Методическая разработка "Коллектив: классификация коллективов народного художественного творчества. Присвоение звания "народный, образцовый". Основные методы работы с фольклорным коллективом Детский фольклорный ансамбль ложкарей «Пересветы»

Методическая разработка "Коллектив: классификация коллективов народного художественного творчества. Присвоение звания "народный, образцовый". Основные методы работы с фольклорным коллективом Детский фольклорный ансамбль ложкарей «Пересветы»

Понятие "народное творчество" широко, емко и очень неоднородно по своему характеру и уровню. В него входит крестьянское искусство, кустарные художественные промыслы, творчество ремесленников, песенная традиция. На Губкинской территории в силу географическо-исторической и культурной ситуации получили распространение ремесла бытового назначения: ткачество, вышивка, вязание крючком, плетение из лозы и лыка, кожевенное, бондарное, кузнечное ремесло.

Сегодня мы видим результаты большой работы, которая началась в 80-х годах ушедшего столетия по возрождению традиционной культуры. По крупицам собирали энтузиасты и любители старины то, что было утрачено за годы партократии и гонений на традиции народа. Любовь к народному искусству и традиционным промыслам подрастающему поколению передают 132 умельца и 17 мастеров. Они обучают детей и подростков основам ковроткачества, вышивки, вязания, токарной обработки древесины, резьбы по дереву, бисероплетения.

Из обычных нитей фантазия кружевницы Е. Бобылевой создает неповторимые узоры. Молодой мастер Богословского Дома ремесел А. Лисютин обучает детей тонкостям резьбы по дереву. Навыки лозоплетения в Коньшинском Доме мастера детвора перенимает у С. Потемкина. Сегодня игрушка - это забава. А в старину она была оберегом, защищала детей от нечистой силы. Мастеру Дома ремесел из Богословки Е. Захаровой удалось по рассказам старожилов восстановить технологию изготовления тряпичной куклы-закрутки.

В течение нескольких последних лет стало традиционным проведение районного творческого смотра-конкурса мастеров народных художественных промыслов и ремесел "Живая Русь". Он проводится с целью пропаганды лучших образцов народного прикладного творчества, поддержки мастеров декоративно-прикладного искусства. Чтобы люди могли получше познакомиться с самобытными мастерами, в Белгородском музее народного творчества была организована выставка традиционной культуры Губкинского района, посетители которой ознакомились с такими ремеслами, как ковроткачество, плетение на бердышках, роспись по дереву. Навыки декоративной обработки древесины и поныне сохранены стараниями мастеров из Истобного, Коньшино, Богословки, Сергеевки.

Изучение богатейшего духовного наследия, возрождение и пропаганда традиционной народной культуры оставляют благодатный след в сердцах детей, молодежи, всех жителей Губкинской территории, дают нам возможность прикоснуться к истинному искусству, сохранить дух народных традиций.

В начало восьмидесятых годов 20-го столетия уходят исторические корни фольклорного ансамбля "Воскресение", детского фольклорного ансамбля "Ладушки", клубов "Затейник" и "Славянская травница", музея "Живая старина". Они создают основу традиционной народной культуры Губкинской территории.

Фольклорный ансамбль "Воскресение" ведет большую исследовательскую работу по изучению и сохранению уникального песенного стиля нашего края, который, неустанно воскрешая прекрасные образцы народной песни, дает им новую жизнь на концертной сцене. Материал для работы ансамбль черпает из экспедиций по селам Белгородчины. Каждый участник ансамбля работает с исполнительницами народных песен. Расшифровано более 1400 старинных песен, собраны уникальные исследовательские материалы по селам Губкинского района: Присынки, Теплый Колодезь, Мелавое и т.д. Экспедиции помогают делать новые записи традиций, обрядов, и песенного творчества. Ценно, что весь материал активно используется при проведении семинаров по возрождению традиционной культуры, в репертуаре фольклорного ансамбля "Воскресение" и детского фольклорного ансамбля "Ладушки". Творчество "Воскресения" известно далеко за пределами области. Ансамбль - дважды лауреат Всероссийского телерадиоконкурса "Голоса России". Он удостоен первой премии Международного конкурса "Красная горка" (г. Брянск).

Для детей и подростков создан клуб "Затейник", где они знакомятся с календарно-обрядовыми праздниками, разучивают старинные народные игры, колядки, щедровки, веснянки, заклички.

В целях возрождения и поддержки традиционной культуры в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры проводится детский фестиваль народного творчества "Майский карагод", который содействует развитию народного исполнительского мастерства, выявлению новых фольклорных коллективов.

На протяжении многих веков на Губкинской территории исторически складывались песенные этнокультурные связи и традиции. Сегодня песенную традицию представляют 23 фольклорных и этнографических коллектива, в том числе 11 детских. В основе их деятельности лежат возрождение и пропаганда песенного фольклора, самобытных танцев, устного народного творчества. Животворящий родник исконных старинных песен есть в селе Чуево, где песенное наследие сохраняют и передают молодому поколению участницы фольклорно-этнографического коллектива "Посиделки". Участниками фольклорного ансамбля "Родник" Богословского Дома культуры был восстановлен по крупицам старинный свадебный обряд. И теперь на Губкинской территории постепенно входит в традицию проведение современных свадеб на старинный лад.

Хор "Русская песня" появился на базе ДК "Строитель - в феврале 1986 года, у истоков его создания стояли руководитель Валентина Григорова и концертмейстер Иван Ченцов. Достаточно скоро образовался стабильный коллектив из 27 человек, отличительными чертами которого, стали целеустремленность, желание овладеть вершинами вокального искусства, и плоды трудов не заставили себя долго ждать. Благодарственные письма, почетные грамоты и дипломы территориальных, областных, региональных конкурсов и фестивалей, и самое долгожданное - звание "народный", присвоенное хору в 1990 году.

Дружная хоровая семья объединила не только профессионалов, но и просто любителей народной песни, причем разных возрастов: самой старшей участнице около 80 лет, самой младшей - чуть больше 20-ти.

Руководитель коллектива B.C. Григорова считает основной задачей не только сохранение народных традиций, но и стремление привить любовь к русской песне молодому поколению. Как не гордиться нашими солистами. Валентина Беседина, например, - всегда делает удивительно интересные подголоски и в совершенстве владеет трещотками и ложками. Настоящим украшением исполняемых произведений является бубен, который в руках Лидии Сироткиной звучит по-особенному звонко и весело.

В 1986 году создан хор ДК "Строитель" "Русская песня". "За 20 лет концертной деятельности хор объехал немало городов и районов. Память, словно фотопленка, хранит самые яркие впечатления, - говорит концертмейстер хора "Русская песня" Сергей Щуплов. Не раз были и курьезные случаи, но всегда спасала взаимовыручка. Спустя рукава в хоре не работает никто, поскольку каждый чувствует ответственность перед слушателями, да и репертуар хора требует серьезного отношения. Это не только песни нашего края и различных регионов России, позволяющие некоторую импровизацию, но и произведения, заимствованные из репертуара профессиональных коллективов Воронежского русского народного и Кубанского казачьего хоров".

Более 20 лет радует губкинцев работа академического народного хора ветеранов Великой Отечественной войны "Живая память", руководит которым заслуженный работник культуры Н.Н. Новик. Наталья Николаевна имеет специальное музыкальное образование, и успех хора обеспечен именно счастливым сочетанием профессионализма его руководителя и любовью к хоровому пению участников хора.

Ансамбли народного творчества организуются в клубных учреждениях. Но более крепкими и интересными бывают связи талантливых людей, которые нашли друг друга на праздниках. Директор городского парка культуры и отдыха В.Г. Гдадких по роду своей служебной деятельности и по велению сердца проводила ежегодные и любимые горожанами праздники "Золотая осень". Вот, что она пронаблюдала: "В большой фольклорный праздник вылилось традиционное народное гулянье "Золотая осень". И сделали его таким импровизированные выступления (5 гармонистов и балалаечников, пришедших на конкурс "Играй, гармонь"). Озорные, веселые частушки сочинил к празднику золотой осени работник горноспасательного отряда Б.В. Абакумов:

"Ты играй, играй, гармошка!

Веселись, народ честной,

Если ноженьки устанут,

На руках пойдем домой!"

А вот что возникнет импровизированный конкурс, никто даже предположить не мог. Читал свои стихи сотрудник НИИКМА Н.Ф. Иовлев. Пенсионер Н.Я. Постовой прочитал тоже свои стихи о родном Губкине. И задуманный конкурс гармонистов перерос в настоящий фольклорный праздник.

Мы на празднике осеннем -

Веселей играй, гармонь!

Завлечем вас своим пеньем.

В сердце загорит огонь!

Задорными, лукавыми частушками собственного сочинения начал свое выступление фольклорный ансамбль завода ЖБИ-2. Нарядные костюмы, звонкие голоса - не могли не вызвать аплодисменты и улыбки зрителей.

А вот перед публикой фольклорный ансамбль, приехавший на праздник из опытно-производственного хозяйства "Сергеевское". Его выступление явилось, как принято говорить, гвоздем программы. В ярких сарафанах, с балалайками вышли участницы ансамбля. Прекрасно спели они русские народные песни "Утушка луговая" и "Подай балалаечку". А частушки братьев Заволокиных рассыпал на всю округу М. А. Овсянников.

Праздник познакомил, праздник подружил... Именно этим он еще более притягателен для всех его участников. Нынешняя "Золотая осень" познакомила, подружила супругов пенсионеров Архиповых и стропальщика управления КМАэлектромонтаж А.Ф. Мацына. Прекрасное получилось трио: Татьяна Прохоровна играет на бубне, Михаил Федорович - на балалайке, а Александр Федорович - гармонист". Часто такие встречи заканчивались многолетней дружбой и совместным творчеством.

Народное творчество сохранятся в семьях любителей и почитателей старины, традиционной народной культуры. Любимы в народе самобытные частушечники, балалаечники, гармонисты, вопленицы на похоронах (на свадьбах уже не вопят, ушли эти традиции). Так, известны в Губкине семья-ансамбль любителей народной песни Власовых. Бабушка, дочка, невестка, сын и маленькая внучка радовали горожан на городских праздниках.

Таким образом, фольклорное и песенное творчество - живой родник народной души. На Губкинской территории народные коллективы получили постоянную прописку и зеленую улицу.

Виды и жанры самодеятельного народного творчества. Их характеристика. Специфические особенности.

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и в конечном счёте его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.

Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

Самодеятельность по собственной инициативе. Она способствует становлению самостоятельно творческой личности. Творчество не мыслимо без самодеятельности. Она позволяет познать самого себя, развить свои способности. Коллектив художественной самодеятельности – это добровольное объединение любителей (музыки, хореографии, театра и т.д.) основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию даровании его участников.

Участие в коллективах художественной самодеятельности, осуществления в свободное от работы, учёбы время. Она является активной формой общественной деятельности.

Художественная самодеятельность признана способствовать:

    Расширению кругозора участников, формированию моральных качеств и эстетического вкуса.

    Способствовать дальнейшему развитию массового художественного творчества, широкому вовлечению в него новых участников.

    Культура обслуживает населения.

    Содействовать разумному полноценному досугу, организации их отдыха.

Сегодня художественное самодеятельное и техническое творчество имеют разнообразное содержание и охватывают все виды и жанры:

    Вокальная самодеятельность (хоровое, сольное пение).

    Музыкальная самодеятельность (оркестры, ансамбли и т.д.).

    Театральная самодеятельность (народные театры).

    Хореографическая самодеятельность.

    ИЗО (живопись, прикладное творчество).

    Кинолюбительские.

    Фотолюбительские.

Высшей формой проявления художественной самодеятельности является звание «народный коллектив» и «образцово-показательный».

Термин "коллектив" произошел от латинского collectives - собирательный. Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Под коллективами народного художественного творчества понимаются любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях досуга общей художественной цели.

Классификация

- По форме:

Фольклорные:

а) Аутентичные - представляют собой группу односельчан, которые являются носителями традиционного, аутентичного фольклора. Их репертуар фольклорный, заранее не составляется, берется из того, что осталось в памяти. Руководство таким коллективом формальное. Участники собираются стихийно. Коллективы разновозрастные, для них не свойственна концертная ситуация. Способ передачи традиций, умений и навыков художественной деятельности - этнопедагогика.

Этнопедагогика - теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса).

б) Вторичные . Объединяют заинтересованных людей разных специальностей. Собирают фольклорный материал, участвуют в экспедициях. Функция таких коллективов – сохранение и пропаганда фольклора, поэтому участвуют в творческих показах, культурных мероприятиях. Руководитель чаще всего профессионал. Коллективы могут быть как формально, так и неформально организованными. Коллективы разновозрастные.

Любительские . Характерна добровольная деятельность, демократизм. Цель – реализация творческого потенциала участников коллектива. Репертуар разнообразный, чаще всего произведения зарубежной и отечественной классики. Существуют за счет взносов участников. При выборе репертуара учитываются пожелания участников. Руководитель может быть как профессионалом, так и непрофессионалом, может получать з/п.

Любительство активно развивается с 18 века благодаря реформам Петра 1. На этом этапе появились новые формы массового художественного просвещения и воспитания, опирающиеся на профессиональную педагогику искусства.

Самодеятельные . Развитие данного типа коллективов происходило в годы советской власти. Свойственно государственное финансирование; приоритетный принцип партийности, проявляющийся в грубом и некомпетентном вмешательстве партийно-государственного аппарата в процессы художественного творчества. Создавалось новое, управляемое искусство взамен саморазвивающегося и саморегулирующегося.

В эти годы складывается система профессиональной подготовки руководителей коллективов художественной самодеятельности. Появляется профессиональный, получающий з/п руководитель. Для самодеятельности характерна четкая организация процесса обучения и воспитания. При наборе в коллектив учитываются возраст, творческие наклонности участников.

Становление педагогики художественной самодеятельности, учитывающей специфику деятельности непрофессионалов в сфере искусства.

Педагогика народного художественного творчества - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного художественного творчества.

Неспециализированное (непрофессиональное) художественное творчество характеризует современное состояние любительского искусства. Для него свойственны идейно-художественное многообразие, гуманизация. Коллективы неспециализированного художественного творчества по организации, подбору репертуара, статусу руководителя отражают или синтезируют типы, существовавшие до них. Характерно сочетание традиционных видов занятий художественным творчеством и инноваций (наполнение новым содержанием, использование технических средств).

- По виду организации: неформально организованные и формально организованные. Формально организованные: есть общая цель совместной деятельности, разделение функций. Деятельность регламентируется нормативными документами, инструкциями, разработанными вышестоящими инстанциями. Их работа организуется и планируется, оценивается вышестоящими организациями. Профессиональный, получающий з/п руководитель.

Неформальные- это самостоятельные объединения любителей в группы и организации. Образуется в результате инициативы составляющих ее людей. Нечетко выраженная цель. Контроль основан на внутригрупповых традициях, нормах поведения и ценностных ориентациях.

- По формам деятельности : исполнительские (хоры, оркестры, ансамбли, хореографические коллективы, театральные студии), авторские (коллективы и студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства, клубы авторской песни, любительские кино- и фотостудии), искусствоведческие (клубы любителей музыки, театра, кино) и смешанные.

- По видам искусства : инструментальные, танцевальные, вокальные, декоративно- прикладные, театральные, ИЗО и т.д.

- По жанрам , например, танцевальные коллективы: народного, классического, эстрадного, бального танца, смешанные и т.д.

- По формам организации : кружки, студии, ансамбли, объединения и клубы любителей искусства и т.д.

- По возрастным особенностям участников : детские, юношеские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов.

- По времени существования .

Таким образом, за время существования народного художественного творчества сложились различные виды и формы коллективного творчества, которые продолжают развиваться в соответствии с тенденциями времени.

В данном разделе интернет портала артистов Artist.ru «Фольклор» представлена информация от артистов и творческих коллективов, работающих в жанре русского фольклора.

Народный фольклор представляет собой народное творчество, по средствам которого можно понять психологию народа в настоящие дни. Как правило, в произведениях народного фольклора отражены важнейшие ценности человека и его жизни: семья и труд, общественный долг и любовь к родине. Знание народного фольклора той или иной страны, даст представление об ее народе и истории, а также культуре. Пригласив на организуемый вами праздник фольклорный ансамбль, тем самым вы культурно обогатите проводимое мероприятие.

Фольклорные ансамбли Москвы

Фольклорные ансамбли Москвы могут исполнить самые разнообразные программы: фольклор для детей и музыкальный фольклор, современный фольклор и свадебный. Незаменимым окажется русский народный фольклор при организации развлекательной шоу-программы для иностранных туристов. Иностранцы по достоинству оценят как частушки, потешки и танцы, так лирические русские народные песни. Россия, являясь крупнейшей страной в мире богата живым русским народным фольклором. Фольклорные ансамбли Москвы не просто исполняют произведения русского народного фольклора, но и вобрали в себя многовековые традиции их исполнения. Как любое исконно русское застолье не обходится без пения песен, так и праздник сможет обогатиться от выступления на нем фольклорного ансамбля Москвы.

Если вы представляете фольклорный ансамбль Москвы и ищете работу, связанную с участием в праздничных мероприятиях и шоу программах, зарегистрируйтесь на интернет портале Artist.ru, и ваши данные будут доступны в каталоге артистов в разделе «Фольклор». Посетители нашего сайта смогут легко с вами связаться, чтобы пригласить принять участие в праздничном мероприятии.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ

ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

для работников сферы культуры

г. Дюртюли, 2015г.

Фольклор (от англ. folk-lore -«народная мудрость») – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию фольклора и других видов традиционного народного творчества в нескольких направлениях.

1. Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в художественно-массовой работе.

2. Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.

3. Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллектива художественной самодеятельности, использующего фольклор и народное изобразительное искусство в своей работе.

Когда фольклор используется в работе самодеятельных художественных коллективов, то его освоение идет таким путем:

собирание - творческая переработка - исполнение - создание.

В результате такого освоения происходит всестороннее творческое развитие участников самодеятельных коллективов, осуществляется воспитательное воздействие на зрителей и слушателей, присутствующих на концертах, а также развитие самого народного художественного творчества.

Современный фольклорный коллектив

Современный фольклорный коллектив – это художественно-творческая группа, основу репертуара которой представляют произведения традиционного фольклора, воспринятые от аутентичных исполнителей непосредственно или опосредовано через технические средства. Фольклорный ансамбль представляет одну или несколько локальных (местных) певческих, хореографических, инструментальных фольклорных традиций (одна из них в некоторых случаях является базовой). Аутентичными группами являются преимущественно сельские исполнители традиционной народной музыки, носители локальной традиции народной культуры, передающие и воспринимающие ее устным способом из поколения в поколение и сформированные под влиянием трех факторов: преемственности, вариативности, отбора среды.

Исполнение народной песни на сцене – один из эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Перенесение музыкально-песенного фольклора на сцену всегда сложно, так как сценический вариант народной песни оторван от исконной среды рождения и развития. При воспроизведении музыкально-песенного фольклора возникает необходимость учитывать законы, которые выработаны другими сценическими жанрами, в частности драматическим искусством. Большой режиссерской работы требует интерпретация традиционных обрядов и сцен народных гуляний, в них происходит соединение всех видов народного искусства: пения, танца, драматического действа. В работе над сценическим воплощением музыкально-песенного фольклора перед руководителем выдвигаются как хормейстерские задачи, так и требования знания законов театрализации. Эти законы диктуют,

во-первых, формирование художественного образа через выявление конфликта, который выражается во взаимоотношениях героев поэтического текста, в их личных переживаниях.

Во-вторых, организацию сценического действия через систему выразительных средств театрального искусства.

Основные методы работы с фольклорным коллективом

В своей деятельности руководители большинства самодеятельных фольклорных коллективов сталкиваются, с одной стороны, с проблемами, касающимися вокальной техники с другой стороны с проблемами фольклористического плана, как разработка и реконструкция фольклорно-этнографических материалов, освоение особенностей звучания и говора той или иной локальной традиции, специфика внедрения элементов народных традиций в современную культурную жизнь, особенности показа фольклорных образцов и обрядовых фрагментов на сцене и т.д.

Различия фольклорных традиций разных районов касаются не только репертуара певческих деревенских ансамблей, но главным образом особенностей поэтического диалекта (говора), музыкальных закономерностей фольклорных образцов (фактура, ритмика, интонационный строй, исполнительские приемы), видов хореографического движения, структуры обрядовых комплексов и т.д. Именно поэтому на современном этапе самое пристальное внимание должно быть направлено на выявление специфических закономерностей местных традиций одного района, сельсовета и даже одной деревни.

В зависимости от типа учреждения, на базе которого организован, фольклорный коллектив может решать ряд следующих задач:

– научно-исследовательские: изучение стилевых закономерностей локальных традиций местности, реконструкция и восстановление форм музыкально-песенного фольклора, хореографических и обрядово-ритуальных форм традиционной культуры (коллективы, созданные при научно-исследовательских и образовательных учреждениях);

– учебно-методические: выработка методов восстановления традиционного фольклора в современных условиях, оказание учебно-методической помощи самодеятельным фольклорным коллективам в рамках семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации (коллективы, созданные при РДК);

– художественно-творческие: реализация восстановленных форм традиционной музыкальной культуры в современном обрядово-бытовом контексте и художественной практике (традиционные обряды, праздники, гуляния и пр., концертно-лекторская, просветительская деятельность) (все виды фольклорных коллективов).

Методы работы фольклорного коллектива, ставящего своей основной задачей реконструкцию и восстановление народно-песенных традиций, формируются в процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора. В первую очередь, в процессе изучения песенных традиций перед участниками коллектива ставится задача максимально полного овладения разнообразными “языками” традиционной музыкально-песенной культуры – словесным, музыкально-исполнительским, хореографическим. При решении этой задачи основным принципом работы должен быть постоянный “контакт” с этнографическим первоисточником – работа с экспедиционными записями подлинных фольклорных образцов, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции. Владение музыкальным языком народной песни подразумевает знание максимально полного корпуса возможных вариантов (мелодических, ритмических, фактурных и пр.) одной и той же песни, жанра в рамках местной традиции и умение свободно ими пользоваться в процессе пения. В изучение хореографического языка местной традиции входит выявление особенностей и типов хореографического движения (хороводов, плясок), пластики, “языка” жестов и пр.

В фольклорном ансамбле (как и в этнографическом) запевала не есть солист, он – “заводила”, от которого зависит начало песни или даже каждой песенной строфы. Вместе с тем остальные участники ансамбля – равноправные “делатели” песни; от каждого из них в полной мере зависит качество исполнения и его соответствие той или иной ситуации (обрядовой, праздничной и др.), тонус коллективного звучания, эмоциональное состояние всего ансамбля, а также его энергетическое “поле” и многое другое.

Одной из сложных проблем, с которой сталкивается большинство фольклорных коллективов, является показ в сценических условиях фольклорных образцов, а тем более постановка фрагментов обрядовых комплексов. Сценическое воплощение фольклорного явления всегда вторично по отношению к естественной ситуации его бытования – обрядовой или праздничной. Если коллектив стремится к достоверности своего исполнения, к соответствию традиции, то несомненно хотя бы на первоначальном этапе освоения фольклорных образцов он должен искать возможность реализации их в естественной обрядово-бытовой ситуации – на свадьбе, в обрядах календарного цикла, на общинных (деревенских или городских) праздниках и гуляниях, в сфере семейного общения и т.д.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11



просмотров