Картотека «Пословицы и поговорки по нравственному воспитанию. Картотека «Нравственное воспитание. Пословицы Нравственная установка пословицы и поговорки разных народов

Картотека «Пословицы и поговорки по нравственному воспитанию. Картотека «Нравственное воспитание. Пословицы Нравственная установка пословицы и поговорки разных народов

Нравственность - совокупность норм, определяющих правильное (образцовое) отношение человека к миру - природе, душе, культуре. Безнравственность - антипод нравственности.

Если в основе нравственности лежит категория добра, то в основе безнравственности - категория зла. Под первую из них подводятся все добродетели (любовь, трудолюбие, умеренность, смелость, щедрость, честность и т.п.), а под вторую - все пороки (ненависть, лень, неумеренность, трусость, жадность, нечестность и т.п.). Эволюция нравственности протекает в направлении «зло? добро», а её инволюция - в обратном направлении «добро? зло». Пословиц, способствующих первому из этих переходов, русский народ создал неизмеримо больше, чем пословиц, способствующих второму переходу.

Приоритет добра над злом в русских пословицах бесспорен. Сердце радуется, когда читаешь пословицы, восхваляющие добро и, наоборот, порицающие зло. Вот лишь некоторые пословицы, в которых добро выступает как абсолютная ценность: Добро-то и скот понимает; Добро и во сне хорошо, Добро не горит, не тонет; Добро твори, сколько можешь, вовек не занеможешь; Добро делать спешить надобно; Худо жить тому, кто не делает добра никому; Кто добру учится, добром и живёт; Доброта лучше красоты; Добро-то не в селе, а в себе; Доброму человеку весь мир - свой дом; Добрый человек придёт - словно свету принесёт; Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой; Не тот богат, у кого много добра, а тот, у кого жена добра; Русский человек добро помнит.

Добро должно быть бескорыстным: Добро творя, не жди платы; За добро - Бог плательщик; Добро не лихо, бродит по миру тихо. Неожиданном диссонансом на фоне этих пословиц звучит такая: Добро тогда будет добром, когда люди похвалят.

Но есть у нас пословицы, в которых абсолютная ценность добра подвергается сомнению. Такие пословицы в конечном счёте возвышают зло над добром, а стало быть, ведут к нравственной инволюции: За добро не жди добра; Не делай добро - не получишь зло; За добро добром не платят; Никакое добро без вреда не бывает; И добро худом бывает; Там добро, где нас нет; Сколько добра ни делай, благодаренья мало; Сколько добра ни делай - ни в честь, ни в спасибо; Знай, кому добро делаешь; За моё же добро мне переломали ребро.

Подобные пословицы не делают погоды. Русский человек даже и из зла умудряется извлечь добро: Нет худа без добра. А для очень осторожных сказано: Надейся на добро, а жди худа.

На бесспорное превосходство добра над злом указывают такие наши пословицы: Добро превышает зло; Добро не умрёт, а зло пропадёт; Против зла твори добро; Зло побеждай добром; Добро вспомнится, а зло не забудется; Добро помни, а зло забывай; Зла за зло не воздавай; Кто зла отлучился, тот никого не боится; Всякое зло терпеньем одолеть можно; Человек жалью живёт.

К перечисленным пословицам примыкают и такие: Зло в хату, любовь из хаты; Зло злом и губится; Тому тяжко, кто зло помнит; Порочный человек - калека; Беспорядочный человек не проживёт в добре век; В ком добра нет, в том и правды мало; За доброе жди добра, за худо - худа; Добра ищут, а худо само придёт; Добро делаем - добро и снится, а худо делаем - худо и снится.

О злом человеке русские говорят: Как на лес взглянет, так и лес вянет; Где ногой ступит - трава не растёт; Дурной человек не любит никого, кроме себя; Злой доброго не любит; Злой плачет от зависти, а добрый от радости; Доброму - добро, а худому переломят ребро.

Категории, производные от добра и зла, многочисленны, но достаточно обратиться лишь к некоторым из них, чтобы увидеть, что добродетелям в русских пословицах поются дифирамбы, а пороки подвергаются остракизму.

Любовь/ненависть. «Любовь развязывает все узлы», - любил повторять Л.Н.Толстой. В великой силе человеческой любви нас уверяют и русские пословицы: Любовь всё побеждает; Без любви как без солнца; Братская любовь крепче каменной стены; Любовь горами качает; Любовь покрывает множество грехов; Любовь правдой крепка; Любовь любит единость (единство); Любовь лучше вражды и т.п.

Не столь однозначно обстоит дело с ненавистью. С одной стороны, она бескомпромиссно осуждается, поскольку от ненависти вражда рождается и слепая ненависть - плохой советчик, а с другой стороны: Без ненависти никто не живёт; Ненависть во всех есть; Лучше в ненависти, нежели в беде и т.д. Но подобные пословицы - капля в море, они тонут в море любви, в русских пословицах воспеваемой.

Трудолюбие/лень. Русскому народу часто приписывают лень. Это козни русофобов. За деревьями они не видят леса. Не знакомы они и с такими русскими пословицами: Труд всё превозможет; Где труд, там и счастье; Приложишь труд - будет и рыбка, и пруд; Без труда и в саду нет плода; Кто любит труд, долго спать не будет; Труд излегчается рвением и т.п.

Зато лени русские пословицы выносят суровый приговор: Лень к добру не приставит; От лени мхом обрастают; Забрось лень через плетень; Ленивому и лениться лень; Лени лень и за ложку взяться, да не лень лени обедать; Лень себя бережёт; Лень хуже хвори; Ленивому всегда нездоровится; Ленивый ложится с курами, а встаёт со свиньями; Кто ленивый, тот и сонливый; Ленивый смекалист на отговорки; У лентяя Федорки всегда отговорки и т.д.

Умеренность/неумеренность. О нравственной силе меры русские узнали не от Аристотеля. Они до неё дошли своим умом. Они сами поняли, что без меры и лапти не сошьёшь, что мера - не поповский карман: дно имеет, что мера не солжёт, что во всём надо знать меру, что выше меры и конь не скачет, что еда без меры - та же беда. Людям, теряющим меру, уместно сказать: Не мудри без меры - перемудришь.

Смелость/трусость. Наша история - лучшее доказательство былой смелости русского народа. Мы с детства помним: Смелость города берёт. Есть в русском пословичном запаснике ещё и такое: Смелости учись у разведчика, осторожности у сапёра - никогда не ошибёшься; Кто смел, тот и цел; Быть смелым - не быть битым; Кто смел да стоек, тот семерых стоит; Важна смелость, да нужна и умелость; Смелый там найдёт, где робкий потеряет и т.п.

Зато сколько презрения и насмешек мы обнаруживаем в русских пословицах о трусости! Вот в таких, например: Трус и таракана принимает за великана; Для труса и заяц - волк; У труса глаза мышиные - жить бы ему только в подполье; На трусливого человека много собак; Трус своей тени боится; Робкому смелости не вобьёшь и т.п.

«Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает», - гласит русская пословица. Какими же пословицами наш народ осветил эти «дивные» события - рождение, женитьбу и смерть?

Рождение

Дети - благодать Божья. Но даётся эта благодать их матерям с мучительными болями. Но русские пословицы их не преувеличивают: Живот болит, а детей родит; Горьки родины, да забывчивы.

Самое подходящее число детей в семье - трое: Сталась двоечка, так будет и троечка; Один сын - не сын, два - не кормильцы. Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание. Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын. С дочерьми - плохо дело: Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай.

В числе детей и меру знать надо: На рать сена не накосишься, на смерть детей не нарожаешься; Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи. А чего стоит их на ноги поставить? Детушек воспитать - не курочек пересчитать; Детки - радость, детки ж и горе; У кого детки, у того и бедки. Более того: Маленьки детки - маленькие бедки; а вырастут велики - большие будут; Детки маленьки - поесть не дадут, детки велики - пожить не дадут; Малые соткать, а большие износить не дадут; Малые дети не дают спать, большие не дают дышать.

Но «бедки» от детей могут быть и поконкретнее: Дети крадут, отец прячет. Дети воруют, мать горюет; Блудный сын - могила отцу; На старости две радости: один сын - вор, другой - пьяница; В глупом сыне и отец не волен; Глупому сыну и родной отец ума не пришьёт; Глупому сыну не в помощь наследство; Умный сын - отцу замена, глупый - не помощь.

Но не рожать - нельзя: С детьми горе, а без них вдвое; Бабёнка не без ребёнка. Не по-холосту живём: Бог велел; У кого детей нет - во грехе живёт; Не умела родить ребёнка, корми серого котёнка.

Не всем родителям с детьми не везёт: У доброго батьки добры и дитятки; Работные дети - отцу хлебы; Корми сына до поры: придёт пора - сын тебя накормит; Добрый сын всему свету завидище.

Но даже если и непутёвые выросли, всё равно: Свой дурак дороже чужого умника; Дитя худенько, а отцу, матери миленько; Всякому своё дитя милее; Который палец ни укуси - всё одно: все больно; Каков ни будь сын, а всё своих черев урывочек.

Мать русским дороже отца: Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота; Отцов много, а мать одна (т.е. отца легче заменить); Нет такого дружка, как родная матушка; Птица радуется весне, а младенец - матери; Слепой щенок и тот к матери ползёт; Пчёлки без матки - пропащие детки; При солнце тепло, а при матери добро; Матерни побои не болят; Мать и бия нe бьёт.

Женитьба

Молодость - золотая пора. Но и у неё есть свои проблемы. Одна из них: жениться или не жениться, выходить замуж или не выходить? Русские пословицы дают на эти вопросы противоположные ответы - отрицательные и положительные.

Отрицательные ответы: Холостой много думает, а женатый больше того; Холостой охает, женатый ахает; Холостому: ох-ох, а женатому: ай-ай; Холостой лёг - свернулся, встал - встряхнулся; Женишься раз, а плачешься век; Женитьба есть, а разженитьбы нет; Молодому жениться рано, а старому поздно; Девка красна до замужества; Все девушки хороши, а отколь берутся злые жёны? В девках сижено - плакано; замуж хожено - выто.

Положительные ответы: Холостой что бешеный; Холостой - полчеловека; Бобыль бобылём: ни роду ни племени; Что гусь без воды, то мужик без жены; Живёшь - не с кем покалякать; помрёшь - некому поплакать; Жить-то прохладно, да спать не повадно; На что мягко стлать, коли не с кем спать; И в раю тошно жить одному; Одному и топиться идти скучно; Бездетный умрёт, и собака не взвоет.

Видно, положительные ответы пересиливают отрицательные, раз большинство людей женится. Но женитьба - дело серьёзное. С нею нужно быть предельно осторожным: Жениться - не лапоть надеть; Не птицу сватать, а девицу; На резвом коне жениться не езди! Женился на скорую руку да на долгую муку; Жениться - не напасть, да как бы женатому не пропасть.

Чтобы не ошибиться в выборе невесты, хорошо бы заглянуть в сборник русских пословиц. Они предупреждают: Богатую взять - станет попрекать; Знатную взять - не сумеет к работе пристать; Умную взять - не даст слова сказать; Худую взять - стыдно в люди показать; Убогую взять - нечем содержать; Старую взять - часто с нею хлопотать; Слепую взять - всё потерять.

Как ни осторожничай, но надо на ком-то и остановиться, а иначе: Много невест разбирать, так век женатому не бывать. Но жёны из невест выходят разные - добрые и злые.

Добрые жёны: Добрая жёнушка как яичко всмятку; Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать; Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи! С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне; Доброй жене домоседство - не мука; Добрая жена дом сбережёт, а плохая рукавом растрясёт; Добрая жена - веселье, а худая - злое зелье; От плохой жены состареешься, от хорошей помолодеешь.

Злые жёны: Всех злее злых злая жена; Злая жена сведёт мужа с ума; Злая жена - мирской мятеж! Злая жена - та же змея; Лучше камень долбить, нежели злую жену учить; Железо уваришь, а злую жену не уговоришь; Злая жена - битая бесится, укрощаемая высится, в богатстве зазнаётся, в убожестве других осуждает; От злой жены не уйдёшь. От злой жены одна смерть спасает да пострижение.

Самое страшное в браке - вдовство: Не дай Бог вдоветь да гореть! Дай Бог погореть, да не дай Бог овдоветь; Лучше семью гореть, чем однова овдоветь; Видал ли ты беду? Терял ли ты жену? Не плачет малый, не горюет убогий, а плачет да горюет вдовый; Вдовец - деткам не отец, а сам круглый сирота; Горькие проводы - жена мужа (муж жену) хоронит; Вдовье дело горькое. Есть только одно утешение у вдовца: его горе временно; оно закончится с его смертью.

Смерть

Русские пословицы учат невозможному - не бояться смерти: Смерти бояться - на свете не жить; Живой живое и думает; Не бойся смерти, бойся грехов; Не бойся смерти, если собираешься долго жить; Не боюсь смерти, боюсь худой жизни; Не надобно смерти бояться, надобно злых дел опасаться; Бойся жить, а умирать не бойся! Жить страшнее, чем умирать.

Но подобные пословицы соседствуют с другими: Всякий живой боится смерти; Видимая смерть страшна; В очью смерть проберёт; Нет справедливой смерти; Жить тяжко, да и умирать нелегко; Как жить ни тошно, а умирать тошней.

Но всё-таки жить хочется: Лучше век терпеть, чем вдруг умереть; Жить - мучиться, а умирать не хочется; Горько, горько, а ещё бы столько.

Между тем смерть неизбежна: Смерть дорогу сыщет; От смерти не спрячешься; От смерти не посторонишься; От смерти не увильнёшь; От смерти и на тройке не ускачешь; От смерти и под камнем не укроешься; От смерти нет зелья; От смерти не отлечишься; От смерти нет лекарства.

Вот почему: Жить надейся, а умирать готовься; Живи, да не заживайся! Жить живи, да и честь знай: чужого века не заедай! Не умел жить, так хоть сумей умереть! Живи, живи, да и помирать собирайся; Сколько ни живи, а умирать надо. Почему? Если бы люди не мёрли - земле бы всех не сносить.

Картотека

«Пословицы и поговорки

по нравственному воспитанию»

О Родине.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать родная, чужая – мачеха.

Город – царство, а деревня – рай.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Родина – мать, умей за нее постоять.

О труде.

Человек живет век, а его дела – два.

Счастье и труд рядом живут.

Труд кормит, а лень портит.

Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.

Не спотыкается тот, кто не идет.

Вскачь борозды не пашут.

Муравей не велик, а горы копает.

Лень, отвори дверь, сгоришь!

Хоть сгорю, да не отворю!

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.


Слезами горю не поможешь.


Не спеши языком, спеши делом.


Не будет скуки, если заняты руки.


Если взялся за дело, доведи его до конца.


Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна.

О гостеприимстве.

Умел в гости звать – умей и угощать.

Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.

В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.

Безсоли. Без хлеба – худая беседа.

О человеческих качествах.

(положительные качества)

Тихая вода берега подмывает.

Где река глубже, там она тише.

Наш Абрасим не просит, а дадут – не бросит.

В ком стыд, в том и совесть.

За совесть да за честь – хоть голову снесть.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Кто пива не пьет, тот пьян не живет.

Русы волосы – сто рублей, буйна голова – тысяча, а всему молодцу и цены нет.

На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.

Учиться – вперед пригодится.

Кто смел – тот и цел.

(отрицательные качества)

С виду хорош, а продаст за грош.

Поет соловьем, а рыщет волком.

Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.

На языке медок, а под языком – ледок.

Без мыла в душу залезет.

Много людей, а человека нет.

Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.

Личиком беленек, да душой черненек.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

О признательности, взаимопомощи.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Послужи на меня, а я – на тебя.

Рука руку моет, и обе белы живут.

За добро добром и платят.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Пожалуйста - не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Сделав добро, не кайся.

О правде.

Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь.

Молвя правду – правду и делай.

Правда дороже золота.

Без правды не житье, а вытье.

Засыпь правду золотом, а она всплывет.

Молодому лгать вредно, а старому – непотребно.

Не с ветру говорится, что лгать не годится.

Что знается, то и скажется.

Из черного не сделаешь белого.

Честный правды не боится.

Неправдой жить – людей смешить.

Правду водой не зальешь, огнем не сожжешь.

В правде люди помогают, а за неправду – карают.

О дружбе.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Новых друзей наживай, но и старых не забывай.

Для милого дружка и сережка из ушка.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друг спорит, недруг – поддакивает.

О воспитании.

Не тот отец, кто вспоил-вскормил, а кто уму-разуму научил.

Умел родить – умей и научить.

Дитятко – что тесто: как замесил, так и взошло.

Из одной печи, да не одни калачи.

У семи нянек дитя без глазу.

Деточек воспитать – не курочек пересчитать.

Работные дети отцу хлебы.

Засиженное яйцо всегда болтун (баловень).

Счастливая дочь – в отца, а сын – в мать.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Родилось чадушко, старше бабушки («умничает»).

Глупому сыну не впрок наследство.

О семье.

Жена – для совета, теща – для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не нужен и клад, коль в семье разлад.

Одному и в раю не рай.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Тишь да гладь, да Божья благодать.

Любовь да совет, да и нуждочки нет.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат с братом на медведя ходят.

Слово о словах.

Слово не стрела, а ранит.

Словом ударишь сильнее, чем дубиной.

Умей сказать, умей и промолчать.

Слово – солома: загорится, не зальешь.

От одного слова, да навек ссора.

Язык мой – враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.

Держи собаку на цепи, а язык – на семи.

Пустая мельница и без ветру мелет.

Говорит, как пишет, слово-бисер нижет.

Не спеши языком – торопись делом.

Язык без костей, что хочет, то и ворочит.

Мирская молва, что морская волна – ее не остановишь.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Коллективизм.

Один за всех и все за одного.


Семеро – не один, в обиду не дадим.


Ум хорошо, а два – лучше.


С миру по нитке – голому рубаха.


Свет ни без добрых людей.


Один в поле не воин.

Наружность.

Лицо – зеркало души.


Ни в сказке сказать, ни пером описать.


Сам с ноготь, а борода с локоть.


Снаружи мил, а внутри сгнил.


Надень на пенек красивый лоскуток, да и тот красив.


Без хвоста и ворона не красна.

О хлебе.

Хлеб за брюхом не ходит.


Хлеб ногами топтать – народу голодать.


Из одной муки хлеба не испечь.


Без соли, без хлеба – половина обеда.


Ржаной хлебушка - калачу дедушка.

Примеры работы над пословицами и поговорками в ДОУ.

Развиваем речь дошкольников.

I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:

- О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;

- В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;

- О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;

- О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;

- От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?

II. Творческое задание

Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например: дошкольники могут предложить:

1. Говори всегда правду.

2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.

3. Не обращай свою вину на других.

4. Помогай говорить правду своим близким.

5. Учи говорить правду младших по возрасту.

III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»

- одинокий муравей;

- бабочка без цветов;

- одна звезда на небе;

- один цветок в поле;

Развиваем мышление и память дошкольников.

I. Творческое задание «Подбери слово».

Не заживает рана от плохого…

Слово… каждому приятное.

Кто… тот людей смешит.

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.

II. Игровые упражнения:

1) «Подбор пословиц к сказкам».

Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.

Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».

Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».

Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».

У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

2) «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

3) «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает?». Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня». После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.

Развиваем воображение дошкольников.

I. Инсценировка пословиц.

Воспитатель предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.

II. Творческое задание «Какая пословица лучше»?

Воспитатель читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун»Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.

III. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).

IV. Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» .

Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.

Упражнения

1. Упражнение: «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

2. Упражнение: «Завиральные пословицы»

Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

3. Упражнение: «Кто знает, пусть продолжает»

Первый ребёнок произносит пословицу, следующий - проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

4. Упражнение: «Обьяснялки»

Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист?», «Кому следует говорить: не спеши языком - торопись делом?», «Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?», «Почему голова без ума - лукошко?».

5. Иллюстрирование пословиц:

При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелеграфе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно предложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи - своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело - гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

9. Упражнение: «Восстанови пословицу и объясни её»:

Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы».

Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).

11. Упражнение: «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение сверху вниз» (по усмотрению воспитателя).

Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.

12. Упражнение: «Собери слоги в слова, слова в предложения».

Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де - ляй, гу, ло, сме («Кончил дело - гуляй смело»).

Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего, надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

Игра «Подбери пословицу»

Цель: Формировать умение подбирать нужную по смыслу пословицу или поговорку, ориентируясь на определенную ситуацию.

1 вариант : Взрослый показывает ребенку картинки (о лени, о труде, о страхе…), а ребенок должен подобрать подходящую пословицу или поговорку

2 вариант : Играют несколько детей, кто больше назовет пословиц и поговорок.

Надо сразу научить ребенка правильно подбирать пословицы и поговорки. Объяснять, почему одни могут подходить, а другие нет.

Игра «Почему так говорят»

Педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются (можно ли подобрать к ним поговорки?)

Игра «О чем я говорю»

Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные (ключевые) слова пословиц и поговорок.

Взрослый говорит несколько пословиц и поговорок на определенную тематику. Ребенок должен описать ситуацию, о чем идет речь.

На тебе, не боже, что мне не гоже.
Берут завидки на чужие пожитки.
Завистливые глаза все съесть хотят.
Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.
Любит кот сверху сливки слизать.
(О зависти, о жадности.)

У детей особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков. Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки, пословицы и поговорки с разной силой голоса, в разном тембре, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно)

На примерах пословиц и поговорок эффективно происходит формирование звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение), ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление или перефразировка детьми отдельных пословиц или поговорок является показателем их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, такими ее элементами, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно использовать пословицы и поговорки в разговорной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

Золотое правило этики полезно знать каждому человеку. В школе его изучают на уроках «Основы православной культуры» в 4 классе. И в качестве одного из заданий в рамках предмета дается следующее:

  • Подбери пословицы , подходящие к золотому правилу этики.

Давайте сначала разберемся, что это за правило . Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иными словами:

  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Хочешь добра — делай добро. Хочешь, чтобы про тебя не разносили грязные сплетни — сам говори только правду.

Это правило еще называют Золотым правилом морали и нравственности , а не только этики . В русском языке есть также много пословиц , отражающих эту мысль:

  • На добрый привет, добрый и ответ.
  • Как мы людям, так и люди нам.
  • За доброе жди добра, за худо худа.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Кто за худом пойдет, тот добра не найдет.
  • По добру - добро, а по худу - худо.
  • Добрым быть - добрым и слыть.
  • Добро сеять - добро и пожинать.
  • Добродетель вознаграждается.
  • Как постелешь, так и поспишь.
  • Каково аукнешься, таково и откликнешься.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Каково посеешь, таково и пожнешь.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Доброе семя - добрый и всход.
  • Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.
  • Каково бьют, таково и плачут.
  • Каково на Фому, таково и самому.
  • Каково поживешь, так и прослывешь.
  • Какову другу чашу налил, такову и самому пить.
  • Каков дядя до людей, таково ему и от людей.
  • Чего себе не хочешь, того другому не желай.
  • У хорошего садовода хороший сад.
  • Не красна жизнь днями, а красна делами.
  • Живи смирнее, так всем будет милее.
  • Жесток нрав не будет прав.
  • Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
  • Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт.
  • Не делай зла – не будешь в вечном страхе.
  • Не делай зла, не будешь знать лиха.
  • Дерево узнаётся по плоду, а человек - по делу.
  • Доброе начало - полдела откачало.
  • Всякий человек у дела познается.
  • По твоим делам о тебе судят.
  • Доброе дело без награды не остается.
  • За худые дела голова платит.
  • Кто с злыми живет неразлучно, тот не проживет веку благополучно.
  • Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
  • Кто сам плут, тот другим не верит.
  • Кто сам собой не управит тот и других не наставит.
  • Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.

Мы перечислили пословицы, которые отражают смысл Золотого правила морали, этики и нравственности. А теперь хотелось бы привести примеры народных высказываний о хороших манерах поведения и нравственных качествах человека. Они также могут пригодиться 😉

  • За худую привычку и умного дураком обзывают.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Молодец красив, да на душу крив.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Ласково слово, что вешний день.
  • Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.
  • Дома, как хочу, а в людях, как велят.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  • Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
  • На языке медок, а на сердце ледок.
  • Доброе слово и кошке приятно.

Пословицы взяты из источников:

  1. И. М. Снегирев. «Русские народные пословицы и притчи».
  2. Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».
  3. А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки».
  4. О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения».

Наталья Дугашвили
Картотека «Нравственное воспитание. Пословицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №27

Нравственное воспитание

Пословицы.

Составила:

воспитатель

Дугашвили Н. С.

Армавир, 2012.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.

Город –царство, а деревня –рай.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Родина –мать, умей за нее постоять.

Человек живет век, а его дела –два.

Счастье и труд рядом живут.

Труд кормит, а лень портит.

Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.

Не спотыкается тот, кто не идет.

Вскачь борозды не пашут.

Муравей не велик, а горы копает.

Лень, отвори дверь, сгоришь!

Хоть сгорю, да не отворю!

О человеческих качествах

(положительные качества)

Тихая вода берега подмывает.

Где река глубже, там она тише.

Наш Абрасим не просит, а дадут –не бросит.

В ком стыд, в том и совесть.

За совесть да за честь –хоть голову снесть.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Кто пива не пьет, тот пьян не живет.

Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.

На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.

Учиться –вперед пригодится.

Кто смел –тот и цел.

(отрицательные качества)

С виду хорош, а продаст за грош.

Поет соловьем, а рыщет волком.

Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.

На языке медок, а под языком –ледок.

Без мыла в душу залезет.

Много людей, а человека нет.

Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.

Личиком беленек, да душой черненек.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

О признательности,

взаимопомощи

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Послужи на меня, а я –на тебя.

Рука руку моет, и обе белы живут.

За добро добром и платят.

Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Сделав добро, не кайся.

О гостеприимстве

Умел в гости звать –умей и угощать.

Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.

В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.

Безсоли. Без хлеба –худая беседа.

Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь.

Молвя правду –правду и делай.

Правда дороже золота.

Без правды не житье, а вытье.

Засыпь правду золотом, а она всплывет.

Молодому лгать вредно, а старому –непотребно.

Не с ветру говорится, что лгать не годится.

Что знается, то и скажется.

Из черного не сделаешь белого.

О дружбе.

Нет друга –ищи, а нашел –береги.

Новых друзей наживай, но и старых не забывай.

Для милого дружка и сережка из ушка.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друг спорит, недруг –поддакивает.

О воспитании

Не тот отец, кто вспоил-вскормил, а кто уму-разуму научил.

Умел родить –умей и научить.

Дитятко –что тесто: как замесил, так и взошло.

Из одной печи, да не одни калачи.

У семи нянек дитя без глазу.

Работные дети отцу хлебы.

Засиженное яйцо всегда болтун (баловень).

Счастливая дочь –в отца, а сын –в мать.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Родилось чадушко, старше бабушки («умничает»).

Глупому сыну не впрок наследство.

О семье

Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не нужен и клад, коль в семье разлад.

Одному и в раю не рай.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Тишь да гладь, да Божья благодать.

Любовь да совет, да и нуждочки нет.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат с братом на медведя ходят.

Слово о словах

Слово не стрела, а ранит.

Словом ударишь сильнее, чем дубиной.

Умей сказать, умей и промолчать.

Слово –солома: загорится, не зальешь.

От одного слова, да на век ссора.

Язык мой –враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.

Держи собаку на цепи, а язык –на семи.

Пустая мельница и без ветру мелет.

Говорит, как пишет, слово-бисер нижет.

Не спеши языком –торопись делом.

Язык без костей, что хочет, то и ворочит.

Мирская молва, что морская волна –ее не остановишь.

Не давши слова –крепись, а давши –держись.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Литература

1. «Гой, еси вы, добры молодцы!». Русское народно-поэтическое творчество. -М. : изд. «Молодая гвардия», 1979.

2. «Золотые зерна».Загадки и пословицы народов СССР. -М. : Государственное издательство детской литературы минмстерства просвещения РСФСР, 1950.

3. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в 2-х тт. -М. : Художественная литература, 1984.

4. Изображение взято с сайта

В статье вы найдете пословицы, поговорки о морали, нравственности и их разъяснения. Вы узнаете, как научить детей этим качествам.

Уже с детства важно заниматься развитием личности, заботиться о моральном воспитании ребенка. Ведь становление характера начинает формироваться уже в раннем возрасте. Малыши под чутким руководством взрослых способны освоить нормы морали, нравственности. В этом могут им помочь народные изречения, поговорки, пословицы, сказки. Благодаря устному народному творчеству из маленьких непосед вырастают благородные добродушные люди, причем уже выросло не одно поколение.

Пословицы и поговорки о морали и нравственности для дошкольного возраста, детского сада: сборник с объяснением смысла

В детских садах воспитатели учат малышей, как правильно себя вести с друзьями, знакомыми, преподают общепринятые нормы морали. Важно, чтобы и родители дома, как можно больше, рассказывали детям о нравственности, доброте. И своими примерами показывали, как нужно общаться с окружающими, вести себя в компании, соблюдать правила хорошего тона.

  • Лень мужа не кормит, только портит — если человек не работает, то он не сможет прокормить себя, одеть и т.п. Это может привести к непредвиденным событиям. Такие люди начинают воровать или жить за счет других.
  • Правду похоронишь, да сам из ямы не вылезешь — кто нечестно живет, тот имеет плохую славу.
  • Почитай старших - сам будешь стар — если вы плохо относитесь к старикам, то этим вы подаете плохой пример своим детям. В будущем, когда вы достигнете преклонного возраста, к вам будет такое же отношение.
  • Правду не ситом сеять — лучше правду говорить сразу, чем ее узнают через время.
  • Правда сама себя хвалит и величает — если личность живет по правилам, соблюдает нормы хорошего поведения, то к этому человеку будут всегда хорошо относиться.
  • Правда, что шило в мешке, не утаишь — когда особа что-то скрывает, то со временем все его противонравственные деяния откроются.
  • Аринушка Маринушки не хуже порядочные люди относятся одинаково ко всем знакомым. Нельзя кого-то выделять в компании.
  • Плохо жить без забот, худо без доброго слова — любые неприятности можно исправить, если вас поддерживают.
  • Хуже дурака только старый дурак — если молодой человек невоспитанный, ему еще можно это простить. Но когда он и в старости ведет себя по-хамски, тогда это уже не прощается.
  • Долг - худший вид бедности — не стоит занимать деньги, когда нечем их отдавать, надо всегда рассчитывать на свой заработок.
  • Не бывает плохой любви, как и хорошей тюрьмы — любовь всегда прекрасна.
  • Малые знания хуже незнания — бывает, что личность ничего не знает и учить не желает. Ну, а когда особа стремится к учениям, то это всегда лучше.
Золотое правило нравственности

Лучшие пословицы и поговорки о морали и нравственности для младшего и среднего школьного возраста: сборник с объяснением смысла

Поговорки и пословицы о нравственности имеют доступный смысл. Благодаря таким выражениям у школьников формируются такие качества, как милосердие, доброта, любовь. Обсуждая устные изречения, можно развить у детей оригинальное мышление, самостоятельность. Школьники учатся таким умениям, как искусность выслушать собеседника, дипломатически вести дела, уметь культурно общаться с людьми, не совершать проступки, которые могут привести к неприятным последствиям.



  • Из всех страстей зависть самая отвратительная — существует множество пристрастий, но самое отвратительное — это зависть людей. Она способна привести оппонента даже к нервным заболеваниям.
  • Жадный сам себе покоя не дает — неумение жить своей жизнью, перестать считать чужие деньги, вызывает у человека ощущение собственной незначимости. Ему хочется иметь больше. Это приводит к большим проблемам.
  • Лучше по миру собирать, чем чужое брать — воровство ничто не может оправдать. Всегда лучше попросить помочь, если сами не в силах решить проблему.
  • Говорить без дела, что по воде писать — никто не прислушивается к словам балаболки.
  • Бедность крадет, а нужда лжет — к сожалению, когда человек не способен обеспечить свое существование, то он может начать воровать, вместо того, чтобы устроиться на работу.
  • Бедность учит, а счастье портит — когда люди счастливы, они забывают обо всем, а в нужде — учатся выживать, причем многие выходят из этого положения с гордостью.
  • Биться, драться - не ума набираться — неумение решить проблему мирным путем, нельзя назвать хорошим поведением.
  • Бог видит, кто кого обидит — кто живет неправильно, не соблюдая моральные принципы, в будущем все равно получит наказание.
  • Вор, что заяц — и тени своей боится — нечестный на руку человек не сможет жить спокойно.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о морали и нравственности: сборник с объяснением смысла

Существует множество русских народных выражений, которые часто употребляли в старину для характеристики той или иной ситуации. Короткие изречения метко характеризуют происходящее действие. Благодаря им дети осваивают народную мудрость, и живут по определенным правилам, соблюдают моральные ценности и нравственные.



  • — никогда личность, которая воспитана правильно, не позарится на чужое богатство.
  • Праведный судия одесную Спасителя стоит — такое встречается сейчас редко. Но, когда судья решает все вопросы по совести, без выгоды, то к нему будут всегда уважительно относятся.
  • На деле прав, а на дыбе виноват — изворотливый признает свою вину лишь тогда, когда ему грозит смерть.
  • Правды ни молотить, ни веять — правда одна и мораль тоже.
  • Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный — какие бы физические данные у человека не были, прав будет только тот, кто честен.
  • Правду говорить - никому не угодить — если говорить собеседнику, что он не прав, то ему это вряд ли понравится.
  • Вари не вари, а масло поверху — чтобы ни делали, как бы не пытались обмануть судьбу, мораль всегда одна.

Самые интересные пословицы и поговорки о морали и нравственности для детей: сборник с объяснением смысла

Слова в метких выражениях всегда подобраны точно. Смысл пословиц простой и доходчивый. Поэтому детям легко разобраться, о чем гласит изречение. Они своими словами могут объяснить содержание поговорки. Интересно, что дети могут понять одну и ту же поговорку по-разному.



Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
  • Чем слабже плоть, тем крепче нравственность — в старости обычно люди уже набираются опыта, становятся мудрыми.
  • Нравственность – это разум сердца — если человек имеет моральные принципы, то он будет добрым, великодушным.
  • Все, что прекрасно – нравственно — прекрасные дела всегда делаются с добротой.
  • Нравственность возникает вместе с пороками — после того, как люди проходят школу жизни, они обретают моральные, нравственные ценности.
  • Все, что есть хорошего в жизни, либо незаконно, либо аморально — такое говорят в ответ на осуждение состоятельными людьми недоступных для других развлечений.
  • Нравственность – это уважение человека к человеку — уважение считается одним из самых основных качеств нравственного человека.
  • Материальная обеспеченность придает любви моральную привлекательность — если особа имеет материальный достаток, то она может создать отношения на стороне, при этом человека не осудят.

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о морали и нравственности: сборник с объяснением смысла

Короткие изречения легко запомнить, выучить. Тем более, что их смысл довольно-таки понятный. Далее смотрите примеры таких выражений и их значение.



  • Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит — когда кто-то хочет доказать свою правоту, то он всегда ищет правду. Но к сожалению, сам может жить не по нравственным принципам.
  • Говорит по секрету, а выдает всему свету — речь об оппоненте, который не может держать язык за зубами.
  • Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует — всегда за содеянное наступает наказание.
  • Ленивые руки не родня умной голове — даже, если человек очень умный, лень не позволит ему что-то сделать.
  • Лучше свой кусок, чем чужой пирог — не стоит зариться на чужое добро.
  • Ахи да охи не дадут подмоги — лишняя болтавня никогда не была помощником делу.
  • Законы святы, да законники супостаты — редко законы соблюдают те, кто их пишет.

Роль взрослых велика в воспитании нравственности ребенка. Жаль, что не все подходят к этому процессу со всей серьезностью. Ведь в будущем, не получив уроков по формированию моральных принципов, вырастают невоспитанные дети. А это прямым образом отражается на отношении уже взрослых личностей к родителям. Поэтому уделяйте внимание своим малышам, с раннего возраста, занимайтесь с ними — читайте им сказки, поговорки, загадки, в игровой форме объясняйте, что такое нравственность, добродушие, мораль.

Видео: Пословицы, поговорки для детей в развлекательной форме



просмотров