Спасо хаус история. По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла. Бюст Кеннеди спрятали от Рейгана

Спасо хаус история. По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла. Бюст Кеннеди спрятали от Рейгана

Особняк на Старопесковской площади не случайно был выбран местом проведения весеннего бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Если бы стены здания могли говорить, они рассказали бы много секретов и легенд. Спасо-хаус (особняк Второва) находится рядом с Арбатом, и с 1933 года каждый посол США в России живет именно здесь.


1. был впечатлен Весенним фестивалем 1935 года

Весенний фестиваль, который состоялся 24 апреля 1935 года в Спасо-хаус, знаменит тем, что он стал одним из самых шикарных приемов, которые когда-либо проводила делегация США за рубежом. На прием были приглашены выдающиеся деятели мира искусства, среди которых был и Булгаков. По словам его жены, после раута Булгаков переписал главу про бал весеннего полнолуния в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита».


2. Бюст Кеннеди спрятали от Рейгана

При входе в резиденцию посла гости могут увидеть камин, на котором стоит бюст бывшего президента США Джона Кеннеди.


В мае 1988 года Спасо-хаус посетил президент Рональд Рейган, который отправился в Москву на встречу с Михаилом Горбачевым. Помимо организации обширных и трудоемких ремонтных работ в здании, Государственный департамент также отправил всю еду и фарфор, которые использовались во время официального обеда, в Москву. Как отмечали наблюдатели, бюст Кеннеди «переместили в дальний угол».

3. Шпионский герб США в кабинете посла

Существует много историй о шпионаже, связанных со Спасо-хаус. Самая известная из них - о жучке, спрятанном в деревянном гербе Соединенных Штатов. Советский Союз узнал, что посол Уильям Харриман был страстным коллекционером изделий из редких пород дерева, и в 1945 году ему подарили копию Великой печати Соединенных Штатов, вырезанную из дерева.

Сувенир был настолько красив, что посол США повесил его на стене своего кабинета. Конечно, он не знал, что внутри был жучок под названием «Златоуст».


«Златоуст» отлично проработал 8 лет и подслушал четверых послов. Американцы нашли жучок только в 1952 году, когда был обнаружен его радиосигнал. Теперь печать хранится в музее ЦРУ.

4. Тюлени в парадном зале

Во время рождественского сезона 1934 года первый посол США в Советском Союзе Уильям Христиан Буллит поручил своему переводчику Чарльзу Тайеру организовать «настоящее веселье» для всех американских граждан в Москве. Московский цирк одолжил ему трех тюленей.

Вечером гости собрались в парадном зале, туда вошли тюлени с рождественской елкой, подносом с бокалами и бутылкой шампанского, балансирующими на их носах. Затем тюлени показывали трюки, после чего их дрессировщик, который немало выпил, внезапно упал в обморок. Без его контроля тюлени разбежались по всему дому, а сотрудники посольства пытались их поймать.

К счастью для карьеры Тейера, посол Буллит не присутствовал на вечеринке, так как его временно отозвали в Вашингтон.

5. Особняк раньше принадлежал «сибирскому американцу»

Николай Второв переехал в Москву из Сибири в начале XX века. К тому времени он уже был успешным предпринимателем и владел рядом промышленных предприятий и банков.

В феврале 2017 года с помощью архивных материалов журнал Forbes составил список самых богатых людей, которые жили в царской России. Второв возглавил список с состоянием в более чем 60 миллионов золотых рублей (720 миллионов долларов). Из-за его умения зарабатывать деньги Второва называли «сибирский американец».

После революции 1917 года, по мнению некоторых историков, Второв присягнул на верность новым властям, но в мае 1918 года он был убит при таинственных обстоятельствах в своем кабинете. Потомки Второва уехали за границу, а его особняк в центре Москвы был захвачен государством и занят высокопоставленными чиновниками. Он стал резиденцией посла США в 1933 году, когда Соединенные Штаты и Советский Союз установили дипломатические отношения.


Особняк строили с 1913 по 1915 год, и он был оснащен новейшими технологиями той эпохи. Дизайнеры не сдержались, когда дело дошло до интерьера. Главный зал - 25 метров в длину - увенчан высоким сводчатым потолком и огромной люстрой. Считается, что эта люстра, сделанная из русского хрусталя, до сих пор является самой большой в Москве.

October 26th, 2012

Вот и дошли у меня руки написать про Спасо-Хаус - резиденцию американского посла, в которой Воланд давал свой Весенний Бал. Объект это закрытый, практически режимный, поэтому простому смертному посмотреть вживую на его интерьеры мало реально. Но к большому счастью, пара моих знакомых получили туда приглашение на какой-то прием, а вместе с ним мои настоятельные просьбы "сфотографировать ну-что-нибудь-ну-как-получится". Получилось по-разному - вы сами увидите:)



Считается, что в описании Великого бала у Сатаны М.А. Булгаков использовал впечатления от приема, который был дан американским послом в Москве в апреле 1935 г. Это мероприятие проходило в резиденции американского посла, расположенной по адресу Спасопесковская площадь, 10. Особняк этот сегодня, даже в официальных документах, называют Спасо-Хаусом - по названию площади и расположенной рядом церкви Спаса на Песках.

Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается в первую очередь на основе воспоминание Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова. И у исследователей есть все основания ей верить:
- Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола.
- Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Особенно прием такого размаха: «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР.

Это было самое начало дипломатических отношений СССР и США. Американский посол просто обязан был устроить что-то невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах. Первой ласточкой был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме цель была достигнута весной 1935 года. Не пускаясь в описание мероприятия (об этом ниже, упомяну только, что на «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.

Фасад Спасо-Хауса. Впрочем, ни Маргарита, ни Воланд никогда его не видели - Весенний Бал Воланд давал все в той же многострадальной квартире Степы Лиходеева.

Но вернемся к описанию Бала Сатаны Булгаковым и постараемся соотнести их с реалиями резиденции американского посла.

Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.

Для «Весеннего фестиваля» в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка.

Большой зал Спасо-Хауса, в котором обычно проходят приемы. Колонны есть, хоть и мраморные, а не "из искрящегося камня".

Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…

Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о «Массе тюльпанов, роз - из Голландии».

Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
- … Здесь только мировые знаменитости.
— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус …

В Москву специально для этого бала был выписан оркестр из Праги.

За люстрой виден балкончик, на котором могли располагаться музыканты. Кстати, висящая здесь люстра - одна из претенденток на звание "той самой люстры, на которой раскачивался Бегемот".

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый — прозрачно-фиолетовый, второй — рубиновый, третий — хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.

В центре большого зала во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: «В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты».

Примерно под люстрой и стоял фонтан с шампанским.

Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.

Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой.

Лестница ведущая из вестибюля в главный зал.

А вот это вид примерно с той же самой точки, но в другую сторону - на лестницу, ведущую в жилые помещения (слева располагается главны зал).

Главная лестница.

Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик.

Камин в вестибюле Спасо-Хауса действительно есть. И его даже можно рассмотреть с лестницы.

Только вот две проблемы: камин этот маленький, электрический и установлен совсем недавно. В булгаковские времена его на этом месте не было.

Так что Спасо-Хаусу пришлось претерпеть значительные перестройки в воображении писателя, чтобы разместить под своими сводами Весенний Бал Полнолуния.

И, напоследок, несколько фотографий библиотеки Спасо-Хауса. К Мастеру и Маргарите она никакого отношения не имеет, но, мне кажется, их просто любопытно посмотреть.

При подготовке использовались следующие ресурсы:
http://russian.moscow.usembassy.gov/spasohistory.html
http://www.bulgakov.ru/v/bal/
http://www.youtube.com/watch?v=36FHGka2hEs
http://moscowwalks.ru/2012/01/18/spaso-house/

Другие мои заметки о Булгаковской Москве читайте

«Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу! …»

История, возможно ставшая прототипом в романе "Мастер и Маргарита" Бал сатаны Воланда произошла 23 апреля 1935 года в личной резиденции американского посла Спасо–Хаусе, где состоялся прием, который заставил Михаила Булгакова переписать 23–й главу романа, известную как «Мастер и Маргарита" - "Великий Бал у Сатаны".

Но начнем сначала. В 1933 году Соединенные Штаты Америки согласились признать Советский Союз в обмен на соглашение, по которому Советское правительство обязалось частично выплатить Америке долг царской России. Окончательная цифра этого долга должна была быть определена в ходе дальнейших переговоров. После восстановления дипломатических отношений на должность посла США в Москве был назначен Уильям Буллит (William Christian Bullit). В Москве его принимали «по высшему разряду»: на квартире Ворошилова в Кремле был дан обед, на котором присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Калинин, Литвинов, Орджоникидзе и другие официальные лица. Сталин произнес развернутый тост в честь Рузвельта, а Молотов поднял бокал «за того, кто пришел к нам не только как новый посол, но и как старый друг».

В то время из–за острой нехватки жилых помещений в Москве для расселения американских дипломатов были пригодны всего два здания: особняк Второва (обладателя самого большого состояния России начала XX века) и дом на Моховой улице. Но строительство новой линии метро могло привести к разрушению здания на Моховой, и посол Буллит останавливает свой выбор на особняке Второва как официальной резиденции посла США в Советском Союзе. На выбор повлияло еще и то, что еще в 1928 году в здании была установлена американская отопительная система. Особняк, стоящий близ церкви Спаса на Песках, американцами был ласково прозван Spaso House. Название прижилось, и сейчас даже в официальных бумагах он именуется: Спасо–Хаус.

ИСТОРИЯ ОСОБНЯКА: Особня́к Вто́рова (Спа́со-ха́ус, англ. Spaso House) - резиденция посла Соединенных Штатов Америки в Москве. Памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени, расположен по адресу Спасопесковская площадь, 10. Построен в 1913-1915 по заказу Н. А. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В. Д. Адамовича и В. М. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. Непосредственно рядом с домом Второва находятся памятники московского ампира - дома А. Г. Щепочкиной и Н. А. Львова. Вероятно, образцом для Адамовича и Маята послужил петербургский особняк Половцева, построенный в 1911-1913 И. А. Фоминым, а также особняк Гагариных на Новинском бульваре работы О. И. Бове (уничтожен авиабомбой в 1941). Существенные отличия второвского особняка - в замене центрального портала на полуротонду с ионическими колоннами, поддерживающими балкон. Размеры палладианского полуциркульного окна точно повторяют размеры окна особняка Гагарина, но здесь оно приподнято относительно классических образцов на высоту балюстрады. Внутри особняк спланирован по канонам классической симметрии. В 1918-1933 в особняке размещались учреждения и квартиры, в том числе жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, позже - его заместитель. С 1933 особняк используется в качестве резиденции посла США в Москве, где проводились в том числе и балы. Первым американским послом, поселившемся в особняке стал Уильям Буллит. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и балов. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.

ШПИОНСКАЯ ИСТОРИЯ: С особняком связано много «шпионских» историй. Наиболее известной из них является история с помещением подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от пионеров в Артеке по наущению тайных агентов Лубянки послу США. Герб провисел в его кабинете с 1946 по 1952, успешно исполняя роль подслушивающего устройства. Теперь он находится в музее шпионажа ЦРУ. Здесь жили во время государственных визитов Эйзенхауэр, Никсон, Рейган. На приёме в 1976 году в честь двухсотлетия Декларации независимости США дом вместил 3001 гостя.

Надо сказать, что по прибытии в Москву Уильям Буллит, близкий друг Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, вместе с которым они устраивали во Франции вечеринки в стиле "Великий Гэтсби", любитель роскоши и развлечений, и, как считают некоторые исследователи творчества Булгакова, послуживший прототипом Воланда, обнаружил страшную скуку в жизни иностранных дипломатов. Перед сотрудниками посольства ставится задача "превзойти все, что видела Москва до или после Революции". "The sky"s the limit", - напутствовал посол подчиненных.

23 апреля 1935 года состоялся официальный прием для представителей всех зарубежных дипломатических миссий, работающих в Москве. На "Фестиваль весны" (помните "весенний бал полнолуния" Воланда?) были приглашены человек пятьсот, - "все, кто имел значение в Москве, кроме Сталина".

ОБЪЕКТ: Спасо-Хаус - резиденция американского посла, в которой Воланд давал свой Весенний Бал. Объект это закрытый, практически режимный,поэтому простому смертному посмотреть вживую на его интерьеры мало реально. Далее приводятся фото из резиденции, полученные alienordis от своих знакомых с приема.



Считается, что в описании Великого бала у Сатаны М.А. Булгаков использовал впечатления от приема, который был дан американским послом в Москве в апреле 1935 г. Это мероприятие проходило в резиденции американского посла, расположенной по адресу Спасопесковская площадь, 10. Особняк этот сегодня, даже в официальных документах, называют Спасо-Хаусом - по названию площади и расположенной рядом церкви Спаса на Песках. Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается в первую очередь на основе воспоминание Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова. И у исследователей есть все основания ей верить:
- Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола.
- Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Особенно прием такого размаха: «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР. Это было самое начало дипломатических отношений СССР и США. Американский посол просто обязан был устроить что-то невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах. Первой ласточкой был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме цель была достигнута весной 1935 года. Не пускаясь в описание мероприятия (об этом ниже, упомяну только, что на «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный. Фасад Спасо-Хауса. Впрочем, ни Маргарита, ни Воланд никогда его не видели - Весенний Бал Воланд давал все в той же многострадальной квартире Степы Лиходеева.

Но вернемся к описанию Бала Сатаны Булгаковым и постараемся соотнести их с реалиями резиденции американского посла.

Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.

Для «Весеннего фестиваля» в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка. Большой зал Спасо-Хауса, в котором обычно проходят приемы. Колонны есть, хоть и мраморные, а не "из искрящегося камня".

Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…

Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о «Массе тюльпанов, роз - из Голландии».

Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
- … Здесь только мировые знаменитости.
— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус …

В Москву специально для этого бала был выписан оркестр из Праги. За люстрой виден балкончик, на котором могли располагаться музыканты. Кстати, висящая здесь люстра - одна из претенденток на звание "той самой люстры, на которой раскачивался Бегемот".

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый — прозрачно-фиолетовый, второй — рубиновый, третий — хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.

В центре большого зала во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: «В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты». Примерно под люстрой и стоял фонтан с шампанским.

Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.

Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой. Лестница, ведущая из вестибюля в главный зал.

А вот это вид примерно с той же самой точки, но в другую сторону - на лестницу, ведущую в жилые помещения (слева располагается главны зал). Главная лестница:

Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик.

Камин в вестибюле Спасо-Хауса действительно есть. И его даже можно рассмотреть с лестницы.

Только вот две проблемы: камин этот маленький, электрический и установлен совсем недавно. В булгаковские времена его на этом месте не было.

Так что Спасо-Хаусу пришлось претерпеть значительные перестройки в воображении писателя, чтобы разместить под своими сводами Весенний Бал Полнолуния. И, напоследок, несколько фотографий библиотеки Спасо-Хауса. К Мастеру и Маргарите она никакого отношения не имеет, но, мне кажется, их просто любопытно посмотреть.


КАК ПРОЕХАТЬ: Особняк расположен по адресу Спасопесковская площадь, 10.

"Мастер и Маргарита" Великий Бал сатаны Воланда - Участники:


Красногрудые зелёнохвостые попугаи – солдаты Красной Армии в парадной форме.

Обнажённые негры в серебряных повязках на головах с грязно-бурыми лицами.

Стена белых тюльпанов.

Стены красных, розовых, молочно-белых роз.

Стена японских махровых камелий.

Фрачники с чёрными плечами и белой грудью.

Оркестр в полтораста человек.

Человек во фраке над оркестром, дирижёр, король вальсов.

Первые скрипки оркестра, составленного из мировых знаменитостей оставшихся жить в СССР музыкантов Российской Империи.

Негры в алых повязках.

Человек в розовой стене на эстраде, дирижёр в красном фраке с ласточкиным хвостом.

Крайний музыкант и джазбандисты, которых дирижёр бьёт тарелкой по головам.

Прототипами дирижёра вместе с джазом послужил Леонид Осипович Утёсов (Лейзер Иосифович Вайсбейн, 1895-1982) со своим ансамблем из фильма «Весёлые ребята» режиссёра Григория Васильевича Александрова (1903-1983).

Чернокожий служащий, то есть прислужник из числа невежественной черни, при Маргарите на лестнице или на трибуне.

Трое молодых людей, смутно чем-то напоминавших Абадонну.

Чёрные и молодые, похожие на Абадонну.

Барон Майгель, служащий Зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы – специальный агент НКВД СССР по реализации культурных ценностей СССР, прототипом которому был бывший барон Борис Сергеевич Штейгер, уполномоченный Коллегии Наркомпроса РСФСР по внешним сношениям, а также штатный сотрудник НКВД.

Начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и CCCР, резиденцией американских послов в Москве является особняк Спасо-Хаус. Он расположен в одной миле к западу от Кремля по адресу: Спасопесковская площадь, 10. Это недалеко от Садового кольца и Арбата, одного из старинных районов Москвы.

В XVII веке здесь жили царские псари и сокольничьи. В память о тех временах сохранилось название Кречетниковской улицы, позднее переименованной в улицу Композиторов. Название Спасо-Хауса и площади, на которой он расположен, происходит от великолепной русской православной церкви, расположенной на одной из сторон площади. Церковь «Спаса на песках», построенная в 1711 году, была изображена художником В.Д. Поленовым в 1870-х годах на картине «Московский дворик», ныне украшающей московскую Третьяковскую галерею.

Сооружение Спасо-Хауса велось по заказу Николая Александровича Второва, богатого купца и промышленника, и было завершено в 1914 году. Хотя здание построено в стиле новый ампир в эпоху господства помпезного стиля в архитектуре, оно не лишено достоинства и изящества. Интерьер сделан с размахом: главный зал длиною около 25 метров венчает высокий сводчатый потолок, с которого свисает громадная люстра. Считается, что эта люстра из российского хрусталя, которая выглядела впечатляющей даже по меркам Москвы 1914 года, была сработана знаменитым серебряных дел мастером Мишаковым и является самой большой домашней люстрой в Москве.

Жилые помещения, хотя и уступают по размеру залу на первом этаже, все же впечатляют простором и тщательной проработкой деталей — великолепной лепниной потолков, резными дверями и роскошными люстрами. В 1930-х годах был пристроен одноэтажный флигель, предназначенный для танцев. В остальном особняк мало изменился.

Спасо-Хаус строился на рубеже эпох. Участие России в Первой мировой войне послужило началом политических и общественных волнений, которые коснулись непосредственно хозяина дома. Судьба Второва породила множество легенд и версий. По свидетельству одних, он был убит в своем кабинете революционером в 1917 году. По другой версии Второв заключил сделку с Временным правительством Керенского: он отдал свой особняк в обмен на разрешение выехать из России. По третьей версии, Второв был убит собственным сыном в парадном вестибюле Спасо-Хауса. Доподлинно известно только то, что Второв умер в 1917 году и что в начале 1950-х годов одна из его дочерей жила в Париже.

После Октябрьской революции 1917 года вновь сформированное Советское правительство экспроприировало все московские особняки, включая Спасо-Хаус, в пользу государства. Советский министр иностранных дел Вышинский во время одного из приемов в Спасо-Хаусе обмолвился, что его предшественник Георгий Васильевич Чичерин, бывший наркомом иностранных дел в 1918-1930 годах, жил в Спасо- Хаусе в 1920-е годы.

В конце 1933 года, когда первый американский посол Уильям Буллитт приехал в Москву для вручения верительных грамот, ему показали три здания, отведенные для американского посольства. Выбор пал на два здания: Спасо-Хаус был избран в качестве резиденции посла. Другое здание, в то время еще только строившееся, расположенное на Моховой улице по соседству с гостиницей «Националь», предполагалось временно использовать для служебных помещений и квартир персонала до тех пор, пока не будет построен комплекс посольства на Воробьевых горах. Этот план так и не был осуществлен. Когда Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Советским Союзом, Спасо-Хаус использовался в качестве дома приемов Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК). На втором этаже располагались квартиры советских государственных служащих, которые они вынуждены были оставить. Среди них — И.М. Карахан, заместитель наркома иностранных дел, Михайлов, американист из газеты «Известия», и Флоринский, начальник протокольного отдела. После того, как они освободили жилые помещения, рабочие приступили к строительству «бального» флигеля. В связи со сложностями, возникшими при настиле полов, строительство было завершено лишь в 1935 году.

Посол Буллит впервые прибыл в Спасо-Хаус в марте 1934 года. В течение нескольких месяцев резиденция использовалась в качестве канцелярии Посольства, и в ней также размещалась некоторая часть сотрудников, пока не было завершено строительство нового здания на Моховой улице.

Лето 1934 года часто называют «медовым месяцем» советско-американских связей. Установление дипломатических отношений вызвало прилив теплых чувств, побудивший десятки тысяч американских туристов посетить СССР. Одним из них была сестра Чарлза У. Тейера, автора ряда книг, в том числе «Медведи в икре», описывающих жизнь в московском посольстве. Сестра затем жила в Спасо-Хаусе в качестве секретаря посла. В это время мисс Тейер познакомилась с третьим секретарем Чарльзом Е. Боуленом, возник роман, закончившийся браком, и 20 лет спустя посол Боулен и г-жа Боулен возвратились в Москву. Они были хозяевами Спасо-Хауса с 1953 по 1957 год.

В начале «медового» периода произошли два примечательных события в Спасо-Хаусе: встреча Рождества 1934 года, описанная в книге «Медведи в икре», во время которой три дрессированных морских льва устроили настоящий погром в танцзале, и праздник весны 1935 года, который Крена Уайли в своей книге «Вокруг земного шара за 20 лет» назвала «единственным достойным внимания приемом в Москве эпохи СССР». На бале присутствовал знаменитый писатель Михаил Булгаков, который затем использовал увиденное при написании сцены маскарада в романе «Мастер и Маргарита». Животные, позаимствованные из Московского зоопарка для празднования Рождества, создали целый ряд неожиданных проблем: не приученный к дому медвежонок попортил форму советскому генералу, а сотни зябликов, также не приученных к домашним условиям, шумно летали под сводами комнат с высокими потолками во время празднества и в течение многих дней после него. Еще одним знаменательным событием стал музыкальный вечер, организованный послом Буллиттом летом 1935 года. Как впоследствии вспоминал тогдашний глава консульского отдела Ангус Уорд, в только что отстроенном новом танцевальном зале в присутствии гостей была исполнена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», при этом в качестве дирижера выступал сам автор.

Начало второй мировой войны и германское вторжение в 1941 году принесли новые страдания России, а также дальнейшие изменения в Спасо-Хаусе. Часть здания стала использоваться в административных целях, чтобы справиться с увеличившимся объемом работы в связи с ростом численности американского официального персонала. В подвале здания было даже устроено бомбоубежище. В течение всего этого периода резиденция в целом нисколько не пострадала, за исключением нескольких разбитых оконных стекол, в отличие от находившегося поблизости театра им. Вахтангова, который был сильно разрушен. Поздней осенью 1941 года, когда немецкие войска приближались к Москве, Советское правительство было эвакуировано на восток, в город Куйбышев (Самара) на Волге. Иностранные посольства, естественно, последовали за ним. Спасо-Хаус стал пунктом эвакуации для американцев; штатные сотрудники и журналисты собирались в Спасо-Хаусе и отправлялись на вокзал, где, под отдаленный аккомпанемент огня советских зенитных орудий, садились в поезда, идущие до Куйбышева. После отъезда в Куйбышев Лоренса А. Стейнхардта второй секретарь Льюллин Е. Томпсон, который позднее работал послом в Москве в 50-60-х годах, принял на себя ответственность за американскую собственность и оставшийся в Москве штат сотрудников. Томпсон был одним из тех нескольких послов, которые впервые оказались в Спасо-Хаусе в качестве младших сотрудников посольства.

Несколько месяцев спустя после переезда правительства и дипломатов в Куйбышев немцы, которые так и не вошли в столицу, были отброшены от Москвы. И новый посол адмирал Уильям X. Стэндли и его штат смогли возобновить деятельность посольства в Москве. В послевоенные годы Спасо-Хаус продолжал служить резиденцией посла и его посетило большое число высокопоставленных гостей, включая пятерых президентов, троих вице-президентов и восьмерых госсекретарей.

В последние годы были предприняты шаги по возрождению Спасо-Хауса в его былом великолепии 1914 года. Посол Томас Дж. Уотсон осуществил реставрацию внешнего веерообразного окна, разрушенного во время второй мировой войны, с использованием стекла яркого ультрамаринового цвета, какое и было установлено в самом начале. В 1983 году, когда послом являлся Артур А. Хартман, была предпринята смелая программа реставрации резиденции, приуроченная к 50-ой годовщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Восстановление парадного зала в 1988 году приблизило Спасо-Хаус к духу стиля новый ампир, в котором он был спроектирован первоначально.

В течение всех этих лет в Спасо-Хаусе выставлялись разнообразные коллекции выдающихся произведений американского искусства — традиция, которая ныне продолжается в рамках программы Государственного департамента «Искусство в посольствах». В рамках этой программы музеи и картинные галереи предоставляют произведения живописи и скульптуры посольствам США по всему миру. Гости Спасо-Хауса имеют возможность познакомиться с богатством и разнообразием американского искусства. Программа «Искусство в посольствах» была задумана и разработана супругой Льюллина Томпсона Джейн, художницей-любителем, жившей в Спасо-Хаусе. Она основала эту программу, исходя из убеждения в том, что белые стены Спасо будут выглядеть приветливее, увешанные американскими произведениями искусства.

Спасо-Хаус в течение длительного времени ассоциируется с американским присутствием в России и в этом качестве является весьма подходящим местом для резиденции американского посла в Москве.Ниже приводится список послов США в Москве, живших в Спасо-Хаусе, с указанием даты прибытия:

  • Уильям С. Буллит - ноябрь 1933
  • Джозеф Е. Дэвис - ноябрь 1936
  • Лоренс А. Стейнхардт - март 1939
  • Уильям X. Стэндли - февраль 1942
  • У. Аверелл Гарриман - октябрь 1943
  • Уолтер Беделл Смит - март 1946
  • Элан Дж. Керн - май 1949
  • Джордж Ф. Кеннан - март 1952
  • Чарльз Е. Боулен - март 1953
  • Льюллин Е. Томпсон - июнь 1957
  • Фой Д. Копер - август 1962
  • Льюллин Е. Томпсон - декабрь 1967
  • Джекоб Д. Ким - апрель 1969
  • Уолтер Дж. Стессел, мл. февраль 1974
  • Малкольм Туи - январь 1977
  • Томас Дж. Уотсон, мл. - октябрь 1979
  • Артур А. Хартман - октябрь 1981
  • Джек Ф. Метлок - апрель 1987
  • Роберт С. Страус - август 1991
  • Томас Р. Пикеринг - май 1993
  • Джеймс Ф. Коллинз - сентябрь 1997
  • Александр Р. Вершбоу - июль 2001
  • Уильям Бернс - июль 2005
  • Джон Байерли - июль 2008


просмотров