Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки. Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки Айвазовский взрыв корабля

Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки. Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки Айвазовский взрыв корабля

Взрыв корабля (последняя неоконченная работа) (Ship Exploding)

Музей/Галерея: Россия/Феодосия/Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Материал: Холст, масло 67 * 96.5 см

Последнее произведение Айвазовского, оставшееся незаконченным. Задумав посвятить свое новое произведение событиям греко-турецкой войны, Айвазовский изобразил в нем взрыв турецкого корабля, подожженного греческими повстанцами. Когда на холсте был сделан рисунок углем, художник прописал тонким красочным слоем изображение гор, неба и моря, наметил лодку на первом плане. Сюжетный центр картины - охваченный пламенем корабль - выписан довольно детально, ему уделено главное внимание. Айвазовский оставил прописку остальных деталей на следующий сеанс. Для окончательного завершения картины ему, вероятно, потребовалось бы лишь несколько часов. Сделать это помешала скоропостижная смерть мариниста.


Источники:

  1. Nikolai Novouspensky "Aivazovsky" - Leningrad: Aurora Art Publishers, 1983
  2. http://www.kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_gallery_paint_90_4.htm

Некоторые эксперты утверждают, что турецкий президент окружает себя картинами художника-армянина не случайно…

Если забить в Google "Эрдоган на фоне картин Айвазовского", поисковая система выдаст ряд фотографий, изображающих турецкого президента с первыми лицами других государств на фоне великолепных полотен с морской тематикой. В одном из залов заседаний висят две такие работы, а президент предпочитает садиться прямо между ними. Стиль великого мариниста сложно спутать, особенно людям, хорошо разбирающимся в искусстве, словом, сомнений нет: полотна принадлежат кисти Ивана Айвазовского… или Ованеса Айвазяна. Учитывая происхождение выдающегося мариниста и его отношение к Турции, данный факт вызывает множество вопросов.

© AFP 2018 / Adem ALTAN

Конечно, известно, что художник не раз бывал в Османской империи и написал множество пейзажей Стамбула, и что у него были хорошие отношения с османскими султанами, однако всему этому пришел конец после гамидовских погромов, когда по прямому указанию султана Абдул-Гамида II были убиты сотни тысяч армянских семей.

История помнит случай, о котором знает каждый, кто хоть немного интересуется творчеством живописца. Она повествует о том, что, вернувшись в Феодосию в начале апреля 1896 года, Айвазовский демонстративно швырнул в море пожалованные ему турецкими султанами многочисленные награды, в том числе высшие награды Османской империи "Меджидие" и "Османие", которые он получил от Абдул-Гамида. "Если пожелает, пусть и он выбросит в море мои картины, мне их не жаль", — сказал при этом художник турецкому консулу, чтобы тот передал его слова жестокому и бесчеловечному султану.

По-видимому, пристыженный правитель Османской империи стерпел обиду, во всяком случае, картин мариниста он не стал выбрасывать, напротив, повесил их на стенах своего дворца. Таким образом, коллекция полотен, оставленная Айвазовским в Турции, украшает теперь не только дворцы султанов, но и президентскую резиденцию. А сам президент, ничуть не смущаясь, проводит свои официальные встречи на фоне великолепных произведений живописца-армянина.

Сила копипаста

Многие искусствоведы и коллекционеры ищут скрытый подтекст в действиях турецкого президента и пытаются понять, что за ними кроется. Дабы не гадать, мы решили получить ответ на этот вопрос в самой Турции: как у турецких экспертов, так и в аппарате президента.

Согласно полученному сообщению, в аппарате президента "вопросом картин Айвазовского очень заинтересовались" и обещали дать эксклюзивный комментарий, однако с этого момента прошел уже почти месяц, а комментария мы все еще не получили. Между тем запрос наш прокомментировал генеральный директор выставки "Стамбул Айвазовского" Бюлент Озукан. В своем ответе он сделал акцент на связях мариниста с Турцией и упомянул о том, что некоторые российские исследователи высказывают точку зрения, согласно которой у художника якобы были тюркские корни.

Что ж, раз до сих пор муссируется эта дезинформация, мы решили копнуть поглубже.

В беседе с корреспондентом знаток творчества Ивана Айвазовского, искусствовед Шаэн Хачатрян, который написал несколько книг о жизни и творчестве великого живописца, рассказал, что предки художника были родом из Западной Армении, и никаких тюркских корней у него быть не могло.

"У Ованеса Айвазовского не только не было тюркских кровей, но он был настолько преданным сыном своего народа, так много для него сделал, что подобные небылицы просто вызывают усмешку. Когда он родился, священник Мкртыч в книге рождений и крещений церкви Сурб Саркис в Феодосии внес запись о том, что на свет появился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Эта книга является единственным юридическим свидетельством о рождении мариниста", — сказал он.

По мнению Хачатряна, прежде чем распространять подобную чушь, следует обратить внимание также на старшего брата живописца — Габриэла Айвазяна, который был архиепископом Армянской Апостольской церкви. Об этом видном деятеле армянской церкви некоторые биографы почему-то никогда не вспоминают, анализируя корни живописца.

Происхождение великого мариниста никогда ни у кого не вызывало вопросов, как же так получилось, что вдруг, откуда ни возьмись, в его биографии появился пункт, повествующий о тюркских корнях Айвазянов? А вот откуда…

В 1878 году Российская империя и Османская империя подписали мирный договор в зале, стены которого были украшены полотнами знаменитого мариниста. Иван Айвазовский был признан не только на своей родине, но и в Европе, его имя гремело повсюду. И именно в этом году в журнале "Русская старина" выходит биографический очерк некоего П. Катарыгина, где, помимо прочего, без каких-либо оснований говорится о тюркских корнях Айвазовского. Как считает Хачатрян, именно султан поручил Катарыгину написать биографию мариниста. Видимо, армянское происхождение художника было нежелательным. Тем более, что уже тогда живопись Айвазовского, который написал большое количество полотен, изображающих Константинополь, занимала важное место в изобразительном искусстве Турции. По словам Озукана, "среди турецких художников нет ни одного, кто создал бы такое количество работ, посвященных этому городу".

Как бы то ни было, тема эта начинает развиваться и обрастать все новыми подробностями. Спустя десять лет, в 1887 году в Санкт-Петербурге выходит брошюра, посвященная 50-летнему творческому юбилею мариниста. В ней рассказывается легенда, согласно которой прадед художника был сыном турецкого военачальника, чуть не погибшего при взятии Азова в 1696 году, но спасенного армянином. При этом какие-либо свидетельства самого художника полностью отсутствуют. И наконец, сразу после смерти Ивана Айвазовского в 1901 году в свет выходит большая книга, составителем которого выступает некий Н. Кузьмин. Он почти полностью повторяет текст Катарыгина, но кое-где вносит и свои коррективы: пересказывая вышеупомянутую легенду, он в роли "спасенного в 1696 году турецкого мальчика" ставит уже — ни много, ни мало — отца мариниста! Некоторые исследователи биографии Ивана Айвазовского сходятся во мнении, что Кузьмин и есть тот самый Катарыгин, перед которым, по всей вероятности, была поставлена задача "скорректировать" происхождение великого мариниста. Несмотря на абсурд, напечатанный в данном издании, оно, тем не менее, долгое время служило источником для биографов живописца.

Наибольшую досаду книга Кузьмина вызывает тем, что в ней ничего не говорится о работах, посвященных Армении ("Гора Арарат", "Вид на озеро Севан", "Полководец Вардан Мамиконян", "Крещение армянского народа: Григорий Просветитель", "Отцы-мхитаристы на острове Святого Лазаря" и т.д.), а также о произведениях, изображающих армянские погромы в Турции, при помощи которых художник хотел привлечь внимание к судьбе своего народа. Хотя Айвазовский выставлял эти работы в Москве, Одессе, Харькове, где они подняли немалый шум. Почти ничего здесь не говорится и о брате художника. Вряд ли все эти факты лишь случайности…

Подводя итог, можно сказать, что Иван Айвазовский воспринимался как сын "проблемного" народа. И данная задача была решена при помощи нескольких недостоверных книг, которые и поныне дают повод некоторым авторам цепляться за соломинку, обманывая себя же, и представлять великого мариниста, армянское происхождение которого уже ни у кого не вызывает каких-либо вопросов, человеком с тюркскими корнями.

А что касается того, что Айвазовский много работ посвятил Константинополю, то здесь все естественно, учитывая страсть художника к путешествиям и его невероятную работоспособность (точное количество произведений живописца до сих пор не может определить ни один искусствовед, называется лишь цифра выше 5-6 тысяч).

В заключение темы об отношении Ивана Айвазовского к Турции приведем лишь один пример: последняя неоконченная работа художника изображает взрыв турецкого корабля.

Турецкие страсти по Айвазовскому

Тот факт, что, по свидетельству Озукана, "турецкое государство и в наше время высоко ценит работы великого мариниста Айвазовского, и рассматривает его творчество в качестве элемента государственного престижа", вовсе не делает художника-армянина турком. Ведь никто не говорит о том, что династия знаменитых турецких придворных архитекторов Бальянов имеет турецкие корни.

В своем комментарии Озукан также сообщил, что в резиденции турецкого президента насчитывается десять полотен Айвазовского.

"Мы выяснили, что турецким госучреждениям принадлежит примерно 41 полотно кисти художника. Десять из них находятся в президентской резиденции, примерно 21 — во дворцах османских султанов, еще десять картин выставлены в различных морских и военных музеях страны…Более десяти картин находятся в частных коллекциях в Стамбуле… Несмотря интерес к искусству и в османский, и в республиканский периоды истории Турции, все же первые лица государства не уделяли такого внимания произведениям живописи, как на Западе. Поэтому нам представляется весьма важным тот факт, что полотнам Айвазовского удалось занять прочное место в интерьере сначала османских дворцов, а затем и государственных учреждений…", — подчеркнул он.

К 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского

Всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почетный член Императорской Академии художеств, почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

"Родился смертным, оставил по себе бессмертную память" -
надпись на надгробной плите И.К. Айвазовского.

«Не смотря на всеобщее признание в Европе, на родной земле в России с начала 1870-х годов картины Айвазовского стали подвергать критике. Происходило это отчасти от того, что художник предпочитал работать в одиночку и выставлял
картины свои только на персональных выставках (Кстати говоря, Айвазовский - первый русский художник, кто стал этим заниматься) . Таким образом отстраняясь
от общества художников и писателей. Еще, как считали многие, он не вписывался в современную живопись и творчество. Оно приобретало национальный характер, а Айвазовский продолжал писать море. После критики был некоторый период, когда о художнике не было ничего слышно, нигде о нем не писали. Хотя, благодаря Айвазовскому, который прославился в Европе и приобрел там всенародную известность, он так же и прославил русскую живопись. Будучи на своей армянской родной земле, он писал не только пейзажи, но так же и портреты и сюжеты на библейскую тему.
Почти каждый год Айвазовский устраивал выставки своих произведений в Петербурге, Москве и во многих других городах России и за ее пределами – в Европе и Америке. И почти всегда эти выставки имели благотворительную цель – в пользу бедных художников или студентов, нуждающихся семейств погибших воинов, армянских семей, небогатых актеров. В течение жизни им было устроено более 120 благотворительных выставок». http://aivazovski.ru/audiobiography/

В своем письме к П.Третьякову, критик Крамской писал, что вероятно Айвазовский обладает какими-то секретными красками, поскольку таких чистых и ярких тонов он не встречал даже в москательных лавках.

Должно быть, страшно кораблю?.. –

Хоть и на выходе, хоть после –
В открытом море, что и косит,
И пожинает на брегу
С надеждой Ждущих еще слезы….

…а не о том ли размышлял
И Ованес, и сам Иван
Уж Константинович…..

Да, слёзы….
И сколь же слёз-то тех на дне:
Души его широкой, - в море;
И Глубины той, чьи просторы
Напоминают бездной всей
И унесенных жизней ею,
Неудержимостью своей и,
О том последнем Страшном дне.

Должно быть, страшно всем судам
Йти по волнам, всегда качаясь,
Под крики в песнь крылатых чаек:
«Безумству храбрых!»

Спой, вода! –
Да всеми водами, что старше
И человека, про всех «птах»,
На всех летящих парусах
Тя обагрить....

А людям страшно?..

Так странно – Черное шумит….
Море Киммерии вздыхает
Всем грозовым, в апреле, маем! –
Его последним в жизни…. И
Певец стихии – им любимой,
Те слышит вздохи за окном.

Крым… Феодосии тепло….
И «воздух» чист невыносимо,
А он так небо называл,
Что тоже – море, но без мелей…

То ль – мастерская, то ли келья,
Где вместо воска: всё масла,
Огнем горящие в полотнах,
Иль дотлевающей свечой, -
Нужна где бледность в час ночной –
Луной, плывущий даже в лотах.

И – подошел к мольберту он….
И – начал с неба, как обычно,
Что и Творцом было первично
Сотворено Самим!... Причем
Он за один всегда сеанс
Ту часть заканчивал картины,
Чтоб невесомость была зрима –
Воздушность неба. Всякий раз
Мазки ложились словно сами,
Лишь из-под кисти выходя,
И их художник никогда
Не поправлял рукой.

Писал он
В то утро гибель корабля….

А «Птах» тот флагманский турецкий
Геройски взорван был – в отместку,
Повстанцем греком:

Чуть заря
Весны пробрызнула, а остров
Уж опустел совсем почти:
И дети, жены, старики
Все были вырезаны острым
В крови по локоть ятаганом
Кара-Али-Паши мужей,
Что и с брадами от ушей –
В коротконогих шароварах…

И – поменяло море цвет,
Ревя волной Эгейской теплой,
На зорь пожар пред ночью темной….

Не остров Хиос плакал, нет:
В войне с Империей Османской
Народ всей Греции рыдал,
И – час возмездия настал,
В лице Канариса: безстрашно
Два малых брига подошли
Во тьме ко флагману их флота,
А его пушкам несть и счета….

Не испугался Константин!

Убийцы праздновали: пост был –
Шел Рамадан. И – под шумок
Канарис бриги-то поджег
Свои, а сам с людьми на лодках
Отплыл….

И вот уж на холсте
Произведен взрыв верным сыном
Страны измученной, но сильной
Всё ж духом. Где-то там в огне
Горят уж, мечутся ль матросы
И офицеры, и Паша –
Сам адмирал…. А где душа
Была тогда их?... А Бог спросит…

Объят и пламенем корабль
Под чернотой нависшей дыма! –
После горючих слёз и взрыва….
А он-то бедный пострадал
За что, живой всё древесиной….
Сколь древ загубленных на дне?..

Обломки мачт летящих, рей,
Не долетят что, взмыв и, к выси –
Такой же синей: как вода
В спокойно дышащем проливе;
Гористый остров, весь залитый,
Верней хоть «залитый» сказать,
Уж с гор подножия той кровью;
Как город Хиос на брегу,
Молчащий всеми сразу вдруг
Своими окнами под кровлей,
Дом защищающей в грозу
От дождевой воды, без грома ль –
С небес идущих!
Пусто Дома…

Видна и лодка вон: внизу,
Но – на переднем плане.

То ль кисть с неровною походкой
Не сотворила ни одну
На – хмуром, серую хоть, тучу?..
То ли дыханию его
Уж не хватало неба, что
Душой, талантом и могучий
Художник русский называл
С любовью воздухом, писал и
Что на одном всегда дыханьи,

…даже тогда, когда узнал,
В далекой Ницце пребывая,
О жуткой той резне армян
Геворга сын, сам – Айвазян…

О том, как в Турции «бросают
Армян живыми в море», он
Запечатлел на трех полотнах,
И отослал в них боль безплотну
В Санкт-Петербург. И зверство то,
Европа вся, и вся Россия
Не лишь увидела тогда! –
Боль, кистью, высказалась так,
Что и немой заголосил бы….

А сам художник все награды
Швырнул, вернувшись, в море. – Все! –
Не в море Мраморное, где
Утопла в водах….. – нет, не Правда,
Что и не тонет, и в огне
Лишь купиной горит Заветной:
Утопла плоть невинных деток,
Чьи еще губы в молоке;
Их матерей, вскормивших грудью
Своей для рыб зубастых корм,
Что ни юнцом, ни стариком
Во тьме не брезгуют…

«Мммм… Пусть же, -
Сказал он консулу султана, -
Коль пожелает, и мои
Картины выбросит. Мне их
Не жаль»…. Султан же, и не странно:
Не поднялась рука на холст! –
Он не последовал «совету»;
И по сей день у президента,
Прям в резиденции его,
Висит «Корабль во время щторма»,
И тоже – «тонущий»; музей
Военный держит при себе
Его – «Корабль на Черном море»».
Еще есть в Турции один
Творца шедевр:
«Корабль и лодка».

А он бывал в Стамбуле столько,
Он там бывать любил…. Любил:
Константинополя, сколь видов! –
С луной и без….
Вздохнул…

А мать –
А Рипсиме уже звала
Свого в летах малого сына….

Нет, он не думал умирать,
Ведь не закончена картина
С его любимою мариной,
Но – в сине-пепельных тонах.
Он просто вспомнил себя рядом
С феодосийскою волной,
Такой, по-детски, озорной
Каким и сам он был когда-то:
И изумрудной, кружевной,
С лиловой пеной на закате;
И шум прибоя на откате
С сирени запахом весной.

И ожил голос в мыслях ясных,
С семейной былью…. В сказке той:
«Остался, чудом прям, его
Отец младенец, не в коляске,
Но – на руках секретаря
Паши турецкого, что ранен
Уж был смертельно кем-то бравым
Из русской армии, взяла
Что уж тогда Бендеры – крепость,
С таким трудом. …Погибло столь:
И здесь всё та же, та же боль!
Сопротивленье их, свирепость…

И за товарищей убитых
Уж не щадили никого.
И – русский штык уж занесен
Был над турчонком… Но, как видно,
Не смерть ему: вдруг армянин
Один случайный, удержал
Тогда – карающую… «Вай,
Остановитесь! Христьянин –
Ребенок этот! Это сын мой!» –
Солгал во благо добрый муж.
Усыновил он сироту,
И, окрестив его, дал имя!

И – Гайвазовским Константином,
Спасенный мальчик стал. Прожив
Со благодетелем своим
Уж сколь в Галиции, решил он
Жить в Феодосии, шумит
Где море Черно спозаранку
И в ночь, - с глазами той южанки,
Армянки тоже, Константин
На коей вскоре и женился.
И здесь родился Ованес,
Что полюбил навеки здесь
И Крым, и море…»

Мягко лился
Свет из окна: луна – одна,
С которой всем Иван делился.
И – незаметно так забылся:.
Работал он в теченьи дня….

Но уходил он, не качаясь,
В земли вплывая глубину –
Без той, не тянет что ко дну,
Под черноморских крики чаек.

«У Бога день, как тыща лет,
И тыща лет, как день один».
Шесть тыщ оставил он картин,
А на седьмой – купил билет
И отбыл он в края иные.

А в Феодосии и ныне
Жив и подрамник, и мольберт;
И – тот фонтан*, что ночь и день
Поит, как путника в пустыне:
И утоляя жажды пыл;
И не взимая за то плату,
Бо дать напиться – это свято,
И пред водою все равны.

Хранит фонтан и память всей
Плитой своей, несущей имя
Таланта; и – Царя России,
Что Высочайше повелел
Фонтану имя дать Ивана:
Не в Императора, мол, честь…
И – Александр Третий здесь,
И Айвазовский сам!

Он с нами…
Как память и, вон, в мастерской:
Всё на мольберте та картина
«Взрыв корабля»….

Его марина
Всё не дописана…. Но он,
Уж и не век, всё на плаву,
И облетев – в злату листву;
И всё плывет, всё дальше-дальше –
На парусах! Ему – не страшно.

Прощались с телом Крым, июль…
Дорога к церкви вся цветами
Была усыпана. …Отдал и
Последни почести ему
Сам гарнизон военный града
Его родного.

Чуть пред тем:
«Да, улыбнулось счастье мне».

А счастье с ним и было рядом:
Море Киммерии…. Он пел
Его в любую непогоду –
Стихию водную природы!
И иногда лишь, кое-где,
Он Бога высшее творенье
Впускал в холсты рукой своей
И то – средь овц иль кораблей….
Но, в них вошли без стука: Гений
С пером, влюбленный в слова звук;
И – само Слово! – в том «Хожденьи…».

И – Айвазовский жив в твореньях:

Не осень, -
листья её жгут.

_______________________________________

*Хиосская резня - расправа турок 11 апреля 1822 года над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции.
Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. были православными греками, остальные католики, турки и евреи. По приказу турецкого паши убивали детей до 3 лет, мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет. До 25 000 были убиты, около 45 тыс. проданы в рабство и около 23 тыс. бежали с острова, образовав хиосскую диаспору.

*Фонтан Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии. Город издавна испытывал трудности с водоснабжением, пресной воды катастрофически не хватало. В июле1888 года, гостивший в Феодосии писатель А. П. Чехов писал: "Деревьев и травы в Феодосии нет". Проблема была решена в 1887 году, когда для улучшения водоснабжения города, И. К. Айвазовский подарил городу 50 тысяч ведер воды ежесуточно из имения Су-Баш (ныне с. Айвазовское Кировского района).
Строительство водопровода велось весной - летом 1888 года, на его сооружение городом было потрачено 231 689 рублей, весьма большая по тем временам сумма. В город вода поступила уже в сентябре, а 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1888 года, в день официального открытия водопровода, произошел пуск фонтана на Ново-базарной площади.
По своей форме фонтан представляет прямоугольное сооружение восточного стиля с большими навесами от крыши, выстроен из местного камня-ракушечника, частично сохранилась каменная облицовка. Фонтан был выстроен на средства и по проекту
И. К. Айвазовского. Закладка его состоялась 12 сентября 1887 года после богослужения в Феодосийском Александро-Невском соборе.
Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра".
За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно. По центру фонтана, над краном находилась серебряная кружка с надписью: "Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи". Спустя некоторое время возле фонтана возник павильон восточного стиля (здание не сохранилось): слева находилась чебуречная, справа готовили шашлыки, кафе так и называлось "Фонтанчик". В теплое время года столики устанавливали за легкой оградой прямо под открытым небом. На рубеже 19 и 20-го веков этот уголок города пользовался у горожан большой популярностью.

*Киммерия - в античной историографии название северных областей известной тогда Ойкумены, в частности, территории Северного Причерноморья и Приазовья (современные Крымский полуостров, южные области Украины, Ростовская область и Краснодарский край России.
Киммерия - художественный образ Крыма легендарной эпохи

Расскажу пару слов о моем любимейшем, с детства, надо признать художнике - Иване Константиновиче Айвазовском.
Много интересного в его судьбе, как и в творчестве.

Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Его отец Константин (Геворг) после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию, знал несколько языков.

Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье разорившегося, как известно, купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».

Портрет И.К.Айвaзовского, работы Тыранова А.В. 1841 г. Маэстро моря всего 24 года.

Об Айвазовском много писали современники. Они пространно изображали счастливую жизнь, шумную славу художника, его огромное трудолюбие и исключительную плодотворность. Сам же художник показывался ведущим уединенный образ жизни, ушедшим целиком в созерцание морской стихии. Все так, но и он не избежал первого и второго браков... так же как и многих интересностей Судьбы.

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море".

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

Вторая жена — Анна Никитична Саркизова.
Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Большего романтиа, надо признать, у нас больше не было! В сердцах же земляком он остался как человек, видящий и чувствующий проблемы простого народа, простого мужика.

Дом Айвазовских в Феодосии. 1902 г.

До сих пор в Феодосии живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

Дом-музей И.Айвазовского в Феодосии сегодня.

При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.

Вид Одессы с моря. 1865 г.

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.

Штиль на море. 1876 г.

В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".

Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)

Буря. 1857 г.

В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.

Итальянское побережье, весер. 1858 г.

В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн". Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

Девытый вал. 1850 г.

Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

Черное море. 1881 г.

В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".

Фонтан И. К. Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

Фонтан И.К. Айвазовского сегодня. Феодосия

Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра". За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно.

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".

Среди волн. 1898 г.

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Спокойное море. 1863

Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран

Айвазовский И.К. Портрет работы Лорис-Меликова. 1888 г.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Взрыв турецкого корабля. 1900... Последняя, неоконченная картина И.К.Айвазовского.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный фактгероический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

Морской залив. 1900 г.

Могила И.К.Айвазовского. Феодосия

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци:

«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»...

Вот это - живопись! Вот это - Жизнь певца моря! Вот это - пример для поколений! а не...современное искусство, извините!
Хотелось бы иметь хорошего художника на борту, когда поедем нашу



просмотров