Доходный дом бройдо. Доходный дом бройдо Между Пречистенкой и Арбатом

Доходный дом бройдо. Доходный дом бройдо Между Пречистенкой и Арбатом

Элегантно декорированное, без преувеличения, здание по адресу 2-й Обыденский переулок, 13 возвели в период между 1904 и 1910 годами на средства Германа Ефимовича Бройдо. Автором проекта стал зодчий Николай Иванович Жерихов , который плодотворно работал с заказчиком и по другим объектам в Москве.

Строение несколько отступает от красной линии переулка и пространство до дороги занимает маленький палисадник. На главной фасадной плоскости дома размещены два боковых ризалита, которые вкупе с торцами рядом стоящих зданий образуют своеобразный парадный двор, в архитектуре обозначаемый как кудонёр.

Такое объемно-планировочное решение позволяет причислить здание к стилю классицизма. Это же подтверждают ионические пилястры, фриз с тематикой античной эпохи, обрамление оконных проемов и другие элементы декора.


Но стоит подчеркнуть, что из этой концепции выпадают абрис оконных проемов уже упоминавшихся ризалитов, устроенные на кровле аттики с вазонами, внушительные по размерам лепные барельефы с полуобнаженными девами в свободных одеяниях, удивительные балконы полукруглой формы и кованое ограждение территории. Все это более свойственно уже для другого стиля - модерн.

В конечном счете, здание вобрало в себя архитектурные элементы не только озвученных стилей, но и неогреческого, что сделало его удивительным по красоте.


Объемные панно поверху оконных проемов на втором уровне оформлены изображением крылатых львов с зажатыми в лапах факелами.

Устроенный по горизонтали фриз с сюжетами по античной тематике был призван разграничить пространство второго и третьего уровня от завершающего этажа. Для этого использовалось и фактурное решение: 2 и 3 этаж оформлены «кабанчиком», а последний просто гладко оштукатурен.


Первый уровень дома Бройдо декорировали женскими маскаронами, более используемых в модерне, заменив ими классицистические замковые камни в сандриках оконных проемов.

Особое внимание хочется уделить внушительным барельефам, которые обрамляют арочные конструкции главных оконных проемов. Там запечатлены полуобнаженные девы в свободных ниспадающих одеяниях, устремленных навстречу друг к другу. У одной в руках крылатый жезл с обвившей его змеей, у другой - факел, и обе будто только-только уронили лавровые венки.


Из истории доходного дома

В период с 1907 по 1913 годы в доходном владении Бройдо проживали супруги Керзины - Аркадий Михайлович и Марья Семеновна, которые организовали «Кружок любителей русской музыки», желая популяризовать произведения отечественных композиторов.

Глава семьи - весьма востребованный и известный московский адвокат, любитель и знаток русского музыкального искусства. Его жена - пианистка, обучавшаяся в годы молодости у таких признанных мэтров, как В.И. Маурина и В.И. Сафонов, а немного позднее у П.А. Пабста. Теорию музыки ей преподавал С.Н. Кругликов.


Нонсенс, но в конце XIXстолетия произведения российских композиторов не так часто звучали на сценических площадках Москвы и обожавшие их музыку супруги, любившие даже в уютной домашней обстановке играть на фортепьяно в четыре руки, решили исправить это положение. Так и пришла в 1896 году идея создания приватного музыкального кружка.

Первые встречи проходили в местах проживания участников, где они играли музыку Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Балакирева … Музицировали здесь Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, С.И. Танаев, солистами выступали Н.И. Забела-Врубель, М.А. Дейша-Сионицкая, Л.В. Собинов, И.В. Грызунов, М.А. Оленина-д’Альгейм и другие.

… в доме во 2-ом Обыденском переулке, 13 в период с 2010 по 2012 годы проходили съемки отечественного сериала «Дом образцового содержания», т.ч. увидеть интерьеры и экстерьеры бывшего доходного дома Бройдо можно во многих эпизодах этой ленты.

Дмитрий Французов

В 2017 году исполняется 110 лет удивительному дому в Москве – дому Бройдо, известному многим как «дом с писателями». Достойный возраст! И было бы справедливо вспомнить его историю, не говоря уже о том, чтобы привести сам дом в достойный юбиляра вид.

На углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков в 1907 году архитектор Николай Иванович Жерихов выстроил очередной доходный дом для советника юстиции, кандидата коммерции (звание для отличившихся выпускников «Академии коммерческих наук») Германа Ефимовича Бройдо.

Сотрудничество предпринимателя, застройщика Германа Бройдо и архитектора Николая Жерихова началось в 1902 году. Первый их совместный проект – доходный дом на Остоженке, дом 20, украшенный редким для Москвы лепным декором: на фризе выстроена целая зооморфная композиция, на которой есть и чайки, и горные козлы, и разнообразный растительный мир. Но так уж сложилось, что на протяжении многих десятилетий, когда говорят о доме Бройдо или об архитекторе Жерихове, вспоминают прежде всего именно этот дом в Арбате – на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков. Чем же так примечателен этот дом, кроме своеобразного углового эркера? Вот что пишет об этом доме Википедия: «Дом украшен десятками фигур в человеческий рост, в эротических сценах. В обликах некоторых сатиров угадываются Гоголь, Пушкин и Лев Толстой. Скульптор неизвестен ».

Действительно, этот скульптурный фриз трудно не заметить, а если внимательно рассмотреть скульптурные группы, то и сейчас отчетливо «читаются» Лев Николаевич Толстой и Николай Васильевич Гоголь в «компании» с молодыми дамами.

В конце прошедшего века на боковых стенках эркера можно было еще обнаружить и образ Пушкина. Но сейчас состояние фриза катастрофически ухудшилось, есть множество утрат, и нужно приложить определенные усилия, чтобы найти Пушкина.

Как правило, пребывание в прошлом великих писателей (и других выдающихся деятелей) отмечено мемориальными досками на фасадах зданий, но вот так, в таких фривольных сценках – это что-то новое и, безусловно, вызывающее удивление и много вопросов. Конечно, такое уникальное «явление народу» классиков не могло не остаться без попыток его объяснить, что и породило несколько легенд.

Наиболее распространенная и многократно тиражируемая легенда связана с Музеем изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина). Будто бы подготовленный скульптором Синаевым-Бернштейном фриз для Музея изящных искусств не прошел конкурсный отбор и был частично использован на фасадах доходного дома Бройдо.

Захватывающая легенда, но… всего лишь легенда, не имеющая никакого документального подтверждения.

А что же говорят документы о конкурсном отборе, «…об украшении центрального портика здания Музея скульптурным рельефом» (И.В. Цветаев. Речь и отчет, читанные в торжественном собрании императорского Московского университета 12 января 1903 года. М., 1903. С. 284–285 )?

В 2008 году Музеем изобразительных искусств имени Пушкина было подготовлено четырехтомное издание переписки И.В. Цветаева и Ю.С. Нечаева-Мальцова. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, русский дипломат и фабрикант, владелец стекольных заводов, фактически профинансировал строительство Музея. Именно эти документы, переписка фактических основателей музея, в которой упоминается история создания фриза, и позволяет оценить достоверность главной легенды создания фриза дома Бройдо.

7 ноября 1901 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: «Приехал сюда из Парижа скульптор Беренштейн, сработавший эскизы верхнего карниза. Эскиз в рисунке, сделанный в два тона карандашей, больших размеров. Вчерашний вечер провели мы трое, Клейн, скульптор и я, в рассматривании этого опыта. Художник – человек несомненно даровитый, способный искать в истории искусства и сюжеты, и формы. Центр композиции составляет Парнас с Аполлоном; к нему направляются с той и с другой стороны фигуры художников всех времен ». И далее, кратко описывая эскиз, Цветаев пишет: «С одной стороны должен занять место мир древний, начиная с Египта и Вавилонии, с другой – мир христианский, чтобы этот фриз выражал собою содержание Музея. Есть и недочеты технические: правая сторона от зрителя заполнена недостаточно тесно, пустоты меж фигурами и группами требуют другого распределения. Художник ждет Вашего прибытия, Ваших указаний, чтобы сейчас же приступить к переделке. В отделе христианского искусства, по-видимому, придется исключить духовных лиц из компании Донателло, Микеланджело, Рафаэля и других, потому что рясы и клобуки не идут к этой процессии аспирантов на славу, даруемую на Парнасе. Художник их и не поставил. Идея есть, так как она Вами дана; наметились пути композиции, – остается, если Ваше впечатление будет в пользу способностей скульптора, ему переработать [ее] в смысле большей определенности сюжета в каждой своей части, в каждой детали ».

В контексте истории фриза на доме Бройдо прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Синаевым-Бернштейном в ноябре 1901 года были сработаны только эскизы «в рисунке, сделанном в два тона карандашей, больших размеров». Кроме того, если «рясы и клобуки не идут к этой процессии», то как могли дамы, такие как на фризе дома Бройдо, подойти к этой самой процессии? Это сомнительно. При таком внимании заказчиков к деталям этот сюжет, скорее всего, был бы отмечен.

Продолжая работу над проектом, в мае 1902 года Синаев-Бернштейн показал Поленову эскиз (опять речь идет только об эскизе!) обновленного варианта, о котором Поленов хорошо отозвался. А вот что еще следует из документов. В марте 1902 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: «С Синаевым-Беренштейном придется, кажется, расстаться, вместо 60 тысяч франков, о которых он говорил в Москве, он просит 75 тыс. рублей за одну лепку и 50 тысяч за рубку, хотя согласен, по-видимому, сделать обе работы за 110 т. рублей ». Кстати, стоимость работ по созданию уже в камне Парфеноновского фриза (за колоннадой главного фасада Музея) стоила 17 тысяч рублей.

Конкурс состоялся в июле 1902 года. Есть упоминания, что Синаев-Бернштейн представил «обширных размеров рисунок, исполненный тушью». И вот как итоги конкурса были отражены в отчете Комитета (по строительству Музея) за 1902 год: «Вопрос об украшении центрального портика здания Музея скульптурным рельефом обсуждался на заседаниях Комитета по устройству Музея им. Императора Александра III при Московском университете в 1902 г., когда здание Музея было доведено до крыши и приступили к изготовлению колонн и полуколонн для фасадов. В течение 1902 г. Ю.С. Нечаеву-Мальцову, товарищу председателя Комитета, на чьи средства предполагалось вести работы, были представлены эскизные проекты 3 авторов: римского скульптора Романелли (венчание музами императора Александра III как покровителя наук и искусств), Синаева-Бернштейна (Парнас и на нем восседающий Аполлон среди муз, которые раздают венки Славы художникам всех веков и народов, не только живописцам, ваятелям и архитекторам, но и художникам слова) и Залемана (Олимпийские игры)».

В итоге был выбран проект Залемана, и портик Музея украшает именно фриз Залемана «Олимпийские игры». Сам фриз вырублен из каррарского мрамора учеником Залемана, одесским скульптором Иосифом Ивановичем Мормоне.

Анализ приведенных документов позволяет утверждать, что ни о каких лепных формах и, тем более, о вырубленных в камне макетах и (или) гипсовых слепках, выполненных Синаевым-Бернштейном, нет ни малейшего упоминания. Проект Синаева-Бернштейна как в 1901, так и в 1902 году упоминается только либо как карандашный эскиз, либо как эскиз в туши.

Далее: из описания проекта очевидно следует, что речь идет о композиции, в которой «направляются (к Апполону) с той и с другой стороны фигуры художников всех времен». А что же музы, «которые раздают венки Славы»? Вряд ли они обнимаются друг с другом по этому случаю, как это можно наблюдать на фасаде Дома Бройдо.

Таким образом, на основе имеющихся документальных источников с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что главная, наиболее цитируемая, версия о происхождении фриза на доме Бройдо является как минимум несостоятельной. К тому же, Жерихов построил доходный дом в Арбате в 1907 году, а каких-либо свидетельств о хранении в течение почти пяти лет достаточно крупных гипсовых фигур (если таковые и были) не существует (не удалось обнаружить).

Кроме того, еще одним, хотя и косвенным, свидетельством непричастности скульптора Синаева-Бернштейна к фризу на доме Бройдо является список работ скульптора, который приводится, в частности, в «Еврейской энциклопедии» (Изд.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон. — Санкт-Петербург, 1906-1913 ). Примечательно, что в справочниках указывается памятный медальон (создан в 1901 году и выполнен (доработан?) в посеребренной бронзе в 1911 году) с изображением Льва Николаевича Толстого, с которым скульптор встречался в 1901 году. Но нет никаких указаний на другие завершенные работы с Толстым.

Скульптор Лев (Леопольд) Семенович Синаев-Бернштейн родился в Вильно в декабре 1867 года (по некоторым источникам – в ноябре 1868 года) и с 14 лет жил в Париже. Художественное образование, в том числе у Огюста Родена, он также получил в Париже, где и выполнил все свои известные работы. В 1901 году Лев Семенович стал кавалером ордена Почетного Легиона. В 1944 году он был арестован в Париже нацистскими властями и скончался в том же 1944 году в лагере Дранси.

Еще раз обратим внимание: Синаевым-Бернштейном для конкурса в Музее изящных искусств никакие фризы, выполненные в материале, не представлялись, и, соответственно, после конкурса просто нечего было переносить на фасад какого-либо дома, в том числе и дома Бройдо. Музей изящных искусств не имеет прямого отношения к легенде дома Бройдо.

Есть вторая легенда происхождения фриза на фасаде дома Бройдо, и связана она с якобы существовавшим тут домом терпимости. Забавная версия, если вспомнить даты жизни хотя бы Николая Васильевича Гоголя и Александра Сергеевича Пушкина. Дом был построен только в 1907 году. Единственный кандидат на посещение гипотетического борделя – Лев Николаевич Толстой, правда, в 1907 году ему было уже 79 лет. Конечно, всякое могло быть на этом месте до строительства Жериховым здания. В Москве известны районы, где были бордели, в частности, Сретенские переулки, но Арбатская часть в этом вопросе так досконально не изучена и ждет своих исследователей. Поэтому, пока не будут изучены адресные справочники и другие источники, ни исключать, ни принимать такую версию уверенно нет оснований. А если «что-то и было», мотивация к созданию данных фривольных композиций, да еще с такими участниками, может оказаться совершенно неожиданной.

Так что остается только продолжить искать ответ на эту московскую загадку. Возможно, удастся обнаружить (как вариант — в архивах Ивана Цветаева) те самые эскизы Синаева-Бернштейна, которые он подавал на конкурс в Музей изящных искусств.

В год своего 110-летия фриз дома Бройдо понес очередную утрату. 22 июля 2017 года в сети появилась информация о том, что с фасада дома Бройдо в Плотниковом переулке отвалился очередной фрагмент скульптурной композиции. К сожалению, поначалу корреспонденты с места ошибочно сообщили, что обвалился барельеф с изображением Гоголя. Однако, возможно, именно эта неточность (все-таки Гоголь – знаковое имя), а также активная позиция СМИ во многом поспособствовали тому, что спустя уже несколько дней на фасаде дома начались реставрационные работы.

Итак, что же случилось 22 июля? С фасада дома Бройдо обрушилась нижняя часть скульптурной группы, у которой уже около 20 лет назад была утеряна верхняя часть. И вот что предстало публике после обрушения.

Чтобы точно понять, какая именно скульптурная группа окончательно обрушилась, ниже предложен общий анализ структуры построения фриза и отдельных его элементов на фасаде дома Бройдо .

При всем кажущемся многообразии элементов, фриз фасада образован всего несколькими повторяющимися группами и отдельными фигурами. Можно выделить четыре устойчиво повторяющиеся группы и четыре отдельные фигуры, которые присутствуют на фасаде либо самостоятельно, либо дополняют эти группы.

Над входной дверью еще были две женские маски (Афина Паллада?). Одна, левая, маска отвалилась еще в конце 90-х годов, вторая держалась до 2016 года.

Вот как эта маска выглядела в июле 2014 года.

Как уже отмечалось, в настоящее время среди присутствующих на фасаде «персонажей» отчетливо можно различить Льва Николаевича Толстого и Николая Васильевича Гоголя. Кроме того, с помощью фотоматериалов 1990-х годов можно «опознать» и Пушкина (подробнее об этом см. далее).

Ниже представлены выделенные и повторяющиеся группы и отдельные фигуры (пропавшие маски Афины Паллады не рассматриваются).

Отдельные фигуры

Утерянное ранее – Пушкин и Гоголь (на левой и правой боковой стенках эркера):

Гоголь в обоих случаях просто отделен углом здания от своих спутниц из группы 2. А Пушкин фактически присоединен к этой 2-й группе (использован фотоматериал проекта Pastvu.com).

Расположение групп и фигур показано на общем виде дома

и отдельно на боковых стенках эркера.



Приведенный анализ структуры построения фриза позволяет теперь без труда определить, что обрушившийся 22 июля 2017 года фрагмент скульптурной композиции – это нижняя часть группы 3. Достаточно провести сравнение соответствующих элементов на обрушившемся фрагменте и на еще сохранившемся.

В центре Москвы началась масштабная реставрация знаменитого доходного дома Бройдо, получившего в народе название «Дом с писателями». Завершить работы планируется к весне 2018 года. Здание, которое в этом году отметит 111 лет, было украшено барельефами Пушкина, Гоголя и Толстого в окружении игривых девушек. Точнее, сейчас остались только Гоголь с Толстым: из-за ветхого состояния лепнины Солнце русской поэзии можно опознать только по свитку в руках.

Состояние доходного дома Германа Бройдо («Дома с писателями») в Плотниковом переулке, 25 июля 2017 года

Артем Сизов/«Газета.Ru»

Наиболее распространена легенда, по которой подготовленный скульптором Синаевым-Бернштейном фриз для Музея изящных искусств им. Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина) якобы не прошел конкурсный отбор и был частично использован для доходного дома. Однако документальных подтверждений этому нет — как и тому, что в здании располагался бордель, помеченный такой своеобразной афишей.

Но тогда непонятно, почему дом терпимости решено было украсить образами именно литераторов: единственным реальным посетителем построенного здания мог быть только — и то ему в 1907 году было 79 лет.

Пушкин и Гоголь даже при всем желании не могли попасть в гости к девицам, не говоря уже о том, что Николай Васильевич, как считается, и вовсе никогда не знал физической любви.

Портреты ученых из церковных куполов

Известная каждому москвичу Российская государственная библиотека до 6 февраля 1925 называлась Библиотекой Государственного Румянцевского музея. Впоследствии ее переименовали в госбиблиотеку СССР им. В. И. Ленина. Площадь строения не впечатлила Совнарком, поэтому в 1926 было решено начать сооружение грандиозного здания «ленинки». Конкурс на лучший проект, который проходил в три этапа целых два года, выиграли архитекторы Гельфрейх и Щуко.

По размеру капитальных вложений здание библиотеки в документах периода Отечественной войны было отнесено к классу «дворцы». Половину его стоимости покрыла РСФСР, остальные средства были взяты из бюджета СССР. Из-за войны сооружение удалось завершить только к 1960 году.


Фасад здания библиотеки имени Ленина, украшенный барельефами ученых: Коперника, Галилея, Ньютона, Ломоносова

Виталий Арутюнов/РИА «Новости»

Здание библиотеки получилось уникальным с инженерной точки зрения - согласно расчетам, оно способно выдержать пять прямых бомбовых попаданий.

Фасад щедро украшен: на нем расположились барельефы с изображениями властителей духа - ученых, мыслителей и писателей. Перемычки фасадов на Моховой улице украшены врезанными в стены бюстами Руставели, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Толстого, Маяковского, Горького.

Все бюсты исполнены скульптором Евсеевым, за исключением первого, принадлежащего руке Крандиевской. Из ее мастерской вышел и весь ряд бронзовых медальонов, размещенных на перемычках фасада, выходящего на улицу Коминтерна - на них изображены Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Менделеев, Павлов.

Между пилонами фасада расположились бронзовые бюсты ученых, писателей и философов, а на крышах были установлены 22 скульптуры на тему «Социалистический труд и знание», среди которых — «Девушка с книгой», «Красноармеец», «Ученый» и другие. Их авторами стали , создавшая «Рабочего и колхозницу» на ВДНХ, Матвей Манизер, возведший скульптуры на станции «Площадь революции», и другие художники.

Утверждают, что на барельефы для украшения здания переплавили колокола восьми московских церквей, сброшенные с колоколен московских храмов после революции.

Так как для осуществления бронзовых барельефов требовалось целых 100 тонн бронзы, Наркомпрос РСФСР ходатайствовал перед ВЦИК о предоставления ему возможности использовать церковные колокола для переливки на барельефы. Кроме того, на закупку оставшихся бронзовых изделий власти потратили порядка 2 млн рублей.

Лев и единорог в центре Москвы

Здание Синодальной типографии на Никольской улице, на месте которой сейчас располагается историко-архивный институт РГГУ, хорошо знакомо горожанам по барельефам, изображающим противоборство льва и единорога, над главным входом.

Сама типография была основана в 1727 году на базе Московского печатного двора и долгое время была крупнейшей типографией Москвы. Именно на Печатном дворе 1 марта 1564 года была выпущена первая датированная русская книга - «Апостол». , дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского, активно занимался изданием богослужебных книг на Печатном дворе, однако вскоре ему и его коллеге Петру Мстиславцу пришлось покинуть город.

Есть версия, что им угрожали переписчики, которые с появлением книгопечатания теряли работу.

Лев и единорог были историческим символом Московского печатного двора и присутствовали на его фасаде, печатях и в изготовленных двором книгах, исполняя роль логотипа. В некоторых источниках утверждается, что эта символика имеет самое прямое отношение к и его печатям.

Когда старое здание Печатного двора решили снести, чтобы возвести на его месте здание Синодальной типографии, льва и единорога изобразили и на нем.

Эти персонажи были широко распространены в русской геральдике, и сюжет противоборства льва и единорога — распространённый мотив русского творчества того времени. По факту лев и единорог имеют сакральный смысл, который можно истолковать по-разному: так, льва иногда интерпретируют как символ самодержавной власти, а единорога — как символ христианства. Лев изначально был изображен с короной, но ее сбили в XX веке.

Также, в прошлом между фигурами льва и единорога на фасаде Синодальной типографии был размещен вензель Александра I, во времена которого было построено здание, но он до наших дней не дошел. Сейчас на фронтоне сверху красуется оставшийся символ советской эпохи - серп и молот.

Летучие мыши, лев и саламандра

Доходный дом страхового общества «Россия» занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар, дом 6/1, Фролов переулок, дом 6/1, Бобров переулок, дом 1 и Милютинский переулок, дом 22. Он состоит из двух корпусов, построенных архитекторами Проскуриным и фон Гогеном в 1899-1902 годах. Два корпуса соединяет изящная кованая ограда с воротами, выполненными по проекту архитектора Дессина.

На стенах зданий можно отыскать огромное количество удивительных персонажей: здесь есть лев с щитом, крокодилы, две стайки летучих мышей. В основании прямоугольного эркера прячется один из самых примечательных барельефов этого здания - изящная саламандра с красными глазами.

На фронтоне вокруг греческой богини играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником. В алькове между окнами стоит мастеровой в итальянских средневековых одеждах, высокие проемы окон украшают типичные для стиля модерн женские головки с вьющимися волосами. И даже банальные кронштейны для государственных флагов исполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих те, что крепятся на носу парусного корабля.

Кристина Богачева/«Газета.Ru»

По слухам, даже швейцарский архитектор Ле Корбюзье, предлагавший снести весь исторический центр и построить «новую Москву», считал этот дом самым красивым зданием в городе начала XX века.

Интересно, что у главной башни с часами, которая является рефреном Спасской башни Кремля, есть тайна. На ней находится часовой колокол, отлитый на знаменитом заводе Финляндского специально для этого дома. Колокол звонил лишь однажды - в 2011 году по случаю юбилея дома.

Территория только для женщин

В Милютинском переулке находится здание бывшей Станции датско-шведско-русского телефонного общества. После слома старинного здания на этом участке в 1909 году в сотрудничестве с компанией Ericsson было возведено кирпичное здание станции, которое еще до своего открытия уже производило глубокое впечатление на москвичей своими размерами и красотой.

В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, на которой размещены гротескные скульптурные изображения — веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. В восприятии москвичей укрепилось представление, что девушка - это телефонистка, а мужчина - обыватель, возмущенный качеством связи.

Wikimedia Commons

Интересно, что отбор телефонисток был более чем строгим. На работу не принимали тех, чей рост не превышал 155 см, а размах рук был менее 154 см, поскольку они не могли дотянуться до гнезд коммутатора.

Не брали на работу и замужних: считалось, что большая занятость домом и детьми помешает им хорошо работать. Замужество разрешалось лишь старшим телефонисткам по особому дозволению начальства. Кроме того, без вызова начальницы к телефонисткам не могли подходить станционные монтеры, последним не разрешалось обедать вместе с барышнями в столовой и даже встречаться с ними на лестницах.

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

А вы знаете, что в Москве есть дом, на котором "наше всё" - Пушкин, Гоголь и Толстой - изображены в двусмысленном и...м-м-м... фривольном окружении? Этот дом знают многие, кто ходит Арбатскими переулками, но мало кто вглядывается в разрушающиеся барельефы. Не вглядывалась и я, пока не узнала любопытные подробности.
Дом 4/5 в Плотниковом переулке был построен для домовладельца Г.Е.Бройдо по проекту архитектора Н.И. Жерихова, в 1907 году. Автором скульптур предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн.
Согласно одной из версий, скульптору был заказан фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии из 50 фигур, среди которых были писатели, художники и ученые из разных стран. Они направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Среди них были и русские писатели, изображенные в античных одеждах, в объятиях муз (к примеру, на верхнем фото - по-видимому, Пушкин и осуждающе глядящий на него Гоголь). Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Согласно другой версии, до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения.
Достоверным фактом является то, что сегодня барельефы находятся в ужасном состоянии, постепенно разрушаются, и на некоторые фигуры так грустно смотреть, что фото я не стала размещать.
Так что давайте посмотрим, пока еще есть что. А заодно - еще одно не совсем обычное здание напротив "дома с барельефами" и несколько атмосферных осенних фото из Гагаринского переулка.

Ах, эти Арбатские переулки... На подходе к дому в Плотниковом

Общий вид со стороны Плотникова переулка

Общий вид фигур со стороны Малого Могильцевского переулка

Обычный дом, над Львом Толстым (кстати, считается, что это его первое прижизненное скульптурное изображение) - обычный балкон.

Лев Толстой обнимается с Пушкиным

Фигуры повторяются, вот еще один Гоголь

Кто там справа от Толстого??

Копия композиции с верхнего фото - но уже на другой стене здания

А на другой стороне Плотникова переулка - вот такой очаровательный особнячок (это его сторона, обращенная в Глазовский переулок). Я думала, что это хорошо отреставрированный модерн, а оказалось, что дата постройки - второе десятилетие XXI века. Это пятиквартирный клубный дом ПлотникоFF, строительство которого завершено недавно. Что ж, мне кажется, стилизация неплохая...

И просто несколько осенних фото из Гагаринского переулка. Успела заснять последние хорошие дни...



просмотров