Сценография спектакля. Современная сценография Сценография театр

Сценография спектакля. Современная сценография Сценография театр

Искусство сценографии Искусство сценографии

Сценограф - это художник, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа. Театр - это основная работа профессионального сценографа. Художник-постановщик в театре не только воплощает режиссерский замысел, но и вместе с ним придумывает, какими художественными средствами передать идею спектакля, его атмосферу и настроение. Cпецифика работы сценографа: Сценограф – это живописец, график, архитектор, конструктор и технолог в одном лице. Над оформлением спектакля сценограф, как правило, работает не один. Ему помогают монтажники, гримеры и бутафоры, художник по свету, художник по костюму, художник-технолог. Но в театре всё же сценограф контролирует весь процесс создания спектакля и занимает должность главного художника.

Главная задача художника - найти новый способ глубже раскрыть смысл пьесы. Именно за это сценограф получает свой гонорар, а не за макеты и эскизы. Художник-постановщик, читая пьесу, готовящуюся к постановке, старается прочувствовать текст, ощутить атмосферу и настроение. А после этого сценограф начинает искать образы, обсуждать с режиссером материал. Воплощая идею, он обязан учесть все: задний фон сцены должен быть прекрасно расписан, корона театрального короля сиять, а бутафорские яблоки выглядеть аппетитно… В результате сценограф часто становится соавтором спектакля.

У истоков истории. Сценография как искусство стала зарождаться в древнейшем обществе, которое еще было лишено сцены как особой конструкции, а актеров – как профессии. Наши предки имели небольшое фольклорное наследие, творцы того времени также сочиняли притчи, рассказы и былины. По данному материалу нередко делались эдакие костюмированные постановки. Таким путем был определен «генетический код», на котором основывается современная сценография. Это три функции-основы, без которых театральная постановка немыслима: персонажная, игровая и определяющая место действия.

Предсценография и ее персонажи. Термин «предсценография» используется, если речь идет о временах, следующих до наступления эпохи античности, в рамках которой театр был определен как полноценный вид искусства. Пещерные люди, древние язычники уже имели немалый опыт в сценической деятельности, только вот постановки принципиально отличались от современных. Тогдашняя сценография спектакля в центре всех событий помещала некого персонажа, который являлся главным действующим «лицом». Вначале это были наскальные рисунки, круговые изображения (что символизировало Солнце как Божество), различные чучела и тотемы. Спектакль же был не светским мероприятием, а ритуалом, в котором воспевались силы природы, происходили поклонения божествам и почившим предкам. Удивительно, но один из древних языческих спектаклей является актуальным даже в нынешнем времени! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить новогоднюю елку в доме, наряжать ее и водить вокруг нее хороводы. Справедливости ради заметим, что предки наши наряжали вечно зеленое дерево несколько иначе. На ветвях висели тотемы и талисманы, а также части животных, которые были принесены в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, а до нас дошли лишь самые прекрасные. Вот так вот, если хотите себе четко представить, как выглядела древняя сценография спектакля, просто выйдете на центральную площадь своего города и полюбуйтесь на костюмированные хороводы, пляски, колядки и прочие новогодние ритуалы.

Развитие игровой функции Можно с полной уверенностью сказать, что в эпоху античности зарождается уже полноценная сценография, или театрально-декорационное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, в основе сценария лежат уже не только ритуалы и поклонения богам, но и надуманные жизненные ситуации, а на сцене выступают исключительно специально обученные актеры. Соответственно, появляется новая, игровая сценография – особый вид театрального искусства. Создаются первые декорации, которые приближают спектакли к реальности, актерам шьют костюмы и маски (до грима еще далеко), создается необходимое освещение и минимальные спецэффекты. В таком виде театр прошел не только через античность, но и через Средние века.

Ренессанс – эпоха возрождения декораций XV-XVI века – не только эпоха гуманизма, идущая после мрачного Средневековья, но и период, за который основательно сформировалась сценография. Это время, в которое творили величайшие художники, скульпторы и архитекторы, преимущественно итальянские. Они то и стали авторами многих элементов бутафории, без которых невообразим нынешний театр. Было принято решение создавать для каждого спектакля фон, такой же, какой имеют картины Леонардо да Винчи и Микеланджело. Впервые с заданием справился Донато Браманте – великий зодчий, который построил театральную перспективу. На первом плане выступали актеры в костюмах, а на втором – фоны, соответствующие описанному месту действия. Позднее Себастьяно Серлио, архитектор-теоретик распределил декорации на три типа: для комедии, трагедии и для пасторали. После этих практических и теоретических трудов сценография, как искусство и производство, воплощается в театре «Олимпико», который был построен руками Андреа Палладио в Винченцо.

От эпохи Классицизма до Нового времени К началу XVII века сценография как искусство и производство занимало важный сегмент в сфере жизни всех европейских стран. Существовали целые фабрики, которые занимались изготовлением театральных декораций, поэтому они давно уже стали динамичными и пластичными. Сцена могла состоять из нескольких подмостков или уровней. На канатах размещали ветви деревьев, луну или солнце, облака, и даже самих актеров, если того требовал сценарий.

Вплоть до первой половины XX столетия театр и его декорации дублировали основные стилистические тенденции текущих эпох, пока люди не решили обратиться к старине. Конечно же, наши современники не возвращались к первозданным декорациям, наоборот, техническое оснащение любого, даже самого простого театра, становилось все более совершенным. А вот постановки, места действий, герои – все это часто было описанием былых эпох. Сегодня можно посмотреть спектакль о жизни античного народа или о достижениях общества периода Возрождения. Встречаются постановки в авангардной стилистике, абстрактной и сюрреалистичной, или же нам демонстрируют максимальный реализм.

Что особенного в современном театре? В нынешние годы мало будет сказать, что сценография – особый вид искусства, ведь эта отрасль вышла в театре на первый план. В некотором роде она даже затмила важность актерской игры (да простят великие Маэстро) и получила новое название – сценический дизайн. В крупных постановках на сборку декораций, оформление сцены и создание необходимой атмосферы тратится уйма средств и сил. В процессе могут принимать участие ведущие дизайнеры и строители, и все эти усилия лишь ради одного спектакля. Аналогично работают стилисты и над образами актеров – тщательно подбираются костюмы и грим.

Как таковой, литературы имеющей прямое отношение именно к экспозиции и ее оформлению, оказалось очень мало, нашлось неимоверное количество информации отдельно о сценографии с точки зрения театральных действ, и такое же количество информации о музейных предметах, обыкновенных экспозициях и действующих выставках.

В определенной степени экспозиция является неким театром, где происходит некоторое действо, и актерами в этом театре соответственно являются музейные, или экспозиционные, предметы.

Для того, чтобы определить актуальность исследования темы моей курсовой работы хотелось бы для начала узнать что такое сценография. Существует несколько толкований, один из распространенных: сценография, вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело - играет, действует (это некие материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: первое это то, что создано природой, второе, предметы и фактуры быта или производства, и, третье - то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр.)

Истоки сценографии - в предсценографии действ ритуально-обрядового предтеатра (как древнейшего, доисторического, так и фольклорного, сохранившегося лишь в своих остаточных формах до наших дней). Уже тогда в предсценографии проявился «генетический код», последующая реализация которого определила основные стадии исторического развития искусства сценографии от античности до наших дней. В этом своеобразном «генетическом коде» заложены все три главные функции, которые сценография способна выполнять в спектакле: персонажная, игровая и обозначающая место действия. Персонажная - предполагает в себе включение сценографии в сценическое действие в качестве самостоятельно значимого материально-вещественного, пластического, изобразительного или какого-либо иного (по средствам воплощения) персонажа - равноправного партнера исполнителей, а зачастую и главного действующего «лица». Игровая функция - непосредственно в непосредственном участии сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещественные аксессуары) в преображении облика актера и в его игре. Функция обозначения места действия заключается в организации среды, в которой происходят все события спектакля.

Персонажная функция была преобладающей на стадии предсценографии. В центре ритуально обрядовых действ находился объект, воплощавший образ божества или некоей высшей силы: разные фигуры (в том числе и античные скульптуры), всевозможные идолы, тотемы, чучела (Масленица. Карнавал и пр.), разные виды изображений (включая те же настенные рисунки в древних пещерах), деревья и другие растения (вплоть до современной новогодней елки), костры и прочие виды огня, как воплощение образа солнца.

Одновременно предсценография выполняла и две другие функции, - организации места действия и игровую. Место действия ритуальных акций и представлений было трех типов. Первый тип, это (обобщенное место действия) - наиболее древний, рожденный мифопоэтическим сознанием и несущий в себе семантический смысл мироздания (квадрат - знак Земли, круг - Солнца; разные варианты вертикальной модели космоса: мировое древо, гора, столп, лестница; ритуальный корабль, ладья, лодка; наконец, храм, как архитектурный образ вселенной). Второй тип (конкретное место действия) это окружающая человека среда его жизни: природная, производственная, бытовая: лес, поляна, холмы, горы, дорога, улица, крестьянский двор, сам дом и его внутреннее помещение - светлица. И третий тип (предсценный) - являлся ипостасей двух других: сценой могло стать любое пространство, отделенное от зрителей и становящееся местом для игры. Происходит формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории за счет использования художественно-выразительных информационных средств, учет объективных потребностей людей в свое свободное время сочетать познание с развлечением заставляет современные музеи использовать зрелищно-игровые и иные методики организации поведения и деятельности своих посетителей.

Со временем характер сценографии немного видоизменился, она стала применятся в абсолютно разных областях человеческой жизни, уже не осталось такой деятельности которую бы она не затронула…В нашем прогрессивном обществе музеям и выставочным комплексам приходится придумывать новые способы привлечения людей, т.к. в наш век информационных технологий проще щелкнуть мышкой по ссылке и вот, ты уже находишься на сайте музея и знакомишься с его историей, с эго экспонатами…В общем сценография служит, в некотором роде для привлечения людей. Уместным окажется вопрос «каким образом это происходит в наше время?» Этот вопрос задали бы большинство людей, и отсюда можно сделать вывод что, эта тема нуждается в дальнейшей разработке. Современные музеи все чаще выходят за рамки привычного экскурсионного показа и становятся инициаторами и проводниками оригинальных форм социально-культурной деятельности.

Формы и методы экспозиционной коммуникации, как и всякой другой, следует четко ориентировать на потребителя, в данном случае - на посетителя музея. А это конкретный человек, со своими запросами, уровнем знаний, жизненным опытом. Вместе с тем, эта работа, особенно с молодежью, основана на принципе добровольности и должна учитывать не только наиболее ярко выраженные интересы, но и стимулировать развитие интересов, которые проявляются недостаточно: приобщение к культурным ценностям и развитие социальной активности. Запросы и потребности посетителей могут удовлетворяться при помощи дополнительных интерпретирующих средств, например, с использованием художественно-образной организации информации.

Обратимся непосредственно к книгам об античности и средних веков. Проанализируем игровую сценографию, из книг о древней Греции, о древнем Риме и т.д., и мы видим что с этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей. Вместе с тем в древнейших формах театральных представлений, особенно в античных и восточных (остававшихся наиболее близкими к ритуально обрядовому предтеатру) продолжали занимать существенное положение, с одной стороны, сценографические персонажи, а с другой, - обобщенные места действия, как образы мироздания (например, орхестра и проскениум в древнегреческой трагедии). Возрастание доли игровой сценографии происходило по мере исторического движения театра от мифопоэтического к светскому. Пиком этого движения стали рожденные эпохой Возрождения итальянская комедия дель арте и театр Шекспира. Именно здесь система оформления спектаклей, основанная на игре-действии-манипулировании актеров с элементами сценографии, достигла своей кульминации, после чего на несколько веков (вплоть до 20 в. включительно) сменилась иной системой оформления - декорационным искусством, главной, функцией которого стало создание образа места действия.

Точно так же, из разного рода энциклопедий, можно проанализировать и декорационное искусство ренессанса и нового времени. К примеру декорационное искусство, (чьи элементы существовали и ранее, например, в античном театре и в европейском средневековом - симультанная (одновременно показывавшая разные места действия: от рая до ада, расположенные на подмостках по прямой линии фронтально, симультанная декорация-(от франц. Simultane- одновременный), тип декорационного оформления спектакля, при котором на сценической площадке устанавливались одновременно (по прямой линии, фронтально) все декорации, необходимые по ходу действия. Симультанная декорация использовалась в средние века при исполнении литургической драмы, миракля, мистерии, где было принято условное обозначение мест действия (домик или беседка- храм, дворец; два дерева- лес, и т.д.) В эпоху Возрождения с развитием драматургии и сценической техники симультанная декорация перестала применяться. (прим. автора)) декорация площадных мистерий), как особая система оформления спектаклей, родился в итальянском придворном театре конца 15-16 вв., в виде т.н. декорационных перспектив, изображавших (аналогично картинам ренессансных живописцев) как бы окружающий человека мир: площади и города идеального города или идеальный сельский пейзаж. Автором одной из первых таких декорационных перспектив был великий зодчий Д. Браманте. Создававшие их художники являлись мастерами универсального склада (одновременно и архитекторы, и живописцы, и скульпторы) - Б. Перуцци, Бастьяно де Сангалло, Б.Ланчи, наконец, С.Серлио, который в трактате О сцене сформулировал три канонические типы перспективной декорации (для трагедии, для комедии и для пасторали) и главный принцип их расположения по отношению к актерам: исполнители - на первом плане, рисованная декорация в глубине, в качестве изобразительного фона. Совершенным воплощением этой итальянской декорационной системы стал архитектурный шедевр А.Палладио - театр «Олимпико» в Винченцо (1580-1585). Последующие века эволюции декорационного искусства тесно связаны, с одной стороны, с развитием главных художественных стилей мировой культуры, а с другой, с внутритеатральным процессом освоения и технического оснащения сценического пространства.

Если рассматривать сценографию нашего времени то можно опереться на работы искусствоведа Виктора Березкина, в своих работах он рассматривает действенную сценографию в новейшее время. Первую половину 20 в. мировая сценография развивалась под сильнейшим влиянием современных авангардных художественных направлений (экспрессионизм, кубофутуризм, конструктивизм и т.д.), что стимулировало, с одной стороны освоение новейших форм создания конкретных мест действия и возрождением (вслед за Аппиа и Крэгом) древнейших, обобщенных, а с другой - активизация и даже выход на первый план других функций сценографии: игровой и персонажной.

Также декорационное искусство осваивало и виды конкретных мест действия. Это, во-первых, «окружающая среда» (пространство общее и для актеров, и для зрителей, не разделенное никакой рампой, иногда совершенно реальное, как, например, заводской цех в противогазах у С.Эйзенштейна, или организованное искусством художников А.Роллера - для постановок М.Рейнхардта в помещении берлинского цирка, лондонского Олимпик-холла, в зальцбургской церкви и т.д., а Я.Штоффера и Б.Кноблока - для спектаклей Н.Охлопкова в московском Реалистическом театре); во вторую половину 20 в. оформление театрального пространства, как «окружающей среды» стало основным принципом работы архитектора Е.Гуравского в «бедном театре» Е.Гротовского, а затем в самых разных вариантах (в том числе и естественных, природных, уличных, производственных - заводские цеха, вокзалы и пр.) стало широко использоваться во всех странах. Во-вторых - выстраиваемая на сцене единая установка, изображавшая «дом-жилище» героев спектакля с разными его помещениями, которые показывались одновременно (напоминая тем самым о симультанной декорации площадных средневековых мистерий). В-третьих, декорационные картины, напротив, динамично сменявшие друг друга с помощью поворота сценического круга или движения площадок-фурок. Наконец, на протяжении практически всего 20 в. оставалась жизнеспособной и весьма плодотворной мирискусническая традиция стилизации и ретроспективизма - воссоздание на сцене культурной среды минувших исторических эпох и художественных культур - как конкретных и реальных мест обитания героев той или иной пьесы. (В этом духе продолжали работать - уже за пределами России - старшие мирискусники, а в Москве и Ленинграде - столь разные мастера, как Ф.Федоровский, П.Вильямс, В.Ходасевич и др; из зарубежных художников этому направлению следовали англичане Х.Стевенсон, Р.Уистлер, Й. Бойс, С.Мессел, Мотли, Дж.Пайпер; поляки В.Дашевский, Т.Рошковская, Я.Косиньский, О.Аксер, К.Фрыч; французы К.Берар и Кассандр).

Среди великого многообразия экспериментов второй половины 20 в. (французский исследователь Д.Бабле охарактеризовал этот процесс как калейдоскопический), проводившихся в театрах разных стран, использовавших и новейшие открытия послевоенной волны пластического авангарда, и всевозможные достижения техники и технологии (особенно в сфере сценического освещения и кинетики), можно выделить две наиболее существенные тенденции. Первая - характеризуется освоением сценографией нового содержательного уровня, когда создаваемые художником образы стали зримо воплощать в спектакле главные темы и мотивы пьесы: коренные обстоятельства драматического конфликта, противостоящие герою силы, его внутренний духовный мир и т.д. В этом новом качестве сценография становилась важнейшим, а иногда и определяющим персонажем спектакля. Так было в целом ряде спектаклях Д.Боровского, Д.Лидера, Э.Кочергина, С.Бархина, И.Блумбергса, А.Фрейбергса, Г.Гуния и других художников советского театра конца 1960-х - первой половины 1970-х, когда эта тенденция достигла своей кульминации. А затем на первый план вышла тенденция противоположного характера, которая проявилась в работах мастеров прежде всего западного театра и заняла ведущее положение в театре конца 20 - начала 21 вв. Рожденное этой тенденцией направление (его наиболее выдающиеся представители - Й.Свобода, В.Минкс, А.Мантей, Э.Вондер, Дж.Бари, Р.Колтаи) можно обозначить словосочетанием сценический дизайн, учитывая при этом, что таким же словосочетанием в англоязычной литературе определяются вообще все виды оформления спектакля - и декорационные, и игровые, и персонажные). Главной задачей художника здесь становится оформление пространства для сценического действия и материально-вещественно-световое обеспечение каждого момента этого действия. При этом в своем исходном состоянии пространство зачастую может выглядеть совершенно нейтральным по отношению к пьесе и к стилистике ее автора, и не содержать в себе никаких реальных примет времени и места происходящих в ней событий. Все реалии сценического действия, его места и времени возникают перед зрителем только в процессе спектакля, когда как бы из «ничего» рождается его художественный образ.

Если же пытаться представить картину современной мировой сценографии в ее полном объеме, то в ней существуют не только эти две тенденции, - она складывается из неохватного множества самых разнородных индивидуальных художественных решений. Каждый мастер работает по-своему и создает самое различное оформление сценического действия - в зависимости от характера драматического или музыкального произведения и от его режиссерского прочтения, что и является методологической основой системы действенной сценографии.

В работе "Сценография в театральном искусстве" - Шеповалова В.М. мы можем ознакомиться с построением экспозиции. Композиционные уровни сценографии. Три вида закономерностей материала пространственных видов искусств в сценографии образуют три композиционных строя спектакля:

(1) Архитектонику спектакля, как взаимоотношение масс, где композиция спектакля строится на основе закономерности распределения масс, тяжести, весовых взаимодействий в пространственном построении. В спектакле это выражается как: (а) Организация общего театрального пространства; (б) Организация сценического пространства; (в) Актерский ансамбль в пространственных взаимоотношениях.

(2) Пластика спектакля , строящегося на основе материала «пластика», пластической разработанности, углубленности сценического пространства, в ее связи с пластической игрой актеров. И выражается в спектакле как: (а) Пластика форм; (б) Пластика актера и пластика мизансцен; (в) Взаимодействие актерской пластики с пластикой сценического пространства. (3) Свет в спектакле, его светоцветовое состояние, где учитывается закономерность распределения света в сценическом пространстве, его влияние на цветовую определенность предметного мира сцены, колористическое единство. Это выражается в сценическом произведении как: (а) Сценический свет, учитывающий общую световую насыщенность спектакля; (б) Цветовая определенность спектакля; (в) Светоцветовое взаимодействие.

Взаимодействие композиционных уровней сценографии в спектакле . Три композиционных строя сценографии образуют три архитектонических уровня. Первый - распределение масс в пространстве. На его основе строится второй композиционный уровень, который учитывает выявление масс в их светоцветовых взаимоотношениях. Третий уровень предполагает пластически углубленную детализацию масс пространства, в динамике движения. Эти композиционные уровни, формирующие каждую сценическую деталь, включая и актера, находятся в постоянной взаимной корректировке друг друга. В театральном произведении три композиционных уровня организуют каждую сценическую деталь, формируя художественно значимое пространство конкретного спектакля. В силу этого можно говорить об актере как определенной массе сценического пространства, находящейся во взаимодействии с другими массами этого пространства, об актере как цветовом пятне в общем колорите пространства сцены, и об актере как динамически развивающейся пластике, действующей в пластически углубленном пространстве сценического представления. Только взаимодействие всех трех композиционных уровней в динамике реального движения, центральной силой которой является актер, создается сценографическая целостность театрального произведения, в конечном счете, целостность всего произведения театрального искусства.

Сценография как один из определяющих моментов спектакля . Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость, которая вместе с другими гранями образа, формируемыми сюжетно-драматической линией развития и звуко-музыкальным строем, образуют художественную целостность образного строя конкретного театрального произведения, в его неповторимости, индивидуальности. Сценографическое решение спектакля находится в контексте драматического диалога и постоянно испытывает его влияние. Зритель смотрит и слушает спектакль одновременно, и эти два момента восприятия находятся в постоянной корректировке друг друга, разделить их невозможно: услышанное влияет на зрительное восприятие, взгляд акцентируется на определенных сценических деталях в зависимости от того, что он услышал, или наоборот, увидел и заставляет по-новому отнестись к произнесенному тексту.

Из всего вышеизложенного можно выделить что сценография, в некотором роде пространственное решение спектакля.

Даже в театроведческих исследованиях, рецензиях и в практике театра широкое распространение получил термин «сценография», которым пытаются обозначить один из ключевых моментов театрального произведения -- пространственное решение спектакля. Вместе с тем большинство авторов наиболее ответственных исследований предпочитает этот термин не использовать, другие сознательно ограничивают содержание, постулируя одно из его значений. Подобное положение термина «сценография» -- результат отсутствия единой теории визуальной значимости театрального образа. М.Г. Эткинд пишет по этому поводу: «Давно обособившийся, сложившийся и, несомненно, завоевавший право на художественную автономию, этот вид творчества не может похвастаться -- по сравнению со своими родственниками в семье искусств -- сколько-нибудь разработанной теорией. Он редко привлекает внимание ученых, теорий здесь ровно столько, сколько художников».

Известно, что термин перерастает в понятие во всем богатстве содержания только в теории, где в процессе становления каждая грань этого содержания входит в систему, образуя ряд вспомогательных понятий. Но верно и то, что теория начинается с анализа узловых терминов понятийного значения, стихийно выдвинутых практикой, так как именно в них интуитивно предугадывается все строение будущей теории.

Понимая важность и значимость этого начального этапа в создании теории пространственного решения спектакля, попытаемся проанализировать основные грани содержания термина «сценография», сложившегося в контексте современного театра и состояния науки о нем.

Сценография как синоним декорационного искусства. Термин «декорационное искусство», буквально обозначающий: «декорировать, украшать что-то», исторически обусловлен. Поэтому, как считают некоторые исследователи, он, не отвечая сути современного искусства, лишь характеризует определенный период развития сценического «оформления», базирующийся на «чисто живописных» приемах станковой живописи. Возникший в двадцатые годы, термин «вещественное оформление спектакля» отражал эстетическую позицию определенного театрального направления и не мог претендовать на некую универсальность применения. Вот почему в настоящее время синонимом «декорационного искусства» стал термин «сценография».

Термин «сценография» далеко не новый и весьма часто употреблявшийся в разные эпохи. Вот что писал Г.К. Лукомский: «Сценография -- живописное украшение сцены, появилась в Эсхило-Софокловское время». (Этот термин у Г.К. Лукомского дополняется другим -- «архитектография», который обозначает архитектурные и планировочные возможности театра). Уместно здесь предположить, что настоящий термин «сценография» есть трансформированный «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», т. е. применение «живописных перспектив» в оформлении сцены. Подтверждение этому мы находим у Витрувия: «Скенография есть рисунок фасада и картина внешнего вида будущего здания, сделанного с надлежащим соблюдением его пропорций». (Учитывая, что скена -- это фасад театральных помещений, перед которыми и находилась площадка, где разыгрывалось представление).

На первый взгляд, сама структура слова сцено-графия подсказывает, что оно наиболее полно отражает специфику деятельности художника в театре. Но вместе с тем, если понимать «сценографию» как сценическую графику (что, на наш взгляд, вполне закономерно по аналогии с употреблением слова «графика» в искусстве), то возникает вопрос -- сводится ли она только к декорации и костюмам?

Значение сценической графики в структуре спектакля шире, так как изображаемое на сцене -- это, прежде всего развитие мизансценического рисунка актерской пластики в определенной пространственной среде. К тому же, если история декорационного искусства создается в основном на изучении эскизного материала художников, то история сценической графики должна ориентироваться на всю пространственную трактовку спектакля, на все то, что формирует визуальную значимость театрального образа.

Эткинд М.Г. О диапазоне пространственно-временных решений в искусстве театральной декорации (опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации). - В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с. 211.

Изучение театрального произведения заставляет исследователя учитывать пространственную определенность спектакля и поэтому отходить от привычного (но не совсем верного) дробления произведения по принципу профессиональной занятости в его создании.

Сценография как этап развития «художественного оформления» спектакля. В ряде исследовательских работ термин «сценография» трактуется как определенный этап развития театрального искусства. В наиболее развернутом виде эта мысль выражена В.И. Березкиным в книге «Театр Йозефа Свободы». В ней автор выделяет в историческом генезисе ряд этапов эволюции и последний этап -- от начала века до наших дней -- относит к развитию собственно сценографии. «Обособление сценографии выражалось в разработке своих специфических средств выразительности, своего материала -- сценического пространства, времени, света, движения». И далее автор пишет: «Сценография утверждала себя как искусство, в хорошем смысле слова, функциональное, подчиненное общим законам сложного синтетического произведения -- спектакля и рассчитанное на теснейшее взаимодействие с актером, драматическим текстом, музыкой. Через эту согласованность действий и раскрываются образы спектакля».

Эта позиция обусловлена тем, что театр XX века требует не только включения декораций в динамику актерской игры, но и постоянного развития всей структуры сценографической образности на протяжении театрального действия. Декорация в современном спектакле не есть лишь «Шекспировская надпись, переведенная на язык художественной выразительности», как, например, считал А.А. Брянцев, она не просто создает место действия или, более того, пространственную среду, не только помогает актеру найти состояние своего персонажа («войти в роль»), но включается в сценический диалог с актером, зрителем.

Тем не менее, закрепление за термином «сценография» только этого значения приводит к недопустимым противоречиям. Утверждение новых задач и возможностей, стоящих перед современным театральным декорационным искусством, идет в данном случае за счет отрицания этой сценографической образности, например у театра с «декорационным направлением» к создании пространственной среды. В таком случае, чтобы быть последовательным, нужно или отрицать визуальную значимость театрального образа как необходимого момента художественной целостности спектакля, или отрицать всякий иной театр как истинный, определившийся в системе искусств. Ни то, ни другое невозможно. Ведь, во-первых, если есть пространство, где и посредством чего разворачивается театральное действие, то оно уже влияет на образный строй произведения (даже если театр утверждает «аптидекорацию»), и, во-вторых, театр всегда был особым, отличным от других видом искусства, что подтверждается самой историей театра (хотя в научном освоении театрального искусства даже V Гегеля оно предстает еще как искусство исполнительское).

Иное дело, что сценография определенной эпохи развития театра, с одной стороны, имела в контексте своей культуры только ему характерные особенности (статичность и архитектурность форм в античном греческом театре, трехчастное деление пространства сцены по вертикали или четко выраженное деление по горизонтали в средневековом европейском театре и т. д.); с другой, -- сценография данной культуры составляет момент в общей линии развития театрального искусства вообще, и в этом случае можно говорить о решении каждым последующим театром новых, более сложных задач.

Сценография как профессия в театре. Не менее популярен и производный от «сценографии» термин «сценограф». Посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства спектакля, подчеркивают специфику своей профессии в театре.

Ранее считалось (такое мнение бытует и сейчас), что любой профессиональный художник, будь то живописец-станковист или график, способен грамотно «оформить» спектакль. Это верно, если сводить задачи художник к оформлению содержательно готового спектакля, т. е, к введению в театральное произведение, в его образный строй дополнительных (значит в чем-то внешних и необязательных) изобразительных штрихов, заимствованных из таких видов искусства, как живопись. графика и т. д. Однако театр, особенно современный, выдвигает иные требования, иначе расценивает роль театрального художника в создании художественной целостности спектакля, что в свою очередь требует специализации, направленности на театр.


Вопрос об истоках искусства сценографии, как и любого иного вида художественного творчества является первым из тех, на которые нам предстоит ответить. Без ответа на этот вопрос трудно представить закономерности всего последующего исторического развития сценографии. Лишь зная структуру и генетический:код «зерна», мы можем представить, какой породы «древо» этого искусства, и в какой направлении оно растет, можем мысленно охватить его целиком: от скрытой в глубине древней корневой системы до бесконечно разветвляющейся современной «кроны», дающей все новые и новые «побеги». Однако прежде чем искать истоки, и рассматривать их, мы должны четко определить, истоки чего нас интересуют. Ибо вопрос об истоках ставился, к примеру, и в книгах о декорационном искусстве (второй системе оформления спектакля): историки этого искусства искали в древних формах сценографии те черты, которые они могли бы истолковать как первоэлементы декорационного оформления. В данной работе нас будут интересовать истоки не только каждой из трех систем оформления спектаклей (игровой, декорационной, действенной), но прежде всего искусства сценографии в целом, как особого, специфического вида художественного творчества. Искусство сценографии, каким оно сформировалось в результате длительной исторической эволюции, каким мы его знаем и понимаем сегодня, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля.

Искусство сценографии, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля, искусство сценографии пользуется самыми разнородными средствами выразительности, в которые может входить все, что создано природой и руками человека. К созданному руками человека относится как реальный предметный мир, так и мир искусства (маски, костюмы, вещи), декорационно-изобразительного (живопись, графика, скульптура), и специфически театрального (сценическое пространство, сценический свет, сценическая динамика и т.д.). При этом искусство сценографии может, как показал весь известный нам опыт его исторического существования, выполнять в спектакле три основные функции: игровую, обозначающую место действия и персонажную как по отдельности, так и в самых различных их сочетаниях. Игровая функция предполагает не посредственное участие сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещь) в преображении облика; актера и в его игре. Персонажная функция предполагает разнообразное включение сценографии) в сценическое действие - в том числе и г в качестве своего рода его материально-вещественного, пластического, изобразительного, всякого иного «персонажа», воплощающего в контексте спектакля тот или другой его идейно-художественный мотив, тему, обстоятельства, силы драматического конфликта, и т. д. и т. п.

Костюм: во-первых, средство игрового преображения (ряжения) актера; во-вторых, бытовая одежда действующего лица, характеризующая его социальное, с материальное, общественное положение, его вкусы, привычки; в-третьих, некое сочиненное художником одеяние, заключающее в себе существенную семантическую и образную значимость, имеющее самостоятельный символический смысл, - одеяние, которое несут на себе исполнители как особого рода обобщенный пластический образ персонажа.

Маска: во-первых, так же как и костюм, средство игрового преображения (маскировки, ряжения) актера; во-вторых (в форме элементов грима) - способ придания естественной бытовой характерности; в-третьих, отдельное, самостоятельное действующее лицо, воплошающее некие надличностные, нечеловеческие образы.

Пространство: во-первых, это место для игры, как естественное (на природе, на площади, в избе и т.д.), так и специально сооружаемое (сценические подмостки); во-вторых, место действия пьесы – обобщенное (например, мифопоэтические образы мироздания, вселенной, или пластическое воплощение целой исторической эпохи, стиля и т. д.) я или реальное, конкретное (комната, дом, дворец, город, деревня и т. д.); в-третьих, это действенное средство создания сценографического образа уже персонажного типа.

Это относится и к „сценографии. И она существовала задолго до театра и, следовательно, до ее собственного формирования как особого вида искусства.

«Декорационное искусство» - это более точное понятие, по отношению к декоративно-прикладному искусству, т.к. характеризует производимый предмет по его художественному признаку и захватывающий область оформления архитектурного интерьера (декоративно-оформительское искусство). Д.-п.и. обслуживает бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяет человека в его эстетических потребностях. Еще в первобытном искусстве известны орнаментальные украшения, которые связаны были с трудовой деятельностью и магическими обрядами. С появлением машинного производства, художники стали использовать возможность нанесения рисунка на ткань, а также в резьбе по дереву и т.п.

«Декорационное искусство» при развитии промышленного производства стало более удовлетворять массовый спрос, связанный с появление дизайна. Здесь отмечается оформление архитектурного интерьера – росписи, декоративная скульптура, рельефы, плафоны и т.п. К разновидностям этого направления относят и изобразительное искусство, которое выражается в виде мозаики, панно, гобеленов, ковров и т.п. Сюда относят и украшение самого человека – одежда (Костюм) и ювелирные изделия.

«Сценическое искусство» - (от лат.–сцена театра, подмостки; от греч.–шатер, палатка) относится к области театрального творчества, т.е. области создания спектакля и необходимого профессионального мастерства. Любое театральное действо осуществляется с помощью всех средств театральной выразительности, которые непосредственно связаны с пространством и временем в искусстве. Сюда относят творчество режиссера, осветителя, костюмера, художника-декоратора, игра актера, музыка и др.

В эстетике - натурализма XIX в. декорация - это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду. Это достаточно узкое понимание термина. Отсюда попытки критиков расширить смысл термина, заменить его другими: сценография, изобразительность, устройство сцены, пространство игровое или сценического объекта и т. д.

Литература:

  1. Акимов Н.П. Театральное наследие. –М., 1980.
  2. Алперс В. Театральные очерки. – М., 1977.
  3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В двух книгах. М.: «Эдиториал УРСС», 1997.
  4. Очерки по истории европейского театра. – Пг., 1923.

5. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.: ил.

  1. Пожарская М. Русское театрально-декоративное искусство. – М., 1978.
  2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1962.
  3. Таиров А.Я. История театра России. – М., 1989.
  4. Такров А.Я. О театре. – М., 1983.
  5. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.

Материал из Юнциклопедии


Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники (см. Техника сцены). Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием изобразительного искусства, архитектуры, драматургии, кино.

Декорация - оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. В современном театре декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств - живописи, графики, скульптуры, света, проекционной и лазерной техники, кино и т. п. История развития сценографии выделяет несколько типов декораций, связанных с конкретными требованиями театра, драматургии, эстетики определенной исторической эпохи, уровнем ее науки и техники.

Живописная декорация широко использовалась в XVIII в. Расписывались красивые и сложные задники, на которых нередко изображались целые архитектурные ансамбли или элементы интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля.

В конце XVIII - начале XIX в. с развитием реалистического театра намечается отход от чисто декоративно-зрелищной традиции оформления. Вместо традиционного фона, изображавшего место действия, на сцене стали детально воссоздавать определенную обстановку, требовавшуюся по ходу действия. Появляется павильон - закрытое с трех сторон помещение, состоящее из стенок-рам; его применение увеличило возможности использования в спектакле разнообразных мизансцен .

Один из распространенных типов декораций, разработанный в XVII-XIX вв., - кулисная передвижная декорация, состоящая из кулис, расположенных на определенном расстоянии одна за другой от портала в глубь сцены. (Портал - архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала.) Кулисы выполнялись из различных материалов (тканевых или древесных) и различной конфигурации - элементы ландшафта, архитектуры и т. п.

Объемная декорация строится на применении объемных деталей в системе плоских стенок. Пандусы, практикабли, лестницы и другие объемные элементы позволяют разнообразить планировку сценического пространства, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объемной декорации играет сценическая машинерия - вращающийся круг, система штанкетов , фурки с механическим приводом - приспособления для передвижения на сцене частей декорационного оформления.

Симультанная декорация основана на открытом одновременном показе всех мест действия спектакля. Этот тип декорации активно применялся в средневековом театре и театре Возрождения . В наше время симультанная декорация нередко использовалась в театре в 40-60-е гг.

Пространственная декорация близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в декорации этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса.

В современном театральном искусстве используются самые разнообразные типы декораций и приемы оформления спектакля.

Один из важнейших компонентов оформления спектакля - сценический свет . Свет на сцене - это тот «волшебник», который, завершая труды художников и постановочной части, преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть - в хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и серебро. Искусно установленный на сцене свет создает впечатление жары или холода, «солнечного утра» или «зимнего вечера», «осенней мглы» или «ясного бездонного неба». Сценический свет предназначен также для создания сценических эффектов . Но самое важное назначение света на сцене - способствовать созданию определенной атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или, наоборот, эмоционально окрашенным - праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным.

Свет на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля. Занимается этим осветительный цех во главе с художником по свету, совместно с художником спектакля и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне ее, в зрительном зале (так называемая выносная). На сцене аппаратура крепится на порталах и на галереях. Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в которые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы.

Свет в спектакле бывает очень сложным, со многими переменами по ходу действия. Управляется это сложное хозяйство регулятором, к которому сходятся провода от всех осветительных приборов. Очень облегчает работу осветителя-регуляторщика автоматический регулятор. В таком регуляторе имеется несколько программ, которые набираются заранее. Программы сменяются во время спектакля простым нажатием кнопки.

Создание световой партитуры спектакля - дело очень сложное и трудоемкое. Каждый новый спектакль ставит перед художником и осветителями свои задачи, и поиски точного, выразительного света требуют фантазии, эксперимента, творческого подхода.

Театральный костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа.

Художник-сценограф воплощает в костюмах огромный мир образов - остросоциальных, сатирических, трагических, гротесковых и др. Об этом свидетельствуют, в частности, прекрасные работы отечественных художников во всех видах театрального искусства - балете , оперном театре , драматическом театре.

Выдающиеся русские художники В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель в постановке опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов.

Замечательное мастерство художников «Мира искусства» (художественного объединения конца XIX - начала XX в.) - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, М. В. Добужинского сыграло важную роль в постановке оперно-балетных спектаклей, оказало большое влияние на западноевропейское театральное искусство.

В отечественном театре в 20-30-е гг. художники-сценографы стремятся к созданию синтетических спектаклей, используют зрелищные мотивы арлекинады, трагедии, пантомимы, цирка, агитационного театра. Сценография была призвана давать «ритмически и пластически необходимую базу для проявления актерского искусства», передавать «ритмы созидания нового государства».

Над спектаклями, поставленными В. Э. Мейерхольдом , А. Я. Таировым, Е. Б. Вахтанговым , работают такие мастера оформительского искусства, как И. И. Нивинский, В. А. и Г. А. Стенберги, представители конструктивизма в изобразительном искусстве - В. Е. Татлин, А. И. Родченко и другие.

В творчестве известных театральных художников - И. М. Рабиновича, В. В. Дмитриева, Б. И. Волкова, П. В. Вильямса, В. Ф. Рындина, С. Б. Вирсаладзе и других сочетаются традиции русского театрально-декорационного искусства с новаторскими открытиями современной сценографии.

В рамках программы студенты освоят работу с пространством с точки зрения его взаимодействия с человеком, визуальной драматургии и динамической сценографии. Студенты получат навыки работы с декорациями, костюмом, использования медиа и сценических технологий, научатся создавать проекты для сценических и экспозиционных площадок, перформансов, экспериментального и мультимедийного театра, инсталляционного искусства, театра-квест, а также получат углубленный опыт воплощения реальных проектов, работы с материалами, взаимодействия с творческими соавторами.

В течение курса студенты затронут перформативные практики и подготовят несколько реальных проектов в формате иммерсивно-мультимедийного и современного музыкального театра. Также будет пройден весь цикл создания проекта от идеи до встречи со зрителями.


Для кого

Программа предназначена для студентов с различной базовой специализацией (художники, архитекторы, актеры, перформеры, видеохудожники, режиссеры и специалисты по современному искусству) и желающих освоить специфику работы с пространством в разных направлениях перформативного искусства.


Обращение куратора

Что делает программу уникальной?

Что делает программу уникальной?

Лучшие мастера

На программе преподают ведущие художники современного театра, обладающие большим опытом работы в сфере сценографии, театральных постановок, перформанса и использующие в своих решениях по организации пространства как традиционные, так и современные средства выразительности.


Собственная театральная студия

Просторная театральная студия Школы знакомит студентов с широким спектром возможных направлений театрального дизайна, позволяет проводить читки и открытые просмотры, стимулирует к проведению творческих экспериментов и поиску новых сценографических решений.


Самая междисциплинарная программа

Театральный дизайн включает в себя такие направления, как дизайн костюма, иллюстрация, архитектура, дизайн интерьера, компьютерная графика, моушн-дизайн, интерактивный дизайн, анимация. Создание сценографических проектов ведется с привлечением студентов других программ: «Дизайн в интерактивной среде» (БВШД), «Иллюстрация» (БВШД), «Звукорежиссура и саунд-дизайн» (МШК), «Актёрское мастерство» (МШК), «Художник по гриму» (МШК) и другими.


Инновационные театральные решения

Используемые на программе принципы художественного оформления спектакля отвечают ведущим тенденциям мирового театрального искусства - интерактивность, симультанность, многомерность.


Мультимедийная сценография

Моделирование сценографии, трёхмерная графика, видеоинсталляции, электронные декорации с мультимедийными экранами, световые спецэффекты, светодиодные костюмы, конструктивные элементы, 3D mapping осваиваются студентами в современных компьютерных классах, лаборатории HP, стерео-лаборатории, в студиях цифровой и аналоговой фотосъемки.


Известные спикеры

В программе предусмотрены встречи и мастер-классы от ведущих сценографов, современных художников, режиссеров, критиков и теоретиков театра. В разное время в Школе выступали: Герман Виноградов, Вячеслав Полунин, Юрий Квятковский, Андрей Бартенев, Владимир Арефьев, Мария Трегубова, Ксения Перетрухина, Дмитрий Брусникин и многие другие.


Живые постановки

В процессе обучения студенты участвуют в создании постановок, получая опыт работы с разными театральными компаниями. В качестве дипломных работ учащиеся разрабатывают проекты, которые впоследствии реализуются на крупных театральных и выставочных площадках, таких как Боярские Палаты, Электротеатр «Станиславский», Московский драматический театр им. Пушкина, Музей архитектуры им. Щусева.


Театральные конструкции своими руками

На программе изучаются сценические материалы, механизмы, устройство сцен разных типов, систем освещения и смены декораций. А в мастерских линогравюры и шелкографии, макетирования и прототипирования, академии печати Roland DG и мастерских по пошиву одежды студенты разрабатывают декорации, реквизит и костюмы.

Длительность обучения

Уровень для поступления

Стоимость обучения

362 000 рублей в год (Возможна оплата в рассрочку)

Начало обучения

Язык обучения

Режим обучения

ДВА ИЛИ ТРИ ВЕЧЕРА В БУДНИ И ОДИН ВЫХОДНОЙ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Структура программы

Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней.

Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.

Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино работам, инсталляциям, всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов, макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.

Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом - макетом сцены, другая - на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка - использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.

Технология театрального производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных театральных технологий, как традиционных так и новейших. Большое внимание отводится подготовке проектной документации - эскизов, чертежей, технических описаний.

История Современного танца

Основы режиссуры и актерского мастерства

Телесные п рактики

Новейшие технологии

Science art

Современное искусство

Основы звука

Основы света

Драматургия

Перформанс арт

Консультации по дипломному проекту

Защита дипломных проектов

Преподаватели

Условия поступления

Для поступления на программу необходимо заполнить анкету-заявление на сайте и успешно пройти собеседование в выбранном потоке.

Необходимые документы

Анкета-заявление
- Подлинник или заверенная копия документа об образовании
- 2 фотографии размером 3х4
- Паспорт (предъявляется при подаче документов)

Продолжительность обучения

1 год (2 учебных семестра)

Стоимость обучения

362 000 руб. в год*

Стандартной формой оплаты образовательных услуг являются равные платежи, два раза в год. Также в Школе функционирует собственная программа по рассрочке платежей, которая позволяет оплачивать обучение ежемесячно.

Дополнительные расходы студентов в период обучения

Во время обучения вам могут понадобиться художественные и канцелярские принадлежности, расходные материалы для проектов, услуги печати и копирования и прочие виды услуг и расходных материалов. Их перечень, степень обязательности и стоимость зависит от требований программы и специфики учебных заданий.

Приблизительный перечень художественных материалов, наиболее часто используемых нашими студентами: альбом для эскизов, папка на молнии А2, карандаши мягкой и средней твёрдости, карандаш чёрный жирный, точилка, уголь, ластик, ластик-клячка, маркеры цветные, маркеры чёрные, тушь чёрная, кисти синтетические, скотч, ножницы, палитра, набор акриловых красок, альбом для черчения, набор ручек капиллярных, линеры, скотч цветной, клей-карандаш, валик поролоновый, акварельная бумага А4, цветная бумага А4, пастель сухая, цветные стикеры, крафтовая бумага и т. д.

Полный перечень будет зависеть от специфики проекта и выбранного способа его реализации.

Также в учебную программу будет включен проект, результатом которого может быть показ (спектакль или подобное публичное действие). Школа частично покрывает проектные расходы, но при этом вам также следует запланировать расходы на реализацию своего художественного замысла в рамках такого проекта.

*Настоящее предложение не является офертой, стоимость услуг может быть изменена. Стоимость услуг и условия их оказания указываются в договоре.

Вступительные испытания

В качестве портфолио рассматриваются любые авторские разработки в таких областях, как дизайн, графика, живопись, сценография, архитектура, иллюстрация и фотография, представленные в напечатанном виде или на фотографиях. В портфолио обязательно наличие проекта по разработке сценографического решения (минимум 3 эскиза сценографии, концепция, процесс поиска). При отсутствии проекта по сценографии, абитуриенту предлагается выполнить творческое задание. Анимационные работы и видеоролики предоставляются в виде ссылок или на flash-носителях.

Карьерная траектория выпускников




просмотров