Лучшие жонглеры. Лучший жонглер мира Сергей Игнатов: «У цирка Бурятии прекрасное будущее. «Цирк - это искусство на грани жизни и смерти»

Лучшие жонглеры. Лучший жонглер мира Сергей Игнатов: «У цирка Бурятии прекрасное будущее. «Цирк - это искусство на грани жизни и смерти»

Скриншот с YouTube / канал "Байкал АТВ"

Артист с мировым именем вошел в жюри международного циркового фестиваля «Мир, где торжествует цирк»

В этом году в Улан-Удэ проходит пятый Международный юбилейный фестиваль циркового искусства «Мир, где торжествует цирк». Всего 136 детей и молодых людей от 6 до 25 лет из Новокузнецка, Белогорска Амурской области, Иркутской области, Монголии принимают участие в фестивале, в котором правят бесстрашие и упорство.

На протяжении нескольких дней непревзойденные артисты цирка, они же члены жюри, проводят мастер-классы и готовят ребят к выступлению на гала-представлении 23 июня. В жюри вошли: дважды обладатель титула "Лучший жонглер мира" Сергей Игнатов, советник председателя Союза цирковых деятелей России Григорий Островский, заслуженная артистка Монголии Ценд-Очир Сэлэнгэ.

Художественный руководитель Бурятского цирка Туяна Догданова рассказала, что фестиваль «Мир, где торжествует цирк» проходит раз в два года. В этом году событие пройдет в пятый раз.

Международный цирковой фестиваль основал Майдари Жапхандаев. Начало было положено в 2007 году. С каждым годом фестиваль становится масштабным, к нам приезжают цирковые студии, руководители - это люди, которые любят цирк. Наша задача, чтобы дети получали профессиональные навыки циркового мастерства. Мы приглашаем высококвалифицированных специалистов, которые дают мастер-классы, таким образом, дети и учителя получают драгоценный опыт от великих мастеров своего дела. У нас царит особая атмосфера, среди подростков много дошколят, - поделилась худрук.

Специально на фестиваль из Москвы прибыл артист с мировым именем Сергей Игнатов, который более 50-ти лет своей жизни посвятил цирковому искусству..

Другая жизнь

В Улан-Удэ я приехал специально на международный цирковой фестиваль, где даю мастер-классы и являюсь председателем жюри. У вас чудесная атмосфера, удивительные дети! Уверен, что у цирка Бурятии прекрасное будущее. У меня большой опыт в обучении детей жонглированию. После наших занятий виден прогресс, а если учесть, что будет еще два дня, я думаю, с чистой совестью отсюда уеду, - говорит Сергей Игнатов.

По его словам, в Улан-Удэ прекрасный климат, схожий с сочинским, а природа и культура Бурятии удивляет своим своеобразием. Регион отличается самобытными достопримечательностями и гостеприимными людьми.

Я побывал в Иволгинском дацане, впечатлений много, другая атмосфера, другая жизнь - немосковская. Несмотря на то, что я здесь только три дня, создаётся ощущение, что я здесь вечность из-за того, что все дни проходят насыщенно, - прокомментировал Сергей Игнатов.

«Всю жизнь был вторым, а оказался первым»

На финальном гала-концерте будут показаны лучшие номера, в начале фестиваля из 42-х номеров мы отобрали 15. Кто выиграл, с тем все понятно, а кто проиграл - у того может впереди большое будущее, у него выработается характер и он теперь точно знает, чего хочет. Некоторые номера можно назвать профессиональными. Я посвятил цирку более 50 лет, критерием отбора был наработанный опыт. У циркового артиста должны быть энтузиазм, талант, молодость, непосредственность, трудолюбие. А по большому счету конкурсы - ерунда. Кто проиграл, не должен терять веру. Нужно набираться опыта. Конечно, здесь кто-то лучше, кто-то хуже. Это естественно, но непонятно, что будет с каждым через 10 лет. Я по жизни проигрывал, всю жизнь был вторым, а в итоге оказался первым, - отметил артист цирка.

Сергей Игнатов считает, что цирк - это искусство, которое было создано в советское время.

Прошел советский период блестящих цирковых артистов. Например, Енгибаров - великий клоун, Карандаш - гениальный. Чтобы понять, что такое цирк, нужно заглянуть в период от 30-ых годов до конца 70-ых, - считает артист. - Несмотря ни на что советский период сумел взрастить великих цирковых артистов - мастеров своего дела. Александров-Серж, Запашные, все наши цирковые артисты котировались на уровне золотых медалей в Монте-Карло.

Сейчас мало кто понимает, что такое настоящий цирк, уверен наш гость.

В советские времена цирк собирал в Америке хоккейные залы и он вызывал необыкновенный восторг. Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфия, Оттава, Виннипег, Калгари - во всех этих городах я работал с хорошей советской программой и великими мастерами своего дела. Цирк того времени давно умер. Сейчас зарождается новый цирк, пустота восполняется.

«Цирк - это искусство на грани жизни и смерти»

На вопрос, можете ли вы выделить номер, который показался лучше других, Сергей Игнатов ответил, что его удивила девочка, которая работает на кольце.

Девочка на воздушном кольце продемонстрировала не только трюк, а экспрессию, опасность, любовь - всё это есть в её номере. Цирк как аллюзия круга, в котором сконцентрировано жизненное начало. Не зря арена цирка - это круг, а мы знаем, что круг - это символ солнца и жизни, - поделился артист.

При этом он замечает, что «цирк - это большой труд, искусство на грани жизни и смерти в прямом и переносном смысле», а «каждый цирковой номер можно сравнить с отчаянной песней Высоцкого».

Отметим, что 23 июня в Улан-Удэ пройдет гала-представление. Лучшие номера фестиваля покажут дети и молодые люди от 6 до 25 лет. Победители будут награждены ценными призами.

Справка сайт
Сергей Игнатов - родился 23 августа 1950 года, российский артист цирка, народный артист РСФСР. Родом из цирковой семьи: дед - Иван Петрович, конюх, берейтор; отец - Михаил Иванович, дрессировщик собак и обезьян. Сергей окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Михаила Румянцева (Карандаша) в 1969 году. Уже в начале артистической деятельности выступил как зрелый мастер, обладавший высочайшей техникой. Демонстрировал уникальную комбинацию с семью кольцами, во время жонглирования, исполняя полпируэта, пируэт и так называемую вертушку, где кольца совершают в планирующем полёте поперечное вращение. В 1978 году впервые в мире продемонстрировал жонглирование 11 кольцами. В 1980 показал новаторский номер на музыку «Ноктюрна» Ф. Шопена: меняя ритм и рисунок полёта предметов, стремился передать тончайшие музыкальные и эмоциональные нюансы. Многие из трюков Игнатова уникальны и не исполняются больше нигде в мире. В 1983 году Сергей Игнатов получил премию «Серебряный клоун» международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло. В рамках проектов Всемирной и Европейской ассоциаций жонглёров Игнатов проводит мастер-классы в Великобритании, Германии, США и других странах, распространяя методику и основные принципы отечественной школы классического жонглирования.

Все чудеса и приемы жонглирования продемонстрировали нижегородцам лучшие артисты этого уникального искусства, приехавшие в Нижний Новгород со всего мира. Необычный мастер-класс, который состоялся в ФОК «Мещерский» 3 июня, посетил корреспондент ИА «В городе N».У каждого свой стиль Мероприятие прошло в рамках Российской жонглерской конвенции, В столицу Поволжья приехало более 160 увлеченных этим видом искусства мастеров из восьми стран мира: Финляндии, Испании, Франции, Швейцарии, США, Украины, Беларуси и России. У каждого из участников свой неповторимый стиль и предпочтения. Одни предпочитают жонглировать мячами, другие - булавами, третьи - кольцами. К сожалению, на мастер-классах не был о представлено еще одно направление - жонглирование огнем. Но его горожане обязательно увидят во время который пройдет 4 июня, и даже смогут сами научиться «крутить» пои, веера, стаф и даблы.«Конвенция проводится в России уже второй раз, но нашему городу впервые выпала честь провести такое глобальное тематическое мероприятие. Нашим гостем стал Вэс Пидэн - самый популярный жонглер мира. Для того, чтобы заявить о наших, российских мастерах, мы пригласили именно его. Для многих жонглирование - это и спорт, и хобби, и искусство, и медитация. И наша основная задача - его популяризация. Например, в некоторых школах Москвы жонглирование уже введено в качестве третьего урока физкультуры. Это отличная дисциплина, которая координирует детей, балансирует правое и левое полушарие мозга», - рассказал организатор мероприятия, один из руководителей нижегородской школы жонглирования «Джангл» Роман Запевалов.Объединяющая сила искусства Приглашенная звезда Вэн Пидэн также добавил, что для него, как и для многих других увлеченных людей, жонглирование стало частью жизни. Он также отметил, что за те пять дней, что в Нижнем Новгороде будет проходить конвенция, научиться этому сможет каждый.«Жонглирование действительно объединяет людей, оно вне политики, о чем говорит и то, что на фестиваль собрались участники из разных стран. Для кого-то это увлечение, кто-то зарабатывает на этом деньги. Лично меня жонглированию научил отец, когда мне было пять лет, и уже в девять я понял, что хочу посвятить ему жизнь. Очень важно привнести в это искусство свою личность и специфические „фишки“, найти свою технику, которая сделает вас уникальным», - сказал Пидэн.Не просто увлечение Еще одним почетным гостем фестиваля стал народный артист России, обладатель высшей международной награды - премии «За выдающийся вклад в жанре жонглирования» Евгений Биляуэр. Кстати, он родился и вырос в Горьком и является представителем известной цирковой династии.«Мне очень приятно, что это движение, которое возникло довольно давно и процветает на Западе, теперь набирает популярность и в России. Впервые мы провели фестиваль спортивного жонглирования в Москве, и я рад, что Нижний Новгород принял эту эстафету вторым. Это помогает привлечь молодежь к здоровому образу жизни, а это сейчас очень важно. Ведь жонглирование - это не только увлечение, оно способствует развитию хорошей реакции и физических возможностей», - отметил Евгений Биляуэр.Он также высоко оценил уровень мастерства российских жонглеров, в том числе и нижегородцев, и напомнил, что 4 июня в городе пройдет

Свой уникальный трюк 21-летний артист цирка Александр Кобликов продемонстрировал на фестивале жонглеров Европы, который прошел во Франции

В 2009 году украинский жонглер Александр Кобликов победил на фестивале «Цирк будущего» (он проводится в Париже и является одним из самых престижных в мире). Ему тогда было всего 19 лет. Первое место парню присудили за уникальность номера - в образе флегматичного морячка он жонглировал сразу десятью(!) шарами. Причем делал это долго и как бы нехотя - словно в этом нет ничего сложного. На самом деле никто, кроме Саши, такого не демонстрирует. Высококлассные жонглеры работают с семью мячами, несколько человек - даже с девятью. Кобликов тогда только закончил Киевскую муниципальную академию эстрадного и циркового искусств имени Леонида Утесова. Представители фестиваля «Цирк будущего» приехали посмотреть концерт выпускников и так узнали о номере Саши, пригласили его на конкурс в Париж. Основную часть расходов - около шести тысяч евро - французы взяли на себя. После возвращения домой с золотой медалью Александр рассказал, что попытается улучшить свое достижение, научившись жонглировать четырнадцатью шарами. И вот теперь это стало реальностью. На прошлой неделе Кобликов продемонстрировал трюк с четырнадцатью шарами во Франции, где принимал участие в конвенции (фестивале) жонглеров Европы в качестве гостя.

«Шары, которыми жонглирую, наполнены манкой»

*Александр Кобликов поставил цель показать этот уникальный трюк на цирковом фестивале в Монте-Карло

Мы встретились с Александром Кобликовым и его тренером Юрием Поздняковым в Киеве во время утренней тренировки.

Человек, не имеющий специальной подготовки, не сможет взять в руку больше двух- трех шаров для жонглирования, - говорит Александр . - Я научился удерживать в ладони шесть таких шаров. Чтобы я работал с четырнадцатью, мой тренер придумал специальную амуницию, которая крепится к ногам. На ней располагаются четыре шара. Кстати, они самые крупные из тех, которыми пользуются жонглеры - диаметром 80 миллиметров. Конечно, управляться с таким реквизитом сложнее, но большие шары лучше видны публике, и это делает номер более зрелищным.

Журналисты попробовали жонглировать несколькими шарами. Оказалось, в этих пластмассовых мячиках находится нечто сыпучее вроде песка.

На самом деле там манка, - удивил Александр. - В прошлом веке было испробовано много различных наполнителей. Манка оказалась самой подходящей. Она легкая и сыпучая, за счет этого очень подвижная. Более тяжелый песок во время исполнения трюка ударяет по стенкам шара и его траектория движения меняется. А с манной крупой такого эффекта не возникает. Вес шара - около 100 граммов. В него засыпают четыре спичечных коробка крупы.

Саша начал жонглировать. Мы с восторгом смотрели, как ловко он управляется с четырнадцатью шарами, подбрасывая их на большую высоту.

В середине июля я участвовал в конвенции (фестивале) жонглеров Европы и показал этот рекордный трюк коллегам, - продолжает Саша. - Важный нюанс - публика пока не видела нового рекорда, а значит, его премьера еще впереди. С режиссером Тарасом Поздняковым предстоит создать номер: придумаем сюжет, образ, в котором я буду выступать. Уникальный трюк с четырнадцатью шарами станет гвоздем номера.

«Зарабатываю на жизнь выступлениями в кабаре и варьете Европы»

Я хочу, чтобы Саша выступил со своим номером на самом престижном цирковом фестивале в Монте-Карло, который проходит под патронатом князя Монако, - говорит тренер Александра Юрий Поздняков . - Главный приз этого фестиваля - «Золотой клоун» - считается цирковым «Оскаром». Вице-президент конкурса в Монте-Карло Урс Пилс был в июне в Киеве - возглавлял жюри первого в истории Украины циркового фестиваля «Золотой трюк». Мы рассказали Пилсу о четырнадцати шарах, и он пообещал включить Кобликова в число участников фестиваля в Монте-Карло.

Александр родом из небольшого поселка Тельманово на Донетчине. В детстве по примеру старшего брата Сергея (он стал клоуном) записался в местную цирковую студию.

Когда Саша в 14 лет приехал в Киев поступать к нам в академию, то не дотягивал до требований, которые мы предъявляем абитуриентам: жонглировал только четырьмя предметами, а нужно - пятью, - вспоминает Юрий Поздняков. - Но я видел, что паренек стремится совершенствоваться, очень трудолюбивый, и решил его принять.

- Сколько времени посвящаете репетициям? - спрашиваю у Александра.

Мы проводим по две тренировки в день. Успеху способствует то, что я практически не употребляю алкоголь, не курю, стараюсь не есть «нездоровые» продукты вроде чипсов, налегаю на овощи и фрукты, рыбу. Обязательно включаю в рацион мясо, ведь при больших нагрузках нужен белок животного происхождения.

- А как зарабатываете на жизнь?

Зимой выступаю в Европе в варьете и кабаре. За вечер артисту там платят до 200-250 евро. В цирках на Западе гонорары значительно ниже - около ста евро. Больше всего можно заработать на гала-концертах - до нескольких тысяч. После победы в фестивале «Цирк будущего» меня пригласили принять участие во всемирно знаменитом телевизионном цирковом шоу «У Себастьяна» и заплатили две тысячи евро.

В августе в Мюнхене мне предстоит участвовать в самом масштабном в Европе фестивале жонглеров, на который соберутся около семи тысяч артистов совсего мира! Гала-концерт пройдет в одном из лучших цирков - «Крона». Мы с наставником были на подобном форуме в США. Он проводился одновременно в шести залах, на него тоже съехались несколько тысяч жонглеров.

Большинство из них платят за право участвовать в конвенции, ведь там многому можно научиться, обменяться опытом, - говорит Юрий Поздняков. - А мы с Сашей, наоборот, зарабатываем - нам причитаются гонорары за проведение мастер-классов на таких фестивалях. На конвенции в Америке мы получили 2600 долларов.



просмотров