Картины известных художников март. Русский весенний пейзаж: картины знаменитых художников

Картины известных художников март. Русский весенний пейзаж: картины знаменитых художников

Весенняя пора – вот чудесное время, каждый год напоминающее, что даже самые лютые морозы не способны устоять перед согревающими солнечными лучами. Неудивительно, что она так восхищала и вдохновляла тех, кто умеет общаться с поколениями посредством живописи. Давайте посмотрим, какой предстает для нас весна в живописи, и насладимся десяткой лучших картин на эту тему!

Весна в живописи: 10 наиболее впечатляющих картин всех времен

Итак, смотрим и наслаждаемся тем, какой предстает весна в живописи художников:

1. С. Боттичелли, Весна, 1482.

Здесь она изображена во всей красе на фоне пробудившихся цветов и трав окрестностей Флоренции. Да одними растениями шедевр эпохи Возрождения сыт не будет. Вот где можно с помощью искусства потренировать свой мозг! Углубляться в мифологические и символичные дебри мы не будем, а том там блуждать можно до второго пришествия. Скажем только, что эта картина была свадебным подарком, который должен был стать напутствием для женщины в браке.

2. Фр. Буше, Времена года: Весна, 1755.

Это пасторальная картина о весне, такой же юной, как и главные герои полотна.

3. А. Венецианов, На пашне. Весна, 1820-е гг.

Эта весна в русской живописи до сих пор узнаваема по всему миру. Здесь не просто реалистично подан пейзаж русской деревни тех времен. Здесь есть скрытый смысл, указывающий на цикличное воскрешение и родной земли, и самого человека. Посмотреть на картинку можно в .

4. Франц Ксавер Винтерхальтер, Весна, 50-е годы XIX века.

Эта картина маслом не является такой уж знаменитой в живописи. Более того, ее вообще мало кто видел, ведь она хранилась в мастерской самого художника, а после – у его брата. Но ее грех не упомянуть, ведь она передает образ весны в живописи, олицетворяет ее. Художник был знаменитейшим портретистом, кто его знает, может, ему лично повстречалась весенняя дева, такая белокурая, увенчанная цветами, а он лишь запечатлел ее для менее везучих наследников.

5. А. Саврасов, Грачи прилетели, 1871

Этот русский художник сумел сделать невероятное: передать через живопись и запах, и звуки марта месяца. Без шуток, но глядя на картину невольно ощущается аромат первого, робкого тепла. И если грязный, подталый снег и не вызывает приподнятых чувств, то грачи не дадут ошибиться – весенний сезон пришел, а вместе с ним и новая надежда. Вот такая у автора ранняя весна живопись: очень реалистичная, грустная и утверждающая одновременно.

6. К. Моне, Весна, 1886

У автора живопись маслом весна получилась на удивление умиротворяющей и легкой. Цветение вишневого сада, неспешная беседа, сидя на травяном покрывале – вот так пейзаж весна живопись и создает позитивный настрой.

7. Винсент Ван Гог, Рыбалка весной, 1887

Это весна в живописи, которая наполняет все вокруг своими красками, игрой света. Зрителю дали возможность понаблюдать за счастливыми минутами наверняка удачливого рыбака через крону деревьев, так пользуйтесь же этим!

8. Ханс Зацка, Богиня Весны и Приход весны, начало XX века.

Мастер изящной живописи очень любил эту пору и часто писал связанные с ней картины. Но эти картины художника заслуживают всяческих похвал! Слева — Богиня весны, на ней мы вновь видим саму прекрасную весеннюю богиню в сопровождении радующихся ее приходу купидонов. Справа — Приход весны, легкое и счастливое произведение, которое так и навевает радость бытия.

9. И. Е. Крачковский, Весна на итальянских озерах, 1914

Весна в живописи русских художников начала XX века на удивление красочная и сочная. Она вызывает непреодолимое желание побежать по цветущим тропам, кружиться под пение птиц. Вот так и приходит понимание, насколько живопись весна картины изумительны.

10. Сен Ким, Деревенский канал, конец 2000-х.

Этот современный художник умеет создавать такие пейзажи, которые расслабляют не хуже сеанса у хорошего психотерапевта. Все просто: хотите порелаксировать – посмотрите на это полотно. Именно к такому эффекту и должна стремиться живопись на тему весны!

Теперь вы знаете, какой видится весна в живописи современных художников, и какой ее видели ранее. Контраст есть и от этого хочется углубляться в живопись еще сильнее. Наслаждаемся вместе и делимся своими эмоциями в комментариях!

Любите весну? Тогда скорее смотритеи наслаждайтесь чтением!

Календарная весна уже вступила в свои права. Все чаще, проходя по улице, мы ощущаем тепло солнечных лучей, все больше замечаем лужи во дворах и точно знаем, что дороги скоро превратятся в бурные весенние реки. Каждому из нас весна дарит свои впечатления: пока одни боятся промочить ноги и сетуют на грязь и слякоть, другие меняют шубы на легкие плащи и надевают цветные резиновые сапожки.
Что сказать, все мы ощущаем весну по-своему. Давайте обратим свой взор к классике – бессмертным живописным полотнам, попытаемся увидеть это необыкновенное время года глазами знаменитых художников. Великие поэты, воспевшие в стихах такие разные весенние дни, помогут нам проникнуть в замыслы авторов живописных полотен!..

Архип Иванович Куинджи(1842 – 1910)
Бесспорно, стоит начать с выдающегося новатора в сфере живописи и талантливого педагога А.И. Куинджи. Его по праву называют "мастером света". Красочные, впечатляющие, живые полотна, посвященные русской природе, стали настоящим событием в искусстве. Очень тонко и точно передают настроение его картин стихи М. Лермонтова:

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля…
М. Лермонтов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1830 г.)

Ранняя весна,1890-1895

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Еще один выдающийся живописец, мастер русского пейзажа – А.К. Саврасов. Его полотна очень тонко и проникновенно передают простоту, трогательную грусть и глубинную сущность родной природы. Но лучше всего о художнике сказал его, не менее известный, ученик – И. Левитан: "С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев



Грачи прилетели, 1871


Оттепель,1874


Весенний день, 1873


Ранняя весна,1868, Русский музей, Санкт-Петербург

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
Все вы знаете заповедь: "Не сотвори себе кумира". Увы, не могу удержаться и отмечу, что с самого детства творчество И.И. Левитана не давало мне покоя. Учился этот выдающийся живописец у не менее знаменитых художников и педагогов: А.К. Саврасова, В.Г. Перова и В.Д. Поленова. Глубина пространств, движение воздуха, наполненность и "звучание" реки – все это физически ощущается при одном лишь взгляде на его картины. Стихотворение классика русской поэзии Ф. Тютчева как нельзя лучше передает настроение весенних полотен И. Левитана:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Ф. Тютчев
(фрагмент стихотворения "Весенние воды", 1829 г.)


Март,1895


Весна. Большая вода,1897

Станислав Юлианович Жуковский(1875 – 1944)
Еще один талантливый ученик В.Д. Поленова, В.А. Серова, С.А. Коровина, И.И. Левитана, по праву получивший звание мастера – С.Ю. Жуковский. Крупными мазками, проработкой деталей, цветовыми нюансами, контрастами света и тени он прекрасно передает ощущение весны, грядущих перемен и пробуждения природы.

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов


Весенняя вода


Весна


Весна


Ранняя весна (Беседка в парке),1910


Весенний бурлящий ручей,1913


Весенний вечер,1904


Весна,1913


Весна

Илья Семенович Остроухов(1858 – 1929)
Еще один феномен русской живописи – полотна И.С. Остроухова. Этот необычайно одаренный человек, с прекрасным образованием и эрудицией, с детства игравший на рояле, заинтересовался живописью к двадцати годам, что не помешало ему достичь необычайных высот на новом поприще. В полотнах И.С. Остроухова соединяется мягкая импрессионистическая манера письма и поэтика лирического пейзажа, близкая к полотнам И.И. Левитана. Очень точно настроение его работ, посвященных весне, передает стихотворение А.Т. Твардовского:
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок…
А.Т. Твардовский
(фрагмент стихотворения "Снега потемнеют синие")

Ранней весной


Ранняя весна

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля(1872 - 1957)
Выдающийся живописец, ученик С.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, И. Левитана. Под влиянием художников, увлекся пейзажем и достиг наеобычайных высот. Тонко чувствуя русскую природу, ее настроение и некоторую наивность, он передавал эти ощущения зрителю через свои в живописные работы.

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады...
И. Бунин
(фрагмент стихотворения, 1893 г.)


Весна,1899

Константин Федорович Юон (1875 – 1958)
К.Ф. Юона по праву считают академиком лирического пейзажа. Картины повседневной жизни, запечатленные на его полотнах, показывают быт и настроение российского народа. В свойственной ему манере, сочетающей технику импрессионизма и проработку тонких деталей, художник создал яркие и запоминающиеся живописные произведения. Полотна К.Ф. Юона на тему весны, для усиления их выразительности, "проиллюстрируем" стихотворением А. Фета:

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути…
А. Фет
(фрагмент стихотворения)


Солнечный день. Весна,1876


Мартовское солнце,1915

Исаак Ильич Левитан




Весна в Италии,1890


Весна. Последний снег,1895


Весна. Белая сирень. 1890-е.

Алексей Кондратьевич Саврасов


Сельский вид, 1867, Третьяковская галерея

Станислав Юлианович Жуковский

Весна (Речка вскрылась),1903


Старая усадьба.Май.


В мае

Окно в лес


Окно в лес

Константин Федорович Юон


Майское утро. Соловьиное место. Лигачево,1915


Весна в Троицкой лавре,1911

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1839 г.)

Иван Августович Вельц


Весной в окрестностях Петербурга,1896

Константин Алексеевич Коровин


Последний снег


Ранняя весна

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов


Майские цветы,1894


Весна

Игорь Эммануилович Грабарь


Последний снег


Мартовский снег, 1904


Майский вечер, 1905

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев
(фрагмент стихотворения "Весна", 1861 г.)

Константин Яковлевич Крыжицкий


Повеяло весной,1910

Туржанский Леонард Викторович(1875-1945)


Последний снег


Весна в западном крае,1910


Весна. Московский двор

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
А. Ахматова

Венецианов Алексей Гаврилович(1780-1847)


На пашне. Весна

Ендогуров Иван Иванович


Начало весны

Брюллов Павел Александрович


Весна,1875

Васильковский Сергей Иванович


Весна

Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884)


Весна



И. Левитана "Весна. Большая вода».

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.


И. Левитана "Март"

Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!


Ф. А. Васильева "Оттепель "

Картина выполнена в серо-коричневых тонах. От нее веет холодом и печалью. Несмотря на оттенки, мы можем понять, что это действительно начало весны. Тает снег, словно забирая с собой холод и стужу. Размытая колесами дорога, как начало нового пути. Птицы слетаются к дороге в поисках пищи после лютой зимы.


В. Кудревича "Утро весны"

Берёзовая роща сверкает бликами утренней росы. Молодая листва, дышащая ощущением весенней свежести и чистоты, пронизана мягким солнечным светом. А вокруг - благоухающий ковёр из зелёной травы и цветов, среди которых угадываются нежно-голубые подснежники и ярко-жёлтые соцветия мать-и-мачехи.

Небо выполнено в серых оттенках, а деревья на заднем плане окутаны лёгкой дымкой. Из-за этого растительность на переднем плане выглядит ещё более объёмной и насыщенной, переливается и играет яркими красками.


А. Г. Венецианов "На пашне. Весна"

Мы видим на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. У правой кромки зеленеет несколько тоненьких деревьев возле странного скошенного пня. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка.

Смена времен года - одна из любимых тем русских художников-пейзажистов, и это неудивительно. Уловить незаметные обычному человеку переходные состояния природы, передать оттенки настроения, тонкости той или иной цветовой гаммы - все это требует особого мастерства и особой душевной чуткости живописца. Наиболее благодатными в плане подбора материала, пластичности и выразительности признаются многими художниками осенний и весенний периоды.

Общая характеристика

Саврасов и Левитан, Юон и Виноградов, Венецианов и Остроухов, Куинджи, Шишкин - вот самый скромный перечень лучших отечественных мастеров. Рассматривая их работы, давайте попробуем понять: какой же он - русский весенний пейзаж? Картины «Грачи прилетели», «Март», «Первая зелень» и другие погружают нас в радостное и просветленное состояние пробуждения природы, таяния снегов, сверкания солнца на первой сочной зелени. Праздник жизни, света, радости, предвкушение обновления не только внешнего мира, но внутреннего человеческого «я» художника - таков, например, левитановский весенний пейзаж. Картины «Весна. Большая вода», «Март» буквально излучают солнечный блеск и тепло. Мы чувствуем пряную свежесть и сладость воздуха, слышим дробь капели и звонкий гомон птиц. Каждая встреча с таким живописным полотном помогает еще и еще раз пережить счастье бытия, войти в гармонию с природными ритмами и законами. Ведь жажду обновления, надежды на лучшее, собственную душевную молодость мы яснее и острее чувствуем именно весной. Потому весенний пейзаж или встречи с природой «вживую») олицетворяет для большинства людей возможность начать все заново, войти в иное русло, стать лучше, чище, просветленнее. Постараемся и мы понять и почувствовать это, анализируя в данной статье некоторые из перечисленных полотен.

Саврасовские «Грачи»

Мотивами прощания с зимними морозами и снегами, с унылой тоской и внутренним холодом пронизан весенний пейзаж картины Саврасова, ставшей, по сути, визитной карточкой художника. Написанная и выставленная в 1971 году, она сразу же стала предметом обсуждения, одобрения и признания истинного таланта ее создателя. «Чудесным», «истинно весенним» назвал это полотно собрат Саврасова по «цеху художников». Что видим мы на нем? Вроде бы все еще скучные зимние снега, обнаженные деревья, нахохленные жалкие деревенские домики, силуэт церкви и серое небо с редкими голубыми просветами. Холодно, сыро, неуютно. А вы вглядитесь внимательнее! И вот уже становятся заметны иные детали. По лицу словно пронеслось мягкое дуновение теплого весеннего ветерка. Пруд растаял, в ноздреватом снеге тоже - там и тут - видны проталины. И, самое главное, ветви пока еще голых деревьев весело и оживленно обживают грачи - неугомонные вестники наступающей весны. Как отмечает Бенуа, в последние годы перед появлением саврасовской картины маслом весенние пейзажи буквально заполонили художественные выставки. Но именно «Грачи» оказались отмечены той печатью вдохновения, которая отличает истинные шедевры от подделок.

Мартовские мотивы в работе Левитана

Подхватывает весеннюю эстафету другой корифей пейзажного жанра - Исаак Левитан. Его «Март» - удивительно яркая, светлая, праздничная картина. Она пропитана солнечным теплом, излучает его и каждой деталью подчеркивает неотвратимую гибель зимы. Небо глубокое, синее, подтаявшая разъезженная дорога, распахнутые двери дома, сияние березовых стволов в редкой пожухлой прошлогодней листве, савраска, мирно дремлющая под согревшими ее лучами солнышка - все это наводит нас на мысли о совсем скором наступлении по-настоящему жарких дней. Левитановский весенний пейзаж, рисунки которого знакомы нам еще со школьной скамьи, глубоко русский, национальный. Но понятен и близок он любому, кто тянется к прекрасному и любит природу.

Особенности детского восприятия

Не секрет, что приобщение к произведениям искусства требует большой и напряженной внутренней работы. Душа наша обязана трудиться - учиться сопереживать, сочувствовать, сострадать. Это сложный процесс, учить которому нужно человека с малых лет. А помочь могут весенние пейзажи-картинки для детей. Нежный и хрупкий подснежник, покачивающий прекрасной головкой на тонком темно-зеленом стебельке; изображение огородно-полевых работ, первый дождь и первая радуга, синичка на веточке с маленькими клейкими листочками - такие зарисовки создают близкий и узнаваемый помогают осмыслить особенности смены времен года и вводят ребенка в новый мир, имя которому - Природа и Жизнь.

Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас.

Богатство мира живописи в этой работе открывает нам Пётр Кончаловский. Картина «Сирень в корзине» вызывает немой восторг, поражая буйством и яркостью красок. Множество своих полотен Пётр Петрович посвятил именно сирени. К слову сказать, он был отличным садоводом и любил выращивать цветы.

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.

Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана - «Март».
Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона - «Мартовское солнце». Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу, зная наверняка, что, хотя тепло это обманчиво, весна скоро вступит в свои права.

На этой картине художник С.А Вмноградов отобразил только самое начало весны. Ранняя весна. Снег ещё лежит плотно, и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, и хотя серые, зимние тучи нависают над миром, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.
Обратите внимание на краски. Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы, несмотря на еще влажные голые ветви, они наделены сочными яркими красками, предвещая приближение долгожданного тепла.

Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" поднимает настроение с первого взгляда. Столько там ярких разноцветных красок, столько света и солнца, столько радостных эмоций. Это сложная композиция - городской пейзаж и жанровая картина с большими группами людей. Автор с какого-то небольшого возвышения, может быть, с крутого пригорка, смотрит на провинциальный городок, залитый солнечными лучами.

А.Г Венецианов изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г.г.
Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой - так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. И смешанный лес, в котором соседствуют ели, березы, клены и липы, и маленькие живописные речушки, на берегу которых сидят сказочные Аленушки - все это сразу узнают те, кто вырос среди этой красоты.



просмотров