Крымские художники пейзажисты. Великие художники крыма классный час на тему. Архип Иванович Куинджи

Крымские художники пейзажисты. Великие художники крыма классный час на тему. Архип Иванович Куинджи

Природа Крыма служила источником творческого вдохновения для многих мастеров изобразительного искусства. Кажется, ни один из побывавших здесь художников, начиная с XVIII века и до наших дней, не остался равнодушным к своеобразной красоте «земли полуденной». Например, красотам Гурзуфа . Экзотика юга в сочетании с патетикой степного раздолья западных равнин и с торжественно-суровым пафосом горной гряды восточного побережья представляют действительно грандиозную панораму.

Каждый из художников, работавших в Крыму , сумел увидеть в нем нечто своё, заветное, нашедшее отклик в душе. Произведения этих авторов стали своеобразным мостиком «мостиком», соединяющим зрителя с крымским пейзажем, порою совсем ему неизвестным, но пробуждающим в нем чувства и переживания, связанные с неистребимой силой любви человека к природе.

Для некоторых пейзажистов работа в Крыму носила эпизодический характер, но на творчество трех, кто длительное время жил или систематически писал здесь, крымская природа оказала самое непосредственное и глубокое воздействие.

После присоединения в 1783 г. Крымского полуострова к Российскому государству сюда устремились художники, чтобы запечатлеть необыкновенные южные ландшафты и виды интенсивно строящихся городов.

В1820 г. Прекрасные берега Тавриды посетил А.С. Пушкин, вдохновенно воспевший природу этих мест в своих поэтических произведениях. В 1820-х годах здесь путешествовал польский поэт Адам Мицкевич, создавший замечательный стихотворный цикл «Крымские сонеты». Это пробудило ещё больший интерес к Крыму в среде художников.

На протяжении XIX века в Крыму работали представители разных художественных направлений, и крымская природа получила в их творчестве весьма разноплановое отражение.

А.И. Мещерский сумел ярко выразить романтическое начало своего крымского пейзажа. Эффектное состояние голубого неба на фоне скал передано в теплой цветовой гамме вместе со старыми тополями, верхушки которых озарены светом солнечных лучей.

"Крымский пейзаж" И. Шишкин

Крупнейшего представителя русского реалистического пейзажа И.И. Шишкина, побывавшего в Ялте в 1879 г., необыкновенный вид горной местности побудил создать серию рисунков и гравюр. В картине «Крымский пейзаж» он мастерски изобразил лесную тропинку, ведущую к домику, среди вековых крымских деревьев.

Широко известный мастер световых эффектов в живописи А.И. Куинджи приобрел в 1886 г. Небольшой участок земли в районе Симеиза. Здесь в летнюю пору он писал этюды, стремясь уловить прихотливую игру красок на беспокойной воде, передать солнечное или лунное освещение. Лаконично написан его пейзаж «Облако».

Автор искусно изобразил момент, когда бледно-розовый свет восходящего солнца формирует кучевые облака над синей полоской моря. Предельно обобщенно решен этюд «Море». Тихое, ласковое море так и зовет окунуться в утреннюю водичку.

Много удивительных полотен написал в Крыму мастер И.К. Айвозовский. Нет смысла вновь и вновь выставлять тут его шедевры. Стоит отметить его учеников, которые обращались к традиционным темам и методам искусства маститого художника и проявляли при этом свою творческую индивидуальность. К таким принадлежит художник А.И. Фесслер, более пятидесяти лет проживший в Феодосии. Он является автором многих глубоко поэтических видов приморских городов Крыма.

А.И. Фресслер. "Гурзуф".

В картине «Гурзуф» он прибегает к романтизации пейзажного образа в духе живописи Айвозовского. Все компоненты пейзажа служат выражению раннего утра. Манера письма художника резкая, с яркими цветовыми контрастами, хорошо передает настроение этого уютного городка с высоты птичьего полета.

Ещё один уроженец Феодосии Л.Ф. Лагорио постоянно жил в Петербурге, но почти ежегодно бывал на Родине. Он вдохновенно воспевал в своих маринах красоту Черноморского побережья, в том числе и Гурзуфа.

Художник Э.Я. Магдесьян стремился подчеркнуть в картинах многообразие крымских мотивов. В его «Морском пейзаже» прекрасно передана суровая монолитность скал на фоне беспокойного движения волн. Голубые и синие тона этого полотна воспроизводят особую прозрачность воздушной среды и зыбкость светлой с зеленоватым оттенком воды.

"Морской пейзаж"

Морской офицер А.В. Ганзен ещё в детстве, в доме своего деда И.К. Айвозовского, проникся любовью к искусству и серьёзно увлекался маринистической живописью. В крымских пейзажах он раскрывал величие морской стихии, сохраняя при этом примечательную тонкость натурного вида и внося в художественный образ лирическую окраску.

"Восход луны"

Художник К.Ф. Богаевский родился и жил тоже в Феодосии. Его первая встреча с искусством произошла в мастерской Айвозовского, а в 1897 году он окончил Петербургскую Академию художеств, где учился у Куинджи. «Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне ещё и ещё новые темы для моих произведений», - утверждал Богаевский. Здесь представлены его картины «Старый Крым», «Феодосия», «Вечер у моря» и крымский пейзаж. Последняя, «Крымский вид», на мой взгляд полный шедевр игры красок и цветов.

"Старый Крым"

"Феодосия"

"Вечер у моря"

"Крымский вид"

Древняя Киммерия служила источником творчества для современника Богаевского, поэта и художника М.А. Волошина. Каждая его работа решена в определенном цветовом ключе, выразительно передающем характер изображаемого мотива. И в каждой из них, в плавном ритме линий и цветовых пятен, автор дает зрителю возможность почувствовать мир прекрасного, который дарит человеку природа. Характерна его работа «В окрестностях Коктебеля».

Вокрестностях Коктебеля

Академик батальной живописи Н.С. Самокиш в советский период творчества жил в Симферополе. В 1917- 1921 г.г., находясь на лечении в Евпатории, он с увлечением писал уютные дворики, затененные листвой деревьев, базарные площади, старинные особняки и дачи. В этих этюдах раскрылся блестящий живописный дар художника. Мастерски изобразил он в работе «Вечер в Крыму» освещение крестьянского быта, насыщенную палитру синих, желтых, белых и зеленых цветов.

"Вечер в Крыму"

Широкую известность получили крымские пейзажи К.А. Коровина, видного представителя московского «Союза русских художников». В 1911 г. Он построил дачу-мастерскую в Гурзуфе, где любил писать прямо с балкона открывающиеся прекрасные виды южнобережных гор и моря. Коровин тонко чувствовал натуру, извечную игру света и тени, придающую всему окружению ощущение трепетности, подвижности. Его картина «Гурзуф» тому подтверждение.

Звучность цветовой палитры крымской природы раскрывается Коровиным в его следующем пейзаже. Налицо бурная динамика красок, жизни, яркого солнца. Достигнуто это виртуозной импрессионистической манерой письма, которую применяет в работе мастер.

"Балкон в Крыму"

Пейзаж, как самостоятельный жанр, занимает почетное место в изобразительном искусстве. Он дает возможность мастерам, работающим в этой области, с большой эмоциональной выразительностью создавать художественный образ родной земли.

Здесь представлены произведения талантливых художников разных эпох и поколений, составляющие основу коллекций живописи и графики в художественных музеях и картинных галереях Симферополя, Феодосии, Севастополя и Алупки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Великие художники Крыма Презентацию составила Богачёва С.С.

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился « Ованес, сын Геворга Айвазяна ». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Ованесу суждено было стать самым выдающимся, всемирно известным художником-маринистом, баталистом, коллекционером, меценатом - Иваном Айвазовским. Презентацию составила Богачёва С.С.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, 1848 ДЕТСТВО Презентацию составила Богачёва С.С.

Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. П ервым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Презентацию составила Богачёва С.С.

Крым и Европа (1838-1844) Лунный пейзаж с кораблекрушением, 1863 Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши » (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I . В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Презентацию составила Богачёва С.С.

Крым и Европа (1838-1844) В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI , который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. Корабль «Императрица Мария» во время шторма, 1892 Презентацию составила Богачёва С.С.

Крым и Европа (1838-1844) В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию. Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877 Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Презентацию составила Богачёва С.С.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой », построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). Презентацию составила Богачёва С.С.

Последние дни жизни Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года Айвазовский решил осуществить свое давнее желание - еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт - героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..." В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память ». Презентацию составила Богачёва С.С.

Галерея Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи. По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество художника. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина. Презентацию составила Богачёва С.С.

Что напоминает об Иване Айвазовском в Симферополе? Возле площади Советской, в сквере имени Дыбенко П.Е., расположен памятник братьям Айвазовским: Габриэлю и Ивану. Авторами этого памятника в столице Крыма являются архитектор - Кравченко В. и скульпторы - Токмаджян Л. И его сыновья. Презентацию составила Богачёва С.С.

Николай Семенович Самокиш родился 13 (25) октября 1860 года в Нежине (ныне Черниговская область Украины). Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко», знаменитого учебного заведения, в котором учился Н. В. Гоголь. Первоначальные художественные навыки получил в нежинской гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского, у которого также брал частные уроки живописи. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879 - 1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя - П. П. Чистяков и В. И. Якоби. Презентацию составила Богачёва С.С.

Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск народину ». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году » получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863 - 1924) - известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для « Коронационного сборника » получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название - Царскосельский), возведённого в 1901-1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвящёнными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже. Н. С. Самокиш, «Табун орловских рысистых маток» (1890). В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика. Презентацию составила Богачёва С.С.

ПЕДАГОГ Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912 года, профессор, руководитель батального класса в 1913-1918 годах. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда. Н. С. Самокиш, «Сокольник». Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», т. 1 (СПб., 1896). Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1920-е - 1930-е годы работал в Крыму. В 1918-1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года - в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный Художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. Во время немецкой оккупации Крыма (1941 - 1944) он оставался в Симферополе. Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 года Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922-1944 жил академик батальной живописи Н. С.Самокиш» Как увековечена память о художнике Самокише Н.С.? Презентацию составила Богачёва С.С.

Просмотр фильмов 1. Николай Самокиш. Из серии « Крымчанин! Гордись прошлым» 2. Иван Айвазовский. Из серии «Жизнь замечательных людей» Презентацию составила Богачёва С.С.


Известные художники в Крыму

Со второй половины XIX века Крым превращается в место притяжения для людей искусства. Большинство искало здесь вдохновение - пейзажами новой жемчужины в короне Российской империи нельзя было не восхищаться. На полуострове можно было подлечиться. Не надо также забывать, что здесь собирался цвет петербургского общества , и сохранялась возможность поддерживать нужные связи. Рассказ о художниках в Крыму начнем с имен, которые мы не привыкли связывать с Тавридой.

Константин Алексеевич Коровин

Ученик Саврасова и Поленова, «виртуозный декоратор», как отзывался о нем Дягилев, и художник при Императорских театрах, создавший потрясающие декорации к знаменитым балетным и оперным постановкам, знаток северной природы, со временем Коровин превращает цвет в основное выразительное средство. Коровин находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма, который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин решает построить дачу в Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую. С 1914 по 1917 Коровин жил на своей даче постоянно. Гостями у него здесь были Шаляпин, Горький, Суриков, Репин, Куприн. В своих воспоминаниях о даче художник особенно выделяет розы и море, синие Черное море.

Корзина фруктов, Гурзуф, 1916


В саду. Гурзуф, 1914

Архип Иванович Куинджи

С Крымом родившийся в местечке Карасевка (сейчас это один из кварталов Мариуполя) художник был связан всю свою жизнь. В Крым он приехал еще мальчиком в надежде стать учеником великого И.К. Айвазовского, но «доверили» будущему гению только покраску забора. Через 30 лет, уже сам став знаменитым, он покупает большой участок рядом с селением Кикенеиз (ныне это Оползневое, чуть выше Понизовки на территории Большой Ялты). Потратив на покупку внушительную сумму в 30 тысяч рублей, первое время Куинджи с женой живет в шалаше. Архип Иванович избегал общества, это был период затворничества.

Этот период завершился в 1901 году, когда Куинджи решил показать своим друзьям несколько новых работ. Искусствоведы отмечают, что на полотнах художника, созданных в Крыму, воздух обрел «цветность».

Берег моря, Крым

Исаак Ильич Левитан

Картины природы крымской не стали основной темой в творчестве певца природы русской - знаменитого художника Левитана. Он посетил полуостров в 1886 году, чтобы поправить подорванное здоровье, и привез из этой поездки почти полсотни пейзажей: карандашные зарисовки, этюды маслом и акварелью. Но впереди у великого живописца, выпущенного из училища без диплома художника (по диплому Левитан значился всего лишь учителем чистописания) была встреча с Волгой и главные картины в его жизни.

Кто знает, если бы судьба сложилась иначе и Левитану было даровано еще несколько лет жизни, может быть мы сегодня и восхищались крымскими творениями Мастера? Ведь Крым и открывшаяся «вечная красота» Левитана потрясли, в чем он сознавался в письме Чехову. Но и те картины, что нам известны, очень интересны.


Ай-Петри, 1886

Другую группу составляют художники, чья жизнь неразрывно связана с Крымом. В первую очередь, это Богаевский и Айвазовский.

Константин Федорович Богаевский

Крымчанин, уроженец Феодосии, первые работы которого благосклонно воспринял сам Айвазовский, Константин Богаевский в дальнейшем стал учеником Куинджи. Богаевский жил Крымом, понимал крымскую природу и посвятил ей свое творчество. Сама живопись Константина Федоровича - это пейзажи и история полуострова.


Вечер у моря, 1941

Иван Константинович Айвазовский

Рассказ о художниках в Крыму невозможно завершить без упоминания самого известного крымского живописца Ивана Айвазовского. У уроженца Феодосии Айвазовского первым учителем рисования был немец Иоганн Гросс, который и дал молодому дарованию рекомендацию для поступления в Академию художеств. За картину «Штиль» Айвазовский получает грант на двухгодичную поездку по Крыму и Европе, чуть не гибнет в Бискайском заливе, благополучно возвращается в Россию в 1844. Художник признан и обласкан властью - ему даровано дворянство, назначают живописцем Главного морского штаба (Айвазовский дослужится до звания контр-адмирала). Через год Иван Константинович перебирается в Феодосию, где становится одним из основателей Киммерийской школы живописи. Айвазовский открывает свою школу искусств, выделяет средства на благоустройство родного города, охрану памятников Крыма и на археологические раскопки, на собственные средства строит в Феодосии Музей древностей. Но в первую очередь Айвазовский во всем мире известен как художник-маринист. Некоторые свои картины он написал после поездки в осажденный Севастополь во время Крымской войны.

Крым по природе и красоте своей во
все времена притягивал к себе людей
искусства. Это были и художники и
поэты, режиссеры, актеры,
музыканты. Все ехали в Крым на
отдых и за вдохновением. Пейзажи
полуострова восхищали их всех.
Сегодняшний пост о художниках, чья
живопись так или иначе связана с
этим удивительным местом.
Искусство полуострова
формировалось под воздействием
многих культур, но в тоже время
автономно и немного замкнуто.
Скифы, тавры, киммерийцы,
генуэзцы, татары, армяне, славяне –
все населявшие Крым народы
приносили с собой лучшее и
вплетали его в общий ковер
декоративно-прикладного искусства,
архитектуры, а позднее и искусства
изобразительного

Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась
в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и
Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В
музея Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды,
натюрморты, пейзажные и стаффажные картины, этнографические рисунки
лучших представителей отечественного изобразительного искусства:
Ф.Васильева, И.Крачковского, А.Мещерского, А.Боголюбова, И.Левитана,
А.Куинджи, И.Шишкина, К.Коровина, В.Серова, В.Сурикова, В.Поленова,
П.Кончаловского и других.

Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823)
В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник
Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи,
командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для
изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а
также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб
Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды
Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и
его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского
побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные
штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся
стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни.
Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим
весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую
жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч
произведений.

Карло Боссоли (1815-1884)
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для
художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более
яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде
прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его творчество,
пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами
известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной
преданиями земли Тавриды.

Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) - живописец и график, известен как
мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии.
Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а
история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается
в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает.

Волошин (Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт,
критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Начинает учиться в
московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. В 1927 г.
проходит выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной
Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним
выходом Волошина на общественную сцену.

Куприн Александр Васильевич (1880-1960)
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье
преподавателя уездного училища. Учился в Воронежских вечерних классах рисования.
Затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910). Тема
крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна А.В. (1880-1960).
Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая,
горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».

Василий Иванович Суриков(1848-1916).
Родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему
первые уроки живописи. Для получения полноценного художественного образования
Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию
художеств. Благословенный Крым стал для Василия Ивановича божественным
открытием, неугасимым восторгом и... "лебединой песней". Её он запечатлел красками
радости и оставил потомкам. Открыл он древнюю землю Тавриды в 1907 году.

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939).
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 г. Четырнадцати лет
он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи.
Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф.

Василий Дмитриевич
Поленов (1844-1927).
Родился в 1844 году 1 июня в
Санкт Петербурге. Это русский
художник, мастер исторической,
пейзажной и жанровой
живописи, педагог.
В сентябре 1887 года
В.Д.Поленов писал жене из
Ялты: «Чем больше я хожу по
окрестностям Ялты, тем все
больше оцениваю наброски
Левитана. Ни Айвазовский, ни
Лагорио, ни Шишкин, ни
Мясоедов не дали таких
правдивых и характерных
изображений Крыма, как
Левитан».
«Рыцарем красоты» называли
Поленова В.Д. современники.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Родился 30 августа 1860 года в
небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Весной 1886 года Левитан отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое
здоровье. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае.
Знойная крымская природа поразила Левитана, он восторженно писал другу
Антону Чехову из Ялты: «Как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую
зелень, голубое небо, да ещё какое небо! Вот где вечная красота!»

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра.
Родился в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Живописи учился у
В.М.Васнецова - старшего брата.
В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по
России. Он побывал на Украине и в Крыму.

Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Родился в семье композитора и пианистки. Портретист. Учился у И.Е. Репина,
затем поступил в Академию художеств.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы
собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».

Шадрин Александр Петрович.
Шадрин Александр Петрович родился 19 апреля 1942 года в селе Караидель,
Башкортостан, Россия.
По окончании средней школы в Красноярске учился в художественной школе
им. В. Сурикова, где получил первые серьезные навыки в рисунке и живописи.
Служба во флоте в 1961-1965 годах привела его в Севастополь, с которым
художник связал свою дальнейшую судьбу.

Прекрасные крымские пейзажи во все времена привлекали внимание живописцев. Бесконечное небо, величественные скалы, серебристые морские волны словно были созданы для того, чтобы художники оживляли их на своих полотнах

Самые известные картины, посвященные Крыму, относятся к 19-20 векам. Тогда в своем творчестве красоту и самобытный характер этого уголка России воспела целая плеяда великих мастеров. Главным из них, безусловно, стал И.К. Айвазовский, жизнь которого неразрывно была связана с Феодосией.

Центральное место в творчестве художника занимает крымское море. На картинах известного художника И.К. Айвазовского оно то умиротворенное и спокойное («Вечер в Крыму. Ялта», «Восход солнца в Феодосии», «Гурзуф», «Закат солнца у крымских берегов»), то мятежное и грозное («Море. Коктебель», «Старая Феодосия», «Девятый вал», «Буря на море ночью», «Спасающиеся от кораблекрушения», «Буря у мыса Айя»). Более половины полотен посвящено бушующей стихии и почти всегда – стойкому, борющемуся с ней человеку.

На созданных в Крыму картинах А.И. Куинджи воздух обретает «цветность»: настолько живописны творения мастера. Особенно полюбился художнику мыс Кекенеиз, Узун-Таш – здесь написаны его основные работы. В них форма и цвет гармонично взаимосвязаны и неотделимы от линий и красок, что открывает совершенно новый взгляд на крымские пейзажи. «Берег моря. Крым», «Кипарисы на берегу моря. Крым», «Лодка в море. Крым», «Дали. Крым» - на всех полотнах край предстает свежим, легким, воздушным, чарующим.

Совершенно особенным предстает Крым на картинах Георгия Лемана. Романтическое и безмятежное состояние природы, воздушные и нежные краски, светлое и лиричное настроение – полотна художника полны гармонии, они дышат тишиной и покоем. Это легкий, почти невесомый Крым, который пронизан мягким светом и как будто парит между небом и морем.


Георгий Леман "Солнечный Гурзуф" 1991
масло, холст

Подернутое дымкой небо, горы и скалы, лазурное море, зеленеющие деревья – день выдался солнечным и ясным. Гурзуф постепенно оживает: жителей нигде не видно, но по глади моря уже мчится легкий и проворный катер.
Художник смог передать ощущение присутствия. Запах моря и ласковый бриз, тепло солнечных лучей становятся реальными, словно зритель находится на берегу и в любую минуту может ступить в неспешные волны.
Пейзаж гармоничен и самодостаточен. Он лишен острых углов, режущих глаз линий или кричащих цветов. Море, горы и небо перетекают друг в друга, составляя единое целое и полностью захватывая внимание зрителя. Любоваться полотном можно долго: оно успокаивает и навевает мысли о безмятежном отдыхе, летних безоблачных днях и живописных уголках природы. Мягкие голубые, розовые и зеленые оттенки создают атмосферу покоя и умиротворения.

Несколько раз на полуостров приезжал И.И. Левитан. Итогом этих поездок стала серия этюдов, которая в свойственном художнику стиле передает своеобразие неповторимых местных пейзажей. В Крым И.И. Левитан буквально влюбился, не уставая гулять по улочкам Ялты, забираться в горы и писать, писать, писать. Так родились его известные картины «В крымских горах», «Крымский пейзаж», «У берега моря. Крым», «Улица в Ялте» и другие.

Яркостью красок и праздничностью покорил Крым и другого знаменитого живописца – К.А. Коровина. В Гурзуфе в начале 20 века была построена его дача-мастерская, ставшая впоследствии Домом творчества. Вдохновленный, художник переносил на полотна окружающее великолепие природы: потоки воздуха и света, цветущую зелень, залитые солнцем горы. Сочные краски, легкие и точные мазки запечатлели Крым на таких картинах, как «Крым. Гурзуф», «Ялта ночью», «Пристань в Гурзуфе», «Балкон в Крыму».

Свои работы Крыму посвящали и другие русские художники: К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, Ф.А. Васильев, А.В. Куприн, М.П. Латри, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов. Каждый из них находил в местных пейзажах неповторимую красоту, которой хочется восхищаться и любоваться вновь и вновь.


Георгий Леман "Ненастный день в Гурзуфе" 1991
масло, холст

В 1991 году художником была написана еще одна картина, посвященная Крыму, - «Ненастный день в Гурзуфе». Она полностью выполнена в серо-голубых и синих тонах и производит легкое, воздушное впечатление.

Во время непогоды Гурзуф особенно красив и величественен. Темнеющее, нависающее над волнами небо и непокорное, бушующее море у линии горизонта становятся практически неразделимы. Композиционным центром картины является грозная гора: неподвижная и неподвластная буре.

Ничто не отвлекает внимания зрителя от лаконичного и строгого пейзажа. Он лишен изображения предметов, человеческих фигур и животных. Остаются лишь вечные небо, море и горы, прекрасные в разгуле природной стихии.



просмотров