Высказывания иностранцев о славянах в разные времена. Высказывания о славянах

Высказывания иностранцев о славянах в разные времена. Высказывания о славянах

Привожу ниже несколько высказываний о славянах, оставленных разными летописцами и путешественниками.

Из «Деяний Данов» Саксона Грамматика
Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитою… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей.… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойною оградой. Внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя – из четырёх крепких колонн, которые, не соединяясь твёрдой стеной, увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлей. В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которой кумир опирался на бок, уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёю, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны и черен которого, помимо красивых резных форм, отличались серебряною отделкой.… Для содержания кумира каждый житель острова обоих полов вносил монету. Ему также отдавали третью часть добычи и хищений, веря, что его защита дарует успех. Кроме того, в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые всё, добываемое или насилием или хитростью, вручали верховному жрецу; отсюда приготовлялись различные украшения храма. Прочее сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпуровых одежд, но от ветхости гнилых и худых.
Можно было видеть и множество общественных и частных даров, пожертвованных с благочестивыми обетами, просящих помощи, потому что этому кумиру давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали ему подарки с благоговением: между прочим, король датский Свенон, для умилостивления его, принёс в дар чашу искуснейшей отделки.…
Этот бог имел также храмы в очень многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того, при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. Только верховный жрец мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная узда не унизила божественного животного. Верили, что на этом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища. Это следовало из того, что конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеной и грязью, как будто он воротился из дальней дороги…
Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица. Оно было отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным. С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, все пенаты руянские разрушать и сжигать, - и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.

"Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом - морские разбои”.

(А.Гильфердинг. История балтийских славян.)

“Недалеко от области склавов находятся, насколько нам известно, три примечательных острова. Другой остров [рюген] расположен напротив страны вильцов. Его населяет могучее склавское племя ранов, [или рунов]. По закону без учета их мнения не принимается ни одно решение по общественным делам. Их так боятся по той причине, что с этим племенем водят близкую дружбу боги, а вернее, бесы, поклонению которым они преданы более, чем прочие. Оба острова переполнены пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из проезжающих. Ибо всех, кого другие пираты обычно продают, эти убивают.”
(Адам Бременский ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ)

"На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены, именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окpестным госyдаpствам гpозны и пpотивны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были."
(Герард Меркатор "Космография")

"...Волосы и борода были пострижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян."
(Саксон Грамматик "Деяния данов")

"Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."
(Ибн - Хаукаль)

"Русы носят широкие шаровары, на каждые из которых идет 100 локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у кален, к которым затем и привязывают..."
"Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты."
(Ибн - Русте)

"Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом, чисты телом. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож. Причем со всем этим он никогда на расстается. И от края ногтей иного из них до его шеи имеется собрание деревьев, изображений картинок и тому подобного."
(Ибн - Фадлан)

"Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству сохранили в своей среде подлинную чистоту рода."
(Прокопий Кесарийский "Война с готами")

"Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьюченные ящики и сундуки епископа запирались на замок."
(Жизнеописания Оттона Бамберского)

: Я бы сказал о немцах то, что Вольтер говорил о Боге: если бы немцев не было, их стоило бы выдумать, ибо ничто так успешно не объединяет славян, как укоренившаяся в них ненависть к немцам.

Бакунин :
Славяне в политическом отношении - дети.
Бакунин :
Черт побери всех славян, со всею их военною будущностью, если после многолетнего рабства, мучения, молчания они должны принести человечеству новые цепи!
Бакунин :
Есть между нашими славянофилами несколько честных людей, которые не на шутку верят, что русский народ горит нетерпением лететь на помощь "братьям славянам", про существование которых он даже не знает. Его чрезвычайно удивили бы, сказав ему, что он сам славянский народ.
Бакунин :
Верно то, что ни одно славянское племя само собой не создало государства.
Бакунин :
В немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины, в славянах же не только нет этой страсти, но действуют и живут страсти совершенно противные; поэтому, чтобы дисциплинировать их, надо держать под палкою, в то время как всякий немец с убеждением, свободно съел палку. Его свобода состоит именно в том, что он вымуштрован и охотно преклоняется перед всяким начальством...
Бакунин :
Немцы ищут жизни и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб.
Бакунин :
Славяне... останутся чрезвычайно ничтожны и бедны, пока будут продолжать хлопотать о своем узком, эгоистическом и вместе с тем отвлеченном славянизме.
Бакунин :
Бакунин :
Образование великого славянского государства есть не что иное, как образование громадного славяно-народного рабства.
Николай Некрасов :
Где ж, как не в буре, и развернуться славянской натуре?
Н.Я. Данилевский :
Борьба с Западом - единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий, для поглощения ими мелких раздоров между разными славянскими племенами и направлениями.

"Проблема многих в том, что мы ищем счастья не там где оно есть, а там где мы хотим."

"Вещи предназначены для того, чтобы ими пользоваться, а люди, чтобы их любить. Но мы часто любим вещи и пользуемся людьми."

"Люди, заявляющие: "В жизни нужно попробовать все!", по факту пробуют все только самое плохое."

"Нужно отделять понятие Любви от наслаждения. Любовь - вложенная сила, наслаждение - это потребление."

"Красота женщины - это приманка. Главное - в ее сердце."

"Невозможно «пить мало», «курить редко», «изменять жене в пределах разумного». Нет «золотой середины» при определении степени порочности."

"Не говори Богу, что у тебя есть проблема, повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог."

"Поколения за поколениями люди работают на ненавистных работах только для того, чтобы иметь возможность купить то, что им не нужно." (Чак Палан)

"Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого - вот извечная заповедь."

"До смерти я не доживу."

"Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире."

"Нам всегда кажется что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят." (Л.Н. Толстой)

"Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели." (Л.Н. Толстой)

"Если ты понял,что несчастнее всех в этом мире страданий счастливцы, значит ты понял всё." (Л.А. Сенека)

"Нет добра и зла. Есть знание или отсутствие их." (Сократ)

"Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё." (Б. Паскаль)

Сент-Экзюпери Антуан де:

"Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр."

"Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух."

"Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность."

"Глаза слепы. Искать надо сердцем."

"Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь по невозможности быть обиженным."

"Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения."

"Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»"

"Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

(Маленький принц)

"Жить - значит медленно рождаться."

"Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви."

(Военный летчик)

Что такое мудрость? Некоторые приравнивают это понятие к уму, интеллекту, разуму. Да, в этом есть доля правды. Но, на самом деле, мудрость – понятие более глубокое. Ведь мудрость – это не только имеющиеся знания. Это способность пользоваться ими, способность разумно поступить правильно в той или иной ситуации, способность адекватно оценивать свои силы и возможности.

Мудрость древних славян заключалась в их мировоззрении, в их взглядах на жизнь. И отражалась она в каждом шаге: в ведении хозяйства, в воспитании детей, в обрядах и праздниках, в традициях и верованиях. Древние славяне четко представляли свое место в мире. Например, они понимали такие вещи, которые были доказаны наукой, как движение Солнца, Земли. Ведь праздники их были как раз в дни солнцестояний и равноденствий. Что уж говорить о славянском календаре, о летоисчислении. Ведь пришло же в голову древним людям вести отсчет времени! Не это ли их мудрость?

Мудрость в морали, мировоззрении

Мудрость славян проявлялась и в их суждениях. Например, все материальное, все природное, по их мнению, обладало душой. То есть наши предки понимали, что там, где есть материя, есть и энергетика. И сам человек, как одна из ветвей природы, обладает определенными энергетическими ресурсами, энергетическим потенциалом. Но у человека есть присущие черты и чувства, резко отличающие его от животных. Например, совесть, долг, честность, ответственность.

Такие понятия для славян были хорошо известны. Они верили, что жить необходимо по законам морали, чтобы душа снова могла обрести телесную оболочку.

Мудрость для выживания

Древние славяне смогли выжить лишь благодаря своей мудрости. Для нас сегодня кажется абсолютно логичным, что сажать (сеять) будущий урожай нужно весной, а собирать осенью. Но тогда, сотни лет назад, люди не могли этого знать наверняка. Но ведь они делали именно так. А почему? Потому что славяне были очень и очень мудрыми. Мудрость их складывалась из опыта, из наблюдений, из интуиции. У славян в древности не была развита письменность, им неоткуда было черпать информацию.

Мудрость предков

Кроме того, славяне помнили о своих предках, уважали старших, чтили свой род. А для чего они это делали? Казалось бы, во времена, когда нужно выживать самим, было совсем не до предков. Но они понимали, что возраст – это тоже мудрость. Ведь советы старших – самые разумные и правильные. Не случайно, в общине был совет старейшин, на котором решались спорные вопросы, проблемы.

Хранителями мудрости были и волхвы, жрецы. К ним тоже часто обращались за советом, с просьбами провести какой-либо обряд. Просто эти люди были наиболее приближены к богам, а значит – к источнику Высших знаний.

Мудрость в любви

Сегодня доподлинно известно, что близкородственные браки часто приводят к появлению в потомстве генетических мутаций.

Последние, в свою очередь, ведут к порокам развития и врожденным заболеваниям. И у славян было грехом жениться людям, которые были родственниками. Конечно, они не знали тогда о генетике. Но на подсознательном уровне противились подобным связям. В Славяно-Арийских Ведах говорится о законах Рита (законы о чистоте крови и рода). Согласно им, мужчина должен быть первым и единственным у одной женщины.

Приводить множество примеров славянской мудрости можно и дальше. Но мы не преследуем такую цель. Все, что мы знаем сегодня, мы получили благодаря свои предшественникам. Мы не изобретаем велосипед заново. Мы пользуемся тем, что когда-то было открыто, создано, доказано. И, можно сказать, что мы пользуемся мудростью наших предков – древних славян. Они передали ее своим потомкам, а те, в свою очередь, нам. Просто поразительно, насколько мудрыми были люди, жившие еще в прошлой эре. У них не было высокоточной техники, компьютеров и гаджетов. Но они, благодаря своему внутреннему подсознанию, сумели оставить после себя целое наследие. И мы должны помнить об этом.

Бог мудрости у славян

Мудрость для наших предков была очень ценной и важной, поэтому она нашла свое покровительство в лице бога. Славянским богом-мудрецом был Велес. Его называли «мудрым, как Вселенная». Он был хранителем знаний богов, ремесел. Кроме того, Велес – это бог поэзии. Вообще его рассматривают в трех ипостасях, согласно существующим мирам:

  • Явь (земной мир). Здесь Велес покровительсвует природе, скоту, богатству.
  • Навь (подземный мир). Властвует над смертью, над мертвыми.
  • Правь (высший мир, мир богов). Велес – бог Высшей Мудрости.

По преданиям, Велес учил людей вере и мудрости, учил их «ведать». Именно он научил человека земледелию, сбору урожая, жертвоприношениям для богов. Кроме того, благодаря ему появился первый календарь, грамота, законы. Велес считается создателем рун.

Символы Велеса:

  • День недели – среда.
  • Камень – опал.
  • Металл – свинец, ртуть.
  • Дерево – ель, сосна.

Даже одна из первых славянских книг, которая появилась еще до создания алфавита (глаголицы, кириллицы) названа Велесовой книгой. Последняя состоит из более чем тридцати дощечек, сделанных из березы. На ней начертаны письмена, причем вопрос на каком же они языке, до сих пор остается открытым. По мнению ученых, эта книга содержит информацию о том, как жили наши предки, начиная с 650 года до новой эры.

Символ мудрости у славян

Славянским символом мудрости была Валькирия. Этот оберег призван хранить мудрость, а также справедливость, благородство и честь. Наиболее распространена Валькирия была среди воинов. Ведь они защищают и оберегают Род, Веру, Мудрость. Но также этот символ можно было встретить у волхвов, жрецов. Потому что они являются хранителями Священных Славяно-Арийских Вед.

Несмотря на то, что история славянских народов уходит корнями в глубокую древность, этот факт не торопится популяризировать официальная наука. До сих пор в некоторых изданиях ссылаются на немецких историков Миллера и Шлецера, благодаря которым получила распространение крайне недобросовестная и однобокая версия истории Руси, недаром великий Ломоносов считал их сочинения собранием нелепостей и измышлений:

«У Миллера на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно... Сие так чудно, что если бы Миллер умел изобразить живым штилем, то он бы Россию сделал столь бедным народом, каким еще ни один (…) народ ни от какого писателя не представлен…».

Шлецер без тени сомнения заявлял: «На Руси до Рюрика были, конечно, люди, но люди без государства; они жили как лесные звери, ничем не выделялись, без всякого общения с миром и потому никем из культурных европейцев не отмеченные и не описанные… Дикие, грубые славяне начали делаться общественными людьми только благодаря посредству германцев, которым назначено было судьбою рассеять в северо-западном и северо-восточном мирах первые семена цивилизации».

И это пишет человек, не только не читавший древних летописей, но и не сумевший выучить русский язык, невзирая на то, что он до конца своих дней жил в России!

Август Шлецер и Герхард Миллер

С тем, что древность славянских корней сознательно утаивалась на протяжении столетий, сложно спорить. Но неужели действительно отсутствуют источники, подтверждающие подлинный возраст истории славян-ариев, которая, конечно же, не ограничивается полутора тысячелетиями, отпущенными ей миллерами и шлецерами?

Конечно, не стоит забывать, что множество древнейших источников исчезло или было уничтожено. Сгорели знаменитые Александрийская, Константинопольская, Афинская библиотеки. Потерялись следы книгохранилищ Ивана Грозного и Ярослава Мудрого. А сколько еще ценных летописных материалов было уничтожено на Руси!

Но, тем не менее, мы и сегодня можем найти у античных и более поздних авторов целый ряд подтверждений древности и великого прошлого славянских народов. Многие из известных историков, писателей, правителей или полководцев не обошли вниманием эту тему.

Одними из первых это сделали Гомер и Геродот. Правда, в их трудах славяно-арийские народы упоминаются под именами венедов, венетов, вендов, антов, энетов, ругов, скифов и сербов .

Прозванный отцом истории Геродот дал одно из первых описаний древних обитателей Причерноморья: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись» .

Спустя почти два с половиной тысячелетия прославившийся своей воинственностью король Пруссии Фридрих Второй практически повторил эти слова: «Избегайте столкновения с жестоким и непобедимым народом. Русские происходят от скифов, разрушивших Римскую империю…»


Фридрих II

Как видим, по поводу скифских корней русичей у Фридриха нет и тени сомнения. А вот чтобы внести ясность в тему якобы «жестокости» славянских воинов, приведем слова еще одного автора – Маврикия Стратега (6-7 вв. н.э., Византия), написавшего знаменитый трактат о военном искусстве «Стратегикон». В трактате довольно внушительная часть посвящена славянским народам, из этого документа мы узнаем, что «племена славян и антов… многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья…»


Немногим ранее почти то же самое утверждал византийский историк и писатель Прокопий Кесарийский (507 – 565 гг.): «Самим нападать на других, чтобы завладеть их имуществом и людьми, законы их запрещают так же, как и торговать людьми. Поэтому рабов они не имеют, а работают все без различия должности и положения...»

Прокопий отмечает не только бесстрашие и миролюбие, но и высокую духовность славянских народов.

Об их могуществе, образе жизни, территории писали многие древнеримские, готские, итальянские, арабские, немецкие, а также русские и другие знаменитые историки, путешественники, географы, писатели и прочие выдающиеся люди своего времени.

Но, пожалуй, наиболее однозначно около 400 лет назад высказался итальянский священник Мауро Орбини в своей книге «Славянское царство» (опубликована в 1601 году): «Славянский род старше пирамид и столь многочислен, что населил полмира» .

Под заголовком «Великие о Славянах» без сомнения должны стоять и более поздние имена первой величины – Екатерины Великой и Михаила Васильевича Ломоносова.

Российская императрица писала: «Славяне на востоке, западе и севере обладали толикими областями, что в Европе едва ли осталась землица, до которой они не касались» .

М.В.Ломоносов, русский гений и ученый-универсал, в своих исторических изысканиях имел возможность работать с ныне исчезнувшими летописями и античными источниками, в частности, он опирался на труды Плиния, Птолемея, Страбона. Свои выводы он изложил в обширном историческом труде, из которого до наших дней дошла малая часть, но и сохранившейся информации достаточно, чтобы всерьез пересмотреть многие постулаты современной исторической науки.

О древности и величии Славян говорили ученые последующих столетий – Чертков, Классен, Воланский и многие другие.

Тема «Великие о Славянах», конечно, не исчерпывается приведенными авторами и их цитатами. Вопреки представлениям о том, что до наших дней дошло слишком мало сведений о древности славянских народов, таких материалов множество. Например, сохранилось довольно много сербских и болгарских источников, из которых можно почерпнуть богатые сведения о далеком прошлом славянских Предков. Именно поэтому ученые этих стран практически сразу признали подлинность «Велесовой Книги» - они нашли в ней прямые подтверждения сведений, изложенных в их летописях и преданиях.

Сегодня ученые обнаруживают все новые и новые материалы. Найден и переведен на русский язык первый вариант сочинений Орбини, благодаря чему появилась возможность прочесть этот труд в первоначальном виде, без сокращений. Археологические находки текущих десятилетий вызвали новый всплеск интереса к истории славянских народов, в свет вышли сотни книг, исследующих эту тему. Благодаря этим исследованиям, можно с уверенностью сказать, что корни Славян-Ариев уходят в глубокое прошлое, которое насчитывает никак не меньше 4-5 десятков тысячелетий, а, по мнению целого ряда специалистов, этот возраст на порядок древнее. В следующих наших статьях мы более подробно расскажем о выдающихся людях, коснувшихся этой темы в разных странах, в разные времена и эпохи.



просмотров