Здание цветковской галереи. Удивительный дом Перцова (и дом-ларец заодно) Пречистенская набережная 29

Здание цветковской галереи. Удивительный дом Перцова (и дом-ларец заодно) Пречистенская набережная 29

Осенью 1898 года И. Цветков приобрёл «пустопорожнее место» на Пречистенке, сам составил план будущего дома с точным расположением комнат, а за проектом обратился к Виктору Михайловичу Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору, родоначальнику особой линии в архитектуре стиля модерн - так называемого «неорусского», использовавшего традиции древнерусского и народного зодчества.

Внутри висели люстры - точные копии новгородских паникадил времён Ивана Грозного.
Сложная бочкообразная кровля оживляет силуэт здания, придавая ему сходство с древнерусским теремом.

«Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова.
Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые.


И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи.
И свет, и распределение комнат - всё приспособлено для неё…
Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками»


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Жилище своё Цветков очень любил.
Особенно нравилось ему сидеть летом на балконе и любоваться прекрасным видом на Кремль и Замоскворечье.



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

28 апреля 1845 года родился русский меценат, известный коллекционер живописи,
основатель частной картинной галереи Иван Цветков.


« » на Яндекс.Фотках

В кресле сидит пожилой человек, седина тронула его волосы.
У него высокий лоб, умные, внимательные глаза, красиво посаженная голова.
Одет просто, но без изящества. Старинная керамика и витые подсвечники на столе, тёмно-зелёная обивка кресла, цветной плед на коленях мужчины - всё это писано в неярких, приглушённых тонах, создаёт атмосферу уюта и напряжённой работы: человек с увлечением занимается любимым делом - рассматривает рисунки, для него больше ничего не существует.

Таким художник-передвижник В. Е. Маковский представил публике в 1907 году коллекционера И. Е. Цветкова, создателя знаменитой галереи.
По имени владельца она называлась «Цветковской».


Иван Евменьевич Цветков работал в Поляковском земельном банке, одновременно увлекался искусством, посвятив и банковскому делу, и служению искусству всю жизнь, своей блестящей карьерой обязан был исключительно личному упорству, трудолюбию, целеустремленности и большим способностям к точным наукам (в 1873 г. закончил математический факультет Императорского московского университета, защитил кандидатскую диссертацию).
Начав с простого бухгалтера, через двадцать вовсе не простых, полных разного рода превратностей лет И.Е. избран председателем Оценочной комиссии банка (1895).


« » на Яндекс.Фотках

Частенько захаживал в Малый театр, оперу, художественные выставки.
Истинным наслаждением для Ивана Евменьевича стало посещение Третьяковской картинной галереи.
Искусство так стремительно и властно вошло в его жизнь, что он попросту не мыслил без него своего существования.
С восьмидесятых годов Иван Евменьевич начал приобретать картины, и если Третьяков коллекционировал произведения реалистов-передвижников, то Цветков, по собственному признанию, сначала покупал то, что ему нравилось.
Собирал не столько полотна, сколько графику - рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. «У Третьякова - громадное дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект», - с большим уважением к Павлу Михайловичу говорил Цветков.
«Признавал он только русских художников, которых считал головой выше иностранных, из русских же - главным образом передвижников, а из последних - Владимира Маковского» (И. Грабарь).
И. Е. Цветков с годами выработал в себе отличный вкус, умело разбирался в витиеватости перипетий изобразительного искусства; об этом значимо живописуют имевшиеся в его коллекции полотна Н. Ге, Боровиковского, Левицкого, С. Щедрина, Брюллова, Максимова, Ярошенко, Прянишникова, К. Коровина.
Добавим, что самобытные и ярчайшие живописцы Венецианов и Тропинин открыты и представлены публике как раз Цветковым.
В коллекцию, с годами всё-таки ставшей по величине и ценности второй после Третьяковки, входили также и скульптуры.
Иван Евменьевич располагал крупнейшим в России собранием рисунков Федотова, Кипренского, Перова, Головина, Воробьёва, Серова, А. Иванова… карандаш, акварель, масло…
Имеется не так много сведений, чего ему это стоило.
Пришёл как-то Цветков к своему другу, небезызвестному пейзажисту А. Киселёву, и увидел картину передвижника Прянишникова «Воробьи» (она же «Дети на изгороди») и не смог отвести от неё глаз.
Казалось бы, деревня как деревня, забор как забор, и пацаны на нём самые типичные, в порванных штанишках, загорелые и босые. Вот посидят на заборе и… улетят, куда захотят. Словом, «воробьи».


« » на Яндекс.Фотках

Давал Иван Евменьевич любые деньги хозяину картины - тот ни в какую: «Пока живу - со мной будет».
Цветков не раз ещё заглядывал полюбоваться картиной. И уходил ни с чем.
Прошло ни много ни мало двадцать лет.
Пейзажист Киселёв отошёл в мир иной, как его супруга тут же получила срочную телеграмму: соболезную, мол, и, простите меня любезно, надеюсь на картину.
Так и перешла от вдовы эта вещь в руки дотошного собирателя.
Теперь чудесная работа Иллариона Прянишникова «Воробьи» украшает экспозицию Ивановского художественного музея.

«У него была хорошая память, и он знал всю родословную каждого художника, начиная с петровского времени, - повествует в «Воспоминаниях о передвижниках» Я. Д. Минченков. - У Цветкова были огромнейшие альбомы с рисунками… перед глазами гостя перевёртывались десятки, сотни страниц, мелькало бесчисленное множество рисунков». - Цветковская галерея всегда открывалась для тех, кто интересовался искусством, хозяин с удовольствием приглашал гостей в свой дом - таким человеком, до самозабвения влюблённым в русский мир искусства, запомнился Иван Евменьевич Цветков - самородок, сделавший себя сам: практичный, рассудочный, страстный.
«Цветков презирал всё иноземное, и людей, и искусство, и даже предметы обихода, признавая только русское …Носил дома косоворотку и шаровары в сапогах бутылками» (И. Грабарь).


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Дом ныне - здание отдела Посольства Франции.
В 1995 на нём установлена мемориальная доска в честь Цветкова, но о цветковских временах здесь ничто не напоминает…
Теперь это обычные жилые апартаменты иностранного атташе - красивые, уютные, обставленные с чисто французским шармом.
В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвящённая истории «Нормандии - Неман»:
фотографии лётчиков - Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы,
автограф генерала Шарля де Голля. Их осеняет трёхцветное знамя Франции.

Вконтакте

Является объектом культурного наследия федерального значения.

История

Когда к 1898 году коллекция Цветкова перестала умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке (дом 5), он решил построить для размещения в нём галереи работ русских художников новый дом.

Осенью 1898 года И. Е. Цветков приобрел за 14 тысяч рублей «пустопорожнее место» на берегу на Пречистенской набережной. Он сам составил план будущего дома с точным расположением комнат. Проект попросил сделать Виктора Васнецова.

Позже он вспоминал:

«Внешний же вид, все 4 фасада сделаны по рисункам и указаниям В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцами, так и раскраской»

Васнецов подошел к проекту очень ответственно: столяры дважды делали маленькие модели дома. Строился он два с лишним года, и все это время Васнецов внимательно следил за строительством.

неизвестен , Public Domain

Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году строительство, которое обошлось Цветкову в 96 тысяч рублей, было завершено. Дом получился в виде сказочного терема. Вот как описывала дом жена И. Репина:

«Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат - все приспособлено для нее… Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками».

Н. Нордман-Северова

Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари. Люстры - точная копия новгородских паникадил времен Ивана Грозного. Прямо над лестницей висело большое полотно В. Перова «Ловля рыбы бреднем». В залах размещались рисунки и акварели почти всех знаменитых художников России: К. Брюллова, А. Лосенко, П. Федотова, В. Маковского, И. Левитана, И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова.

В мае 1909 года Цветков передал свою коллекцию и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. В 1915 году в доме находилось 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур.

После революции галерея была национализирована и 17 августа 1917 года открыта для свободного доступа посетителей.

NVO , CC BY-SA 3.0

В 1917-1925 годах Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей. В 1926 году была присоединена к Третьяковской галерее, получив статус отдела рисунков. В 1926 году в Государственную Третьяковскую галерею поступили личный архив и библиотека Цветкова.

Затем часть коллекции рисунков и часть собрания живописи (свыше 100 картин) оставили в Государственной Третьяковской галереи, а свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям России.

Фотогалерея


Полезная информация

Особняк Цветкова

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Пречистенская набережная дом 29

Современность

В годы Второй мировой войны, в марте 1942 года для прёма частей авиаполка «Нормандия - Неман» в Москву прибыл генерал Эрнест Пети. Генералу и его помощнику по вопросам авиации капитану Альберу Мирле был выделен особняк Цветкова для создания «Военной миссии».

В настоящее время хозяин особняка - военный атташе Франции. Теперь это обычные жилые апартаменты. В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвященная истории «Нормандии - Неман»: фотографии летчиков - Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы, автограф генерала Шарля де Голля.

Мемориальные доски

На доме в настоящее время находятся:

  • мемориальная доска с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в России в борьбе с фашизмом. Под этой доской расположена другая, на которой высечено: «Вы жили недолго, но ярко».
  • В 1995 году к 150-летию со дня рождения создателя коллекции и галереи на фасаде особняка была установлена мемориальная доска в честь И. Е. Цветкова.

В 1898 году Иван Евменьевич Цвет­ков, известный коллекционер, приобретает здесь у мещан Квасниковых «пустопорож­нее место». Участок предназначался для строительства здания галереи, где предпо­лагалось разместить обширную коллекцию произведений русских художников, которую Цветков собирал с 1881 года.

Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Автором проекта, выполненно­го в неорусском стиле, выступил известный мастер исторической и фольклорной живописи В.М.Васнецов. Строительство особняка в 1899-1901 годах осуществили архитектор В.Н.Башкиров и инженер-архитектор Б.Н.Шнауберт. По оценочной описи значились двухэтажный дом с подвалом, «частью жилым, частью нежилым», каменным открытым крыльцом и каменное одноэтажное строение во дворе «для принадлежностей». В доме были водопровод, канализация, центральное отопление дровами.

Силуэт двухэтажной каменной постройки определила высокая кровля-епанча с метал­лическим гребнем. В декоре краснокирпичных фасадов применены стилизованные приемы узорочья XVII века. Парадный вход акцентирован объемом балкона и килем венчающего кокошника, врезанного в крышу. Резная парадная дверь фланкиро­вана настенными светильниками-фонарями. Парапет балкона украшен ширинками. Центральное окно первого этажа оформлено колонками и завершением в виде разорванного фронтончика, высокие окна второго этажа колончатыми наличника­ми с килевидными кокошниками. Здание опоясано фризом, состоящим из ширинок с изразцовыми вставками и пояса поребри­ка под ним. Углы постройки декорированы лопатками с ширинками, в которых также помещены изразцы. Со стороны двора к особняку примыкает открытое крыльцо на пузатых колонках с перекинутыми между ними арками и килевидным зонтом. В объем крыльца включена лестница, ведущая на высокий первый этаж. Декоративное решение дворового и бокового фасадов идентично главному фасаду. Полихромные изразцы с растительными узорами, скорее всего, были изготовлены фабрикой Товари­щества М.С.Кузнецова. Документального подтверждения этому нет, однако сравни­тельный анализ с кузнецовскими изразцами особняка Н.В.Игумнова (Большая Якиманка, д. 43, стр. 1, 2, 3) не оставляет сомнений в их общем происхождении.

В 1909 году И.Е.Цветков передал свою коллекцию в дар Москве, с условием пожиз­ненного проживания в особняке. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Нико­лая II. Национализированная галерея функционировала как самостоятельный музей до 1925 года. Затем она получила статус одного из отделов Третьяковской галереи, позже часть ее собрания вошла в Государственный музейный фонд и рас­пределилась по другим музеям России. В 1942 году бывший особняк Цветкова был предоставлен для размещения французской военной миссии в СССР. В наши дни в здании находится военный атташат Франции.

Реставрация особняка была ориентирова­на на максимальное воссоздание утраченных элементов фасадов, соответствующих первоначальному авторскому замыслу. Проект учитывал опыт реставрации комплекса зданий дома Игумнова на Большой Якиманке.

Позднее покрытие основного объема кровли и кровли козырька крыльца дворового фасада из оцинкованного листа было заменено на черепицу из цинк-титана. Также из цинк-титана были выполнены резной подзор свеса кровли, водосточные воронки и трубы. По архивным фотографиям воссоздано утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Воссозданы столярные заполнения внешней нитки окон, окон люкарен, а также деревянные въездные ворота.

Восстановлен исторический облик элементов архитектурного оформления - наличников, колонок, фронтончиков. Согласно проекту реставрации они были выкрашены в белый цвет. Восполнены утраты изразцового фриза. Металлические решетки на окнах цокольного этажа воссоздавались по образцу сохранившихся решеток на главном фасаде. Площадки крылец главного и дворового фасадов были воссозданы из натурального камня.

В 2016 году памятник стал лауреатом премии "Московская реставрация" в номинациях - "За лучший проект реставрации и приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Дом Перцова интересен не только видом, но и историей. Началось все, впрочем, с другого дома – «Дома-ларца», который построил на Пречистенской набережной известный коллекционер картин Иван Евменьевич Цветков. Ничто человеческое не было чуждо коллекционерам и до революции. Цветков соревновался с братьями Третьяковыми за известность и даже уволил своего архитектора, наняв вместо него Васнецова, когда узнал, что Третьяковы строят особняк по васнецовским эскизам. «Дом-ларец» вышел куда менее популярным, да и размерами он явно уступал Третьяковской галерее, зато из его окон - замечательный вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя. Именно этот вид и заворожил Петра Николаевича Перцова, побывавшего у Цветкова в гостях. Тогда Иван Евменьевич поймал его на слове и предложил указать еще лучшее место при условии, что приобретя его, Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и, при содействии Цветкова, не торгуясь приобрел участок на набережной, выходящий на площадь.

Дом-ларец.

Фрагмент фасада.

Инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов родился в Казани в 1857 году и окончил институт в Санкт-Петербурге, профессию по тем временам получив перспективную и доходную – в начале XX века Россия занимала второе место в мире по абсолютной протяженности железных дорог – 63000 верст. В отличие от Цветкова, выстроившего особняк, Перцов задумался о доходном доме и объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри конкурса были самые именитые архитекторы и художники – В.М.Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель и другие. Первая премия была присуждена молодому А.В. Васнецову, но в итоге сам Перцов остановился на проекте С.В. Малютина, занявшего второе место. Дом был построен в течение одиннадцати месяцев, что совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии.

Майолика.

Как и у всех доходных домов (в отличие от особняков) , при великолепной отделке фасада и торца здания, задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир проста и незатейлива.

Одновременно со строительством дома Петр Николаевич занимался постройкой первой в России «народной» железной дороги на Северном Кавказе, чьи акции бы распространялись исключительно среди местного населения. Противником проекта был министр финансов Коковцев, лоббировавший интересы монополиста – Владикавказской железной дороги. «Народную концессию» спас молодой Путилов, который внес в казну два миллиона золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая только что построенный дом. Номинальной владелицей дома (о чем свидетельствует табличка на здании) была жена Перцова – Зинаида Алексеевна. Она же, по вполне понятным всем женщинам причинам, категорически воспротивилась альтруистической идее мужа, и только поддержка двух взрослых сыновей позволила Перцову осуществить свой проект. К счастью, довольно успешно – в 1910 году дом был освобожден от залога.

Фрагменты отделки дома.

Петр Николаевич прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя и выступал в защиту церкви от нападок новой власти, в результате чего в 1922 году проходит в качестве обвиняемого в процессе «церковников». Будучи приговорен к 5 годам тюремного заключения, Петр Николаевич все-таки выходит на свободу в 1923 году, но из дома его выселили и уже навсегда.

А дом перешел к слугам народа. Вот что пишет в своих мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида Петровна: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!"



просмотров