дворец. Джоконда сильно потемнела, из-за множественных не совсем удачных реставраций исчезли ее брови и две колонны за спиной. Если бы можно было словами описать все то, что увидела Мона Лиза за стенами французских дворцов, то произведения Александра Дюма казались бы сухими и скучными учебниками.

О «Джоконде» забыли?

В XVIII веке удача отвернулась от легендарной картины. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи попросту не вписалась под параметры красавиц классицизма и легкомысленных пастушек рококо. Сначала ее перевели в комнаты министров, постепенно она опускалась все ниже и ниже по придворной иерархии до тех пор, пока не оказалась в одном из самых темных углов Версаля, где ее могли видеть лишь уборщицы да мелкие чиновники. Картина не попала в коллекцию лучших картин французского короля, представленную публике в 1750 году.

Ситуацию изменила Французская революция. Картину вместе с другими конфисковали из коллекции короля для первого музея в Лувре. Выяснилось, что, в отличие от королей, художники ни на минуту не разочаровывались в творении Леонардо. Фрагонар, член комиссии Конвента, сумел достойно оценить картину и включил ее в список самых ценных произведений музея. После этого картиной смогли любоваться не только короли и а и все желающие в лучшем музее мира.

Такие разные толкования улыбки Моны Лизы

Как известно, улыбаться можно по-разному: обольстительно, язвительно, печально, смущенно или счастливо. Но ни одно из этих определений не подходит. Один из «специалистов» утверждает, что особа, изображенная на картине беременна, а улыбается в попытке уловить движение плода. Другой уверяет, что она улыбается Леонардо, своему возлюбленному.

В одной из известных версий говорится, что «Джоконда» («Мона Лиза») - это автопортрет Леонардо. Недавно при помощи компьютера сравнили анатомические особенности лиц Джоконды и да Винчи по автопортрету художника, нарисованному Оказалось, что они идеально совпадают. Выходит, что Мона Лиза - это женская ипостась гения, а ее улыбка - улыбка самого Леонардо.

Почему улыбка Моны Лизы то угасает, то появляется вновь?

Когда мы смотрим на портрет Джоконды, нам кажется, что ее улыбка непостоянна: то угасает, то вновь возникает. Почему так происходит? Дело в том, что существует центральное зрение, фокусирующееся на деталях, и периферическое, не столь отчетливое. Таким образом, стоит сфокусировать свой взгляд на губах Джоконды - улыбка исчезает, если же вы смотрите в глаза или пытаетесь целиком охватить лицо - она улыбается.

Сегодня «Мона Лиза» Леонардо да Винчи находится в Лувре. За практически идеальную систему охраны пришлось отдать около 7 миллионов долларов. В нее входит пуленепробиваемое стекло, новейшая система сигнализации и специально разработанная программа, поддерживающая необходимый микроклимат внутри. На данный момент стоимость страховки картины составляет 3 миллиарда долларов.

«С медицинской точки зрения не понятно, как эта женщина вообще жила»

Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие - тайные знаки, третьи - вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном - в ней есть нечто таинственное и притягательное. Речь, конечно, о Моне Лизе - любимом творении великого Леонардо. Портрете с богатой мифологией. В чем же секрет Джоконды? Версий - бесчисленное множество. Мы выбрали десятку самых расхожих и интригующих.

Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек.

Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. Первый обладатель картины — после автора — король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги — 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.

Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал...

В чем же секрет ее притягательности?

Версия №1: классическая

Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».

Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Спору нет: Леонардо - непревзойденный мастер, и венец его мастерства - этот божественный портрет. В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству…

Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы? Правда ли история про музыкантов, создававших нужное настроение нашей героине? Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.

Версия № 2: мать-китаянка

Действительно существовала. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Но она ли на картине? Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц - тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.

Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза - это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина - она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» - способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели, и в пейзаже за ее спиной. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию.

Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.

Версия № 3: Мона Лиза - мужчина

Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, - кажется мальчишеским. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи - ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S - первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста.


"Иоанн Креститель" Леонардо Да Винчи (Лувр)

В пользу этой версии говорят и особые отношения — на них намекал еще Вазари — модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.

У Леонардо было несколько учеников, с некоторыми из них он был более чем близок, утверждает ряд исследователей. О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I.

Кстати, тот же Сильвано Винченти выдвинул и другое предположение: будто бы на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором и инженером в 1482-1499. Такая версия появилась после того, как Винченти увидел на обороте холста цифры 149. Это, по мнению исследователя, дата написания картины, только последняя цифра стерлась. Традиционно же считается, что мастер начал писать Джоконду в 1503 году.

Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д"Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.

Версия № 4: Джоконда - это Леонардо

Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза - это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы.

А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница — не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура.

Однако не многие поддержали Лилиан в ее изысканиях — эти теории не в числе самых популярных, в отличие от следующего предположения.

Версия №5: шедевр с синдромом Дауна

Джоконда страдала болезнью Дауна - к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль.

В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии.

В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо, и руки, и плечи. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка - тоже лишь судорога.

Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.

Впрочем, кто сказал, что Леонардо был анатомически точен - вдруг секрет гениальности как раз в этой диспропорции?

Версия № 6: дитя под сердцем

Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери.

Версия №7: иконографическая

Однако теория о том, что Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.

Версия № 8: Леонардо — создатель 3D

Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо - сфумато (с итал. - «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту — в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.


Приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель - только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.

Версия №9: тайные знаки

Тайные знаки - любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он — инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине.

Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара — имя русской языческой богини.

Версия № 10: обрезанный пейзаж

Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе...

Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой — до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах...

Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини, жены Франческо день Джокондо (Мона Лиза или Джоконда). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи – самая загадочная картина. Потому что она очень популярна. Когда столько внимания, то появляется немыслимое количество тайн и домыслов.

Вот и я не удержалась от попытки разгадать одну из этих тайн. Нет, я не буду искать зашифрованные коды. Не буду разгадывать тайну её улыбки.

Меня волнует другое. Почему описание портрета Моны Лизы современниками Леонардо не совпадает с тем, что мы видим на портрете из Лувра? Действительно ли в Лувре висит портрет Лизы Герардини, супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо. И если это не Мона Лиза, то где тогда хранится настоящая Джоконда?

Авторство Леонардо бесспорно

То, что Луврскую Джоконду написал сам , почти никто не сомневается. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Разве что . Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.

Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс.



Леонардо да Винчи. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Посередине: Дама с горностаем. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Справа: Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу

Сомнений в авторстве Леонардо нет. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой? У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета , младшего современника Леонардо да Винчи. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:

“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”

Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.

На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.

Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг.

Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.

По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.

Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вот это уже серьёзная несостыковка.

Где находится настоящая Мона Лиза?

Так если в Лувре висит не Мона Лиза, так где же она?

Я знаю по крайней мере три портрета, которые гораздо больше подходят под описание Вазари. К тому же все они были созданы в те же годы, что и Луврский портрет.

1. Мона Лиза из Прадо


Неизвестный художник (ученик Леонардо да Винчи). Мона Лиза. 1503-1519 гг.

На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон. И о чудо! Под темной краской оказался пейзаж – точная копия луврского заднего плана.

Прадовская Мона Лиза моложе лет на 10 своей конкурентки из Лувра. Что соответствует реальному возрасту настоящей Лизы. Она приятнее внешне. У неё есть брови в конце концов.

Однако эксперты не стали претендовать на титул главной картины мира. Они признали, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.

Благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад. Ведь портрет из Прадо гораздо лучше сохранился. Из-за постоянных экспериментов Леонардо с красками и лаком, Мона Лиза очень сильно потемнела. Скорее всего, она когда-то тоже была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.

2. Флора из Эрмитажа


Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. , Санкт-Петербург

Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.

К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.

Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.

Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в .

Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция

Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.

Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.

Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.

Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал . Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы. Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.

Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.

Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра

Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.

Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.

В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.
Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.

Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.

По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.

История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.

Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.

Вконтакте


Х о ч у в о с п е т ь у л ы б к у
М о н ы Л и з ы .
О н а - з а г а д к а с В о з р о ж д е н ь я -
Н а в е к а .
И н е т п р е к р а с н е й т о й у л ы б к и ,
С о т в о р и л и
Е ё в е л и к и й м а с т е р и м о д е л ь -
Ж е н а з а к а з ч и к а .

Е г о т а л а н т у в и д е л в н е й ,
п р о с т о й г р а ж д а н к е ,
К о т о р ы х м н о ж е с т в о о н в и д е л
Д о с и х п о р ,
К р а с у д у ш е в н у ю б о г и н и ,
П о н я л т а й н у
О н ж е н щ и н ы и м а т е р и , в з г л я н у в
В г л а з а е ё .

О н а у л ы б к о й с к р о м н о ю
В с т р е ч а е т
Л ю б в и и м а т е р и н с т в а
п е р в ы й з о в
И н и ч е г о в о к р у г н е т ,
к р о м е т а й н ы ,
К о т о р а я ж и в ё т
в н у т р и н е ё .

«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde), полное название - Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней.

Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа» (ср. англ. «миледи» и фр. «мадам»), в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа - del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda - «весёлая, играющая» (ср. с англ. joking).

Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда.

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».

Сообщение Вазари


«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты

Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.

Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета - «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо».

Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Возможно, художник действительно не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 году и наложил последний мазок в отсутствие свидетелей, которые могли бы рассказать об этом Вазари. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 году. (Во Франции он жил в Кло-Люсе неподалёку от королевского замка Амбуаз).

В 1517 году кардинал Луиджи д"Арагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».


Картина XIX века кисти Энгра в преувеличенно-сентиментальной манере показывает горе короля Франциска у смертного ложа Леонардо да Винчи

Проблема идентификации модели

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500-1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле д’Эсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).

Работа последователя Леонардо - изображение святой. Возможно, в её облике запечатлена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, одна из кандидаток на роль Моны Лизы

Франческо дель Джокондо, видный флорентийский пополан, в тридцатипятилетнем возрасте в 1495 году женился в третий раз на молодой неаполитанке из знатной семьи Герардини - Лизе Герардини, полное имя Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини (15 июня 1479 - 15 июля 1542, или около 1551).

Хотя сведения о личности женщины даёт Вазари, по поводу неё до сих пор долгое время оставалась неопределённость и высказывалось множество версий:
Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца
Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская
Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника - «Дамы с горностаем»)
Констанца д’Авалос, которая также имела прозвище «Весёлая», то есть La Gioconda по-итальянски. Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д´Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о её портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
Пачифика Брандано (Pacifica Brandano) - другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи (По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий).
Изабела Галанда (Isabela Gualanda)
Просто идеальная женщина
Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо)
Автопортрет самого Леонардо да Винчи
Ретроспективный портрет матери художника Катерины (1427-1495) (предложена Фрейдом, затем у Serge Bramly, Rina de" Firenze).

Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы Герардини». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо - Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника


Пометка на полях доказала правильность идентификации личности модели Моны Лизы

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям - атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.

Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.

Копия «Моны Лизы» из коллекции Уоллас (Балтимор) была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны.

Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»

Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего „Благовещения“. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии».

«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени - но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными - как это видно из копии картины из Прадо.

Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы».

Макросъёмка позволяет увидеть большое количество кракелюр (трещин) на поверхности картины

Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».

Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно - это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка - душа живописи“. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Сфумато - это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».

Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в свое создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах - в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».

Пейзаж позади Моны Лизы

Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах дает понятие о противоречивости её переживаний. (…) Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».

Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета

Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный образ, помещённый на тёмный нейтральный фон.

Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство - это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы - реальность жизни, у пейзажа - реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты».

Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлеченность пейзажа, почти полностью лишенного каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского „сфумато“ до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определенность индивидуальности и её психологического состояния. (…) „Джоконда“ - не портрет. Это - зримый символ самой жизни человека и природы, соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон - ощущение от полотна сразу меняется.

«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.

Более ранний женский портрет Леонардо «Дама с горностаем», хоть и является прекрасным произведением искусства, но по своему, более простому образному строю принадлежит ещё предшествующей эпохе.

«Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них - на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному».

Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Ротенберг пишет: «хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах - в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой „иконографии“ портретных изображений. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. (…) В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров».

«Женский портрет» Лоренцо Коста написан в 1500-06 годах - примерно в те же годы, что и «Мона Лиза», но по сравнению с ней демонстрирует удивительную косность.

С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. (…) Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновре­менно, гораздо более трудную задачу - дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. (…) И поэтому тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Её сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями».

Рафаэль, «Девушка с единорогом», ок. 1505-1506, Галерея Боргезе, Рим. Этот портрет, написанный под влиянием «Моны Лизы», построен по той же иконографической схеме - с балконом (ещё с колоннами) и пейзажем.

В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. А самым важным в образном строе портрета является - это подчинение всех частностей руководящей идее. «Голова и руки - вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Его главная цель - не отвлечь внимания зрителя от лица. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Леонардо сознательно избегает тяжелых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу».

Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США; из коллекции Уолтер, Балтимор, США; а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре - копией. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером.

«Донна Нуда» (то есть «Обнажённая донна»). Неизвестный художник, конец XVI века, Эрмитаж

Репутация картины

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея

Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».

Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет.

Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «…музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной».

«Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.

Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Эта версия считается просто домыслом. Дживелегов считает, что эта привязанность связана с тем, он нашёл в ней точку приложения многих из своих творческих исканий (см. раздел Техника).

Улыбка Джоконды

Леонардо да Винчи. «Иоанн Креститель». 1513-1516, Лувр. Эта картина тоже имеет свою загадку: почему Иоанн Креститель улыбается и указывает вверх?

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (фрагмент), ок. 1510, Лувр.
Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.

Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности(Мутер).

Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека».
Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных „Моне Лизе“ по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы - это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».

Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один - в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Во-вторых, - и это, пожалуй, ещё важнее - одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа».

Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила её очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»].

Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской“. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет. (…) Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. (…) Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».


Философ А. Ф. Лосев пишет о ней резко негативно: …"Мона Лиза" с её «бесовской улыбочкой». «Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством».

Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида [улыбок] сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения; повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую - на предмет своего интереса. В жизни это выражение лица мимолетно - взгляд украдкой длится не более мгновения».

История картины в Новое время

Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо - «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.


Толпа в Лувре у картины, наши дни

Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Последний перевёз её в Версальский дворец, а после Французской революции она оказалась в Лувре. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей.

Кража

1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность.

Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела.

21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджа (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Поиски полиции были безуспешными. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой - дали ему небольшой срок в тюрьме.

В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.

Вандализм

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.

Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё, и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.

В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр, побывав в 1963 в США и в 1974 в Японии. По пути из Японии во Францию картина была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Поездки только закрепили успех и славу картины.



просмотров