Союз пролетарско-революционных писателей германии. Рапп (российская ассоциация пролетарских писателей) Российская ассоциация пролетарских писателей

Союз пролетарско-революционных писателей германии. Рапп (российская ассоциация пролетарских писателей) Российская ассоциация пролетарских писателей

Российская ассоциация пролетарских писателей

РАПП – литературное объединение в СССР послереволюционых времен. Образовано в 1925 году на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Генеральным секретарем РАПП стал Л. Л. Авербах. Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Кир-шон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов.

Возникновение самостоятельной организации пролетарских писателей было исторически обусловлено необходимостью для пролетариата завоевать руководящую роль на фронте культурного и литературного строительства.

В первый период нэпа и в начале реконструкции народного хозяйства на писательские кадры оказывали давление буржуазные элементы, что находило свое выражение в ряде колебаний писателей вправо. Необходимость в боевой, классово выдержанной организации на литературном и общекультурном фронте была очевидна. РАПП и явилась воинствующей и вместе с тем массовой организацией, живо откликавшейся и активно участвовавшей в целом ряде дискуссий того времени, отстаивавшей принципы пролетарской партийности в вопросах как художественного творчества, так и общего развития культурной революции.

Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925–1932 годы, ранее печатный орган группы «Октябрь»). При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменен на лозунг «учебы у классиков».

Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения самих рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других.

РАПП представляла собой своеобразную школу воспитания и подготовки кадров пролетарских писателей, которые, имея опыт практического участия в борьбе рабочего класса, были еще слабо подготовлены для специально литературно-художественной деятельности. Вопросам учебы, творческого самоопределения придавалось особое значение в работе организации.

Стремясь к выполнению поставленных партией задач, РАПП не была свободна от ряда грубых литературно-политических ошибок. Групповщина, элементы сектантства и обособления, преувеличенное представление о своей роли, схоластика в постановке ряда лозунгов учебы и творчества, известный отрыв от практики соцстроительства – вот ряд ошибок, которые давали себя знать с той или иной степенью остроты на всем протяжении деятельности РАПП. В последние годы в связи с общими успехами социалистического строительства и вызванного им поворота широких слоев интеллигенции на сторону пролетариата нужда в особой организации пролетарских писателей отпала, тем более что ошибки РАПП являлись серьезной помехой для развития советской литературы. Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года РАПП ликвидирована.

Этим же постановлением вводилась единая организация – Союз писателей СССР. Многие руководители РАПП (А. А. Фадеев, В. П. Ставский) заняли высокие посты в новом СП, но другие были в конце 1930 годов обвинены в троцкистской деятельности, репрессированы и даже расстреляны (как Л. Л. Авербах и В. П. Киршон). Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

Из книги Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля автора Синявский Андрей Донатович

Письмо 62 писателей в Президиум XXIII съезда КПСС в Президиум Верховного Совета СССР в Президиум Верховного Совета РСФСР Уважаемые товарищи!Мы, группа писателей Москвы, обращаемся к вам с просьбой разрешить нам взять на поруки недавно осужденных писателей Андрея

Из книги Куда ж нам плыть? автора Стругацкий Аркадий Натанович

СЛОВО ПИСАТЕЛЕЙ Есть идеал - коммунистическое человечество; вот с этих позиций и надо пером вытаскивать из всех щелей сегодняшнюю дрянь. И не удивляться ее шипению, а то и укусам. Ведь если советские фантасты будут искать спокойных бережков над речкой, у общества одним

Из книги И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи автора Бессонов Борис Николаевич

ГЛАВА 3. И. В. Сталин: построение социализма в Советской России - идея ленинская. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций После смерти В. И. Ленина Троцкий, Зиновьев и Каменев начали в партии острую идейно-политическую борьбу. Поводом послужила

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

ИДЕАЛЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (РЕЧЬ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЛЕТАРСКИХ КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) Окружающая среда имеет громадное влияние на воспитание человека, поэтому реорганизация общественного строя имеет в деле воспитания громадное значение. Но

Из книги Литературная Газета 6331 (№ 27 2011) автора Литературная Газета

100 000 писателей и один режиссёр Библиосфера 100 000 писателей и один режиссёр СУБЪЕКТИВ Екатерина ГЛУШИК Ежегодно в нашей стране издаётся около 100?тысяч наименований книг. Это только те, что проходят через Книжную палату, получая ISBN. Ещё немалое количество книг выходит, не

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Страна писателей Еще год назад замечательный филолог Александр Жолковский, у которого есть счастливая возможность приезжать в Россию раз в год и оттого яснее видеть динамику, заметил: «Не иметь собственной книги сегодня так же неприлично, как раньше - не завести

Из книги Газета Завтра 381 (12 2001) автора Завтра Газета

ПРОТЕСТ ПИСАТЕЛЕЙ Empty data received from address [ http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/01/381/16.html ].

Из книги Газета Завтра 382 (13 2001) автора Завтра Газета

Из книги Речь без повода... или Колонки редактора автора Довлатов Сергей

КР БУРЛИТ АССОЦИАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ Бурлит Ассоциация ветеранов. Уже два месяца ее ряды сотрясают невероятные катаклизмы.Статья Марка Поповского вызвала бурю. Обвинения его против Романа Котляра достаточно серьезны. Они затрагивают как финансовые, так и этические стороны

Из книги Очерки. Статьи. Фельетоны. Выступления автора Серафимович Александр Серафимович

РАДИОПЕРЕКЛИЧКА ПИСАТЕЛЕЙ ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Когда загремел мировой взрыв Октябрьской революции, не только социально-экономические твердыни закачались и рухнули, но и в области искусства глубочайшая трещина отделила старое от нового.

Из книги Литературная Газета 6423 (№ 29 2013) автора Литературная Газета

Плагиаторы против писателей Прочитал в "ЛГ" № 20 о гибели в пожаре замечательного русского писателя Олега Михайлова. Задумался о том, что Литфонд становится опасен для писателей, превращаясь в финансового монстра, наживающегося на чужом горе, плагиате и

Из книги ДЕВОЧКА ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ автора Свободин Александр Петрович

Могущественная ассоциация Ассоциация идей - связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое. Словарь иностранных слов Явление ассоциации встречается в нашей жизни на

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Союз писателей Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР. Он создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Этот Союз заменил собой все существовавшие до того организации

Из книги Кровь Донбасса автора Манчук Андрей

К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ С ЕС Сегодня Петр Порошенко подписал экономическую часть договора об ассоциации с Евросоюзом. Попробуем очень коротко описать последствия этого шага для украинской экономики.Экономическая интеграция с ЕС походит в условиях

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Из книги Русское крестьянство в зеркале демографии автора Башлачев Вениамин

О лживости советских писателей Необходимо отметить поразительную лживость советских писателей и постановщиков кинофильмов.Возьмите романы и повести о русской деревне. Во всех крестьянские семьи показаны так:- у «бедняка» большая семья с «кучей детей»;- у «кулака» -

Объединившаяся группа пролетарских писателей гор. Москвы на заседании 14 мая в присутствии около 25 челов. наметила Устав Московского Союза пролетарских писателей, разработку в котором целей и задач Союза, согласно принятой резолюции на Всероссийском Совещании Пролет. писателей 13 мая, поручила Правлению.

В Правление избраны товарищи: М. Герасимов, В. Кириллов, С. Обрадович, М. Сивачев, Н. Лятко, В. Александровский и М. Волков. Кандидаты кооптируются Правлением.

В ревизионную комиссию вошли тт. Е. Нечаев, Ф. Шкулев и Шершнев.

Справки в Подотделе Пролетарской Литературы Лито Наркомпроса (Тверская, М. Гнездниковский п., д. N 9, тел. 197-97).

Чернозем, литературный сборник. Выпуск второй. Издание Суриковского Литературно-музыкального кружка. М. 1919 г. 48 стр. Цена не указана.

"Писатель пописывает, читатель почитывает", когда-то было сказано в прошлом. Но мы это пережили, мы уже не почитываем, а читаем, а потому и требуем от писателя (если он так себя называет) не пописывания, а серьезной вдумчивой работы в области искусства, не злоупотребления на печатном станке, а искреннего творчества.

Суриковский кружок выпустил второй сборник рассказов и стихов. Первый, в 1919 году, прошел бесследно, без внимания, как и многие "произведения" Суриковского кружка, ибо работа членов его в целом дальше одного безличного сборника в год не шла.

Мало приходится говорить и об этом втором сборнике "Чернозема".

Что в нем есть?..

Старые затасканные истины, подчас проникнутые не пролетарским чувством отношения к жизни, образы, чуждые духу коллективизма, барабанный бой пустых слов и мутный старческий взгляд на новый день.

Теперь много пишут и диспутируют о пролетарском творчестве, пролетарской поэзии. Многие, писавшие гимны папиросам и лайковым перчаткам, возомнили себя пролетарскими поэтами и писателями. Не раз, устно и печатно, и Суриковский кружок писателей-народников вкупе накладывал на работу свою печать "пролетарское"...

Во втором сборнике все можно найти, но только не пролетарское.

Власов-Окский пародирует Северянина: красный шквал

Блестками игривыми Земь зачаровал... Распростился с бедами Овесненный люд. В океанность тинами Выбрался родник...

Стихотворение А. Смирнова "Песня поэта-пролетария" есть песня поэта... Бальмонта.

Интеллигентским нытьем, серым пессимизмом веет от стихов Ив. Морозова. Тут и астры, и саваны на деревьях, и смерть с косою, и песнь похоронная и затасканное изречение индивидуалиста:

"Как хороша весна и как печальна осень... Как грустно на земле"...

С. Дрожжин не сходит со старой дороги и старчески все еще мечтает:

"Ах если-бы я вольною Такой же пташкой был, Когда бы жизнь бездольную Я прожил и забыл. То пел бы точно так же я Про счастие людей, А то в душе тоска-змея, Да только горе в ней".

О городе пишет Нефедов:

"Асфальт и пыль, железо и туман, Зловонье дня без солнечной улыбки, Довольство, роскоши чарующий обман И черни хрип изменчивый и зыбкий... Все, все в тебе проклятом и пустом... ...В бездушном Молохе, Вампире неустанном"...

"Наступит час - велением судьбы Ты сгинешь, проклятый, как древняя Гоморра"...

Нет, мы, рабочие, не такими глазами смотрим на город. У поэта-пролетария, сознавшего силу и значение труда, не должно быть рабского безволия, рабской покорности городу, созданию рук своих.

"Только в городе возможны И движенье и борьба. А равнины безнадежны - Такова равнин судьба... Дальше, дальше от равнин. В царство фабрик и машин. В город шумный и суровый, Где зачатки жизни новой"!..

Так сказал еще в 1914 году пролетарский поэт, питерский рабочий, И. Логинов.

Город - огненная купель Нового Мира, светоч науки, искусства: в нем сцепление сил, в нем рождение Великого Коллектива... "Это - гигантская кузница, где выковывается новая радостная жизнь, это - могучая симфония труда, железа и стали!.." (Кириллов).

В прошлом живет поэзия Нефедова, а прошлому в настоящем места нет.

Есть в сборнике и революционные стихи. Вот конец стих. "Сердца рабочих" Р. Меч:

..."Пред нами целый мир лежит. Теперь он нам принадлежит, Рабочим всей вселенной. Мы грозной силою стоим И не теперь разоружим Мы лагерь свой военный. Могуч теперь рабочий стан. Нужна свобода нам всех стран И солнце просвещенья. В одно биенье слив сердца, Вперед к победе до конца Войдем без отступленья"...

Мы уже забыли объявления в стихах "дяди Михея" о папиросах Дюшесс, а Р. Меч своим "произведением" напоминает нам.

Есть и лирика в сборнике: М. Толстая, стихотворение "Одуванчик".

"Среди некошенной травы, Среди цветов душистых мая, Рос одуванчик без забот, Головкой нежною качая"...

Какое странное совпадение фамилии и стихотворения: еще со школьной скамьи помнится милое Ал. Толстого "Колокольчики мои"...

Перепевами Никитина, Надсона, макулатурой слова являются стихи И. Голикова, А. Суслова, С. Ганьшина и Сеничева.

Ни яркого образа, ни радующей аллитерации, ни искреннего настроения, - вымученные слова, избитые рифмы, в большинстве глагольные (разливается-улыбается), растянутость и частое невладение размером стиха.

В отделе прозы, за исключением бойко написанного рассказа И. Юрцева "Кляуза", рисующего страницу современной жизни, - остальное "ходячие затертые пятаки".

Украшением сборника - случайно попавшие два-три стихотворения выявивших себя пролетарских поэтов да образное стихотворение умершего поэта С. Кошкарова.

Многим участникам сборника надо пожелать не печатного станка, а долгой усиленной работы над самим собою, над своим мировоззрением. Надо не "пописывать", надо отдаться до конца творческой работе, быть аскетом искусства. Вечно гореть в огне творчества, непреклонной ищущей думой выискивая в многогранной трудовой жизни новые слова, новые образы.

Отметая в сторону все ненужное, дряхлое, весь щебень-мусор старых истин и понятий, - стройте Великую Кузницу-Мастерскую, где ярко должен гореть горн Коллективных Усилий, не стихать дружная ковка остро-пламенных Слов!..

Российская ассоциация пролетарских писателей

Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) - литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП (Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей) в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.

История

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» – одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина , Толстого , Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова , З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого советского «толстого» (т. е. литературного) журнала «Красная новь». «Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом «Перевала». Воронскому пришлось оставить литературную критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в Комакадемии группа была обвинена в «буржуазном либерализме».

» (1925-1932), ранее органе группы «Октябрь ». При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». Генеральным секретарём РАПП стал Л. Л. Авербах . Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов , Ю. Н. Либединский , В. М. Киршон , А. А. Фадеев , В. П. Ставский , критик В. В. Ермилов . В журнале они выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-«попутчиков », «одемьянивания » поэзии и «призыв ударников в литературу». На РАПП, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с троцкизмом . По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого -Воронского , которые отрицали возможность создания пролетарской культуры и литературы. Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. В РАПП состояло более 4 тысяч человек.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков , В. В. Маяковский , Максим Горький , А. Н. Толстой и других. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы».

К 1930 г. все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилила директивный тон. Например, резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писа­телей «заняться художественным показом героев пяти­летки» и доложить об исполнении этого при­зыва-распоряжения в течение двух недель. Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.

РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских организаций, была расформирована постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля г., вводившим единую организацию, Союз писателей СССР . Впрочем, руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП. Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

См. также

Литература

  • Творческие пути пролетарской литературы, т. 1-2, М. - Л., 1928-29.
  • Борьба за метод, М. - Л., 1931.
  • О партийной и советской печати. Сборник документов, М., 1954.
  • Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, М., 1966.
  • Из истории советской эстетической мысли, М., 1967.
  • Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов, М., 1970.
  • Громов Евгений. Сталин. Власть и искусство. М.: Республика, 1998. ISBN 5-250-02598-6 . Стр. 70-85.

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Желудочно-кишечный тракт
  • Амфибия

Смотреть что такое "Российская ассоциация пролетарских писателей" в других словарях:

    РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ - (РАПП, 1925 32). Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к административному руководству всем литературным процессом; для рапповской критики характерны вульгарный социологизм, проработочный стиль … Современная энциклопедия

    Российская Ассоциация пролетарских писателей - РАПП РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (РАПП, 1925 32). Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к административному руководству всем литературным процессом; для рапповской критики характерны вульгарный социологизм … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Всероссийская ассоциация пролетарских писателей - (ВАПП) основана в октябре 1920 на одной из конференций пролетарских писателей, созванной литературным объединением «Кузница»; в 1921 утверждена Наркоматом просвещения в качестве головной литературной организации. Руководство осуществлял В.… … Википедия

    ассоциации пролетарских писателей - организации писателей в СССР, образовавшиеся в 1920 е гг. На 1 м всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в 1920 г. образовалась ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей. В неё вошли члены организации пролетарских… … Литературная энциклопедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) - VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    Союз писателей Республики Башкортостан - СПРБ: Уфа, Россия Тип организации: Творческая общественная организация Офици … Википедия

    РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей … Словарь сокращений русского языка

    РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой … Большая советская энциклопедия

    Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1917—1929 - 191725 октября (7 ноября). Великая Октябрьская социалистическая революция.26 октября (8 ноября). Декреты: о мире, о земле. Образование первого правительства Российской Советской Республики — Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с… … Литературный энциклопедический словарь

В этой краткой статье, точнее - хронологии событий, идет речь только о крупных профессиональных союзах и объединениях писателей. Здесь Вы не прочтете о литературно-художественных кружках и любительских сообществах, например - о старейшем "Обществе Любителей Российской Словесности", созданном еще в 1811 году при Имп. Московском университете и просуществовавшем вплоть до 1930 года, когда оно разделило участь остальных, неугодных власти литературных обществ и объединений.

Членами "Общества" в разные годы были многие известные русские писатели - К.Бальмонт, Л. Толстой, М. Горький, В. Соловьев, М. Волошин, В. Короленко, В. Вересаев, А. Белый, А. Куприн, и т.д. Мы не расскажем и о многочисленных кружках крестьянских писателей-самоучек, возникших в конце 19 века, и о несметном количестве разнообразных мелких групп и объединений первой четверти 20 века, занимавшимися, по большей части, окололитературными "кружковыми" склоками и необъективными оценкам творчества современных писателей, тем самым, укорачивая жизнь коллегам.

Царская Россия до 1917

1859 год, 8 ноября. Создание первого в России Литературного фонда. По замыслу авторов известных литературных журналов "Современник", "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" и т.д., был создан в России "Литературный фонд" - первая общественная организация помогавшая "пьющим и нуждавшимся" профессиональным писателям. Средства Фонда складывались из небольших добровольных процентных отчислений издателями книг, журналов и газет, из членских взносов, из назначенного императором ежегодного пособия, из пожертвований отдельных лиц и сословий, из доходов от спектаклей, концертов, выставок, чтения лекций писателями Островским, Писемским, Тургеневым, Гончаровым, Достоевским, Некрасовым, Шевченко, Майковым и т.д.. Вплоть до Октябрьской Революции, все литераторы многонациональной России (включавшей в себя Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Кавказский край, Сибирь, Среднеазиатские области...) - русские, поляки, украинцы, латыши, белорусы, татары, грузины и т.д., могли считать себя в равной мере социально защищенными и уважаемыми художниками слова...
После февраля 1917

РАЗЛИЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ, ГРУППЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ


Сразу после Февральской революции и Октябрьского переворота, вплоть до конца 20-х годов на территории бывшей Российской империи появляется, как уже говорилось выше, огромное количество различных литературных групп и писательских организаций. Основными причинами их создания были отвратительные материально-бытовые условия существования для творческого человека. Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы, выпуска книг и периодических изданий, профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству. Первоначально все они возникали по содружеству и по знакомству, и лишь затем начинали делиться по поэтическим или идеологическим признакам. Впрочем, что бы ни говорилось о литературных объединениях 20-х годов, "очевидно одно, что в то время их не могло не быть", и "издержки групповщины с лихвой окупались плюрализмом творческих методов". Здесь мы вскользь упоминаем лишь о самых крупных объединениях, состоявших, в основном, из писателей Москвы и Петрограда.

Мы так же даем описание литературных журналов, выходивших в конце десятых и в двадцатых годах ХХ века. Их содержание намного больше расскажет думающему человеку об одном из самых интересных периодов в истории русской литературы и творческих союзов.

1917, 19 октября. ПРОЛЕТКУЛЬТ. Организованный за неделю до Октябрьской революции, он ставил своей целью создание новой пролетарской культуры. После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы. В Москве - журнал "Пролетарская культура", а в Петербурге - "Грядущее". В 1918-1920 годах Пролеткультом издавались поддерживаемые правительством журналы "Пламя" (Петроград) и "Творчество" (Москва). Сотрудничавшие с Пролеткультом литераторы имели в это голодное время много привилегий. Впоследствии деятельность организации была подвергнута резкой критике В.И. Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке. Причиной ликвидации Пролеткульта А.В. Луначарский объяснял тем, что Ленин "не хотел создания рядом с партией конкурирующей рабочей организации".

1918, март. В Петрограде образован Союз деятелей художественной литературы - СДХЛ (1918-1919). В создании и работе Союза принимали участие М.Горький, А.Блок, Н.Гумилев, К.Чуковский, А.Куприн, Е.Замятин, и др.

В Уставе Союза говорилось, что действие Союза распространяется на всю территорию России. СДХЛ ставил перед собой задачи защиты деятелей литературы и помощи начинающим писателям. Стремление помочь своим членам материально было определяющим, но не единственным стимулом возникновения Союза. СДХЛ в этот период был неким литературным центром, объединявшим большую часть русских писателей и представлявшим их профессиональные интересы не только в Петрограде, но и в других регионах страны. В мае 1919 года, из-за возникшего в руководстве конфликта, союз прекратил свое существование.

1918. Образование Всероссийского Союза поэтов (1918-1929). Объединив поэтов разных направлений и школ, Союз способствовал изданию книг, альманахов и поэтических сборников, устраивал литературные вечера. Его существование в Москве и в Петрограде (1920-1922, 1924-1929) связано с именами А.Блока, Н.Гумилева, В.Каменского, В.Брюсова, Г.Шенгели; И.Садофьева, Н.Тихонова...

1918. Образование Всероссийского Союза писателей. Союз писателей имел Московское и Петроградское отделение.

1919. Открытие Петроградского Дома искусств (1919-1923). Его часто сравнивали с кораблем или ковчегом, спасавшим петербургскую интеллигенцию в годы послереволюционного голода и разрухи. Роль Ноя на этом "ковчеге" играл Максим Горький. В ПДИ работали литературные студии и за время его существования вышло два альманаха. Петроградский Дом искусств, вместе с Домом литераторов и Домом ученых, играл очень большую роль в литературной жизни не только Петербурга, но и страны. Там работали Н.Гумилев, К.Чуковский, Е.Замятин. О жизни в Доме искусств можно прочитать в романе О.Форш "Сумасшедший корабль".

1920, 18 - 21 октября. ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Он состоялся в Москве, в помещении Дома Печати. На Съезде присутствовало 142 человека. Из них с решающим голосом - 95, а с совещательным - 47.

Представительство на Съезде имели города: по 1 - Ташкент, Грозный, Вологда, Саратов, Кашира, Скопин, Волынь, Иваново-Вознесенск, Двинск, Тверь, Оренбург, Орел, Баку, Сердобск, Рязань, Калуга, Одесса, Варнавин, Кострома, Вятка, Алтайск, Киев, Екатеринослав, Майкоп, Дмитров. Затем Пятигорск - 3, Тамбов - 5, Харьков - 4, Челябинск - 2, Ростов н/Дону - 2, Воронеж - 2, Самара - 2, Омск - 2, Владимир - 2, Петроград - 21 и Москва - 69.

По составу: от Пролеткультов Москвы, Петрограда и провинции присутствовало - 39, от Ц. К. Пролеткультов - 6 чел. от кружков и союзов пролетарских писателей и поэтов - 27. Секция пролетарских писателей Москвы - 15, от Ц. К. Р. К. П. - 7, от Отнароб - 12 чел., от редакций газет - 5, от Коммунистического Союза молодежи - 1, от Союза журналистов - 2, персонально - 28 чел. В политическом отношении коммунистов - 93, анархист - 1, левый с.-р. - 1, сочувствующих комм. партии - 8 и беспартийных - 39. Возраст: от 19 до 30 - 54 чел., от 30 до 40 лет - 47, свыше 40 лет - 17 чел., остальные не указали. Поэтов и беллетристов, работающих в литературе по времени печатания своих произведений: свыше 30 лет - 8 чел., от 20 до 30 - 9 чел., от 10 до 20 - 15 чел., от 1 г. до 10 - 42 чел. Имеющих книги своих сочинений - 47 человек. Подвергались репрессиям в царское время - тюрьмам, ссылкам, каторжным работам, арестам, высылкам и различным наказаниям - 54 человека.

Президиум Съезда был избран в составе: председатель - т. В. Кириллов, товарищи председателя - т.т. Герасимов и Садофьев, секретарь Съезда - т. С. Обрадович, члены - т.т. Александровский, Шувалов, Маширов-Самобытник и Поморский. Почетными председателями были - т.т. В. И. Ленин, А. В. Луначарский и М. Горький.

1921, май. Создание Всероссийского Союза крестьянских писателей. В уставе Союза ставилась задача всестороннего художественного отражения всех бытовых, социальных, экономических особенностей жизни крестьянской массы.

1921. Образование Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Именно благодаря творчеству пролетарских писателей, позже, в литературе появится такое понятие, как социалистический реализм.

1922, 30 декабря. Организация Левого фронта искусств - ЛЕФ (1922-1929). Именно благодаря эволюции идей футуризма "от крайней автономии художественной формы к идее полного прагматизма и социологическому подходу к литературе", мы имеем такое понятие, как "социальный заказ".

1925. Резолюции ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". В резолюции выдвигался тезис о свободном соревновании различных группировок и течений. Но свобода тут же ограничивалась, - соревнование должно проходить на основе пролетарской идеологии.

1925. Переименование Всероссийского Союза крестьянских писателей во Всероссийское объединение крестьянских писателей (ВОКП). Но в духе резолюции ЦК РКП(б) от 1925 года, платформа ВОКП стала строиться на эклектическом соединении "пролетарской" идеологии и "крестьянских образов". Истинным крестьянским поэтам и "попутчикам" уже не было здесь места.

1925, декабрь. Образование Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Российская ассоциация пролетарских писателей, сформировалась еще в январе 1925 года в рамках ВАПП.

1925, 28 декабря. Смерть Сергея Александровича Есенина. 23 декабря 1925 года из Москвы в Лениград уезжал жалкий "попутчик" и бездомный поэт, а через неделю он возвращается в Москву великим, талантливым и гениальным, но уже в гробу.

1928. Возвращение в Россию Максима Горького.

1928. ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Он реорганизовал Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей (ВАПП). Пролетарские ассоциации всех национальных республик были объединены в ВОАПП, а во главе этого Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей стала РАПП. Именно она была призвана объединить все творческие силы рабочего класса страны и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения. РАПП унаследовала и даже усилила вульгарно-социологические нигилистические тенденции Пролеткульта. Она заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе и выступления против своей платформы рассматривала как выступление против партии. РАПП требовал установления гегемонии пролетарских писателей административным путем, посредством передачи им органов печати, вытеснения "попутчиков" из журналов и сборников.

1929. Первый Всероссийский съезд крестьянских писателей. На нем выступали Луначарский и Горький. Они говорили о том, что стране нужен особый крестьянский писатель, идеологические устремления которого были бы пролетарскими.
К концу 20-х - началу 30-х годов с литературной сцены СССР практически исчезают все непролетарские писательские группы. Но кое-кто еще пытается отстоять свою независимость.

1930, 12 марта. Руководитель творческого объединения "Перевал" А.К.Воронский направляет письмо в ЦК ВКП(б), в котором пишет, что писатели "Перевала" ближе к революции, органичнее воспринимают ее. Они не обросли ни договорами "на полное собрание сочинений", ни дачами, ни домами, ни мебелью, ни "славой". За последние годы они много учились и научились. Их успехи в художественном мастерстве очень значительны. Работа их в поисках нового жанра, стиля, динамического образа заслуживает серьезнейшего внимания...

После "образцово-показательного" суда над "Перевалом в "Коммунистической академии" любителей идти вразрез с литературной политикой партии сразу поубавилось.

1930, 14 апреля. Смерть Владимира Владимировича Маяковского. Как-то уж очень вовремя. После смерти поэта уже мало кто из писателей решался открыто на критику литполитики партии.

1931. Всероссийское объединение крестьянских писателей - ВОКП переименовывается в организацию Пролетарско-колхозных писателей. Это соответствовало проводимой в стране политике "раскрестьянивания". Кроме того был наложен запрет на наследие Есенина.

1932, 23 апреля. Постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Уже на следующий день, в воскресенье 24 апреля 1932 года, в газете "Правда" и на первой странице, постановление ЦК ВКП(б) было напечатано. В нем говорилось о ликвидации ВОАПП и РАПП, коренной перестройке литературно-художественных организаций и объединении всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в Союз Советских писателей.

1934, 28 июля. Образование Литературного фонда СССР. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР "О Литературном фонде Союза ССР", был образован Литературный фонд СССР. Этим же постановлением был определен основной источник денежных средств Литературного фонда: отчисления издательств художественной литературы и редакций журналов и отчисления от зрелищных предприятий.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР


1934, 15 августа - 1 сентября. Первый съезд писателей.

1935, 20 февраля. Постановлением Совнаркома СССР был утвержден Устав Литературного фонда СССР, как самостоятельного юридического лица. Вплоть до распада Советского Союза средства Литературного фонда использовались для оказания социально-бытовой помощи писателям (творческие пособия, ссуды для работы над новыми произведениями, творческие командировки, пособия в связи с временной нетрудоспособностью, льготные путевки в дома творчества и санатории, бесплатная медицинская помощь), а также членам семей писателей, начинающим литераторам и потомкам классиков отечественной литературы. За счет средств Литературного фонда СССР финансировались расходы Союза Советских писателей, содержание принадлежавшего Союзу писателей Литературного института, покрывались расходы по эксплуатации учреждений культурно-бытового обслуживания (домов литераторов и клубов).

1954. Второй съезд писателей ССП.

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР


1967, 20 мая. Награждение СП СССР орденом Ленина.

1979. Литературный фонд СССР освобожден от финансирования Союза писателей СССР и Литинститута.

1983, (12) декабря. 50-летие Литературного института им. А.М.Горького. Вручение Литинституту, ордена Ленина.

1984. 50-летие Союза писателей. Выпуск к юбилею издательством "Советский писатель" книги "Пять десятилетий. Союз писателей СССР 1934 - 1984".

1989. Появление ПЕН-центра в Москве. Решение о его создании было принято в Маастрихте на Международном конгрессе ПЕН-клуба.

1991. Переименование советского ПЕН-центра в Русский.

1991. С распадом Советского Союза прекратили свое существование Союз писателей СССР и Литфонд СССР, закончилась история самой элитной, богатой, могущественной и идеологизированной творческой организации эпохи социализма. Ничего подобного доселе в Мире не существовало. Союз писателей СССР распался на несколько независимых союзов, Литфонд тоже преобразовался. В справочниках писателей появились названия: Международная общественная организация писателей "Литературный фонд" (Международный Литфонд), Литфонд России и Московский Литературный фонд и другие…

Материал опубликован на сайте "Московские писатели": http://mp.urbannet.ru/HTML/istor-sp.htm
Жаль, что автор этой большой работы не указан...



просмотров