Диоскуры на конногвардейском плацу. Диоскуры на конногвардейском плацу Железные кони в Манеже

Диоскуры на конногвардейском плацу. Диоскуры на конногвардейском плацу Железные кони в Манеже

Конногвардейский манеж заинтересует туристов архитектурными особенностями здания, его историей и современным наполнением.

Большой дом с портиком, поддерживаемым восемью огромными колоннами, был построен знаменитым архитектором Д. Кваренги – сторонником стиля классицизм в архитектуре. Манеж стал последней работой в карьере великого мастера. Строительство объекта продолжалось с 1804 по 1807-ой годы.

Здание предназначалось для Императорского конного полка. Гвардейцы использовали манеж для выучки лошадей, отработки парадных построений, обучения новичков верховой езде. В осеннее и зимнее время в огромном помещении проводились парады, смотры и награждения особо отличившихся всадников.

Само предназначение здания не позволяло архитектору создать шикарные интерьеры: внутри манеж выглядел строго и просто.

Долгое время в народе ходили слухи, что манеж и Зимний дворец соединяет высокий подземный ход, по которому всадники смогут примчаться на помощь царю, если таковая потребуется.

Впоследствии фасад манежа был украшен статуями героев древнегреческого эпоса об аргонавтах. Скульптуры, изготовленные П. Трискорни, представляют собой точные копии монументов из Квиринальского дворца в Риме.

Во времена СССР здание использовалось в качестве гаража НКВД. В 1977 году был создан Центральный выставочный зал «Манеж», который и сейчас располагается в доме на Конногвардейском бульваре.

В «Манеже» проходят выставки, мастер-классы, исторические и просветительские лекции, встречи с творческими личностями, перформансы. Выставочное пространство зала в 4,5 тыс. кв. м. делает его самой большой экспозиционной площадкой Города на Неве.

В постоянной экспозиции «Манежа» - свыше 3 тысяч картин отечественных и зарубежных художников. Основное направление деятельности этого культурного учреждения – современное искусство. Кураторы «Манежа» ищут таланты по всей России, помогая живописцам с организацией выставок в Северной столице.

В выставочном зале регулярно проходят концерты классической музыки.

Также в здании находится книжный магазин, в котором можно приобрести современные и антикварные издания.

Короткий видеоролик про Конногвардейский манеж:

Конногвардейский манеж построен в 1804-1807 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги на углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара. Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Проект Кваренги на практике реализовывал архитектор Гирше.

До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада Конногвардейский манеж играл большое значение в перспективе Сенатской площади.

Парадная лестница выполнена из сердобольского гранита. Базы колонн Конногвардейского манежа первоначально принадлежали бирже на стрелке Васильевского острова, которую в 1780-х годах начал строить тот же Кваренги. Но её возведение не было доведено до конца, биржа была разобрана.

Главный вход в здание украшен барельефом, изображающим конные состязания. Здесь же в 1810-1811 годах установлены копии римских античных статуй Диоскуров. Их автор Паоло Трискорни, выполнивший и украшающие здание барельефы. Изготовлены они в Италии в 1810 году, являются уменьшенными копиями античных Диоскуров, стоявших у Квиринального дворца в Риме. Статуи изображают мифических близнецов Кастора и Полидевка, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.

Статуи Диоскуров не были выполнены в указанный в контракте срок. Первое время Конногвардейский манеж был украшен мраморными кентаврами. К августу 1816 года Диоскуры прибыли в Кронштадт. И только в 1817 году, после реставрации повреждённой при перевозке одной из фигур, они были открыты для всеобщего обозрения у входа в манеж.

Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.

В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д. И. Иенсена.

В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Петра Клодта. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных групп Аничкова моста.

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода, перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872-1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д. И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.

Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены "Конногвардейский марш" и вальс "Петербургские дамы".

В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н. Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для выучки и парадных выездов Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня здесь размещается центральный выставочный зал «Манеж».

Казармы Лейб-гвардии Конного полка, особо приближенного к императорскому двору войскового соединения, изначально располагались на берегу канала, соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией, но позже засыпанного. Именно на месте бывшего канала и был построен манеж для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок этого полка. Он должен был стать украшением Исаакиевской площади, поэтому к строительству и оформлению манежа подошли со всей возможной серьезностью и монументальностью.

Продолговатое двухэтажное здание строго, но со вкусом украшено — по углам его обрамляют пилястры, верх покрыт антаблементом с барельефом со сценами античных спортивных конных состязаний, а парадный фасад выполнен в виде портика из 8-и колонн дорического ордера с треугольным фронтоном, низ внешних стен обрамлен рустовой отделкой. Главный фасад также дополняют скульптуры итальянского мастера Паоло Трискорни — уменьшенные копии фигур братьев-близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка, как у Квиринальского дворца в Риме, они выполнены в виде юношей, укрощающих коней. Статуи на фронтоне манежа появились позже, во время реконструкции конца XIX века, когда классическому зданию попытались придать больше пышности.

Поскольку Диоскуры изображают обнаженных языческих богов — детей Зевса, после окончания строительства Исаакиевского собора по требованию православного духовенства их перенесли на задний фасад Конногвардейского манежа, и там они простояли вплоть до 1954 года.

Долгое время существовала легенда, что между Зимним дворцом и Конногвардейским манежем был прорыт высокий туннель, по которому можно было проехать верхом на лошади.

В советское время в манеже размещался автомобильный гараж войск НКВД (для этого здание пришлось перестроить, добавив второй этаж). В 1967 году его переоборудовали в выставочный центр, вернув фасаду прежний облик, заданный еще архитектором Кваренги.

Здание Конногвардейского манежа включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Конногвардейского манежа будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Факты и цены

Адрес Россия, город Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1

Полк, считавшийся одним из привилегированных и пользовавшийся повышенным вниманием императорской фамилии, вполне заслуживал, чтобы в возведении основного тренировочного корпуса – манежа участвовал величайший архитектор. Здание получилось, действительно, парадным. При соблюдении строгих классицистических канонов, в облик фасада Кваренги органично вписал традиционные античные декоративные элементы. Портик с восемью колоннами украшает сторону, обращённую к Исаакию. Барельеф с картинами конных цирковых состязаний разместился над входом. Все главные детали убранства: рельефные изображения и скульптуры связаны с историей приручения и укрощения людьми лошадей. Интерьер манежа – это просторный, огромных размеров зал.

Надстройка с пандусами появилась в XX веке, когда Конногвардейский манеж стал пристанищем «железных коней» - гаражом. С ноября 1977 года историческое здание стало Центральным выставочным залом Петербурга.

Я O

Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию , ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона . Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни . Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена , которые впоследствии были демонтированы в советское время. Тогда же в тимпане императорского орла сменили серп и молот.

В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров . Каждая композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа .

Деятельность с 1977 года

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки », «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10» »)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Выставки

1977

  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября
1978
  • «Интерпрессфото - 77». Международная выставка фотографии 1978
  • Персональная выставка А. А. Пластова. Живопись
  • Выставка молодых художников Ленинграда к 60-летию ВЛКСМ
  • Персональная выставка Н. М. Ромадина.
  • «Художники России - детям»
1979
  • XVIII дипломная выставка выпускников художественных ВУЗов СССР
  • Искусство Советской Эстонии
  • Из фондов Центрального военно-морского музея
  • «Человек труда в произведениях ленинградских художников»
  • 8-я выставка ленинградской книжной графики
  • «Наш современник».
  • Выставка произведений ленинградских художников
  • «Оформление Ленинграда к Олимпиаде - 80»
  • Агитационно-массовое искусство первых лет Октября
  • Охрана и реставрация памятников архитектуры Ленинграда
  • «Мы строим БАМ». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка*
1980
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях русских и советских художников»
  • Выставка произведений ленинградских художников к 110-летию со дня рождения В. И. Ленина
  • IV Всероссийская выставка плаката
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в изобразительном искусстве»
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура
  • Искусство Советской Грузии
1981
  • Искусство Ярославля XIII-XIX веков
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников, посвященная XXVI съезду КПСС
  • «Боевому карандашу - 40 лет»
  • Искусство Советского Казахстана
  • «Мы строим коммунизм». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «КПСС в борьбе за мир». Выставка плаката, посвященная 75-летию со дня рождения Л. И. Брежнева
1982
  • Русская графика XVIII-XX веков. Из собрания Я. Е. Рубинштейна и И. В. Качурина
  • Портреты русских и советских художников первой половины XX века. Из собрания Я. Е. Рубинштейна
  • Новые открытия советских реставраторов
  • Кукрыниксы. Политическая сатира
  • Выставка произведений ленинградских художников к 60-летию СССР и 50-летию ЛОСХа. Живопись, скульптура
  • Выставка произведений И. Н. Масленниковой. Графика
  • Выставка произведений Н. С. Кочукова. Скульптура
  • Выставка произведений А. М. Герасимова. Живопись
  • Садово-парковое искусство Ленинграда в произведениях художников и архитекторов
  • Искусство Советской Украины
  • «По родной стране». Республиканская выставка
1983
  • Искусство Финляндии (1900-1960). Финляндия строит (1976-1981)
  • «Монументальное искусство в градостроительстве». Выставка ленинградских художников-монументалистов
  • «Человек и природа в современной живописи и графике». ФРГ
  • Новые открытия советских реставраторов
  • «На страже завоеваний социализма». Всесоюзная художественная выставка
  • Искусство Советской Латвии
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1984
  • «Битва за Ленинград». К 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады
  • «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». По материалам всесоюзной выставки
  • Персональная выставка В. К. Нечитайло. Живопись, графика
  • «Отстоим мир». Выставка ленинградских художников
  • «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве». Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина
  • Реставрация художественных ценностей в СССР
  • Искусство Советской Армении
1985
  • «Наш Ленинград». Выставка работ ленинградских художников
  • «40 лет великой Победы». Выставка работ ленинградских художников
  • «Люди». Ю. Рост. Фото
  • «Аранжировка русского народного лубка» (А. Максимов, Н. Воронков, Л. *Курзенков). Графика
  • Выставка М. и Ф. Примаченко. Живопись
  • Выставка Т. Юфа. Книжная графика
  • «Мир и молодёжь». Выставка молодых ленинградских художников, посвященная XII Всемирному фестивалю молодёжи в Москве
  • Выставка проекта и модели памятника Октябрьской революции
  • Искусство Советского Узбекистана
  • Зональная выставка, посвященная XXVII съезду КПСС
1986
  • Русское искусство XVIII - начала ХХ веков из частных собраний Ленинграда
  • «Юный художник». Выставка детского творчества
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Театр. Образы и реликвии». Из фондов Театрального музея
  • Персональная выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников
  • Персональная выставка Ю. Н. Тулина. Живопись, графика
1987
  • Из фондов Русского музея. Живопись, декоративно-прикладное искусство
  • «А. С. Пушкин и его современники». Межмузейная выставка
  • «Я славлю тебя, земля Ленинградская». Выставка творчества самодеятельных художников
  • «Искусство Костромской земли»
  • Выставка произведений Б. В. Щербакова. Москва. Живопись
  • Всесоюзная выставка филателии
  • «Художники Ленинграда». К 70-летию Великого Октября
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
1988
  • Выставка конкурсных проектов монумента в честь Великой Октябрьской социалистической революции
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания *Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
  • «Реставрация и исследования произведений искусства». Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
  • «Спасенные фрески». Реставраторы Грековы. Новгород
  • Выставка произведений Ю. П. Кугача. Москва. Живопись, графика
  • Русское театрально-декорационное искусство из коллекции Никиты и Нины *Лобановых-Ростовских
  • Современный текстиль и текстиль племен Индии с показом моделей одежды
  • Выставка произведений Е. А. Николаева. Скульптура, графика
  • «Уорлд Пресс Фото - 88»
  • IX Всесоюзная выставка молодых художников
  • Выставка И. С. Глазунова . Живопись, графика
1989
  • «Современное искусство Ленинграда». Выставка ленинградских художников
  • Русская живопись и графика конца XIX - начала XX веков. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы XVIII-XIX веков из собрания И. М. Эзраха
  • «Музыкальный Петербург - Петроград - Ленинград»
  • «Милан с утра до вечера». Мода и товары повседневного спроса. Милан в проектах
  • Выставка произведений А. Шилова. Живопись
  • Основные направления итальянского искусства. Рим, 1947-1989 годы
  • «Американский дизайн»
1990
  • «Мир Пушкина». Межмузейная выставка
  • Выставка М. Кулакова. Италия - СССР. Живопись
  • «Забытые шедевры». Западноевропейская живопись XV-XVIII веков. Из музеев СССР
  • «Забытые шедевры». Сто лет русского искусства (1889-1989). Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • «Забытые шедевры». Русская и советская живопись (1900-1930). Из фондов Музея изобразительного искусства Киргизской ССР
  • «Забытые шедевры». Николай Мыльников и Федор Тулов - русские портретисты XIX века
  • «Забытые шедевры». Плакаты первых лет революции. Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Живопись, графика, скульптура
  • «Финляндия сегодня». Живопись, графика, скульптура
  • Современная скульптура ФРГ
  • Выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • Фестиваль ленинградских галерей. («Анна», «Ариадна», «Дельта», «Палитра», «Современное искусство», «10-10», Ассоциация «Мир», ЛТСХ «Невский 20», Фонд Ленинградская галерея)
  • «10 + 10». Советско-американская молодёжная выставка. Живопись
  • «Небо и твердь». Выставка ленинградских художников. Живопись, скульптура, ДПИ
  • «Юный художник». Выставка детского творчества


просмотров