Доходный дом бройдо. Доходный дом Г.Е.Бройдо Из истории владения

Доходный дом бройдо. Доходный дом Г.Е.Бройдо Из истории владения

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

Nbsp;
Продолжу своё знакомство с достопримечательностями Остоженки, начатое прежде и .
На улице Остоженка привлек моё внимание прекрасной архитектурой и дом №20. Он расположен он на углу улицы Остоженка и Барыковского переулка.

Дом №20 принадлежал «кандидату коммерческих наук» Герману Ефимовичу Бройдо. Построил он его в 1902 году. Бройдо Г.Е. и его супруга Анжелика Гастоновна специализировались на застройке участков особняками и доходными домами «под ключ» с последующей продажей.

Большинство построенных ими сооружений находятся в районе Арбата и Пречистенки. Жил он на Денежном пер. д. 7К2. Как выглядел его собственный дом можно посмотреть
Интересно, что Барыковский переулок прежде назывался переулком Дурново, по имени одного из домовладельцев. Название Барыковский объясняется тем, что «богатый помещик И.И. Барыков, большой хлебосол, дававший по два раза в неделю роскошные обеды, где бывали все важные московские чиновники, заболел и дал обет основать богадельню. По выздоровлении он приобрел участок в Дурновском переулке, выстроил дом для "убежища престарелых женщин", ставший называться Барыковской богадельней, оставил средства на ее содержание и возобновил там с 1855 г. Спасский храм».

Авторство здания на Остоженка ул., дом 20, принадлежит архитектору Н.И. Жерикову. Николай Иванович Жерихов (1870-е гг. 1916) московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования. Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы.


За период с 1902 по 1915 годы по его проектам было сооружено 46 доходных домов в дорогих районах Москвы (Арбат ул., Остоженка ул., Басманная ул., Мещанская ул.). Характерной чертой творчества зодчего можно назвать чрезмерное и порой чересчур экстравагантное украшение фасадов своих построек. Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженка ул., 20 - первое здание, построенное Жериковым. Эту постройку можно назвать знаковым памятником эпохи раннего московского модерна. Здание по периметру на уровне третьего этажа опоясывает очень красивый фриз с лепными изображениями антилоп.

По архитектуре здания специалист пишет: «Хотя все элементы фасада здания выполнены в стилистике модерна, они довольно разнородны и относятся к его различным течениям — металлические кронштейны напоминают мотивы декоративного, в частности бельгийского, Ар Нуво, тяжелый металлический козырек над входом более тяготеет к рациональному модерну Вены. Самой характерной и интересной частью фасадной композиции является удивительно красивый фриз между третьим и четвертым этажами с рельефными изображениями антилоп. Особенно эффектен он в вечерние часы, когда скользящие лучи солнца делают тонкие рельефные натуралистические изображения животных особенно отчетливыми и объемными.

Вид дома с обратной стороны

К сожалению, в 90-х годах прошлого века дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.»

Самый знаменитый дом из построенных Николаем Жериховым доходных домов построен в 1907 году на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков также принадлежал Г.Е. Бройдо. Его лично я не видела и не фотографировала. Выглядит он так(снимки из интернета).

Здание украсили фризы с русскими писателями и музами в пикантных позах. Среди них можно узнать Гоголя, Пушкина и Льва Толстого. Причем фигура Толстого - это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения.

Считается, что эти фризы предназначались для Музея изящных искусств на Волхонке. Композиция «Парнас» представляла собой процессию из пятидесяти фигур в античных одеждах. Они направлялись к окруженному музами Аполлону, который раздавал венки славы художникам, писателям и ученым разных стран. Но очередь за славой оказалась столь тесной, что наталкивала на эротические фантазии. Да и античные тоги больше напоминали простыни, а музы - девушек из дома терпимости. Поэтому Иван Цветаев отказался от этой работы. И уже в распиленном состоянии фриз украсил дом Бройдо.

Со временем фигуры начали осыпаться. Но недавно здание отреставрировали.

Говорят, что... ...появление эротического фриза на этом здании было связано с открытием в нем борделя, куда хаживали поэты и писатели. Но это лишь легенда. А кто-то и вовсе находит в этом фризе намек на нетрадиционную ориентацию Жерихова, ведь украшенное сходными барельефами здание гимназии Флерова в Мерзляковском переулке, построил он же.

Особняк по адресу Денежный переулок, 7, стр.1 действительно можно назвать одним из ярчайших образцов московского модерна, где явно читаются наработки французского Ар-Нуво.

Возвели дом для семейства Бройдо в период с 1910 по 1912 годы. Автором проекта сталь известный в Москве зодчий .

Доминантой городского особняка стал двухсветный холл с лестничным маршем, от которого, будто веером, расходились другие комнаты и залы. Всего архитектор спланировал три лестничных объема. На первом парадном уровне располагались две гостиные, исполненные в форме овала.


Композиционная составляющая главного фасада перекликалась с планировкой внутренних помещений. По центру разместили оконный проем и оформили его рисунком с уникальным переплетением изогнутых линий. Подобное же оформление просматривается в большом оконном проеме гостиной и на двух окнах с тыльной стороны особняка.


Парадный подъезд с полуциркульным завершением размещен в левой части строения и акцентирован окном овальной формы в модерновой стилистике.

Завершением ассиметричной композиционной составляющей «французского дворца в миниатюре» стала высоченная крыша с устроенным на ней парапетом.


Из истории владения

Семейство Бройдо - Герман Ефимович и Анжелика Гастоновна - были известными в Первопрестольной застройщиками, которые застраивали выкупленные владения богатыми особняками и доходными домами, а затем уже реализовывали их в готовом для эксплуатации виде. По большей части, основная их деятельность велась в районе улиц Арбат и Пречистенка.


Что касается этого владения, то на внутренней территории архитектором Зелигсоном был построен еще и доходный дом в четырех уровнях (стр.2), декор которого перекликался с главным домом, и хозяйственная пристройка стойла для лошадей вмести с помещением для хранения карет, которая, увы, не сохранилась до настоящего времени.


Еще до завершения полного строительства и отделки домов, владение выкупил в 1911 году Викторин Яковлевич Бурдаков, при котором к 1912-му году и были завершены все работы. Новый хозяин вселился в 20-комнатный особняк, а четырехэтажный дом во дворе, как и планировалось, использовался как доходный.


К сожалению, в 1960-е годы первоначальные внутренняя планировка и декор помещений особняка сильно видоизменились, и не в лучшую сторону, когда здание начали готовить под размещение в нем иностранного представительства. Сегодня здесь располагается посольство Чили в Москве.

(c) Романюк С. К. "Из истории Московских переулков"

Между Пречистенкой и Арбатом.

Плотников переулок

За Большим Власьевским Гагаринский выходит к Плотникову переулку , названному по слободе плотников, располагавшейся около приходской церкви Николая, "что в Плотниках", находившейся на углу с Арбатом (№ 24/45). По ней и переулок до 1922 г. назывался Никольским. В этом переулке необходимо отметить единственный в своем роде дом в Москве (№ 4). На уровне его второго этажа проходит скульптурный фриз с изображениями стоящих и как бы прильнувших друг к другу фигур. Среди них можно различить фигуры Льва Толстого, Пушкина, Гоголя. Насколько можно судить, фигура Льва Толстого - это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения. Кто же был автором этого необычного скульптурного фриза? Несмотря на поиски многих знатоков Москвы, его имя пока остается неизвестным. Можно, однако, высказать предположение, что им мог быть скульптор Л. С. Синаев-Бернштейн, которому был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке. Судя по описанию этого фриза, он очень похож на тот, который сейчас можно увидеть в Плотниковом переулке. Скульптор изобразил композицию "Парнас" - процессию из 50 фигур в античных одеждах, направлявшихся к окруженному музами Аполлону, раздававшему венки славы художникам, писателям и ученым разных стран (в том числе и России - Гоголю, Тургеневу, Толстому).

Фриз этот был отвергнут заказчиком, и не исключено, что части его позднее помещены на стены дома № 4 в Плотниковом переулке, построенном в 1907 г. для некоего "кандидата коммерческих наук" Г. Е. Бройдо архитектором Н. И. Жериховым.

Плотников пер., 4/5; М. Могильцевский пер., 5/4

* Две фигуры слева от окна на тот день, когда я там была (19.04.2008), к сожалению, уже обрушились по пояс...

Плотников пер., 4/5
Жерихов, Николай Иванович (c) Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Николай Иванович Жерихов (1870-е гг., Смоленск (?) - 5 октября 1916, Москва) - московский архитектор, яркий мастер эпохи модерна. Выходец из крестьян, не получивший полноценного архитектурного образования, не выступавший в профессиональной прессе Жерихов в 1902-1915 был одним из самых востребованных московских архитекторов, построив за 12 лет 46 доходных домов в престижных районах города. Излюбленный мотив Жерихова - украшение фасадов скульптурой (подчас неумеренное и экстравагантное). «В творчестве Жерихова жил и умер „дух модерна“»

Биография

Жерихов - сын безземельных крестьян из-под Могилёва. Дата рождения его точно не установлена, неизвестно и полученное им образование - вероятно, он окончил Строгановское училище с квалификацией «учёного рисовальщика» (младшие братья Николая Жерихова сумели окончить МУЖВЗ). В 1890-е годы - преподаватель рисования. Путь Жерихова от малоизвестного рисовальщика до модного, преуспевающего архитектора - не изучен; вероятно, он состоял штатным архитектором при московском застройщике, инженере О. О. Вильнере. Первая же его постройка, в 1902 - доходный дом Г. Е. Бройдо на Остоженке, 20 - знаковый для своего времени памятник раннего модерна (в 1990-е гг. здание было реконструировано и утратило первоначальный декор). В последующем деятельность Жерихова остаётся связанной с фирмами Бройдо, Вильнера и Зайченко; строил он и для старомосковского купечества (дома Мальцевых в Басманной части). Архитектор жил в Москве в доме 10 по Дегтярному переулку (построен в 1891 арх. М. Г. Пиотровичем).

Постройки Жерихова принадлежат к модерну; в них не заметно ни влияние предшествовавшей эпохи эклектики, ни ретроспективизма предвоенных лет (исключение - псевдоклассический одноэтажный особняк Мануйлова на улице Достоевского, 19). Ряд его доходных домов в последнее десятилетие реконструирован, но большинство сохраняет первоначальный декор. Они сосредоточены в районах Арбата, Остоженки, Басманных улиц, отдельные строения - в Мещанской части. Только три жериховских дома признаны охраняемыми памятниками (в том числе изуродованный № 20 по Остоженке).

Плотников, 4/5. Третий справа - шарж на Н. В. Гоголя

Вероятно, самый необычный из них - доходный дом Г. Е. Бройдо на на углу Плотникова переулка и Малого Могильцевского (1907). Дом украшен десятками фигур в человеческий рост, в эротических сценах. В обликах некоторых сатиров угадываются Гоголь, Пушкин и Лев Толстой. Скульптор неизвестен (версия - Л. С. Синаев-Бернштейн, автор фриза «Парнас» на здании музея имени Пушкина); неизвестны и мотивы заказчика этого необычного дома (версия «старожилов» о том, что здесь размещался бордель - не верна).

Тремя годами позже архитектор повторил тот же приём - сплошные ленты из крупных скульптур - в декоре гимназии Флёрова (Мерзляковский переулок, 11), на этот раз без какой-либо эротики. Второе в своей карьере общественное здание - лечебницу профессора П. Д. Соловова - Жерихов построил незадолго до смерти, в 1914 (современный адрес - Новый Арбат, 7). В советское время здесь размещался знаменитый роддом имени Г. Л. Грауэрмана.

Маскароны в Плотниковом переулке (c) otgovorki, альбом Маскароны ;
Маскароны на московских домах (c) otgovorki


Маскароны, лепнина на московских домах () oroboros0

* Этот дом № 4 в Плотниковом переулке, внезапно появившийся в конце Малого Могильцевского, настолько поразил меня своими маскаронами, непонятно каким образом оказавшимися на этом, ничем особо не примечательном доме, что я несколько раз к нему возвращалась, пытаясь прочесть вложенный в них смысл. И лишь вернувшись домой, с помощью всезнающего Яндекса, отыскала вот такие интересные и информативные на него ссылки:)
Спасибо oroboros0 & otgovorki :))
Советую всем, кто еще не успел побывать в тех краях, сделать это в ближайшее время, пока оставшаяся на фризе лепнина не рухнула на землю, не дождавшись проведения реставрационных работ.
И кроме этого дома в близлежащих переулках множество архитектурных и исторических памятников, достойных внимания любителей и ценителей старины.

В доме № 10 жили в 1912 - 1916 гг. геолог и геохимик А. Е. Ферсман, в 1920-х гг. мостостроитель Л. Д. Проскуряков, в 1920 - 1930-х гг. известный скульптор В. И. Мухина.

Между улицей Рылеева и Сивцевым Вражком обращает внимание первенец современной архитектуры в этом районе - дом № 12 - 16, построенный в 1959 - 1960 гг. Авторам его - 3. М. Розенфельду и А. Б. Бергельсону - "удалось" создать здание строгих, аскетических форм. Очевидно, что внимание архитекторов было занято не столько внешним обликом здания, сколько созданием удобных интерьеров для провинциальной партийной элиты, приезжавшей в Москву. В доме, бывшем здесь до постройки ныне стоящего здания, родился выдающийся шахматист А. А. Алехин.

Напротив - дом № 13, типичный жилой дом из тех, которые появились в этих местах десятками, построенные, начиная с 1960-х гг., для ответственных партийных работников. Отсюда с балкона шестого этажа выбросился один из его жителей после запрета коммунистической партии. Причина столь необычного поступка для партийного работника так и осталась необъясненной - предполагали многое, и, в особенности, махинации с партийными миллионами: ведь покончил самоубийством не кто иной, как управляющий делами Центрального комитета коммунистов.

До строительства этого дома в глубине двора стояло небольшое трехэтажное здание, выстроенное в 1912 г. (архитектор Н. Д. Дмитриев) и сломанное летом 1983 г. В нем в 1910 - 1920-е гг. жил известный историк литературы и русской общественной мысли М. О. Гершензон, которому, в частности, принадлежит книга "Грибоедовская Москва", где описан быт дворянской Москвы начала XIX в. на примере семьи Римских-Корсаковых. Писатель В. Ф. Ходасевич вспоминал о своих посещениях Гершензона: "Квартира, где он жил, большая, квадратная, в три окна, содержала немного мебели. Две невысокие (человеку до пояса) книжные полки; два стола: один вроде обеденного, но не большой, другой - письменный, совсем маленький; низкая плоская кровать у стены, с серым байковым одеялом и единственной подушкой; вот и все, если не считать двух венских стульев да кожаного, с высокой спинкой, старинного кресла... Оно историческое, из кабинета Чаадаева... В кабинете светло, просторно и очень чисто".

"Жилищные осложнения", неизбежные в советское время, когда новая власть везде пыталась отнять у "буржуазных элементов" квартиры, (можно вспомнить "Собачье сердце" М. А. Булгакова), привели к преждевременной кончине выдающегося ученого.

Рядом - двухэтажное здание (№ 15) с большим окном в центре. Оно было построено в 1884 г. архитектором М. К. Геппенером.

Плотников пер., 15. Ресторан INDUS

Деревянный небольшой особняк под тем же номером, стоявший на красной линии переулка, был в конце XIX в. жилищем известного адвоката князя А. И. Урусова. Он выступал по делу нечаевцев, членов революционной заговорщицкой организации, за что его отправили в административную ссылку. Урусов серьезно интересовался театром, был выдающимся театральным критиком, собрал крупную библиотеку, со множеством редкостей. Т. Л. Щепкина-Куперник, хорошо его знавшая и бывавшая в его доме в Никольском переулке, вспоминала, что у А. И. Урусова, "первого в Москве можно было услышать об интересной новинке, прослушать зачастую и самое новинку, и увидеть автора ее". В доме на этом участке осенью 1892 г. после триумфального окончания консерватории ненадолго поселился С. В. Рахманинов.

За Сивцевым Вражком доходные дома № 19 и 21 построены в 1908 и 1905 гг. (архитекторы А. Н. Зелигсон и Н. Д. Бегичев; в доме № 21 в 1900-е гг. жил поэт А. Белый), а дом напротив (№ 20) - в 1913 г. архитектором П. П. Висневским.

Ресторан "ВОСТОЧНЫЙ КВАРТАЛ"
Памятник Булату Окуджаве
======================================== =



просмотров