Рассказ о национальной культуре русского народа. Русская традиционная культура в современном пространстве общеобразовательной школы. Русский национальный костюм

Рассказ о национальной культуре русского народа. Русская традиционная культура в современном пространстве общеобразовательной школы. Русский национальный костюм

Народная традиционная культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа - кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой.

Народная культура − это духовная культура. На протяжении всей истории человечества она была самой существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой, её базисной частью и характеризуется высокими ценностными свойствами. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён.

Народная традиционная культура - явление сложное и многогранное, богатое и яркое, очень широкое и глубокое. С одной стороны, оно охватывает многие виды народного творчества - зодчество, быт, музыку, хореографию, костюм, фольклор, различные ремёсла и промыслы. А с другой, − оно живёт вместе с народом, уходя корнями глубоко в седую древность и развиваясь в наши дни.

Испокон веку народная традиционная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы отдельной личности и коллектива в целом.

Трудом и талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная традиционная культура Оскольского края. Она дана нам сегодня как дар Божий во множестве самобытных изделий народных мастеров и ремесленников, в исполненном удивительной красоты орнаменте произведений декоративно-прикладного искусства, в неповторимой архаике местного фольклора и хореографии, мудрости и духовности народного праздника и обряда.

Эта культура во все времена служила для населения школой нравственного, патриотического и эстетического воспитания, была связующим звеном между прошлым и настоящим.

После многих лет забвения изучение глубинных пластов народной традиционной культуры, восстановление её вековых социально-культурных функций необходимо для осознания своей самобытности, для возрождения национального духовного менталитета русских.

Политика советской власти на протяжении десятилетий по отношению к русской традиционной культуре была двойственной.

Общепризнан факт, что революционная ломка в России после 1917 года жесточайшим образом ударила по народной традиционной культуре, прежде всего по русской деревне. Какими были масштабы этой трагедии, можно себе представить, если осознать, что к тому времени Россия на 90% была крестьянской страной. Народное искусство имело значение духовное как традиционная культура, но по своему социальному составу она была преимущественно крестьянской. Именно эти родовые духовные основы национальной культуры вместе с социальным и экономическим укладом страны воспринимались в новых советских условиях особенно враждебно и подлежали уничтожению.

Из сознания народа изживалось чувство и понимание народной культуры как мировоззрения, культуры духовной. Термины «духовное», «духовная культура» на долгое время были вообще изъяты из употребления. Под революционными лозунгами сокрушались основы культуры и самой жизни народа.

Беспощадно разрушались Храмы, уничтожались иконы, ткацкие станки, токарные станки по дереву, прялки, набойные доски - всё, что мешало новой власти. Были уничтожены многие кустарные промыслы, в том числе и в Староосколье (см. гл. IV).

Уже в 1919 году на Первой Всероссийской конференции ИЗО Наркомпроса по делам музеев в выступлении заведующего отделом ИЗО О.М. Брика высказывались предложения о необходимости борьбы со старой культурой, звучали рассуждения о неприемлемости в новых условиях одновременного существования настоящего и прошлого искусства: «Пролетарская революция требует коренной реорганизации всех форм культурной жизни. Нельзя ограничиваться частными реформами или простой популяризацией существующих устоев» (70, с. 472-473).

Борьба со старым, традиционным стала, по сути, программой на многие годы. Традиция воспринималась как враждебная всему новому, что, несомненно, вело к уничтожению народного искусства как былого, изжившего себя, крестьянского прошлого. Внедрение нового в борьбе со старым проводилось в культурной политике на всех этапах советской истории, лишь с незначительными изменениями в содержании.

Сегодня в нашем обществе набирает силу убеждение, что подлинная русская народная традиционная культура служит формированию национального самосознания, кроме того, учит толерантности по отношению к другим культурам и нациям. Этот фактор в современной многонациональной России особенно актуален. Вместе с тем, традиционная культура русского народа (как государствообразующего этноса) остаётся до сих пор мало изученной и нуждается в особой поддержке.

Как отмечает доктор искусствоведения, профессор М.А. Некрасова, Родина - Народ - Народное - понятия с одним корнем Род. Народное даёт духовное наполнение этому нерасторжимому единству - в Вере, в религиозном чувстве Человека. Оно раздвигает это чувство до сознания и чувства всей земли и жизни как высшей ценности, в ответственности за которые все народы едины. Народное искусство протягивает нити дружбы и понимания одного народа к другому. И в этом его большая ценность в современной культуре.

Вобрав два тысячелетия христианской культуры, народное искусство функционирует сегодня как живая традиция. Все пагубные издержки советской политики в области народной культуры и её тяжелейшие последствия в настоящее время ставят общество перед необходимостью государственного признания народного искусства духовной культурой, базисной ценностью национальной культуры русского народа и других народов России. Народная культура - это важнейший фактор государственности и требует государственных решений её проблем. Ученые выводят эту задачу за рамки национальной культуры, называют ее общечеловеческой, межгосударственной.

Поэтому проблемы народной традиционной культуры должны найти отражение и в политике, и в художественной, и в организационно-управленческой практике, и в сфере образования.

К сожалению, в современном обществе, где во главу угла ставятся приобретательство и комфортность, в большей степени главенствуют законы потребления, в досуге людей преобладает тяга к развлечениям. Люди стремятся убежать от реальности, от народного искусства, которое тревожит мысль, ставит новые проблемы, заставляет о чем-то задуматься.

Зачастую мы сталкиваемся с проблемой засорения, опошления, смешения народной традиционной культуры с проявлениями массовой культуры. Между тем, благодаря живым традициям, народное искусство воспроизводит в культуре те ценности, которые соединяют человека с Богом, с обществом. Массовая же культура, напротив, разрушает эти жизненно необходимые связи.

Нередко наблюдаются случаи, когда даже работники культуры, искренне пытаясь привлечь большее внимание общества к народной традиционной культуре, переходят допустимую грань, увлекаясь внешней привлекательностью и развлекательностью.

Неоспоримым фактом стало сегодня то, что даже школьные учителя, работники дошкольных образовательных учреждений и учреждений культуры нередко путают горшок с чугунком, не знают, что такое ухват, чапля, безмен, махотка, макитра и многие другие, столь необходимые в прошлом народном быту предметы. Затрудняются ответить на вопросы, что такое позёмная и курная хата, почему в Оскольском крае крестьяне предпочитали выращивать коноплю, а не лён; чем отличается прялка от самопрялки; почему в пятницу не разрешалось прясть и ткать и т.п.

Недостаточное знание местных особенностей и локальной специфики народной одежды Староосколья порой приводит к пропаганде псевдорусского стиля, зачастую костюм других регионов России выдаётся за старооскольский.

Всё это не может не вызывать большой тревоги за судьбы молодого поколения россиян, в целом за судьбу русского этноса и требует принятия серьёзных мер по изменению ситуации к лучшему.

В современном обществе народная традиционная культура живёт как великая духовно-нравственная и эстетическая сила. С данным фактом нужно не только считаться, но и всячески беречь этот уникальный феномен, поддерживать и развивать как народное духовное достояние России и всего мира. Она, подобно природе, вносит гармонию в жизнь, связывает поколения памятью культуры и чувством сродности все народы.


0 1 2 3 4 5

Чижова Анна,
преподаватель Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны.

« Русская народная традиционная культура как путь воспитания ребенка. (Опыт работы дошкольной группы при православной Школе Народного Искусства Императрицы Александры Фёдоровны)» .

Помимо первой и наиважнейшей — духовной высокой цели, которую ставит перед собой педагог, проживая вместе с ребенком и окунаясь в традиционную народную культуру, есть и другая цель, возможно для кого-то более очевидная (по сравнению с первой) – воспитание здорового человека. Уже неоспоримо доказано благотворное влияние русской народной традиционной культуры на физическое здоровье человека; от предков нам досталась «естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой» .

На протяжении 7 лет я работаю в Школе Народного Искусства императрицы Александры Федоровны в качестве педагога доп. образования в группе «Светелка» — группе подготовки детей к школе. Занятия в группе проходят каждый день (с понедельника по пятницу), с 9 ч. до 15ч. Возрастной состав дошкольников разный – от трех до семи лет, количество варьируется от 7 до 12 человек. Весь наш год построен на основе календарей церковного и народного года, в соответствии с ними выстроены все занятия, расписание.

Трудно выделить что-то одно – какое-то одно занятие, праздник, событие, что можно описать как «использование народной культуры в работе», потому что в нашей Школе созданы все условия для того, что действительно ПРОЖИВАТЬ, а не знакомиться поверхностно с народной культурой, мы – часть её, она — часть нас. Она ежедневно присутствует во всей жизни Школы, будь то школьная программа, предусматривающая включение таких предметов как ремесла (глина, ткачество, вязание, обработка дерева и т. п.); школьные правила (обязательное наличие школьной формы и др.); общие праздники или взаимоотношения детей и взрослых, детей друг с другом. В Школе есть Храм (Храм Покрова Пресвятой Богородицы), таким образом, все Церковные праздники мы имеем возможность проживать собравшись всей Школой на праздничную Литургию. Народная культура и Православная культура в жизни нашей Школы – неразрывно связаны, что и должно быть, ведь эти две культуры – на самом деле одно, не могут быть одно без другого, они как два крыла одной птицы.

Что касается подготовительной группы, мы живем в режиме всей Школы, при этом имея свой план, учитывающий возраст детей, их физическую и эмоциональную специфику. Занятия по подготовке ребенка к школе подразумевают обычное развитие дошкольника, но с приоритетом духовного развития. Мы стараемся подготовить ребенка к школе, а что важнее — к жизни, и не «использовать» богатство традиционной народной культуры в этом процессе – просто невозможно. Каковы «параметры» подготовки ребенка к школе? В нашей Школе, это не знание английского языка, не беглое чтение, не счет до 100 и обратно; показатель готовности ребенка к школе – физическое и эмоциональное здоровье, умение держаться за руки в хороводе, умение вместе петь, играть, взаимодействовать друг с другом раскрывая свои творческие возможности, умение следовать правилам в игре; желание познавать, которое проявляется как в физической активности, так в умении слушать, задавать вопросы, разгадывать и загадывать загадки. Многие педагоги пишут о том, насколько порой деструктивно на ребенке сказывается так называемое и очень популярное сегодня «раннее развитие» ребенка, в котором в первую очередь развивают интеллект ребенка, тем самым зачастую ущемляя его в другом, в более важном – развитии души. Есть такое мнение: чем выше у ребенка интеллект, тем ниже у него способность к сорадованию . Жизнеутверждающий, радостный настрой народной культуры, включенной в школьную жизнь дает ребенку самое главное, что нужно ему, вступающему на новый уровень социального положения – становящемуся первоклассником – базовое доверие к миру, желание жить, наполненность радостью, которой невозможно не делиться с ближним.

Каждый день «Светёлки» — жизнь «внутри» календаря народного и церковного. Каждый день начинается с молитвы, в красном углу комнаты всегда горит лампада. Начало дня – обычная гимнастика – зарядка перетекает в пальчиковые игры в потешки, пестования — где могут быть использованы и куклы (как самодельные, так и зверята) – дети сажают своих куколок на коленки и пропевая разные пестушки, делают массажик, поглаживают, умывают личико, а также катают кукол на коленках (используется материал учебного издания «Народные традиции в воспитании детей» и другие). Могут и старшие дети сажать младших на коленки – играть с ними, пропевая тоже самое. Далее играем в русские народные игры – разные в течение дня – подвижные, подражательные, календарные, тихие, громкие, «на лавочке» и другие (в зависимости от запланированного воспитателем и от желания детей). Обязательно в течение дня поем песни – часто во время рукоделия, иногда специально выделяя время для выучивания. Неоднократно в течение дня используются детьми считалки, которые также являются малой формой народного творчества и помогают избежать конфликтных ситуаций, а так же развивают речь ребенка, чувство ритма; учат чувствовать слоги.

Интерьер в помещении, где находится группа, включает в себя такие «зоны», попадая в которые во время свободный игры ребенок впитывает в себя правильные модели устройства мира: это и красный угол, где находятся иконы и теплится лампада; и колыбелька, в которую, конечно же, хочется уложить и убаюкать малыша; и русская печка, в которой для всей семьи готовятся щи и каша. Игрушкам в группе предается большое значение – как одному из важнейших объектов влияния на внутренний мир ребенка; в большинстве своем игрушки из природного материала. В игрушке важно все: и форма, и раскраска, и, конечно же, сам материал; пластик и резина в натуральном виде нигде не встречаются. Чудо чудное – народная игрушка. «Народная игрушка, — пишет о. Андрей Кононов, — всегда единокровна с миром. Для её изготовления используются природные материалы: глина, песок, лед, снег, камень, хлопок, лен, шерсть тесто, дерево, береста, стекло, медь и т. д. Поэтому она является прекрасным игровым познавательным средством» . Отдельным важным еженедельным событием является для нас выпечка «Александровского» хлеба вместе с детьми каждую пятницу. Дети сами замешивают тесто (приносят из дома различные семена: мака, тыквы, подсолнуха и добавляют в тесто) потом лепят из него хлебушки и относят родителям в расписанных детьми для этого бумажных пакетиках.

В течение года мы в большей или меньшей степени готовимся и проживаем такие Праздники, как Покров Божьей Матери, день Рождения Школы (день св. Иоанна Златоустого), Введение во храм Пресвятой Богородицы, День св. Николая Чудотворца, Рождество Христово (устраиваем вертепное действие, ходим колядовать, расписываем козули), Масленица, Пасха, Сороки (22 марта)

В своей педагогической деятельности я встречаюсь с совершенно разными детьми, у всех детей есть какие-то психологические, возрастные, поведенческие, физические особенности, с которыми мы сталкиваемся, живем, работаем. Мне трудно с точностью тестов, цифр проследить динамику решения конкретной проблемы; конкретно сказать: была у ребенка проблема, стал он петь – проблема исчезла. Иногда результата как будто бы и нет, бывает так — кажется, ребенок – пассивен, не воспринимает происходящее (танец, хоровод, песню…). Но вдруг через какое-то время он запевает колыбельную своей кукле – и это так радует. Одна трехлетняя девочка, когда мы с группой ставили вертеп – не участвовала с нами в «общем делании», занималась чем-то своим, было непонятно, понимает ли она вообще что-то, но вот придя домой и увидев деревянный вертеп, малышка выдала весь сюжет вертепа наизусть (без перерыва, со своими вставками, со всеми песнями) – на удивление всем… Очень радует, когда вдруг видишь в школе детей – без учителя – они сами водят хоровод – это дорогого стоит.

Я твердо уверена в том, что проживание вместе с детьми жизни – полноценной, осознанной, в лоне русской традиционной народной культуры, дает нам неиссякаемый источник радости, помогает не только решить проблемы здоровой нации, но и стать полноценными личностями с правильно расставленными духовными ориентирами.

В. В. Зеньковский «Психология детства»1995, С 43

В. В. Зеньковский «Психология детства»1995С.44

М. М. Громыко «Мир русской деревни», С. 7.

Назарова Л. Д. «Фольклорная арттерапия», С. 9

Абраменкова В. В.Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка

Прот. Андрей Кононов «Духовный смысл современной и народной игрушки», С.63

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура русского народа

Выполнил:

Ревенко Данил

Кисловодск, 2014 год

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Русские - это этническая общность людей, представленная русской нацией. Издревле русские имели свое национальное государство - Русь, которое позднее на византийский лад стали называть Россия. Большинство русских по вероисповеданию - православные христиане. Этнически русские принадлежат к индоевропейцам, а именно, к восточным славянам.

Географическое положение.

Места, где формировался русский этнос, раскинулись от Белого моря на севере до Чёрного моря на юге, от низовий Дуная и Карпатских гор на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. География определила характер русского народа и исторический путь развития, которым пошла Русская Цивилизация.

В связи с этим, в составе русского генотипа присутствуют как горячие казацкие нравы, выраженные в лихих танцах и джигитовке, так и степенность севера, выраженная в неспешных хороводах и протяжном народном пении.

Русские, в отличие от многих других народов, не были зажаты морями, непроходимыми горными кряжами, другими нациями и могли свободно осваивать новые территории. Такая географическая причина обусловила факт, что русские приняли экстенсивную цивилизационную модель, в отличие от, например, европейцев или японцев, которые, в силу географии места обитания, были вынуждены развиваться интенсивно.

Русская нация не такая уж древняя. Само название «русский» появилось лишь в XIV веке и означало «государев человек». Конечно, и до этого была Русь, но в ней жили новгородцы, суздальцы, черниговцы, полоняне и прочие славяне. Ни названия народа, ни единой русской нации не было. Если раньше инородцы и говорили «рус», то подразумевалось, что этот человек принадлежит русской княжеской дружине или войску, военной или торговой русской экспедиции.

Население же древней Руси себя обобщенно называло «славяне» или конкретно «киевляне», «новгородцы», «смоляне» и т. д.

Понятие Русь пришло в историю Киевской Руси из предшествующих столетий. Оно имеет древнюю хронологию и локализуется на юго-востоке восточнославянского ареала - это правый берег Среднего Поднепровья - Подонье - Приазовье.

На этой территории в VI-VII столетиях существовал сильный племенной Русский союз, послуживший в IХ-Х вв. ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли почти все восточнославянские племена, в том числе часть восточно-финских - меря и весь.

Древнерусское государство возникло в IХ в. Это была летописная Русская земля и область расселения древнерусской народности, которую уже в те далекие времена отличало сильно осознанное единство со своей землей. Первоначальное значение слова Русь связывается с понятием светлый, белый. В Х-ХII веках славяно-руссы начинают массовое освоение Волго-Окского бассейна, где позже сформировалось ядро историко-этнической территории русских.

Начиналась история великороссов с 5-6 млн. человек. Ввиду малонаселенности Северо-Западной Руси этого было достаточно, чтобы сформировать могущественное государство с центром в городе Москва.

Древнерусское государство погибло под натиском Батыева нашествия (1240 г.), которое сопровождалось массовым истреблением населения и уничтожением городов. Итогом распада государственности и великокняжеских усобиц стало обособление этно-территориальных объединений, что в исторической перспективе привело к сложению русского, белорусского и украинского народов.

В течение всего обозримого исторического периода русскими был освоен 21 млн. кв. км. земель. Это стало возможным благодаря созданию русской государственности и развитому самосознанию народа. В начале ХХ века русские были вторым по численности народом мира. С начала ХХ в. число русских, несмотря на значительные потери в результате двух мировых войн и других социально-экономических катаклизмов, выросло почти в 2 раза. По переписи 1989 г. в СССР число всех русских составляло 145 млн., в том числе в России - 120 млн.

Это объясняется не только значительным естественным приростом населения, но и слиянием с русскими отдельных групп других народов. С 1970-х годов темпы прироста русских стали заметно сокращаться из-за резкого снижения рождаемости, а с 1990-х годов - еще и резко возросшей смертности. В настоящее время коло 127 млн. этнических русских живет на Земле. Около 86% из них проживает в России. Остальные 14% - в различных странах мира. Больше всего - на Украине и в Казахстане.

Архитектура.

Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское.

Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева. У русских зодчих получил признание шатровый стиль. Самый древний из сохранившихся шатровых храмов деревянного зодчества - Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области.

В истории России был довольно продолжительный период, когда общественные здания строили из белого камня - известняка. Возведенные из него храмы и крепости гармонично вписывались в окружающую природу и в течение веков стали неотъемлемой частью русского ландшафта.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве (церковь Успения Пресвятой Богородицы), воздвигнутая между 986 и 996 годами святым равноапостольным Владимиром (ок. 960-1015) на месте кончины мученика Феодора и его сына Иоанна.

В 1037 г. в Киеве по приказу Ярослава Мудрого (978-1054) началось строительство собора Святой Софии. Таким образом князь провозглашал Киев равным Константинополю, где главный собор тоже был посвящен св. Софии. Собор был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников.

В 1045-1050 годах Владимиром Ярославичем Новгородским (1020-1052) был построен главный православный храм Великого Новгорода - собор Святой Софии, который является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

В данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Собор Николая Чудотворца на Дворище, построенный князем Мстиславом (1076-1132), сыном Владимира Мономаха в 1113 году - первая каменная постройка на Торговой стороне Новгорода. Основание храма связано с обретением чудотворной иконы святителя Николая, излечившей князя Мстислава от тяжелой болезни.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, построенный в Новгороде в 1117 г., считается первой некняжеской постройкой Новгорода. Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин (ок. 1067-1147).

В 1119 году по приказу князя Всеволода Мстиславича (ок. 1095-1138) на территории древнего монастыря в Юрьеве было начато строительство храма Георгия Победоносца (построен в 1130 году) в связи с тем, что за подходами к Новгороду с берегов Ильменского озера требовался постоянный контроль. Возведением храма занималась артель мастера Петра.

В 30-е годы XII века Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности. Храмы Новгорода, построенные в этот период, уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192) и церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фундаменте в 1463 году построена новая церковь под тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче.

В XII-XIII веках важным культурным центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Продолжая византийские и киевские традиции, архитектурный стиль видоизменяется, приобретает собственные, индивидуальные черты.

При князе Юрии Долгоруком в 1152 году были сооружены Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Во время правления Андрея Боголюбского (1111-1174) владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. В столице княжества Владимире разворачивается активное строительство, город застраивается монументальными сооружениями.

Князь Андрей Боголюбский делал все чтобы город Владимир (названный так в честь Владимира Мономаха) затмил Киев. В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены ворота, главные из которых традиционно именовались Золотыми. Такие ворота возводились во всех крупных городах христианского мира, начиная с Константинополя, в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города.

Успенский собор - земельный собор во славу Богоматери - был возведен во Владимире в 1158-1160 гг., а затем перестроен в 1185-1189 гг. князем Всеволодом III (1154-1212).

В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским.

В 1158-1165 годах в устье реки Нерль в 10 км. к северо-востоку от Владимира по распоряжению князя Андрея Боголюбского была построена его резиденция (ныне посёлок Боголюбово). Одним из наиболее выдающихся памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г., как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на волжских булгар в 1164 г., и к празднику Покрова Богородицы. В то же время она была памятником сыну князя Андрея - Изяславу, погибшему в этом походе.

Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников, Суздальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведен Дмитриевский собор (1191). Таким образом, архитектура Руси X-XII веков, подвергаясь влиянию различных культур, особенно византийской, выработала, однако, свой самобытный, неповторимый характер и внесла бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Одним из выдающихся памятников крепостного зодчества XV-XVII веков стал кремль, превращавший любой город в неприступную крепость.

К XVII веку в Московском Кремле были уже сотни построек. Кремль превращался во всемирный известный, уникальный архитектурный ансамбль, символ силы и единения русской земли.

XVII век принёс с собой новые художественные веяния. В архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывал многоцветный орнамент, белокаменная резьба.

К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. Самой знаменитой постройкой конца XVII века является храм Покрова Богородицы в Филях.

Подлинный шедевр русской гражданской архитектуры этого периода - Теремной дворец Московского Кремля.

XVIII век в архитектуре и градостроительстве России характеризуется слиянием русского стиля с тремя европейскими направлениями - барокко, рококо и классицизмом.

В этот период было сооружено несколько выдающихся архитектурных ансамблей: Смольный монастырь, Петергофский и Царскосельский дворцы, здание Зимнего дворца в Петербурге, собор Св. Андрея в Киеве. Таким образом, в процессе эволюции русской национальной культуры в архитектуре сформировалось понятие «русского стиля» как отражения совокупности осознанных традиций, черт, особенностей свойственных русской культуре не в конкретный исторический период, а со времени формирования единой русской нации и по сей день.

Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы, входящей в индоевропейскую семью языков. Из Древней Руси русский язык унаследовал свою письменность.

В основе современного русского алфавита лежит кириллица - одна из древнейших славянских азбук.

Русский язык является наиболее распространенным языком мира, одним из шести официальных и рабочих языков ООН, а также одним из пяти рабочих языков парламентских ассамблей Совета Европы в Страсбурге.

Национальный костюм.

Русский национальный костюм имеет разделение по социальному статусу. Крестьянский русский национальный костюм представляет собой вышитые крестьянские одежды, с народным орнаментом, лапти, головные уборы. Городской русский национальный костюм представлен в основном верхней одеждой - это длинные кожаные или шерстяные пальто, высокие черные кожаные сапоги, казачьи шляпы и пр.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан (женская короткая одёжа, с перехватом, обычно суконная).

В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки», разнообразные повязки и венцы. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов (порты) из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья - маленькая круглая шапочка.

Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья - из войлока, поярка, у людей богатых - из тонкого сукна и бархата. Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и шапки.

Обычаи и традиции.

Русские народные обычаи и традиции связаны с календарем, и с жизнью человека. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый - природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй - языческий, дохристианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь - христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи - двенадцать.

Национальные праздники.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу - время, потехе - час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». С древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. и слился с зимним древнеславянским праздником - святками, или колядой. Славянские святки были праздником многодневным. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января. На святки запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное. На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник - Масленицу. Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Как всякое событие, связанное с Пасхой - главным событием года христианина, масленица не имеет точного календарного прикрепления, а является неделей, предшествующей Великому посту. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто масленицей. Не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом. Каждый день на масленичной неделе имел своё название, за каждым днём были запрещены свои собственные определенные действия, правила поведения, обряды. Понедельник назывался - встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг - разгул, четверок широкий, пятница - тёщины вечёрки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощёный день, проводы. Вся же неделя, помимо официальных названий, в народе именовалась: «Честная, широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица». Каждую весну русские, как и христиане всего мира, празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово, старейшее и известнейшее из христианских церковных торжеств. Основные пасхальные обряды известны всем: крашение яиц, печение куличей. Для верующего человека Пасха связана ещё и с всенощным бдением, крестным ходом и христосованием. Христосование заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

На пятидесятый день после Пасхи праздновалась Троица (день сошествия Святого Духа). В этом православном празднике обнаруживаются следы древнеславянского праздника семика, который праздновался на седьмой неделе после Пасхи. Праздник проходил в лесу. В центре внимания в эти дни была берёзка. Её украшали лентами, цветами, водили вокруг неё хороводы, пели песни. Берёзовыми ветками украшали окна, дома, дворы, храмы, веря, что они обладают целебной силой. В Троицу берёзу «хоронили» - топили в воде, чем старались обеспечить дождь.

24 июня, в дни летнего солнцестояния, на Руси отмечали праздник Ивана Купала - языческий праздник поклонения природным стихиям - огню и воде. Языческий Купала никогда не был Иваном. У него вообще не было никакого имени. А приобрёл он его, когда праздник Купалы сошёлся с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя. Ещё этот праздник называли днём Ивана Травника. Ведь лечебные травы, собранные в этот период, чудодейственны. На Купалу мечтали найти и увидеть, как распускается папоротник. Именно в эти мгновения из земли выходят клады, загораясь зелёными огоньками. Не менее желанной была встреча с «разрыв-травой», от прикосновения которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые двери. Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит. Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.

Народные песни.

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Все русские песни несут смысловую нагрузку. В песнях русского народа поётся о быте, о переживаниях и о жизни людей того времени. Русские народные песни подразделяются на:

1. Песенный эпос;

2. Календарные обрядовые песни;

3. Семейные обрядовые песни;

4. Традиционные лирические песни;

5. Трудовые песни;

6. Отходнические песни;

7. Удалые песни;

8. Шуточные, сатирические, хороводные песни, частушки, припевки, страдания;

9. Песни литературного происхождения;

10. Казачий воинский репертуар;

11. Жанровые песни, связанные с хореографией.

Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.

Тематика исторических песен разнообразна и многогранна: войны, походы, народные восстания, случаи из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов. По ним можно судить об отношении народа к происходящему, о его приоритетах и моральных ценностях. Так, с глубокой скорбью отнеслись люди к казни бунтовщика Емельяна Пугачева, заступника угнетенных крестьян, «родного батюшки»:

Народные танцы.

Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Национальная кухня.

Русская кухня давно пользуется широкой известностью во всем мире. К исконно русским пищевым продуктам относятся: икра, красная рыба, сметана, гречневая крупа, ржаная крупа и т. п.

Наиболее знаменитые блюда русского национального меню - студень, щи, уха, блины, пироги, сайки, баранки, оладьи, кисель (овсяный, пшеничный и ржаной), каша, квас, сбитень. Поскольку большинство дней в году - от 192 до 216 в разные годы - считались постными (причем эти посты соблюдались весьма строго), было естественным стремление расширить ассортимент постного стола. Отсюда обилие в русской кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья - зерна (каши), овощей, лесных ягод и трав (крапивы, сныти, лебеды и др.).

Причем такие известные с Х в. овощи, как капуста, репа, редька, горох, огурцы, приготовляли и ели - будь то сырые, соленые, пареные, вареные или печеные - отдельно один от другого. Поэтому, например, салаты и особенно винегреты никогда не были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как заимствование с Запада.

На большом отрезке развития русской национальной кухни процесс приготовления пищи сводился к варке или к выпеканию продуктов в русской печи, причем эти операции велись обязательно раздельно. То, что было предназначено для варки, отваривали с начала и до конца, то, что было предназначено для печения, только пекли. Таким образом, народная русская кухня не знала, что такое комбинированная или даже разная, совмещенная или двойная тепловая обработка.

Тепловая обработка пищи заключалась в нагреве теплом русской печи, сильном или слабом, трех степеней - «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу» - но всегда бесконтактном с огнем и либо с постоянной держащейся на одном уровне температурой, либо с падающей, убывающей температурой, когда печь постепенно остывала, но никогда не с возрастающей температурой, как при приготовлении на плите. Оттого и кушанья получались всегда даже не отваренными, а скорее томлеными, отчего приобретали совершенно особый вкус. Недаром многие блюда старинной русской кухни не производят должного впечатления, когда их готовят в иных температурных условиях.

Великие люди.

Княгиня Ольга - первая женщина и первая христианка среди русских правителей, первая русская святая.

Владимир Святославич - объединил всех восточных славян, святой креститель Руси, Владимир Красное Солнышко русских былин.

Ярослав Мудрый - основал Ярославль, инициировал создание «Русской Правды» - первого известного свода законов на Руси, святой.

Владимир Мономах - организовал защиту Руси от половцев, при нем наступил последний «золотой век» единой Киевской Руси.

Юрий Долгорукий - основатель Москвы, при нем началось возвышение Владимиро-Суздальской Руси.

Александр Невский - победил шведов на Неве и немцев в Ледовом побоище, святой покровитель Руси и русского воинства.

Дмитрий Донской - объединил Московское и Владимирское княжества, победил золото-ордынцев в Куликовской битве, святой.

Иван III Великий - объединил вокруг Москвы большую часть русских земель и сделал её «Третьим Римом», положил конец зависимости Руси от Орды.

Иван IV Грозный - первый Царь всея Руси, правил более 50 лет (дольше всех в России), удвоил территорию страны, присоединив Поволжье и Урал.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - народные герои, организаторы и руководители Второго Земского ополчения, положили конец Смутному времени.

Пётр I Великий - первый Император России, основал военно-морской флот и новую столицу - Петербург, присоединил значительную часть Прибалтики.

Александр II Освободитель - провел Великие Реформы, включая отмену крепостного права, присоединено Приморье и большая часть Средней Азии.

Ермак Тимофеевич - казачий атаман и народный герой, разгромил Сибирское ханство, положив начало присоединению Сибири к России.

Александр Суворов - непобедимый полководец, выиграл более 60 сражений, герой русско-турецких войн, с боями провел русскую армию через Альпы.

М. Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик.

П.М. Третьяков - меценат, собрал крупнейшую коллекцию русской живописи, основатель Третьяковской галереи.

А.С. Пушкин - самый известный русский поэт и писатель, «солнце русской поэзии».

Г.К. Жуков - один из величайших полководцев ВОВ, руководил крупнейшими операциями, взял Берлин.

Ю.А. Гагарин - первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство.

Герб, флаг, гимн.

Впервые двуглавый орел как символ появился в России более 500 лет назад на гербовой печати Ивана III в 1497 году. Он олицетворял мощь и независимость государства, а также символизировал передачу наследия Византии Российскому государству. С тех пор в облик герба России были внесены немалые изменения. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу. При императоре Петре I гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным. Орел стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества. Большой государственный герб Российской империи был введен в 1857 г. по указу императора Александра II. Он является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла - гербы территорий, входящих в состав русского государства.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов принял первую Конституцию РСФСР, которая официально утвердила её первый герб. С незначительными изменениями этот герб просуществовал до 1991 г.

Современный Государственный герб Российской Федерации образца 1993 г. был принят в декабре 2000 года. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Сейчас, как и прежде, двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.

Первым флагом Руси был красный флаг. Под красным полотнищем ходили в походы дружины Вещего Олега и Святослава. Первой попыткой внедрения общерусского флага был стяг с ликом Христа. Под этим флагом Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве.

Появление трёхцветного флага совпало по времени с начавшимся объединением России. Впервые бело-сине-красный флаг, означавший единство Великой, Малой и Белой Руси, был поднят на первом русском военном корабле «Орел», спущенном на воду в 1667 г.

Законным отцом триколора ныне признан Петр I.

20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Белый цвет флага теперь олицетворял благородство, долг и чистоту, синий - верность, целомудрие и любовь, а красный - мужество, великодушие и силу. В 1858 г. Александр II утвердил эскиз нового флага России, а 1 января 1865 г. вышел именной царский указ, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России». Такой флаг просуществовал до 1883 г. культура обычай древнеславянский

Революция 1917 года отменила прежнюю атрибутику государства. В 1918 году в роли национального был утверждён боевой красный флаг. Более 70 лет над Российской Федерацией реял именно этот стяг.

22 августа 1991 года чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России красно-сине-белый флаг (триколор). Именно этот день отмечается в России как День Государственного флага Российской Федерации.

Каждый народ на земле являет собой биосоциальный и культурно-исторический феномен. Каждый народ внес свой особый вклад в цивилизационные процессы. На этой стезе немало сделано русскими. Но главное, что выпало осуществить русским - это объединить огромные евразийские просторы от Балтики до Тихого океана в единое историческое, социокультурное и одновременно этнически многообразное пространство. В этом выдающийся культурно-цивилизационный феномен русских.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия традиции, рассмотрение ее роли в образовании народной культуры. Подробное изучение семейных традиций и обрядов русского народа. Исследование связи календарных праздников с важными событиями в жизни современного русского человека.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2015

    Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен. Возникновение и развития народной игры. Сущность и функции игры. Возрастная дифференциация народной игровой культуры. Культурно-историческое своеобразие русской народной игровой культуры.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Этнокультурная характеристика Испании. Особенности исторической трансформации испанской культуры: литература, архитектура и изобразительное искусство, музыка, кино. Изучение национального менталитета испанского народа, его традиций, кухни и праздников.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

    Обычаи и обряды кыргызского народа, традиционная одежда, национальные жилища. Традиции народов страны; праздники, творчество, развлечения, фольклор кыргызского народа. Национальная кухня, рецепты приготовления наиболее популярных блюд кыргызской кухни.

    творческая работа , добавлен 20.12.2009

    Исследование книги Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор". Значение русской крестьянской избы в жизни крестьянина, история ее строительства. Концентрация знаний об окружающем мире в понятии "дом".

    реферат , добавлен 14.06.2009

    Широкий спектр культуры и сложного этногенеза ногайского народа - малочисленной тюрко-язычной народности Северного Кавказа. Жилища, ремесло, национальные костюмы ногайцев. Обряды: свадебный и связанный с рождением ребенка. Аталычество и кровная месть.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    Этапы и причины формирования образа женщины - многодетной матери на Руси. Семейные обязанности и взаимоотношения внутри крестьянских семей. Обычаи и традиции, связанные с рождением и крещением младенца. Хозяйственные обязанности мальчиков и девочек.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Процесс развития культуры Московского государства в период после падения монгольского ига и до конца правления Ивана IV. Русская каменная архитектура, развитие музыки и живописи. Становление книгопечатания, литературные памятники Московского государства.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2013

    Формирование русского типа культуры. Русские национальные корни. Национальное своеобразие русской культуры. Понятие менталитета и национального характера. Особенности русского национального характера. Становление и развитие национального самосознания.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    "Золотой век" русской культуры. "Серебряный век" русской культуры. Советская культура. Культура в постсоветский период. Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа.

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Программа «Русская традиционная культура» задумана как информационная основа всех интегрированных учебных курсов в рамках эксперимента «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве прогимназии». Учащиеся получают знания, которые станут базой для занятий по другим предметам (театральное искусство, изобразительная деятельность, музыка и т. д.). Однако знания не самоцель таких занятий. В ходе бесед педагога с учениками, с применением различных педагогических технологий, осуществляется нравственное, патриотическое воспитание детей, формирование их культуротворческого потенциала на основе культурного наследия России. Это и есть важнейшая цель всего курса.

Задачи учебного курса «Русская традиционная культура»:

    Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской традиционной культуры и ее важнейшей основы – народного художественного творчества.

    Формировать у детей в процессе изучения русской традиционной культуры ценностное отношение к своей Родине и родной природе, к народу, семье и домашнему очагу, к матери и материнству, к учебе и Учителю.

    Воспитывать у детей на материале русской традиционной культуры эстетическое отношение к природе и к жизни, доброту, милосердие, сострадание, честность, трудолюбие и другие высшие духовно-нравственные качества личности.

    Показать взаимосвязь духовно-нравственных основ русской культуры и культур других народов.

    Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 класс - «Земля моих предков». Введение в отечественную культуру. Бытовая культура России.

2 класс - «Русь изначальная». В мире славянских мифов и сказок.

3 класс - «На Святой Руси». Культура православной России.

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

Занятия проводятся в разнообразных формах (беседы, игры, театрализация, экскурсии и др.). На них факты истории русской культуры становятся поводом для обсуждения духовно-нравственных проблем современной жизни.

Уроки обогащены зрительными образами: широко используются слайды, иллюстрации, схемы, кино и мультфильмы, фрагменты учебных передач. Многие занятия проходят на фоне народной и классической музыки. На каждом занятии предусматриваются творческие познавательные задания, например, сочинение сказок, стихов и т.д.

Новое в содержании предмета «Русская традиционная культура» - это опора на архетипические образы русского традиционного искусства, что, на наш взгляд, облегчает усвоение материала для младших школьников. Образы природы и природных стихий являются для детей проводником в многообразный и сложный мир художественного творчества. Например, в первом классе - любуемся огнем в печи и фантазируем, во втором - узнаем о его магических свойствах их русских сказок и мифов. В третьем и четвертом классах, продолжая знакомить детей с архетипическими образами русского искусства, делаем акцент на духовно-нравственные ценности традиционной отечественной культуры, а так же на «общечеловеческие» духовно-нравственные ценности:

    Ценностное отношение к матери.

    Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

    Ценность родной земли, Родины.

    Ценность трудолюбия и труда.

    Ценность здорового образа жизни.

    Ценность знаний и умений.

Универсальная природа образов-архетипов позволяет выстроить в образовательной системе диалектику национального и полинационального культурного пространства. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности, воплощенные в архетипических образах матери, героя, младенца и др., могут быть перенесены во внутренний план деятельности личности и войти в систему ее ценностей и жизненных смыслов.



просмотров