Савельев аладдин и волшебная лампа балет. Опера "волшебная лампа аладдина" впервые прозвучит в театре станиславского. Музыкальный театр им. Станиславского

Савельев аладдин и волшебная лампа балет. Опера "волшебная лампа аладдина" впервые прозвучит в театре станиславского. Музыкальный театр им. Станиславского

Итальянца Нино Роту весь мир знает как автора музыки к фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли и Копполы. Но знаменитый композитор, лауреат «Оскара» и «Грэмми», писал и симфонические произведения, оперы и балеты. Сказку «Волшебная лампа Аладдина» он переложил на музыку в середине шестидесятых. Тогда же началось её путешествие по миру. На русском языке опера впервые прозвучит в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера - сегодня.

Подготовка к детскому спектаклю - тоже шоу. За кулисами не просто распеваются - килограммовая шляпа должна удобно сидеть, полеты - быть точными и быстрыми, настроение - соответствующе-сказочным и, конечно, лампы - их много, и все с джиннами внутри.

«Огонь волшебной лампы будет расходиться по всему миру с этими маленькими лампами. И достанется каждому ребенку в мире, чтобы мечты каждого ребенка могли осуществиться», - говорит артист Театра Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Николаев.

Волшебную лампу, как и в истории Шехерезады, Аладдин находит в пещере, среди высоких скал и мрачных ущелий. Злой колдун одновременно появляется в разных местах - и на экране в виде анимации тоже. Чудеса и в самом деле на сцене есть - посох колдуна и вправду волшебный, добрый джинн желания исполняет, а с неба идет золотой дождь.

Кажется, единственная сложность, не считая создания чудес, с которой столкнулись постановщики, - это выбор артистов. Аладдина репетировали тремя составами, и все вместе искали характер, а с принцессой Будур все оказалось совсем непросто.

«Принцесс Будур у меня даже 4. и я предлагала им тянуть жребий, потому что, по-моему, все хороши. У кого-то лучше по пластической части, у кого-то - по вокальной», - рассказывает режиссер-постановщик спектакля Людмила Налетова.

Тянуть жребий перед премьерой в этом театре - случай исключительный. Все принцессы отказались.

«Если, например, я взяла бы первый спектакль, это было бы несправедливо по отношению к другим людям. Либо взяла бы последний или никакой - это тоже неприятно. Поэтому, считаю, что лучше делать это организаторам сего торжества», - утверждает артист Театра Станиславского и Немировича-Данченко Мария Макеева.

Выбор сделан, спектакль готов. С сюжетом сказки нет никаких расхождений. А вот с музыкой пришлось поработать. У Нино Роты опера в трех действиях, в Театре Станиславского - в двух. Партитуру сокращали, добиваясь динамичности, контрастности и яркости - все для детей.

«Некоторые сцены были сокращены, но не в ущерб музыкальному материалу, только во благо драматургии: некоторые повторения, которые есть у автора, музыкальные фразы, которые похожи с текстом, но повторяют музыкальный материал», - отметил дирижер Вячеслав Волич.

I действие

Восточный базар
На базаре кипит жизнь. Чего здесь только нет: ткани, ковры, одежда, духи, украшения и драгоценности! Торговцы перекрикивают друг друга, стараясь продать свой товар. Вот прибежал Аладдин с друзьями. Они заняты игрой и не обращают внимания на окружающих. Торговцы пытаются угомонить шумную компанию.

На Аладдина внимательно смотрит странный незнакомец. По его одежде можно догадаться, что он приехал из очень дальних стран – скорее всего, из Африки.

Подозвав одного из друзей, незнакомец просит рассказать ему про Аладдина. Из рассказа становится ясно, что Аладдин живет в бедности. Его отец, портной Мустафа, умер. Мать с трудом сводит концы с концами, а Аладдин, вместо того, чтобы найти работу, целыми днями играет и бедокурит.

– "Я – его дядя", – громко объявляет незнакомец и рассказывает, что он брат Мустафы. Он разбогател в дальних странах и теперь вернулся домой, чтобы жить вместе с родными. Он обещает Аладдину богатую и счастливую жизнь.

Волшебная пещера
Дядя повел Аладдина в горы. Дорога была долгой и сложной. Аладдин устал, но дядя продолжал вести его все дальше и дальше, обещая показать невиданные чудеса.

Дядя объяснил Аладдину, что нужно спуститься в пещеру и найти там старинную лампу. Преодолеть все опасности поможет волшебное кольцо. Взять лампу может только один человек на свете, и это – Аладдин. По его заклинанию вход в пещеру открылся, и Аладдин отправился на поиски.

Спустившись в пещеру, Аладдин увидел несметные сокровища. На минуту он забыл обо всем, ослепленный сверканием драгоценностей. Не удержавшись, он прихватил несколько камней с собой. Опомнившись, Аладдин взял лампу и поспешил к выходу.

Но вместо того, чтобы помочь ему выбраться наружу, дядя попытался поскорее забрать себе лампу. Аладдин не на шутку испугался, а дядя злился все сильнее и сильнее. Выйдя из себя, колдун (вы, конечно, уже догадались, что это был никакой не дядя, а злой волшебник) решил навсегда оставить Аладдина в пещере.

Вход в пещеру закрылся, и Аладдин понял, что никогда больше не увидит света. Он с мольбой поднял руки, и случайно дотронулся до кольца, которое было надето на его палец. Появился могущественный джинн – слуга кольца. По приказу Аладдина джинн открыл выход из пещеры.

Дом Аладдина
Голодный и уставший, Аладдин вернулся домой. Он отдал матери старую лампу, найденную в пещере. Если продать ее на базаре, можно выручить немного денег. Чтобы лампа выглядела хоть чуть-чуть поновее, мать решила протереть ее. Появился другой джинн – слуга лампы. По приказу Аладдина он принес множество вкусной еды на роскошных блюдах. Аладдин с матерью досыта наелись.

В городе
Однажды Аладдин зашел в ювелирную лавку. Он увидел такие же красивые стекляшки, какие нашел когда-то в волшебной пещере. Ювелир объяснил Аладдину, что это не просто кристаллы, а драгоценные камни.

Глашатаи объявили, что приближается принцесса Бадр-аль-Будур. Но увидеть красавицу никому не позволено. Кто посмотрит на нее – будет казнен. Аладдин был очень любопытен. Он решил нарушить запрет и взглянуть на принцессу. В сопровождении служанок вышла Бадр-аль-Будур. Ее появление сопровождалось песней:

Как жемчужина ты из пены морской
Являешься нам, о, Бадр-аль-Будур!
Ты, подобно луне, плывешь в облаках
В безмолвье небес, о, Бадр-аль-Будур!

Аладдин сразу полюбил прекрасную принцессу. А она… Бадр-аль-Будур тоже мечтала о любви.

Аладдин сказал матери, что решил взять в жены принцессу Бадр-аль-Будур. В подарок султану он решил передать камни, принесенные из пещеры. Ведь благодаря ювелиру он узнал, что это не просто цветные стекляшки, а настоящие драгоценности. Как мать ни отговаривала его, Аладдин стоял на своем. Бадр-аль-Будур будет его женой. Ради этого он готов рисковать своей жизнью.

АНТРАКТ

II действие

Дворец султана
Придворные и просители славят султана, самого могучего в мире повелителя. Среди толпы – мать Аладдина. Султан обратил внимание на сверток, который она держала, и решил узнать, что находится внутри. Чуть живая от страха, мать Аладдина рассказала о том, что ее сын просит в жены Бадр-аль-Будур, и отдала султану сверток.

Увидев драгоценные подарки, султан затрясся от жадности. Если Аладдин принесет ему еще больше сокровищ, он готов отдать ему в жены принцессу. Один за другим шли слуги, неся корзины с драгоценностями. Аладдин доказал, что не уступит богатством и могуществом самому султану.

А Бадр-аль-Будур не были нужны никакие драгоценности. Прекрасный юноша показался ей гостем с небес. Бадр-аль-Будур стала женой Аладдина, и они зажили в любви и согласии в роскошном дворце, который построил джинн.

Похищение Бадр-аль-Будур
Однажды Аладдин уехал на охоту. Непонятная тревога охватила Бадр-аль-Будур. От печальных мыслей ее отвлек торговец, который менял старые лампы на новые. Служанка нашла валявшуюся без дела старую лампу и отдала ее, не зная о ее волшебной силе. Злой колдун (а это снова был он, а не торговец) схватил лампу и приказал перенести дворец вместе с принцессой и всеми обитателями в свои владения.

Вернувшись домой, Аладдин не увидел ни дворца, ни принцессы. К счастью, у него осталось волшебное кольцо. Джинн кольца не мог вернуть дворец обратно, но он был готов помочь Аладдину найти любимую.

Дворец в Африке
Во дворце перестали звучать смех и веселые песни. Бадр-аль-Будур и служанки с тоской вспоминали о прежнем счастье. Но вот раздался голос Аладдина, и он вбежал в покои принцессы. Радостно встретила его Бадр-аль-Будур. Дождавшись возвращения колдуна, Бадр-аль-Будур напоила его сонным напитком, и тот крепко уснул. Волшебная лампа снова оказалась в руках Аладдина.

Возвращение домой
Аладдин приказал вернуть дворец в свой родной город и больше никогда не расставался с прекрасной Бадр-аль-Будур.

Показать краткое содержание

«Волшебная лампа Аладдина » - один из немногих оперных спектаклей, нацеленных на молодую публику. Постановка основана на восточной сказке, входящей в сборник «1000 и одна ночь». На сцене разыгрывается знакомый сюжет. Гончар Алладин при помощи джина из волшебной лампы смог победить Джафара, злобного колдуна, завоевав сердце красивой царевны Будур. Спектакль пронизан символикой востока, где идеально вписалась музыка композитора Н. Роты. Восточная культура подчеркивается стилизованными костюмами, где декорации воссоздают уникальную атмосферу Древнего Востока.

Оперная постановка «Волшебная лампа Аладдина» была впервые показана в 1968 году на итальянском языке. Спустя несколько десятилетий зритель смог увидеть ее на немецком языке. Чуть позже появилась и французская версия. Современная «Лампа Аладдина» в театре Станиславского и Немировича-Данченко представлена российскому зрителю на родном языке, благодаря чему она стала более востребованной среди наших соотечественников. Воспользоваться уникальной возможностью посетить спектакль сможет каждый любитель оперных представлений. И купить билеты на постановку вы можете у нас на сайте.

Марина отзывы: 128 оценок: 129 рейтинг: 34

В снежный весенний день мы с Кирой познакомились с еще одним видом театрального искусства: оперой. Для первого знакомства мы выбрали оперу "Волшебная лампа Аладдина" в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Знаменитую сказку об Аладдине знает каждый и тем интереснее смотреть спектакль, зная все повороты сюжета. Наслаждаться великолепной музыкой, прекрасными голосами, интересными декорациями и самобытными костюмами.

Любоваться костюмами можно бесконечно; насколько они яркие и интересные, с прекрасной вышивкой, множество бусинок, блестящие ткани. Обилие прозрачных тканей создает волшебный флер вокруг прекрасной Будур. Даже у второстепенных героев костюмы продуманы до мелочей: широкие восточные штаны, уникальные головные уборы; различные накидки. На восточном базаре вы не найдете горожан в одинаковых костюмах: яркие ткани, восточные фасоны, невообразимые головные уборы. Получился настоящий рынок на Востоке: многолюдный, шумный, многоцветный. Вряд ли какая зрительница осталась равнодушной к блеску драгоценных камней! Казалось бы, красок и яркости уже и так через край, но дети в костюмах рубинов, топазов и бриллиантов добавили еще больше блеска в сцене во дворце султана! БРАВО!

Очень интересные декорации: такие простые на первый взгляд, но при этом они в каждой сцене превращаются то в непроходимый лес, то сталактиты-сталагмиты подземной пещеры, то в зеркальные стены прекрасного дворца.

Очень было интересно: как же создатели спектакля реализуют огромного Джинна - раба лампы. С помощью огромного экрана и мультимедийных технологий все получилось словно в сказке! Он был действительно гигантский! И что интересно: совсем не похожий на Джиннов, которых я видела в книгах. Получился совершенно уникальный и, я бы даже сказала, неожиданный)

Всем актерам, балету, оркестру - БРАВО! Их коллективный труд, прекрасная музыка, великолепные костюмы превратило восточную сказку в настоящее волшебство! Блестки и мыльные пузыри - очень неожиданное решение для театра. Принцесса Будур, танцующая под дождем блесток, - магическое зрелище!

Джинн кольца (Дмитрий Кондратков) появлялся во время спектакля всего несколько раз, но каждое его появление было фееричным! Джинн - поклонник Майкла Джексона - это что-то неожиданное) Его одеяние, движения! Здорово, что в таком серьезном музыкальном театре есть место чувству юмора. БРАВО!

Если вам захочется яркого, великолепного и интересного зрелища, то восточная сказка а МАМТе - это то, что вам нужно! Вы попадете в волшебный мир "1001 ночи", где вас буду ждать злые волшебники, блеск драгоценных камней, многоликий и многолюдный восточный базар, волшебные вещицы с послушными Джиннами и, конечно же, любовь!
Если вы еще не определились: любите ли вы оперу или нет, то опера по сказке, которую вы хорошо знаете - хороший вариант для первого знакомства с оперным искусством)
Я получила настоящее удовольствие от спектакля и рекомендую эту оперу для обязательного посещения детям и их родителям)

МАМТ - само по себе магическое место! Синий цвет, который встречает тебя повсюду притягивает и понимаешь, что это любовь с первого взгляда и навсегда)

Инна Усольцева отзывы: 76 оценок: 114 рейтинг: 157

КИНОШНАЯ ОПЕРА

Сегодня посмотрела премьерную оперу "Волшебная лампа Аладдина" в "Стасике". Да, именно посмотрела. Потому как в визуальном отношении спектакль не просто удался, а получился невероятно эффектным и по-настоящему зрелищным.

Удивительные по своей красочности и особой восточной выразительности костюмы, а также минималистичные декорации в стиле кубизма, перспективные видеопроекции и ослепительные световые и анимационные спецэффекты создали такую яркую по зрительному восприятию и точную по внутренним ощущениям картинку, что казалось петь тут совсем излишне.

И действительно, в музыкальном отношении опера (если её так можно вообще назвать) оказалось очень слабой, начиная от вокала (хотя, кто бы сомневался насчет посредственности вокалистов "Стасика") и заканчивая музыкальным материалом, композитором которого выступил легендарный Нино Рота. Да, именно тот Нино Рота - знаменитый кинокомпозитор, оскароносец, лауреат премий "Грэмми" и "Золотой Глобус", который писал музыку для работ Ф. Дзеффирелли, Ф. Феллини, Л. Висконти и, конечно, Ф. Копполы (кто не знает задушевной красоты мелодию из "Крестного отца"?)

И все-таки, полагаю, что кинокомпозиторам лучше писать музыку для кино, а не для живой сцены. Специфика музыкальной иллюстрации кинодействия особая, когда нужно поддержать молчаливые переживания и поступки героев определенными мелодиями, усилить атмосферу действия.

В опере все же важен вокал. Здесь нужно петь и музыка должна не только передавать эмоции героев и нюансы обстоятельств, но и легко ложиться на текст, подчеркивать выразительность голоса и в нужных местах просто уходить в фон, оставляя вокалисту свободу для выражения чувств героя.

Сегодня мы наблюдали оркестровое сопровождение визуального действия - красивое "кино", где петь совсем необязательно (даже излишне), лучше просто помолчать и насладиться красотой сценической картинки и вполне убедительным музыкальным сопровождением.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Восточный базар

На базаре кипит жизнь. Чего здесь только нет: ткани, ковры, одежда, духи, украшения и драгоценности! Торговцы перекрикивают друг друга, стараясь продать свой товар. Вот прибежал Аладдин с друзьями. Они заняты игрой и не обращают внимания на окружающих. Торговцы пытаются угомонить шумную компанию.

На Аладдина внимательно смотрит странный незнакомец. По его одежде можно догадаться, что он приехал из очень дальних стран – скорее всего, из Африки.

Подозвав одного из друзей, незнакомец просит рассказать ему про Аладдина. Из рассказа становится ясно, что Аладдин живет в бедности. Его отец, портной Мустафа, умер. Мать с трудом сводит концы с концами, а Аладдин, вместо того, чтобы найти работу, целыми днями играет и бедокурит.

– «Я – его дядя», – громко объявляет незнакомец и рассказывает, что он брат Мустафы. Он разбогател в дальних странах и теперь вернулся домой, чтобы жить вместе с родными. Он обещает Аладдину богатую и счастливую жизнь.

Волшебная пещера

Дядя повел Аладдина в горы. Дорога была долгой и сложной. Аладдин устал, но дядя продолжал вести его все дальше и дальше, обещая показать невиданные чудеса.

Дядя объяснил Аладдину, что нужно спуститься в пещеру и найти там старинную лампу. Преодолеть все опасности поможет волшебное кольцо. Взять лампу может только один человек на свете, и это – Аладдин. По его заклинанию вход в пещеру открылся, и Аладдин отправился на поиски.

Спустившись в пещеру, Аладдин увидел несметные сокровища. На минуту он забыл обо всем, ослепленный сверканием драгоценностей. Не удержавшись, он прихватил несколько камней с собой. Опомнившись, Аладдин взял лампу и поспешил к выходу.

Но вместо того, чтобы помочь ему выбраться наружу, дядя попытался поскорее забрать себе лампу. Аладдин не на шутку испугался, а дядя злился все сильнее и сильнее. Выйдя из себя, колдун (вы, конечно, уже догадались, что это был никакой не дядя, а злой волшебник) решил навсегда оставить Аладдина в пещере.

Вход в пещеру закрылся, и Аладдин понял, что никогда больше не увидит света. Он с мольбой поднял руки, и случайно дотронулся до кольца, которое было надето на его палец. Появился могущественный джинн – слуга кольца. По приказу Аладдина джинн открыл выход из пещеры.

Дом Аладдина

Голодный и уставший, Аладдин вернулся домой. Он отдал матери старую лампу, найденную в пещере. Если продать ее на базаре, можно выручить немного денег. Чтобы лампа выглядела хоть чуть-чуть поновее, мать решила протереть ее. Появился другой джинн – слуга лампы. По приказу Аладдина он принес множество вкусной еды на роскошных блюдах. Аладдин с матерью досыта наелись.

Однажды Аладдин зашел в ювелирную лавку. Он увидел такие же красивые стекляшки, какие нашел когда-то в волшебной пещере. Ювелир объяснил Аладдину, что это не просто кристаллы, а драгоценные камни.

Глашатаи объявили, что приближается принцесса Бадр-аль-Будур. Но увидеть красавицу никому не позволено. Кто посмотрит на нее – будет казнен. Аладдин был очень любопытен. Он решил нарушить запрет и взглянуть на принцессу. В сопровождении служанок вышла Бадр-аль-Будур. Ее появление сопровождалось песней:

Как жемчужина ты из пены морской

Являешься нам, о, Бадр-аль-Будур!

Ты, подобно луне, плывешь в облаках

В безмолвье небес, о, Бадр-аль-Будур!

Аладдин сразу полюбил прекрасную принцессу. А она… Бадр-аль-Будур тоже мечтала о любви.

Аладдин сказал матери, что решил взять в жены принцессу Бадр-аль-Будур. В подарок султану он решил передать камни, принесенные из пещеры. Ведь благодаря ювелиру он узнал, что это не просто цветные стекляшки, а настоящие драгоценности. Как мать ни отговаривала его, Аладдин стоял на своем. Бадр-аль-Будур будет его женой. Ради этого он готов рисковать своей жизнью.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Дворец султана

Придворные и просители славят султана, самого могучего в мире повелителя. Среди толпы – мать Аладдина. Султан обратил внимание на сверток, который она держала, и решил узнать, что находится внутри. Чуть живая от страха, мать Аладдина рассказала о том, что ее сын просит в жены Бадр-аль-Будур, и отдала султану сверток.

Увидев драгоценные подарки, султан затрясся от жадности. Если Аладдин принесет ему еще больше сокровищ, он готов отдать ему в жены принцессу. Один за другим шли слуги, неся корзины с драгоценностями. Аладдин доказал, что не уступит богатством и могуществом самому султану.

А Бадр-аль-Будур не были нужны никакие драгоценности. Прекрасный юноша показался ей гостем с небес. Бадр-аль-Будур стала женой Аладдина, и они зажили в любви и согласии в роскошном дворце, который построил джинн.

Похищение Бадр-аль-Будур

Однажды Аладдин уехал на охоту. Непонятная тревога охватила Бадр-аль-Будур. От печальных мыслей ее отвлек торговец, который менял старые лампы на новые. Служанка нашла валявшуюся без дела старую лампу и отдала ее, не зная о ее волшебной силе. Злой колдун (а это снова был он, а не торговец) схватил лампу и приказал перенести дворец вместе с принцессой и всеми обитателями в свои владения.

Вернувшись домой, Аладдин не увидел ни дворца, ни принцессы. К счастью, у него осталось волшебное кольцо. Джинн кольца не мог вернуть дворец обратно, но он был готов помочь Аладдину найти любимую.

Дворец в Африке

Во дворце перестали звучать смех и веселые песни. Бадр-аль-Будур и служанки с тоской вспоминали о прежнем счастье. Но вот раздался голос Аладдина, и он вбежал в покои принцессы. Радостно встретила его Бадр-аль-Будур. Дождавшись возвращения колдуна, Бадр-аль-Будур напоила его сонным напитком, и тот крепко уснул. Волшебная лампа снова оказалась в руках Аладдина.

Возвращение домой

Аладдин приказал вернуть дворец в свой родной город и больше никогда не расставался с прекрасной Бадр-аль-Будур.



просмотров