‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка. Схема композиции волшебной сказки Островский снегурочка основные события

‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка. Схема композиции волшебной сказки Островский снегурочка основные события






Творческая история пьесы «Снегурочка» Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Индивидуальная работа со статьёй (с): Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки? Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки?











Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие сюжета 4. Кульминация 5. Развязка Присутствие старшего и младшего поколений. Отлучка старших. Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же нарушается запрет,за этим следует беда. Поиск потерянного или недостающего, исправление ошибки Главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её Преодоление потери, или недостачи, воцарение (получение более высокого статуса)




Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка Знакомство с родителями Снегурочки Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен» Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем Приобретение запретного качества – любви Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев


Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев. Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.


Тест на гениальность Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. Брехт улыбнулся и посоветовал: Брехт улыбнулся и посоветовал: - Очень просто. Начните с … - Очень просто. Начните с … Бертольт Брехт немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, основатель театра «Берлинский ансамбль». Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).


Мир Берендеева царства Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев?

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

Уроки 1 - 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.

Биографические сведения

Мои замечания об услышанном

Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина - отец и мать

Начальное домашнее образование

В 1835 - 1840 годах - учёба в Московской губернской (первой) гимназии

1840 - 1843 годы - учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром

1843 - 1851 годы - служба в суде, первые литературные опыты

Темы творчества А.Н. Островского

2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»

3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.

_________________________________________________________________

4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?

Композиция волшебной сказки

События пьесы-сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

«Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста её душа,

Не властен он вредить Снегурке».

«Снегурочка, беги от Леля!»

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.

Русские песни и обряды

Песни

Обработки и вариации народных песен

«Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»

Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая

Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы

Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)

Элементы свадебного обряда

6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.

_________________________________________________________________

Уроки 3 - 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героев

Бобыль

Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах

Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».

Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны

Бобылиха

Бобылиха - жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения

«Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».

Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»

Мураш

Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях

Д.1, явл.1

«Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»

Берендей и берендеево царство

Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды

Д.2, явл.1

Диалог царя с Бермятой.

Д.2, явл.2

«Воруют понемножку, благополучие - велико слово, не вижу я давно его в народе».

«В сердцах людей заметил я остуду немалую».

«Тщеславие, к чужим нарядам зависть».

«Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»

3.В чём видит Берендей причину несчастий?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героя

Лель

Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей

Д.1, явл.3

«Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».

Купава

Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.

Купало, божество лета

Д.1, явл.5

«Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».

«Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».

Д.2, явл.3

«Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»

Д.3, явл.6

«Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»

Мизгирь

Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь - сорок грехов сбудешь

Д.1, явл.5

«Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».

«Торговый гость из царского посада».

Д.1, явл.6

«Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».

Д.1, явл.7

«И для любви погасшей возврата нет, Купава».

«Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»

Снегурочка

Д.1, явл.1

«Моя беда, что ласки нет во мне».

Д.1, явл.4

«Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

Д.2, явл.5

«Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».

Д.3, явл.1

«Люби меня немножко; дожидайся, - Снегурочка сама тебя полюбит».

Д.4, явл.2

«Хочу любить; но слов любви не знаю».

«Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»

5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Урок 5. Защита рефератов

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов - установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.

Идём скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растёт она, яснее ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

_____________________________________________________________

3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?

Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?

________________________________________________________________

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

4 (80%) 4 votes

просмотров