Должность глинки в придворной певческой капелле. Здание Капеллы: наследие Леонтия Бенуа

Должность глинки в придворной певческой капелле. Здание Капеллы: наследие Леонтия Бенуа

Певческая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор был переименован в Придворный, а 16 (27) мая 1703 года принял участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

В разное время над совершенствованием профессионального мастерства главного хора России работали выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги: М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов, Г.А. Дмитревский и др. В настоящее время Капеллой руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Вот уже несколько столетий первый русский профессиональный хор не перестает удивлять и восхищать своим мастерством. Роберт Шуман писал в своем дневнике: «Капелла - самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно...». Восторженно отзываются о Придворном хоре Ференц Лист и Адольф Адан. Интересны впечатления Гектора Берлиоза: «Мне представляется, что хор Капеллы <…> превосходит все существующие в подобном роде в Европе. Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих - это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории». В.В.Стасов писал: «Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы?... Только у нас мы встречаем такое мастерство...».

Об искусстве Певческой капеллы уже в XX веке восторженно отзывался греческий дирижёр Димитриос Митропулос: «…Не только никогда не слышал ничего, подобного исполнению Капеллы. Но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла - восьмое чудо света». «Концерт Российского государственного хора показал образцы хорового искусства, стоящего на недосягаемой высоте», - писала швейцарская пресса в 1928 году после триумфальных гастролей хора Капеллы в Европе.

За время своей деятельности Капелла оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры и явилась важнейшим источником музыкального образования в России. На образцах её художественного исполнения складывались традиции русского певческого искусства. Своей творческой практикой Капелла содействовала созданию новых хоровых произведений и являлась крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные кадры дирижёров и артистов.

Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. в составе хора появились мальчики. В 1738 году, по указу императрицы Анны Иоанновны, для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове. В 1740 году, по её же указу, было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров.

Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нём хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества, Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики, такими как Реквием Моцарта, Missa solemnis Бетховена (мировая премьера), Месса до мажор Бетховена, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза, оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года» и др.

С 1837 по 1861 год управляющим Придворной капеллой был Алексей Фёдорович Львов, автор музыки гимна «Боже, Царя храни!», скрипач с мировым именем, композитор, а также выдающийся инженер путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования.

1 января 1837 года, по инициативе государя, капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трёх лет. Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы.

В 1850 году Львовым было организовано Концертное общество при Придворной капелле, сыгравшее огромную роль в музыкальном просвещении России. Местом деятельности Общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями - её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы.

В 1882 году, после основания первого русского симфонического оркестра - Придворного музыкантского хора - завершилось формирование структуры Придворной певческой капеллы как одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искусств (Шляхетский корпус).

В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утвержден Николай Андреевич Римский-Корсаков. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет - целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.

После Октябрьской революции 1917 года регентские классы и Шляхетский корпус были аннулированы, а впоследствии из структуры Капеллы был выведен симфонический оркестр и школа (Хоровое училище). Хор продолжил активную концертную деятельность. В репертуаре хора произошли значительные перемены. Программы многочисленных выступлений Капеллы 1917-1920 гг. включали в себя произведения Аренского, Балакирева, Кюи, Лядова, Римского-Корсакова, Танеева, Чайковского, Скрябина, Глазунова. Помимо этого, в репертуар хора были включены лучшие образцы мировой классики: Реквием Моцарта, «Самсон» Генделя, «Рай и Пери» Шумана, Девятая симфония и Месса Бетховена, хоры a cappella Шуберта и Мендельсона и др. В репертуаре Капеллы широко были представлены русские народные и революционные песни.

В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.

В 1920 году в хор Капеллы впервые была включена группа из 20 женских голосов, а в 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки.

Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами выдающихся хормейстеров и педагогов - Михаила Климова и Палладия Богданова. В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли хора прошли с исключительным успехом.

Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт, остальной состав Капеллы и её хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Под руководством главного дирижера Елизаветы Кудрявцевой Капелла дала 545 концертов в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов.

В 1943 году художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Дмитревский, один из крупнейших советских хормейстеров. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

Последние десятилетия ознаменованы новым подъёмом в исполнительской и концертной жизни Певческой капеллы. В 1974 году художественным руководителем и главным дирижёром Капеллы становится Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение исторических традиций старейшего хора России.

Капелла заботливо хранит и восстанавливает «золотой фонд» своего классического репертуара. Силами Владислава Чернушенко и Певческой капеллы возвращен к жизни ценнейший пласт отечественной культуры - творения русской духовной музыки. В 1982 году, впервые, после более полувекового перерыва, была исполнена «Всенощная» Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Архангельского, Чайковского, Римского-Корсакова, Чеснокова, Березовского, Веделя. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты ХVII-ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. Важное место в репертуаре Капеллы занимают произведения современных композиторов.

На протяжении всей своей многовековой истории Певческая капелла была ансамблем, с равным мастерством исполнявшим как произведения для хора a cappella , так и большие ораториально-кантатные сочинения с сопровождением оркестра. Именно этот широкий диапазон определяет в наши дни творческое лицо Певческой капеллы. С воссозданием в 1991 году в Капелле симфонического оркестра, со сцены Капеллы стали регулярно звучать крупные вокально-симфонические произведения, такие как Реквием и Большая месса Моцарта, Magnificat и Месса си минор Баха, Девятая симфония и Месса до мажор Бетховена, Реквием Верди, кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Кармина Бурана» Орфа и многие другие произведения.

Работая над совершенствованием вокального мастерства хора, художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко придает большое значение режиссуре исполняемых произведений, композиционной законченности их сценического воплощения. Благодаря этому, каждый концертный номер превращается в ярчайшее по психологической глубине и образности выражения художественное полотно.

Певческая капелла ведёт активную концертную жизнь. Высокую оценку слушателей и прессы получили выступления хора во многих городах России, странах ближнего зарубежья, Германии, Франции, Ирландии, Испании, Греции, Словении, Сербии, Австрии, Корее, США. Восторженными откликами сопровождаются выступления хора на международных фестивалях. В ноябре 2001 года, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Певческая капелла Санкт-Петербурга принимала участие в крупнейшей международной акции - благотворительном концерте «Святыни России», собравшем под сводами Большого театра лучшие творческие силы.

Зарубежные СМИ во время гастролей хора Капеллы неизменно публикуют рецензии в восторженных тонах, определяя его место среди лучших певческих ансамблей мира.

Певческая капелла Санкт-Петербурга, сохранившаяся в годы великих испытаний, утвердила славу русского певческого искусства. Капелла под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко на протяжении долгих лет является настоящим хранителем традиций русской музыки и величественным памятником русской культуры.

В средневековье капеллой называлась часовня при храме (по-итальянски capella – часовня), в которой размещался хор. Позже капеллой стали называть группу музыкантов, служивших придворной знати. В современном понимании капелла –это хоровой коллектив с большим количеством участников. В 1479 году при царском дворе в Москве была образована первая русская капелла – «хор государственных певчих дьяков». В середине XVIII века в его состав, кроме мужских, были включены голоса мальчиков.

В 1703 году «хор государевых певчих» переехал в Санкт-Петербург. Он с успехом выступал на всех дворцовых вечерах, балах, маскарадах, участвовал в богослужениях. В конце XVIII века хор стал именоваться Придворной певческой капеллой. В 1808 году Капелла разместилась в бывшем особняке архитектора Ю.М. Фельтена на набережной реки Мойки.

В тридцатые годы XIX века ее капельмейстером и учителем пения был М.И. Глинка. В 1839 году при Капелле были открыты первые в России инструментальные классы, которые готовили музыкантов. В 1885 году на основе учеников Капеллы Н.А. Римский-Корсаков организовал симфонический оркестр.

После Октябрьской революции Капелла была преобразована в Народную хоровую академию. В 1920 году в ее состав вошли также женские голоса. А спустя два года академия получила название Государственная академическая капелла. В 1954 году капелле было присвоено имя М.И. Глинки.

Также при ней в 1958 году создали хоровое училище. Сегодня петербургская Капелла – это один из лучших в России исполнителей хоровых произведений русских и западноевропейских композиторов XV – XX веков. В разное время ей руководили известные музыкальные деятели: Д.С. Бортнянский, Н.А. Львов, М.А. Балакирев, А.С. Аренский и другие. В 1937 – 1941 годах Капеллу возглавлял А.С. Свешников, ныне В.А. Чернушенко – ректор Государственной консерватории. В состав Капеллы входят смешанный хор и хор мальчиков – учащихся хорового училища.

Здание Капеллы на набережной реки Мойки в конце XIX века было перестроено архитектором Л.Н. Бенуа в формах неоклассицизма. По проекту зодчего на фризе здания золотыми буквами были выложены фамилии деятелей русской музыкальной культуры, такие как Разумовский, Бортнянский, Львов, Глинка и др. В 1927 году из голландской церкви на Невском проспекте, 20 в концертный зал Капеллы был перенесен уникальный орган. В шестидесятые годы XX века инструмент был реконструирован: он получил электрическое управление, а число его труб увеличилось вдвое.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга - концертная организация Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр. Имеет свой концертный зал.

Певческая капелла Санкт-Петербурга - старейший русский профессиональный хоровой коллектив. Основан в 1479 в Москве как мужской хор т. н. государевых певчих дьяков для участия в службах Успенского собора и в «мирских забавах» царского двора. В 1701 реорганизован в придворный хор (мужчины и мальчики), в 1703 переведён в Петербург. В 1717 выезжал с Петром I в Польшу, Германию, Голландию, Францию, где впервые познакомил зарубежных слушателей с русским хоровым пением.

В 1763 хор переименован в императорскую Придворную певческую капеллу (в составе хора 100 человек). С 1742 многие певчие были постоянными участниками хора в итальянских операх, а с середины 18 в. также исполнителями сольных партий в первых русских операх в придворном театре. С 1774 капелла даёт концерты в петербургском «Музыкальном клубе», в 1802-50 участвует во всех концертах Петербургского филармонического общества (кантаты и оратории русских и зарубежных композиторов, большинство которых исполнялось в России впервые, а некоторые и в мире, в т. ч. «Торжественная месса» Бетховена, 1824). В 1850-82 концертная деятельность капеллы проходила главным образом в зале Концертного общества при капелле.

Являясь центром русской хоровой культуры, капелла оказывала влияние не только на формирование традиций хорового исполнения в России, но и на стиль хорового письма без сопровождения (а cappella). Видные русские и западные музыканты-современники (В. В. Стасов, А. Н. Серов, А. Адан, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман и др.) отмечали стройность, исключительный ансамбль, виртуозную технику, безупречное владение тончайшими градациями хорового звучания и великолепные голоса (особенно басов-октавистов).

Возглавляли капеллу музыкальные деятели и композиторы: M. P. Полторацкий (1763-1795), Д. С. Бортнянский (1796-1825), Ф. П. Львов (1825-36), А. Ф. Львов (1837-61), Н. И. Бахметев (1861-83), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03) и др. В 1837-39 капельмейстером капеллы был М. И. Глинка.

С 1816 директорам капеллы было предоставлено право издавать, редактировать и разрешать к исполнению духовные хоровые сочинения русских композиторов. В 1846-1917 при капелле существовали государственные очные и заочные дирижёрские (регентские) классы, с 1858 открылись инструментальные классы по различным оркестровым специальностям, готовившие (по программам консерватории) солистов и артистов оркестра высшей квалификации.

Особого развития классы достигли при Н. А. Римском-Корсакове (помощник управляющего в 1883-94), создавшем в 1885 из учащихся капеллы симфонический оркестр, выступавший под управлением виднейших дирижёров. Педагогами инструментально-хоровых классов были известные дирижёры, композиторы, музыканты-исполнители.

В 1905-17 деятельность капеллы ограничивалась в основном церковно-культовыми мероприятиями. После Октябрьской революции 1917 в репертуар капеллы вошли лучшие образцы мировой хоровой классики, произведения советских композиторов, народные песни. В 1918 капелла преобразована в Народную хоровую академию, с 1922 - Государственная академическая капелла (с 1954 - имени М. И. Глинки). В 1920 хор пополнился женскими голосами и стал смешанным.

В 1922 при капелле организованы хоровая школа и дневной хоровой техникум (с 1925 и вечерний - для взрослых). В 1945 на базе хоровой школы учреждено Хоровое училище при капелле (с 1954 - имени М. И. Глинки). В 1955 Хоровое училище выделилось в самостоятельную организацию.

Коллектив капеллы ведёт большую концертную работу. В её репертуаре классические и современные хоры без сопровождения, программы из произведений отечественных композиторов, народные песни (русские, украинские и др.), а также крупные произведения кантатно-ораториального жанра, многие из которых исполнялись капеллой в СССР впервые. Среди них: «Александр Невский», «На страже мира», «Здравица» Прокофьева; «Песня о лесах», «Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича; «На поле Куликовом», «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, «Двенадцать» Салманова, «Виринея» Слонимского, «Слово о полку Игореве» Пригожина и множество других произведений советских и зарубежных композиторов.

Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта Зуев Георгий Иванович

Императорская придворная певческая капелла

Один из наиболее протяженных сквозных участков между Мойкой и Большой Конюшенной улицей с четырьмя проходными дворами выходит к излучине старого водоема к Певческому мосту. В этой точке русло реки Мьи располагалось на самом значительном расстоянии от улицы, получившей позднее наименование Большой Конюшенной.

История этого участка оказалась довольно сложной и интересной. По своей форме земельный надел не являлся исключением из ряда последующих участков, расположенных в промежутке от бывшей площади Гвардейского штаба до Невского проспекта. Он оказался не только клиновидным, но и весьма нешироким. Своей наиболее узкой оконечностью участок выходит на нынешнюю Большую Конюшенную улицу. Его история начинается с 20-х годов XVIII столетия. Вначале на участке по указу Петра I возвели два небольших глинобитных строения для командующего отрядом боевых кораблей Балтийского флота вице-адмирала Змаевича, несколько позже здесь в деревянном доме на каменном полуподвале расположился прибывший по приглашению русского царя английский предприниматель Д. Гарнер.

Возведенная на трон Верховным тайным советом племянница Петра I императрица Анна Иоанновна в 1730-х годах выделила этот земельный участок для строительства усадебного дома своему любимому штаб-лекарю из немцев Христиану Паульсену. Двухэтажный деревянный дом придворного хирурга построили в глубине разбитого садовниками аптекарского огорода и парадного двора, выходящего к персональной пристани царского эскулапа на реке Мье, набережные которой в то время еще не были надлежащим образом обустроены. Их тогда лишь успели укрепить деревянными щитами. За особняком обустроили сад с огородом и возвели одноэтажные хозяйственные флигели у границы с Большой Конюшенной улицей.

После смерти штаб-лекаря Христиана Паульсена участки земли «мерою с лица по Мьи реке 31 сажень с аршином» вкупе с обветшалыми строениями у вдовы и сына покойного придворного врача 15 мая 1773 года приобрел известный столичный архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, представитель раннего классицизма и один из учеников мэтра столичного зодчества Варфоломея Варфоломеевича Растрелли – придворного архитектора трех российских императриц.

Ю.М. Фельтен

Творческая биография нового владельца приобретенного усадебного участка, как, впрочем, и его талантливого ученика зодчего Х.-Г. Паульсена (сына штаб-лекаря Анны Иоанновны), тесно связана со строительством Центрального района Северной столицы. Приобретя участок на Мойке, Юрий Матвеевич по собственному проекту вместо старого деревянного ветхого здания возвел в 1777 году прекрасный трехэтажный каменный дом с двумя представительными флигелями. Строения тогда выгодно отличались по своему внешнему виду от окружающей застройки. Предметом восхищения и зависти соседей являлся парадный двор усадебного дома талантливого зодчего, обрамленный величественным корпусом жилого особняка владельца и нарядными фасадами боковых флигелей.

В собственном доме Ю.М. Фельтен счастливо прожил около двенадцати лет. Эти годы стали периодом расцвета таланта знаменитого архитектора.

Академией художеств Юрий Матвеевич назначается ответственным за «архитектурный прожект для статуи конной Петра Великого». Ему же поручаются проектирование и авторский надзор за строительством Нового Эрмитажа, организация работ по отделке набережной Невы, строительство здания Ломбарда на Марсовом поле, перестроенного позже архитектором В.П. Стасовым под Павловские казармы. Зодчий Фельтен отвечал за работы по изготовлению и установке знаменитой ограды Летнего сада. Ему также пришлось в 1776 году достраивать здание Академии художеств, директором которой зодчий назначается в 1784 году. В связи с этой новой профессиональной деятельностью Юрию Матвеевичу пришлось перебраться в благоустроенные директорские апартаменты – казенную квартиру на Васильевском острове, а свой особняк на Мойке в августе 1784 года продать за пятьсот тысяч рублей. Правда, у новых владельцев участок вместе с его прекрасной застройкой в 1806 году выкупила казна.

Набережная Мойки, 20. Здание Придворной певческой капеллы

Последим владельцем этого участка оказался норвежский предприниматель Ф. Бух, основавший в российской столице солидное предприятие – фабрику золотых и серебряных изделий.

Указом Александра I выкупленный участок со всеми находящимися на нем постройками в 1808 году передали Придворной певческой капелле. На работы по приспособлению приобретенных зданий к размещению в них певческого придворного учреждения, входящего в пятерку основных центров музыкальной культуры России, выделили необходимые средства.

Латинское слово «капелла» (в переводе – часовня) в Средние века в Европе относилось обычно к небольшой часовне при храме. В ней размещался хор, певший без сопровождения музыки, породивший тогда среди музыкантов-профессионалов из стран Европы определение «пение а капелла». Кстати, в XVIII столетии именно этим термином в нотах, программах концертов и на афишах называли музыкантов, служивших при императорских дворах.

Свое происхождение Придворная певческая капелла ведет от исконно русского хора, существовавшего еще во второй половине XV столетия. Тогда замечательный хоровой коллектив официально именовался «Государевы певчие дьяки». Он пел во время праздничных и особых богослужений, выступал на светских пирах. Хор всегда сопровождал царя Ивана Грозного во время его военных походов.

По распоряжению царя Петра I в 1713 году Хор государевых певчих перевели из Москвы в новую столицу. Вместе с военным оркестром певчие регулярно участвовали в официальных государственных торжествах, исполняя в честь петровских побед и иных важных российских событий тех лет так называемые хоровые «приветственные» канты. Этот хоровой жанр родился в Северной столице в период царствования Петра Великого. В репертуаре Хора государевых певчих кроме «приветственных» и «хвалебных» («канонических») кантов появились уникальные религиозные, любовные, шуточные и даже сатирические канты. В музыке подобных произведений отчетливо слышались мелодии русских народных песен. Сам император Петр I неоднократно выступал в составе своего любимого государева хора, исполняя басовые партии в полном соответствии с нотной партитурой музыкального произведения. В 1717 году Хор государевой русской капеллы выезжал со свитой Петра Великого в Польшу, Германию, Голландию и Францию, покоряя своим искусством зарубежных знатоков пения.

Государь постоянно заботился о пополнении хора новыми «лучшими» певческими голосами и обязывал своих подданных посещать концерты Певческой капеллы в доме тайного советника Бассевича.

Преемники Петра I продолжали дело своего предшественника в подборе для Императорского придворного хора (позднее для Придворной капеллы) талантливых певцов, среди которых нередко оказывались представители самых различных сословных категорий, в том числе даже офицеры императорской гвардии.

Официальное название «Императорская придворная певческая капелла» хор получил в 1763 году на основании указа императрицы Екатерины II. Постепенно деятельность Певческой капеллы расширялась и выходила за пределы репертуара придворного учреждения. Ее выступления становились доступными для более широкой публики, а сама она прочно вошла в перечень знаменитых центров российской музыкальной культуры.

Первый руководитель и хормейстер придворной певческой капеллы Д.С. Бортнянский

Значительный вклад в развитие отечественного профессионального хорового искусства внес талантливый русский композитор и мастер хорового пения а капелла, хормейстер Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825). Он 30 лет возглавлял Певческую капеллу. Дмитрий Степанович стал практически первым русским профессиональным композитором, написавшим многие произведения многоголосых концертов для пения а капелла, автором замечательных отечественных опер, камерно-инструментальных произведений. Его изумительная мелодия «Коль славен наш Господь» многие годы вызванивалась знаменитыми курантами Петропавловского собора.

Д.С. Бортнянский как руководитель Придворной певческой капеллы по своей инициативе организовал при ней специальное отделение по подготовке церковных регентов и специалистов-консультантов, редактирующих произведения церковной музыки. Он успешно наладил работу Придворного церковного хора.

Дмитрий Степанович Бортнянский регулярно присутствовал на всех службах в соборе Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце. И каждый раз под сводами этого храма блистательно звучали голоса его подопечных – придворных певчих, глубоко почитающих и уважающих своего мэтра.

Именно они, его воспитанники, по просьбе Дмитрия Степановича Бортнянского пришли 28 сентября 1825 года к нему на Миллионную улицу в дом № 9 и пропели для своего учителя «Всякую прискорбиа еси душе моя». Под звучание хора, исполнившего последнюю волю композитора, Дмитрий Степанович тихо ушел из жизни.

На приобретенном в 1808 году для Придворной певческой капеллы новом участке произвели переделку особняка, возведенного ранее зодчим Ю.М. Фельтеном. Автором проекта перестройки здания стал архитектор Ф.И. Руска.

Л.Н. Бенуа

В 1822 году архитектор гофинтендантской конторы Л.И. Шарлемань разработал оригинальный проект перестройки корпусов Певческой капеллы на набережной Мойки, 20. Тогда же по его проекту к трехэтажному особняку пристроили вместительный концертный зал, декорированный пилястрами, лепными медальонами и живописными панно. В нем придворные певчие теперь устраивали для широкой столичной публики благотворительные концерты, пользующиеся огромным успехом у жителей города.

В 1834 году архитектор П.Л. Виллерс надстроил каменные боковые флигели Певческой капеллы дополнительными этажами. Однако самые значительные изменения в облике и внутренней структуре помещений Императорской придворной певческой капеллы на набережной Мойки, 20, произошли во второй половине XIX столетия. В 1887–1889 годах это сделал архитектор Леонтий Николаевич Бенуа.

Стройка была одной из первых крупных работ будущего знаменитого петербургского зодчего и ведущего профессора Академии художеств. Он сумел почти заново создать комплекс зданий Придворной певческой капеллы, возведенных по его проекту в стиле Людовика XVI, и одновременно почти полностью изменить отделку ее интерьеров. Зодчий практически не изменил объемы главного здания, но при этом удачно возвел изящную чугунную решетку, отделяющую парадный курдонер капеллы от улицы и с помощью лепщика И.К. Дылева оригинально украсил здание изысканными рельефными тематическими композициями музицирующих детей. На парадном фасаде Придворной певческой капеллы в 1892 году укрепили мемориальные доски с именами известных музыкантов.

Внутреннюю территорию Певческой капеллы от Мойки до Большой Конюшенной Л.Н. Бенуа застроил жилыми корпусами и привел в идеальный порядок облик сквозных проходов и внутренних дворов.

В хор Придворной певческой капеллы отбирались лучшие голоса со всех губерний Российской империи. Он всегда славился красотой и стройностью своего звучания, вызывая восхищение соотечественников и иностранцев. Певчие поступали в капеллу в детском возрасте. Они жили здесь, получая классическое музыкальное образование и хорошую общую подготовку. В XXI столетии завершили обширный объем капитального ремонта всего комплекса, вновь привели в образцовый порядок «сквозные» дворы Певческой капеллы от Мойки до Большой Конюшенной. Сегодня все здания здесь выглядят прекрасно.

Как и раньше, узкую западную границу участка Придворной певческой капеллы замыкает четырехэтажный дом № 11 по Большой Конюшенной улице, украшенный броской рустовкой, столь характерной для стиля Л.Н. Бенуа. Рустовка скромно дополнена фигурными наличниками и рельефными гирляндами. Дом в 1890-х годах предназначался для квартир певчих и преподавателей капеллы. В нем длительное время жил помощник управляющего Придворной певческой капеллы композитор, пианист, дирижер и биограф М.А. Балакирева – С.М. Ляпунов. Сергей Михайлович в своем фортепьянном творчестве и исполнительском искусстве развивал виртуозный стиль М.А. Балакирева. С 1910 года он состоял профессором Петербургской, а затем Петроградской консерватории.

Небезынтересно узнать, как иногда проходили назначения на руководящие должности в капелле в середине XIX века.

Успех оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» принес ее автору известность. Опера понравилась семейству императора Николая Павловича, и тот неожиданно для композитора сделал ему довольно лестное предложение. Встретив Михаила Ивановича за кулисами Большого театра во время представления его оперы в декабре 1836 года, царь предложил ему: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следовательно, стоят, чтобы ты занялся ими». М.И. Глинку назначили в Придворную капеллу, но не руководителем, поскольку его звание титулярного советника не соответствовало столь высокой сановной должности. Управляющим капеллы царь тогда назначил флигель-адъютанта А.Ф. Львова.

Князь А.Ф. Львов

После смерти Д.Я. Бортнянского Придворной певческой капеллой управлял Федор Петрович Львов, двоюродный брат известного столичного архитектора Н.А. Львова. В 1837 году пост управляющего Придворной певческой капеллы занял его сын – Алексей Федорович Львов, известный как автор музыки российского гимна «Боже, царя храни».

Незаслуженно забыты его заслуги в развитии русского национального искусства и культуры. Талантливый скрипач и искусный композитор, автор многих замечательных теоретических работ, он в 1850 году основал Санкт-Петербургское концертное общество и прекрасно руководил Придворной певческой капеллой. Его фамилия значится на памятной доске, укрепленной на главном фасаде здания Капеллы.

Еще задолго до прихода в Певческую капеллу у М.И. Глинки сложились прохладные отношения с этим музыкально одаренным человеком. Зная об этом, придворные сановники скрыли имя истинного претендента на пост управляющего капеллой (А.Ф. Львова), а при встречах с известными композиторами таинственно намекали им о возможности занятия этого места близким приятелем М.И. Глинки графом Михаил Юрьевичем Виельгорским – человеком необыкновенным во всех отношениях.

По мнению его зятя – В.А. Соллогуба, «Михаил Юрьевич являлся личностью разносторонних талантов и увлечений: философ, критик, лингвист, медик, теолог и герметик, почетный член всех масонских лож, душа всех обществ, семьянин, эпикуреец, царедворец, сановник, артист, музыкант, товарищ, судья, человек – образец искренних нежных чувств и самого игривого ума, живая энциклопедия и источник глубоких познаний».

М.И. Глинка

Слух о назначении М.Ю. Виельгорского дошел до Михаила Ивановича Глинки. В своих записках композитор отмечал, что приятное известие его очень обрадовало. Он полагал, что директор не будет вмешиваться в его дела, и даже сообщил матери, что «ему поручена музыкальная часть в „Певческом корпусе“».

Однако его надежды в одночасье рассыпались в прах, когда Глинка узнал, что указом Николая I директором капеллы «высочайше повелено» было назначить флигель-адъютанта А.Ф. Львова. Титулярному же советнику М.И. Глинке вверялась «музыкальная часть», а жалованье ему положили наравне с инспектором капеллы чиновником Беликовым. Однако идти на попятную было уже невозможно. «Судьба подшутила надо мною», – писал Михаил Иванович матери после официального царского указа от 1 января 1837 года, утверждавшего композитора в должности руководителя музыкальной частью Придворной певческой капеллы.

Ранней весной 1837 года Глинка с женой и тещей переехали на казенную квартиру в один из корпусов капеллы со стороны Мойки. Композитор серьезно занялся певчими, добиваясь от них высокой культуры исполнения и прививая им музыкальные знания. И за два года достиг ощутимых результатов. Он специально выезжал несколько раз на Украину, славившуюся хорошими голосами, для набора мальчиков-певчих.

Тяжелейшее положение и раздоры в семье – измена супруги и постоянные козни тещи, заставили М.И. Глинку разорвать ненавистный брак и в 1839 году подать прошение об отставке из капеллы.

К этому решению Михаила Ивановича принудила обстановка в капелле и натянутые отношения с А.Ф. Львовым, а также недовольство Николая I недостатками в работе музыкальной службы. Претензии, естественно, высказывались управляющему, а тот доводил их до М.И. Глинки: «Государь император изволил быть совершенно недоволен пением, бывших сего числа… при утреннем служении, и высочайше повелел сделать о том строгое замечание кому следует… прошу ваше благородие, призвав к себе управляющего, сделать ему от меня строгое замечание и объявить, что будет впредь что-нибудь подобное случится, в таком случае я найдусь необходимым принять строгие меры». Обстановка в капелле не только раздражала, но и мешала композиторской работе М.И. Глинки.

Н.А. Римский-Корсаков

После его ухода руководителями и педагогами Придворной певческой капеллы были композиторы М.А. Балакирев, А.К. Лядов, А.С. Аренский и Н.А. Римский-Корсаков.

Весной 1883 года Николай Андреевич Римский-Корсаков приступил к работе в Императорской придворной певческой капелле. О предложении работать в ней ему еще в 1881 году писал М.А. Балакирев: «Ожидаю Вашего ответа насчет капеллы. Я, во всяком случае, отказываюсь от этого дела, и потому жаль будет, если и Вы откажетесь, потому что дело перейдет в чужие и, вероятно, невежественные руки, а Вы, помимо художественных соображений, упустите прочно устроиться. Ваше же морское капельмейстерство при нынешних условиях мне представляется весьма непрочным…» Балакирев собирался уходить из капеллы, но произошло по-иному. Балакирева назначили управляющим Придворной певческой капеллой, а Римского-Корсакова – его помощником по музыкальной части.

К 1881 году Придворная певческая капелла стала уважаемой и солидной музыкальной организацией – своеобразным центром музыкального искусства высокого уровня. Капелла систематически выступала в концертах Филармонического и Концертного обществ. Известный французский композитор Гектор Берлиоз искренне восхищался выступлениями хора Придворной капеллы и ставил мастерство хористов выше уровня исполнения певцов Сикстинской капеллы в Риме.

Поглощенный деятельностью в классах капеллы Римский-Корсаков признавался, что ослабил свою композиторскую деятельность, но он хотел выработать здесь оптимальную систему преподавания, полезную капелле и одаренным ученикам. Ему удалось написать и даже издать учебник, один экземпляр которого Николай Андреевич подарил П.И. Чайковскому, с просьбой высказать мнение о нем.

Петр Ильич, несмотря на резкость своего отзыва, высоко оценил педагогические качества Римского-Корсакова. Учебник Николая Андреевича впоследствии многократно переиздавался в России и в странах Европы. Педагогическая деятельность композитора принесла ему в конечном счете огромное удовлетворение. Его ученики становились известными композиторами и педагогами. Это прежде всего А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.А. Соколов, А.С. Аренский и М.М. Ипполитов-Иванов (по его «Практическому учебнику гармонии» и сегодня занимаются студенты).

Осенью 1889 года в жилом доме капеллы на Большой Конюшенной улице, 11, в квартире № 66, отмечала новоселье семья Н.А. Римского-Корсакова, тогда помощника управляющего капеллой. В большой удобной казенной квартире на третьем этаже с балконом у композитора и его супруги Надежды Николаевны, пианистки и композитора, часто бывали композиторы А.К. Лядов, А.К. Глазунов, П.И. Чайковский и музыкальный и художественный критик В.В. Стасов.

Приближалось 25-летие композиторской деятельности Н.А. Римского-Корсакова. Друзья решили отметить юбилей исполнением его Первой симфонии. 19 декабря 1865 года в день юбилея «спевочный» зал капеллы украсили тропическими растениями. Балакирев сам заказывал юбилейный подарок: серебряную, местами золоченую чернильницу с часами на массивном мраморном пьедестале в виде колодца в русском стиле, укрепленного на серебряной подставке с изображением партитуры его произведений и музыкальных инструментов.

На чествовании в Дворянском собрании Николаю Андреевичу вручили адрес «Золотой лист» в виде древнего свитка с текстом, написанным славянской вязью.

В конце 90-х годов XIX столетия в доме капеллы (№ 11) на Большой Конюшенной улице размещались редакции двух журналов «Зодчий» и «Неделя строительства».

Журнал «Зодчий» начал издавался с 1872 года. Его редактором в 1893–1898 годах был инженер-строитель М.Ф. Гейсслер, принимавший участие в создании комплекса Придворной певческой капеллы под руководством Л.Н. Бенуа, а позже ставший его своеобразным комендантом.

В феврале 1918 года бывшая Придворная певческая капелла на набережной Мойки «перешла в ведение советского народа». Газета «Известия» тогда с восторгом писала «о значительном расширении ее теперешней концертной деятельности. Вместо 3–4-х выступлений в год в старые времена, в 1918–1919 годах в капелле состоялось около 50 концертов». При Хоровом училище капеллы в 1937 году организовали замечательный хор мальчиков, завоевавший своими концертными выступлениями огромную популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.

В Концертном зале капеллы регулярно устраивались литературные вечера. В 1920-х годах здесь читали свои произведения Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Корней Чуковский, Осип Мандельштам и другие.

Планируя поездки по стране, Владимир Маяковский не забывал Ленинград, который подарил ему великую радость общения со многими представителями русской культуры. Он встречался со студентами Ленинградского университета, а на вечере в Академической капелле у поэта возникла довольно смешная ситуация.

Писатель Д.С. Бабкин, вспоминая об этом, писал: «Обычно Маяковский выступал один, но тут слово перед его чтением взял Корней Чуковский. Пока Чуковский говорил с кафедры на сцене Капеллы, Маяковский за кулисами готовился к своему выступлению. Он шагал из угла в угол по закулисной площадке и бормотал стихи. Увлеченный этим, он не заметил, что пролетел уже целый час, а между тем вступительное слово Чуковского, на которое ему было отведено 15–20 минут, все еще продолжалось. Чуковский пересыпал свою речь анекдотами, рассказывал, как познакомился с молодым Маяковским в Куоккало, о быте чудаковатых обитателей этого поселка, о том, как жена Репина Нордман-Северова готовила для мужа обеды из различных трав. Критиковать поэта ему не хотелось. Он даже пытался покровительствовать Маяковскому, но прекрасно понимал, что он из тех, кому боятся покровительствовать даже самые заносчивые люди. Он продолжал болтать с трибуны всякую чепуху, пока одна из дам не выкрикнула ему из зала: „Почитайте «Муху-Цокотуху»!“ Услышав об этом, Маяковский помрачнел и передал докладчику записку: „Корней, закругляйся“, но тот, не читая текста, автоматически отложил ее в сторону и беспечно продолжал свои „веселые“ рассказы о супах из сена и бедном Илье Ефимовиче Репине, питающемся ежедневно подобной растительной пищей. Потеряв наконец терпение, Маяковский, меряя сцену своими гигантскими шагами, подошел к трибуне, на которой беззаботно ораторствовал Корней Чуковский, резким движением развернул ее и под громкий хохот и аплодисменты зрителей выкатил трибуну вместе с докладчиком за кулисы, где громко рявкнул своим басом: „Слазь! Довольно болтать!“, и выкатил освобожденную от автора „Мойдодыра“ кафедру обратно на сцену Капеллы. Перепуганный администратор, объявив выступление Владимира Маяковского, заверил любителей „романа в стихах“ – „Муха-цокотуха“, что для поэта Чуковского в Капелле будет организован специальный творческий вечер.

В этот же вечер Владимир Маяковский прочитал собравшимся в старинном концертном зале бывшей Придворной певческой капеллы свою новую поэму „Хорошо!“ Слушали все внимательно, а по завершению чтения зал дружно встал со своих мест и громко пропел „Интернационал“».

В марте 1933 года в Ленинград самовольно вернулся из ссылки поэт Осип Мандельштам, давший в родном городе два последних своих публичных выступления: первое – в Доме печати на Фонтанке, 7, и второе – в зале Ленинградской хоровой капеллы на Мойке, 20.

Концертный зал Ленинградской хоровой капеллы был набит до отказа. Молодежь теснилась в дверях, толпилась в проходах. Свидетели последнего творческого вечера поэта в Ленинграде впоследствии вспоминали: «Он стоял с закинутой головой, весь вытягиваясь, как будто налетевший вихрь сейчас оторвет его от земли. А по залу шныряли какие-то молодые люди в штатском с военной выправкой и недобрым взглядом, периодически переговариваясь друг с другом.

Мандельштам вдохновенно читал стихи об Армении, о своей творческой петербургской юности и друзьях той замечательной поры его жизни. Один из молодых людей внезапно подошел к рампе и, иронически улыбнувшись, передал на эстраду записку. Осип Эмильевич, прервав свое выступление, развернул послание и прочитал его. Сотни зрительских глаз из зала увидели, как Мандельштам побледнел. Ему предлагали высказаться о советской поэзии. Однако после некоторого периода безмолвия Мандельштам в обстановке мертвой тишины, возникшей в концертном зале, вдруг выпрямился и смело шагнул на край эстрады. В зале, с его изумительной звуковой акустикой, четко прозвучал голос опального поэта: „Чего вы ждете? Какого ответа? Я – друг моих друзей! Я – современник Ахматовой!“».

О.Э. Мандельштам

Его фразы растворились в оглушительном шквале, буре аплодисментов зрительного зала. Мандельштама неудержимо тянуло в Ленинград, родной город звал и постоянно притягивал его к себе.

Однако когда в начале 1930-х годов поэт захотел вернуться в Ленинград, то категорический отказ в его просьбе поступил не от властей (те предусмотрительно уклонились от ответа), а от собрата по перу. Секретарь союза писателей поэт Николай Тихонов отказал супругам Мандельштамам выделить комнату в Доме литераторов, а затем пришедшей к нему на прием жене поэта со вторичной просьбой о жилье и прописке для беспризорного Осипа Эмильевича заявил: «Мандельштам в Ленинграде жить не будет!»

В послевоенные годы незадолго до своей кончины в Концертном зале капеллы с огромным успехом выступил перед ленинградцами Александр Вертинский.

Его так называемые (самим автором) «песенки» в действительности являли собой замечательные миниатюрные сюжетные новеллы в стихах, переложенные на музыку. В них четко просматривалась гражданская позиция А.Н. Вертинского, не скрывавшего преемственности своего творчества с песенками Беранже. Его песни так же ироничны, эксцентричны, насмешливы и грустны.

А. Вертинский

Немногие из эмигрантов имели тогда мужество вернуться в Россию. Возвратились те, кто оказались неспособны продолжать жить на чужбине. А.Н. Вертин ский сумел вернуться. Приехав в Ленинград, с присущим ему шармом выступил в Концертном зале Певческой капеллы с последним, как оказалось предсмертным, концертом. Зал капеллы был переполнен, и ленинградцы вновь услышали своего любимого «барда» Александра Вертинского. Сколько чужих городов перевидел певец за годы эмиграции, но Петербург – Петроград, где он неоднократно бывал до 1917 года и выступал с успехом, Александр Николаевич всегда помнил и пел о нем в разных странах, завораживая восторженных слушателей ностальгически звучащими строками:

Принесла случайная молва

Милые, ненужные слова:

Летний сад, Фонтанка и Нева...

Вы, слова залетные, куда?

И вот он вернулся и снова здесь, и перед ним реальные Летний сад, Фонтанка и Нева. Как же долго ждал он этой встречи!

Концерт начался, и в капелле зазвучали замечательные песни, своеобразные микропьесы Александра Николаевича, его моноспектакли с драматическими, лирическими и даже комическими сюжетами. Звучало:

А когда засыпают березы

И поля затихают ко сну, -

О, как сладко, как больно сквозь слезы

Хоть взглянуть на родную страну!

Скитаясь по миру, Вертинский упорно добивался разрешения вернуться на родину, и он его получил. Родина простила беглеца, и в конце Великой Отечественной войны он вернулся в Россию.

В наши дни Санкт-Петербургская государственная академическая капелла им. М.И. Глинки с ее аудиториями, учебными классами и знаменитым Концертным залом по-прежнему остается уникальным певческим коллективом, продолжающим давние традиции Придворной певческой капеллы.

Здесь уместно рассказать о Ксении Блаженной, так как опосредованно (через мужа) ее судьба связана с капеллой.

В середине XVIII столетия среди певчих капеллы славился своим замечательным голосом полковник русской армии Андрей Федорович Петров, страстный любитель хорового пения и ведущий солист столичного «певческого корпуса». Выйдя в отставку, он женился на девице Ксении Григорьевне, урожденной Григорьевой. Молодые счастливо зажили в собственном доме на Петроградской стороне. Правда, семейное счастье супругов длилось сравнительно недолго – Андрей Федорович скоропостижно умирает, оставив в глубоком горе 26-летнюю вдову Ксению Григорьевну.

С этого трагического момента начинается история Петербургской Ксении Блаженной, столичной святой, жившей в XVIII – начале XIX столетия и считающейся одной из покровительниц града Петрова. Во вдовстве она прожила 45 лет, посвятив себя и свою жизнь служению Богу, скитаясь все эти годы бездомной странницей и истово молясь за людей.

После неожиданной кончины супруга Ксения раздала все нажитое в браке с Андреем Федоровичем имущество бедным людям, а особняк на Петроградской стороне подарила своей знакомой.

Надев на себя одежду покойного мужа, она стала скитаться, уверяя всех, что она вовсе не Ксения, а Андрей Федорович, превратившийся после своей кончины в нее. Ее признавали безумной с ниспосланным Господом Богом даром предвидения. Одежда супруга вскоре превратилась в лохмотья. Странствуя по столице, Ксения находила временный приют, молилась, предсказывала обывателям их судьбы. Родители всегда радовались, если Ксения целовала их детей, обычно после этого их отпрысков ожидала удача. Торговцы буквально упрашивали ее взять от них что-нибудь в подарок, позже торговля в их лавках и магазинах заметно оживлялась, а прибыль росла на глазах. По этой же причине петербургские извозчики умоляли Ксению проехать в их экипажах хотя бы несколько метров, ибо знали, что она приносила людям счастье.

Часовня Святой Ксении Петербургской на Смоленском православном кладбище

Ксения никогда не просила подаяния. В своем отрешении от реального мира она ощущала себя счастливой и приносила это чевство окружающим.

Полагают, что она скончалась в возрасте 71 года, в конце первого десятилетия XIX века. Ее похоронили на столичном Смоленском кладбище, неподалеку от церкви Смоленской Божией Матери, в строительстве которой она, по легенде, принимала участие. На могильной плите Ксении было написано: «Звалась именем „Андрей Федорович“. Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения души своей».

Могила Ксении стала привлекать к себе множество богомольцев. В середине XIX столетия над местом ее захоронения соорудили небольшую каменную часовню, позже замененную новой, более представительной, построенной в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. Всеславина и освященной в 1902 году. Ее закрыли в 1940 году «как место сбора „суеверных элементов“». Тогда же ее наглухо забили досками, но не могли при этом закрыть дорогу к ней для тех, кто со слезами оставлял у ее стен записки-просьбы к Ксении «помочь в бедах».

В 1947 году часовню Ксении Блаженной вновь открыли, а в 1960 году в ней разместили скульптурную мастерскую. В 1985 году часовню наконец-то возвратили верующим и провели в ней капитальные ремонтно-восстановительные работы.

В 1988 году Ксению Петербургскую причислили к лику святых, но еще раньше, в 1977 году, ее канонизировала Русская православная зарубежная церковь. Ксения Блаженная наравне с Александром Невским и Иоанном Кронштадтским считается небесной покровительницей нашего многострадального города.

И сегодня на старинном петербургском Смоленском кладбище у часовни-усыпальницы Ксении Блаженной вы всегда увидите людей, пришедших к ее могиле, чтобы попросить помощи и заступничества.

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Придворная культура Ришер оставил нам отчет, причем, возможно, стенографический, об одном диспуте, который Герберт вел с ученым Отрихом в присутствии Оттона II. Речь шла о том, чтобы решить, являются ли математика и физика равными по значимости дисциплинами или вторая

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Государственная академическая Капелла Это жёлтое здание на берегу реки Мойки как бы скромно отступило от красной линии домов набережной. Словно осознавая и поэтому не желая кичиться своим местом в истории музыкальной культуры Петербурга. Государственная академическая

Из книги Главная тайна ГРУ автора Максимов Анатолий Борисович

«Красная капелла» Ярким примером совместной работы разведки госбезопасности и военной разведки стала преемственность в создании и работе в Германии с антифашистской группой «Красная капелла» (1935–1942).Начало в создании группы (выход на ее первого руководителя) положил

Из книги Советские разведчики в нацистской Германии автора Жданов Михаил Михайлович

Говорит «Красная капелла» Арвид Харнак тоже получал информацию о готовящемся нападении на Советский Союз. Уже 16 сентября 1940 года в Москву ушло донесение Кобулова: «Корсиканцу» со слов «Албанца», беседовавшего по нижеследующему вопросу с офицером верховного

Из книги Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия автора Блэкмор Говард Л.

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Двор и придворная система С окончательным водворением королевского правительства в Версале исчезает та легкая, галантная, игривая, богемная и даже немного безумная атмосфера, что царила при французском дворе в шестидесятых годах XVII века, когда придворное общество

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

"СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА" КАМЕННОГО ВЕКА Открытие палеолитических пещерных рисунков в Западной Европе в свое время стало сенсацией. Тогда, в середине XIX столетия, наидревнейшими считались древнеегипетское и кельтское искусство, а все то, что могли создать люди в более

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

"Красная капелла" (Rote Kapelle), немецкая подпольная организация движения Сопротивления, созданная с помощью советской разведки. Насчитывала около 100 членов и имела широкую агентурную сеть в Германии. Среди ее руководителей было много известных в Германии людей, в том числе

автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

"Сикстинская капелла» доисторической живописи. В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра,

Из книги Крупнейшие шпионы мира автора Уайтон Чарльз

ГЛАВА 9 «КРАСНАЯ КАПЕЛЛА» Во второй половине 1937 года в Западной Европе практически не существовало каких-либо советских секретных служб. За время великих чисток 1936 года и в последующие месяцы Сталин нанес смертельный удар по сетям тайной агентуры, с таким трудом

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Придворная поэзия Царь Алексей Михайлович помимо любви к чинной красоте отличался еще и любознательностью. Увидев однажды нечто новое и интересное, он тотчас же загорался желанием иметь при своем дворе нечто подобное. Во время русско-польской войны, в 1656 году, царю, во

Из книги Поздний Рим: пять портретов автора Уколова Виктория Ивановна

Глава V. Брак Филологии и Меркурия: Марциан Капелла Влияние культуры на общественную жизнь в качестве важнейшего компонента включает воспитание человека, члена общества, и передачу социальных, моральных и интеллектуальных ценностей от поколения к поколению. Во все

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

5.1. Придворная культура Во времена, когда король Сигизмунд вступал на венгерский трон, главным центром культуры, как и при Анжуйской династии, все еще был королевский двор. В первой половине XV в. культура по-прежнему находилась под весьма сильным влиянием христианского

Статья Петра Трубинова с дополнениями Виталия Филиппова

Участок, на котором располагается комплекс зданий и дворы Капеллы, был приобретен по инициативе Д.С. Бортнянского. Здесь жили и работали такие именитые мастера, как А.Е. Варламов, А.Ф. Львов, М.И. Глинка, Г.Я. Ломакин. Перестройка зданий Капеллы, проведенная Л.Н. Бенуа, вдохнула в эти камни новую жизнь. Архитектурное убранство фасадов, интерьеры, планировка помещений, их техническое оснащение, концертный зал с великолепной акустикой — все это стало полностью соответствовать творческим, художественным и бытовым потребностям хора с многовековым прошлым.

Комплекс зданий Капеллы занимает участок клинообразной формы, начинающийся от реки Мойки и сужающийся к Большой Конюшенной улице. На набережную Мойки выходят два жилых корпуса, проезд между которыми ведет в парадный двор. В глубине двора находится концертный зал Капеллы и пристроенный к нему Царский павильон, которые видны из Зимнего дворца с Дворцовой площади.

Такую форму участок сохранил с самого своего появления, которое можно отнести ко времени между 1714 годом, когда началось освоение левого берега Мойки и 1738, когда участок был зафиксирован на плане Петербурга.

В настоящее время вся территория Капеллы разбита поперечными корпусами на четыре проходных двора. Кроме того, имеются еще два боковых двора внутри выходящих на Мойку жилых флигелей и два световых. Благодаря такому обилию дворов в планировке участка, здания Капеллы удивительным образом вписались в пространственную структуру Петербурга, сложившуюся к концу XIX века. Эти дворы со дня своего появления стали необходимым звеном, соединившим Дворцовую площадь и Большую Конюшенную улицу.

Капелла поселилась в зданиях на Мойке не сразу, а лишь спустя сто с лишним лет после того, как в 1703 году, переехав из Москвы, участвовала в торжественном богослужении на закладке Петербурга. По инициативе директора Капеллы Д.С. Бортнянского 15 октября 1808 года строения на этом участке были выкуплены казной и после необходимого ремонта, выполненного архитектором Л.И. Руска, 1 ноября 1810 года заняты певчими.

Прежде для Придворного хора снималось жилье на Адмиралтейском канале, а спевки проводились в Зимнем дворце. Длительные постоянные переходы по улице, перемежавшиеся с пением, пагубно сказывались на состоянии здоровья певчих, особенно детей. Получив собственное здание, Капелла избавлялась от необходимости проводить репетиции в другом месте. Вскоре после смерти Бортнянского появился широкий проезд с Дворцовой площади к набережной Мойки. В 1834 был построен деревянный, а в 1840 каменный Певческий мост перед зданием Капеллы через Мойку. Таким образом, «Певческие корпуса» оказались включены в ансамбль Дворцовой площади, и установилась кратчайшая прямая дорога к Зимнему дворцу.

Здания, в которые въехала Капелла, построил для себя один из предыдущих владельцев участка, архитектор Ю. М.Фельтен, в 1773-1777 годах. Фельтеновские флигели, выходившие на Мойку, были двухэтажными, в каждом из флигелей имелся арочный проезд во внутренние дворы, а между корпусами — проезд в главный двор. Внутренняя планировка корпусов сохранилась без значительных изменений до сих пор и легла в основу работы Бенуа по перестройке всего комплекса. Центральный дом с крупным выступом, стоявший в глубине участка, был трехэтажным. За центральным домом простирался сад, ограниченный со стороны Большой Конюшенной улицы трехэтажной постройкой.

Здание, в котором оказалась Капелла, изначально имело другое функциональное назначение. Построенное, как усадьба, теперь оно использовалось для проживания и работы большого концертно-учебного заведения. На плане Петербурга 1828 года постройки на участке обозначены, как Певческие корпуса. Однако новый директор Капеллы Ф.П. Львов в своей записке в Министерство Императорского двора засвидетельствовал, что «там даже не было подходящего места для пения». Жилых и подсобных площадей не хватало.

В 1828 году архитектору Шарлеманю были заказаны два проекта перестройки зданий Капеллы, один из которых был высочайше утвержден. Проект Шарлеманя подразумевал полное изменение застройки усадьбы, хотя и оставлял флигели по набережной Мойки. К этим флигелям планировалось пристроить длинные корпуса вдоль межевых границ участка. В результате образовался бы сквозной проезд с набережной Мойки на Конюшенную улицу. Концертный зал проектом не предусматривался. Однако перестройку отменили.

В 1830 году директор Ф.П. Львов представил новое прошение о пристройке зала для пения. Это прошение было удовлетворено, и в феврале того же года Шарлемань добавил трехэтажную пристройку к главному корпусу, во втором и третьем этажах которой разместил зал. Именно в этом зале занимались с певчими Глинка и Ломакин, и именно здесь проходили первые репетиции Н.А. Римского-Корсакова с его детищем — оркестром инструментальных классов Капеллы. Стены этого зала сохранились до сих пор, и часть его объема ныне занимает рекреационный зал, в котором собираются артисты перед выходом на сцену.

Певчим все так же не хватало квартир, и в 1834 году Львову удалось исхлопотать надстройку жилых корпусов на набережной Мойки. Ее осуществил архитектор П.Л. Виллерс. Одновременно он закрыл арочные проезды, которые вели с улицы во внутренние боковые дворы этих корпусов, и устроил вместо них две новые квартиры. В боковые дворы отныне можно было попасть только через проезды из главного двора. В том же году Виллерс переделал парадные ворота Капеллы, выполнив новый рисунок решетки, сохранившийся до сих пор. Во время перестройки 1886-1888 гг. Бенуа переделал ограду со стороны Мойки, заново изготовив решетку ворот с сохранением старого рисунка.

В течение XIX века надстройки совершались еще трижды, в результате почти все здания комплекса стали трехэтажными. Несмотря на все перестройки, к концу XIX века помещений катастрофически не хватало. К этому времени Певческая капелла осуществляла не только свою основную функцию — службы при Императорском дворе, но и вела собственную концертную деятельность. В зале, построенном Шарлеманем, была устроена ложа для императрицы. А из зала пробили дополнительные дверные проемы в соседние помещения, чтобы слушатели могли располагаться и там.

Был налажен регулярный образовательный процесс в инструментальных и регентских классах. При Капелле также имелся нотный склад, так как ее директор к тому времени играл единовластную роль цензора на все духовно-музыкальные сочинения, допущенные к исполнению в церкви. Вся эта деятельность велась в обветшавших, маленьких, сырых, неудобно расположенных помещениях.

В 1883 году во главе Капеллы были назначены: начальником — граф С.Д. Шереметев, управляющим — М.А. Балакирев, его помощником по музыкальной части — Н.А. Римский-Корсаков. Им удалось убедить Министерство Императорского двора в необходимости капитальной перестройки здания Капеллы. Разработку проекта поручили гражданскому инженеру Н.В. Султанову. Его проект предполагал надстройку части корпусов до четырех этажей. В результате дворы Капеллы совершенно лишились бы солнечного света. Кроме того, не удовлетворяла предполагаемая наружная отделка фасадов. В конечном счете проект отменили, и в июле 1886 года Александр III одобрил проект Л.Н. Бенуа.

При создании нового ансамбля Капеллы Бенуа использовал наиболее прочные из имевшихся построек: жилые корпуса, выходящие на Мойку, лицевую стену жилого корпуса на Большой Конюшенной улице (надстроив два этажа и возведя здесь дворовую часть здания на новом фундаменте) и часть главного здания, разобрав фельтеновские стены до уровня сводов первого этажа, а трехэтажную пристройку Шарлеманя оставив целиком. Полностью, на новых фундаментах, по проекту Бенуа были выполнены Школьные флигеля, Регентские классы, Царский павильон, Машинное здание и два жилых дворовых флигеля со стороны Конюшенной улицы.

Учебные корпуса Бенуа спроектировал по образцу здания Санкт-Петербургского университета. Проходя через здание, коридор второго этажа оказывается в помещении бывшего концертного зала, построенного Шарлеманем. В этом месте Бенуа оставил рекреационное помещение для отдыха и сбора артистов перед выходом на сцену.

Все здания комплекса композиционно связаны единым рисунком фасада, перетекающим с набережной Мойки в парадный двор.

Бенуа сумел виртуозно замаскировать неправильные формы участка. Таким образом, не видя плана, можно вообразить, будто все дворы имеют симметричную прямоугольную форму. Между тем, во всем комплексе зданий Капеллы нет практически ни одного строго прямоугольного пространства. Даже концертный зал имеет форму раструба, расширяясь от сцены к хорам примерно на метр. Мастерски выполненные круглое и полукруглое фойе концертного зала делают совершенно невидимым искривление границ участка.

Концертный зал Капеллы считается по акустике одним из лучших в Европе. Его пол и потолок сделаны наподобие скрипичной деки. Потолок зала не плоский, а кессончатый, подвешенный к металлической конструкции крыши. В центре сцены Бенуа предполагал устройство органа, но управляющий Капеллой Балакирев, будучи приверженцем православной традиции, воспрепятствовал его установке. Однако Бенуа все предусмотрел для того, чтобы впоследствии орган можно было легко установить. Спустя сорок лет, в 1928 году, это и было сделано: в Капеллу перенесли орган из Голландской церкви.

Другое изменение, внесенное в проект по инициативе Балакирева, касалось квартиры управляющего, занимавшей весь второй этаж в южном корпусе, выходившем на Мойку. Балакирев попросил устроить балкон в угловом окне этой квартиры, что и было сделано там и в такой же квартире напротив. От балкона управляющего протягивалась воображаемая нить к балкону над центральным въездом Зимнего дворца и, таким образом, налаживался визуальный контакт главы Капеллы и императора. С балкона управляющего можно было следить не только за главными воротами Капеллы, но и за жизнью, происходившей на Дворцовой площади. События Кровавого воскресенья разворачивались в 1905 году в непосредственной близости от этого балкона: кавалеристы, стоя с противоположной стороны Певческого моста, перекрыли дорогу к Дворцовой площади шествию рабочих, собравшихся у корпусов Капеллы.

Бенуа проектировал не только здания Капеллы и их внешнюю отделку, но и выполнил эскизы интерьеров и мебели. Помимо упомянутых уже фойе, особой достопримечательностью являются вестибюль со школьной лестницей, комнаты нотной библиотеки и «сборной», гардеробные, расположенные этажом выше. Все они были обнесены деревянными панелями, а под потолком по периметру комнат устроен второй ярус с перилами и узкой лесенкой, ведущей к нему.

3 октября 1894 года, вскоре после завершения работ по перестройке зданий, в концертном зале Капеллы случился пожар. Сгорел только потолок концертного зала, а стены, хоры и вся отделка зала были залиты водой. Боковые жилые флигели нисколько не пострадали. Причина пожара заключалась в неисправности дымохода, проходившего в стене зала. Капелла была вынуждена ликвидировать очаги и печи, находившиеся в квартирах под залом, и заменить в них печное отопление центральным. Через год после пожара, 9 ноября 1895 года состоялось повторное освящение зала, восстановленного в его первоначальном виде.

Печальная судьба постигла построенный Бенуа Царский павильон. В сентябре 1941 года во время фашистской бомбардировки одна из неразорвавшихся бомб расколола павильон надвое. Несколько лет павильон простоял с трещиной, а затем был разрушен. Фотография, датированная 1943-1944 годами, демонстрирует на месте павильона гору битого кирпича с одиноко стоящей входной дверью.

Примерно в то же время, когда расчистили руины Царского павильона и на его месте разбили газон, рельеф фасада концертного зала был сглажен еще одной переделкой. Левый арочный проезд, откуда осуществлялся прежде вход слушателей в фойе и на лестницу к партеру концертного зала, закрыли с двух сторон и устроили в образовавшемся помещении гардероб, а окна служебных помещений по бокам от бывшего павильона заложили наглухо.

Почти 60 лет Капелла простояла без Царского павильона. В 2000 году в рамках проекта благоустройства пешеходной зоны «Дворы Капеллы» на основе дошедших до нас чертежей, фотографий и данных археологии павильон был воссоздан по проекту архитектора В.Н. Вороновой. После восстановления Царского павильона окна и арочный проезд не открыли, таким образом облик парадного двора восстановлен лишь частично. Часть расхождений связаны и с лестницей Царского павильона.

На протяжении XX века в зданиях Капеллы проходила постоянная перепланировка: спальни превращались в классы, классы в квартиры, квартиры в спальни, и так далее. Но помимо многократных перепланировок зданий в советское время с Капеллой происходили и некоторые более существенные изменения.

После революции Придворная капелла стала Государственной. На ее сцену стал выходить не только хор Капеллы, но и другие коллективы. Чтобы эти выступления не мешали занятиям в школе, требовался дополнительный вход в репетиционные помещения и на сцену. Так появился служебный вход, переделанный из окна в бывшую спальню, и дополнительная лестница на второй этаж.

В 1970-е годы к тыльной стороне концертного зала на уровне второго этажа пристроили галерею, позволяющую артистам и администрации попадать в зрительный зал и фойе не через сцену. Галерея также используется для выставок картин и фотографий, как место для отдыха слушателей в антрактах. Одновременно галерея дала два дополнительных помещения для отдыха артистов за кулисами.

Декретом от 11 ноября 1917 года был запрещен детский труд. Это означало, что хор Капеллы больше не может так же интенсивно, как раньше, использовать в своих выступлениях голоса мальчиков. Поэтому в 1920 году детский хор стал существовать отдельно, а во взрослый хор Капеллы вместо мальчиков были набраны женские голоса. Такое резкое увеличение штата потребовало дополнительных квартир, а, кроме того, разграничение учебных и творческих задач снова потребовало перепланировки помещений. Отдельный артистический вход оказался в этом смысле как нельзя более кстати. Под квартиры переделали бывший регентский корпус. Для того, чтобы обособить жилые помещения от концертных, вместо светового двора в этом корпусе была устроена отдельная лестничная клетка.

В 1955 году Хоровое училище официально отделилось от Капеллы, став самостоятельной организацией, хотя и продолжало размещаться в одном с ней здании и участвовать в совместных концертах. Вместо одной из бывших спален на третьем этаже устроили спевочный зал для Хорового училища, так что мальчики уже не должны был делить репетиционные помещения со взрослой Капеллой. В начале 1970-х годов обособление достигло своего пика и «академический» коридор второго этажа был перегорожен стеной, разделившей «малых» и «больших» певчих.

В 1986 году Хоровое училище и вовсе переехало в другое здание. Поводом для переезда послужили начавшие осыпаться в классах потолки. Капитальный ремонт школьных корпусов не проводился, но эти корпуса успешно используются и до сих пор. После переезда Хорового училища его помещения были немедленно заняты посторонними организациям.

После реставрации в октябре 2005 года открылся концертный зал Капеллы. Хотя реставраторы предприняли попытки вернуть его первоначальный облик (например, восстановив позолоту и колёр штукатурки), тем не менее, сравнение с архивными материалами выявляет ряд неточностей. В частности, фотографии до 1956 года показывают живописные панно в центральной части торцовой стены над сценой. Панно были выполнены на холсте художником-декоратором императорских театров А. Лево и изображали балюстрады и вазы с цветами на фоне окрашенной под мрамор штукатурки. За счет зрительного зала увеличена глубина сцены. Не восстановленным остался изящный дирижерский подиум.

Бюсты Д.С. Бортнянского и А.Ф. Львова работы А.Л. Обера, стоявшие на специальных постаментах, в первые годы советской власти были заменены на бюсты Маркса и Ленина, а в 1970-е гг. их место заняли дополнительные настенные светильники, постаменты же с того времени пустовали. По инициативе художественного руководителя Капеллы В.А. Чернушенко и на его личные средства бюсты были заново воссозданы скульптором Б.А. Петровым и 3 февраля 2012 г. заняли свое место на сцене.

Помимо восстановительных работ начало XXI века ознаменовалось для Капеллы еще и строительством на соседнем с южной стороны участке новой гостиницы. Высокое здание, построенное из тяжелых бетонных конструкций, дало осадку в грунте, в результате чего на стенах Капеллы появились трещины. К счастью, при помощи металлических связей треснувшие стены удалось стянуть.

Многие бывшие площади Императорской Капеллы ныне используются посторонними людьми и организациями. Теперь там расположено элитное жилье, рестораны, галереи и пр. Несколько флигелей и занимаемые ими земельные участки были переданы частному инвестору. Остается лишь надеяться, что Капелле удастся в будущем собрать по крупицам наследие, которое оставил для потомков Леонтий Николаевич Бенуа.

Петр Трубинов



просмотров