Сообщение о русском художнике айвазовском. Краткая биография айвазовского. А восхищенный творчеством Айвазовского знаменитый художник из Англии Уильям Тернер посвятил полотну «Лунная ночь» стихи на итальянском языке

Сообщение о русском художнике айвазовском. Краткая биография айвазовского. А восхищенный творчеством Айвазовского знаменитый художник из Англии Уильям Тернер посвятил полотну «Лунная ночь» стихи на итальянском языке

17 (29) июля 1817 года в Феодосии (Крым) родился один из величайших художников России - Айвазовский Иван Константинович (Ованес Гайвазовский). Отец его был армянским предпринимателем. Перебрался он из Западной Армении на юг Польши. Мама, Рипсиме, была хорошей вышивальщицей.Всего в семье было две дочери и три сына.

У маленького Ивана с детства проявлялись способности к музыке и рисованию. Учиться начал в армянской приходсткой школе, затем в Симферопольской гимнази, потом поступил в 1833 году в Академию художеств у М.Н.Воробьева в Петербурге, в пейзажный класс. Окончил ее в 1839 году.

Первое произведение Айвазовского вышло в 1835 году и появилось на академической выставке. Это было "Этюд воздуха над морем". Картина получила положительные отзывы. Айвазовский пишет еще три картины с морской тематикой и получает за них в 1837 году большую золотую медаль.

Художник начинает работать на заказ и отправляется по поручению в Крым, где ему нужно было написать несколько крымских пейзажей. Далее в 1840 году он едет в Италию, так же для заказной работы. В Риме Айвазовскому удается выставить свои работы. В целом, нахождение в Италии прошло для него очень плодотворно. Он смог познакомиться с такими личностями как Гоголь, Боткин, Панаев.

Затем Айвазовский отправляется в Венецию на остров Св.Лазаря. Там он собирался встретиться со старшим братом Габриэлом, который состоял в религиозном братстве мхитаристов. В будущем художник еще не раз посетит это место. Следущими были города Флоренция, Амальфия, Сорренто, Неаполь и Рим. Италия многому научила Айвазовского и оставила след на его работах. Здесь он создал 50 своих картин. Он устраиват выставки в Риме и Неаполе, благодаря которым началась известность художника. Картина "Хаос" была особо выделенна, Папа Григорий XVI удостоил наградой Айвазовского золотой медалью.

Дальше уже успех сопровождал его в Венеции, Лондоне, Амстердаме, Париже. Он участвовал в международной выставке в Лувре. В 1848 году появляется одна из знаменитых его работ "Чесменский бой" . Поскольку Айвазовский писал в основном по морской тематике, ему предоставлялась возможность находится на военных операциях Главного морского штаба. "Море - это моя жизнь" - так говорил художник. За период своего творчества было создано около 6 000 картин! Особенность в том, что Айвазовский с натуры море никогда не писал. Он всегда много наблюдал и затем воспроизводил по памяти. Ведь он, по сути, правильно считал, что море слишком изменчиво, чтобы писать его с натуры. Айвазовский через свои картины восторгался могуществом и силой природных стихий. В работах его всегда присутствовали человек и природная стихия: будь то борьба в шторме, либо же человек на фоне спокойного моря.

В 1850 году Айвазовский создает картину, по которой его узнают все - "Девятый вал" . Примерно в это время его, единственного иностранного художника, награждают орденом Почетного легиона. В Петербурге Айвазовский не остается и переезжает на родину в Феодосию. Кроме живописи, Айвазовский занимался благотворительность. Он скапливал деньги со своих работ и вкладывал их в строение археологического музея (Феодосия), благоустраивал сам город. Так же в родном городе у него была своя мастерская, где он занимался воспитанием молодых талантов. Из них можно вделить Куинджи, Лагорио, Богаевского.

Вообще, Айвазовский любил помогать, в особенности своему армянскому народу. В 1840х годах он организовал сбор средств для восстановления работы армянского училища в Константинополе, а так же Смирне и Брусе. Еще в Константинополе он писал на заказ пейзажи самому султану Абдул-Азизу.
Не смотря на всеобщее признание в Европе, на родной земле в России с начала 1870-х годов картины Айвазовского стали подвергать критике. Происходило это отчасти от того, что художник предпочитал работать в одиночку и выставлял картины свои только на персональных выставках (Кстати говоря, Авазовский - первый русский художник, кто стал этим заниматься) . Таким образом, он отстранялся от общества художников и писателей. Еще, как считали многие, он не вписывался в современую живопись и творчество. Оно приобретало национальный характер, а Айвазовский продолжал писать море. После критики был некоторый период, когда о художнике не было ничего слышно, нигде о нем не писали. Хотя, благодаря Айвазовскому, который прославился в Европе и приобрел там всенародную известность, он так же и прославил русскую живопись. Будуче на своей армянской родной земле, он писал не только пейзажи, но так же и портреты и сюжеты на библейскую тему.

В 1880 году Айвазовский рядом со своим домом строит музей-галерею, подобных насчитывалось кроме этого в России всего 2 дома.
В 1882 году Иван Константинович Айвазовский разводится. Вскоре после этого он женится на Анне Бурназян. Этот брак еще больше сблизил его с армянским народом.

Произошедшие события в Армении в 1890-х годах сильно затронули и Айвазовского. Турецкий Султан Абдул-Гамид устроил массовые нападения и разгромы на армянское население, много человек погибло. Под впечалением от этих событий Айвазовский пишет картины "Погром армян в Трапезунде", "Армян погружают на корабли", "Армян живыми бросают в море". Так же он помогал беженцам с жильем.

Последняя выставка художника прошла в Петербурге. После этого он собирается отправиться в Италию. Но не успевает. Смерть к художнику пришла 19 апреля 1900 года.

В настоящее время Айвазовского называют основоположником направления маринизма, так называемой живописи романтического пейзажа.
Последней его кариной стала "Приезд Байрона на остров св. Лазаря ". Похоронили Айвазовского в Феодосии, как он и завещал, во дворе церкви Сурб Саргис.

"Родился смертным, оставил по себе бессмертную память" - такая надпись на его надгробной плите.


Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».

Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский. Море было для него одним из самых ярких чудес природы. Марина – самостоятельный вид ландшафтной живописи. Слово «марина» (от французского слова «marine») означает картину, изображающую морской вид. Маринист — художник, изображающий море.

Знакомство с миром романтизма — искусством страсти, выражением могущества природных сил и воли человека, способствует возникновению у детей эстетических переживаний, формированию нравственных чувств. Родители могут предложить детям школьного возраста совершить морское путешествие с художником-маринистом И. К. Айвазовским, познакомиться с его романтическими морскими пейзажами, чтобы научить их слышать и видеть в природе множество красок, звуков, форм, превращений.

Первый урок «Русский маринист И. К. Айвазовский: творчество и биография для детей».

Иван Константинович Айвазовский – мастер морского пейзажа.

Родился художник в 1817 году в Феодосии. Его детство прошло на берегу Черного моря. Семья переехала в Крым из Молдавии. Отец Геворг Гайвазян – купец 3-й гильдии, мать Аграфена (Рипсиме) работала вышивальщицей. С детства Иван увлекался игрой на скрипке и рисованием.

Так случилось, что об удивительных способностях мальчика стало известно градоначальнику Алексею Ивановичу Казначееву, который и сыграл в жизни художника значительную роль. В 1830 году А. И. Казначеев был назначен губернатором Таврии и переведен на службу в Симферополь. Талантливого мальчика он определил в Симферопольскую гимназию. В 1833 году по окончании гимназии Айвазовского послали учиться в Петербургскую Академию художеств, где он получил уроки живописи у профессора М. Н Воробьева, познакомился с техникой живописи К. Брюллова и С. Щедрина.

В 1834 году Айвазовского прикомандировали к французскому живописцу Ф. Таннеру в качестве помощника. Вскоре выяснилось, что ученик превзошел своего учителя. На академической выставке картина Айвазовского «Этюд над облаками» получила всеобщее признание. Вскоре Ф. Таннер, сраженный победой помощника, сделал все, чтобы восстановить против него самого царя. Молодому художнику угрожали большие беды. Помогло лишь заступничество профессора А. И. Зауервейда.

Окончил Академию с золотой медалью, И. К. Айвазовский уезжает в качестве пансионера Академии художеств за границу, совершает поездки в Германию, Францию, Испанию, Голландию, Португалию. Его картины экспонируются на крупнейших выставках Европы. В 1844 году художник был удостоен звания академика по части морских видов. По случаю 10-летия художественного творчества он открывает у себя на родине, в Феодосии, первую персональную выставку.

В 1857 году Айвазовский получает орден Почетного легиона от Французского правительства. В 1865 году в Феодосии открывает при своей мастерской «Общую художественную мастерскую». С 1868 по 1869 гг. хлопочет о прокладке в Феодосию железной дороги. В 1876 году его избрали членом Флорентийской академии художеств. В 1880 году он открывает на родине при своем доме картинную галерею. За всю свою творческую жизнь Айвазовский написал около 6000 картин, которые сегодня украшают прославленные галереи мира.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский с рождения носил фамилию Гайвазовский. В 1840 году вместе со своим братом Гавриилом поменял написание своей фамилии и стал Айвазовским.

Айвазовский любил импровизировать, прекрасно играл на скрипке.

Художник писал пейзажи под музыку, которая помогала ему найти ритм работы. Он мог написать картину за несколько часов, в один прием.

Очень часто художник начинал писать пейзаж с изображения неба, а не моря. Небо настраивало его и подсказывало сюжеты морских путешествий.

Айвазовский был очевидцем военных учений Черноморского флота, поэтому некоторые свои картины он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой» (1848), «Наварринский бой»(1848)…)

В своих произведениях художник изображал корабли, борющиеся с волнами, движения волн и света, различные состояния морской стихии…

«Девятый вал» (1850)


Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.

Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.

На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.

Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.

Вот, что писал молодой живописец об этом событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:

  • Каким изображено море?
  • Какие чувства оно вызывает?
  • Какое время дня показал художник?
  • Видят ли моряки берег?
  • Почему один из моряков машет красным платком?
  • Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
  • Всегда ли человек может управлять природой?


Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
  • Что случилось с судном?
  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.

Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.

Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.

Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:

  • Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)
  • Что такое морской штиль?
  • В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?
  • Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?

Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.

Желаю родителям и детям чудесных впечатлений от общения с природой!

Иван Константинович Айвазовский - известный русский живописец-маринист. Никто не может соперничать с ним в поэтичном изображении водной стихии, в филигранном отточенном мастерстве, главным источником которого являлась страстная любовь к морю. Море вошло в жизнь Айвазовского с детских лет. Он родился в Феодосии, в семье армянского торговца, перебравшегося в Крым из Польши, и сперва носил имя Гай или Гайвазовский, используя фамилию отца на польский лад, и только в 1841 году отказался от начального "г" и стал ныне известным Айвазовским.

Учился он в Петербургской Академии художеств, и уже тогда его работы возбудили всеобщий интерес. Незабываемыми остались для молодого мариниста встреча с Пушкиным на одной из академических выставок и одобрительный отзыв о работах художника. Закончив учебу, Айвазовский отправился на два года в Крым и, плавая на кораблях, завязал дружбу с адмиралами Нахимовым, Корниловым, Лазаревым.

В 1840 году художник уехал в Италию, путешествовал по Европе и через несколько лет вернулся в Петербург прославленным мастером. Но богатство и успех не смогли удержать Айвазовского в столице, и он решил вернуться в родную Феодосию. Там он построил на берегу моря дом-студию, ежегодно устраивал выставки своих работ в России и Европе.

Работа для художника стала его жизнью, недаром он создал около шести тысяч картин. Более половины из них изображают штормовое море.

Интересно, что художник всегда писал по памяти, и от этого его полотна приобретали сказочное романтическое настроение.

Завораживающий южный пейзаж, почти осязаемое ощущение теплой лунной ночи на берегу моря. На переднем плане гущи деревьев, высокий пирамидальный тополь. Чуть дальше белый дом с беседкой, калитка, выходящая прямо на берег. Вдали темной глыбой подымается гора. И огромное небо, покрытое легкими, перистыми облаками, а в центре - огромная яркая луна, будто горящий фонарь освещает все вокруг. Лунная дорожка проходит к самому берегу, освещая легкую рябь на спокойном море, парусники, скользящие по воде.
Так и просятся на ум слова из давней-давней песни: "...Луна, луна, над ласковым берегом светит, а море, а море целуется с луною..."

Это знаменитое сражение прославило российский флот. Объединенный флот союзников (русские, французы, англичане) вошел в Наварринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота турецкими кораблями и береговыми батареями в октябре 1827 года началась Наварринская битва.
Русские линейные корабли, находясь в центре, приняли на себя главный удар турецко-египетских сил и уничтожили большую часть неприятельского флота. Линейный корабль "Азов" под командованием капитана Iранга М.П.Лазарева сражался с пятью вражескими кораблями, но в неравном бою разгромили их. Младшими офицерами на этом корабле служили П.С Нахимов и В.А.Корнилов. Экипаж "Азова" покрыл себя неувядающей славой. Весь мир восхищался доблестным русским флотом, смелостью и военным искусством русских моряков.
Айвазовский изображает "Азов" уже сильно поврежденным, однако экипаж корабля берет на абордаж турецкое судно, и героические русские моряки переходят на его палубу, чтобы завершить уничтожение корабля. С большим мастерством художник показывает картину сражения: огонь, пожирающий корабли, всюду дым, застилающий обозрение, обломки корабей, люди, пытающиеся спастись...

На творчество Айвазовского оказала влияние романтическая школа. Особенно пленило воображение художника море, как образ "свободной стихии", воспетый романтиками. Художник написал свыше трех тысяч марин (морской пейзаж). Никто до Айвазовского не умел так захватывающе показать необъятность водного простора, не стесненного берегами, тысячеликую изменчивость и стремительную силу волн.

Гром и шум. Корабль качает; море темное кипит;

Ветер парус обрывает и в снастях свистит.

Помрачнел весь свод небесный, и, вверяясь кораблю,

Я дремлю в каюте тесной...Закачало - сплю.

...Просыпаюсь...Что случилось? Что такое? Новый шквал?

- "Плохо - стеньга обломилась. Рулевой упал".

Что же делать? что могу я? И, вверяясь кораблю,

Вновь я лег и вновь дремлю я...Закачало - сплю.

...Просыпаюсь... Что случилось? - "Руль оторван; через нос

Вдоль волна перекатилась, унесен матрос!

Что же делать? Будь что будет! В руки бога отдаюсь:

Если смерть меня разбудит - я не здесь проснусь.

(Я.Полонский)

Раннее утро. Море. На море полный штиль. К берегу причалили лодки с людьми - одни только что подошли, другие готовятся отплыть, - это, скорее всего, рыбаки, одни рано вышли в море, и уже плывут обратно, а другие только что уходят на ловлю рыбы. По берегу то тут, то там прохаживаются группы людей. - это покупатели рыбы. Выше по берегу кущи деревьев, пирамидальные тополя тянутся к небу. А дальше горы, растворяющиеся в утренней дымке. Справа на горе возвышается город, еще выше большая крепость на самом краю скалы. Неподалеку от берега парусник с повисшими парусами.
Берег еще укрыт темнотой, а город и крепость на скале уже освещены жарким южным солнцем. Высокое небо очищается от облаков, уходящих вдаль, за горы. Изумрудно-зеленые, сине-голубые, золотисто-розовые краски будто переливаются, переходя из одного цвета в другой и создавая радостную картину утра.

Героический пафос, привлекший Айвазовского в морской тематике, объясняет появление в его творчестве ряда батальных произведений, воспроизводящих подвиги русского флота.
Художник описал разгром турецкой эскадры при Чесме. Накануне русская флотилия, нищая, с плохими кораблями, с полуграмотными командирами, но полная отваги и готовности умереть за Россию, как приказала молодая Екатерина II, разгромила часть хорошо экипированного турецкого флота Гасан-бея в Хиосском проливе. Оставшиеся турецкие корабли спешно укрылись в Чесменской бухте.
На другой день русские во главе с Григорием Орловым и капитан-командором Грейгом решили, что флот турецкий в Чесме надобно разорить, чтоб и духу его не было в Архипелаге.
Ночью турецкие корабли, укрывшиеся в глубине Чесмы, обкладывали навесным огнем. Огонь быстро прыгал по снастям противника, падал на палубу и весь корабль весело охватывало пламя. Но тут две легкие турецкие галеры выплыли навстречу русским кораблям, пересекая им вход в бухту и, взяв русский корабль на абордаж, вырезали всю русскую команду. Прибавив парусов, корабль князя Гагарина прорвался в Чесменскую бухту и вплотную сошелся с турецким кораблем - в свирепом огне, раздуваемом ветром, исчезли и турки и русские. Половина вражеских судов горела, подожженная русской артиллерией, но часть еще была не затронута огнем.
У русских остался последний корабль, брандер Ильина, на него была вся надежда...
Неслышно возникнув из-под тени берега, корабль Ильина плотно, словно пластырь, прилип к борту неприятеля. Сверху и стреляли, и даже плевались турки. Ильин бежал вдоль палубы, поджигая кучками рассыпанный порох. Посвистывая, огонь юркнул в люк, прямо в трюмы корабля, где тесно, одна к другой, стояли бочки с порохом. После этого бросил факел в море и сам за ним...
В вахтенном журнале Грейг второпях записал:" Легче вообразить, нежели описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшее неприятелем: целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду, поверхность бухты была покрыта множеством голов". Была также оставлена запись Юрия Долгорукова:"Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид; люди обгорелые, разным видом лежащие между обгорелых обломков, коими так порт наполнился, что едва на шлюпке мы могли проезжать..."
Лишь после битвы, когда врачи взялись как следует за раненых, обнаружилось, что на эскадре сражались и женщины.
За бортом кораблей лениво волны колыхали толстый и жирный слой пепла - все, что осталось от турецкого флота. В одну ночь русская эскадра уничтожила весь флот султана...Европа вздрогнула! Как могла слабенькая русская эскадра расшатанных кораблей, на которых вымирали экипажи, победить сильный турецкий флот могущественного султана!?
Екатерина писала русским морякам:"Блистая в свете не мнимым блеском, флот наш нанес сей раз чувствительный удар Оттоманской гордости. Лаврами покрыты вы, лаврами покрыта и вся эскадра."
Матросов наградили годовым жалованьем, сверх того за сожжение турецкого флота они получили еще 187 475 рублей - вот сами пусть и делят! Была выбита медаль для всех участников Чесменской битвы: на аверсе изображен погибающий флот султана, а с реверса отчеканено одно лишь слово: "Б Ы Л Ъ".

Это одно из своих основных произведений, полное величия и силы. Внешне картина настолько проста, что ее невозможно описать, и вместе с тем это одно из наиболее выразительных полотен Айвазовского.
На картине нет ярких красок, цветовых эффектов. Вода не переливается всеми цветами радуги. Не громоздятся угрожающие высокие валы. Море простое и сильное, сильнее чем во время самого грозного шторма. День на море серый, облачный. Весь передний план картины заполнен идущими от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картине.Море только еще предвещает бурю, но волны уже упруги и сильны. Нет на картине ни тонущих кораблей, ни людей, спасающихся от кораблекрушения, ни обломков мачт. Ничего, кроме сурового, величавого моря.
Суровой простоте содержания картины полностью отвечает сдержанная красочная гамма ее, построенная на сочетании теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды.
Знание изображаемой природы и проникновенное понимание ее, скупая расчетливость живописных приемов - все это определило появление правдивой, полнокровной реалистической картины, поставившей имя мариниста в один ряд с передовыми мастерами русского реалистического искусства и обеспечившей ему широкое всенародное признание. Крамской назвал картину одной из самых грандиозных, какие он знал...

Здесь главный герой картины - горы, перед величием которых все кажется мелким, ничтожным. Но аул, расположенный прямо у подножия горы, в ущелье, мирно соседствует с этой громадой. Сакли горцев цепко держатся за склон горы, поднимаются все выше и выше. Вдалеке видны узкие извилистые полоски горных троп, лентой огибающие горы.
На первом плане группа горцев на лошадях с ружьями наперевес. Сюжет очень напоминает рассказы Л.Толстого.
Зрителю хорошо видно плато на вершинах гор, окутанные голубой дымкой облаков, склоны, освещенные солнцем.
Картина создает настроение величия, торжественности.

Бриг "Меркурий" (1892)

Эта картина посвящена славной истории бесстрашных черноморцев - бриг "Меркурий" после победы над турецкими судами встречается с русской эскадрой.
14 мая 1829 года русский 18-пушечный бриг "Меркурий" на рассвете у Босфора принял неравный бой с двумя турецкими кораблями. Один из них был 110-пушечный линейный корабль, другой - 74-пушечный. Командир брига капитан-лейтенант Казарский вместе со своими офицерами и матросами принял решение: погибнуть, но не сдаваться.
Оба турецких корабля расположились с двух сторон "Меркурия" и предложили ему сдаться, но в ответ с "Меркурия" открыли огонь из всех орудий и ружей.
"Меркурий" был весь разбит, паруса разорваны, возник пожар, в пробоины стала проникать вода, но русские моряки продолжали мужественно сражаться. Удачными выстрелами они нанесли такие значительные повреждения обоим мощным турецким кораблям, что те вынуждены были прекратить преследование и лечь в дрейф.
После боя "Меркурий" благополучно присоединился к русской эскадре.
На картине Айвазовского изображена серебристая лунная ночь. Природа пребывает в состоянии полного покоя; волн нет, только легкая зыбь чуть заметна на море, а над ним в мирном ночном небе плывут быстрые светлые облака.
В открытом море "Меркурий". Он возвращается в родной Севастополь после славной победы над врагом. Вдали виднеются русские корабли, встречающие героический бриг.

Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно;

В роковом его просторе много бед погребено.

Облака бегут над морем, крепнет ветер, зыбь черней.

Будет буря - мы поспорим и поборемся мы с ней.

Смело, братья! Туча грянет, закипит громада вод.

Выше вал сердитый вал встанет, глубже бездна упадет!

(Н..Языков)

Это наиболее знаменитая картина Айвазовского. В ней он как раз противопоставляет слепую мощь природной стихии твердой воле человека.

На полотне запечатлен драматический момент. Уходящие ввысь низкие ночные облака открывают, подобно взвившемуся театральному занавесу, полную романтического напряжения сцену. Она рассказывает о грозном натиске стихии, с которым всю ночь боролся экипаж погибшего судна. На плот, связанный уцелевшими матросами из обломков мачты, надвигается самая страшная и высокая из волн - девятый вал. Однако девятый вал - последний, по морским поверьям, порыв шторма. Близкий конец испытания предвещает и начинающийся день. Солнце - лучший друг мореплавателя. В его лучах всегда стихает клокочущая ярость волн.

Мужественным людям осталось до победы только одно, пусть нечеловеческое, но только одно усилие. Уверенность в том, что они его совершат, вызывается в зрителе эмоционально - колоритом произведения. Живописец всюду накладывает на бушующую поверхность успокаивающие пятна солнечного света. Мастер кладет самые яркие краски палитры и, окружая их сгущенными тонами изумрудно-зеленого цвета воды, достигает предельно повышенного звучания золотистой гаммы. Общий колорит полотна полон торжествующего оптимизма. Картина является своеобразным живописным гимном во славу тех, кто спорит со стихией и покоряет ее.

Все чернее свод надзвездный, все страшнее воют бездны.

Глубь без дна - смерть верна! Как заклятый враг грозит,

Вот девятый вал бежит!..

Горе, горе! Вал настигнет:

В шумном море челн погибнет!

Гроб готов...Треск громов над пучиной ярых вод-

Вздох пустынный разнесет!

(А.Полежаев)

Дорога над пропастью...по самому краю движется обоз с людьми и лошадьми все выше и выше, кажется, к самому богу, в небо...А под ногами клубятся облака, и где-то глубоко внизу города, села, люди, там жизнь. А здесь вечные снега, величавые горы, неземные, яркие краски. Так и просятся на ум такие стихи:

Я прикасаюсь к Вечности рукой. В горах так близко можно встретить Вечность...

Боясь нарушить неземной покой, я ввысь смотрю и вижу бесконечность.

Так далека отсюда суета, так мимолетны чаянья людские...

Здесь только гор немая красота и неба величавая стихия.

Когда стоишь над небом высоко на крыше мира крохотной букашкой -

То дышится свободно и легко, и перед Вечностью предстать совсем не страшно...

Утро. На море легкий, едва заметный бриз. Рыбаки уже вышли на ловлю рыбы - кто на паруснике, кто на простой лодке. Вдали возвышается Везувий, а над ним поднимается жаркое южное солнце, заливая золотым светом все вокруг. Небо еще покрыто рыхлыми белыми облаками.

Очень талантливо художник показал нежные переходы цвета - из темно-синего, почти черного, у края картины, до сине-голубых и золотисто-розовых, - вдали.

Картина полна очарования тихой задумчивости, мечтательности.

В центре картины деревья с пышными кудрявыми кронами, слева мечеть с с устремляющимися в небо стрелами минаретов. Справа край моря и город. На переднем плане у зеленого пригорка группа отдыхающих людей. День летний, жаркий. Недавно прошел дождь - фиолетовое небо еще не очистилось от туч, сочная, яркая зелень точно промылась. Но солнце уже заливает золотистым светом город вдали, край мечети.

Эту картину Айвазовский написал вместе с художником Репиным. Репин, конечно, писал образ Пушкина, а Айвазовский свое море. Айвазовский был лично знаком с Пушкиным, и Репин очень этим заинтересовался, все выспрашивал художника, какой он, Пушкин?

На картине поэт стоит на скалистом берегу моря и, сняв шляпу, в последний раз обращается к любимому морю со словами:

Прощай, свободная стихия,

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в последний час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз...

...Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

(А.С.Пушкин)

Зашумело, загрустило море вместе с поэтом, но через минуту оно опять взыграло. Море как будто услышало слова поэта, который так дивно воспел его в своих стихах, и еще больше заволновалось, зашумело. Оно как будто заклинает поэта, чтобы он долго, долго хранил в своей памяти его гул, чтобы унес он с собой его образ и голос в далекие леса и поля севера...

В картине гармонично слились образы Пушкина и моря, как гармонично слилось творческое воображение Репина и Айвазовского.

Кажется пожар полыхает над морем. Но это вечерний закат уходящего за скалы солнца щедро заливает все небо огненно-красным, золотистым светом. Солнце уже вот-вот спрячется за горизонт, но оно еще горячее, не сдается наступающей ночи и освещает небо с темными облаками и край берега.
Море слегка штормит, его изумрудно-зеленые волны плещутся на берег пенными бурунами. Неподалеку корабль с трепещущими на ветру парусами. Справа темной глыбой поднялась скала, уже спрятавшаяся от солнечных лучей. На берегу одинокая повозка, которую тянут пара волов, да вдали группа людей любуются великолепным зрелищем заката.

Вечерняя заря в пучине догорала, над мрачной Эльбою носилась тишина.

Сквозь тучи бледные тихонько пробегала туманная луна;

Уже на западе седой, одетый мглою, с равнинных синих вод сливался небосклон.

Один во тьме ночной над дикою скалою сидел Наполеон.

В уме губителя теснились мрачны думы, он новую в мечтах Европе цепь ковал

И, к дальним берегам возведши взор угрюмый, свирепо прошептал:

"Вокруг меня все мертвым сном почило, легла в туман пучина бурных волн,

Не выплывет ни утлый в море челн, ни гладный зверь не взвоет над могилой -

Я здесь один, мятежный думы полн..."

(А,Пушкин)

Скольким сражениям посвятил свои картины Айвазовский! Вот и здесь идет морской бой. Потрепанные в сражении корабли, оборванные паруса, плавающие вокруг обломки, - все вокруг говорит о большом сражении, когда моряки бьются "не на живот, а на смерть". Кругом клубы дыма, закрывающие небо, море, потемневшее от пепла. Кажется, ощущаешь даже холод воды, чувствуешь запах пороха, слышишь грохот взрывов.

Мыс Фиолент - мыс на юго-западном побережье Крыма. Самое древнее название - Партениум (или мыс Девы с греч.) и связано с греческим мифом об Ифигении, которая была унесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы.
Еще мыс называли мысом Святого Георгия, т. к. по преданию Святой Георгий явился терпящим бедствие греческим морякам, и выжившие моряки в 891 году основали на скалах Свято-Георгиевский монастырь. Поэтому, вероятно его и назвали Фиолент - Божья страна.
Здесь готовили капелланов (военных священников) для Черноморского флота. Здесь побывали почти все русские цари, был и А.Пушкин.
На картине лунная божественная ночь. Луна осветила огненно-золотистым светом часть мыса, хмурое небо. Лунная дорожка осветила легкую на море рябь. Темными мрачными глыбами слева возвышаются скалы.
Романтический пейзаж создает настроение таинственного величия, вызывает ощущение уединения, одиночества - что, вероятно, необходимо для местоположения монастыря.

Перед нами корабль, упорно противостоящий волнам. Но эта буря не внушает страха, напротив, разыгравшаяся стихия обладает завораживающей силой. А край голубого неба олицетворяет собой ту надежду, тот свет, что всегда присущ картинам Айвазовского. Утверждение жизни через единение с природой - вот главный смысл, содержащийся в картине.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Айвазовского Ивана Константиновича

Айвазовский Иван Константинович – русский художник.

Детство и юность

Иван Айвазовский родился 17 июля (по новому стилю – 29 июля) 1817 года в Феодосии в семье купца Константина Григорьевича и его жены Рипсиме, армянке. При рождении их сын получил имя Ованес – Иваном он стал чуть позднее.

Маленький Иван рано начал раскрывать свои творческие способности. Так, мальчик совершенно самостоятельно научился играть на скрипке и при поддержке Якова Коха, местного архитектора, разглядевшего в Иване талант, овладел искусством рисунка. Окончив Феодосийское уездное училище, Айвазовский стал учащимся Симферопольской гимназии. Попасть в это учебное учреждение Ивану помог феодосийский градоначальник Александр Казначеев, самый первый поклонник Айвазовского. Чуть позже Иван был переведен в Императорскую академию художеств Санкт-Петербурга, где с первых же дней своего пребывания доказал уникальность своего дара.

Обучение, первые успехи

Еще учась в Академии, Иван Айвазовский устроился помощником французского пейзажиста Филиппа Таннера. Филипп строго-настрого запрещал своему помощнику работать самостоятельно, но страсть к живописи была сильнее страха перед гневом учителя. В 1836 году на выставке Академии художеств он представил 5 своих пейзажей, которые нашли отклик в сердцах критиков. Таннер, хоть и признавал талант Ивана, был возмущен его поведением и сделал так, чтобы картины Айвазовского были сняты с выставки.

Спустя полгода после неприятного происшествия на выставке Айвазовского определили в класс батальной живописи к Александру Зауервейду, профессору, преподававшему мастерство морской военной живописи. Через несколько месяцев Айвазовский получил Большую золотую медаль за свою картину «Штиль». Из-за невероятных способностей Айвазовского, из-за его особого видения мира, из-за его редкого таланта руководство Академии приняло решение выпустить студента на два года раньше положенного срока и отправить его в Крым для самостоятельной работы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий путь

Весной 1838 года Иван Айвазовский отправился в Крым, где в течение почти двух лет занимался написанием морских пейзажей и батальной живописью. Летом 1839 Айвазовский вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии художеств, первые чин и личное дворянство.

Летом 1840 года Иван Айвазовский и его соратник Василий Штернберг отправились в Рим, по пути делая остановки во Флоренции и в Венеции. Во время путешествия Ивану Константиновичу удалось повидаться со своим братом Габриэлом, посвятившим свою жизнь монастырю на острове святого Лазаря.

Некоторое время Айвазовский работал в Южной Италии. Его картины пользовались успехом, их покупали знатные люди. За свой труд Иван Константинович удостаивался не только похвалы и финансовой поддержки, но и разнообразных почетных наград, в том числе и золотой медали Парижской академии художеств.

В 1842 году Иван Айвазовский отправился через Швейцарию в Голландию, оттуда – в Англию, затем – во Францию, Португалию, Испанию… В 1844 году художник вернулся в Россию, где стал живописцем Главного морского штаба России. Спустя три года Айвазовский занял пост профессора Академии художеств Санкт-Петербурга, параллельно участвуя в жизни и других академий – Парижа, Рима, Амстердама и др.

В 1845 году начал строить дом на набережной в Феодосии. Живописец принимал активное участие в жизни города, способствовал, как мог, его благоустройству и процветанию. Благодаря его стараниям Феодосия стала одним из центров живописной культуры юга России. Кроме того, Иван Константинович вел активную общественную жизнь – охранял памятники Крыма, организовывал археологические раскопки, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», городского концертного зала и местной библиотеки, ратовал за расширение порта Феодосии и даже поделился с жителями города водой из принадлежавшего ему Субашского источника во время засухи. Иван Айвазоский сделал немало для Феодосии, ее развития и счастья ее жителей, за что и стал первым в истории почетным гражданином этого города.

Айвазовский был истинным маринистом. Море – вот что было его подлинной художественной страстью. Что любопытно, у него был особенный метод написания моря. Он никогда не писал свои картины с натуры – он немного смотрел на пейзаж, изучал его, а потом восстанавливал его по памяти, пользуясь только схематичными рисунками. Одно из самых знаменитых полотен Айвазовского – «Девятый вал» (1850). В общей же сложности Иван Айвазовский создал более 6 тысяч картин и организовал более 120 персональных выставок.

Жены и дети

Первой женой Ивана Константиновича была Юлия Гревс, дочь английского штабс-доктора. Иван и Юлия поженились в 1848 году. В браке родились четыре девочки – Елена, Мария, Александра и Жанна. В 1860 году Юлия ушла от супруга, не выдержав жизни вдалеке от столицы. Примечательно, что официально их брак был расторгнут только лишь в 1877 году.

Второй женой Айвазовского стала Анна Саркисова-Бурназян, армянка, вдова феодосийского купца. Собственно, на похоронах этого торговца Айвазовский и был очарован прекрасной вдовой. Через год после первой встречи, в 1883 году, влюбленные поженились.

Смерть

2 мая 1900 года Иван Айвазовский начал работать над картиной «Взрыв турецкого корабля». Полотно так и осталось незаконченным – в тот же день художник ушел из жизни. Тело Айвазовского захоронили во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса. В 1903 году на могиле появилось мраморное надгробие, на котором на древнеармянском языке написано: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память» .

Айвазовский Иван Константинович, часть1 (1817 - 1900)

И.Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще».
П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».
В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».
За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира

Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского
1841
Холст, масло 72 x 54,2

Москва

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году, семье Гайвазовских жилось нелегко. Содержать семью, в которой были две дочери и три сына, помогала жена Константина Рипсиме, искусная вышивальщица.

Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию, в которую его помог определить городской архитектор Кох. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский отправился в Петербург, и по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева. Затем учился в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

Уже в 1835 году за “Этюд воздуха над морем” ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину “Штиль” ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины “Лунная ночь в Гурзуфе” (1839), “Буря”, “Морской берег” (1840).


Айвазовский И.К. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф.
1839
Сумский художественный музей


«Морской берег»
1840
Холст, масло. 42.8 x 61.5 см
Государственная Третьяковская галерея


Ветряная мельница на берегу моря»
1837
Холст, масло 67 х 96

Санкт-Петербург


Берег моря ночью
1837
47 х 66 см
Холст, масло
Романтизм, реализм
Россия
Феодосия. Феодосийская картинная галерея им. И. К.


Керчь
1839

В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту корабля он знакомится с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым, получает возможность изучить конструкции военных кораблей. Создает первое батальное полотно — “Высадка десанта у Субаши”.


«Десант Н.Н. Раевского у Субаши»
1839
Холст, масло. 66 x 97 см
Самарский художественный музей
Там же он познакомился с разжалованными в рядовые декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н. Н. Лорером, которые принимали участие в деле при Субаши. Крымские работы художника успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.


«Морское сражение при Наварине (2 октября 1827)»
1846
Холст, масло 222 х 234

Санкт-Петербург


«Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года»
1846
Холст, масло. 222 x 335 см
Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского


«Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790)»
1846
Холст, масло 222 х 335
Военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского
Санкт-Петербург
Россия

В 1840 году Айвазовский отправляется в Италию. Там он знакомится с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки — Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. В это же время, в 1841 году, фамилию Гайвазовский художник изменил на Айвазовский.


Лазоревый грот. Неаполь
1841
74 х 100 см
Холст, масло
Романтизм, реализм
Россия
Донецк. Донецкий художественный музей,


Вид на Венецианскую лагуну
1841 76х118

Деятельность художника в Риме начинается с изучения и копирования произведений мастеров прошлого, он много работает над натурными этюдами. В одном из писем Айвазовский говорил: “Я, как пчела, собираю мед из цветника”. На протяжении всей жизни он возвращался к пейзажам Италии, гармоничное сосуществование человека и моря в этой стране запечатлелось в его памяти как образец красоты. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин. Успех художнику принесли романтические морские пейзажи “Буря”, “Хаос”, “Неаполитанский залив лунной ночью” (1839) и другие. Его картину “Хаос” приобрел Ватиканский музей. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Талант художника признают ценители искусства и коллеги. А. Иванов отмечает способности Айвазовского в изображении моря, гравер Ф. Иордан утверждает, что Айвазовский — первооткрыватель жанра морской живописи в Риме.


«Хаос. Сотворение мира»
1841
Холст, масло 106 х 75
Музей армянской конгрегации мхитаристов
Венеция. Остров св. Лазаря


«Неаполитанский залив»
1841
Холст, масло 73 х 108


Вид Константинополя при вечернем освещении
1846 120х189,5


«Вид Константинополя при лунном освещении»
1846
Холст, масло 124 х 192
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия



1850
Холст, масло 121 х 190

Феодосия


«Неаполитанский залив в лунную ночь»
1892
Холст, масло 45 х 73
Собрание А. Шагиняна
Нью-Йорк

В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе. “Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями”, — вспоминал Айвазовский. Одно из них — звание академика, присужденное Академией художеств Амстердама. Как единственный представитель русского искусства, он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.


«Кораблекрушение»
1843
Холст, масло 116 х 189
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Феодосия
Россия

В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. По возвращении на родину Петербургская Академия художеств удостаивает его звания академика. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира и поручило “обширный и сложный заказ” — написать все русские военные порты на Балтийском море. В течение зимних месяцев 1844 — 1845 гг. Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин.


«Русская эскадра на Севастопольском рейде»
1846
Холст, масло. 121 x 191 см
Государственный Русский музей

В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в Феодосию. “Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю”.


Вид Феодосии
1845
70 х 96 см
Холст, масло
Романтизм, реализм
Россия
Ереван. Государственная картинная галерея Армении


Феодосия. Восход солнца
1852 60х90

В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию и окончательно обосновался здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России, иногда выезжал за границу. В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Художник говорил о своем творческом методе: “Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий — неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта...”.


Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива 1842 58х85
«Встреча рыбаков»
Холст, масло. 58 x 85 см
Государственная Третьяковская галерея


«Гондельер на море ночью»
1843
Холст, масло 73 х 112
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань
Россия


«Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джоржо»
1844
Дерево, масло. 22.5 x 34.5 см
Государственная Третьяковская галерея


Мельница на берегу моря 1851 50х57


«Восход солнца в Феодосии»
1855
Холст, масло 82 х 117

Ереван


«Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»
1846
Холст, масло 122,5 х 192,5
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Феодосия



Вид Одессы в лунную ночь
1846
122 х 190 см
Холст, масло
Романтизм, реализм
Россия


«Вид Одессы с моря»
1865
Холст, масло 45 х 58
Государственная картинная галерея Армении
Ереван

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Брюллова, сказавшихся на живописном мастерстве художника. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен. Очень ярко это отразилось в батальной картине “Чесменский бой”, написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в пылающий костер. На переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. На воде можно различить обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.


«Чесменский бой 25-26 июня 1770 года»
1848
Холст, масло 220 х 188
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Феодосия


Смотр Черноморского флота в 1849 г.
1886 131х249


«Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»
1892
Холст, масло


«Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, встречается с русской эскадрой»
1848
Холст, масло 123 х 190
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Буря на море ночью»
1849
Холст, масло 89 х 106
Дворцы-музеи и парки Петродворца
Петергоф, Ленинградская область

Вклад Айвазовского в батальную живопись значителен. Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота: “Каждая победа наших войск на суше или на море, — писал художник, — радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне...”.


«Буря»
1850
Холст, масло 82 х 117
Государственная картинная галерея Армении
Ереван

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40 — 50-х годов являются: “Буря на Черном море” (1845), “Георгиевский монастырь” (1846), “Вход в Севастопольскую бухту” (1851).


Вход в Севастопольскую бухту 1852


Вид Константинополя при лунном освещении
1846
124 х 192 см
Холст, масло
Романтизм, реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей


Вид Леандровой башни в Константинополе
1848
Холст, масло
58 х 45,3
Третьяковская галерея

Крупнейший маринист в русской живописи XIX века И.К.Айвазовский много путешествовал и часто включал в свои морские пейзажи изображения известных архитектурных сооружений. Запечатленная на картине Леандрова (Девичья) башня была построена в XII веке на небольшой скале у входа в пролив Стамбульской гавани и издавна служила маяком и местом швартовки кораблей. В качестве маяка она используется и поныне. Башня возвышается на фоне золотистого неба, лучи заходящего солнца окрашивают поверхность морской воды в перламутровые тона, а вдали проступают силуэты построек древнего города. Мягкий солнечный свет романтизирует созданный художником пейзаж.


«Лунная ночь»
1849
Холст, масло 123 х 192
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Закат на море
1856
121,5х188


«Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг»
1859
Холст, масло 63 х 83
Одесский художественный музей
Одесса


Буря
1857
100х49

Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853 — 1856 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Адмирал Нахимов, высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, сказал: “Картина чрезвычайно верно сделана”.

«Синопский бой (дневной вариант)»
1853
Холст, масло


«Синопский бой 18 ноября 1853 года (ночь после боя)»
1853
Холст, масло. 220 x 331 см
Центральный военно-морской музей


Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мессина» на Чёрном море 13 декабря 1877 года


Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года

В творчестве Айвазовского можно встретить картины на самые разнообразные темы, например, изображения природы Украины. Он любил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях (“Чумацкий обоз” (1868), “Украинский пейзаж” (1868)), близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.


Чумаки на отдыхе
1885


Обоз в степи


«Украинский пейзаж с чумаками при луне»
1869
Холст, масло. 60 x 82 см
Государственная Третьяковская галерея


Ветряные мельницы в украинскойСтепи при закате солнца
1862 51х60


«Отара овец в бурю»
1861
Холст, масло 76 х 125
Собрание А. Шагиняна
Нью-Йорк


Окрестности Ялты ночью
1866


Окрестности Ялты
1863
20,2х28


Буря на Северном море
1865 269х195


Заход солнца на море
1866


Лунная ночь на Босфоре
1894 49,7х75,8


После бури. Восход луны
1894 41х58


«Вид моря с гор при закате солнца»
1864
Холст, масло 122 х 170
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Всемирный потоп»
1864
Холст, масло 246,5 х 369
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Гибель Помпеи»
1889
Холст, масло 128 х 218
Ростовский областной музей изобразительных искусств
Ростов
продолжение следует...

Http://gallerix.ru/album/aivazovsky
http://www.artsait.ru/art/a/aivazovsky/main.htm



просмотров